Русская диаспора в Монголии: этапы формирования фронтирной религиозности
Выпуск
2017 год
№ 2
Авторы
Раздел
Научная статья//Этническая история
Страницы
62 - 71
Аннотация
Статья посвящена проблеме религиозности в условиях фронтирных локальных сообществ. В ней рассматривается проблема трансформации религиозности русских, проживающих в Монголии. Автор статьи предпринимает попытку проследить затем, как влияет изменение границы на религиозную идентичность. Сообщество, находясь в условиях постоянно меняющейся границы, скорее всего не может сохранить религиозную традицию. С окончанием имперского периода в истории России православие стало лишь элементом коллективной памяти, определяющим идентичность для русских, постоянно проживавших в Монголии. Именно поэтому автор вводит в научный оборот понятие “память о православии”, предполагающее набор меморативных практик в условиях отсутствия воцерковленности и церкви как института в целом. Наличие дан-ной лакуны послужило причиной возникновения особого типа фронтирной религиозности, опирающейся на две-три традиции. Двоеверие и троеверие – феномен, широко распространенный среди народов Внутренней Азии, зачастую выражающийся в сочетании буддизма и шаманизма. Русская колонизация Монголии, бравшая начало из Восточной Сибири, где подобные практики имели широкое распространение, привела к их укоренению. При этом культурные заимствования у монголов не ограничились только религией, они затронули также язык и быт. Соответственно это скорректировало идентичность изучаемой группы, трансформировав ее из русских в местнорусских, а впоследствии и просто в “местных”. Привязка к локальным традициям и к границе, как к ресурсу, открыла новые возможности для более широкого выбора конфессий. Хронологические рамки исследования охватывают время существования русской диаспоры в Монголии, т.е. период с конца XIX до начала XXI в.
Получено
27.04.2017
Дата публикации