EN / RU

Статьи

Гимны тамильских поэтов-бхактов и их аудитория: от текста к контексту

Павлова Мария Борисовна

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №2

Научная статья » Литература на Востоке

 
В раннее средневековье на юге Индии шло активное развитие движения тамильского бхакти, вылившегося в традиции религиозной поэзии наянаров (шиваитов) и альваров (вишнуитов). Гимны поэтов-наянаров, посвященные восхвалению бога Шивы, были собраны в “Тирумурей”, священный поэтический канон. Важной чертой творчества наянаров, и в первую очередь, поэтов сборника “Деварам”, составляющего ядро этого канона, является ярко выраженная направленность поэзии на формирование коллективного религиозного сознания у слушающей ее аудитории. Статья посвящена описанию религиозно-культурного контекста творчества наянаров, а также особенностям речевого контакта поэтов с их аудиторией. В этой связи религиозный гимн анализируется не просто как поэтический текст, а шире – как речевое (вербальное) событие, предполагающее коммуникативную ситуацию между поэтом, аудиторией и божеством. При этом в качестве метода анализа, материалом для которого послужили строфы гимнов поэта Самбандара, используется коммуникативно-прагматический (лингво-поэтический) метод шести функций вербального события, по Роману Якобсону, впервые введенный в обиход исследователем поэзии бхакти Норманом Катлером.

Ключевые слова: Индия, шиваизм, тамильское бхакти, наянары, коммуникативно-прагматический метод поэтического анализа

Объем издания: С. 64–71

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).