EN / RU

Статьи

О божественности личности умершего в Текстах пирамид

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №5

Научная статья » Древний и средневековый Египет

DOI: 10.31857/S086919080001852-4

 
На примере Текстов пирамид в статье рассматривается одно из важнейших древнеегипетских представлений о посмертной судьбе человека, связанной с его обóжением. С одной стороны, в этих текстах умерший воспринимается тождественным или уподобившимся Осирису (Осирис-имярек), Богу Творцу – Атуму (-Ра) и иным богам, как проявлениям единого божественного целого (царь – «полнота бога каждого»). С другой стороны, умерший не теряет свою собственную личность, именуясь Унасом, Тети, Пепи и т.д. В Текстах пирамид изначальная предвечность личности умершего царя является одним из залогов чаемого им бессмертия. Понятие о непротиворечивом сочетании божественной и человеческой природ в умершем человеке, при сохранении его личностных качеств, впервые нашедшее отражение в Текстах пирамид, позволяет провести аналогию с христианским представлением об обожении (теозисе) человека, который вполне сохраняет при этом свою уникальную личность.

Ключевые слова: Древний Египет, Тексты пирамид, обожение, Гор, Осирис, Атум (-Ра)

Объем издания: С. 96–102

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).