EN / RU

Статьи

“Арабская” гипотеза об источнике происхождения европейских рифмованных строф: за и против

Семёнов Вадим Борисович

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №4

Научная статья » Запад–Восток

 
В ХХ в. стиховедение сделало качественный скачок вперед, в сторону точных наук, прежде всего благодаря статистическим исследованиям метра и ритма – двух своих основных объектов. Развитие стиховедения также позволило ответить на вопросы, что такое рифма и что такое строфа. Впрочем, остается один общий вопрос, связанный с историей данных двух явлений: откуда они взялись в европейской поэзии? Если ритм и метр изначально существуют вне творческой воли (т.е. мы не можем полностью устранить “случайные метры” не только из художественной прозаической речи, но и даже из речи бытовой, более того, не в наших силах раз и навсегда лишить звучащую речь какой бы то ни было ритмизации), то рифмы и строфы, являющиеся факультативными элементами для упорядочивания стихотворной речи (точнее сказать, делающие ее упорядоченность более явной), легко могут быть удалены из поэтических произведений, чему свидетельство – существование таких явлений, как белый стих и стих астрофический. Стало быть, важно установить, как, почему и когда рифмы и строфы однажды прочно закрепились в инструментарии европейских стихотворцев.

Ключевые слова: мосарабские строфы, романские формы стиха, арабская рифма, мувашшах, заджаль, харджа

Объем издания: С. 120–131

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).