Критика определения восприятия школы ньяя в “Кханда-на-кханда-кхадье” Шрихарши
Выпуск
2018 год
№ 3
DOI
10.31857/S086919080000043-4
Авторы
Раздел
Статьи
Страницы
40 - 50
Аннотация
Адвайтист Шрихарша, автор трактата “Кхандана-кханда-кхадья” (“Сладости контропровержений”) известен как сторонник метода “отрицательной диалектики” (прасанга). Критикуя своих оппонентов из школ ньяя, вайшешика, миманса и др., он не создает альтернативную, “правильную” систему обоснования концепций, а ставит под сомнение саму возможность логически обоснованной процедуры определения. Себя он сравнивает с гурманом, который, владея аргументами своих оппонентов лучше и виртуознее, чем они сами, получает эстетическое удовольствие от их опровержения c точки зрения принципов опровергаемой системы. В статье анализируется критика Шрихаршей определения (лакшана) восприятия (пратьякша) школы ньяя (принадлежащего, как считается, Трилочане). Суть опровержения состоит в том, чтобы показать, что определение не достигает ни одной из целей, которые приписываются этой логической процедуре в индийской мысли: 1) правильного понимания отличия восприятия от однородных или неоднородных форм достоверного познания; 2) указания на признак (линга) для опознания непосредственности (сакшаткаритва); 3) прояснения общепринятой словесной практики (вьявахара); 4) установления оснований правильного употребления (правритти-нимитта) слова “восприятие”. С точки зрения Шрихарши, именно непосредственность может помочь пониманию феномена восприятия, поскольку ее достоверность неотделима от ее переживания. Иными словами, ссылки на опыт, переживаемый всеми людьми “от первого лица”, достаточно, метод же определения ньяи избыточен и уводит от сути дела.
Получено
27.06.2018
Статья
Здесь будет онлайн-версия статьи. Благодарим за терпение!