Порядок престолонаследия и политическая борьба в Султанате мамлюков Бурджи в период правления аз-Захира Йалбая и аз-Захира Тамурбуги (1467–1468 гг.)
Выпуск
2023 год
№ 3
DOI
10.31857/S086919080025273-7
Авторы
Страницы
102 - 112
Аннотация
Начало правления аз-Захира Баркука (1382–1389; 1390–1399), первого бурджитского (черкесского) султана Египта, ознаменовало переход от династийного к нединастийному принципу передачи власти в Султанате мамлюков (1250–1517). Султаны завещали трон своим сыновьям, но эмиры смещали этих наследников, выдвигая лидера из мамлюкской среды. К началу третьего десятилетия XV в. нединастийная система престолонаследия приобрела устойчивый характер, а кратковременное правление султана-наследника стало играть роль переходного периода, в течение которого эмиры объединялись в коалиции и определяли кандидатуру следующего султана. Сбой в работе этой новой, бурджитской системы перехода власти, исправно работавшей более сорока лет, произошел после смерти султана румийского происхождения аз-Захира Хушкадама (1461–1467) в 1467 г. В статье на примере кризиса власти в 1467–1468 гг. в Египте будет предпринята попытка выявить комплекс факторов, определявших уровень стабильности политической системы в условиях нединастийного престолонаследия.
Источниковую базу работы составили сочинения крупнейших историографов мамлюкского периода Абу ал-Махасина Йусуфа Ибн Тагри Бирди (ум. в 1469 г.), ‘Абд ар-Рахмана ас-Сахави (ум. в 1497 г.), ‘Абд ал-Басита Ибн Шахина ал-Малати (ум. в 1514 г.), Мухаммада б. Ахмада Ибн Ийаса (ум. в 1524 г.).
Исследование вопросов, связанных с порядком перехода власти в Султанате мамлюков Бурджи, опирается на концепцию мамлюкизации, т.е. трансформации мамлюкских политических институтов и формирования устойчивого бюрократического аппарата для поддержания нединастийной модели, разработанную Й. Ван Стеенбергеном и его коллегами на основе идей У. Хаармана, а также на работы А. Леванони, которая выдвинула и аргументировала тезис о том, что что время номинального правления султанов-наследников использовалось мамлюкской верхушкой для выбора наиболее достойного кандидата на трон [Levanoni, 1994; Haarmann, 2001; VanSteenbergenetal., 2016].
Источниковую базу работы составили сочинения крупнейших историографов мамлюкского периода Абу ал-Махасина Йусуфа Ибн Тагри Бирди (ум. в 1469 г.), ‘Абд ар-Рахмана ас-Сахави (ум. в 1497 г.), ‘Абд ал-Басита Ибн Шахина ал-Малати (ум. в 1514 г.), Мухаммада б. Ахмада Ибн Ийаса (ум. в 1524 г.).
Исследование вопросов, связанных с порядком перехода власти в Султанате мамлюков Бурджи, опирается на концепцию мамлюкизации, т.е. трансформации мамлюкских политических институтов и формирования устойчивого бюрократического аппарата для поддержания нединастийной модели, разработанную Й. Ван Стеенбергеном и его коллегами на основе идей У. Хаармана, а также на работы А. Леванони, которая выдвинула и аргументировала тезис о том, что что время номинального правления султанов-наследников использовалось мамлюкской верхушкой для выбора наиболее достойного кандидата на трон [Levanoni, 1994; Haarmann, 2001; VanSteenbergenetal., 2016].
Получено
03.11.2024
Статья
СИСТЕМА ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ В СУЛТАНАТЕ МАМЛЮКОВ
На протяжении всей своей истории мамлюки демонстрировали некоторую двойственность в подходе к вопросу о принципах престолонаследия. В течение почти ста лет, предшествовавших бурджитскому перевороту, султанами в Египте становились представители одной семьи – дети и внуки ал-Мансура Калауна (1279–1290). После смерти одного из самых выдающихся представителей этой династии, ан-Насира Мухаммада (1293–1294; 1299–1309; 1309–1341), на троне в Каире сменилось тринадцать султанов, многие из которых были лишь пешками в политической игре мамлюкских эмиров [Levanoni, 1995, p. 186]. Управление государством находилось, как правило, в руках одного или двух могущественных армейских командиров, что только подогревало распри внутри мамлюкской элиты [Бартольд, 2002, с. 40].
Первый бурджитский султан аз-Захир Баркук, один из таких могущественных командиров и опекун малолетнего правителя, сломал эту устоявшуюся и порочную традицию, добился смещения последнего представителя династии Калаунидов и сам занял трон [Зеленев, 2007, с. 142]. Начался новый период в мамлюкской истории.
Политическое развитие Султаната мамлюков в бурджитский период привело к закреплению ненаследственного принципа перехода власти. Если при Калаунидах легитимность обеспечивалась принадлежностью к семье султана – основателя династии, то в XV в. сложилась диаметрально противоположная ситуация: наследник султана воспринимался как временная политическая фигура, власть которого не считалась вполне легитимной как раз по тому, что он получил ее по праву родства, а не в соответствии с решением большинства влиятельных эмиров [Petry, 1981, p. 19; Van Steenbergen et al., 2016, p. 565].
Тем не менее, султаны-Бурджиты неоднократно предпринимали попытки основать династию в полном смысле этого слова и передать власть наследнику. Первая такая попытка была сделана аз-Захиром Баркуком, и период правления его сына, молодого султана ан-Насира Фараджа (1399–1405; 1405–1412), стал переломным в переходе от престолонаследия, основанного на династическом начале, к новым способам установления верховной власти. Ан-Насир Фарадж был казнен, и в дальнейшем ни одному из наследников престола не удавалось удержаться на троне более двух лет. Султанами становились эмиры, обладавшие наибольшим могуществом и влиянием. Периоды пребывания у власти наследников престола представители мамлюкской элиты использовали для того, чтобы избавится от соперников, сформировать альянсы сторонников и подготовиться к захвату власти. Необходимость таких переходных этапов становится особенно очевидной, если обратиться к тем эпизодам мамлюкской политической истории, когда кандидатура наследника по каким-либо причинам была неприемлема, и власть передавали безвольному и легкоуправляемому кандидату. Первый из таких эпизодов связан с событиями, имевшими место после казни ан-Насира Фараджа. Вариант передачи власти сыну Фараджа не рассматривался ни одной из фракций [Conermann, 2013, p. 391–392]. Для этого была весьма веская формальная причина: ан-Насир Фарадж был признан преступником, заслуживающим смерти, в ходе судебного процесса в присутствии халифа. Выход был найден: на трон усадили этого самого халифа, который пытался, но не смог избежать такого крайне нежелательного и опасного для себя поворота событий.
За семь месяцев правления халифа-султана мамлюки определили сильнейшего кандидата, и на трон вступил ал-Му’аййад Шайх (1412–1421), который, как и аз-Захир Баркук, стал готовить передачу власти своему сыну, возможно, рассчитывая на основание собственной династии. По странному стечению обстоятельств старший сын Шайха внезапно скончался незадолго до смерти своего отца, и следующим султаном был назван другой наследник – полуторогодовалый Ахмад. Гвардейцы сместили этого младенца с престола через несколько месяцев. Та же участь ждала наследника аз-Захира Татара (29 августа – 30 ноября 1421 г.), ас-Салиха Мухаммада (1421–1422), которому было десять лет, когда он был объявлен султаном.
Завершался начальный этап истории мамлюков-Бурджитов – этап формирования новой, нединастийной модели престолонаследия. Путь к власти шел через борьбу фракций. Каждая такая фракция представляла собой группу эмиров, которые принадлежали ранее одному из мамлюкских султанов. В течение переходного периода, когда формально у власти находился султан-наследник, фракции объединялись в коалиции. Именно тот эмир, которому удавалось составить наиболее крупную коалицию становился следующим султаном, а эмиры, поддержавшие победителя, ожидали, что новый правитель будет защищать их интересы [Levanoni, 1994, p. 374]. Переход власти постепенно приобретал более упорядоченный характер: правление ал-Музаффара Ахмада (14 января – 29 августа 1421 г.), сына ал-Му’аййада Шайха, продолжалось около восьми месяцев, ас-Салиха Мухаммада, сына аз-Захира Татара, – около шести, а аз-Захиру Джакмаку (1438–1453) потребовалось всего три месяца для того, чтобы одержать уверенную победу над соперниками и смесить сына своего предшественника, пятнадцатилетнего ал-‘Азиза Йусуфа (7 июня – 9 сентября 1438 г.). Серьезные институциональные изменения в высших эшелонах власти Султаната, происходившие на протяжении XV в., связанные, прежде всего, с отказом от династийного принципа престолонаследия, представляли собой, согласно концепции, разработанной рядом европейских исследователей, мамлюкизацию политических институтов и государственной системы в целом, иными словами их перестройку в соответствии с принципом, по которому мамлюк не передает по наследству своим сыновьям ни титулов, ни должностей, ни собственности [Haarmann, 2001; Van Steenbergen at al., 2016].
К середине XV в. трон пять раз переходил к малолетним наследникам, четверо из которых сохраняли свой высокий титул всего несколько месяцев, а один был казнен. По-видимому, правящий султан мог рассчитывать на более или менее продолжительное правление своего наследника только если этот наследник был достаточно опытным и влиятельным, чтобы удержать власть в условиях жесткой конкурентной борьбы. Так, султан аз-Захир Джакмак, вполне вероятно, планировал передать трон своему взрослому сыну Мухаммаду. Джакмак возлагал на него ответственные и почетные миссии, которые должны были укрепить авторитет Мухаммада и подчеркнуть его особое положение в государстве. В 1441, 1442, 1443 гг. Мухаммад возглавлял торжественную процессию по случаю разлива Нила. Мухаммад был прекрасным наездником и охотником, его достойное поведение вызывало уважение приближенных султана, и вполне вероятно, его кандидатура была бы поддержана какой-то частью мамлюков. Но планам аз-Захира Джакмака не суждено было сбыться. Мухаммад скончался после длительной болезни в 1444 г., когда ему было около тридцати лет [Ibn Taghrī Birdī, 1990, p. 57, 71, 100–101].
После чумы, свирепствовавшей в Каире в 1448–1449 гг. у Джакмака остался только один сын – ‘Усман (ум. в 1487 г.). Когда осенью 1452 г. восьмидесятилетний султан почувствовал, что силы его на исходе, ‘Усману было всего семнадцать лет. Аз-Захир Джакмак, вероятно, осознавал, что в таком юном возрасте его сыну будет трудно удержать трон, и, вероятнее всего, он, как и другие молодые наследники престола в бурджитский период, будет лишен власти эмирами, отправлен в изгнание, а, может быть, и убит. Аз-Захир Джакмак сделал попытку уберечь ‘Усмана от этой печальной участи. Он пригласил в Каир сына ан-Насира Фараджа, Халиля (ум. в 1454 г.), которому было в то время около сорока лет, осыпал его всяческими почестями и заявил, что ‘Усман – лишь смиренный слуга Халиля, потомка великого аз-Захира Баркука [al-Sakhāwī, 1992, vol. 3, p. 201, vol. 5, p. 127, 128]. По-видимому, план аз-Захира Джакмака состоял в том, чтобы передать трон сыну ан-Насира Фараджа, а ‘Усмана сделать одним из его эмиров. Но это никак не устраивало мамлюков самого Джакмака и эмиров из его ближайшего окружения, которые рассчитывали взять в свои руки управление султанатом при молодом наследнике, а со временем, как это уже не раз бывало, сместить ‘Усмана и выдвинуть на престол претендента из своей среды. Если бы к власти пришел сын ан-Насира Фараджа, в привилегированном положении оказалась бы другая фракция мамлюков, а эмиры аз-Захира Джакмака, как опасные соперники новой элиты, вероятнее всего, были бы, в лучшем случае, отправлены на службу в далекие провинции. Опасаясь такого развития событий, старшие эмиры убедили слабеющего султана назначить наследником ‘Усмана [Ibn Taghrī Birdī, 1990, p. 106, 121, 134, 154, 213, 366–367, 376]. На четвертый день правления ал-Мансура ‘Усмана, когда Джакмак был еще жив, сын ан-Насира Фараджа Халил, которому Джакмак разрешил жить в Каире, был отправлен в Дамьетту [Ibn Taghrī Birdī, 1983, vol. 1, p. 292; 1992, vol. 16, p. 4–5; al-Sakhāwī, 2002–2007, т. 4, с. 80]. Высылка вполне безобидного Халиля, который почти всю свою жизнь мирно провел в провинции, была необходима эмирам Джакмака, чтобы лишить своих соперников потенциальной возможности претендовать на смену наследника и дестабилизировать политическую ситуацию. Таким образом, в середине XV в. ситуация в корне изменилась. Если в начале бурджитского периода султаны стремились завещать трон своим сыновьям, то ал-Мансур ‘Усман пришел к власти не по воле своего отца, а вопреки его желанию, фактически, по требованию гвардии.
Устойчивость нединастийной системы престолонаследия со всей очевидностью показали события, связанные с правлением ал-Ашрафа Инала (1453–1461) и его сына, ал-Му’аййада Ахмада (25 февраля – 28 июня 1461 г.). В отличие от других султанов-наследников ал-Му’аййад Ахмад был взрослым, полным сил, тридцатилетним эмиром, имевшим опыт военной и государственной службы. Инал дважды назначал Ахмада атабеком – командиром войска и последовательно готовил его к высокой миссии главы государства. Но ни благочестивый и серьезный нрав, ни безупречная служба, ни стремление во всем следовать политике своего отца, не спасли Ахмада от неизбежного смещения с престола [Илюшина, 2021].
Парадокс бурджитской системы престолонаследия заключался в том, что султаны-наследники, которых раз за разом свергали эмиры-претенденты, были необходимым и очень важным элементом этой системы. Непродолжительные периоды пребывания на престоле султанов-наследников были нужны наиболее авторитетным и могущественным эмирам, претендовавшим на трон, чтобы сформировать партию сторонников, выявить оппозицию, доказать свою способность к лидерству и, наконец, одержать победу над соперниками в политической борьбе или военном противостоянии. Отсутствие наследника могло привести к серьезному политическому кризису. Именно так развивались события после смерти аз-Захира Хушкадама.
Аз-Захир Хушкадам не назначил наследника, эмиры не стали настаивать на переходе власти одному из маленьких сыновей султана (возможно, здесь сыграло роль его румийское, а не черкесское происхождение), и трон был передан старому заслуженному эмиру – атабеку Йалбаю ал-Му’аййади.
ПРАВЛЕНИЕ АЗ-ЗАХИРА ЙАЛБАЯ (9 ОКТЯБРЯ – 4 ДЕКАБРЯ 1467 г.)
Йалбай ал-Му’аййади был однополчанином (хушдашем) аз-Захира Хушкадама. Он попал в казармы султана ал-Му’аййада Шайха приблизительно через пять лет после Хушкадама, но был старше него по возрасту. Му’аййадиты – мамлюки султана ал-Му’аййада Шайха – составляли во второй половине XV в. уже немногочисленную фракцию состоятельных (благодаря поддержке аз-Захира Хушкадама), заслуженных, пожилых эмиров. В год смерти аз-Захира Хушкадама срок их службы превышал сорок пять лет. Хушкадам умер в возрасте приблизительно шестидесяти пяти лет, а Йалбай в это время был значительно старше семидесяти. Примечательно, что Йалбай не принимал никакого участия в подготовке решения о собственном вступлении на престол, его доставил на совет Хайрбек аз-Захири (ум. в 1474 г.), возглавлявший фракцию молодых мамлюков аз-Захира Хушкадама. Описание этого эпизода в источниках поразительно напоминает сообщения о том, как из гарема приводили малолетних наследников, когда им предстояло занять трон. Разница была только в том, что Йалбай был не слишком юн, а слишком стар. По свидетельству источников, Йалбай сам сознавал свою немощь и тяготился данной ему властью [Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 273, 318–319, 332–333; al-Malaṭī, 2002, vol. 6, p. 278]. Очевидно, что выбор был сделан, как и в случае с сыновьями султанов, по формальному признаку – Йалбай занимал пост атабека, т.е. был первым после султана эмиром в мамлюкской политической иерархии [Ayalon, 1954, p. 58].
Как и аз-Захир Хушкадам, аз-Захир Йалбай видел главную опору в своих хушдашах – бывших мамлюках ал-Му’аййада Шайха – и продвигал их на значимые посты в армии и администрации. Сразу после вступления на престол он назначил одного из му’аййадитов эмиром совета. Не прошло и нескольких дней, как этот же однополчанин Йалбая был повышен до эмира оружия. Такая политика до некоторых пор соответствовала интересам главного советника Йалбая – давадара Хайрбека аз-Захири. Дело в том, что му’аййадиты составляли часть фракции мамлюков Хушкадама, ее «старую гвардию». Сами они уже едва ли были способны на активную политическую борьбу, но благодаря своим титулам и солидному послужному списку были хорошим «фасадом» для действий молодого и энергичного Хайрбека, который стремился, как показали дальнейшие события, подготовить плацдарм для решительного рывка к трону.
Важным шагом, во многом определявшим отношение мамлюков к новому султану, была выдача денежного вознаграждения по случаю вступления на престол. Йалбай, как его предшественники, назначил султанским мамлюкам выплаты в размере 100 динаров каждому, однако, эту сумму получили только джулбан аз-Захира Хушкадама (купленные Хушкадамом, преимущественно, молодые мамлюки), которые находились под покровительством Хайрбека. Большинство караниса (ветеранов) получили лишь половину, а некоторые еще меньше – всего четверть от назначенной суммы. Против обыкновения ничего не получили авлад ан-нас и евнухи. Что касается высших чинов, то деньги выдали только тем эмирам, которые должны были отправиться в поход в Верхний Египет для подавления восстания бедуинов. Полный или частичный отказ от выплаты денежного вознаграждения, которого ожидали мамлюки, негативно сказался на авторитете нового султана и стал причиной роста недовольства как среди рядовых, так и среди эмиров [Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 322, 324–325].
Уже в первые дни пребывания аз-Захира Йалбая на троне стало ясно, что он не способен к самостоятельному правлению.1 По свидетельству Ибн Ийаса, султан ни шага не мог ступить без помощи своего давадара – Хайрбека.2 Руководствуясь рекомендациями этого эмира, аз-Захир Йалбай начал аресты среди мамлюков. Создавалось впечатление, что советник султана сознательно заводит ситуацию в тупик, из которого только один выход – мятеж. Недовольство действиями аз-Захира Йалбая росло. Группировка молодых мамлюков аз-Захира Хушкадама набирала силу, было ясно, что султан не в состоянии держать их под контролем. Уже через полтора месяца после вступления на престол Йалбая скрытый конфликт между султаном и его хушдашами с одной стороны и Хайрбеком и джулбан Хушкадама с другой приобрел настолько напряженный характер, что му’аййадиты перестали появляться в Цитадели, опасаясь нападения. Фракция аз-Захира Хушкадама, фактически, раскололась на две неравные части. Первую составили му’аййадиты – хушдаши Хушкадама, вторую – его собственные мамлюки, джулбан. В сложившейся ситуации му’аййадиты стали искать сторонников среди мамлюков султана ал-Ашрафа Инала, предшественника аз-Захира Хушкадама [Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 323, 328; al-Ṣayrafī, 2002, p. 105–107].
В конце ноября 1467 г. му’аййадиты и ашрафиты (фракция бывших мамлюков ал-Ашрафа Инала) собрались в доме одного из хушдашей аз-Захира Йалбая, Йашбека мин Салман-Шаха (ум. в 1473 г.), куда было доставлено оружие и амуниция. Однако, и му’аййадиты и ашрафиты медлили и не решались выступать: Йалбай, на защиту которого планировали встать заговорщики, опасался, что начало вооруженного противостояния между его сторонниками с одной стороны и Хайрбеком и джулбан с другой неминуемо приведет к его собственной гибели или аресту, поскольку он был, фактически блокирован мамлюками джулбан в Цитадели, а каждый его шаг контролировал Хайрбек. В конце концов, в начале декабря 1467 г. Йашбек, самый старший в группе му’аййадитов, решился на выступление. На улицах Каира началось кровопролитное сражение. Положение восставших осложнялось тем, что Йашбек, по-видимому, не считал себя полноправным и единственным главой отряда: сначала он ожидал, что решение о начале выступления примет Йалбай, а затем, когда столкновение уже началось, не бился в первых рядах, а снова ждал, не сможет ли Йалбай выбраться из Цитадели и присоединиться к своим сторонникам. Такое поведение Йашбека, вероятно, стало причиной сомнений среди ашрафитов, и на следующий день большая их часть перешла на сторону Хайрбека и джулбан Хушкадама. Йашбек остался с кучкой своих однополчан – му’аййадитов. Поняв, что дело проиграно, они разошлись – каждый пытался найти убежище и скрыться. 4 декабря 1467 г. аз-Захир Йалбай был смещен, арестован и отправлен в александрийскую тюрьму, где через год скончался [Ibn Iyās, 1931–1975, vol. 2, p. 458–467; Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 329–331, 333].
БОРЬБА ФРАКЦИЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СУЛТАНА АЗ-ЗАХИРА ТАМУРБУГИ (4 ДЕКАБРЯ 1467 г. – 20 ЯНВАРЯ 1468 г.)
Вопрос о том, кто займет трон, был решен так же быстро, как и в случае с аз-Захиром Йалбаем, и по тому же принципу: эмиры приняли кандидатуру атабека. В результате новым султаном румиец3 Тамурбуга, лидер фракции мамлюков аз-Захира Джакмака. На освободившееся место атабека султан аз-Захир Тамурбуга назначил эмира Каитбая (ум. в 1496 г.) [Petry, 1993, p. 22]. Отсутствие борьбы и долгих споров свидетельствовало с одной стороны об устойчивости модели перехода власти, согласно которой первым претендентом на престол являлся атабек, а с другой – о том, что часть группировок воспринимала Тамурбугу, как и ранее Йалбая, лишь в качестве временного правителя, а его избрание – как короткий, но необходимый этап политической гонки.
3. В источниках упоминается о том, что Тамурбуга, как и Хушкадам, был арнаутом, т.е. выходцем с Балканского полуострова [Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 337].
Действительно, избрание Тамурбуги повлекло за собой реконфигурацию мамлюкских группировок. Кандидатуру Тамурбуги поддержал Хайрбек, лидер джулбан Хушкадама. Сам Хайрбек еще не приобрел достаточный авторитет среди эмиров, чтобы претендовать на султанат, а выдвижение Тамурбуги он рассматривал, вероятно, как способ избавиться от му’аййадитов и расчистить путь к трону. Союз между эмирами аз-Захира Джакмака, которых возглавлял Тамурбуга, и джулбан Хушкадама быстро распался. Аз-Захир Тамурбуга, обладавший большим опытом службы при дворе, понимал, что Хайрбек – его главный и самый опасный соперник. Новый султан стал искать поддержку среди других фракций. В первые же дни на троне он освободил сыновей не только своего бывшего хозяина, аз-Захира Джакмака, но и сыновей ал-Ашрафа Инала, находившихся в ссылке в Александрии, а также отдал приказ об освобождении и возвращении в Каир нескольких эмиров-ашрафитов. Аз-Захир Тамурбуга велел объявить, что все мамлюки ад-Ашрафа Инала, содержание которых было урезано при Хушкадаме, будут сполна получать свое жалование. Было очевидно, что он стремится создать прочный союз своих однополчан – мамлюков аз-Захира Джакмака, и мамлюков алзАшрафа Инала, чтобы противостоять сильной фракции молодых мамлюков аз-Захира Хушкадама. Нескольких своих хушдашей-захиритов Тамурбуга повысил в звании (до эмира сотни), передав им при этом не только обширные икта‘, но и земли из султанских владений. В то же время, Тамурбуга довольно мягко обошелся с фракцией своих главных соперников – мамлюков аз-Захира Хушкадама, вероятно, надеясь лишить Хайрбека поддержки хотя бы некоторых из них. Часть эмиров из числа бывших мамлюков Хушкадама получила повышения и новые икта‘. В ссылку было отправлено только пять эмиров-му’аййадитов – однополчан Хушкадама. Но, возможно, в этом и заключался просчет аз-Захира Тамурбуги, поскольку главную опасность для него представляла не «старая гвардия» из фракции Хушкадама, а молодые эмиры, готовые вступить в борьбу за власть вместе с Хайрбеком.
Еще одним важным шагом, который сделал аз-Захир Тамурбуга для укрепления своих позиций, была раздача денежного вознаграждения султанским мамлюкам. Тамурбуга доплатил все, что назначил, но не успел выплатить Йалбай. Однако на новое вознаграждение – уже по случаю собственного вступления на престол – денег ему уже не хватило. Отсутствие выплат он компенсировал щедрой раздачей икта‘ [Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 337, 341, 340–342].
Лихорадочные попытки аз-Захира Тамурбуги буквально любой ценой привлечь на свою сторону как можно больше мамлюков и эмиров были связаны с тем, что он не успел это сделать до вступления на престол. Йалбай занимал трон менее двух месяцев, и Тамурбуга был явно не готов к тому, чтобы уверенно взять власть в свои руки. Но и в стане его главного противника, Хайрбека, не было единства. Хайрбек опирался на поддержку джулбан Хушкадама, главным образом из числа своих соплеменников – абазинов, и сумел заключить союз с некоторыми эмирами-ашрафитами. Другая часть джулбан Хушкадама, преимущественно черкесы, не спешила встать на сторону Хайрбека и была более склонна признать лидерство Касбая – зятя4 Тамурбуги. При этом атабек Каитбай держался в стороне от той и другой фракции, не появлялся в Цитадели, более того, на несколько дней покинул Каир. Обстановка накалялась, и Хайрбек решил действовать. В конце января 1467 г. джулбан из числа сторонников Хайрбека окружили резиденцию султана [Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 346, 348].
4. Касбай ал-Хушкадами (ум. в 1477 г.) был братом жены Тамурбуги. Женой самого Касбая была дочь султана ал-Ашрафа Инала [Ibn Iyās, 1931–1975, vol. 3, p. 4, 18, 119; al-Sakhāwī, 1992, vol. 6, p. 229, vol. 12, p. 90].
Поздним вечером 31 января 1468 г. заговорщики схватили аз-Захира Тамурбугу. Хайрбек объявил себя султаном и расположился на троне. Его хушдаши – мамлюки аз-Захира Хушкадама целовали землю у его ног, однако ни собрание эмиров, на котором было бы достигнуто решение о поддержке кандидатуры Хайрбека, ни церемония присяги с передачей инвеституры халифа, не были проведены. Таким образом, Хайрбек и согласно мусульманскому закону, и согласно мамлюкским политическим традициям был не более, чем самозванцем. Самая мощная военная сила в Каире – джулбан – были частично на его стороне. Хайрбек ожидал, по-видимому, что это подтолкнет эмиров к тому, чтобы присоединиться к нему, но этого не произошло. Тем временем, атабек Каитбай, который находился за пределами Цитадели, собрал на совет эмиров, не участвовавших в перевороте, осуществленном Хайрбеком, а также мамлюков ал-Ашрафа Барсбая и ал-Ашрафа Инала, которых ему удалось привлечь на свою сторону. Было принято решение официально сместить аз-Захира Тамурбугу, фактически, уже потерявшего власть, и назначить султаном Каитбая. Все, кто присутствовал на совете, в знак верности целовали землю у его ног. Объединенные силы под командованием Каитбая подошли к Цитадели, где им оказали вооруженное сопротивление джулбан – сторонники Хайрбека. Во время стычки большая часть эмиров из лагеря Хайрбека перешла на сторону Каитбая [Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 349–350].
Поняв, что остался в меньшинстве, Хайрбек приказал освободить аз-Захира Тамурбугу, кинулся ему в ноги, начал каяться и просить заслуженной казни. Тамурбуга нашел в себе мужество с достоинством принять поражение. Он спокойно прервал Хайрбека и произнес: «И твое, и мое время прошло» [Ibn Iyās, 1931–1975, vol. 2, p. 475].
На рассвете Каитбай ворвался в Цитадель, сопротивление мамлюков аз-Захира Хушкадама, которые остались без лидера, было сломлено. Хайрбека и еще нескольких эмиров из числа заговорщиков заковали в цепи и бросили в тюрьму. С аз-Захиром Тамурбугой, о смещении которого было официально объявлено в присутствии халифа и судей, обошлись с приличествующим его званию уважением и отправили в Дамьетту, где он должен был оставаться, пользуясь свободой передвижения в пределах города [Petry, 1994, p. 14–15]. Короткий период политической нестабильности в Султанате мамлюков завершился приходом к власти одного из самых могущественных и прославленных правителей средневекового Ближнего Востока, султана ал-Ашрафа Каитбая (1468–1496), который оставался на троне почти тридцать лет.
ВЫВОДЫ
Последовательность перехода власти, сложившаяся у Бурджитов, согласно которой трон на непродолжительное время переходил наследнику султана, а затем эмиры выдвигали нового лидера из своей среды, была нарушена со смертью аз-Захира Хушкадама. Причина такого сбоя была связана с тем, что Хушкадам, в отличие от своих предшественников, не назначил наследника, а эмиры не стали настаивать на передаче власти сыну султана. Более того, ни один из источников не упоминает о том, что вопрос о наследнике аз-Захира Хушкадама каким-либо образом обсуждался. Не исключено, что свою роль здесь сыграла позиция самого Хушкадама. Во время тяжелой болезни, почти полностью обездвиженный, он оставался в сознании и категорически отрицал приближение смерти, когда с ним пытались начать разговор о завещании: султан упорно настаивал на том, что слухи о его близкой кончине распространяют его враги [al-Malaṭī, 2002, vol. 6, p. 277]. Не совсем ясна и ситуация с наследниками аз-Захира Хушкадама: ни в одной из имеющихся в нашем распоряжении хроник, традиционный «некролог» – краткое повествование о деяниях, характере и наследстве умершего султана – не содержит сообщений о детях этого султана, хотя сведения о женах, сыновьях и дочерях, равно как и о количестве мамлюков покойного являлись в таких «некрологах» обязательной частью. В случае же с аз-Захиром Хушкадамом упоминается только о его мамлюках [Ibn Iyās, 1931–1975, vol. 2, p. 457; al-Malaṭī, 2002, vol. 6, p. 279]. Краткое сообщение о смерти двух маленьких сыновей этого султана в 1468 г., во время эпидемии чумы в Каире, появляется только в одной хронике и не подтверждается другими источниками [al-Ṣayrafī, 2002, p. 58, 61]. Независимо от того, насколько точны эти сведения, можно предположить, что аз-Захир Хушкадам, зная о печальной участи всех наследников бурджитского престола, осознанно избегал обсуждения вопроса о передаче трона одному из своих сыновей. Сдержанная позиция эмиров, как отмечалось выше, могла была быть связана с тем, что Хушкадам в отличие от большинства мамлюков в этот период был румийцем, а не черкесом. К сожалению, материал имеющихся в нашем распоряжении источников пока не позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о том, почему аз-Захир Хушкадам не оставил распоряжения о преемнике. Вместе с тем, факт отсутствия завещания сомнений не вызывает. В отличие от своих предшественников аз-Захир Хушкадам не принимал никакого участия в обсуждении кандидатуры следующего султана. Решение было принято без него по четко отлаженной схеме: трон перешел к эмиру, занимавшему пост атабека.
В течение двух месяцев аз-Захир Йалбай «числился» султаном, но не проявлял никакого интереса к государственным делам. Фактически, он сыграл роль наследника – безвольного и не способного к самостоятельному правлению, а мамлюкские эмиры в это время боролись за власть. Свержение Йалбая стало следствием борьбы мамлюкских фракций, но, прежде всего, отсутствием единства внутри фракции мамлюков аз-Захира Хушкадама, разделившейся на «старую гвардию» хушдашей этого султана и его собственных мамлюков – джулбан. Нарастание противоречий между привилегированным корпусом джулбан и остальными мамлюками стало заметно еще при аз-Захире Джакмаке, но раскол между ветеранами и молодежью внутри фракции одного султана со всей очевидностью проявился только в событиях, развернувшихся в Каире при аз-Захире Йалбае.
В период правления аз-Захира Тамурбуги фракция аз-Захира Хушкадама снова разделилась – на этот раз по этническому признаку. Отсутствие единства среди джулбан аз-Захира Хушкадама, в конце концов, привело к очередной смене правителя. В дальнейшем негативные последствия привилегированного положения джулбан становились все более существенными, а раскол внутри фракции султана стал одной из причин серьезного политического кризиса, наступившего в Султанате мамлюков после смерти султана ал-Ашрафа Каитбая.
Таким образом, наряду с субъективными факторами (отсутствие завещания или наследника) в период правления аз-Захира Йалбая и аз-Захира Тамурбуги наиболее существенную роль в развитии внутриполитической ситуации сыграли противоречия между джулбан и караниса – привилегированной группой молодых мамлюков и эмирами старшего поколения, а также раскол внутри фракции султана. Именно эти негативные тенденции, продолжая нарастать, приводили в дальнейший период бурджитской истории к многочисленным конфликтам, снижению боеспособности войска и падению авторитета султана.
Вместе с тем, события, связанные с решением вопроса о переходе власти после смерти султана аз-Захира Хушкадама, со всей очевидностью показали устойчивость сложившейся у Бурджитов системы престолонаследия. Все три султана, вступившие на престол – аз-Захир Йалбай, аз-Захир Тамурбуга и ал-Ашраф Каитбай – были атабеками, как и три их предшественника – аз-Захир Джакмак, ал-Ашраф Инал и аз-Захир Хушкадам. Атабек был первым претендентом на престол, и его кандидатура не вызывала разногласий, а попытка захватить трон, предпринятая другим эмиром, не занимавшим эту почетную позицию в мамлюкской военно-политической иерархии, завершилась провалом. Несмотря на то, что после смерти аз-Захира Хушкадама трон не перешел к его наследнику, переходный период, связанный с выявлением лидера, способного объединить фракции мамлюков и возглавить государство, продолжался менее четырех месяцев, что, в среднем, соответствует длительности правления каждого из бурджитских султанов-наследников, и не был связан с крупномасштабными военными столкновениями.
В бурджитский период политическая система Султаната претерпела существенные изменения, которые привели к окончательному отказу от принципов управления государством, основанных на династическом идеале верховной власти. За 85 лет, с 1382 по 1467 г. на мамлюкском престоле последовательно сменяли друг друга шестнадцать султанов, семь из них получили власть по наследству, но в общей сложности эти султаны-наследники правили (или числились правителями) не более 14 лет, включая почти тринадцатилетнее пребывание на троне сына аз-Захира Баркука, Фараджа, когда вопрос о принципах передачи власти только решался, а новая система находилась в стадии формирования. Переход власти от аз-Захира Хушкадама к ал-Ашрафу Каитбаю показал, что эта система способна функционировать и в условиях отсутствия наследника: его, по решению эмиров, заменила фигура безвольного временщика. В дальнейший период бурджитской истории только один из семи мамлюкских султанов получил трон по наследству от отца.
2. Если к Йалбаю обращались с вопросом или просьбой, он говорил: «А что я?... Скажи ему» – т.е., Хайрбеку. Нового султана так и прозвали – «Скажи-ему» (Qul-lah) [Ibn Iyās, 1931–1975, vol. 2, p. 461, 467; Ibn Taghrī Birdī, 1992, vol. 16, p. 333].