Статьи
К вопросу о “крепостных церковных феодалов” в дореволюционной Монголии
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №1
Научная статья
» Восточная полития
DOI: 10.7868/S086919081801003X
Распространено мнение, что в Монголии до социалистических преобразований в ХХ в. существовало крепостное право. Простой народ (араты) включал албату – податных, которые несли повинности на нужды государства и администраций хошунов (удельных княжеств); хамджилга – подданных феодалов; шабинаров – работавших на высших лам. Считается, что все араты в Монголии были крепостными. Но есть и другие оценки. Например, известный монголовед В. Котвич называл шабинаров данниками духовных лиц. Другой очевидец писал, что отношения хамджилга со своими феодалами были очень близкими и даже приятельскими, и у них “нет ничего общего, что связывается у нас с представлениями о крепостном праве”. В последние годы ряд монголоведов говорит лишь о зависимости аратов от феодалов. Но в большинстве работ их статус декларируется как крепостной. Сравнительный анализ данных о положении крепостных Рос-сии, Европы и аратов-шабинаров дореволюционной Монголии пока-зал, что шабинары не были крепостными. Высших лам дореволюци-онной Монголии некорректно считать феодалами.
Ключевые слова: крепостничество, крепостное право, Монголия, араты, феодалы, феодализм, ламы, буддийская церковь, буддизм, социальная структура общества
Объем издания: С. 23–30