EN / RU

Статьи

Феномен антикварного натюрморта в китайском искусстве (1644–1911)

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №6

Научная статья » Искусство на Востоке

 
Годы правления в Китае маньчжурской династии Цин отмечены работой при пекинском дворе католических миссионеров (прежде всего иезуитов) и появлением китайско-европейского художественного рынка. Знамением времени стало появление в цинском искусстве и ремесле ряда европейских технологий, например росписи эмалевыми красками по металлу, стеклу и фарфору. Были адаптированы и новые жанры – костюмированный портрет и натюрморт (цзинъу-хуа). Диалог Китая и Европы эпохи Просвещения породил пограничные явления в культуре каждой из сторон, нашедшие выражение в феномене шинуазри, и способствовал возникновению художественных решений, адекватно увидеть которые можно лишь в зеркале двух цивилизаций. К пограничным явлениям относится цинский антикварный натюрморт “бай гу”, составивший аналогию европейскому натюрморту на тему Vanitas (“Сует/Тщеславий”).

Ключевые слова: цинское искусство, антикварный натюрморт “бай гу”, шинуазри, сокровища китайского интеллектуала вэньжэнь, vanitas/тщеславие

Объем издания: С. 76–83

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).