Статьи

Проблемы идентичности и сепаратизма у этнических меньшинств в глобальном мире (на примере индийского штата Ассам)

Выпуск
2022 год № 6
DOI
10.31857/S086919080023354-6
Авторы
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Аффилиация: Эпиграфика Востока
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
160 - 171
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы сепаратистских и протестных движений среди этнических меньшинств в индийском северо-восточном штате Ассам, стремящихся к сохранению своей идентичности. Индийское общество ранжируется по разным идентификаторам: конфессии, язык, территория, кастовость и т. д. Характерно то, что индийцы выражают свой патриотизм, находясь вне родины. В самой Индии им присущ локальный национализм. На протяжении веков миграционные тенденции в штате Ассам формировали сложный многоэтничный и мультикультурный состав населения. Поправки в Закон о гражданстве в 2000-х гг. привели к еще большему объединению местного населения в протестные группы по политическим соображениям. В первой части статьи представлен краткий обзор исторических предпосылок, влияющих на протестное движение и дестабилизацию современного ассамского общества. Вторая часть посвящена специфике протестов 1950–1960-х гг. В третьей части анализируется современное положение дел ассамского общества. Предпринята попытка проследить различные формы протестов и определить стороны конфликтов в борьбе между: а) племенными сообществами за включение их в категорию Зарегистрированных племен; б) племенами и неплеменным населением; в) племенами и иммигрантами; г) объединением племен и государством. Проводится параллель специфики этнического сепаратизма северо-восточных штатов Индии с европейским вариантом, определяются предпосылки их возникновения и основная локализация конфликтов. Исследование основано на публикациях в англоязычных СМИ, а также на научных работах индийских ученых, благодаря которым прослеживается взгляд на проблему «изнутри» государства. В результате обзора работ формулируется вывод о том, что до проблемы с нелегальными иммигрантами существовал ряд других причин, по которым на протяжении многих веков наблюдается желание многих этнических групп получить автономию. Такой расклад зависит от географических, этнических, социальных и конфессиональных критерий региона, что является определенной исторической предпосылкой к такому ходу событий.
Получено
03.11.2024
Статья

ВВЕДЕНИЕ


Регулирование миграционных процессов является крайне важной проблемой для штата Ассам. На протяжении ряда лет существуют общественные объединения, такие как Всеассамский студенческий союз (All Assam Students’ Union), образованный в 1967 г., которые организуют политические кампании против нелегальных иммигрантов из Бангладеш. Поправки в Закон о гражданстве, принятые в 2000-х гг. (Citizenship Amendment Act 2003, 2005, 2015, 2016, 2019 гг.) привели к тому, что люди, придерживающиеся самых разных политических взглядов, стали формировать протестные группы. Многие этнические группы, проживающие в штате Ассам, такие как бодо, карби и др., стремились получить автономию еще до того, как нелегальная иммиграция из Бангладеш превратилась в проблему всего Северо-Востока Индии. Объектом исследования является изучение протестных и сепаратистских движений различных ассамских социальных и этнических меньшинств. Гипотеза работы строится на том, что протесты населения носят не спонтанный характер, а имеют довольно четкие исторические предпосылки, влияющие на дестабилизацию ассамского общества. Цель исследованиявыявление исторических предпосылок сепаратизма среди этнических меньшинств в штате Ассам. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи: а) выявить исторические предпосылки протестов в штате Ассам; б) обозначить специфику протестов 1950–1960-х гг.; в) показать современную ситуацию и варианты дальнейшего развития протестной активности в штате. Исследование основано на материалах преимущественно англоязычных индийских СМИ (The Hindu, Indian Express, Times of India т.д.) и научных работах экспертов.
При написании настоящей работы авторы руководствовались принципами социальной антропологии, сформулированными на протяжении последних трёх десятилетий в трудах ведущих отечественных и зарубежных этнологов и антропологов, в первую очередь академика РАН В.А. Тишкова, научного руководителя Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, и его коллег и единомышленников [Барт, 2006; Соколовский, 2003, 2014, 2021; Тишков, 1989, 2003, 2021; Тишков и др., 2020; Эриксен, 2014; Этнос, 2015; Eriksen, Jacoubek, 2019; Verdery, 2019].
В мировом сообществе понятию «идентичность» уделяется особое внимание: многие конфликты проистекают из-за того, что этнические группы пытаются защитить свою самобытность или идентичность. В этнологии обсуждается в первую очередь социальная идентичность. В целом идентичность – это то, как человек определяет себя, с какими группами людей он себя идентифицирует, проводя при этом границу между понятиями «свой» и «чужой». Идентичность устанавливается через определение как общих сходств, так и различий. Норвежский антрополог Томас Хюлланд Эриксен считает, что «принадлежность к некоторым группам, связанным с родством, этничностью, языком и гендером, является императивной (навязанной), а принадлежность к другим группам выбирается относительно свободно» [Эриксен, 2014, c. 215]. Таким образом, согласно Т.Х. Эриксену, у человека может быть несколько идентификаторов, по которым он относит себя к тем или иным группам, однако в зависимости от конкретной ситуации принадлежность к какому-либо из идентификаторов может стоять выше по значимости для того или иного индивида.
В штате Ассам на сформированную идентичность племен влияет новая культура иммигрантов, поскольку проблема миграционных потоков в этом штате носит долгосрочный характер. Только за последние сто лет ученые насчитывают пять волн миграции из соседних штатов Индии, Бангладеш, Мьянмы и других стран Южной и Юго-Восточной Азии. Кроме того, каждое племенное сообщество штата сформировало определенную «самость», что ведет к сепаратизму и столкновениям между этническими группами. В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам [Декларация о правах лиц, 1997, c. 90–93]. В связи с этим вопрос «самости», или «идентичности», у этнических меньшинств штата Ассам принял характер глобальной проблемы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОТЕСТОВ В ШТАТЕ АССАМ


Территориально-политический вопрос


Северо-Восточная Индия (СВИ) – это место соединения Южной и Юго-Восточной Азии. Регион граничит с севера с Бутаном и Тибетским автономным районом Китая, с юга и запада – с Бангладеш, а с востока – с Мьянмой. Сухопутный коридор шириной в 22 км соединяет СВИ с остальной частью Индии, что указывает на слабую географическую и политическую связь Северо-Востока с центральной частью Индии.
На территории СВИ находятся семь штатов: Ассам, Аруначал-Прадеш, Мегхалая, Манипур, Нагаленд, Мизорам и Трипура. В последнее время к ним стали добавлять Сикким. На территориях Манипура, Трипуры и Ассама еще в доколониальное время существовали независимые феодальные княжества. Население остальных четырех штатов (Аруначал-Прадеш, Мегхалая, Нагаленд, Мизорам) состоит в основном из представителей зарегистрированных племен. После раздела Британской Индии в 1947 г. эти территории некоторое время существовали в составе Ассама, но в результате роста протестной активности отделились от него [Acharya, 1988, p. 1068]. Историческая взаимосвязь северо-восточного региона с основной частью Индии систематически подрывалась колониальной политикой англичан. Профессор Арчана Упадхьяй из Университета им. Джавахарлала Неру (Дели) отмечает, что между 1874 и 1934 г. племенное население СВИ управлялось в соответствии с установленными положениями, на основе которых территории племен были разделены на такие категории: «нерегулируемые», «отсталые» и «исключенные» (“nonregulated”, “backward” and “excluded”) [Upadhyay, 2006]. Н.К. Дас, социальный антрополог, более трех десятилетий проводивший полевые исследования в Восточных Гималаях и Северо-Восточной Индии, подчеркивает, что на территории СВИ сформировались три типа общества и государственного устройства, такие как «племя», «вождество» и «государство» [Das N.K., 2009, p. 1]. Из-за этого в штате Ассам происходит конфликт интересов, основанный на разногласиях в области разных форм управления и ведения политики. Постановление о внутренней линии 1873 г. (The Bengal Eastern Frontier Regulation of 1873, известное как “the Inner Line Regulation” (ILR)) запрещало доступ в эти районы всем «посторонним», кроме тех, кто получил специальное разрешение от правительства. Это постановление было распространено на большую часть горных районов и, таким образом, создало «границу внутри границы», внеся политический и культурный раскол между племенными территориями и равнинами. По Закону об управлении Индией 1935 г. многие горные территории в регионе стали «исключенными районами», т. е. находящимися за пределами юрисдикции законодательного органа провинции [Upadhyay, 2006]. В итоге этническое разнообразие Северо-Востока, изоляция в эпоху колониализма и проблемы несбалансированного экономического развития в период после обретения независимости 1947 г. создали в дальнейшем условия для возникновения разного рода этнических конфликтов.
ЭТНИЧЕСКИЙ И ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Многие этнические группы, живущие в СВИ, такие как нага (naga), мизо (mizo), бодо (bodo), кхаси (khasi) и т. д., стремятся создать новый нарратив для своих сообществ, то есть обозначить свои принципы политической реальности, основанной на политической деятельности, политических процессах и политических системах, понятия о которых отличны от понятий у неплеменного населения штата. Они бросают вызов государственному определению нации и «внутренней колонизации» [Roy, 2005, p. 2167] со стороны государства. Таким образом, они выражают свою самость и защищают свою идентичность путем сепаратизма или автономизации. Рассматривая процесс формирования населения штата, Балмики Прасад Сингх (р. 1943), политический деятель, аналитик и публицист, занимавший пост губернатора Сиккима в 2008–2013 гг., написавший ряд книг и статей, касающихся индийской культуры, в частности, Северо-Восточной Индии, разделяет население Ассама на три основные группы: горные племена, равнинные племена и неплеменное население равнин. Он считает, что население северо-востока Индии состоит в основном из пяти рас: австралоидная, негроидная, кирата (народы Гималаев), дравиды и арии. Все они в разное время заселили СВИ и имеют разные традиции [Singh, 1987, p. 258]. Регион СВИ имел довольно сложный этнический состав еще до того, как Индия превратилась в колонию Британской империи. К шестой расе можно отнести монголоидные общины, мигрировавшие из Юго-Восточной и Восточной Азии и расселившиеся на холмах и равнинах этого региона. Однако горным племенам приходилось кочевать из-за тяжелых климатических условий. Это приводило к вытеснению одних племен с их территорий другими племенами, что порождало земельный кризис и конфликты. Лишь с введением Постановления о внутренней линии 1873 г. (ILR), защищавшего племена от вторжения мигрантов во времена колониального периода, на территории горных племен стало спокойнее [Srikanth, 2014, p. 43].
За последние 100–150 лет этнический состав населения штата Ассам сильно изменился. После того как в XIX в. англичане приняли решение возделывать в этом районе чайные плантации, на территорию штата были привезены тысячи рабочих из районов современных штатов Орисса, Мадхья Прадеш, Бенгалия и др. [Киселева, Москаленко, 2021, c. 20]. Также в течение колониального периода в СВИ в поисках экономической выгоды начали приезжать торговцы из штата Раджастхан. Еще одна волна миграции была связана с переселением бенгальцев, спасающихся от земельного кризиса у себя на родине. Около 10 млн бенгальцев расселились на территории штатов Ассам, Трипура и Манипур [Vandana, 2008, p. 156], часто занимая при этом земли, которые местное население оставляло под пар. Последующие три миграционные волны, которые наблюдались в период 1940–1970-х гг., были связаны либо с войнами, либо с конфессиональными конфликтами. Так, во время Второй мировой войны, когда в 1944 г. встала угроза наступления Японии, на территорию СВИ было эвакуировано население из Бирмы и Непала [Киселева, Москаленко, 2021, c. 21]. В 1947 г. из-за индусско-мусульманского религиозного конфликта наблюдались массовые миграции в приграничные с Пакистаном и Бангладеш (на тот момент Восточный Пакистан) территории Индии, в том числе и в штат Ассам. Последняя масштабная миграционная волна, имеющая последствия для ассамского общества в XXI в., связана с освободительной борьбой в государстве Бангладеш в 1970 г. [Киселева, Москаленко, 2021, c. 21].
Отличительной чертой штата Ассам является не только этническое, но и этнолингвистическое разнообразие, что вызывает сложности во взаимоотношениях среди населения. По данным переписи населения 1971 г., основной процент жителей Ассама, а именно 59,44%, определяют себя как носители языка ассами, на хинди говорят 19,44%, на бенгали – 15,77%, и лишь 3,65% говорят на языке боро, который распространен у равнинных племен бодо, также 1–1,7% являются носителями других языков (мизо, мири, ория и др.) [Яковлев, 2012, c. 206]. Согласно переписи 2011 г., из 31 205 576 человек жителей Ассама на ассамском языке говорят 15 095 797 человек (48,3%), на бенгали – 9 024 324 человек (29%), на боро – 1 416 125 человек (4,6%) и на хинди – 2 101 435 человек (6,7%).

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС


В штате Ассам представлены все основные религии мира, и в некоторых племенных сообществах до сих пор есть элементы анимизма. В штате наблюдаются различные направления индуизма. Также в разных частях штата имеются общины буддистов, сикхов и джайнов. Если рассматривать процентное соотношение религиозных групп в штате Ассам и во всей Индии, то цифры соответственно получаются такими: индусы – 64,9% (Ассам) и 80,5% (Индия), мусульмане – 30,9% (Ассам) и 13,4% (Индия), христиане – 3,7% (Ассам) и 2,3% (Индия), другие религии – 0,5% (Ассам) и 3,8% (Индия) [Nath B.K., Nath D.C., 2001, p. 1]. Согласно переписи населения 2011 г., доля ассамских мусульман увеличилась до 34,2% [Census 2011: Assam Records, 2015]. За последние 50 лет большинство мусульманского населения – это переселенцы из Бангладеш. Таким образом, приток иммигрантов-мусульман из Бангладеш не сокращается.
Можно сказать, что на протяжении многих веков территориально-политическое, конфессиональное, этническое и этнолингвистическое разнообразие является причиной процесса дестабилизации ассамского общества, что побуждает население протестовать и требовать автономии.

СПЕЦИФИКА ПРОТЕСТОВ 1950–1960-х гг.


Борьба этнических групп в Ассаме за признание их как коренных жителей региона стала все более заметной, когда они мобилизовались для переопределения их группового статуса и прав на «отдельные штаты», которые изначально были отвергнуты колониальными властями.
Из-за разногласий и споров племен, основанных на тенденции к диверсификации идентичности у каждой этнической группы, индийское государство предприняло попытки переопределить их права. После Уведомления 1956 г. [Act No. 63, 1956], правительство внесло эти группы в список Зарегистрированных племен, предоставив им специальные льготы и привилегии, в том числе резервирование мест в учебных заведениях, на государственных должностях и законодательных собраниях штатов. Были также установлены определенные способы защиты территорий, населенных этими племенными сообществами. Тем не менее учреждение защитного режима – положительной дискриминации – характеризовалось отсутствием единообразия. Такого рода защиту получили не все племена штата, что также вызвало междоусобицы среди племенных сообществ.
Проводимое постколониальным правительством включение этнических групп Ассама в социально-экономические и политические структуры государства происходило на принудительной основе. Это привело к чрезвычайно высокому уровню протестных движений за самоидентификацию, которые инициируются малочисленными и конкурирующими племенными меньшинствами [Saikia, 2009, р. 30]. Мобилизация основных сил племен против институционального и массового угнетения со стороны государства наблюдалась с конца 1950-х гг. Характер требований был более или менее схожим: требование большей автономии или учреждение отдельных штатов в рамках административной структуры Индии: а) племя мисинг требует учреждения автономной области на северо-востоке; б) племя димаса выступает за создание отдельного штата под названием Димараджи на холмах Северного Качара в южных районах Ассама; в) племя бодо также добивается создания отдельного штата, состоящего из районов на западных границах Ассама.
Одной из особенностей протестов 1960-х гг. было движение за государственный статус ассамского языка, также известное как «Языковое движение». Его возглавили студенческие некоммерческие организации Ассам Джатия Махасабха (Национальная ассамблея Ассама, образованная в 1936 г.) и Ассам Сахитья Сабха (Литературное общество Ассама, созданное в 1917 г.). Агитация за придание ассамскому языку официального статуса в конце 1950-х – начале 1960-х гг. стала одной из самых активных попыток защиты своей идентичности. Доминирование бенгалиязычного населения Ассама в системе образования и в государственной администрации привело к тому, что в конце 1950-х гг. вышеупомянутые организации пригрозили правительству штата начать движение ненасильственного сопротивления, если не будут приняты срочные меры. [Saikia, 2009, р. 113]. Во главе протестов 1950–1960-х гг. стояли интеллектуалы из среднего класса, поэтому выступления носили мирный характер. Только в 1980–1990-х гг. они приняли более активную и массовую форму [Saikia, 2009, р. 191].
Продвигая закон о языке, правительство Ассама стремилось расширить как сферу применения ассамского языка не только в качестве основного инструмента для получения работы в правительстве и высших учебных заведениях, так и его использование в общественной жизни. Реализация этой политики означала увеличение возможностей для тех, кто лучше всего владеет ассамским языком. В итоге было создано новое препятствие для этнических меньшинств, так как для того, чтобы претендовать на зарезервированные должности, кандидаты должны владеть ассамским языком, который правительство сделало обязательным. Подобная политика стала основной причиной споров между племенными сообществами и усилила дальнейшую политизацию языковой идентичности [Saikia, 2009, р. 199].
В истории штата Ассам, помимо мирных форм протеста за языковую самоидентичность, присутствует и жесткая борьба за территориальную обособленность. Такую борьбу вели племена нагов, боровшиеся с 1940-х гг. за создание отдельного штата, который должен был быть организован по территориально-этническому принципу. Переломным моментом в этой борьбе стало убийство одного из лидеров нагов Т. Сахрив в 1956 г. В ответ на убийство более радикально настроенные лидеры нагов сформировали Федеральное Правительство Нагаленда и инициировали вооруженные восстания за независимость [Яковлев, 2012, c. 206]. Так мирные формы протеста переросли в вооруженный конфликт с усилением сепаратистских тенденций и отделением территории, занимаемой племенами нагов, от Ассама. Отдельный штат Нагаленд появился в 1963 г. В дальнейшем от территории Ассама отделились еще три территории: Аруначал Прадеш, Мегхалая и Мизорам в 1972 г.
Образование новых штатов усилило дальнейшую борьбу этнических сообществ за автономизацию от штата Ассам.
Одной из особенностей протестного движения в штате Ассам является борьба против нелегальных иммигрантов из Бангладеш. С этой проблемой All Assam Students' Union, или AASU (Всеассамский студенческий союз), пытался бороться с 1970-х гг. В то же время была создана организация Объединенный фронт освобождения Ассама, которая в 1980-х гг. вела борьбу за отделение штата Ассам от Индии в отдельное государство [Яковлев, 2012, c. 206].
Таким образом, после получения племенами нага в 1963 г. возможности образовать отдельный штат Нагаленд, по всей северо-восточной Индии начались протесты. Как только одна из этнических групп получала автономию, это провоцировало дальнейшую цепочку сепаратистских протестов, порой с применением насильственных мер террористического характера.

ПРОТЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕМЕН В XXI ВЕКЕ


В XXI век общество штата Ассам вошло все с той же нерешенной проблемой сепаратизма. Количество причин, из-за которых происходят протесты в штате, только увеличилось.
Один из конфликтов, проявившийся в настоящее время, – это борьба племени против племени за включение в категорию Зарегистрированных племен. Еще в колониальный период британцы использовали для племен термин «угнетенные классы» (Depressed Classes), который позже был заменён на «зарегистрированные племена» (Scheduled Tribes – STs) и «зарегистрированные касты» (Scheduled Castes – SCs) [Tripathi, 2018, p. 12–13].
24 октября 1970 г. в Индии создается Департамент благосостояния зарегистрированных племен и зарегистрированных каст. В 1982 г. Департамент был разделен на Управление благосостояния зарегистрированных племен и Департамент благосостояния зарегистрированных каст [Directorate of Tribal Welfare, Tribal Welfare Department]. В 2003 г. была учреждена Национальная комиссия по зарегистрированным племенам – конституционный орган Индии, установленный Законом о Конституции (89-я поправка) (Introduction. National Commission for Scheduled Tribes. Government of India). На сегодняшний день продолжается борьба этнических сообществ за право быть включенными в категорию «зарегистрированных племен», так как государство предоставляет таким группам материальную поддержку.
Еще один конфликт наблюдается между племенами и неплеменным населением. В четырех штатах СВИ, в том числе в Ассаме, политическими лидерами являются племена. Но в городских центрах, преобладают люди, не принадлежащие к племенным сообществам, то есть выходцы из других штатов [Fernandes, 1999, р. 3579].
Есть ещё и конфликт между племенами и иммигрантами. Помимо языкового конфликта, возник земельный конфликт с иммигрантами из Бангладеш. Например, стремление к защите своей идентичности привело к этническим конфликтам и кровопролитию между племенами бодо и иммигрантами-мусульманами [Das, 2016, р. 7]. Если рассматривать самые крупные этнополитические конфликты, то можно назвать три: а) сепаратистское движение ассамцев, которое направлено в основном против бенгальцев-мигрантов и политики правительства в вопросе миграции; б) борьба племен бодо за создание собственного государства Бодоленд; в) движение народа димаса, который требует создания государства Дималенд.
Часто племена объединяются против государства из-за политики в сфере добычи полезных ископаемых. В течение многих лет в тропических лесах Ассама производится добыча угля, как узаконенная, так и незаконная. Помимо воздействия на биоразнообразие региона, именно племенные общины пострадали от неоднократных перемещений и загрязнения их территорий. Эти факторы способствовали росту болезней среди населения [Chakravartty, 2020].
Если сравнивать характер сепаратистских движений в СВИ с европейскими аналогами движений за отделение, то показательным будет пример баскского движения в Испании. Баски используют коммуникационные технологии для привлечения поддержки со стороны диаспоры и сторонников из-за рубежа. В баскском движении в Испании важную роль играет идентичность. В Стране басков есть свой уникальный язык, не имеющий никакого отношения к испанскому и не похожий ни на один другой язык мира, за исключением грузинского.
Недовольство историческим прошлым, основанное на культурной и языковой самобытности, также подпитывает сепаратизм в Каталонии [Dayton, 2015, p. 4]. Но если баски – это довольно крупное сообщество, отстаивающее свою идентичность, то в СВИ из-за многоэтничного состава населения этнические группы с сепаратистскими тенденциями относительно малочисленны. Здесь происходит дробление общества на небольшие этнические группы. В Ассаме и в Индии в целом очень много индикаторов, по которым могут объединяться этносы. Иногда сообщества, имея одну этническую принадлежность, но разные политические или религиозные взгляды, могут разделяться и образовывать отдельное сепаратистское движение. Индийцев в целом нельзя назвать единой нацией, так как в государстве проживают различные этнические группы. По мнению В.А. Тишкова, «“идея Индии” как сложной и единой нации была выдвинута Махатмой Ганди и Джавахарлалом Неру на старте эпохи независимости от британской короны и утверждалась все последующие десятилетия, создав самую крупную и самую сложную по этническому, религиозному, расовому и кастовому составу нацию современного мира» [Тишков, 2021].
Основные штаты, где сепаратистские движения особо сильны – это северо-восточные «семь сестёр». Протесты последнего времени в целом направлены против обновления законодательной базы – Поправок в Закон о гражданстве (CAA 2003, CAA2005, CAA 2015, CAA 2016, CAA 2019). Основные волнения начались после внесения Поправки в Закон о гражданстве (Поправка), 2019 (The Citizenship (Amendment) Act, 2019) – САА, 2019, которая была принята индийским парламентом 11 декабря 2019 г. Согласно этой Поправке, право на упрощенное получение гражданства получили индийские иммигранты из Пакистана, Бангладеш и Афганистана, относящиеся к шести религиям – буддизму, христианству, индуизму, джайнизму, зороастризму и сикхизму. В Поправке не упоминаются иммигранты из других стран южноазиатского региона, и она не распространяется на мусульманское население. В итоге эта Поправка стала побудительным мотивом к всплеску протестной активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подытоживая сказанное, следует отметить, что в штате Ассам наблюдаются разные формы протестов, но, как правило, одна из сторон конфликта – племена. Штат исторически предрасположен к сепаратизму, так как этнический состав населения очень разнообразен в культурном и лингвистическом плане. Племена подвергаются влиянию смежных культур, что отражается на их самости. В особенности эта проблема касается иммигрантов, которые «затапливают» культуру племен.
Импульсом к протестам против иммигрантов и мигрантов стали политика открытых дверей, проводившаяся англичанами в Ассаме, и лояльное отношение правительства Индии к иммигрантам после получения независимости. Правительство давало автономию одним протестующим племенам, что ущемляло статус этнической идентичности других племен.
Отличительной чертой протестов 1950–1960-х гг. в Ассаме стала борьба за самоидентификацию, которая выражалась в так называемом движении за государственный статус ассамского языка. Но это усилило не только борьбу между племенами, но и снизило шансы выходцев из племен на трудоустройство, из-за приоритета, отдаваемого ассамскому языку.
На сегодняшний день основной проблемой для ассамцев являются нелегальные иммигранты. К 2021 г. протесты утихли из-за влияния коронавируса на миграционные процессы в регионе. Мигрантам из других штатов и иммигрантам из Бангладеш стало сложнее осуществлять передвижения из-за закрытых границ и локдауна. Что касается повстанческих организаций, то на территории Ассама их действия часто продолжают носить террористический характер. Такие методы борьбы будут действовать, пока правительство Ассама не предоставит этим повстанческим организациям статус автономных территорий.