EN / RU

Статьи

“Шелка занданечи”: история мифа

Доде Звездана Владимировна

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2017, №6

Научная статья » История материальной культуры

DOI: 10.7868/S086919081706005X

 
В конце 1950-х гг. на шелке из Собора Нотр-Дам в Юи (Бельгия) была обнаружена чернильная надпись. Расшифровка надписи лингвистом В. Хеннингом и ее интерпретация историком текстиля Д. Шеперд привели к идентификации шелка как ткани занданечи, название которой было известно по письменным источникам. На этом основании аналогичные по технике изготовления и дизайну средневековые шелка, хранившиеся в европейских соборах, а позднее и большой массив тканей с Северного Кавказа были отнесены к занданечи. Считалось, что все шелковые ткани были произведены в одном центре, функционировавшем в VII в. в районе Бухары. Между тем самые ранние сведения о ткани занданечи содержатся в сочинении Наршахи “История Бухары” (Х в.), где она характеризуется как хлопковая материя. Однако, начиная с Д. Шеперд, несоответствия между свидетельствами письменных источников, говорящих о хлопке занданечи, и слабой доказательной базой в пользу существования шелков занданечи либо сознательно игнорировались, либо ему давались различные гипотетические объяснения, поддерживавшие миф о шелках занданечи. В результате недавнего исследования английских специалистов Н. Симс-Вильямса и Дж. Хана установлено, что и сама надпись на шелке из Юи расшифрована неверно. Таким образом, атрибуция значительного количества средневекового текстиля из северокавказских археологических памятников и средневековых европейских соборов должна быть пересмотрена.

Ключевые слова: Занданечи, археологический текстиль, средневековые письменные источники, Наршахи, Северный Кавказ, скальные могильники, Согд, средневековые шелковые ткани

Объем издания: С. 48–60

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).