EN / RU

Статьи

Дагестан в транснациональных суфийских сетях: шейхи из Кикуни и их зиярат в Турции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №5

Научная статья » Религия и общество

DOI: 10.31857/S086919080001847-8

 
Разобранный в статье случай появления в Турции конца XIX – начала XXI в. дагестанских суфийских сетей и святых мест неплохо представляет взаимоотношения мусульманских элит Северного Кавказа, Волго-Уральского региона, Ближнего Востока и Анатолии. Запечатленная в документах, эпиграфике, устных историях биография Мухаммада и Шараф ад-Дина из Кикуни, их участия в восстании 1877 г., ссылки в Поволжье, эмиграции в Османскую империю показывает, что в своем распространении братство Накшбандия-Халидия не раз переступало за политические границы и идеологические барьеры, установленные в регионе в ходе разграничения владений османской Турции и царской России. Обмен территориями и подданными между Турцией и Россией на протяжении последних полутора столетий привел к появлению смешанных гибридных идентичностей, микроисторию одной из которых прослеживается в статье на примере мухаджирской деревни в Западной Анатолии. Вопреки распространенному представлению тарикат никогда не представлял собой единого неуловимого игрока в «большой игре» между великими державами. Скорее он распадался на множество небольших соперничавших фракций, руководители которых вступали в сложные отношения друг с другом и с местными политическими элитами. С суфийскими сетями тесно связаны более локальные сети святых мест (зияратов) в регионах.

Ключевые слова: суфийские сети, культ святых, политическая ссылка, мухаджирство, гибридная идентичность, Накшбандия-Халидия, Накшбандия-Махумдия, эпиграфика, переписка, устные истории

Объем издания: С. 21–36

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).