Документирование булгаро-татарских эпиграфических памятников современными методами
ВВЕДЕНИЕ
Изучение эпиграфических памятников, булгаро-татарских надмогильных камней – это исследование объектов, повествующих о жизни народов Поволжья и Приуралья, и одновременно – сложнейшая работа по сохранению целого пласта историко-культурного наследия России. Эпиграфические памятники XIII–XVII вв. являются уникальными источниками по истории региона. Они воплотили в себе преимущества и письменных, и вещественных источников, как вещественные - они оригинальны и не имеют позднейших аналогов, как письменные – дают разностороннюю информацию исторического, социально-политического, этнического и культурного характера, что в археологических памятниках отражается весьма слабо [Мухаметшин, 2008, с. 3].
Происхождение традиции установления эпиграфических памятников у татар связывается с т.н. «оленными» камнями: она идет от древних тюрков через более поздних караханидских татар. Эти татары, пришедшие с войсками Бату хана, распространяли данный обычай на Волге, Кавказе, в Крыму, где и ныне частично сохранились эпиграфические памятники [Мухаметшин, 2014, с. 160]. Таким образом, происхождение надмогильных камней булгаро-татарского периода следует связывать с художественными традициями тюркского мира, особенно интенсивно распространявшимися в Восточной Европе в период монгольских завоеваний [Червонная, 1997, с. 111]. Влияние ислама является одним из факторов возникновения традиций установления надмогильных камней, однако между этими двумя явлениями нет прямой связи, массовая установка эпитафий возникает намного позднее принятия ислама [Мухаметшин, 2016, с. 297]. Не наблюдаются эпиграфические памятники и в Волжской Булгарии домонгольского периода. Между проникновением ислама и появлением мусульманских эпиграфических памятников существует хронологический разрыв, доходящий до 200–300 лет [Мухаметшин, 2014, с. 160].
Булгарo-татарские надмогильные памятники представляют собой тщательно обработанные известняковые плиты в форме плоского параллелепипеда, длина которых колеблется от 70–80 до 350 см и более. Устанавливались они в землю у изголовья погребенного лицевой стороной на восток. Так как основной текст эпитафий занимает около половины (иногда больше) лицевой части плиты, подземная часть камня не обрабатывалась. Верхняя часть надгробия, как правило, прямоугольная или слегка скошенная, с углубленными на 3–7 см плечиками и со стрельчатой или килевидной аркой, где расположена кораническая формула, а иногда шести- или восьмилепестковая розетка [Мухаметшин, Хакимзянов, 1987, с. 145]. Непосредственно данные о погребенном, как правило, размещались в нижней части эпитафии, занимая одну-две строки с указанием титула, имени, родословной покойного. Этот компонент может быть кратким или развернутым. Также указывается год смерти, как правило, в буквенном исполнении.
Изучение булгаро-татарских эпиграфических памятников насчитывает двухсотлетнюю историю, был накоплен значительный фактический и исследовательский материал1. Благодаря этой кропотливой многолетней работе известно месторасположение большинства выявленных на сегодняшний день объектов.
Сохранение и документирование эпиграфических памятников на современном исследовательском уровне – одна из первостепенных задач, стоящих перед историками и археологами. Надмогильные камни, находящиеся in situ, постоянно подвергаются негативному природному и антропогенному воздействию: подвергаются воздействию осадков, выветриваются и осыпаются, уничтожаются при попытках непрофессиональной реставрации, получают повреждения при выпасе скота, повреждаются при распашке. В результате тексты на многих из них дошли до нас в трудночитаемом виде (рис. 1, 1–2).
Наиболее эффективным процессом сохранения данного вида наследия является документирование надмогильных камней методами фотограмметрии, создание 3D-моделей, фиксация точного местоположения с использованием ГНСС и представление полученных данных в ГИС и на специализированном геопортале. Метод фотограмметрии на данный момент хорошо разработан, широко используется для документирования эпиграфических памятников и представлен в публикациях, освещающих технические и методические аспекты трехмерного моделирования [Ласкин и др., 2018, с. 247].
Для нашего исследования важно отметить проведение в России Алтайским и Кемеровским университетами многолетних и целенаправленных работ по разноплановому изучению «оленных» камней аржано-майэмирского времени. Основной задачей является фиксация древних изваяний, которые неизвестны специалистам или отражены в научной литературе фрагментарно. В результате получены важные, а в ряде случаев уникальные сведения. Проведенная работа позволяет планировать детальное копирование выявленных скульптур, используя современные возможности 3D-сканирования [Тишкин и др., 2016, с. 166].
Широко представлено и цифровое документирование петроглифов, в том числе трехмерное моделирование, которое вошло в повседневную практику исследователей наскального искусства. Значительный вклад в изучение наскального искусства современными методами внесли совместные исследования Хабаровского краевого центра охраны памятников, Института археологии РАН и Лаборатории RSSDA, определив методику и технику изучения как архивных данных, так и находящихся in situ памятников наскального искусства, расположенных на Дальнем Востоке России. Работы, связанные с документированием петроглифов и их ландшафтного окружения с применением современных методов и средств геоинформационных систем, спутниковой геодезии, аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов, лазерного сканирования, фотограмметрического моделирования, находятся на передовом крае современной фиксации и изучения объектов культурного наследия [Свойский, Леванова, Романенко, 2021, с. 270–272].
Одновременно с применением современных методов трехмерного моделирования решается актуальная задача по изучению архивных материалов, находящихся в архивохранилищах России. Проведенная исследователями лаборатории RSSDA работа по фотограмметрической съемке эстампажей петроглифов [Свойский, 2019, с. 282] показала возможную перспективность данного направления также в изучении и научном использовании коллекций эстампажей булгаро-татарских эпиграфических памятников.
Документирование памятников эпиграфики тесно связано с задачами по сохранению историко-культурных объектов. На сегодняшний день, в условиях все повышающейся роли цифровых инструментов и возможностей сетевых решений для изучения истории, а также для проведения эффективной работы по сохранению уникального историко-культурного наследия, разрабатываются и используются специализированные веб-ресурсы и геопорталы – интерактивные веб-карты, позволяющие отображать исторические объекты в виде точек, полилиний или полигонов, а также растровых объектов с необходимой исторической информацией. Существующий опыт доказывает востребованность подобных решений2. Близкими к теме нашего исследования можно назвать, в качестве примера, геопортал городищ Британи и Ирландии - “Atlas of Hillforts of Britain and Ireland” [Pouncett, 2019, p. 155], австралийский геопортал объектов исторического наследия [Nishanbaev, Champion, McMeekin, 2021, p. 10], а также отечественный веб-ресурс «Археологические памятники Крыма» [Буряк, Лисецкий, Ильяшенко, 2018, с. 36].
Помимо просто картографического представления, при разработке веб-ресурса и геопортала памятников эпиграфики важно предоставить посетителям ресурса и 3D-модели изучаемых памятников. В качестве примера можно привести веб-ресурс «Петроглифы Нижнего Амура и Уссури»3.
Большинство ресурсов предназначены для использования специалистами в данной области и направлены на каталогизацию существующих археологических объектов с указанием пространственного положения, текстовой информацией и изображениями. [Гафуров и др., 2021, с. 486].
В условиях, когда эти уникальные памятники ежегодно подвергаются интенсивному негативному антропогенному и экзогенному воздействию и могут полностью исчезнуть, для их изучения и сохранения совершенно необходимо максимально использовать возможности современных технологий – 3D-моделирование, ГНСС и ГИС. Благодаря реализации веб-ресурса появится возможность предоставления доступа широкого круга специалистов к результатам проведенного исследования булгаро-татарских надмогильных камней XIV-XVII вв.
В данной статье отражены авторские подходы изучению эпиграфических булгаро-татарских памятников.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Современные методы исследований изображений на камнях – надмогильных, рунических и оленных, петроглифах – открыли новую страницу в изучении и сохранении этих уникальных исторических источников. Возможности 3D-сканирования, фотограмметрия, высокоточная фотофиксация с размещением цифровых копий памятников на веб-ресурсе, значительно упрощают организацию доступа к объектам историко-культурного наследия, так и предоставляют возможность для исследователей нового прочтения изображений и надписей без организации поездок на памятники. Стало возможным выявлять фрагменты, которые не удается обнаружить традиционными методами – фотофиксацией и эстампажем.
Использование современных методов 3D-моделирования и виртуальная музеефикация объектов историко-культурного наследия позволяют сохранить памятники для будущих поколений, даже в случае их разрушения, а также стать надежным источником для исследователей. Размещение цифровых моделей эпиграфических памятников в сетевом ресурсе позволит прикоснуться к прошлому всех без ограничения интересующихся историей народов России, даже будучи на большом расстоянии от объектов. Кроме того, перевод в виртуальное пространство информации из архивов – рисунков, фотоматериалов, эстампажей и пр. – позволяет дополнить информацию о камнях, в том числе об уже разрушенных.
Методической основой научного исследования является комплексный подход и принцип историзма, в данном случае подразумевающий изучение, анализ и интерпретацию собранных фактических материалов с момента выявления объекта культурного наследия до настоящего времени. Современные цифровые методы и технологии позволяют получать высокодетальные данные о памятниках и оценить вклад различных факторов, определяющих интенсивность проявления опасных разрушающих процессов. Подобный подход позволяет получить максимально достоверную информацию о состоянии исследуемых объектов.
Архивные материалы. Снятые в 1940–1960-х гг. эстампажи еще долгое время будут служить первоисточником для историков. Большую ценность представляют полевые дневники ученых, куда обычно заносились все данные, характеризующие памятники, и надписи на нем [Мухаметшин, 2014, с. 155]. Последние имеют огромное значение потому, что тексты на многих камнях дошли до нас в выветренном, трудночитаемом виде. Поэтому поиск в архивах и цифровое копирование имеющихся исторических материалов – фотографий, рисунков и эстампажей надмогильных камней, сделанных при выявлении и обследовании их в XIX–XX вв., имеют особую значимость в работе по проекту и в изучении уже разрушенных объектов, а также для их включения в электронный каталог.
В ведущих архивохранилищах Российской Федерации хранятся многочисленные данные исследований эпиграфических памятников прошлых лет. Они имеют уникальное значение для сохранения историко-культурного наследия, так как многие из обследованных объектов до наших дней не сохранились. Актуальной задачей является сбор и систематизация этих разрозненных данных. Благодаря современным технологиям, архивные материалы могут быть переведены в цифровой вид, что позволит разместить их на создаваемом сайте, использовать в реконструкции, дополнить результаты проведенных полевых исследований, проводить сравнительный анализ интенсивности разрушения памятников, находящихся in situ. Сбор всего комплекса имеющихся архивных данных позволит существенно расширить источниковую базу проекта, установить динамику разрушения памятников, ввести эти документы в научный оборот. Благодаря использованию цифровых копий эстампажей станет возможным выявление повреждений и утрат изучаемых камней в период с 1940-х гг. по настоящее время.
Архивные исследования затрагивают, прежде всего, материалы Научно-отраслевого архива Института археологии РАН, который ведет свою деятельность с 1945 г. Здесь сложился уникальный комплекс разноплановых научных документов, включающий в себя научные археологические и эпиграфические отчеты сотрудников Института археологии РАН и исследователей различных учреждений страны, проводящих археологические исследования с 1945 г. по настоящее время. Центр письменного и музыкального наследия – Мирасханэ Института языка, литературы и искусства им. Галимджана Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан был организован на базе отдела рукописей, научного и архивного фонда ИЯЛИ КФАН СССР. Здесь хранятся личные материалы ведущих научных сотрудников учреждения прошлого века, в том числе и эпиграфистов – Н.Ф. Калинина, Г.В. Юсупова и др. Среди уже обнаруженных нами материалов здесь можно выделить два дела: «Археологические работы в бывшей Архиерейской даче 28 июня 1938 г. Фотографии и эстампажи булгарского эпиграфического памятника» [ЦПМН ИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Д. 65. Оп. 1] и «Типографские эстампажи эпиграфических памятников 14–16 вв. Арского, Куйбышевского, Кызыл-Юлдузского, Пестречинского, Чистопольского районов ТАССР» [ЦПМН ИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Д. 73. Оп. 1.]. В Российском государственном историческом архиве находятся материалы по изучению эпиграфики второй половины XIX в. Научный фонд Музея археологии РТ Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ хранит документы советского периода археологии ТАССР, включая и эстампажи надмогильных камней [Путеводитель, 2011, с. 86], обнаруженных в ходе археологических разведок на территории автономии.
Полевые и камеральные исследования. На территории Республики Татарстан находится более 300 эпиграфических памятников булгаро-татарского периода. Для проведения экспедиционных работ была выбрана территория Предкамья РТ (рис. 2). Несмотря на то, что территория данного географического региона составляет примерно треть площади Татарстана, здесь находится половина эпиграфических памятников региона (около 160 камней).
На первом этапе полевых исследований, для дальнейшего внесения пространственной информации в ГИС, фиксировалось точное местоположение памятника с использованием высокоточного геодезического приемника (ГНСС). В проводимых работах использовался GNSS-приемник EMLID Reach M+ со спиральной антенной TOPGNSS TOP508.
На втором этапе производилась расчистка места установки камней и съемка надгробий методом фотограмметрии. Параметры съемки определены в многочисленных публикациях, посвященных документированию петроглифов и других изображений на камнях, осуществляемых лабораторией RSSDA [Ласкин и др. 2018, с. 248]. В нашем случае использовалась полнокадровая камера с объективом 50 мм, съемка производилась с расстояния 30–50 см перпендикулярно плоскости поверхности объекта. Для площади стороны камня, составляющей примерно 0,5 кв. м (0,4 x 1,2 м) было создано 30–40 снимков с перекрытием между собой не менее 80 %, что достаточно для получения облака точек плотностью 2000 точек на 1 кв. см. Таким образом, в результате обработки полученных в ходе полевых исследований снимков методом фотограмметрии с помощью программного комплекса Agisoft Metashape, общее количество точек в облаке составило приблизительно 40 млн на площадь поверхности в 1,5–2 кв. м.
Далее были построены трехмерные модели, делящиеся на три основные категории в зависимости от степени детализации:
- Для ознакомительного просмотра через веб-сервисы (0,5–1 млн полигонов, 1 текстурный блок размером 8000 х 8000 пикселей);
- Для подробного изучения объекта (10–15 млн полигонов, несколько текстурных блоков размером 8000 х 8000 пикселей), такие модели будут доступны для скачивания по запросам пользователей;
- Высокодетализированные фрагменты моделей, представляющие особый научный интерес: надписи, орнаменты, дефекты и т.д. Количество полигонов и текстурных блоков в данном случае определялось индивидуально.
База геоданных. Совокупность полученных в ходе исследований сведений о памятниках была систематизирована и загружена в единую базу данных, содержащую следующие группы свойств объектов:
- Наименование памятника и описание местоположения с указанием на карте в виде точек;
- Проведение исследований (с указанием года и фамилий исследователей);
- Датировка и перевод текста надписей;
- Цифровые копии памятников и их фрагментов с разной степенью детализации;
- Графические материалы (фотоснимки прошлых лет, зарисовки, эстампажи и т.д.);
- Ссылки на сопутствующие архивные материалы (отчеты, публикации, рукописи);
- Состояние (степень сохранности), современное использование земель в непосредственной близости от памятника.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ходе проведения полевых работ 2023 г. удалось обследовать и провести съемку 76 надмогильных камней, расположенных в географическом районе Предкамье Республики Татарстан, а также выявить новые объекты – более 10 памятников.
Камеральная обработка данных фотограмметрической съемки и создание 3D-моделей позволила повысить читаемость камней, в том числе уже разрушенных.
Краснинский надмогильный камень расположен на современном кладбище села Красна Высокогорского муниципального района РТ. Памятник к настоящему времени сломан на две части (рис. 1, 2), но, благодаря программной обработке данных фотограмметрической съемки, удалось совместить обломки камня и прочитать лицевую, а также боковые стороны памятника (рис. 3). Камень был установлен за год до падения Казанского ханства (1551 г.). Текст памятника публикуется впервые: Лицевая сторона (рельефная надпись): قال الله تبارك و تعالى كل من عليها فان و يبقى وجه ربك ذوالجلال و الاكرام الدنيا مزرعة الاخرة صدق تاريخ توقوز يوز ايليک سيكيزدا صفر ايندا مراد حوجه عيالى كمال ...
Правая сторона (рельефная надпись): ارى الدنيا خرابا بعتبارى فلا يبقى مداما بالقرارى
Левая сторона (рельефная надпись): كورارمن دنيانى ويران بارى هميشه باقى ايرمس يوق قرارى
Перевод.
Лицевая сторона: 1)«Сказал Преблагой и Всевышний Аллах: 2)“Все на ней [земле] смертны. Вечен лишь Лик 3)Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. 4)Этот мир – пашня для загробной жизни. Правильно сказал. 5)В девятьсот пятьдесят восьмом году (1551 г.) 6)в месяце сафар жена Мурадходжи Камал 7)[из тленного мира в вечный мир переселилась]».
Правая сторона: «Вижу мир развалиной по существу, не остается он продолжительно в покое».
Левая сторона: «Вижу мир развалиной по существу, не остается он продолжительно в покое».
Текст камня представляет собой смешение языков: первые четыре строки состоят из коранических формул и написаны на арабском, последние две строки, несущие фактические данные о погребенном – на старотатарском.
Интерес вызывает перевод арабской коранической формулы, зафиксированной на правой стороне, на старотатарский на левой.
Среднесердинские надмогильные камни расположены на современном кладбище села Средняя Серда, Арский муниципальный район РТ. Выявлены в ходе работ 2023 г. Благодаря цифровой обработке была повышена читаемость камней. Текст памятников публикуется впервые.
Надмогильный камень 1 (рис. 4, 1–2): Лицевая сторона (рельефная надпись): [قال الله تبارك و تعالى] كل من عليها فان و يبقى وجه ربك ذوالجلال و الاكرام تاريخ توقوز يوز الليک غازي حان عيالى شاه بيلطاب دار فنادين دار بقاغا رحلت قيلدى
Правая сторона (рельефная надпись): قال النبى عليه السلام الدنيا جيفة و طالبها كلاب
Левая сторона (рельефная надпись): قال النبى عليه السلام الدنيا مزرعة الاخرة
Перевод.
Лицевая сторона: 1)«[Сказал Преблагой и Всевышний Аллах:] 2)“Все на ней [земле] смертны. Вечен лишь Лик 3)Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. 4)В девятьсот пятидесятом году (1543–1544 гг.) 5)жена Гази-хана Шахи-Билтаб 6)из тленного мира в вечный мир переселилась».
Правая сторона: «Сказал пророк (мир ему): “Этот мир – падаль, его желают [только] собаки”».
Левая сторона: «Сказал пророк (мир ему): “Этот мир – пашня для загробной жизни”».
На лицевой стороне последние три строки представлены на старотатарском языке. Читаемые верхние строки и боковины – коранические формулы – написаны на арабском языке.
Надмогильный камень 2 (рис. 5, 1–2): Лицевая сторона (рельефная надпись): قال الله تعالي و ما تدري نفس باى ارض تموت و قال سبحانه و تعالي كل نفس ذائقة الموت هذا مقبره سلطان العالي تاريخ توقوز يوز الليک ايكى دا ايرديكم جورا اوغلي غازي مردان اوفاد بولدى دار فنادين دار بقاغا رحلت قيلدى حق تعالي رحمت قيلسون
Правая сторона (рельефная надпись): قال النبى عليه السلام الدنيا ساعة فاجعلها طاعة
Левая сторона (рельефная надпись): قال النبى عليه السلام الدنيا ساعة فاجعلها طاعة
Оборотная сторона (рельефная надпись): بو لوحنى اتاسى بنا قيلدى
Перевод.
Лицевая сторона: 1)«Сказал Всевышний Аллах: “И ни один человек не знает, 2)в какой земле он умрет”. Сказал Преславный 3)и Всевышний [Аллах]: “Каждая душа вкусит смерть”. 4)Это – могила великого султана. 5)В девятьсот пятьдесят 6)втором году (1551 г.) сын Чуры 7)Гази-Мардан скончался, из тленного мира 8)в вечный мир переселился. Пусть Всевышний Бог помилует его».
Правая сторона: «Сказал пророк (мир ему): “Этот мир – лишь один час, так проведи его в поклонении [Аллаху]”».
Левая сторона: «Сказал пророк (мир ему): “Этот мир – лишь один час, так проведи его в поклонении [Аллаху]”».
Примечательна надпись на обороте камня, представляющая редко встречающееся авторство объекта: «Этот памятник воздвиг его отец».
Содержащие фактические данные и благословение последние четыре строки представлены на старотатарском языке, коранические формулы на лицевой, надпись на оборотной стороне и боковины – на арабском.
Кроме того, для повышения различимости контуров нанесенных надписей и орнаментов трехмерные модели поверхностей подсвечивались с разных сторон и под разными углами (имитация съемки в «косом свете»). Благодаря данному методу удалось обнаружить практически неразличимую in situ и на фотографии выявленного в 2023 г. Арского надмогильного камня (1543–1544 гг.) врезную арабографическую надпись (рис. 6, 1–3). Предварительный анализ надписи показал наличие двустишия на старотатарском языке, в котором на данный момент читаются только слова «рахмат» («милость»), «хабар» («весть»), «лаух» («камень»). Смысл данного двустишия может быть следующим: «пусть помилует Аллах этого человека. О нем поведает этот камень». Надпись была сделана после того, как стерлась начальная рельефная надпись, которая позднее была дописана врезным почерком. Полученные результаты открывают новые перспективы в изучении памятников эпиграфики, в части обнаружения и анализа новых надписей.
ВЫВОДЫ
Впервые для территории эпиграфических памятников булгаро-татарского времени исследования проводятся на современном методическом и техническом уровне. До конца нераскрытый исследовательский потенциал региона и возможность выявления новых памятников эпиграфики XIII–XVII вв. дополняют географию распространения объектов. Определение точного местоположения, возможность проведения более обоснованного пространственного анализа размещения надмогильных камней. Выявление ранее неизвестных объектов позволяет существенно расширить источниковую базу и ввести в научный оборот эпиграфические надписи, которые помогут раскрыть новые страницы и дополнят историю региона периода XIII–XVII вв.
Благодаря использованию современных технологий и 3D-моделирования становится возможным вывести изучение объектов на новый научный уровень, повысить читаемость, в том числе сломанных камней и полустертых надписей, а также выявлять скрытые, плохо различимые граффито.
Веб-ресурс позволит получить информацию о каждом изученном надмогильном камне булгаро-татарского времени, предоставит возможность специалистам и научным работникам проводить анализ эпиграфических памятников вне зависимости от местонахождения исследователя, изучать отдельные объекты и даже их элементы на основе интерактивных текстурированных трехмерных моделей. Картографическая часть позволит проводить пространственный анализ размещения надмогильных камней, выявлять закономерности размещения памятников на исследуемой территории, предоставит точное местоположение объектов для своевременных охранно-спасательные и реставрационные работ.
Полученные результаты исследования будут способствовать сохранению этих уникальных памятников истории и культуры, принятию управленческих решения в сфере охраны историко-культурного наследия на государственном уровне.