Монеты каппадокийского царства из собрания Государственного исторического музея
Выпуск
2022 год
№ 6
DOI
10.31857/S086919080020988-3
Авторы
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
254 - 263
Аннотация
Статья представляет собой первую публикацию коллекции монет эллинистической Каппадокии из собрания Государственного исторического музея. В работе публикуются 37 монет: 36 драхм и одна тетрадрахма, включая редкие и уникальные экземпляры. Публикуемые экземпляры относятся к монетному производству Ариарата IV, Ариарата V, Ариарата VI, Ариарата IX, Ариобарзана I, Ариобарзана III и Ариарата X. Большая часть собрания происходит из поступлений конца XIX – начала XX века. Точной информации о происхождении этих монет нет. Десять монет поступили в ГИМ после 1945 года и происходят из частный собраний различных коллекционеров. 24 экземпляра из 37 относятся к правлению Ариобразана I и представляют монеты одного номинала – драхма. Относительно репрезентативная хронологическая выборка материала позволила провести анализ поверхностного состава сплава металла монет методом рентгенофлуоресцентного анализа. Результаты исследования показали, что к концу правления Ариобарзана I процентное содержание серебра в монете сокращается и увеличивается доля меди. Корреляционный анализ демонстрирует очень высокий показатель обратной корреляции между этими двумя металлами, что означает, что «порча» монеты проходила именно за счет увеличения доли меди, а обнаруженные в составе металла микропримеси иных металлов не были использованы в этом процессе. Можно предположить, что такое понижение доли серебра в монете Ариобразана I было вызвано тяжелым финансовым положением Каппадокии в конце Третьей Митридатовой войны.
Получено
03.11.2024
Статья
В Отделе нумизматики Государственного исторического музея хранится небольшая коллекция монет эллинистической Каппадокии. Она состоит из 37 монет (36 драхм и одной тетрадрахмы), относящихся к монетному делу пяти каппадокийских правителей: Ариарата IV, Ариарата V, Ариарата VI, Ариарата IX, Ариобарзана I, Ариобарзана III и Ариарата X. В собрании присутствуют редкие и уникальные экземпляры, относящиеся к ранее неизвестным выпускам1.
Большая часть каппадокийских монет из коллекции ГИМ происходит из старых поступлений конца XIX – первой половины XX в. По-видимому, значительная их доля связана с обезличенными национализированными частными коллекциями, поступившими в государственный музейный фонд в 1920-е – 1930-е гг. История происхождения известна для монет, поступивших в собрание ГИМ после Великой Отечественной войны. Так, 11 декабря 1945 г. музеем были приобретены у И.А. Семеновой драхмы Ариарата IX (№ 8) и Ариобарзана I (№ 24), а 6 февраля 1954 г. у И.В. Филиппова были куплены две драхмы Ариобарзана I (№ 17, 26) и одна – Ариобарзана III (№ 34). Заметным пополнением нумизматического собрания ГИМ стала передача из кассы по приему и выдаче ценностей Гохрана 6 февраля 1956 г. большой коллекции монет. Среди них были и каппадокийские: две драхмы Ариарата VI (№ 3, 5) и одна – Ариобарзана I (№ 30). В декабре 1956 г. в состав собрания ГИМ вошла коллекция В.С. Кондрашева, в которой среди множества античных монет находились драхмы Ариарата V (№ 2) и Ариобарзана I (№ 31).
Прежде чем перейти к описанию коллекции и атрибуции материала целесообразно высказать несколько общих замечаний о монетном деле эллинистической Каппадокии2. Стоит отметить, что все рассматриваемые каппадокийские драхмы относятся к одному типу – «голова правителя/Афина», а тетрадрахма Ариарата IX к хорошо известному типу – «пегас». В целом, такое неравномерное распределение между номиналами в собрании ГИМ не является особенностями монетной выборки, но, скорее, отражением особенностей монетного дела эллинистической Каппадокии, где ключевым номиналом были именно драхмы. Эмиссии тетрадрахм, напротив, были чрезвычайно редки и характерны не для всех правителей. Зачастую они санкционировались либо узурпаторами (например, Ороферном или Ариаратом IX), либо в случае крупных военных кампаний. Ввиду достаточно сложной картины монетной чеканки, нерегулярных эмиссий, а также слабой урбанизации региона локализация монетных дворов Каппадокии не представляется возможной [Simonetta 2007, p. 16].
Одной из ключевых особенностей монетного дела Каппадокийского царства являются масштабные выпуски имитаций тетрадрахм селевкидского царя Антиоха VII с иконографически близким монетным типом «голова правителя/Афина». В данной работе такие имитации не рассматриваются3. Другой важной особенностью монетного дела Каппадокии является практика датирования монет, что позволяет достаточно точно распределить эмиссии в хронологическом порядке.
К сожалению, публикуемая коллекция монет не представляет собой репрезентативную выборку для количественного исследования, однако, стоит отметить, что метрологические параметры публикуемых монет хорошо соотносятся с известными и не демонстрируют никаких девиаций. Важно заметить, что объемы каппадокийских выпусков были в целом не высокими. Так, штемпельный анализ эмиссий драхм конца II – начала I в. до н.э. показывает, что в среднем в год использовался 1,8 штемпеля [de Callataÿ 2012, p. 186–187].
Монетное дело Ариарата IV (220–163 гг. до н.э.) представлено одной драхмой (№ 1). Данный экземпляр относится к хорошо известному монетному выпуску, относящемуся к 33 г. правления этого царя – 188–187 гг. до н.э. Драхма Ариарата V (163–130 гг. до н.э.) также относится к хорошо известному выпуску. Судя по сочетанию монограмм, данная монета (№ 2) была отбита во второй год правления царя (162–161 гг. до н.э.), хотя дата, располагающаяся в обрезе, оказалась за пределами монетного кружка.
Из четырех драхм Ариарата VI (130–115 гг. до н.э.) (№ 3–6) больший интерес представляет собой № 3. Как и все рассматриваемые драхмы, этот экземпляр относится к типу «голова правителя/Афина». В обрезе оборотной стороны помещена дата А, что соответствует, согласно хронологии М. Симонетты [Simonetta 2007, p. 112], 127–126 г. до н.э. Однако, монограмма и изображение Ники, обращенной влево, а не вправо, как на большинстве известных монет данной серии, позволяют сделать вывод, что публикуемый экземпляр представляет собой уникальный пример ранее неизвестного монетного выпуска. Согласно классификации Ф. де Каллатая, данный экземпляр относится к монетной мастерской С [de Callataÿ 1997, p. 191]. Стоит отметить, что графически близкая монограмма, расположенная в левом внутреннем поле, в сочетании с датой А, известна по публикации М. Симонетты, однако, в сочетании с изображением Ники, повернутой вправо, она не встречается. Другие три драхмы (№ 4–6) относятся к хорошо известным монетным выпускам.
Пожалуй, наиболее примечательным экземпляром всей публикуемой коллекции стоит признать тетрадрахму Ариарата VI (101–87 гг. до н.э.) (№ 7). Монеты данной серии были важнейшим инструментом пропаганды власти царя Ариарата VI, сына Митридата Евпатора, поставленного своим отцом в качестве каппадокийского правителя. Иконография серии тетрадрахм (включая венок, опоясывающий изображение оборотной стороны и дифферент в виде восьмилучевой звезды и полумесяца), к которой относится публикуемый экземпляр, демонстрирует очевидное понтийское влияние. Определенные проблемы вызывает портрет правителя, помещенный на лицевой стороне. Имея некоторые физиогномические параллели с портретами на монетах самого Митридата VI, он все же имеет некоторые индивидуальные особенности и принадлежит самому Ариарату. Учитывая то обстоятельство, что царем Каппадокии Ариарат стал еще будучи ребенком, а портрет принадлежит взрослому мужчине, принято относить чеканку монет этой серии к концу правления Ариарата [Simonetta 2007, p. 80–81]. Монограмма
, расположенная в правом поле оборотной стороны, позволила некоторым исследователям сделать предположение, что данная монетная серия была отбита на монетном дворе Амфиполя во время македонской кампании, возглавляемой Ариаратом [Simonetta 1977, p. 37; 2007, p. 80]. Впрочем, аргументация, основанная на «прочтении» монограммы, является весьма слабым аргументом [de Callataÿ 1997, p. 202–203]. Драхма (№ 8) также относится к монетному делу Ариарата VI и была отчеканена в 115–114 г. до н.э.
Основная часть коллекции (№ 9–32) представлена драхмами Ариобарзана I (95/94–63 гг. до н.э.). Наиболее полно представлены выпуски, относящиеся к последним годам правления этого царя. Экземпляры № 9–10 приходятся на второй год правления Ариобарзана (94–93 гг. до н.э.) – время борьбы за каппадокийский престол с Ариаратом IX и Митридатом Евпатором. Примечательной особенностью ранних выпусков Ариобарзана является портрет правителя с ювенальными чертами лица, а также написание эпитета «друг римлян» в именительном падеже – ΦΙΛΟΡΟΜΑΙΟΣ, в то время как легенда более поздних выпусков содержит эпитет уже в родительном падеже – ΦΙΛΟΡΟΜΑΙΟΥ. Примечательно, что в легенде драхмы № 9 допущена ошибка – в титуле царя (ΒΑΣΙΛΕΩΣ) пропущена йота, таким образом царский титул выглядит как ΒΑΣΛΕΩΣ. Стоит отметить, что ошибки в царском титулатуре на монетах данной серии известны4, однако такая ошибка прежде зафиксирована не была.
Ввиду плохой сохранности некоторых экземпляров не удается с точностью определить дату выпуска, к которым они относятся. Так, дата на оборотной стороне экземпляра № 12, располагающаяся всегда в обрезе, не просматривается, однако монограмма
, расположенная в левом внутреннем поле, встречается на выпусках 82–81 и 81–80-х гг. до н.э. [Simonetta 2007, p. 113]. Подобная ситуация обстоит и с экземпляром № 20, где сохранность оборотной стороны также не позволяет точно датировать выпуск, к которому он относится. Монограмма в левом внутреннем поле позволяет отнести эту монету к выпуску 68–67 или 67–66 года до н.э. На оборотной стороне монеты № 29 дата также не просматривается. Напротив, монограмма
, расположенная в левом внутреннем поле, позволяет отнести этот экземпляр к выпуску 66–65 или 64–63 г. до н.э.
Монетное дело поздних Ариаратидов представлено драхмами Ариаборзана III (52–42 гг. до н.э.) и Ариарата X (42–36 гг. до н.э.). Иконография монет Ариобарзана III имеет ряд отличительных особенностей, среди которых стоит отметить наличие дифферента в виде шести/восьмилучевой звезды и полумесяца, а также примечательную портретную особенность – бороду, что не типично для монетного портрета каппадокийских правителей. Монеты № 33–34 относятся к выпуску 45–44 г. до н.э., а № 35 – к 43–42 г. до н.э. Обе драхмы Ариарата X (№ 36–37) датированы 38–37 г. до н.э. Портрет Ариарата X также украшен короткой бородой. Важной особенностью монетного дела этого правителя является размещение даты не в обрезе, а в правом внутреннем поле оборотной стороны.
Поверхностный состав сплава и качества серебра монет Ариобарзана I (№ 9–32), которые составляют большую часть коллекции каппадокийских монет ГИМ (24 экземпляра из 37), был исследован с помощью метода рентгенофлуоресцентного анализа5. Оказалось, что монеты содержат разное количество серебра в пределах 71,17–97,22 %, пропорционально зависящее от него количество меди (1,82–27,02 %), а также свинец (0,33–1,52 %) и примеси висмута (0,07–0,42 %), золота (0,33–0,74 %), в двух случаях цинка (0,06–0,63 %). Очевидно, что монетный сплав состоит из трех компонентов и включает серебро, легированное медью, и свинец, связанный с драгоценным металлом. Постепенное понижение количества серебра в составе драхм Ариобарзана I пропорционально компенсировалось медью. При этом доля свинца и микропримесей оставалась практически неизменной. Корреляционный анализ материала показывает, что обратная корреляция (коэффициент корреляции Пирсона) долей серебра и меди составляет 99 %, что также свидетельствует о том, что уменьшение доли серебра в монете компенсировалось только медью, в то время как остальные металлы присутствующие в монетах не добавлялись намеренно.
Драхмы 30/32 и 28 гг. выделяются из общего ряда проанализированных монет тем, что содержат меньше всего серебра (71–73 %) и больше всего меди (25,8–27 %). Наиболее низкопробный экземпляр 30/32 г. (№ 29) не отличается цветом и характером металла от более высокопробных монет, лишь на его оборотной стороне в районе буквы альфа титула правителя заметен выход оксида меди. Вторая монета (№ 23) внешне существенно отличается: поверхностный слой серебра темного цвета, местами покрыт оксидом меди, с трещинами и утратами, в которых виден слой драгоценного металла темного цвета. Было сделано несколько анализов металла на поверхности и внутри утрат, которые показали, что данный экземпляр скорее всего не плакирован.
Исследование показало, что за исключением описанных экземпляров драхмы Ариобарзана I 2–32 гг. содержат 79,04–97,22 % серебра, 1,82–19,79 % меди и 0,33–1,52 % свинца (рис. 1). При этом количество серебра со временем уменьшалось, а количество меди пропорционально увеличивалось. Причиной этого можно считать экономические трудности, возникшие в Каппадокии во время Третьей Митридатовой войны, в ходе которой Ариобразан дважды терял власть. Вероятно, военное противостояние Рима и Митридата VI, которое проходило в том числе и на территории Каппадокии, а также оказание Ариаобарзаном союзнической помощи Риму, привели к дефициту драгоценных металлов, что в конечном итоге отразилось на качестве монеты.
Аналогичный качественный и близкий количественный состав сплава демонстрируют монеты Ариарата IX, тетрадрахма (№ 7) и драхма 13 г. (№ 8), которые были проанализированы для сравнения с показателями основной выборки. Они содержат 93,9–97,6 % серебра, 1,34–4,25 % меди, 0,28–1,11 % свинца, а также микропримеси: висмут (0,06–0,21 %) и золото (0,69–0,48 %). При этом тетрадрахма демонстрирует более высокие показатели серебра и золота в сплаве, меньшее количество меди и свинца. Качественно состав этой монеты не отличается от остальных проанализированных экземпляров.
Каталог
AR. Драхма.
Л.с. Голова правителя в диадеме, вправо.
О.с. Афина стоя, в правой руке держит Нику, левой опирается на копье.
1. См. табл. I–II. Номера иллюстраций соответствуют номерам монет в каталоге.
Большая часть каппадокийских монет из коллекции ГИМ происходит из старых поступлений конца XIX – первой половины XX в. По-видимому, значительная их доля связана с обезличенными национализированными частными коллекциями, поступившими в государственный музейный фонд в 1920-е – 1930-е гг. История происхождения известна для монет, поступивших в собрание ГИМ после Великой Отечественной войны. Так, 11 декабря 1945 г. музеем были приобретены у И.А. Семеновой драхмы Ариарата IX (№ 8) и Ариобарзана I (№ 24), а 6 февраля 1954 г. у И.В. Филиппова были куплены две драхмы Ариобарзана I (№ 17, 26) и одна – Ариобарзана III (№ 34). Заметным пополнением нумизматического собрания ГИМ стала передача из кассы по приему и выдаче ценностей Гохрана 6 февраля 1956 г. большой коллекции монет. Среди них были и каппадокийские: две драхмы Ариарата VI (№ 3, 5) и одна – Ариобарзана I (№ 30). В декабре 1956 г. в состав собрания ГИМ вошла коллекция В.С. Кондрашева, в которой среди множества античных монет находились драхмы Ариарата V (№ 2) и Ариобарзана I (№ 31).
Прежде чем перейти к описанию коллекции и атрибуции материала целесообразно высказать несколько общих замечаний о монетном деле эллинистической Каппадокии2. Стоит отметить, что все рассматриваемые каппадокийские драхмы относятся к одному типу – «голова правителя/Афина», а тетрадрахма Ариарата IX к хорошо известному типу – «пегас». В целом, такое неравномерное распределение между номиналами в собрании ГИМ не является особенностями монетной выборки, но, скорее, отражением особенностей монетного дела эллинистической Каппадокии, где ключевым номиналом были именно драхмы. Эмиссии тетрадрахм, напротив, были чрезвычайно редки и характерны не для всех правителей. Зачастую они санкционировались либо узурпаторами (например, Ороферном или Ариаратом IX), либо в случае крупных военных кампаний. Ввиду достаточно сложной картины монетной чеканки, нерегулярных эмиссий, а также слабой урбанизации региона локализация монетных дворов Каппадокии не представляется возможной [Simonetta 2007, p. 16].
2. 1960–1970 гг. можно считать временем становления каппадокийской нумизматики как подраздела нумизматики периода эллинизма. Главным событием этого концептуального осмысления ключевых вопросов каппадокийского монетного дела стала широкая дискуссия между двумя ведущими специалистами в этой области – О. Мёркхольмом и Б. Симонеттой, в которой, по сути, и были сформулированы основные проблемы монетного дела эллинистической Каппадокии. Об этой дискуссии со списком ключевых работ см.: de Callataÿ 1997, p. 186, № 1. Ключевые проблемы монетного дела Каппадокии были представлены в работе А. Симонетты. См.: Simonetta 2007, p. 15–26.
Одной из ключевых особенностей монетного дела Каппадокийского царства являются масштабные выпуски имитаций тетрадрахм селевкидского царя Антиоха VII с иконографически близким монетным типом «голова правителя/Афина». В данной работе такие имитации не рассматриваются3. Другой важной особенностью монетного дела Каппадокии является практика датирования монет, что позволяет достаточно точно распределить эмиссии в хронологическом порядке.
3. В современной историографии выпуски этих монет принято рассматривать в контексте монетного дела Селевкидов. См.: Houghton, Lorber, Veselý 2006; Krengel, Lorber 2009.
К сожалению, публикуемая коллекция монет не представляет собой репрезентативную выборку для количественного исследования, однако, стоит отметить, что метрологические параметры публикуемых монет хорошо соотносятся с известными и не демонстрируют никаких девиаций. Важно заметить, что объемы каппадокийских выпусков были в целом не высокими. Так, штемпельный анализ эмиссий драхм конца II – начала I в. до н.э. показывает, что в среднем в год использовался 1,8 штемпеля [de Callataÿ 2012, p. 186–187].
Монетное дело Ариарата IV (220–163 гг. до н.э.) представлено одной драхмой (№ 1). Данный экземпляр относится к хорошо известному монетному выпуску, относящемуся к 33 г. правления этого царя – 188–187 гг. до н.э. Драхма Ариарата V (163–130 гг. до н.э.) также относится к хорошо известному выпуску. Судя по сочетанию монограмм, данная монета (№ 2) была отбита во второй год правления царя (162–161 гг. до н.э.), хотя дата, располагающаяся в обрезе, оказалась за пределами монетного кружка.
Из четырех драхм Ариарата VI (130–115 гг. до н.э.) (№ 3–6) больший интерес представляет собой № 3. Как и все рассматриваемые драхмы, этот экземпляр относится к типу «голова правителя/Афина». В обрезе оборотной стороны помещена дата А, что соответствует, согласно хронологии М. Симонетты [Simonetta 2007, p. 112], 127–126 г. до н.э. Однако, монограмма и изображение Ники, обращенной влево, а не вправо, как на большинстве известных монет данной серии, позволяют сделать вывод, что публикуемый экземпляр представляет собой уникальный пример ранее неизвестного монетного выпуска. Согласно классификации Ф. де Каллатая, данный экземпляр относится к монетной мастерской С [de Callataÿ 1997, p. 191]. Стоит отметить, что графически близкая монограмма, расположенная в левом внутреннем поле, в сочетании с датой А, известна по публикации М. Симонетты, однако, в сочетании с изображением Ники, повернутой вправо, она не встречается. Другие три драхмы (№ 4–6) относятся к хорошо известным монетным выпускам.
Пожалуй, наиболее примечательным экземпляром всей публикуемой коллекции стоит признать тетрадрахму Ариарата VI (101–87 гг. до н.э.) (№ 7). Монеты данной серии были важнейшим инструментом пропаганды власти царя Ариарата VI, сына Митридата Евпатора, поставленного своим отцом в качестве каппадокийского правителя. Иконография серии тетрадрахм (включая венок, опоясывающий изображение оборотной стороны и дифферент в виде восьмилучевой звезды и полумесяца), к которой относится публикуемый экземпляр, демонстрирует очевидное понтийское влияние. Определенные проблемы вызывает портрет правителя, помещенный на лицевой стороне. Имея некоторые физиогномические параллели с портретами на монетах самого Митридата VI, он все же имеет некоторые индивидуальные особенности и принадлежит самому Ариарату. Учитывая то обстоятельство, что царем Каппадокии Ариарат стал еще будучи ребенком, а портрет принадлежит взрослому мужчине, принято относить чеканку монет этой серии к концу правления Ариарата [Simonetta 2007, p. 80–81]. Монограмма

Основная часть коллекции (№ 9–32) представлена драхмами Ариобарзана I (95/94–63 гг. до н.э.). Наиболее полно представлены выпуски, относящиеся к последним годам правления этого царя. Экземпляры № 9–10 приходятся на второй год правления Ариобарзана (94–93 гг. до н.э.) – время борьбы за каппадокийский престол с Ариаратом IX и Митридатом Евпатором. Примечательной особенностью ранних выпусков Ариобарзана является портрет правителя с ювенальными чертами лица, а также написание эпитета «друг римлян» в именительном падеже – ΦΙΛΟΡΟΜΑΙΟΣ, в то время как легенда более поздних выпусков содержит эпитет уже в родительном падеже – ΦΙΛΟΡΟΜΑΙΟΥ. Примечательно, что в легенде драхмы № 9 допущена ошибка – в титуле царя (ΒΑΣΙΛΕΩΣ) пропущена йота, таким образом царский титул выглядит как ΒΑΣΛΕΩΣ. Стоит отметить, что ошибки в царском титулатуре на монетах данной серии известны4, однако такая ошибка прежде зафиксирована не была.
4. См., например, Simonetta 2007, p. 89, № 4а (экземпляр Sim. Ab. I. 4a/4).
Ввиду плохой сохранности некоторых экземпляров не удается с точностью определить дату выпуска, к которым они относятся. Так, дата на оборотной стороне экземпляра № 12, располагающаяся всегда в обрезе, не просматривается, однако монограмма


Монетное дело поздних Ариаратидов представлено драхмами Ариаборзана III (52–42 гг. до н.э.) и Ариарата X (42–36 гг. до н.э.). Иконография монет Ариобарзана III имеет ряд отличительных особенностей, среди которых стоит отметить наличие дифферента в виде шести/восьмилучевой звезды и полумесяца, а также примечательную портретную особенность – бороду, что не типично для монетного портрета каппадокийских правителей. Монеты № 33–34 относятся к выпуску 45–44 г. до н.э., а № 35 – к 43–42 г. до н.э. Обе драхмы Ариарата X (№ 36–37) датированы 38–37 г. до н.э. Портрет Ариарата X также украшен короткой бородой. Важной особенностью монетного дела этого правителя является размещение даты не в обрезе, а в правом внутреннем поле оборотной стороны.
Поверхностный состав сплава и качества серебра монет Ариобарзана I (№ 9–32), которые составляют большую часть коллекции каппадокийских монет ГИМ (24 экземпляра из 37), был исследован с помощью метода рентгенофлуоресцентного анализа5. Оказалось, что монеты содержат разное количество серебра в пределах 71,17–97,22 %, пропорционально зависящее от него количество меди (1,82–27,02 %), а также свинец (0,33–1,52 %) и примеси висмута (0,07–0,42 %), золота (0,33–0,74 %), в двух случаях цинка (0,06–0,63 %). Очевидно, что монетный сплав состоит из трех компонентов и включает серебро, легированное медью, и свинец, связанный с драгоценным металлом. Постепенное понижение количества серебра в составе драхм Ариобарзана I пропорционально компенсировалось медью. При этом доля свинца и микропримесей оставалась практически неизменной. Корреляционный анализ материала показывает, что обратная корреляция (коэффициент корреляции Пирсона) долей серебра и меди составляет 99 %, что также свидетельствует о том, что уменьшение доли серебра в монете компенсировалось только медью, в то время как остальные металлы присутствующие в монетах не добавлялись намеренно.
5. Подробнее о нем см. Дюков, Смекалова 2001, с. 158–160. Мы благодарим за эту работу научного сотрудника Отдела археологических памятников ГИМ А.О. Шевцова. Рентгенофлуоресцентный анализ монет был сделан в ГИМ с помощью спектрометра M 1 Mistral (Bruker) в июне 2022 г.
Драхмы 30/32 и 28 гг. выделяются из общего ряда проанализированных монет тем, что содержат меньше всего серебра (71–73 %) и больше всего меди (25,8–27 %). Наиболее низкопробный экземпляр 30/32 г. (№ 29) не отличается цветом и характером металла от более высокопробных монет, лишь на его оборотной стороне в районе буквы альфа титула правителя заметен выход оксида меди. Вторая монета (№ 23) внешне существенно отличается: поверхностный слой серебра темного цвета, местами покрыт оксидом меди, с трещинами и утратами, в которых виден слой драгоценного металла темного цвета. Было сделано несколько анализов металла на поверхности и внутри утрат, которые показали, что данный экземпляр скорее всего не плакирован.
Исследование показало, что за исключением описанных экземпляров драхмы Ариобарзана I 2–32 гг. содержат 79,04–97,22 % серебра, 1,82–19,79 % меди и 0,33–1,52 % свинца (рис. 1). При этом количество серебра со временем уменьшалось, а количество меди пропорционально увеличивалось. Причиной этого можно считать экономические трудности, возникшие в Каппадокии во время Третьей Митридатовой войны, в ходе которой Ариобразан дважды терял власть. Вероятно, военное противостояние Рима и Митридата VI, которое проходило в том числе и на территории Каппадокии, а также оказание Ариаобарзаном союзнической помощи Риму, привели к дефициту драгоценных металлов, что в конечном итоге отразилось на качестве монеты.
Аналогичный качественный и близкий количественный состав сплава демонстрируют монеты Ариарата IX, тетрадрахма (№ 7) и драхма 13 г. (№ 8), которые были проанализированы для сравнения с показателями основной выборки. Они содержат 93,9–97,6 % серебра, 1,34–4,25 % меди, 0,28–1,11 % свинца, а также микропримеси: висмут (0,06–0,21 %) и золото (0,69–0,48 %). При этом тетрадрахма демонстрирует более высокие показатели серебра и золота в сплаве, меньшее количество меди и свинца. Качественно состав этой монеты не отличается от остальных проанализированных экземпляров.
Каталог
AR. Драхма.
Л.с. Голова правителя в диадеме, вправо.
О.с. Афина стоя, в правой руке держит Нику, левой опирается на копье.
№ | Шифр | Монограммы | Вес, г | Ø, мм | С/о | Дата | Ссылка |
Ариарат IV (220–163 гг. до н.э.) Легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΑΡΑΘΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ | |||||||
1 | КР ОН 454132 | ![]() ![]() | 4,1 | 16,5–17,5 | 12 | 33 | Simonetta 1977, 25 |
Ариарат V (163–130 гг. до н.э.) Легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΑΡΑΘΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ | |||||||
2 | СУС 2396 | ![]() | 3,67 | 17–17,5 | 1 | 2 | Simonetta 1977, 6c |
Ариарат VI (130–115 гг. до н.э.) Легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΑΡΑΘΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ | |||||||
3 | СУС 2364 | ![]() | 4,13 | 18 | 12 | 1 | Simonetta 1977, 7b? |
4 | КР ОН 454128 | ![]() | 3,69 | 19 | 11 | 6 | Simonetta 1977, 17; Simonetta 2007, 29а; de Callataÿ 1997, B6b |
5 | СУС 2363 | Т | 4,11 | 16,5 | 12 | 10 | Simonetta 1977, 20; de Callataÿ 1997, A9a |
6 | КР ОН 454155 | ![]() ![]() | 4,11 | 17,5–18,5 | 12 | 10 | Simonetta 1977, 22a; de Callataÿ 1997, C3 |
AR. Тетрадрахма. Амфиполь (?). Л.с. Голова Ариарата в диадеме, вправо. О.с. Пегас, влево. Слева от пегаса восьмиконечная звезда и полумесяц. Изображение в венке из виноградных листьев. Ариарат IX (101–87 гг. до н.э.) Легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΑΡΑΘΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ | |||||||
7 | КР ОН 454133 | ![]() | 16,7 | 29–32 | 12 | – | Simonetta1977, 1; 2007, 1а-b; de Callataÿ 1997, D1 R2 |
AR. Драхма. Л.с. Голова правителя в диадеме, вправо. О.с. Афина стоя, в правой руке держит Нику, левой опирается на копье. Ариарат IX (101–87 гг. до н.э.) Легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΑΡΑΘΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ | |||||||
8 | КР ОН 454131 | ![]() | 2,9 | 18 | 12 | 13 | Simonetta1977, 7а |
Ариобарзан I (95–63 гг. до н.э.) Легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΟΒΑΡΖΑΝΟΥ ΦΙΛΟΡΟΜΑΙΟΥ | |||||||
9 | КР ОН 454136 | ![]() | 3,7 | 18 | 12 | 2 | ΦΙΛΟΡΟΜΑΙΟΣ Simonetta 1977, 4b; 2007 4а |
10 | КР ОН 454154 | ![]() | 4,2 | 18,5 | 12 | 2 | ΦΙΛΟΡΟΜΑΙΟΣ Simonetta 1977, 4а |
11 | КР ОН 454143 | ![]() | 3,68 | 17,5 | 12 | 13 | Simonetta 1977, 10; 2007 19а |
12 | КР ОН 454145 | ![]() | 3,6 | 16 | 12 | 14–15 | Simonetta 1977, 18 vel. 21? |
13 | КР ОН 454134 | ![]() | 4,07 | 16 | 1 | 15 | Simonetta 1977, 20 |
14 | КР ОН 454152 | ![]() | 4 | 17 | 12 | 21 | Simonetta 1977, 28 |
15 | КР ОН 454135 | ![]() | 4 | 17 | 12 | 24 | Simonetta 1977, 32 |
16 | КР ОН 454144 | ![]() | 3,99 | 19–19,5 | 1 | 24 | Simonetta 1977, 35а |
17 | КР ОН 454141 | ![]() | 3,98 | 17 | 12 | 25 | Simonetta 1977, 36а |
18 | КР ОН 454150 | ![]() | 3,64 | 16,5 | 12 | 28 | Simonetta 2007, 53а |
19 | КР ОН 454151 | ![]() | 3,42 | 16 | 11 | 28 | Simonetta 2007, 53а |
20 | КР ОН 454138 | ![]() ![]() | 4,25 | 15,5 | 12 | 28–29 | Simonetta 1977, 38 vel. 41 |
21 | КР ОН 454147 | ![]() | 2,97 | 15,5 | 12 | 28 | Simonetta 1977, 38с |
22 | КР ОН 454148 | ![]() | 4,08 | 16–16,5 | 12 | 28 | Simonetta 2007, 53a |
23 | КР ОН 454137 | ![]() | 3,5 | 16 | 12 | 28 | Simonetta 1977, 38а |
24 | КР ОН 454139 | ![]() | 4 | 16–16,5 | 12 | 29 | Simonetta 1977, 40b |
25 | КР ОН 454149 | ![]() ![]() | 3,74 | 17 | 12 | 30 | Simonetta 1977, 42а |
26 | КР ОН 454142 | ![]() | 4 | 17–17,5 | 12 | 30 | Simonetta 1977, 44а |
27 | СУС 2390 | ![]() | 3,68 | 15,5 | 12 | 30 | Simonetta 1977, 44а |
28 | КР ОН 454146 | ![]() | 4 | 17 | 12 | 30 | Simonetta 1977, 44b |
29 | СУС 2393 | ![]() | 3,77 | 17 | 12 | 30, 32? | Simonetta 1977, 44b vel. 46? |
30 | СУС 2391 | ![]() | 4 | 17,5–18 | 12 | 31 | Simonetta 1977, 45а; 2007, 61 |
31 | СУС 2392 | ![]() | 3,54 | 17–19 | 12 | 31 | Simonetta 1977, 45а; 2007, 61 |
32 | КР ОН 454153 | ![]() | 3,7 | 18 | 12 | 32 | Simonetta 1977, 46b |
Ариобарзан III (52–42 гг. до н.э.) Легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΟΒΑΡΖΑΝΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΚΑΙ ΦΙΛΟΡΟΜΑΙΟΥ | |||||||
33 | СУС 2394 | ![]() ![]() | 3,87 | 16–16,5 | 12 | 9 | Simonetta 1977, 1а; 2007, 2.2 |
34 | КР ОН 454140 | ![]() ![]() | 3,61 | 16 | 12 | 9 | Simonetta 1977,1b; 2007, 2.2 |
35 | КР ОН 454156 | ![]() ![]() | 3,97 | 16 | 2 | 11 | Simonetta 1977, 3а; 2007, 4 |
Ариарат X (42–36 гг. до н.э.) Легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΑΡΑΘΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΚΑΙ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ | |||||||
36 | КР ОН 454129 | Трофей, ![]() | 3,93 | 15,5 | 12 | 5 | Simonetta 1977, 3 |
37 | КР ОН 454130 | Трофей, ![]() | 3,33 | 15,5 | 12 | 5 | Simonetta 1977, 3 |