Статья
|
Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни (973–1048) был уроженцем Хорезма, области с древней историей и культурой. С конца III по конец Х в. столицей Хорезма был город Кят, в пригороде которого родился ал-Бируни во время правления последнего властителя из династии Афригидов. Происхождение его не было известно: «Клянусь Аллахом, не знаю я, по правде, своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему деда, да и как мне знать деда, когда я не знаю отца…» [Крачковский, 1957, c. 245]. В 995 г. к власти пришел Ма’мун ибн Мухаммад, назвавший себя хорезмшахом , и ал-Бируни покинул Хорезм. Несколько лет он прожил в Рее, затем вернулся в Хорезм и работал при дворе хорезмшаха Ма’муна II (999–1009). После подчинения Хорезма тюркскому правителю Махмуду Газневи (997–1030) ал-Бируни переехал в Газну. Несколько лет ученый провел в Индии, а по приезде работал у преемника Махмуда Мас‘уде Газневи (1030–1040). Данные о жизни ал-Бируни содержались в его собственных произведениях, а также в труде Йакута (1109–1229) и некоторых других писателей [Крачковский, 1957, c. 244–247; Булгаков, 1972; Suter, Wiedemann, 1920–1921; Krause, 1940, S. 1–15; Boilot, 1968, р. 1236–1238].
С юности ал-Бируни учился, перенимая знания у таких известных астрономов, математиков, врачей, как Абу Сахл ‘Иса ал-Масихи (970/971– 1010/1011), Абу Наср Мансур ибн ‘Али ибн ‘Ирак (960–1036), Ибн Сина (980–1037), поддерживал его зийаридский правитель Кабус ибн Вашмугир (976–1012) [Minorsky, 1951, р. 233–236; Крачковский, 1957, c. 244–247]. В молодости он, «не жалея, – по его словам, – ни сил, ни денег», изготовил глобус для определения нахождения разных мест по отношению к другим точкам Земли [Булгаков, 1965, с. 39–44]. В течение жизни ал-Бируни написал около 150 научных трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, филологии, философии. Из них сохранилось лишь около двадцати. Некоторые посвящены истории народов и их календарям: «Памятники минувших поколений»=«Следы, оставшиеся от прошлых поколений» или «Хронология» («Асар ал-бакийа ‘ани-л-курун ал-халийа»), другие – астрономии и астрологии, определению географических широт и долгот местностей и городов, наклону эклиптики к экватору по данным астрономических таблиц для населенных пунктов, учению о сферах неба и земли: «Канон Мас‘уда» или «Масудовские таблицы по астрономии звезд» («ал-Канун ал-Мас‘уди фи-л-хай’ат ва-н-нуджум»), «Геодезия» или «Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами» («Тахдид нихайат ал-амакин ли тасхих масафат ал-масакин»), «Обособление речи о проблеме теней» («Ифрад ал-макал фи амр аз-зилал»), «Книга вразумления начаткам науки о звездах» («Китаб ат-тафхим ли’аваил сина‘а ат-танджим») и др. [Булгаков, 1965, c. 39–44; Абу Рейхан Бируни, 1966, c. 22–31]. Один из его трактатов посвящен изучению свойств камней и минералов: «Минералогия» или «Книга сведений для познания драгоценностей» («Китаб ал-джамахир фи ма‘рифат ал-джавахир»). Он изучал древнюю индийскую науку и ее трактаты, а побывав в Индии, написал ««Книгу разъяснений принадлежащих индийцам учений, приемлемых или отвергаемых рассудком», кратко «Индия» («Китаб фи тахрир ма ли-л-Хинд мин макула фи-л-‘акл ав марзула») [Булгаков, 1972; Крачковский, 1957, c. 247–262; Розенфельд, Рожанская, Соколовская, 1973; Hell, Wiedemann, 1912, S. 151–176; Boilot, 1968, p. 1236–1238]. Все указанные труды содержат информацию о волжских булгарах или двух их городах.
В своих сочинениях ал-Бируни подробно писал о форме и величине Земли, о продолжительности ночи и дня, о звездах в зените и тех, что всегда вращаются над Землей, об обитаемой ее части и делении [Щетников, 2012, c. 390], о водных пространствах, соотношении восходов и заходов Солнца и Луны в разных странах, правителях стран и их титулах, о народах.
В «Хронологии» наш автор упоминал булгар. В разделе «Слово о разногласиях народов в том, кто такой царь, которого называют Зу-л- Карнайн», ал-Бируни упомянул Булгар и Сувар, в конце рассуждений о том, кто такой Александр Македонский (Зу-л-Карнайн). Александр завоевывал восточные и западные окраины земли и далеко на востоке, где восходит солнце, воздвиг преграду (ар-радм) между двумя стенами (ас-сайдани) в горах для защиты от диких народов йаджудж и маджудж, которые принесут гибель и разрушение миру перед концом света, что соответствует кораническому рассказу (Суры «Пещера», 18: 82–98 и «Пророки», 21: 96–97).
Ссылаясь на труды «География» («Джуграфийа») и «Книга путей и государств» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»), без упоминания авторства, ал-Бируни рассказал, ссылаясь на ат-Табари (ок. 839–923), что некий властитель Азербайджана «в дни завоевания этой страны [арабами] послал человека, [который шел] со стороны хазар» к этому рву (хандак), чтобы проверить, не разрушился ли он. Используя данные «Книги путей и царств» Ибн Хордадбеха (ок. 820–ок. 912), где это путешествие описано подробно, наш автор наметил, однако, лишь кратко дорогу через Дербент (а не Тифлис), земли алан и хазар; дальнейший путь им не указан. Информация разнится: Ибн Хордадбех писал, что инициатором путешествия был халиф ал-Васик (842–847), ал-Бируни же называл халифа ал-Му‘тасима (833–842). По словам Ибн Хордадбеха, путь Саллама шел через Тифлис, страны ас-Сарира, Филана, алан, с остановкой на один день у владыки (тархана) хазар, через зловонную землю и некую область с разрушенными городами, через ряд крепостей рядом с горой до города Ика, откуда через три дня Саллам достиг горы с ущельем, где и находилась заложенная Зу-л-Карнайном крепкая стена с воротами, описанные весьма подробно. Убедившись в целостности барьера, Саллам со своими спутниками прошли через Хорасан, Самарканд, Исфиджаб, Усрушану, Бухару, Термез, Нишапур, Рей и вернулись в Сурраманра’а [BGA VI, p. 162–170; Ибн Хордадбех, 1986, c. 129–133]. Ал-Бируни называл только область севернее Самарканда как путь возвратной дороги Саллама и считал (без объяснения), что защитный барьер должен был бы находиться в северо-западной части обитаемой Земли [Chronologie, 1878, p. 41; Абу Райхан Бируни, 1957, c. 53–54].
Упомянув лежащий на пути Саллама край хазар, путь к которому проходил через Дербент (Баб ал-Абваб) и область алан, ал-Бируни назвал также Булгар и Сувар, поскольку в целом усомнился в подлинности путешествия Саллама именно потому, что живущие на краю седьмого климата, на границе цивилизованного мира, но знакомые с исламом, булгары об это путешествии не знали.
В переводе труда М. Салье фрагмент звучит как «булгары Сувара…» [Абу Райхан Бируни, 1957, c. 55], с чем справедливо не согласилась Н. Гараева [Гараева, 2006, c. 754, примеч. 49], поскольку в тексте издания стоит «Булгар» и «Сувар» [Chronologie, 1878, S. 45]. Перевод М. Салье вызвал неоправданное представление об излишней значимости и древности народа сувар, он же савир [Беговатов, 1999, c. 28–36]. Однако отождествление этих народов не подтверждено ничем, кроме созвучия, хотя многие исследователи считают, что савиры, жившие на Кавказе и игравшие значимую роль в VI в., позднее МОГЛИ пересечь Дербентский горный проход и обосноваться на средней Волге, соединившись там с булгарами и называвшимися теперь суварами, чеканя собственную монету в Х в. и построив город Сувар [Zimonji, 1990, p. 42–45; Golden, 1992, p. 104–106; Салмин, 2014, с. 119–125].
В указанном выше фрагменте речь идет не о народе, а о городах Сувар и Булгар. Это доказывается дальнейшими сведениями ал-Бируни в книге «Канон Мас‘уда», в главе «Закрепление долгот и широт в таблицах», где Булгар и Сувар показаны как города в стране славян (ас-сакалиба).
Из того, что в пятом климате | долгота | | широта | | Области и госу- дарства | | заманы | Минуты | градусы | минуты | | Города Сувар и Булгар на великой реке (бахр) русов и сакалиба, а между ними – один день пути | 700 | 00’ | 490 | 30’ | Ас-сакалиба | [Al-Biruni’s Picture, 1941, S. 51; Абу Райхан Беруни, 1973, c. 469].
Хотя здесь в арабском тексте употреблен термин «бахр», чаще всего означающий «море», но это слово имеет и значение «река» [Zeki Validi, 1936, S. 44, Anm. 3; Гараева, 2006, с. 757, примеч. 527], а рекой русов в Х в. ал-Мас‘уди и неизвестный автор труда «Худуд ал-‘алам» именовали Волгу.
Следует отметить, кстати, что на указанные в таблице цифры координат городов ал-Бируни полагаться не следует: прежде всего, ал-Бируни проводил нулевой меридиан по-разному. Метод определения координат проводился нашим автором путем математических расчетов по данным о расстояниях пунктов друг от друга, а также их взаимном расположении. Для построения топографической схемы служили точно установленные путем астрономических наблюдений данные, хотя число их было весьма ограничено [Мандельшам, 1971, c. 163–169]. Кроме того, цифры градусов обозначались буквами по системе «абджада» (обозначения чисел с помощью арабских букв ), что влекло за собой при переписывании многочисленные погрешности и ошибки [Абу Рейхан Бируни, 1966, c. 31–32; Гараева, 2006, c. 757, примеч. 520, 522, 523]. Поэтому любые значения координат, приводимые ал-Бируни, нельзя сравнивать с современными данными, как это иногда принято в литературе.
Наш автор также подтверждает тезис отдаленности и северного местоположения булгар в рассуждениях о Мекке, где люди из разных стран сходятся вместе во время хаджжа; их рассказы достаточно достоверны. Именно здесь указан самый длинный день у границ Булгара, а раз человек из далекого Булгара прибыл в Мекку, то он – мусульманин, что для ал-Бируни чрезвычайно важно; «в момент восхода солнца над Аденом оно уже поднялось в Булгаре на величину, [проходимую им] за два часа. В сторонах же летнего восхода и захода в Булгаре видна часть неба, соответствующая этой величине; в сторонах восхода и захода солнца зимой в Булгаре эта часть не видна» [Абу Райхон Беруни, 1973, c. 69]. В сочинении «Обособление трактования проблемы теней» («Ифрад ал-макал фи амр аз-зилал»), чаще именуемой «Гномоника», он также упоминает булгар-мусульман, обитающих далеко на севере [Абу Райхан Беруни, 1987, c. 195].
Упоминал ал-Бируни Булгар (город или страну) и в «Фармакогнозии», где сообщил, что такое янтарь: это роса, которая скатывается в море из горы в Булгаре и попадает на его берега, без уточнения, что это за гора и море [Ал-Бируни, 1973, с. 776–779; Al-Biruni’s Picture, 1941, ас-сафхат 134, ал-малахиза 2]. Впрочем, в «Минералогии» он давал вполне реальные сведения о янтаре на берегах северного моря славян (ас-сакалиба), находящегося в холодной стороне [Ал-Бируни, 2011, c. 198. О море славян см.: Zeki Validi, 1936, S. 45 etc.; Калинина, 2021, c. 142–155].
Уделяя внимание описанию морей Земли, ал-Бируни писал об Окружающем море, которое греки называли Океаном. Это представление о водах, окружающих со всех сторон Землю, поддерживалось арабскими учеными. Наш автор писал о нем, упомянув, что вдоль страны славян проходит залив этого моря, на севере него отходит большой водоем вблизи страны булгар-мусульман, а называется он морем варягов (варанк), по имени прибрежного народа [Абу Райхан Беруни, 1975, с. 100]. Несмотря на явное несоответствие утверждения о близости мест проживания варягов и волжских булгар, исследователи полагали, что имеется в виду Балтийское море [Wiedemann, 1912, S. 4, Anm. 3] или Белое, ввиду упоминаний о торговле северных народов с булгарами [Zeki Validi, 1936, S. 48–51].
Ал-Бируни рассказал о народах ису (весь) и йура (югра), торгующих с булгарами. Об этом также сообщал Ибн Фадлан, оставивший отчет о своем путешествии в страну волжских булгар в 921–922 гг., но использовал термин «вису». В «Геодезии» ал-Бируни сообщил, что до находящейся на краю обитаемого мира, за серединой седьмого климата страны ису можно добраться от булгар в течение двадцати дней, а до народа йура – двенадцати дней [Абу Рейхан Бируни, 1966, с. 156]. Наш автор привел замечательные детали этнографического характера о способе передвижения этих народов: использовались деревянные сани, в них везли припасы, которые тащили либо сами люди, либо их собаки; были также другие приспособления из кости, которые привязывались к ногам и проезжали таким образом большие расстояния в короткие сроки. Наш автор также отметил, что жители йуры оставляли свои товары в определенном месте, а сами удалялись, поскольку были дикими и пугливыми [Абу Райхан Беруни, 1973, с. 156]. Подобные известия о способах передвижения и немой меновой торговли людей «йура» имеются, помимо трудов ал-Бируни, в книге «Природа животных» («Табаʼи ал-хайаван») Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази (1056–1124), в отчете о путешествии Абу Хамида ал-Гарнати (1080–1170), сочинениях Мухаммада Ауфи (1172–1242), Абу-л-Фиды (1273–1331), Закарийи ал-Казвини (1203–1283), Ибн Баттуты (1304–1377) и др. Однако разница в написании этнонима «вису» у Ибн Фадлана и «ису» у ал-Бируни и ряда других авторов, как и данные об этих народах в книге Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази и др. дают основания полагать ряду исследователей, что источником сведений о северных народах и морях, как и о восточноевропейском регионе в целом был труд ал-Джайхани, саманидского везиря Х в., чья книга не сохранилась, но известия из нее использовались целым рядом арабских авторов Х–XV вв. [Marquart, 1924, S. 264, 330; Абу Рейхан Бируни, 1966, с. 29]. И. Зимони тоже придерживается точки зрения об авторстве ал-Джайхани, но считает, что последний получил известия непосредственно от Ибн Фадлана [Zimonyi, 1990, S. 116–157]. В.Ф. Минорский предложил гипотезу, по которой эти сведения могли исходить от посла царя волжских булгар, отправленного с пожертвованиями и подарками в 1024 г. к султану Махмуду, о чем известно из труда историка Абу Фадла Бейхаки (ок. 955–1077); при дворе Махмуда в это время жил и ал-Бируни [Minorsky, 1951, p. 235]. Но Б.Н. Заходер не согласился с этим предположением, полагая, что известия о северных народах существовали в своде данных арабских писателей о Восточной Европе задолго до путешествия Ибн Фадлана и исходили из Булгара [Заходер, 1967, c. 59].
Ал-Бируни подробно излагал системы разделения Земли у разных народов. В частности, он писал о разделении древними греками обитаемой части Земли на семь климатов, в соответствии с соотношением дня и ночи, параллельными к экватору линиями, которые начинались от востока и заканчивались на западе. Климатами в арабской географии назывались широтные зоны, определявшиеся по широте взятых за основу населенных пунктов. Эта система восходила к античной традиции, которой следовал и Клавдий Птолемей, и большинство арабских географов. Отсчет климатов велся с востока на запад [Neugebauer, 1975, p. 333–336 et passim; Щеглов, 2005, c. 243–265]. Кроме долгот и широт, ал-Бируни показывал заманы –градусы небесного экватора и его параллелей. Самым долгим днем в шестнадцать часов считалась область за серединой седьмого климата, где немногочисленные жители подобны дикарям: йура, ису и дикий народ на берегу моря на севере.
Ал-Бируни показал местоположение ису и йура в таблице климатов:
Из того, что за седьмым климатом | долгота | | широта | | Области и госу- дарства | | заманы | минуты | градусы | минуты | | Страна ису, с которой торгуют булгары | 690 | 00’ | 550 | 00’ | Ас-сакалиба | Чащобы йура, а они – дикие, торгуют, не показываясь | 630 | 00’ | 670 | 30’ | | [Al-Biruni’s Picture, 1941, S. 51; Абу Райхан Беруни, 1973, с. 469].
В таблице указана их принадлежность государству славян (ас-сакалиба), как и булгар. Возможно, причиной этому была «Записка» Ибн Фадлана о его путешествии к булгарам в 921–922 гг., где булгары именовались славянами, что вызвало длительную дискуссию среди ученых, не завершившуюся и поныне. Однако ал-Бируни нигде не упоминает о знакомстве с книгой Ибн Фадлана, хотя его версия могла дойти до него в устной передаче.
В «Книге вразумления» ал-Бируни описывал климаты с востока на запад без указания цифровых координат, перечисляя местности, города и моря, начиная с первого и заканчивая самым отдаленным, седьмым, и областью за седьмым климатом. Впервые такая система описания земель по климатам была зафиксирована в книге ученого IX в. ал-Фергани [Калинина, 1988, с. 127–139], после чего с изменениями и дополнениями эта схема была повторена многими последующими учеными. Наш автор писал: «Что касается седьмого климата, то в нем мало обработанных земель. В его восточной части находятся только лесные чащи и горы башгир, область печенегов, [проходит] через города Сувар и Булгар, земли русов, славян, болгар и [мадьяр (мадж‘ар, курсив мой. – Т. К.)] и заканчивается в Окружающем море. За этим климатом обитают немногие народы – ису, варяги, йура и подобные им» [Абу Райхан Беруни, 1975, с. 116–117].
Помимо неоднократных заверений читателей о северном расположении области булгар и их мусульманстве, наш автор также сообщил, что жители булгарского города Сувар изъясняются на языке, который является смесью тюркского и хазарского [Chronologie, 1878, S. 42–43; Абу Райхан Бируни, 1957, c. 54–55). Эта информация является уникальной, т. к. показывает наличие языковой близости тюрок, булгар и хазар. Географы Х в. ал-Истахри и Ибн Хаукал писали, что язык булгар схож с языком хазар [BGA I, p. 225; BGA II2, p. 396], что не имеет прямых параллелей ни у ал-Бируни, ни в других источниках. Язык хазар пока не известен, поэтому решающего значения относительно языка булгар и, тем более, жителей города Сувар, сведения ал-Бируни не имеют, хотя являются оригинальными.
Народы и реки севера Земли упоминаются в книге об Индии (ал-Хинд), где ал-Бируни рассказывал о воззрениях индийцев на истоки и течения рек «через различные океаны». Он перечислял реки, которые, по словам книги «Ваю пурана», вытекали из легендарных снежных гор Химавант, окружающих Индию с севера и простирающихся до страны тюрок. Реки текли из них по направлению к северу и проходили через земли тюрок, тибетцев, хазар и славян, а впадали либо в море Джурджана (Каспий), либо в озеро Хорезма (Арал), либо в море Понт (Черное), либо в северное море Славян, которое в других трудах ал-Бируни именовал морем Варягов, протекающим вблизи булгар-мусульман (см. выше) (Балтика, может быть, Финский залив или северная часть Атлантики) [Абу Рейхан Бируни, 1995, с. 241]. Здесь ал-Бируни показал свое видение картины части мира, нарисованной в индийской книге; сведения о водных бассейнах и народах Восточной Европы принадлежат самому ал-Бируни.
Так проявляется неординарность сведений ал-Бируни. Учёный выявил своеобразный подход к полученной информации: он старался показать возможную достоверность или, напротив, сомнительность сведений, сравнивая материалы предыдущих авторов друг с другом и с современными ему известиями, а также передавал данные оригинальные, проявляя критичность суждений. Географическая информация содержится в разных трудах ал-Беруни [Wiedemann, 1912, S. 1–27]. Представление нашего автора о городах и народе булгар как самом отдаленном народе цивилизованного мира подчеркивается тем, что булгары, в отличие от других близлежащих народов (как, например, ису и йура) являются мусульманами, что неоднократно акцентировалось им в разных книгах. Несмотря на использование книг предшественников, ал-Бируни показал, что булгары в его время имели достаточно большое значение на международной арене в силу мусульманского вероисповедания и торговли.
|