Статьи

"АРАБСКАЯ" ГИПОТЕЗА ОБ ИСТОЧНИКЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ РИФМОВАННЫХ СТРОФ: ЗА И ПРОТИВ

Выпуск
2016 год № 4
Авторы
Раздел
Научная статья//Запад–Восток
Страницы
120 - 131
Аннотация
В ХХв. стиховедение сделало качественный скачок вперед, в сторону точных наук, прежде всего благодаря статистическим исследованиям метра и ритма - двух своих основных объектов. Развитие стиховедения позволило ответить на вопросы, что такое рифма и что такое строфа. Впрочем, остается один общий вопрос, связанный с историей данных двух явлений: откуда они взялись в европейской поэзии? Если ритм и метр изначально существуют вне творческой воли (т.е. мы не можем полностью устранить “случайные метры” не только из художественной прозаической речи, но и даже из речи бытовой, более того, не в наших силах раз и навсегда лишить звучащую речь какой бы то ни было ритмизации), то рифмы и строфы, являющиеся факультативными элементами для упорядочивания стихотворной речи (точнее сказать, делающие ее упорядоченность более явной), легко могут быть удалены из поэтических произведений, чему свидетельство - существование таких явлений, как белый стих и стих астрофический. Стало быть, важно установить, как, почему и когда рифмы и строфы однажды прочно закрепились в инструментарии европейских стихотворцев.
Получено
27.08.2016