Резолюции Организации Исламская Конференция по "афганскому вопросу" в 1980–1989 гг.
Выпуск
2021 год
№ 5
DOI
10.31857/S086919080015071-5
Авторы
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
129 - 140
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению политической позиции Организации Исламская Конференция и ее эволюции на протяжении 1980-х гг. в отношении афганского вооруженного конфликта с участием СССР. Источниковой базой для статьи послужили тексты посвященных ситуации в Афганистане резолюций и заключительных коммюнике Исламских конференций министров иностранных дел ОИК, проходивших в ООН координационных совещаний министров иностранных дел ОИК и Исламских конференций на высшем уровне стран-членов ОИК. Первый раздел статьи рассматривает чрезвычайную сессию Исламской конференции министров иностранных дел ОИК, состоявшуюся в январе 1980 г. – она стала первым международным мероприятием ОИК, на котором обсуждался «афганский вопрос» и принятые на ней решения заложили основы позиции ОИК в отношении афганского вооруженного конфликта, которая с небольшими изменениями сохранялась на протяжении 1980-х гг. Во втором разделе изучаются все последующие резолюции ОИК по Афганистану и их особенности.
Выводы таковы: в своем отношении к ситуации в Афганистане и ее отдельным аспектам ОИК солидаризировалась с ООН и Движением Неприсоединения, хотя имелись и некоторые различия в подходах к отдельным вопросам – например, ОИК с января 1980 г. приостановила членство Афганистана в ОИК, приглашая на все Исламские конференции членов афганских антиправительственных группировок в качестве представителей народа этой страны. Государства-члены ОИК в отношении «афганского вопроса» проявляли большую солидарность в рамках этой международной организации, чем в отношении аналогичного же вопроса – страны-члены ООН или Движения Неприсоединения, хотя отдельные страны (в основном из числа поддерживающих внешнюю политику СССР – например, Сирия или НДРЙ) высказывали оговорки по «афганским» резолюциям ОИК. В целом же позиция Организации Исламская Конференция как крупнейшей международной организации, объединяющей страны исламского мира, в отношении афганского вопроса оставалась стабильной на протяжении всех 1980-х гг., претерпевая лишь незначительные изменения.
Получено
03.11.2024
Статья
Организация Исламская Конференция (ОИК), известная в настоящее время как Организация Исламского сотрудничества (ОИС), создана в 1969 г. как своего рода «мусульманский» аналог Организации Объединенных Наций, должный выражать политическую позицию стран, которые в своей политике руководствуются принципами ислама. Таким образом, ОИК изначально выказывала претензии на роль ведущей международной организации в мусульманском мире.
Известно, что ввод ограниченного контингента советских войск (далее ОКСВ) в Афганистан, состоявшийся в конце 1979 г., вызвал негативную реакцию значительной части международного сообщества: и ООН, и НАТО, и Движения Неприсоединения, и многих государств в отдельности. В настоящей статье автор хотел бы рассмотреть позицию ОИК на протяжении почти десятилетнего пребывания ОКСВ в Афганистане, а также изменения этой позиции, выраженные в текстах соответствующих резолюций Исламских конференций министров иностранных дел, Исламских конференций на высшем уровне и координационных совещаний министров иностранных дел в ООН. Соответственно, источниковой базой для статьи послужили эти резолюции, взятые с официальных сайтов ООН и ОИС. Актуальность темы обусловлена тем, что ОИС и сейчас играет значимую роль в мусульманском мире, а изучение ее позиции в отношении афганского вооруженного конфликта 1979–1989 гг. позволяет спрогнозировать линии поведения этой международной организации в иных конфликтных ситуациях.
Акт ввода ОКСВ в Афганистан в ряде мусульманских стран был интерпретирован не только как покушение Советского Союза на сложившуюся стабильность системы международных отношений, но и как агрессия атеистического СССР против мусульманского государства, что могло потребовать какого-то ответа на эту агрессию. Одной из разновидностей такого ответа и стала деятельность ОИК (рассмотрение прочих форм ответа – оказание помощи афганским антиправительственным силам, издание фетв в оправдание борьбы с советскими войсками и т.п. – выходит за рамки темы статьи). Тема деятельности ОИК периода холодной войны не слишком хорошо раскрыта в науке, и если говорить о роли ОИК конкретно в урегулировании афганского конфликта, то наиболее плотно к этой теме подошел В.С. Христофоров в статье «Политическое урегулирование афганской проблемы в контексте международных отношений в 1980-е гг.» [Христофоров, 2014], хотя она посвящена не роли ОИК в политическом урегулировании, а вообще процессу политического разрешения военного конфликта в Афганистане.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СЕССИЯ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ОИК И ЕЕ РЕШЕНИЯ ПО АФГАНИСТАНУ
В начале января 1980 г. состоялась шестая чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная положению в Афганистане после ввода туда советских войск, на которой СССР был осужден подавляющим большинством голосов в резолюции № ES-6/2 «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» от 14 января 1980 года. А 27 января того же года по инициативе Республики Бангладеш и Пакистана была созвана чрезвычайная сессия Исламской Конференции министров иностранных дел, прошедшая на территории Пакистана 27–29 января, в ходе которой была рассмотрена сложившаяся в Афганистане ситуация. Председателем чрезвычайной сессии был избран советник по иностранным делам Пакистана Ага Шахи [A/35/109, 1980, p. 3]. По итогам сессии была принята резолюция № 1/EOS «О советской военной интервенции в Афганистане и вытекающих из нее последствиях», осуждающая ввод советских войск в Афганистан как нарушение норм международного права [A/35/109, 1980, p. 5] и как «серьезную угрозу миру и безопасности в этом районе и во всем мире» [A/35/109, 1980, p. 9], и резолюция № 2/EOS «Об иностранном давлении на некоторые исламские государства». Резолюция № 1/EOS заслуживает детального разбора, поскольку она заложила основы для позиции ОИК в отношении «афганского вопроса», сохраняющейся с незначительными изменениями на протяжении дальнейших почти десяти лет вплоть до вывода советских войск из Афганистана.
Членство Афганистана в ОИК было приостановлено, и более того – конференция предложила государствам-членам ОИК разорвать дипломатические отношения с Афганистаном до полного вывода советских войск из этой страны и воздержаться от любой экономической помощи афганскому политическому режиму [A/35/109, 1980, p. 5, 10]. Вместе с тем, конференция призвала к оказанию помощи афганским беженцам и «выразила свою солидарность со справедливой борьбой афганского народа за сохранение своей веры, независимости своей страны и ее территориальной целостности и восстановление своего права определять свою судьбу» [A/35/109, 1980, p. 5] – что, по сути, означало одобрение оказания помощи афганским антиправительственным группировкам. Конференция также заявила о солидарности с соседствующими с Афганистаном странами и готовности оказать им помощь в том числе по вопросу сохранения суверенитета и территориальной неприкосновенности [A/35/109, 1980, p. 10].
В адрес СССР было направлено послание с призывом «прекратить свою военную интервенцию» [A/35/109, 1980, p. 3]. Также в ходе чрезвычайной сессии была достигнута предварительная договоренность о неучастии мусульманских стран в Олимпийских Играх-80, должных пройти летом 1980 г. в Москве – в том случае, если советские войска не будут выведены из Афганистана [A/35/109, 1980, p. 6, 11].
Кроме того, уже на эту самую первую конференцию, на которой был поднят «афганский вопрос», был приглашен один из представителей афганских антиправительственных организаций – Б. Раббани, лидер партии «Ислмское общество Афганистана» (ИОА), который, выступив от имени афганских оппозиционных партий, «дал всеобъемлющий обзор положения в Афганистане и рассказал об угнетении, которому подвергаются афганские мусульмане со стороны вторгшихся советских войск» [A/35/109, 1980, p. 7–8].
Что интересно, конференция – несмотря на солидаризацию с Западом в отношении реакции на события в Афганистане – продемонстрировала вполне независимую позицию, заявив о том, что исламский мир является актором, проводящим политику неприсоединения, и что ситуация в Афганистане не может быть каким-либо образом использована в деле соперничества сверхдержав, обратив «внимание на попытки, предпринимаемые в настоящее время некоторыми западными державами с целью использовать новое положение, возникшее в связи с советской вооруженной интервенцией в Афганистане, для возобновления империалистической интервенции в исламском мире, особенно в районе вблизи Афганистана» [A/35/109, 1980, p. 13].
Теперь следует посмотреть на состав участников чрезвычайной сессии и на результаты голосования. Перечислим их: это Саудовская Аравия, Пакистан, Сенегал, Бангладеш, Габон, Гамбия, Джибути, Индонезия, Гвинейская Республика, Алжир, Марокко, Нигер, Камерун, Тунис, Сирия, Турция, Ирак, Оман, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, «два» Йемена – НДРЙ (Народно-Демократическая Республика Йемен) и ЙАР (Йеменская Арабская Республика), Малайзия, Мали, Мальдивы, Мавритания, Бангладеш, Уганда, Чад, Судан, Сомали, Иран, Катар, Коморские острова, Тунис, Ливия, Ливан, Иордания, Мальта и ООП (Организация Освобождения Палестины) [A/35/109, 1980, p. 2–3]. «Против» принятия резолюции проголосовала только НДРЙ, воздержались – Алжир, Гвинея, Мали, Сирия, Уганда и ЙАР; Ливия, Судан, Чад и Коморские острова не приняли участия в голосовании [Die Sowjetische Intervention…, 1980, s. 383–384]. Интересно то, что почти все государства, голосовавшие «против» резолюции ОИК или воздержавшиеся от участия в голосовании – как правило, по причине наличия союзных отношений с СССР или солидарности с политикой СССР в целом – проголосовали также «против» резолюции «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», принятой ранее на шестой чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Решения этой чрезвычайной сессии заложили основу для последующих решений и в целом позиции ОИК по Афганистану, что мы увидим далее на примере разбора последующих резолюций.
«АФГАНСКИЕ» РЕЗОЛЮЦИИ ОИК В 1981–1988 ГГ.
На протяжении всех последующих лет – вплоть до 1988 г. включительно – ОИК принимала ежегодные резолюции, посвященные ситуации в Афганистане. Рассмотрим их в хронологическом порядке. Тексты резолюций взяты автором из двух источников сразу: это официальный сайт ООН, где тексты резолюций представлял дипломат той страны, на территории которой проходила очередная Исламская конференция министров иностранных дел стран-членов ОИК или Исламская конференция на высшем уровне; и официальный сайт ОИС.
С 17 по 22 мая 1980 г. в Пакистане состоялась 11-я Исламская конференция министров иностранных дел, в ходе которой в том числе была принята резолюция № 19/11-Р «О положении в Афганистане» [А/35/419, 1980, p. 41–42]. Эта резолюция в ряде положений повторяет уже сказанное в январской резолюции 1980 г. Страны-члены ОИК воззвали к прекращению советского военного вмешательства и отметили, что СССР «расширил свое военное присутствие в этой стране, несмотря на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, а также резолюцию Исламской конференции, принятую на чрезвычайной сессии в январе 1980 г. и призывающую Советский Союз немедленно и безусловно вывести свои войска из Афганистана», указали на право афганского народа выбирать свою форму политического правления и социально-экономического устройства без вмешательства и принуждения извне, выразили обеспокоенность притоком афганских беженцев и обратились ко всем государствам с призывом оказать им помощь [Resolution No. 19/11-P…, 1980], подтвердили предыдущую резолюцию № 1/EOS чрезвычайной сессии ОИК и постановили «учредить Комитет в составе Генерального секретаря и министров иностранных дел Пакистана и Ирана для поиска путей и средств, включая соответствующие консультации, а также созыв международной конференции под эгидой ООН или каким-либо другим образом, всеобъемлющего решения серьезного кризиса, существующего в связи с положением в Афганистане» [А/35/419, 1980, p. 42]. Также в резолюции была выражена надежда на то, что Движение Неприсоединения будет играть активную роль в поиске решения афганского кризиса. Перед Политическим комитетом Конференции в качестве представителя Афганистана в этот раз выступил А.Р. Сайяф, представитель антиправительственной афганской партии «Исламский союз за освобождение Афганистана».
Что примечательно, ОИК с самого начала стремилась к тому, чтобы обсуждать ситуацию в Афганистане с «представителями афганского народа», под которыми понимались афганские антиправительственные силы. Этот подход сложно было назвать конструктивным с позиций официального Кабула и Советского Союза. Так, Афганистан практически с самого начала выступал против обсуждения «афганского вопроса» на конференциях ОИК. В январе 1981 г. Временный поверенный в делах Постоянного представительства Афганистана при ООН М. Фарид Зариф представил на имя Генерального секретаря ООН документ за № А/36/80 (заявление Министерства иностранных дел ДРА1), в котором в том числе сообщалось, что включение в повестку дня совещания Исламской конференции на высшем уровне «афганского вопроса» «не имеет ничего общего с интересами исламских стран и преследует лишь цель ухудшить ситуацию вокруг Афганистана и развернуть антиафганскую и антисоветскую пропагандистскую кампанию» [А/36/80, 1981, p. 2], поскольку ситуация в Афганистане является исключительно его внутренним делом «и не представляет собой угрозу миру и безопасности в регионе и во всем мире», а программа политического урегулирования ситуации в Афганистане и его отношений с Пакистаном и Ираном представлена в Заявлении правительства ДРА от 14 мая 1980 г. Также в документе сообщалось, что советские войска находятся в Афганистане с целью отражения агрессии извне, жертвой которой стал Афганистан [А/36/80, 1981, p. 3]. Решение о приостановлении членства Афганистана в ОИК было охарактеризовано как несправедливое и необоснованное и «министерство иностранных дел Демократической Республики Афганистан со всей ответственностью заявляет, что ДРА не будет считать себя связанной решениями и резолюциями, которые будут приняты в отсутствие делегации Афганистана» [А/36/80, 1981, p. 4].
В 1981 г. «афганский вопрос» в ОИК обсуждался дважды – в январе в Саудовской Аравии на третьей Исламской конференции на высшем уровне и в июне в Ираке на 12-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел. Сначала рассмотрим решения третьей Исламской конференции на высшем уровне. Резолюция основывалась на решениях самой первой «афганской» резолюции ОИК, принятой в январе 1980 г. в Пакистане – в ней так же осуждались советское военное присутствие в Афганистане, содержался призыв к оказанию помощи афганским беженцам и констатировалось право Афганистана самому выбирать политическую систему. Продолжающееся советское военное присутствие было названо «советской военной оккупацией» [А/36/138, 1981, p. 20]. Конференция выражала «удовлетворение в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН на ее 35-й сессии резолюции, осуждающей иностранную вооруженную интервенцию в Афганистане, и позицией международного сообщества в отношении этой интервенции» [Resolution No. 3/3-P(IS)…, 1981]. Представители «афганских муджахедов» также присутствовали на третьей Исламской конференции.
Что же касается «афганской» резолюции, принятой в Ираке, то и она в целом повторяла основные пункты содержания предыдущих аналогичных документов (требование вывода советских войск из Афганистана, призыв к оказанию помощи беженцам, подтверждение права народа Афганистана самостоятельно выбирать желаемую форму государственного устройства) [Resolution No. 20/12-P…, 1981] и призывала к сотрудничеству стран-членов ОИК и самой организации с Генеральным секретарем ООН и его представителем в целях политического урегулирования ситуации в Афганистане. При этом в своем письме в ООН по итогам Конференции министров иностранных дел ОИК Постоянный представитель Ирака при ООН Салах Омар Аль-Али отметил: «что касается положения в Афганистане, то Конференция министров иностранных дел выразила свою растущую озабоченность в связи с отсутствием прогресса в усилиях, направленных на политическое урегулирование создавшегося положения» [А/36/603, 1981, p. 2].
В августе 1982 г. очередная 13-я сессия Исламской конференции министров иностранных дел состоялась в столице Нигера, и резолюция по Афганистану, опираясь на решения предыдущих конференций – двух от 1980 г., конференции министров иностранных дел 1981 г. и Третьей Исламской конференции на высшем уровне 1981 г., а также на соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и на позицию, занятую Движением Неприсоединения – подтвердила все высказанные ранее положения (немедленный вывод иностранных войск из Афганистана, право народа Афганистана самостоятельно выбирать социальную, экономическую и политическую систему, призыв к возвращению беженцев на Родину и к оказанию им помощи) [Resolution No. 11/13-P…, 1982], а также приветствовала усилия, направленные Генеральным секретарем ООН на «отыскание политического решения афганской проблемы» [А/37/567, 1982, p. 34]. Сотрудничать с ООН по вопросу поисков решения афганского конфликта предписывалось Комитету министров в составе из Генерального секретаря ОИК и министров иностранных дел Пакистана, Ирана, Гвинеи и Туниса. Генеральный секретарь ОИК заявил, что «Советский Союз не обратил внимания на неоднократные призывы о выводе иностранных войск из Афганистана и об уважении его политической независимости… и характер этой братской исламской страны, придерживающейся позиции неприсоединения». Вместе с тем он отметил, что у мусульманского мира с Советским Союзом не существует никаких существенных разногласий, за исключением проблемы Афганистана [А/37/567, 1982, p. 146].
Что интересно, несмотря на то, что США были одним из основных антагонистов СССР в афганском вооруженном конфликте 1979–1989 гг. и сотрудничали с Саудовской Аравией по вопросу поддержки афганских мятежников, позиция ОИК в отношении Соединенных Штатов и отношений с ними была не столь однозначной – так, на проходящей в Нигере 13-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел конференция «призвала государства-члены ОИК пересмотреть свои дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки» [А/37/567, 1982, p. 154] – и связано это было в первую очередь с позицией США, занятой ими в отношении политики Государства Израиль на Ближнем Востоке.
В Нью-Йорке в Центральных учреждениях ООН 10 октября 1983 г. по итогам 13-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел ОИК прошла координационная встреча министров иностранных дел стран-членов ОИК, приняв в числе прочих документов резолюцию по Афганистану, подтвердившую положения предыдущих резолюций, упоминаемых выше: «Конференция рассмотрела достойное сожаления положение в Афганистане, сложившееся в результате продолжения иностранного присутствия в этой стране. Она заявила, что проявляет интерес к усилиям, предпринимаемым специальным представителем Генерального секретаря ООН и Исламской Республикой Пакистан с целью изыскания решения проблемы, с которой столкнулась эта борющаяся мусульманская страна... В проекте резолюции содержится требование прекратить вооруженное вмешательство иностранных войск во внутренние дела этой братской страны» [А/39/236, 1984, p. 4].
14-я сессия Исламской конференции министров иностранных дел, прошедшая с 6 по 11 декабря 1983 г. в столице Бангладеш, приняла «афганскую» резолюцию, не содержащую каких-либо новых положений в сравнении с предыдущими аналогичными документами [А/39/133, 1984, p. 39–41; Resolution No. 13/14-P…, 1983]. В заключительном коммюнике конференция «проявила глубокую обеспокоенность по поводу продолжающегося советского военного вмешательства в Афганистане и связанных с этим препятствий, стоящих на пути осуществления афганским народом его права на определение своего политического будущего» и опять потребовала вывода иностранных войск из Афганистана [А/39/133, 1984, p. 192]. Координационное совещание министров иностранных дел стран-членов ОИК, состоявшееся 4 октября 1984 г. в Нью-Йорке по итогам вышеупомянутой 14-й сессии, в резолюции по Афганистану впервые отметило, что число афганских беженцев в Пакистане уже превышает 3 млн. чел. и повторило призыв «к прекращению вооруженного вмешательства иностранных войск в дела Афганистана и… выводу этих войск» [А/39/585, 1984, p. 2–3].
В январе 1984 г. в Марокко состоялась 4-я Исламская конференция на высшем уровне, на которой в том числе рассматривался и «афганский вопрос». На конференцию был приглашен представитель афганских муджахедов, которым снова стал Б. Раббани: «участники Конференции с большим интересом заслушали заявление представителя афганских муджахиддинов г-на Борхан-эд-Дина Раббани, рассказавшего об условиях, в которых находятся силы афганского сопротивления, и об их справедливой борьбе за освобождение своей оккупированной родины и выразившего благодарность исламским странам за поддержку ими муджахиддинов» [А/39/131, 1984, p. 9]. В принятой по Афганистану резолюции конференция снова потребовала вывода всех иностранных войск из Афганистана [А/39/131, 1984, p. 12]. Особая обеспокоенность была выражена касательно огромного количества афганских беженцев, ищущих убежище в Иране и Пакистане: была озвучена благодарность «правительству и народу Пакистана, добровольно принявшим миллионы афганских беженцев и предоставившим им убежище и защиту» [Resolution No. 9/4-P(IS)…, 1984].
В 1984 г. в ОИК было возобновлено членство Египта, несколькими годами ранее исключенного из этой международной организации по причине проводимой им ближневосточной политики, и играющего уже с 1980 г. довольно значимую роль в вопросе поддержки афганских антиправительственных сил. 15-я Исламская конференция министров иностранных дел ОИК состоялась в декабре 1984 г. в ЙАР (Йеменской Арабской Республике). В качестве наблюдателей уже традиционно присутствовали представители афганских муджахедов: «конференция… заслушала заявление, сделанное представителем афганских муджахидов, в котором он подтвердил решимость афганского народа продолжать борьбу за восстановление своих прав и призвал Конференцию предоставить полную поддержку афганскому сопротивлению и, таким образом, дать ему возможность достичь своих целей» [А/40/173, 1985, p. 12]. Здесь автор хотел бы отметить, что ЙАР и СССР поддерживали довольно дружественные отношения и ими в октябре 1984 г. даже был заключен двухсторонний Договор о дружбе и сотрудничестве [Внешняя политика Советского Союза…, 1985, с. 140–142], – но тем не менее, это не мешало ЙАР принимать на своей территории афганских повстанцев в качестве официальных представителей по факту исключенного из ОИК просоветского социалистического Афганистана.
И впервые в резолюции по Афганистану, принятой в ОИК, были упомянуты афгано-пакистанские пограничные столкновения – 15-я Исламская конференция «выразила свою глубокую озабоченность в связи с нарушениями воздушного пространства и сухопутной границы Пакистана с афганской стороны и отметила сдержанность, проявляемую правительством Пакистана перед лицом этих провокаций» [А/40/173, 1985, p. 19, 226; Resolution No. 13/15-P…, 1984].
9 октября 1985 г. по результатам 15-й Исламской конференции в Нью-Йорке прошло Координационное совещание министров иностранных дел ОИК, которое, рассматривая ситуацию в Афганистане, отметило, что в последние месяцы «войска Советского Союза и Кармаля2 активизировали свои военные действия против муджахидинов и неоднократно в ходе 1985 года нарушали границы и воздушное пространство Пакистана». Также совещание заявило о поддержке афганского народа, который, «несмотря на ограниченные и примитивные средства, имеющиеся в его распоряжении, в течение шести лет ведет доблестную борьбу с оккупационными войсками» и выразило признательность правительствам Пакистана и Ирана за предоставление убежища пяти млн. афганцев. Совещание высказалось в поддержку усилий Пакистана, направленных на поиск дипломатического урегулирования, и подтвердило, что любое урегулирование должно проходить на основе принципов, провозглашенных ОИК и ООН, а именно – «принципов, связанных с выводом советских войск из Афганистана, восстановлением исламского характера Афганистана и его статуса неприсоединившейся страны, правом народа Афганистана на выбор своей собственной социально-экономической и политической системы, а также возвращением афганских беженцев к своим очагам» [А/40/758, 1985, p. 4].
Очередная, 16-я, Исламская конференция министров иностранных дел состоялась в Марокко 6–10 января 1986 г. Конференция заслушала заявление представителя «афганских муджахиддинов и дала высокую оценку их борьбе за освобождение их страны от иностранного вторжения, за сохранение их национальной независимости... Конференция приветствовала единство, достигнутое муджахиддинами, и настоятельно призвала государства-члены укреплять сотрудничество с ними» [А/41/326, 1986, p. 11]. Таким образом, с 1986 г. можно увидеть открытые призывы не просто к оказанию помощи и сотрудничеству с афганскими антиправительственными группировками, но и к признанию их как самостоятельных политических акторов.
В докладе Председателя Комитета по политическим и информационным вопросам 16-й Исламской конференции впервые было отмечено, что ряд резолюций были приняты с оговорками со стороны каких-либо членов ОИК. Нас в контексте настоящей статьи интересует только резолюция по Афганистану, и поэтому отметим, что по резолюции № 19/16-Р оговорки высказали Алжир, НДРЙ, Сирия, Палестина и Ливия (по тексту в целом) и Ирак по пунктам 6–10 [А/41/326, 1986, p. 25–26]. Примечательно то, что все эти государства (кроме не являющейся членом ООН Палестины) ежегодно также голосовали «против» принятия резолюций ООН «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», либо «воздерживались» в ходе этих голосований.
Помимо уже ставших традиционными пунктов резолюции – призыв к немедленному выводу ОКСВ из Афганистана, указание на право народа Афганистана самому определять форму правления и социального устройства, напоминание о необходимости помощи беженцам и создания условий для их возвращения на Родину, высокая оценка борьбы афганских антиправительственных сил с советскими войсками, рекомендация созданному ранее Комитету министров продолжать усилия по урегулированию афганской проблемы в сотрудничестве с Генеральным секретарем ООН [Resolution No. 19/16-P…, 1986] – появились и некоторые новые моменты. Так, ОИК выказала одобрение позиции Пакистана, занятой им в непрямых переговорах с ДРА, проводимых при посредничестве ООН и снова отметила, что скорейший вывод советских войск из Афганистана «будет содействовать устранению основного препятствия в отношениях между исламскими странами и Советским Союзом» [Resolution No. 19/16-P…, 1986]. Также Организация вновь выразила «глубокое сожаление по поводу неоднократных нарушений воздушного пространства Пакистана и обстрелов его территории с афганской стороны и высоко» оценила «сдержанность, проявленную правительством Пакистана перед лицом этих провокаций» [А/41/326, 1986, p. 65].
На координационном совещании министров иностранных дел ОИК в октябре 1986 г. в процессе рассмотрения ситуации в Афганистане снова было отмечено, что в 1986 г. «советско-кабульские силы3 активизировали свои действия против муджахидинов и неоднократно нарушали границу и воздушное пространство Пакистана». Также совещание выразило поддержку афганскому народу, «который в течение семи лет ведет мужественную борьбу против оккупационных сил» [А/41/740, 1986, p. 4] и признательность правительствам Пакистана и Ирана за предоставление помощи более чем 5 млн. афганских беженцев и поддержку их усилий, направленных на достижение политического урегулирования ситуации в Афганистане. Помимо этого, «совещание призвало Советский Союз незамедлительно указать приемлемые сроки вывода своих войск из Афганистана, с тем чтобы обеспечить возможность завершения процесса переговоров» [А/41/740, 1986, p. 4] и снова подтвердило, что урегулирование должно соответствовать таким принципам, как «вывод советских войск из Афганистана, признание права афганского народа избрать свою… систему и возвращение домой афганских беженцев в условиях полной безопасности и уважения их достоинства» [А/41/740, 1986, p. 5].
5-я Исламская конференция на высшем уровне, состоявшаяся c 26 по 29 января 1987 г. в Кувейте, также – как и две предыдущие встречи на высшем уровне – рассмотрела положение в Афганистане. В числе ее гостей присутствовали представители «Союза афганских муджахидинов»: «Конференция с симпатией и пониманием заслушала выступление представителя Исламского союза афганских муджахидинов профессора Абдура Раб Расула Саяфа, в котором он рассказал о справедливой борьбе афганского народа за освобождение своей оккупированной родины и поблагодарил за поддержку исламскими странами афганских муджахидинов» [А/42/178, 1987, p. 11]. Резолюция по Афганистану, как и предыдущие, опиралась на решения более ранних Исламских конференций на высшем уровне и Исламских конференций министров иностранных дел, а также на «афганские» резолюции Генеральной Ассамблеи ООН начиная с 35-й сессии и 6-й чрезвычайной специальной сессии, и на решения совещаний на уровне министров стран Движения Неприсоединения и конференций глав государств и правительств неприсоединившихся стран.
В резолюции снова выражалось сожаление по поводу продолжения обстрелов территории Пакистана со стороны Афганистана и нарушений его воздушного пространства [А/42/178, 1987, p. 44], и приветствовались усилия Генерального секретаря ООН в деле проведения непрямых переговоров и позиция Пакистана в этом вопросе, сделавшая «возможным достижение значительного прогресса в направлении… политического урегулирования проблемы Афганистана» [А/42/178, 1987, p. 44]. Из пунктов этого документа особо хотелось бы отметить следующее: резолюция потребовала, чтобы для вывода советских войск были предоставлены короткие сроки; высоко оценила «героическую борьбу народа Афганистана за освобождение своей родины от иностранных войск и… роль Афганского союза муджахидинов, добивающегося восстановления статуса независимости и неприсоединения Афганистана и его характера исламской страны»; поддержала процесс национального примирения и обратилась с призывом к ОИК и его государствам-членам, с тем чтобы они «установили более тесные отношения сотрудничества с Афганским союзом муджахидинов для достижения целей справедливой борьбы афганского народа» [Resolution No. 11/5-P(S)…, 1987]. Нахождение ОКСВ в Афганистане было охарактеризовано, как и ранее, в качестве «основного препятствия в отношениях между исламскими странами и Советским Союзом» [Resolution No. 11/5-P(S)…, 1987].
В апреле 1988 г. члены Президиума 5-й Исламской конференции на высшем уровне и председатели постоянных комитетов ОИК провели совещание в Эль-Кувейте, где по вопросу ситуации в Афганистане совещание дало высокую оценку «героической борьбе народа Афганистана за освобождение своей родины». Члены Президиума приветствовали заявление СССР о выводе советских войск из Афганистана и достигнутое в Женеве соглашение об урегулировании в Афганистане, и подчеркнули необходимость восстановления экономики Афганистана при содействии исламских государств и Исламского банка развития [А/43/319, 1988, p. 5].
И наконец, последняя в период пребывания советских войск в Афганистане 17-я Исламская конференция министров иностранных дел была проведена в Иордании в конце марта 1988 г., и там же была принята последняя – за период пребывания ОКСВ в Афганистане – «афганская» резолюция. В ней констатировалось: «После восьми лет оккупации Советский Союз, по-видимому, осознал бесплодность своих усилий оккупировать Афганистан и проявил определенные признаки того, что он готов вывести свои силы из этой страны на определенных условиях. На данном решающем этапе переговоров о выводе советских сил Исламская конференция должна продолжать оказывать поддержку Пакистану и афганскому сопротивлению, с тем чтобы обеспечить восстановление в Афганистане прочного мира» [А/43/393, 1988, p. 18]. Участники Конференции «заслушали выступление представителя Исламского союза афганских муджахетдинов, в котором он рассказал о справедливой борьбе афганского народа… и просил Исламскую конференцию и далее оказывать поддержку афганским муджахетдинам» [А/43/393, 1988, p. 21].
В этой резолюции повторяются основные пункты всех предыдущих – в том числе пункт о приостановлении членства Афганистана в ОИК – и приветствуется заявление Генерального секретаря ЦК КПСС «г-на Михаила Горбачева от 8 февраля 1988 года, в котором сообщается о намерении Советского Союза вывести свои войска из Афганистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]. Члены ОИК оценили «героическую борьбу народа Афганистана за освобождение своей родины от иностранных войск» и снова постановили «установить отношения тесного взаимодействия с Союзом афганских муджахетдинов». Исламская конференция также выразила сожаление по поводу «нарушений воздушного пространства Пакистана, обстрелов его территории с афганской стороны и террористических актов, совершаемых против Пакистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]. Что касается должного начаться в скором времени процесса вывода советских войск и дальнейшего будущего Афганистана, то ОИК призвала советские войска воздержаться от боевых действий в процессе своего ухода; потребовала взаимного прекращения военных поставок всем противоборствующим сторонам; отметила необходимость формирования переходного правительства на широкой основе и оказания гуманитарной помощи афганским беженцам во взаимодействии с Пакистаном; постановила «сохранять свободным место Афганистана в ОИК до полного вывода иностранных войск из Афганистана, возвращения афганских беженцев и сформирования правительства, приемлемого для народа Афганистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]; и поручила Исламскому банку развития разработать программы восстановления экономики страны [А/43/393, 1988, p. 27–28].
Некоторые государства-члены ОИК – те же самые, которые голосовали «против» принятия резолюций ООН по «афганскому вопросу» или «воздерживались» в процессе голосований – высказали оговорки по этой резолюции или ее частям. Так, по всей резолюции это сделала Сирия; по пункту 4 – Ливия.
И 29 сентября 1988 г. – уже после начала процесса вывода советских войск – в Нью-Йорке было проведено координационное совещание министров иностранных дел ОИК, на котором совещание с удовлетворением отметило подписание Женевских соглашений и «призвало к созданию опирающегося на широкую базу правительства, приемлемого для народа Афганистана, что открыло бы эру мира и позволило бы афганским беженцам вернуться в свои дома». Также Совещание обратилось к государствам-членам ОИК с призывом продолжать оказывать помощь афганским беженцам и призвало их внести свой вклад в программу восстановления Афганистана [А/43/692, 1988, p. 4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом Организация Исламская Конференция на протяжении всех 1980-х гг. разделяла негативное отношение большинства членов мирового сообщества и крупных международных организаций (например, ООН и Движения Неприсоединения) к пребыванию советских войск в Афганистане и их участию в гражданской войне на его территории, и солидаризировалась с общемировой политической линией в этом вопросе. Роль и резолюций, и подходов ОИК по вопросу политического урегулирования в Афганистане двояка. С одной стороны, ОИК выдвигала предложения мирного урегулирования и принимала активное участие в оказании помощи афганским беженцам. С другой стороны – стремление непременно привлечь к процессу урегулирования представителей афганских мятежников и по сути «заменить» ими в стенах Организации Исламская Конференция представителей официального Афганистана не способствовало развитию диалога ОИК с Советским Союзом и самим Афганистаном.
Если же говорить о позиции внутри самой организации, то в случае с афганским конфликтом 1979–1989 гг. была продемонстрирована достаточно высокая степень солидарности – хотя некоторые просоциалистические государства-члены ОИК в данном вопросе отходили от генеральной линии организации. Но было бы преувеличением утверждать, что ОИК сыграла значимую роль непосредственно в деле политического урегулирования афганского конфликта – скорее, о позиции Организации Исламская Конференция в афганских событиях 1980-х гг. можно говорить как о показательном примере мусульманской солидарности, проявленной на институциональном уровне. Также следует отметить, что политика ОИК в отношении «афганского вопроса» оставалась практически неизменной на протяжении всех 1980-х гг.
Известно, что ввод ограниченного контингента советских войск (далее ОКСВ) в Афганистан, состоявшийся в конце 1979 г., вызвал негативную реакцию значительной части международного сообщества: и ООН, и НАТО, и Движения Неприсоединения, и многих государств в отдельности. В настоящей статье автор хотел бы рассмотреть позицию ОИК на протяжении почти десятилетнего пребывания ОКСВ в Афганистане, а также изменения этой позиции, выраженные в текстах соответствующих резолюций Исламских конференций министров иностранных дел, Исламских конференций на высшем уровне и координационных совещаний министров иностранных дел в ООН. Соответственно, источниковой базой для статьи послужили эти резолюции, взятые с официальных сайтов ООН и ОИС. Актуальность темы обусловлена тем, что ОИС и сейчас играет значимую роль в мусульманском мире, а изучение ее позиции в отношении афганского вооруженного конфликта 1979–1989 гг. позволяет спрогнозировать линии поведения этой международной организации в иных конфликтных ситуациях.
Акт ввода ОКСВ в Афганистан в ряде мусульманских стран был интерпретирован не только как покушение Советского Союза на сложившуюся стабильность системы международных отношений, но и как агрессия атеистического СССР против мусульманского государства, что могло потребовать какого-то ответа на эту агрессию. Одной из разновидностей такого ответа и стала деятельность ОИК (рассмотрение прочих форм ответа – оказание помощи афганским антиправительственным силам, издание фетв в оправдание борьбы с советскими войсками и т.п. – выходит за рамки темы статьи). Тема деятельности ОИК периода холодной войны не слишком хорошо раскрыта в науке, и если говорить о роли ОИК конкретно в урегулировании афганского конфликта, то наиболее плотно к этой теме подошел В.С. Христофоров в статье «Политическое урегулирование афганской проблемы в контексте международных отношений в 1980-е гг.» [Христофоров, 2014], хотя она посвящена не роли ОИК в политическом урегулировании, а вообще процессу политического разрешения военного конфликта в Афганистане.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СЕССИЯ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ОИК И ЕЕ РЕШЕНИЯ ПО АФГАНИСТАНУ
В начале января 1980 г. состоялась шестая чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная положению в Афганистане после ввода туда советских войск, на которой СССР был осужден подавляющим большинством голосов в резолюции № ES-6/2 «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» от 14 января 1980 года. А 27 января того же года по инициативе Республики Бангладеш и Пакистана была созвана чрезвычайная сессия Исламской Конференции министров иностранных дел, прошедшая на территории Пакистана 27–29 января, в ходе которой была рассмотрена сложившаяся в Афганистане ситуация. Председателем чрезвычайной сессии был избран советник по иностранным делам Пакистана Ага Шахи [A/35/109, 1980, p. 3]. По итогам сессии была принята резолюция № 1/EOS «О советской военной интервенции в Афганистане и вытекающих из нее последствиях», осуждающая ввод советских войск в Афганистан как нарушение норм международного права [A/35/109, 1980, p. 5] и как «серьезную угрозу миру и безопасности в этом районе и во всем мире» [A/35/109, 1980, p. 9], и резолюция № 2/EOS «Об иностранном давлении на некоторые исламские государства». Резолюция № 1/EOS заслуживает детального разбора, поскольку она заложила основы для позиции ОИК в отношении «афганского вопроса», сохраняющейся с незначительными изменениями на протяжении дальнейших почти десяти лет вплоть до вывода советских войск из Афганистана.
Членство Афганистана в ОИК было приостановлено, и более того – конференция предложила государствам-членам ОИК разорвать дипломатические отношения с Афганистаном до полного вывода советских войск из этой страны и воздержаться от любой экономической помощи афганскому политическому режиму [A/35/109, 1980, p. 5, 10]. Вместе с тем, конференция призвала к оказанию помощи афганским беженцам и «выразила свою солидарность со справедливой борьбой афганского народа за сохранение своей веры, независимости своей страны и ее территориальной целостности и восстановление своего права определять свою судьбу» [A/35/109, 1980, p. 5] – что, по сути, означало одобрение оказания помощи афганским антиправительственным группировкам. Конференция также заявила о солидарности с соседствующими с Афганистаном странами и готовности оказать им помощь в том числе по вопросу сохранения суверенитета и территориальной неприкосновенности [A/35/109, 1980, p. 10].
В адрес СССР было направлено послание с призывом «прекратить свою военную интервенцию» [A/35/109, 1980, p. 3]. Также в ходе чрезвычайной сессии была достигнута предварительная договоренность о неучастии мусульманских стран в Олимпийских Играх-80, должных пройти летом 1980 г. в Москве – в том случае, если советские войска не будут выведены из Афганистана [A/35/109, 1980, p. 6, 11].
Кроме того, уже на эту самую первую конференцию, на которой был поднят «афганский вопрос», был приглашен один из представителей афганских антиправительственных организаций – Б. Раббани, лидер партии «Ислмское общество Афганистана» (ИОА), который, выступив от имени афганских оппозиционных партий, «дал всеобъемлющий обзор положения в Афганистане и рассказал об угнетении, которому подвергаются афганские мусульмане со стороны вторгшихся советских войск» [A/35/109, 1980, p. 7–8].
Что интересно, конференция – несмотря на солидаризацию с Западом в отношении реакции на события в Афганистане – продемонстрировала вполне независимую позицию, заявив о том, что исламский мир является актором, проводящим политику неприсоединения, и что ситуация в Афганистане не может быть каким-либо образом использована в деле соперничества сверхдержав, обратив «внимание на попытки, предпринимаемые в настоящее время некоторыми западными державами с целью использовать новое положение, возникшее в связи с советской вооруженной интервенцией в Афганистане, для возобновления империалистической интервенции в исламском мире, особенно в районе вблизи Афганистана» [A/35/109, 1980, p. 13].
Теперь следует посмотреть на состав участников чрезвычайной сессии и на результаты голосования. Перечислим их: это Саудовская Аравия, Пакистан, Сенегал, Бангладеш, Габон, Гамбия, Джибути, Индонезия, Гвинейская Республика, Алжир, Марокко, Нигер, Камерун, Тунис, Сирия, Турция, Ирак, Оман, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, «два» Йемена – НДРЙ (Народно-Демократическая Республика Йемен) и ЙАР (Йеменская Арабская Республика), Малайзия, Мали, Мальдивы, Мавритания, Бангладеш, Уганда, Чад, Судан, Сомали, Иран, Катар, Коморские острова, Тунис, Ливия, Ливан, Иордания, Мальта и ООП (Организация Освобождения Палестины) [A/35/109, 1980, p. 2–3]. «Против» принятия резолюции проголосовала только НДРЙ, воздержались – Алжир, Гвинея, Мали, Сирия, Уганда и ЙАР; Ливия, Судан, Чад и Коморские острова не приняли участия в голосовании [Die Sowjetische Intervention…, 1980, s. 383–384]. Интересно то, что почти все государства, голосовавшие «против» резолюции ОИК или воздержавшиеся от участия в голосовании – как правило, по причине наличия союзных отношений с СССР или солидарности с политикой СССР в целом – проголосовали также «против» резолюции «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», принятой ранее на шестой чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Решения этой чрезвычайной сессии заложили основу для последующих решений и в целом позиции ОИК по Афганистану, что мы увидим далее на примере разбора последующих резолюций.
«АФГАНСКИЕ» РЕЗОЛЮЦИИ ОИК В 1981–1988 ГГ.
На протяжении всех последующих лет – вплоть до 1988 г. включительно – ОИК принимала ежегодные резолюции, посвященные ситуации в Афганистане. Рассмотрим их в хронологическом порядке. Тексты резолюций взяты автором из двух источников сразу: это официальный сайт ООН, где тексты резолюций представлял дипломат той страны, на территории которой проходила очередная Исламская конференция министров иностранных дел стран-членов ОИК или Исламская конференция на высшем уровне; и официальный сайт ОИС.
С 17 по 22 мая 1980 г. в Пакистане состоялась 11-я Исламская конференция министров иностранных дел, в ходе которой в том числе была принята резолюция № 19/11-Р «О положении в Афганистане» [А/35/419, 1980, p. 41–42]. Эта резолюция в ряде положений повторяет уже сказанное в январской резолюции 1980 г. Страны-члены ОИК воззвали к прекращению советского военного вмешательства и отметили, что СССР «расширил свое военное присутствие в этой стране, несмотря на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, а также резолюцию Исламской конференции, принятую на чрезвычайной сессии в январе 1980 г. и призывающую Советский Союз немедленно и безусловно вывести свои войска из Афганистана», указали на право афганского народа выбирать свою форму политического правления и социально-экономического устройства без вмешательства и принуждения извне, выразили обеспокоенность притоком афганских беженцев и обратились ко всем государствам с призывом оказать им помощь [Resolution No. 19/11-P…, 1980], подтвердили предыдущую резолюцию № 1/EOS чрезвычайной сессии ОИК и постановили «учредить Комитет в составе Генерального секретаря и министров иностранных дел Пакистана и Ирана для поиска путей и средств, включая соответствующие консультации, а также созыв международной конференции под эгидой ООН или каким-либо другим образом, всеобъемлющего решения серьезного кризиса, существующего в связи с положением в Афганистане» [А/35/419, 1980, p. 42]. Также в резолюции была выражена надежда на то, что Движение Неприсоединения будет играть активную роль в поиске решения афганского кризиса. Перед Политическим комитетом Конференции в качестве представителя Афганистана в этот раз выступил А.Р. Сайяф, представитель антиправительственной афганской партии «Исламский союз за освобождение Афганистана».
Что примечательно, ОИК с самого начала стремилась к тому, чтобы обсуждать ситуацию в Афганистане с «представителями афганского народа», под которыми понимались афганские антиправительственные силы. Этот подход сложно было назвать конструктивным с позиций официального Кабула и Советского Союза. Так, Афганистан практически с самого начала выступал против обсуждения «афганского вопроса» на конференциях ОИК. В январе 1981 г. Временный поверенный в делах Постоянного представительства Афганистана при ООН М. Фарид Зариф представил на имя Генерального секретаря ООН документ за № А/36/80 (заявление Министерства иностранных дел ДРА1), в котором в том числе сообщалось, что включение в повестку дня совещания Исламской конференции на высшем уровне «афганского вопроса» «не имеет ничего общего с интересами исламских стран и преследует лишь цель ухудшить ситуацию вокруг Афганистана и развернуть антиафганскую и антисоветскую пропагандистскую кампанию» [А/36/80, 1981, p. 2], поскольку ситуация в Афганистане является исключительно его внутренним делом «и не представляет собой угрозу миру и безопасности в регионе и во всем мире», а программа политического урегулирования ситуации в Афганистане и его отношений с Пакистаном и Ираном представлена в Заявлении правительства ДРА от 14 мая 1980 г. Также в документе сообщалось, что советские войска находятся в Афганистане с целью отражения агрессии извне, жертвой которой стал Афганистан [А/36/80, 1981, p. 3]. Решение о приостановлении членства Афганистана в ОИК было охарактеризовано как несправедливое и необоснованное и «министерство иностранных дел Демократической Республики Афганистан со всей ответственностью заявляет, что ДРА не будет считать себя связанной решениями и резолюциями, которые будут приняты в отсутствие делегации Афганистана» [А/36/80, 1981, p. 4].
1. Здесь и далее – аббревиатура от названия Демократическая Республика Афганистан.
В 1981 г. «афганский вопрос» в ОИК обсуждался дважды – в январе в Саудовской Аравии на третьей Исламской конференции на высшем уровне и в июне в Ираке на 12-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел. Сначала рассмотрим решения третьей Исламской конференции на высшем уровне. Резолюция основывалась на решениях самой первой «афганской» резолюции ОИК, принятой в январе 1980 г. в Пакистане – в ней так же осуждались советское военное присутствие в Афганистане, содержался призыв к оказанию помощи афганским беженцам и констатировалось право Афганистана самому выбирать политическую систему. Продолжающееся советское военное присутствие было названо «советской военной оккупацией» [А/36/138, 1981, p. 20]. Конференция выражала «удовлетворение в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН на ее 35-й сессии резолюции, осуждающей иностранную вооруженную интервенцию в Афганистане, и позицией международного сообщества в отношении этой интервенции» [Resolution No. 3/3-P(IS)…, 1981]. Представители «афганских муджахедов» также присутствовали на третьей Исламской конференции.
Что же касается «афганской» резолюции, принятой в Ираке, то и она в целом повторяла основные пункты содержания предыдущих аналогичных документов (требование вывода советских войск из Афганистана, призыв к оказанию помощи беженцам, подтверждение права народа Афганистана самостоятельно выбирать желаемую форму государственного устройства) [Resolution No. 20/12-P…, 1981] и призывала к сотрудничеству стран-членов ОИК и самой организации с Генеральным секретарем ООН и его представителем в целях политического урегулирования ситуации в Афганистане. При этом в своем письме в ООН по итогам Конференции министров иностранных дел ОИК Постоянный представитель Ирака при ООН Салах Омар Аль-Али отметил: «что касается положения в Афганистане, то Конференция министров иностранных дел выразила свою растущую озабоченность в связи с отсутствием прогресса в усилиях, направленных на политическое урегулирование создавшегося положения» [А/36/603, 1981, p. 2].
В августе 1982 г. очередная 13-я сессия Исламской конференции министров иностранных дел состоялась в столице Нигера, и резолюция по Афганистану, опираясь на решения предыдущих конференций – двух от 1980 г., конференции министров иностранных дел 1981 г. и Третьей Исламской конференции на высшем уровне 1981 г., а также на соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и на позицию, занятую Движением Неприсоединения – подтвердила все высказанные ранее положения (немедленный вывод иностранных войск из Афганистана, право народа Афганистана самостоятельно выбирать социальную, экономическую и политическую систему, призыв к возвращению беженцев на Родину и к оказанию им помощи) [Resolution No. 11/13-P…, 1982], а также приветствовала усилия, направленные Генеральным секретарем ООН на «отыскание политического решения афганской проблемы» [А/37/567, 1982, p. 34]. Сотрудничать с ООН по вопросу поисков решения афганского конфликта предписывалось Комитету министров в составе из Генерального секретаря ОИК и министров иностранных дел Пакистана, Ирана, Гвинеи и Туниса. Генеральный секретарь ОИК заявил, что «Советский Союз не обратил внимания на неоднократные призывы о выводе иностранных войск из Афганистана и об уважении его политической независимости… и характер этой братской исламской страны, придерживающейся позиции неприсоединения». Вместе с тем он отметил, что у мусульманского мира с Советским Союзом не существует никаких существенных разногласий, за исключением проблемы Афганистана [А/37/567, 1982, p. 146].
Что интересно, несмотря на то, что США были одним из основных антагонистов СССР в афганском вооруженном конфликте 1979–1989 гг. и сотрудничали с Саудовской Аравией по вопросу поддержки афганских мятежников, позиция ОИК в отношении Соединенных Штатов и отношений с ними была не столь однозначной – так, на проходящей в Нигере 13-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел конференция «призвала государства-члены ОИК пересмотреть свои дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки» [А/37/567, 1982, p. 154] – и связано это было в первую очередь с позицией США, занятой ими в отношении политики Государства Израиль на Ближнем Востоке.
В Нью-Йорке в Центральных учреждениях ООН 10 октября 1983 г. по итогам 13-й сессии Исламской конференции министров иностранных дел ОИК прошла координационная встреча министров иностранных дел стран-членов ОИК, приняв в числе прочих документов резолюцию по Афганистану, подтвердившую положения предыдущих резолюций, упоминаемых выше: «Конференция рассмотрела достойное сожаления положение в Афганистане, сложившееся в результате продолжения иностранного присутствия в этой стране. Она заявила, что проявляет интерес к усилиям, предпринимаемым специальным представителем Генерального секретаря ООН и Исламской Республикой Пакистан с целью изыскания решения проблемы, с которой столкнулась эта борющаяся мусульманская страна... В проекте резолюции содержится требование прекратить вооруженное вмешательство иностранных войск во внутренние дела этой братской страны» [А/39/236, 1984, p. 4].
14-я сессия Исламской конференции министров иностранных дел, прошедшая с 6 по 11 декабря 1983 г. в столице Бангладеш, приняла «афганскую» резолюцию, не содержащую каких-либо новых положений в сравнении с предыдущими аналогичными документами [А/39/133, 1984, p. 39–41; Resolution No. 13/14-P…, 1983]. В заключительном коммюнике конференция «проявила глубокую обеспокоенность по поводу продолжающегося советского военного вмешательства в Афганистане и связанных с этим препятствий, стоящих на пути осуществления афганским народом его права на определение своего политического будущего» и опять потребовала вывода иностранных войск из Афганистана [А/39/133, 1984, p. 192]. Координационное совещание министров иностранных дел стран-членов ОИК, состоявшееся 4 октября 1984 г. в Нью-Йорке по итогам вышеупомянутой 14-й сессии, в резолюции по Афганистану впервые отметило, что число афганских беженцев в Пакистане уже превышает 3 млн. чел. и повторило призыв «к прекращению вооруженного вмешательства иностранных войск в дела Афганистана и… выводу этих войск» [А/39/585, 1984, p. 2–3].
В январе 1984 г. в Марокко состоялась 4-я Исламская конференция на высшем уровне, на которой в том числе рассматривался и «афганский вопрос». На конференцию был приглашен представитель афганских муджахедов, которым снова стал Б. Раббани: «участники Конференции с большим интересом заслушали заявление представителя афганских муджахиддинов г-на Борхан-эд-Дина Раббани, рассказавшего об условиях, в которых находятся силы афганского сопротивления, и об их справедливой борьбе за освобождение своей оккупированной родины и выразившего благодарность исламским странам за поддержку ими муджахиддинов» [А/39/131, 1984, p. 9]. В принятой по Афганистану резолюции конференция снова потребовала вывода всех иностранных войск из Афганистана [А/39/131, 1984, p. 12]. Особая обеспокоенность была выражена касательно огромного количества афганских беженцев, ищущих убежище в Иране и Пакистане: была озвучена благодарность «правительству и народу Пакистана, добровольно принявшим миллионы афганских беженцев и предоставившим им убежище и защиту» [Resolution No. 9/4-P(IS)…, 1984].
В 1984 г. в ОИК было возобновлено членство Египта, несколькими годами ранее исключенного из этой международной организации по причине проводимой им ближневосточной политики, и играющего уже с 1980 г. довольно значимую роль в вопросе поддержки афганских антиправительственных сил. 15-я Исламская конференция министров иностранных дел ОИК состоялась в декабре 1984 г. в ЙАР (Йеменской Арабской Республике). В качестве наблюдателей уже традиционно присутствовали представители афганских муджахедов: «конференция… заслушала заявление, сделанное представителем афганских муджахидов, в котором он подтвердил решимость афганского народа продолжать борьбу за восстановление своих прав и призвал Конференцию предоставить полную поддержку афганскому сопротивлению и, таким образом, дать ему возможность достичь своих целей» [А/40/173, 1985, p. 12]. Здесь автор хотел бы отметить, что ЙАР и СССР поддерживали довольно дружественные отношения и ими в октябре 1984 г. даже был заключен двухсторонний Договор о дружбе и сотрудничестве [Внешняя политика Советского Союза…, 1985, с. 140–142], – но тем не менее, это не мешало ЙАР принимать на своей территории афганских повстанцев в качестве официальных представителей по факту исключенного из ОИК просоветского социалистического Афганистана.
И впервые в резолюции по Афганистану, принятой в ОИК, были упомянуты афгано-пакистанские пограничные столкновения – 15-я Исламская конференция «выразила свою глубокую озабоченность в связи с нарушениями воздушного пространства и сухопутной границы Пакистана с афганской стороны и отметила сдержанность, проявляемую правительством Пакистана перед лицом этих провокаций» [А/40/173, 1985, p. 19, 226; Resolution No. 13/15-P…, 1984].
9 октября 1985 г. по результатам 15-й Исламской конференции в Нью-Йорке прошло Координационное совещание министров иностранных дел ОИК, которое, рассматривая ситуацию в Афганистане, отметило, что в последние месяцы «войска Советского Союза и Кармаля2 активизировали свои военные действия против муджахидинов и неоднократно в ходе 1985 года нарушали границы и воздушное пространство Пакистана». Также совещание заявило о поддержке афганского народа, который, «несмотря на ограниченные и примитивные средства, имеющиеся в его распоряжении, в течение шести лет ведет доблестную борьбу с оккупационными войсками» и выразило признательность правительствам Пакистана и Ирана за предоставление убежища пяти млн. афганцев. Совещание высказалось в поддержку усилий Пакистана, направленных на поиск дипломатического урегулирования, и подтвердило, что любое урегулирование должно проходить на основе принципов, провозглашенных ОИК и ООН, а именно – «принципов, связанных с выводом советских войск из Афганистана, восстановлением исламского характера Афганистана и его статуса неприсоединившейся страны, правом народа Афганистана на выбор своей собственной социально-экономической и политической системы, а также возвращением афганских беженцев к своим очагам» [А/40/758, 1985, p. 4].
2. Так в тексте – не Афганистана или ДРА, а именно Кармаля.
Очередная, 16-я, Исламская конференция министров иностранных дел состоялась в Марокко 6–10 января 1986 г. Конференция заслушала заявление представителя «афганских муджахиддинов и дала высокую оценку их борьбе за освобождение их страны от иностранного вторжения, за сохранение их национальной независимости... Конференция приветствовала единство, достигнутое муджахиддинами, и настоятельно призвала государства-члены укреплять сотрудничество с ними» [А/41/326, 1986, p. 11]. Таким образом, с 1986 г. можно увидеть открытые призывы не просто к оказанию помощи и сотрудничеству с афганскими антиправительственными группировками, но и к признанию их как самостоятельных политических акторов.
В докладе Председателя Комитета по политическим и информационным вопросам 16-й Исламской конференции впервые было отмечено, что ряд резолюций были приняты с оговорками со стороны каких-либо членов ОИК. Нас в контексте настоящей статьи интересует только резолюция по Афганистану, и поэтому отметим, что по резолюции № 19/16-Р оговорки высказали Алжир, НДРЙ, Сирия, Палестина и Ливия (по тексту в целом) и Ирак по пунктам 6–10 [А/41/326, 1986, p. 25–26]. Примечательно то, что все эти государства (кроме не являющейся членом ООН Палестины) ежегодно также голосовали «против» принятия резолюций ООН «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», либо «воздерживались» в ходе этих голосований.
Помимо уже ставших традиционными пунктов резолюции – призыв к немедленному выводу ОКСВ из Афганистана, указание на право народа Афганистана самому определять форму правления и социального устройства, напоминание о необходимости помощи беженцам и создания условий для их возвращения на Родину, высокая оценка борьбы афганских антиправительственных сил с советскими войсками, рекомендация созданному ранее Комитету министров продолжать усилия по урегулированию афганской проблемы в сотрудничестве с Генеральным секретарем ООН [Resolution No. 19/16-P…, 1986] – появились и некоторые новые моменты. Так, ОИК выказала одобрение позиции Пакистана, занятой им в непрямых переговорах с ДРА, проводимых при посредничестве ООН и снова отметила, что скорейший вывод советских войск из Афганистана «будет содействовать устранению основного препятствия в отношениях между исламскими странами и Советским Союзом» [Resolution No. 19/16-P…, 1986]. Также Организация вновь выразила «глубокое сожаление по поводу неоднократных нарушений воздушного пространства Пакистана и обстрелов его территории с афганской стороны и высоко» оценила «сдержанность, проявленную правительством Пакистана перед лицом этих провокаций» [А/41/326, 1986, p. 65].
На координационном совещании министров иностранных дел ОИК в октябре 1986 г. в процессе рассмотрения ситуации в Афганистане снова было отмечено, что в 1986 г. «советско-кабульские силы3 активизировали свои действия против муджахидинов и неоднократно нарушали границу и воздушное пространство Пакистана». Также совещание выразило поддержку афганскому народу, «который в течение семи лет ведет мужественную борьбу против оккупационных сил» [А/41/740, 1986, p. 4] и признательность правительствам Пакистана и Ирана за предоставление помощи более чем 5 млн. афганских беженцев и поддержку их усилий, направленных на достижение политического урегулирования ситуации в Афганистане. Помимо этого, «совещание призвало Советский Союз незамедлительно указать приемлемые сроки вывода своих войск из Афганистана, с тем чтобы обеспечить возможность завершения процесса переговоров» [А/41/740, 1986, p. 4] и снова подтвердило, что урегулирование должно соответствовать таким принципам, как «вывод советских войск из Афганистана, признание права афганского народа избрать свою… систему и возвращение домой афганских беженцев в условиях полной безопасности и уважения их достоинства» [А/41/740, 1986, p. 5].
3. Так в тексте.
5-я Исламская конференция на высшем уровне, состоявшаяся c 26 по 29 января 1987 г. в Кувейте, также – как и две предыдущие встречи на высшем уровне – рассмотрела положение в Афганистане. В числе ее гостей присутствовали представители «Союза афганских муджахидинов»: «Конференция с симпатией и пониманием заслушала выступление представителя Исламского союза афганских муджахидинов профессора Абдура Раб Расула Саяфа, в котором он рассказал о справедливой борьбе афганского народа за освобождение своей оккупированной родины и поблагодарил за поддержку исламскими странами афганских муджахидинов» [А/42/178, 1987, p. 11]. Резолюция по Афганистану, как и предыдущие, опиралась на решения более ранних Исламских конференций на высшем уровне и Исламских конференций министров иностранных дел, а также на «афганские» резолюции Генеральной Ассамблеи ООН начиная с 35-й сессии и 6-й чрезвычайной специальной сессии, и на решения совещаний на уровне министров стран Движения Неприсоединения и конференций глав государств и правительств неприсоединившихся стран.
В резолюции снова выражалось сожаление по поводу продолжения обстрелов территории Пакистана со стороны Афганистана и нарушений его воздушного пространства [А/42/178, 1987, p. 44], и приветствовались усилия Генерального секретаря ООН в деле проведения непрямых переговоров и позиция Пакистана в этом вопросе, сделавшая «возможным достижение значительного прогресса в направлении… политического урегулирования проблемы Афганистана» [А/42/178, 1987, p. 44]. Из пунктов этого документа особо хотелось бы отметить следующее: резолюция потребовала, чтобы для вывода советских войск были предоставлены короткие сроки; высоко оценила «героическую борьбу народа Афганистана за освобождение своей родины от иностранных войск и… роль Афганского союза муджахидинов, добивающегося восстановления статуса независимости и неприсоединения Афганистана и его характера исламской страны»; поддержала процесс национального примирения и обратилась с призывом к ОИК и его государствам-членам, с тем чтобы они «установили более тесные отношения сотрудничества с Афганским союзом муджахидинов для достижения целей справедливой борьбы афганского народа» [Resolution No. 11/5-P(S)…, 1987]. Нахождение ОКСВ в Афганистане было охарактеризовано, как и ранее, в качестве «основного препятствия в отношениях между исламскими странами и Советским Союзом» [Resolution No. 11/5-P(S)…, 1987].
В апреле 1988 г. члены Президиума 5-й Исламской конференции на высшем уровне и председатели постоянных комитетов ОИК провели совещание в Эль-Кувейте, где по вопросу ситуации в Афганистане совещание дало высокую оценку «героической борьбе народа Афганистана за освобождение своей родины». Члены Президиума приветствовали заявление СССР о выводе советских войск из Афганистана и достигнутое в Женеве соглашение об урегулировании в Афганистане, и подчеркнули необходимость восстановления экономики Афганистана при содействии исламских государств и Исламского банка развития [А/43/319, 1988, p. 5].
И наконец, последняя в период пребывания советских войск в Афганистане 17-я Исламская конференция министров иностранных дел была проведена в Иордании в конце марта 1988 г., и там же была принята последняя – за период пребывания ОКСВ в Афганистане – «афганская» резолюция. В ней констатировалось: «После восьми лет оккупации Советский Союз, по-видимому, осознал бесплодность своих усилий оккупировать Афганистан и проявил определенные признаки того, что он готов вывести свои силы из этой страны на определенных условиях. На данном решающем этапе переговоров о выводе советских сил Исламская конференция должна продолжать оказывать поддержку Пакистану и афганскому сопротивлению, с тем чтобы обеспечить восстановление в Афганистане прочного мира» [А/43/393, 1988, p. 18]. Участники Конференции «заслушали выступление представителя Исламского союза афганских муджахетдинов, в котором он рассказал о справедливой борьбе афганского народа… и просил Исламскую конференцию и далее оказывать поддержку афганским муджахетдинам» [А/43/393, 1988, p. 21].
В этой резолюции повторяются основные пункты всех предыдущих – в том числе пункт о приостановлении членства Афганистана в ОИК – и приветствуется заявление Генерального секретаря ЦК КПСС «г-на Михаила Горбачева от 8 февраля 1988 года, в котором сообщается о намерении Советского Союза вывести свои войска из Афганистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]. Члены ОИК оценили «героическую борьбу народа Афганистана за освобождение своей родины от иностранных войск» и снова постановили «установить отношения тесного взаимодействия с Союзом афганских муджахетдинов». Исламская конференция также выразила сожаление по поводу «нарушений воздушного пространства Пакистана, обстрелов его территории с афганской стороны и террористических актов, совершаемых против Пакистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]. Что касается должного начаться в скором времени процесса вывода советских войск и дальнейшего будущего Афганистана, то ОИК призвала советские войска воздержаться от боевых действий в процессе своего ухода; потребовала взаимного прекращения военных поставок всем противоборствующим сторонам; отметила необходимость формирования переходного правительства на широкой основе и оказания гуманитарной помощи афганским беженцам во взаимодействии с Пакистаном; постановила «сохранять свободным место Афганистана в ОИК до полного вывода иностранных войск из Афганистана, возвращения афганских беженцев и сформирования правительства, приемлемого для народа Афганистана» [Resolution No. 23/17-P…, 1988]; и поручила Исламскому банку развития разработать программы восстановления экономики страны [А/43/393, 1988, p. 27–28].
Некоторые государства-члены ОИК – те же самые, которые голосовали «против» принятия резолюций ООН по «афганскому вопросу» или «воздерживались» в процессе голосований – высказали оговорки по этой резолюции или ее частям. Так, по всей резолюции это сделала Сирия; по пункту 4 – Ливия.
И 29 сентября 1988 г. – уже после начала процесса вывода советских войск – в Нью-Йорке было проведено координационное совещание министров иностранных дел ОИК, на котором совещание с удовлетворением отметило подписание Женевских соглашений и «призвало к созданию опирающегося на широкую базу правительства, приемлемого для народа Афганистана, что открыло бы эру мира и позволило бы афганским беженцам вернуться в свои дома». Также Совещание обратилось к государствам-членам ОИК с призывом продолжать оказывать помощь афганским беженцам и призвало их внести свой вклад в программу восстановления Афганистана [А/43/692, 1988, p. 4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом Организация Исламская Конференция на протяжении всех 1980-х гг. разделяла негативное отношение большинства членов мирового сообщества и крупных международных организаций (например, ООН и Движения Неприсоединения) к пребыванию советских войск в Афганистане и их участию в гражданской войне на его территории, и солидаризировалась с общемировой политической линией в этом вопросе. Роль и резолюций, и подходов ОИК по вопросу политического урегулирования в Афганистане двояка. С одной стороны, ОИК выдвигала предложения мирного урегулирования и принимала активное участие в оказании помощи афганским беженцам. С другой стороны – стремление непременно привлечь к процессу урегулирования представителей афганских мятежников и по сути «заменить» ими в стенах Организации Исламская Конференция представителей официального Афганистана не способствовало развитию диалога ОИК с Советским Союзом и самим Афганистаном.
Если же говорить о позиции внутри самой организации, то в случае с афганским конфликтом 1979–1989 гг. была продемонстрирована достаточно высокая степень солидарности – хотя некоторые просоциалистические государства-члены ОИК в данном вопросе отходили от генеральной линии организации. Но было бы преувеличением утверждать, что ОИК сыграла значимую роль непосредственно в деле политического урегулирования афганского конфликта – скорее, о позиции Организации Исламская Конференция в афганских событиях 1980-х гг. можно говорить как о показательном примере мусульманской солидарности, проявленной на институциональном уровне. Также следует отметить, что политика ОИК в отношении «афганского вопроса» оставалась практически неизменной на протяжении всех 1980-х гг.