Голод в Египте при Птолемее ІІІ Эвергете: пересмотр датировки и источниковой базы
Выпуск
2020 год
№ 3
DOI
10.31857/S086919080009911-9
Авторы
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
65 - 73
Аннотация
В статье уточняется датировка голода, случившегося в Египте в первое десятилетие царствования Птолемея III Эвергета (246–222). В современной историографии господствует точка зрения, что датировать это бедствие следует 245 г. до н.э. Однако недавнее обнаружение полной версии иероглифического и демотического текста так называемого Александрийского синодального декрета, принятого 3 декабря 243 г. до н.э., заставляет пересмотреть прежнюю датировку. Дело в том, что в Александрийском синодальном декрете отсутствуют упоминания как о серии низких разливов Нила, так и о вызванном ими голоде, тогда как в Канопском декрете от 7 марта 238 г. до н.э. содержится красочный рассказ об этих событиях. Таким образом, низкие разливы Нила и вызванный ими голод следует отнести к 242–239 гг. до н.э., т.е. ко времени между датами принятия обоих декретов.
В пользу такой датировки говорит и рассказ Афинея о том, как сиракузский тиран Гиерон II отправил на помощь египтянам гигантский корабль с продовольствием (Athen. V. 209a–b). Логично предположить, что построить и отправить такой корабль стало возможным только после окончания 1 й Пунической войны (264–241 до н.э.). Во время этой войны Гиерон должен был снабжать съестными припасами союзную ему римскую армию. Кроме того, в условиях активных боевых действий, ведущихся как на самой Сицилии, так и в омывающих ее водах, доставка в Сиракузы использованных для сооружения плавучего гиганта материалов из Сицилии, Италии, Иберии и Галлии до 241 г. до н.э. была бы, по меньшей мере, трудновыполнимой.
В пользу такой датировки говорит и рассказ Афинея о том, как сиракузский тиран Гиерон II отправил на помощь египтянам гигантский корабль с продовольствием (Athen. V. 209a–b). Логично предположить, что построить и отправить такой корабль стало возможным только после окончания 1 й Пунической войны (264–241 до н.э.). Во время этой войны Гиерон должен был снабжать съестными припасами союзную ему римскую армию. Кроме того, в условиях активных боевых действий, ведущихся как на самой Сицилии, так и в омывающих ее водах, доставка в Сиракузы использованных для сооружения плавучего гиганта материалов из Сицилии, Италии, Иберии и Галлии до 241 г. до н.э. была бы, по меньшей мере, трудновыполнимой.
Получено
03.11.2024
Статья
Предлагаемое исследование посвящено датировке сильного голода, охватившего Египет в царствование Птолемея III Эвергета (246–222 гг. – здесь и далее до н.э.). Нет никаких сомнений в том, что это бедствие произошло в период между 246–239/238 гг. (см. ниже). При этом, как будет показано на страницах представленной публикации, недавнее введение в научный оборот нового исторического источника позволило уточнить хронологические рамки данного события1.
О египетском голоде времен Птолемея III, вызванном чередой низких разливов Нила, свидетельствует ряд источников2. Прежде всего речь идет о так называемом Канопском синодальном декрете, принятом 7 марта 238 г. [Pfeiffer, 2004, S. 69–71] египетским жречеством в честь александрийской правящей четы: Птолемея III и Береники II (CGC 22186 = OGIS I. 56)3: «...когда однажды подъем реки был недостаточен и все жители страны были напуганы случившимся и вспоминали бедствие, происшедшее при некоторых других царях, когда все люди, живущие на земле, пострадали от засухи, они (Птолемей III и Береника II) преисполнились заботой об обитателях храмов и других жителях страны, проявили великую прозорливость и пожертвовали значительной частью своих доходов для спасения народа и с большими издержками закупали зерно в Сирии и Финикии и на Кипре и в некоторых других местах и привозили его в страну для спасения живущих в Египте» (OGIS I. 56, 13–18) [ср. Pfeiffer, 2004, S. 93–101].
О трехлетней серии низких разливов Нила говорится в грекоязычном папирусе из Большого Аполлинополя/Эдфу (P.Edfou, III. 8), как правило датируемом периодом правления Птолемея III [Ладынин, 2005, с. 235; Bonneau, 1971, p. 129, n. 614; Grabowski, 2010, S. 183; Huss, 2001, S. 374, Anm. 6; Ludlow, Manning, 2016, p. 157–158; Łukaszewicz, 1996]4: «Царя Птолемея приветствует податель световых сигналов Филота из числа клерухов, пребывающих в Большом Аполлинополе. Поскольку сейчас, как в течение длительного времени разлив является недостаточным, я хочу, царь, сообщить тебе о некоем приспособлении, применение которого не принесет тебе никакого вреда и посредством которого страна может быть спасена. Так как последние три года река не заливает высоколежащие поля, стране грозит такой голод, что ... но если ты пожелаешь, этот год ознаменуется изобилием. Я прошу тебя, царь, если ты сочтешь это за благо, прикажи стратегу Аристону снабдить меня провизией на 30 дней и как можно скорее отправить меня к тебе или ... обращение и если будет такова твоя воля, пусть посев начнется незамедлительно. Благодаря твоему решению, спустя 50 дней наступит обильная жатва во всей Фиваиде. Удачи»5.
О реалиях времен Эвергета, по мнению большинства исследователей, говорится и в произведении Афинея из Навкратиса «Пирующие софисты»; речь идет о рассказе, повествующем об огромном корабле «Сиракузия», подаренном Гиероном II Сиракузским некоему царю Птолемею (Athen. V. 209a–b): «На корабль погрузили шестьдесят тысяч медимнов хлеба, десять тысяч бочек {пифосов. – А.З.} с сицилийскими соленьями, две тысячи талантов шерсти и две тысячи талантов прочих грузов, не считая продовольствия для плывших на нем людей. Однако, когда к Гиерону стали приходить сообщения, что такой корабль в одни гавани вообще не сможет войти, в других же не будет находиться в безопасности, он решил послать его в дар царю Птолемею в Александрию, потому что в Египте тогда был недород. Так он и сделал: корабль был отведен в Александрию и там вытащен на берег»6 [Зелинский, 2017, с. 157–158; Bugh, 2007, p. 276–277; Buraselis, 2013, p. 100; Cameron, 1995, p. 290; Dixon, 2014, p. 149; El-Masry et al., 2012, S. 176; Hayden, 2018, p. 118–119; Huss, 2001, S. 368; Lampela, 1998, p. 54; Ludlow, Manning, 2016, p. 158; Pfeiffer, 2004, S. 209]7.
С высокой долей вероятности, о нескольких неурожайных годах, относящихся к правлению того же царя (Панов, 2017, с. 230, примеч. 178), говорится в автобиографической посмертной Стеле Тахебит (Lady Meux, 164, 16–17 = Панов, 2017, № 5.6, 16–17): «Я была той, кто поддерживал голодного (своим) имуществом каждый раз, когда Хапи был низким»8.
Наконец, не исключено, что намек на проблемы, связанные с низким разливом Нила времен Птолемея III, присутствует в одной из надписей, найденных в карнакском храме Хонсу (Urk. VIII, 63.f): «Я защитил твое обличие (т.е. Птолемея) от года мора и прогнал демонов недуга из того места, где ты находишься»9.
В современной историографии упомянутый голод, как правило, датируется 245 г.10 и напрямую связывается со вспыхнувшим в Египте восстанием, вынудившим Птолемея III прервать азиатскую кампаниюТретьей Сирийской войны (246–241) и вернуться домой [Ладынин, 2016, с. 294–295; Beyer-Rotthoff, 1993, S. 37–38; Bonneau, 1971, p. 126–130; Hauben, 1990, p. 33–34; Hölbl, 2001, p. 49; Huss, 2001, S. 373–374; Ludlow, Manning, 2016, p. 156–159; Pfeiffer, 2017, S. 91–92]11. Однако недавнее появление нового источника поставило эту датировку под сомнение. Речь идет о полном тексте наиболее раннего из известных нам синодальных декретов, принятого египетским жречеством в Александрии 3 декабря 243 г.12 в честь Птолемея III и его супруги13. Как мы увидим ниже, содержание этого документа подталкивает к выводу, что серию недостаточных нильских разливов и связанный с ней голод следует датировать не первыми годами Третьей Сирийской войны, а периодом 242–239 гг.
Необходимость пересмотра датировки интересующего нас бедствия обусловливается сравнительным анализом содержания Александрийского и Канопского декретов. Прежде всего, в первом из документов, в отличие от второго, отсутствует даже малейший намек на низкий разлив Нила и соответственно на охвативший Египет голод и связанные с ним мероприятия Птолемея III и Береники II [Панов, 2015, с. 457–465; El-Masry et al., 2012]14. При этом те сведения, которые присутствуют в обоих декретах, в более позднем Канопском даются гораздо менее подробно, поскольку ко времени его принятия они потеряли свою актуальность.
Так, составители Александрийского декрета уделили большое внимание благодеяниям Птолемея III, осуществленным им в первые годы царствования; а именно: приумножению храмового имущества, введению фискальных послаблений15, упразднению налоговых недоимок и объявлению амнистии16: «Он {Птолемей III} возложил жертвенные дары в храмы, когда принял [великую должность у своего отца]. (Что касается) тех жертвоприношений, которые принадлежали им ранее, так приказало его обличие, чтобы они оставались за ними. (Что касается) налогов властителя и повинностей, существовавших в Тамери, то он уменьшил их, кроме одного налога, который он упразднил совсем. (Что касается) имущества властителя, образовавшегося в виде недоимки у каждого человека в Египте в большом количестве серебром, то [он] это простил ради того, чтобы обрадовались воины и все живущие в его время. Освободил этот прекрасный бог большое число заключенных, находившихся в заточении много лет»17 ср. [El-Masry et al., 2012, S. 37–38, 52–53, 86–97]. В Канопском же декрете вышеупомянутые благодеяния более чем пятилетней давности либо вообще не упоминались, либо низводились до уровня абстракции: «…царь Птолемей … и царица Береника … Боги-Эвергеты совершили много больших благодеяний храмам по всей земле и приумножили меру почитания богов» [OGIS I. 56, 7–9; ср. Pfeiffer, 2004, S. 82–84].
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в описании почитания Птолемеем III священных животных. Составители Александрийского декрета о действиях царя, осуществленных в этом направлении в период между возвращением из азиатского похода (245 г. – см. выше) и принятием соответствующего постановления (3 декабря 243 г. – см. выше) ср. [El-Masry et al., 2012, S. 41–42, 55–56, 104–110], рассказывают следующее: «Он {Птолемей III} сотворил много полезного для Хепа {Аписа}, Мерура {Мневиса} и всех священных животных, почитаемых в Тамери, превосходя сделанное до него кем-либо из предшественников. Он сам отправился в храмы, выспрашивая об их делах18. Его сердце было честным к их положению. Все, что выдали им для их святилищ, оказалось чрезвычайно роскошно»19. В свою очередь, составители Канопского декрета, говоря об этом относительно удаленном во времени событии, ограничились следующей короткой фразой: «…{Птолемей III и Береника II} проявляли неизменную заботу об Аписе и Мневисе и о других священных животных страны, сопряженную с большими тратами и издержками» (OGIS I. 56, 9–10) [ср. Pfeiffer, 2004, S. 84–86]20.
Даже повествование о чрезвычайно важном для египтян возвращении Птолемеем Эвергетом «депортированных» персами богов (Fr.Gr.Hist. 260, F43 = Hier. Com. In Dan. XI, 6–9) [ср. Ладынин, 2007] в Канопском декрете выглядит гораздо более блекло, чем в предшествовавшем ему Александрийском21. В последнем, ср. [El-Masry et al., 2012, S. 39–40, 54–55, 97–103, 164–169] ситуация описана следующим образом: «Он сам позаботился о божественных статуях, увезенных с их мест в храмах Тамери в Речену, Хар, Херек, Сангар и Сетауш22, во времена осквернения храмов жалкими азиатами из Персии. Он обошел все чужеземные страны, разыскивая их. Он доставил (их) в Оба источника {одно из наименований Египта. – А.З.} с великим торжеством, насыщая алтари, находящиеся перед ними. Этот прекрасный бог, да живет он вечно, дал засиять этим статуям в их храмах, откуда их вывезли ранее, поскольку он о них»23. Канопский же декрет содержит лишь следующий пассаж: «…царь после заграничной кампании возвратил в Египет статуи, вывезенные из страны персами, и поместил их в храмы, из которых каждая ранее была изъята» (OGIS I. 56, 10–11) [ср. Pfeiffer, 2004, S. 84–85, 87–88].
Таким образом, продемонстрированная здесь закономерность изложения информации в обоих документах24, в совокупности с отсутствием упоминаний о голоде в первом из них (классическое свидетельство отсутствия), подталкивает к выводу о непосредственной близости данного бедствия к моменту принятия Канопского декрета. Чрезвычайно развернутое изложение событий, представленное в жреческом постановлении, принятом в Канопе, свидетельствует о бесспорной их актуальности и, если можно так выразиться, злободневности.
С таким положением вещей совершенно корректно соотносится и упоминание в P.Edfou, III. 8 и, возможно, – Lady Meux, 164 о связанной с голодом трехлетней серии низких разливов Нила (см. выше). По моему мнению, первый недостаточный нильский разлив имел место в 242/241 г., т.е. менее чем через год после принятия не омраченного ни малейшей перспективой голода Александрийского декрета. Угроза второго подряд неурожайного года, легко предсказуемая уже во 2-й половине лета 241 г.25, вероятно, побудила Птолемея III к скорейшему завершению Третьей Сирийской войны [ср. Hölbl, 2001, p. 50; Grainger, 2010, p. 169]26. Третий низкий разлив Нила, случившийся в 240/239 г., заставил царя бросить все возможные ресурсы на предотвращение гуманитарной катастрофы, назревающей в стране. И только полноценный нильский разлив 239/238 г. позволил лояльному в отношении александрийского фараона египетскому жречеству принять торжественный декрет, помимо всего прочего знаменующий сакральную по своему характеру победу царя-ритуалиста над происками Сета27.
Нельзя не отметить, что в последнее время сторонниками традиционной датировки вышеуказанного бедствия высказывается суждение, согласно которому составители Александрийского декрета могли умышленно умолчать о проблемах, связанных с серией низких разливов Нила. Такое умолчание якобы обусловливалось нежеланием жречества акцентировать внимание на болезненных для царя событиях, подрывающих основы легитимности его власти с точки зрения египтян [Ludlow, Manning, 2016, p. 158–159; Pfeiffer, 2017, S. 94]28. Подобная точка зрения, на мой взгляд, не имеет под собой серьезных оснований. Благодаря Александрийскому декрету и посвятительной надписи с о. Филэ мы знаем, что Птолемей III вместе с двумя детьми и предположительно беременной супругой в 244/243 г. совершил масштабный храмовый тур, охвативший территорию чуть ли не всего Египта (см. примеч. 18)29. Данное событие красноречиво свидетельствует о спокойствии, в котором в указанное время пребывала страна пирамид (ср. [Ладынин, 2005, с. 230 примеч. 8; Huss, 2001, S. 374, Anm. 12]). Соответственно к моменту принятия Александрийского декрета неблагоприятные последствия череды недостаточных разливов Нила, если бы они действительно имели место в первые годы царствования Эвергета, были бы благополучно устранены. В таком случае ничто не помешало бы составителям упомянутого постановления вознести вполне заслуженную хвалу третьему представителю Александрийской династии, подтвердившему свои права на двойную корону Верхнего и Нижнего Египта.
Наконец, следует добавить, что в пользу предложенной мною датировки египетского голода свидетельствует вышеупомянутый рассказ, переданный Афинеем. Напомню, что речь идет об описании гигантского корабля, загруженного зерном, соленьями и пр., который сиракузский царь Гиерон II подарил Птолемею III ввиду голода, постигшего Египет (Athen. V. 206e–209c). Учитывая то обстоятельство, что Гиерон принимал активное участие в Первой Пунической войне30 (Polyb. I. 16–17; Diod. XXIII. 4. 5; Liv. XXIV. 4. 5, XXV. 31. 4; Liv. Per. 16; Eutr. II. 19. 2; ср. [Зелинский, 2017, с. 157–158]), он мог позволить себе упомянутый широкий жест лишь по окончании данного военного конфликта; т.е. не ранее 241 г.31.
Собственно, и сама возможность постройки описанного Афинеем плавучего гиганта во время Первой Пунической войны представляется более чем сомнительной. Если учесть, что для сооружения корабля были использованы дерево, конопля, смола и пенька из Сицилии, Италии, Иберии и Галлии (Athen. V. 206f, 208e)32, то придется признать, что доставка вышеупомянутых материалов в Сиракузы до 241 г. была бы по меньшей мере трудновыполнимой. Как хорошо известно из дошедших до нас античных нарративов, карфагенский полководец Гамилькар Барка, начиная с 246 г., вел успешные боевые действия на западе Сицилии (Polyb. I. 56. 3, 9, 11; 58. 2–6; Diod. XXIV. 5–9; Nepos, XXII. 1; Zonar. VIII. 16. 333), а его флот опустошал берега Италии от Локр на Ионийском море до Кум на Тирренском (Polyb. I. 56. 2–3, 10; Zonar. VIII. 16. 3) [ср. A Companion, 2011, p. 162]. Поскольку же корабль строился в течение целого года (Athen. V. 207a–b), то его отправка в Александрию, приуроченная к имевшему место в Египте голоду, состоялась не ранее 240 г. Таким образом, речь снова идет о событии, произошедшем менее, чем за два года до принятия Канопского декрета.
В завершение следует отметить, что изложенные на этих страницах соображения, в случае их верности, в будущем могут побудить к пересмотру ряда других вопросов, относящихся к первому десятилетию царствования Птолемея III Эвергета. В частности, речь идет о круге проблем, связанных с вышеупомянутым восстанием, имевшим место в Египте в 245 г. и повлиявшем на течение Третьей Сирийской войны (см. выше).
1. * Во время работы над текстом, ставшим основой этой статьи, я неоднократно обращался к моим коллегам: И.А. Ладынину, Ф. Лэдлоу, Дж. Мэннингу, М.В. Панову и Шт. Пфайфферу, любезно помогавшим мне материалами, советами и ремарками, за что я им искренне признателен. В особенности же я благодарен А.С. Балахванцеву за очень ценные соображения, высказанные по поводу эпизода, связанного с судном Гиерона II Сиракузского. Вся ответственность за представленные здесь выводы лежит, разумеется, на мне.
О египетском голоде времен Птолемея III, вызванном чередой низких разливов Нила, свидетельствует ряд источников2. Прежде всего речь идет о так называемом Канопском синодальном декрете, принятом 7 марта 238 г. [Pfeiffer, 2004, S. 69–71] египетским жречеством в честь александрийской правящей четы: Птолемея III и Береники II (CGC 22186 = OGIS I. 56)3: «...когда однажды подъем реки был недостаточен и все жители страны были напуганы случившимся и вспоминали бедствие, происшедшее при некоторых других царях, когда все люди, живущие на земле, пострадали от засухи, они (Птолемей III и Береника II) преисполнились заботой об обитателях храмов и других жителях страны, проявили великую прозорливость и пожертвовали значительной частью своих доходов для спасения народа и с большими издержками закупали зерно в Сирии и Финикии и на Кипре и в некоторых других местах и привозили его в страну для спасения живущих в Египте» (OGIS I. 56, 13–18) [ср. Pfeiffer, 2004, S. 93–101].
2. В отличие от Д. Бонно [Bonneau, 1971, 126–130], я учел лишь источники, так или иначе упоминающие голод и/или низкие разливы Нила.
3. При работе с египетскими вариантами этого декрета я пользовался переводами, предложенными Шт. Пфайффером [Pfeiffer, 2004, S. 93–101].
3. При работе с египетскими вариантами этого декрета я пользовался переводами, предложенными Шт. Пфайффером [Pfeiffer, 2004, S. 93–101].
О трехлетней серии низких разливов Нила говорится в грекоязычном папирусе из Большого Аполлинополя/Эдфу (P.Edfou, III. 8), как правило датируемом периодом правления Птолемея III [Ладынин, 2005, с. 235; Bonneau, 1971, p. 129, n. 614; Grabowski, 2010, S. 183; Huss, 2001, S. 374, Anm. 6; Ludlow, Manning, 2016, p. 157–158; Łukaszewicz, 1996]4: «Царя Птолемея приветствует податель световых сигналов Филота из числа клерухов, пребывающих в Большом Аполлинополе. Поскольку сейчас, как в течение длительного времени разлив является недостаточным, я хочу, царь, сообщить тебе о некоем приспособлении, применение которого не принесет тебе никакого вреда и посредством которого страна может быть спасена. Так как последние три года река не заливает высоколежащие поля, стране грозит такой голод, что ... но если ты пожелаешь, этот год ознаменуется изобилием. Я прошу тебя, царь, если ты сочтешь это за благо, прикажи стратегу Аристону снабдить меня провизией на 30 дней и как можно скорее отправить меня к тебе или ... обращение и если будет такова твоя воля, пусть посев начнется незамедлительно. Благодаря твоему решению, спустя 50 дней наступит обильная жатва во всей Фиваиде. Удачи»5.
4. О несогласии с данной датировкой или сомнении в ее корректности см. [Manteuffel, 1949, S. 103–105; Pfeiffer, 2004, S. 96, Anm 154; ср. Bonneau, 1971, p. 129, n. 614].
5. За основу для перевода взята реконструкция оригинального текста, предложенная А. Лукашевичем [Łukaszewicz, 1996, p. 91–92].
5. За основу для перевода взята реконструкция оригинального текста, предложенная А. Лукашевичем [Łukaszewicz, 1996, p. 91–92].
О реалиях времен Эвергета, по мнению большинства исследователей, говорится и в произведении Афинея из Навкратиса «Пирующие софисты»; речь идет о рассказе, повествующем об огромном корабле «Сиракузия», подаренном Гиероном II Сиракузским некоему царю Птолемею (Athen. V. 209a–b): «На корабль погрузили шестьдесят тысяч медимнов хлеба, десять тысяч бочек {пифосов. – А.З.} с сицилийскими соленьями, две тысячи талантов шерсти и две тысячи талантов прочих грузов, не считая продовольствия для плывших на нем людей. Однако, когда к Гиерону стали приходить сообщения, что такой корабль в одни гавани вообще не сможет войти, в других же не будет находиться в безопасности, он решил послать его в дар царю Птолемею в Александрию, потому что в Египте тогда был недород. Так он и сделал: корабль был отведен в Александрию и там вытащен на берег»6 [Зелинский, 2017, с. 157–158; Bugh, 2007, p. 276–277; Buraselis, 2013, p. 100; Cameron, 1995, p. 290; Dixon, 2014, p. 149; El-Masry et al., 2012, S. 176; Hayden, 2018, p. 118–119; Huss, 2001, S. 368; Lampela, 1998, p. 54; Ludlow, Manning, 2016, p. 158; Pfeiffer, 2004, S. 209]7.
6. Перевод Н.Т. Голинкевича.
7. Умозрительные сомнения во взаимосвязи между подарком Гиерона и голодом в Египте высказала Б. Бейер-Роттхофф [Beyer-Rotthoff, 1993, S. 201]. Также существуют ничем не подкрепленные предположения об идентификации упомянутого Афинеем египетского царя с Птолемеем II либо IV [Murray, 2012, p. 186 n. 44; Rostovtzeff, 1941, p. 1257].
7. Умозрительные сомнения во взаимосвязи между подарком Гиерона и голодом в Египте высказала Б. Бейер-Роттхофф [Beyer-Rotthoff, 1993, S. 201]. Также существуют ничем не подкрепленные предположения об идентификации упомянутого Афинеем египетского царя с Птолемеем II либо IV [Murray, 2012, p. 186 n. 44; Rostovtzeff, 1941, p. 1257].
С высокой долей вероятности, о нескольких неурожайных годах, относящихся к правлению того же царя (Панов, 2017, с. 230, примеч. 178), говорится в автобиографической посмертной Стеле Тахебит (Lady Meux, 164, 16–17 = Панов, 2017, № 5.6, 16–17): «Я была той, кто поддерживал голодного (своим) имуществом каждый раз, когда Хапи был низким»8.
8. Перевод М.В. Панова.
Наконец, не исключено, что намек на проблемы, связанные с низким разливом Нила времен Птолемея III, присутствует в одной из надписей, найденных в карнакском храме Хонсу (Urk. VIII, 63.f): «Я защитил твое обличие (т.е. Птолемея) от года мора и прогнал демонов недуга из того места, где ты находишься»9.
9. Перевод и интерпретация М.В. Панова [Панов, 2017, с. 310 примеч. 222].
В современной историографии упомянутый голод, как правило, датируется 245 г.10 и напрямую связывается со вспыхнувшим в Египте восстанием, вынудившим Птолемея III прервать азиатскую кампаниюТретьей Сирийской войны (246–241) и вернуться домой [Ладынин, 2016, с. 294–295; Beyer-Rotthoff, 1993, S. 37–38; Bonneau, 1971, p. 126–130; Hauben, 1990, p. 33–34; Hölbl, 2001, p. 49; Huss, 2001, S. 373–374; Ludlow, Manning, 2016, p. 156–159; Pfeiffer, 2017, S. 91–92]11. Однако недавнее появление нового источника поставило эту датировку под сомнение. Речь идет о полном тексте наиболее раннего из известных нам синодальных декретов, принятого египетским жречеством в Александрии 3 декабря 243 г.12 в честь Птолемея III и его супруги13. Как мы увидим ниже, содержание этого документа подталкивает к выводу, что серию недостаточных нильских разливов и связанный с ней голод следует датировать не первыми годами Третьей Сирийской войны, а периодом 242–239 гг.
10. Недавно Ф. Лэдлоу и Дж. Мэннинг предложили любопытную, хотя и не лишенную преждевременных обобщений, теорию, согласно которой низкие разливы Нила (в том числе, и вызвавшие голод при Эвергете) были непосредственно связаны с повышением вулканической активности в разных точках тропических поясов земного шара [Ludlow, Manning, 2016, p. 154–171]. В частности, нельзя не отметить, что предложенная авторами исследований хронология вулканических извержений далеко не всегда совпадает со свидетельствами исторических источников, указывающими на голод в Египте либо на низкие разливы Нила.
11. О Третьей Сирийской войне (246–241) см., например: [Beyer-Rotthoff, 1993, S. 17–67; Grainger, 2010, 153–170; Huss, 2001, S. 338–355].
12. Использованные мною переводы египетских вариантов Александрийского декрета принадлежат группе его первоиздателей и М.В. Панову [El-Masry et al., 2012; Панов, 2015, с. 457–465]. При этом я счел нецелесообразным делать собственный перевод греческого варианта, поскольку последний менее надежен, чем иероглифический и демотический тексты [El-Masry et al., 2012, S. 1, 67].
13. О датировке памятника [см. El-Masry et al., 2012, S. 1; Панов, 2015, с. 457]. О ранее найденных фрагментах этого декрета [см. El-Masry et al., 2012, S. 29–30].
11. О Третьей Сирийской войне (246–241) см., например: [Beyer-Rotthoff, 1993, S. 17–67; Grainger, 2010, 153–170; Huss, 2001, S. 338–355].
12. Использованные мною переводы египетских вариантов Александрийского декрета принадлежат группе его первоиздателей и М.В. Панову [El-Masry et al., 2012; Панов, 2015, с. 457–465]. При этом я счел нецелесообразным делать собственный перевод греческого варианта, поскольку последний менее надежен, чем иероглифический и демотический тексты [El-Masry et al., 2012, S. 1, 67].
13. О датировке памятника [см. El-Masry et al., 2012, S. 1; Панов, 2015, с. 457]. О ранее найденных фрагментах этого декрета [см. El-Masry et al., 2012, S. 29–30].
Необходимость пересмотра датировки интересующего нас бедствия обусловливается сравнительным анализом содержания Александрийского и Канопского декретов. Прежде всего, в первом из документов, в отличие от второго, отсутствует даже малейший намек на низкий разлив Нила и соответственно на охвативший Египет голод и связанные с ним мероприятия Птолемея III и Береники II [Панов, 2015, с. 457–465; El-Masry et al., 2012]14. При этом те сведения, которые присутствуют в обоих декретах, в более позднем Канопском даются гораздо менее подробно, поскольку ко времени его принятия они потеряли свою актуальность.
14. О необходимости пересмотра датировки данного бедствия, исходя из тех же соображений, походя упомянули Ж. Оливье и К. Лорбер [Olivier, Lorber, 2013, p. 125].
Так, составители Александрийского декрета уделили большое внимание благодеяниям Птолемея III, осуществленным им в первые годы царствования; а именно: приумножению храмового имущества, введению фискальных послаблений15, упразднению налоговых недоимок и объявлению амнистии16: «Он {Птолемей III} возложил жертвенные дары в храмы, когда принял [великую должность у своего отца]. (Что касается) тех жертвоприношений, которые принадлежали им ранее, так приказало его обличие, чтобы они оставались за ними. (Что касается) налогов властителя и повинностей, существовавших в Тамери, то он уменьшил их, кроме одного налога, который он упразднил совсем. (Что касается) имущества властителя, образовавшегося в виде недоимки у каждого человека в Египте в большом количестве серебром, то [он] это простил ради того, чтобы обрадовались воины и все живущие в его время. Освободил этот прекрасный бог большое число заключенных, находившихся в заточении много лет»17 ср. [El-Masry et al., 2012, S. 37–38, 52–53, 86–97]. В Канопском же декрете вышеупомянутые благодеяния более чем пятилетней давности либо вообще не упоминались, либо низводились до уровня абстракции: «…царь Птолемей … и царица Береника … Боги-Эвергеты совершили много больших благодеяний храмам по всей земле и приумножили меру почитания богов» [OGIS I. 56, 7–9; ср. Pfeiffer, 2004, S. 82–84].
15. Некоторые, возможно временные, фискальные послабления, касающиеся поземельного и соляного налогов, известны нам по папирологическим источникам, датированным 245–243 гг. (см., например: P.Col.Zen. II. 87); ср. [Bonneau, 1971, p. 125; Hayden, 2018, p. 337; Shelton, 1988], что подтверждает вышеуказанное свидетельство Александрийского декрета.
16. При этом уже издатели Памятника обратили внимание на отсутствие связи между данными благодеяниями Птолемея III и периодом низких разливов Нила [El-Masry et al., 2012, S. 91].
17. Перевод М.В. Панова [Панов, 2015, с. 462–463 № 6.4, 5–7]. Здесь и далее в фигурных скобках помещены мои коментарии, в круглых скобках – дополнения и пояснения переводчика, в квадратных скобках – восстановленые переводчиком лакуны, между знаками «» – восполнение переводчиком пропусков переписчика и указание на пропущенный текст.
16. При этом уже издатели Памятника обратили внимание на отсутствие связи между данными благодеяниями Птолемея III и периодом низких разливов Нила [El-Masry et al., 2012, S. 91].
17. Перевод М.В. Панова [Панов, 2015, с. 462–463 № 6.4, 5–7]. Здесь и далее в фигурных скобках помещены мои коментарии, в круглых скобках – дополнения и пояснения переводчика, в квадратных скобках – восстановленые переводчиком лакуны, между знаками «» – восполнение переводчиком пропусков переписчика и указание на пропущенный текст.
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в описании почитания Птолемеем III священных животных. Составители Александрийского декрета о действиях царя, осуществленных в этом направлении в период между возвращением из азиатского похода (245 г. – см. выше) и принятием соответствующего постановления (3 декабря 243 г. – см. выше) ср. [El-Masry et al., 2012, S. 41–42, 55–56, 104–110], рассказывают следующее: «Он {Птолемей III} сотворил много полезного для Хепа {Аписа}, Мерура {Мневиса} и всех священных животных, почитаемых в Тамери, превосходя сделанное до него кем-либо из предшественников. Он сам отправился в храмы, выспрашивая об их делах18. Его сердце было честным к их положению. Все, что выдали им для их святилищ, оказалось чрезвычайно роскошно»19. В свою очередь, составители Канопского декрета, говоря об этом относительно удаленном во времени событии, ограничились следующей короткой фразой: «…{Птолемей III и Береника II} проявляли неизменную заботу об Аписе и Мневисе и о других священных животных страны, сопряженную с большими тратами и издержками» (OGIS I. 56, 9–10) [ср. Pfeiffer, 2004, S. 84–86]20.
18. Личное посещение царской четой сакральных объектов, связанных с культами Аписа и Мневиса, состоялось в рамках храмового тура, подробно освещенного в Александрийском декрете и полностью проигнорированного в Канопском; ср. [Панов, 2015, с. 460 и 463–464 № 6.4, 11–13; El-Masry et al., 2012, S. 41–43, 56–57, 104–115]. Эта поездка, подтвержденная посвящением, выполненным Птолемеем III и Береникой II в храме Исиды на о. Филэ (OGIS I. 61), ориентировочно датируется 2-й половиной 244 и/или 1-й половиной 243 г.; ср. [Ладынин, 2016, с. 292; Bingen, 2007; Clayman, 2014, p. 163–164].
19. Перевод М.В. Панова [Панов, 2015, с. 463 № 6.4, 10–11]. Возможно, о почитании царем культа священных животных говорится и в следующей фразе декрета: «Осуществил он перемещение их [т.е. статуй богов. – М.П.], чтобы поставить на возвышения в их храмах во время великого праздника, устраивая перед ними обильные дары, исполняя все в соответствии с предписанием» [Панов, 2015, с. 463–464 6.4, 11–12]. На это может указывать употребление личных местоимений, логически привязывающее данный пассаж к предыдущему смысловому блоку. При этом я не согласен с издателями памятника, поместившими во 2-й параграф о священных животных еще одну последующую фразу [El-Masry et al., 2012, S. 42, 56, 106–108], звучащую в переводе М.В. Панова следующим образом: «Утвердил он все обычаи храмов и всех дел (букв. вещей) Египта по их традиции, в соответствии с документом» [Панов, 2015, с. 464 № 6.4, 12].
20. Согласно переводу Шт. Пфайффера, иероглифический вариант декрета содержит краткое дополнение: «чтобы действовать в соответствии с их потребностями / чтобы удовлетворить их потребности» [Pfeiffer, 2004, S. 85].
19. Перевод М.В. Панова [Панов, 2015, с. 463 № 6.4, 10–11]. Возможно, о почитании царем культа священных животных говорится и в следующей фразе декрета: «Осуществил он перемещение их [т.е. статуй богов. – М.П.], чтобы поставить на возвышения в их храмах во время великого праздника, устраивая перед ними обильные дары, исполняя все в соответствии с предписанием» [Панов, 2015, с. 463–464 6.4, 11–12]. На это может указывать употребление личных местоимений, логически привязывающее данный пассаж к предыдущему смысловому блоку. При этом я не согласен с издателями памятника, поместившими во 2-й параграф о священных животных еще одну последующую фразу [El-Masry et al., 2012, S. 42, 56, 106–108], звучащую в переводе М.В. Панова следующим образом: «Утвердил он все обычаи храмов и всех дел (букв. вещей) Египта по их традиции, в соответствии с документом» [Панов, 2015, с. 464 № 6.4, 12].
20. Согласно переводу Шт. Пфайффера, иероглифический вариант декрета содержит краткое дополнение: «чтобы действовать в соответствии с их потребностями / чтобы удовлетворить их потребности» [Pfeiffer, 2004, S. 85].
Даже повествование о чрезвычайно важном для египтян возвращении Птолемеем Эвергетом «депортированных» персами богов (Fr.Gr.Hist. 260, F43 = Hier. Com. In Dan. XI, 6–9) [ср. Ладынин, 2007] в Канопском декрете выглядит гораздо более блекло, чем в предшествовавшем ему Александрийском21. В последнем, ср. [El-Masry et al., 2012, S. 39–40, 54–55, 97–103, 164–169] ситуация описана следующим образом: «Он сам позаботился о божественных статуях, увезенных с их мест в храмах Тамери в Речену, Хар, Херек, Сангар и Сетауш22, во времена осквернения храмов жалкими азиатами из Персии. Он обошел все чужеземные страны, разыскивая их. Он доставил (их) в Оба источника {одно из наименований Египта. – А.З.} с великим торжеством, насыщая алтари, находящиеся перед ними. Этот прекрасный бог, да живет он вечно, дал засиять этим статуям в их храмах, откуда их вывезли ранее, поскольку он о них»23. Канопский же декрет содержит лишь следующий пассаж: «…царь после заграничной кампании возвратил в Египет статуи, вывезенные из страны персами, и поместил их в храмы, из которых каждая ранее была изъята» (OGIS I. 56, 10–11) [ср. Pfeiffer, 2004, S. 84–85, 87–88].
21. Само описание азиатской кампании Птолемея III, приведшей, в частности, к возвращению в Египет вывезенных персами богов и культовых предметов, в Александрийском декрете также выглядит гораздо рельефнее, чем в Канопском (CGC 22186, 10–12 = OGIS I. 56, 10–12) [Панов, 2015, с. 459 и 463 № 6.4, 7–10; El-Masry et al., 2012, S. 38–41, 53–55, 91–104; Pfeiffer, 2004, S. 83–85, 87–91]. Вместе с тем я не стал привлекать данное сопоставление к этому исследованию, так как тезисное изложение военной деятельности Птолемея III в Канопском декрете могло объясняться весьма скромными результатами окончившейся к тому времени Третьей Сирийской войны (ср. примеч. 12).
22. Ориентировочно: в Сирию, Финикию, Киликию, Персиду, Вавилонию и Сузиану [El-Masry et al., 2012, S. 100–102, 161–162]. При этом под захваченной Птолемеем Финикией мог подразумеваться селевкидский Арад с его материковой Переей [Grainger, 2010, p. 158; ср. Duyrat, 2013, p. 3–4, 10–11].
23. Перевод М.В. Панова [Панов, 2015, с. 463 №. 6.4, 8–10].
22. Ориентировочно: в Сирию, Финикию, Киликию, Персиду, Вавилонию и Сузиану [El-Masry et al., 2012, S. 100–102, 161–162]. При этом под захваченной Птолемеем Финикией мог подразумеваться селевкидский Арад с его материковой Переей [Grainger, 2010, p. 158; ср. Duyrat, 2013, p. 3–4, 10–11].
23. Перевод М.В. Панова [Панов, 2015, с. 463 №. 6.4, 8–10].
Таким образом, продемонстрированная здесь закономерность изложения информации в обоих документах24, в совокупности с отсутствием упоминаний о голоде в первом из них (классическое свидетельство отсутствия), подталкивает к выводу о непосредственной близости данного бедствия к моменту принятия Канопского декрета. Чрезвычайно развернутое изложение событий, представленное в жреческом постановлении, принятом в Канопе, свидетельствует о бесспорной их актуальности и, если можно так выразиться, злободневности.
24. По поводу нежелания составителей Канопского декрета дублировать содержание Александрийского в ином контексте высказалась К. Фишер-Бове [Fischer-Bovet, 2016, p. 113].
С таким положением вещей совершенно корректно соотносится и упоминание в P.Edfou, III. 8 и, возможно, – Lady Meux, 164 о связанной с голодом трехлетней серии низких разливов Нила (см. выше). По моему мнению, первый недостаточный нильский разлив имел место в 242/241 г., т.е. менее чем через год после принятия не омраченного ни малейшей перспективой голода Александрийского декрета. Угроза второго подряд неурожайного года, легко предсказуемая уже во 2-й половине лета 241 г.25, вероятно, побудила Птолемея III к скорейшему завершению Третьей Сирийской войны [ср. Hölbl, 2001, p. 50; Grainger, 2010, p. 169]26. Третий низкий разлив Нила, случившийся в 240/239 г., заставил царя бросить все возможные ресурсы на предотвращение гуманитарной катастрофы, назревающей в стране. И только полноценный нильский разлив 239/238 г. позволил лояльному в отношении александрийского фараона египетскому жречеству принять торжественный декрет, помимо всего прочего знаменующий сакральную по своему характеру победу царя-ритуалиста над происками Сета27.
25. Ожидаемый уровень разлива Нила и примерные виды на урожай можно было определить уже в августе или даже в конце июля, ср. [Bonneau, 1971, p. 9 n. 2; Hauben, 1990, p. 34].
26. Полагаю, что именно вышеуказанный природный катаклизм заставил Птолемея отказаться от дальнейшего ведения военных действий, невзирая на назревающую усобицу между его противником: Селевком II Каллиником и братом последнего Антиохом Гиераксом (см., например: [Зелінський, 2017, с. 25–53]). В частности, накануне заключения мира Гиеракс собрал внушительное войско, но на помощь брату так и не пришел. Во всяком случае, излагающий этот эпизод Юстин говорит лишь о вестях о приближении Гиеракса, полученных Птолемеем, и выражает откровенное сомнение в искренности намерений Селевкова брата: «Отсюда он {Селевк. – А.З.} отправил письмо к брату своему Антиоху, в котором умолял его о поддержке, и в награду за помощь обещал ему часть Азии, ограниченную Таврским хребтом. Антиох же, хотя ему было четырнадцать лет, был не по возрасту жаден до власти и ухватился за представившуюся ему возможность не с такой искренностью, с какой брат предоставил ему её. Этот мальчик с преступной смелостью решился по-разбойничьи отнять у брата всё. Поэтому был он прозван Гиераксом, ибо он жил не как человек, а как коршун, всегда похищая чужое. Между тем, когда Птолемей узнал, что Антиох идет на помощь Селевку, он, чтобы не вести войны одновременно с двумя [врагами], заключил с Селевком мир на десять лет. Однако мир, предоставленный [Селевку] врагом, был нарушен братом, который, набрав войско из галльских наемников, вместо оказания помощи, о которой просил его брат, пошел на него войной, явив себя не братом, а врагом». (Just. XXVII. 2. 6–10; пер. А.А. Деконского и М.И. Рижского)
27. По меткому высказыванию Шт. Пфайффера: «Поскольку Нил так и не разлился, то Птолемей сам взял на себя функцию Нила» [Pfeiffer, 2017, S. 95].
26. Полагаю, что именно вышеуказанный природный катаклизм заставил Птолемея отказаться от дальнейшего ведения военных действий, невзирая на назревающую усобицу между его противником: Селевком II Каллиником и братом последнего Антиохом Гиераксом (см., например: [Зелінський, 2017, с. 25–53]). В частности, накануне заключения мира Гиеракс собрал внушительное войско, но на помощь брату так и не пришел. Во всяком случае, излагающий этот эпизод Юстин говорит лишь о вестях о приближении Гиеракса, полученных Птолемеем, и выражает откровенное сомнение в искренности намерений Селевкова брата: «Отсюда он {Селевк. – А.З.} отправил письмо к брату своему Антиоху, в котором умолял его о поддержке, и в награду за помощь обещал ему часть Азии, ограниченную Таврским хребтом. Антиох же, хотя ему было четырнадцать лет, был не по возрасту жаден до власти и ухватился за представившуюся ему возможность не с такой искренностью, с какой брат предоставил ему её. Этот мальчик с преступной смелостью решился по-разбойничьи отнять у брата всё. Поэтому был он прозван Гиераксом, ибо он жил не как человек, а как коршун, всегда похищая чужое. Между тем, когда Птолемей узнал, что Антиох идет на помощь Селевку, он, чтобы не вести войны одновременно с двумя [врагами], заключил с Селевком мир на десять лет. Однако мир, предоставленный [Селевку] врагом, был нарушен братом, который, набрав войско из галльских наемников, вместо оказания помощи, о которой просил его брат, пошел на него войной, явив себя не братом, а врагом». (Just. XXVII. 2. 6–10; пер. А.А. Деконского и М.И. Рижского)
27. По меткому высказыванию Шт. Пфайффера: «Поскольку Нил так и не разлился, то Птолемей сам взял на себя функцию Нила» [Pfeiffer, 2017, S. 95].
Нельзя не отметить, что в последнее время сторонниками традиционной датировки вышеуказанного бедствия высказывается суждение, согласно которому составители Александрийского декрета могли умышленно умолчать о проблемах, связанных с серией низких разливов Нила. Такое умолчание якобы обусловливалось нежеланием жречества акцентировать внимание на болезненных для царя событиях, подрывающих основы легитимности его власти с точки зрения египтян [Ludlow, Manning, 2016, p. 158–159; Pfeiffer, 2017, S. 94]28. Подобная точка зрения, на мой взгляд, не имеет под собой серьезных оснований. Благодаря Александрийскому декрету и посвятительной надписи с о. Филэ мы знаем, что Птолемей III вместе с двумя детьми и предположительно беременной супругой в 244/243 г. совершил масштабный храмовый тур, охвативший территорию чуть ли не всего Египта (см. примеч. 18)29. Данное событие красноречиво свидетельствует о спокойствии, в котором в указанное время пребывала страна пирамид (ср. [Ладынин, 2005, с. 230 примеч. 8; Huss, 2001, S. 374, Anm. 12]). Соответственно к моменту принятия Александрийского декрета неблагоприятные последствия череды недостаточных разливов Нила, если бы они действительно имели место в первые годы царствования Эвергета, были бы благополучно устранены. В таком случае ничто не помешало бы составителям упомянутого постановления вознести вполне заслуженную хвалу третьему представителю Александрийской династии, подтвердившему свои права на двойную корону Верхнего и Нижнего Египта.
28. Подобные соображения в частной переписке высказал также И.А. Ладынин.
29. На беременность Береники может указывать ее изображение на одном из барельефов о. Филэ [Clayman, 2014, p. 163–164] и факт рождения ею шестерых детей за первые семь лет брака (246–239; ср. [Clayman, 2014, p. 164, 171]).
29. На беременность Береники может указывать ее изображение на одном из барельефов о. Филэ [Clayman, 2014, p. 163–164] и факт рождения ею шестерых детей за первые семь лет брака (246–239; ср. [Clayman, 2014, p. 164, 171]).
Наконец, следует добавить, что в пользу предложенной мною датировки египетского голода свидетельствует вышеупомянутый рассказ, переданный Афинеем. Напомню, что речь идет об описании гигантского корабля, загруженного зерном, соленьями и пр., который сиракузский царь Гиерон II подарил Птолемею III ввиду голода, постигшего Египет (Athen. V. 206e–209c). Учитывая то обстоятельство, что Гиерон принимал активное участие в Первой Пунической войне30 (Polyb. I. 16–17; Diod. XXIII. 4. 5; Liv. XXIV. 4. 5, XXV. 31. 4; Liv. Per. 16; Eutr. II. 19. 2; ср. [Зелинский, 2017, с. 157–158]), он мог позволить себе упомянутый широкий жест лишь по окончании данного военного конфликта; т.е. не ранее 241 г.31.
30. Об этом конфликте (264–241) см., например: [A Companion, 2011, p. 129–183].
31. В частности, Сиракузы в течение войны неизменно выполняли роль поставщика провианта для римской армии [A Companion, 2011, p. 151], что делало бы отправку упомянутого подарка в Александрию слишком обременительной.
31. В частности, Сиракузы в течение войны неизменно выполняли роль поставщика провианта для римской армии [A Companion, 2011, p. 151], что делало бы отправку упомянутого подарка в Александрию слишком обременительной.
Собственно, и сама возможность постройки описанного Афинеем плавучего гиганта во время Первой Пунической войны представляется более чем сомнительной. Если учесть, что для сооружения корабля были использованы дерево, конопля, смола и пенька из Сицилии, Италии, Иберии и Галлии (Athen. V. 206f, 208e)32, то придется признать, что доставка вышеупомянутых материалов в Сиракузы до 241 г. была бы по меньшей мере трудновыполнимой. Как хорошо известно из дошедших до нас античных нарративов, карфагенский полководец Гамилькар Барка, начиная с 246 г., вел успешные боевые действия на западе Сицилии (Polyb. I. 56. 3, 9, 11; 58. 2–6; Diod. XXIV. 5–9; Nepos, XXII. 1; Zonar. VIII. 16. 333), а его флот опустошал берега Италии от Локр на Ионийском море до Кум на Тирренском (Polyb. I. 56. 2–3, 10; Zonar. VIII. 16. 3) [ср. A Companion, 2011, p. 162]. Поскольку же корабль строился в течение целого года (Athen. V. 207a–b), то его отправка в Александрию, приуроченная к имевшему место в Египте голоду, состоялась не ранее 240 г. Таким образом, речь снова идет о событии, произошедшем менее, чем за два года до принятия Канопского декрета.
32. «...он доставил – частично из Италии, частично из Сицилии – дерево для изготовления клиньев, шпангоутов, поперечных брусьев и на другие нужды; для канатов коноплю привезли из Иберии, пеньку и смолу – с реки Родана; словом, все необходимое было свезено отовсюду … но дерево для первой мачты с трудом отыскал в горах Бруттия какой-то свинопас». Перевод Н.Т. Голинкевича.
33. В основе упомянутого на этих страницах фрагмента византийского автора, Иоанна Зонары (Zonar. VIII. 16–17), лежит содержание XII книги римского историка Диона Кассия.
33. В основе упомянутого на этих страницах фрагмента византийского автора, Иоанна Зонары (Zonar. VIII. 16–17), лежит содержание XII книги римского историка Диона Кассия.
В завершение следует отметить, что изложенные на этих страницах соображения, в случае их верности, в будущем могут побудить к пересмотру ряда других вопросов, относящихся к первому десятилетию царствования Птолемея III Эвергета. В частности, речь идет о круге проблем, связанных с вышеупомянутым восстанием, имевшим место в Египте в 245 г. и повлиявшем на течение Третьей Сирийской войны (см. выше).