Демографические аспекты социально-экономического восстановления Сирии
Цель статьи – анализ сформировавшейся в XXI в. демографической ситуации в Сирии, выявление как факторов, оказавших воздействие на ее формирование, так и новых тенденций и процессов в исследуемой сфере, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Исследование осуществлялось автором на основе статистических данных, представляемых международными организациями, прежде всего ЮНКТАД, а также на базе проведенного анализа имеющейся отечественной и зарубежной научной литературы по рассматриваемой тематике.
Исследование проводилось за период с 2000 по 2021 гг. (а в отдельных случаях – и за более ранние годы). Оно показало, что наряду с ростом доли населения САР в региональных показателях, в стране сохраняется существенная специфика в демографической сфере и в процессе урбанизации по сравнению с региональными и глобальными процессами и тенденциями. Здесь автором отмечается, прежде всего, сохранение относительно высоких темпов рождаемости населения, относительно низкого уровня урбанизации. Автор подчеркивает необходимость для государства принять конкретные меры, направленные на улучшение социально-экономического положения населения.
В то же время сохраняются и общие для региона и мировой экономики тенденции, в частности, рост продолжительности жизни и уровня образования в городах, особенно центральных, которые стали одними из факторов, формирующих тенденцию к сокращению рождаемости в городах.
В настоящее время особенное значение демографическая ситуация имеет для Сирийской Народной Республики, в которой лишь несколько лет назад – в 2017 г. – завершились (и то не полностью) военные действия, в ходе которых количество населения существенно уменьшилось, в том числе и из-за того, что люди покинули свою страну и стали беженцами. Гражданская война, высокий уровень жертв, крупномасштабное перемещение населения и серьезные экономические ограничения привели к значительному снижению рождаемости в каждой сирийской общине [Balanche, 2015] и в целом к сокращению населения.
Сегодня перед страной стоит задача восстановления и развития не только национальной экономики, но и демографических процессов, а также улучшения качества жизни населения. И эта задача стоит, во-первых, в условиях продолжающегося в развивающихся странах (к которым относится и Сирия) демографического перехода, и, во-вторых, сохраняющихся в Сирии особенностей социально-демографической динамики. Кроме того, разразившаяся с начала 2020 г. глобальная пандемия COVID-19 оказала негативное влияния на мировые, региональные и страновые социально-экономические показатели [Хасбулатов, Бяшарова, 2020, с. 9-10] и поставила перед Сирией ряд острых задач в сфере демографии и здравоохранения. В этой связи проведенное нами исследование представляется актуальным, а его выводы – имеющими не только теоретическую, но и практическую значимость. При этом мы рассматриваем общую демографическую ситуацию в Сирии, без акцента на отдельные муфахазы, так как не вся территория страны на сегодня находится под контролем национального правительства Сирийской Арабской Республики.
Вообще социальная и демографическая ситуация в Сирии остается в последнее десятилетие объектом пристального внимания как различных исследователей [Русакович, Кухтин, 2019, с. 9-11], так и международных структур (особенно ООН, ЕС и др.). Однако акцент в большинстве этих исследований ставится на вопросы гуманитарного характера, проблемы беженцев и условия их возвращения [Syria, 2021]. Большинство этих исследований, на наш взгляд, содержит многочисленные дискуссионные моменты в связи с определением основных причин ухудшения социально-демографического положения в Сирии и увязывающих их с внутренними политическими особенностями. По нашему же мнению, сложившееся положение связано преимущественно с внешней военной агрессией против Сирии и необходимостью именно в этой связи решать ряд сформировавшихся проблем в этой сфере.
Цель статьи заключается в выявлении новых тенденций и процессов в демографической сфере Сирии и их влиянии на социально-экономические процессы в настоящее время и в перспективе. Научный интерес к данной теме предопределяется тем обстоятельством, что демографическая ситуация в Сирии оказывает значительное влияние на формирование рынка труда и экономики в целом и во многом определяет динамику социально-экономического развития не только в данной стране, но и в государствах региона, а также воздействует – прямо или косвенно – на внерегиональные страны. Поэтому идентификация, концептуализация и определение текущих и перспективных причинно-следственных связей в демографической сфере страны, по нашему мнению, даст возможность государству сформировать эффективную национальную политику в контексте его внутренних и внешних задач и приоритетов и снизит давление на другие страны.
Демография в Сирии: динамика, основные проблемы и задачи
Сирийская Арабская Республика – традиционно одно из крупнейших государств в Западной Азии по количеству населения. Она традиционно занимала 4-е место в регионе по этому показателю с устойчивым темпом роста, и даже после 2011 г. – начала военного конфликта на территории Сирии – сохраняет 5-е место в регионе с населением в 18275,7 тыс. человек на 2021 г. и 66-е место в мире, по данным UNCTAD. Но поскольку эта статистика не бесспорна, и другие источники, в их числе countrymeters.info, сообщают, например, о 16895549 чел. на 1 января 2021 г., мы будем опираться в нашем исследовании все-таки на данные такого источника, как ООН (UNCTAD) как один из наиболее достоверных.
Население Сирии составляет примерно 6,9% от совокупного населения стран Западной Азии (Бахрейн, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Государство Палестина, Сирия, Турция, ОАЭ, Йемен [UNCTAD]. Исторический минимум зафиксирован в 2018 г. – 16945,06 тыс. человек, исторический максимум – в 2010 г. (21362,54 тыс. человек). По оценкам ЮНКТАД, лишь к 2024 г. население страны превысит 21 млн. человек, а к 2050 г. – 33 млн. человек (см. рис. 1).
Согласно данным UNCTAD, до 2010 г. в стране имел место устойчивый рост населения, которое увеличилось за 1970-2010 гг., соответственно, с 6,4 млн. человек до 21,4 млн., т.е. в 33 раза (на 1/3), что отражено на рис. 1. Стоит отметить и рост доли населения Сирии в Западной Азии. Так, если в 1970 г. она составляла 8,7%, в 1980 г. – 9,1%, в 1990 г. – 9,5%, в 2000 г. – 9,8%, а в 2010 г. – 9,9%.
Как видно на рис. 1, с 2011 г. демографическая ситуация стала неустойчивой из-за военного конфликта, а доля населения Сирии в Западной Азии сократилась с 9,6% уже в 2011 г. вплоть до 6,7% в 2018 г. Таким образом, военные действия привели к реальному сокращению населения с 21,36 млн. человек в 2010 г. (исторический максимум) до 16,9 млн. в 2018 г.
Рисунок 1. Динамика численности населения Сирии и линия тренда, 1990-2021 гг. и прогноз до 2050 г., тыс. человек. Источник: составлено автором по данным UNCTAD.
Источник: составлено автором по данным UNCTAD.
Исследователи отмечают, что «С начала конфликта почти 6 млн. сирийцев стали беженцами , и еще 6 млн. являются внутренне перемещенными лицами, при этом на Сирию приходится “самое большое в мире число насильственно перемещенных лиц”. Подавляющее большинство этих сирийских беженцев отправились в соседние страны, такие как Турция, Ливан, Ирак и Иордания» [Ghosh-Siminoff, 2020].
Сокращение населения в Сирии (в том числе за счет роста беженцев и перемещенных лиц) можно признать катастрофическим. Даже в Ираке не зафиксировано такого резкого падения, несмотря на то, что и на его территорию также распространялись боевые действия. По оценкам Всемирного банка, с марта 2011 г. и до марта 2019 г. Сирия потеряла порядка 0,5 млн. человек, а несколько миллионов граждан Сирии стали беженцами и перемещенными лицами [Devadas et al, 2019].
Но с 2019 г. в стране отмечается стабильный рост населения (табл. 1). По прогнозам ЮНКТАД, в 2050 г. население Сирии превысит 33 млн. человек и составит 9,1% от населения Западной Азии, что, впрочем, ниже, чем в 2010 г. Это связано с наиболее высокими темпами роста населения Сирии по сравнению с другими государствами региона и с мировыми показателями (см. рис. 2 и табл. 1). «Снижение уровня фертильности является маркером ментальной эволюции в обществе, поскольку население становится более индивидуалистичным и более светским» [Balanche, 2017].
Таким образом, «Универсальная, определенная для всего мира теория демографического перехода в Сирии не находит подтверждения, т.к. тренды рождаемости, несмотря на значительное снижение, остаются высокими как в целом по стране, так и по отдельным мухафазам в особенности» [Мохамед, 2009].
Как видно из табл. 1, при наличии общей тенденции сокращения среднегодовых темпов роста населения в мире (именно вследствие демографического перехода), еще более заметного – в Азии в целом, в Западной Азии этот процесс выражен не столь ярко (рис. 2).
Рисунок 2. Население Сирии и других стран Западной Азии в 1970-2020 гг., тыс. человек Источник: составлено по данным UNCTAD.
Источник: составлено по данным UNCTAD.
Таблица 1. Среднегодовой темп роста населения в мире, Азии, Западной Азии и отдельных странах по периодам (2014-2019 и 2019-2050 гг. (прогноз)), и в 2010-2022 гг., %
2014-2019 | 2019-2050 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Мир | 1,11 | 0,75 | 1,22 | 1,21 | 1,19 | 1,18 | 1,17 | 1,15 | 1,13 | 1,12 | 1,10 | 1,07 | 1,05 | 1,02 | 1,00 |
Азия | 0,94 | 0,45 | 1,10 | 1,08 | 1,06 | 1,04 | 1,02 | 0,99 | 0,97 | 0,94 | 0,92 | 0,89 | 0,86 | 0,83 | 0,80 |
Западная Азия | 1,70 | 1,06 | 2,37 | 2,26 | 2,17 | 2,06 | 1,97 | 1,87 | 1,78 | 1,68 | 1,61 | 1,58 | 1,56 | 1,55 | 1,53 |
В том числе | |||||||||||||||
Бахрейн | 4,11 | 1,11 | 4,60 | 2,96 | 1,69 | 1,15 | 1,59 | 2,64 | 3,86 | 4,68 | 4,92 | 4,47 | 3,62 | 2,71 | 2,02 |
Ирак | 2,66 | 1,90 | 2,62 | 3,25 | 3,72 | 3,90 | 3,71 | 3,32 | 2,88 | 2,54 | 2,32 | 2,25 | 2,30 | 2,35 | 2,37 |
Израиль | 1,63 | 1,29 | 2,15 | 1,90 | 1,69 | 1,56 | 1,53 | 1,57 | 1,62 | 1,65 | 1,66 | 1,63 | 1,59 | 1,54 | 1,50 |
Иордания | 2,49 | 0,80 | 5,20 | 5,38 | 5,42 | 5,17 | 4,59 | 3,82 | 3,06 | 2,39 | 1,82 | 1,36 | 1,00 | 0,64 | 0,31 |
Кувейт | 2,62 | 0,80 | 5,88 | 5,72 | 5,55 | 5,17 | 4,56 | 3,84 | 3,11 | 2,48 | 1,98 | 1,67 | 1,50 | 1,35 | 1,19 |
Ливан | 1,81 | -0,16 | 2,87 | 4,90 | 6,25 | 6,56 | 5,72 | 4,25 | 2,74 | 1,55 | 0,59 | -0,05 | -0,44 | -0,83 | -1,25 |
Оман | 4,23 | 1,06 | 5,59 | 6,67 | 7,32 | 7,35 | 6,74 | 5,79 | 4,85 | 4,08 | 3,45 | 2,97 | 2,61 | 2,26 | 1,91 |
Катар | 2,82 | 0,99 | 11,48 | 9,23 | 7,58 | 6,20 | 5,11 | 4,24 | 3,40 | 2,62 | 2,07 | 1,80 | 1,72 | 1,70 | 1,67 |
Саудовская Аравия | 2,06 | 0,85 | 2,93 | 3,04 | 3,09 | 3,03 | 2,84 | 2,56 | 2,26 | 2,01 | 1,80 | 1,66 | 1,58 | 1,50 | 1,42 |
Государство Палестина | 2,35 | 1,84 | 2,44 | 2,29 | 2,19 | 2,14 | 2,17 | 2,24 | 2,32 | 2,38 | 2,41 | 2,41 | 2,38 | 2,35 | 2,32 |
Сирия | -1,84 | 2,14 | 0,74 | -1,32 | -3,10 | -4,30 | -4,53 | -3,89 | -3,00 | -2,14 | -0,88 | 0,74 | 2,49 | 4,33 | 5,79 |
Турция | 1,54 | 0,49 | 1,40 | 1,53 | 1,63 | 1,69 | 1,70 | 1,67 | 1,64 | 1,60 | 1,50 | 1,31 | 1,08 | 0,83 | 0,61 |
ОАЭ | 1,17 | 0,21 | 7,69 | 4,54 | 2,15 | 0,61 | 0,18 | 0,53 | 1,05 | 1,34 | 1,50 | 1,44 | 1,22 | 1,01 | 0,90 |
Йемен | 2,43 | 1,61 | 2,80 | 2,78 | 2,76 | 2,72 | 2,65 | 2,58 | 2,50 | 2,42 | 2,36 | 2,30 | 2,25 | 2,20 | 2,16 |
Источник: составлено по данным UNCTAD.
По оценкам, коэффициент рождаемости в Сирии в настоящее время составляет 2,84 рождения на одну женщину, что ниже, чем в последние годы. Ожидается, что эта тенденция к снижению коэффициента рождаемости сохранится и составит от 1,4 до 2 рождений на женщину к 2025 г. [Syria Population 2022].
Урбанизация и ее особенности в Сирии в процессе восстановления
В определенной степени можно говорить, что Сирия – это страна, где еще в древности возникали. Крупнейшими городами Сирии остаются Дамаск и Алеппо. В целом на 2021 г. свыше 56,12% населения Сирии проживало в городах, и по этому показателю страна заняла предпоследнее место в регионе (табл. 2).
Это накладывает свой отпечаток и на социально-демографические процессы в стране. Исследователи отмечают: «Научный и технический прогресс, совершенствуя производительные силы и деятельность в целом, выводит на повышенный уровень противоречий, как в обществе, так и между обществом и природой» [Balanche, 2015]. Стоит отметить, что с начала военного конфликта (с 2011 г.) доля жителей городов в общем количестве населения Сирии сокращалась до 2014 г., а затем начался постепенный рост этого показателя (см. табл. 2).
Данная тенденция, по прогнозам UNCTAD, сохранится и в перспективе. В то же время доля городского населения в Сирии останется самой низкой в регионе, за исключением Йемена. Именно это обстоятельство, по нашему мнению, поддерживает тенденцию более высокой рождаемости в стране.
Таблица 2. Доля городских жителей в общем количестве жителей страны в 2000-2021 гг. и прогноз до 2050 г., %
2000 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2030 | 2040 | 2050 | |
Бахрейн | 88,37 | 88,63 | 88,69 | 88,76 | 88,84 | 88,91 | 89,00 | 89,09 | 89,19 | 89,29 | 89,39 | 89,51 | 89,62 | 90,83 | 92,10 | 93,20 |
Ирак | 68,50 | 69,10 | 69,27 | 69,43 | 69,60 | 69,76 | 69,92 | 70,09 | 70,28 | 70,47 | 70,68 | 70,89 | 71,12 | 73,56 | 76,98 | 80,45 |
Израиль | 91,20 | 91,83 | 91,89 | 91,96 | 92,03 | 92,10 | 92,18 | 92,26 | 92,34 | 92,42 | 92,50 | 92,59 | 92,67 | 93,53 | 94,52 | 95,39 |
Иордания | 78,27 | 86,09 | 87,17 | 88,18 | 89,13 | 90,00 | 90,26 | 90,51 | 90,75 | 90,98 | 91,20 | 91,42 | 91,63 | 93,19 | 94,40 | 95,28 |
Кувейт | 99,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Ливан | 86,00 | 87,33 | 87,48 | 87,64 | 87,79 | 87,95 | 88,11 | 88,27 | 88,43 | 88,59 | 88,76 | 88,93 | 89,09 | 90,60 | 92,09 | 93,35 |
Оман | 71,57 | 75,16 | 76,18 | 77,56 | 78,88 | 80,15 | 81,35 | 82,50 | 83,56 | 84,54 | 85,44 | 86,28 | 87,04 | 91,69 | 93,90 | 94,87 |
Катар | 96,31 | 98,50 | 98,60 | 98,70 | 98,79 | 98,87 | 98,94 | 99,01 | 99,08 | 99,14 | 99,19 | 99,24 | 99,28 | 99,53 | 99,65 | 99,70 |
Саудовская Аравия | 79,85 | 82,08 | 82,30 | 82,52 | 82,74 | 82,96 | 83,18 | 83,40 | 83,62 | 83,84 | 84,07 | 84,29 | 84,51 | 86,48 | 88,55 | 90,35 |
Государство Палестина | 71,97 | 74,15 | 74,38 | 74,62 | 74,86 | 75,11 | 75,37 | 75,63 | 75,89 | 76,16 | 76,44 | 76,72 | 77,00 | 79,71 | 82,76 | 85,45 |
Сирия | 51,95 | 55,60 | 54,58 | 53,55 | 52,53 | 51,50 | 52,17 | 52,84 | 53,50 | 54,16 | 54,82 | 55,47 | 56,12 | 61,72 | 67,24 | 71,94 |
Турция | 64,74 | 70,83 | 71,40 | 71,97 | 72,53 | 73,08 | 73,61 | 74,13 | 74,64 | 75,14 | 75,63 | 76,11 | 76,57 | 80,25 | 83,37 | 85,95 |
ОАЭ | 80,24 | 84,09 | 84,42 | 84,75 | 85,07 | 85,37 | 85,67 | 85,97 | 86,25 | 86,52 | 86,79 | 87,05 | 87,30 | 89,24 | 90,92 | 92,36 |
Йемен | 26,27 | 31,78 | 32,36 | 32,96 | 33,56 | 34,16 | 34,78 | 35,39 | 36,02 | 36,64 | 37,27 | 37,91 | 38,55 | 44,36 | 50,79 | 57,20 |
Дело в том, что «ускоренная урбанизация в определенной степени способствует отчуждению человека от общества и общества от природной среды, что создает ряд сложностей в демографической и экономической ситуациях, приводит к кризисным состояниям в нравственных и других взаимоотношениях людей» [Нифантова, Кожевников, 2013, с. 101]. Это в целом соответствует общемировым тенденциям и среднемировому уровню урбанизации. Однако в Сирии пока эта тенденция не подтверждается, что представляет собой некую особенность, отличающую страну от других государств.
Урбанизация в Сирии имеет и другие ярко выраженные особенности, и не только связанные с тем, что страна является «очагом возникновения городов». Главным образом эти особенности связаны с тем, что ускоренный рост городов (урбанизации) в Сирии именно в военное время можно скорее назвать «военной урбанизацией», так как рост населения в некоторых городах происходил на фоне разрушения других (многих) населенных пунктов, в том числе – в сельской местности. Следовательно, базой такого роста городов фактически служат потоки внутренне перемещающихся граждан, потерявших свои дома. С другой стороны, такой «военный» рост городов требует от государства ускоренного решения многих городских вопросов, касающихся проживания и включающих водо- и энергоснабжение и др.
По мнению ряда исследователей, и с этим можно согласиться, уровень урбанизации можно считать завышенным, так как «…население, проживая в поселениях поблизости от городов и отнесенное к городскому, слабо адаптируется к городскому образу жизни, проживая "ни в селе, ни в городе"» [Мохамед, 2009, с. 60]. Сегодня это обстоятельство можно рассматривать скорее как положительный фактор, так как население имеет возможность хотя бы частично обеспечивать себя продуктами питания, что снижает гуманитарные проблемы в стране, связанные с разрушением экономики страны из-за военных действий [Кожевников, 2021, с. 24-25].
В то же время нами установлены и такие тенденции в процессе урбанизации Сирии, которые присущи и другим странам региона и внерегиональным государствам. Речь идет, прежде всего, о росте продолжительности жизни в городах, прежде всего в центральных. Так, городские районы мухафаз Дамаск, сельские районы Дамаска и Алеппо имеют самые высокие показатели в отношении доли населения старше 60 лет [Альсулейман, 2016, с. 38].
Стоит отметить, что, по мере стабилизации ситуации и с началом экономического роста в Сирии в некоторых городах начинает восстанавливаться городская жизнь с помощью мероприятий по планированию и реконструкции [Ibrahim et al, 2022, р. 14]. Эта задача актуализируется по мере дальнейшего восстановления и реконструкции и предполагает баланс экономических, демографических, законодательных аспектов, а также вопросов, касающихся окружающей среды, что обеспечит предсказуемость развития городов в перспективе и даст возможность контролировать процесс урбанизации в стране.
Дело в том, что многие города Сирии (как и негородские населенные пункты) серьезно пострадали в результате военного конфликта на территории страны. Так, в значительный ущерб был нанесен городскому фонду Дамаска, Алеппо, Хомса и других городов. В некоторых пригородах Дамаска разрушено, по оценкам, до 80% зданий и сооружений [UN Habitat, 2014]. В результате многие жители покинули города, которые на сегодня требуют не только физической реконструкции, но и восстановления городской деятельности в широком аспекте.
В этом процессе важная роль принадлежит государству, которое приступило к этапу реконструкции городов и других населенных пунктов уже в 2017 г., что предполагает оказание поддержки муниципалитетам и общинам в восстановлении жилья, городской инфраструктуры и услуг; определение приоритетных мероприятий на региональном, городском и районном уровнях посредством городского планирования; и финансирование мероприятий в приоритетных районах, а также поддержка частных инвестиций в этой сфере. Последнее особенно важно, так как основная доля жилых домов относится к частному сектору. А сложные жилищные, земельные и имущественные проблемы в населенных пунктах Сирии существенно тормозят процесс восстановления.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ развития
Сирийская Арабская Республика традиционно относится к странам со средним уровнем дохода, который, в то же время, во многом был связан с деятельностью добывающей промышленности. Однако государство традиционно поддерживало уровень жизни населения благодаря развитой системе здравоохранения и образования, социальной защиты, государственных жилищных проектов, а также обеспечения возможностей трудоустройства на государственных предприятиях в различных сферах экономики, что способствовало сокращению бедности.
Однако с 2010 г., как видно из рис. 3 уровень подушевых доходов в стране резко сократился. Сегодня Сирия, оставаясь на многие годы театром военных действий, фактически связанных с интервенцией, испытывает в настоящее время достаточно глубокий гуманитарный кризис из-за разрушения объектов национальной экономики и инфраструктуры, в том числе и социальной. Это привело к резкому снижению уровня жизни в стране, который подтверждает и падение подушевых доходов (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика подушевых доходов Сирии в 1970-2020 гг., долл. на душу населения. Источник: составлено по данным UNCTAD.
Источник: составлено по данным UNCTAD.
По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs, UNOCHA), в 2021 г. более 90% населения Сирии жили ниже черты бедности, по меньшей мере 12,4 млн. сирийцев испытывали нехватку продовольствия, а более 600 тыс. детей хронически недоедали. В то же время данная структура отмечает отсутствие роста этих показателей за последние 5 лет (2017-2022 гг.) [UNOCHA, Global Humanitarian Overview, 2022].
Значительно усилила социально-экономические проблемы в Сирии глобальная пандемия COVID-19. Исследователи отмечают, что для социальной и экономической сферы страны серьезность кризиса COVID-19 заключается не только в его прямом влиянии на экономическую и коммерческую деятельность, но и в усилении давления на сферу здравоохранения и в снижении уровня жизни в целом [Hasan, 2021, р. 36-37].
Президент САР Б. Асад в 2021 г. издал Декрет № 29 о повышении заработной платы на 30% всем работающим, независимо от того, является ли сотрудник штатным или внештатным, постоянно работающим или принятым на определенный срок, работающим на условиях полной или неполной занятости. Декрет № 30 обеспечивает повышение стипендий, пенсий и других выплат на 25% [President Assad. 2021].
В то же время совершенно очевидно, что главным катализатором социального и демографического развития в Сирии могут стать процессы экономического восстановления, т.е. устойчивый и стабильный рост ВВП. Этот рост наметился с 2018 г. (см. рис. 4) после резкого его падения в связи с военными действиями в 2011-2017 гг., а также из-за введенных против Сирии с 2011 г. западных экономических санкций, значительно усилившихся в 2020 г. из-за принятия так называемого «Закона Цезаря».
Рисунок 4. Динамика ВВП Сирии в 1970-2020 гг., млн. долл. в текущих ценах по текущему курсу. Источник: составлено по данным ЮНКТАД.
Источник: составлено по данным ЮНКТАД.
Этот закон существенно ограничивает возможность страны инвестировать в национальную экономику, создавая промышленные и другие предприятия, и даже в социальную сферу. В то же время, по мнению российских ученых, у Сирии, как и у других стран Западной Азии, традиционно сохраняется достаточно высокий инвестиционный потенциал [Шкваря, Айдрус, 2010, с. 43], что – при условии снятия санкций – могло бы обеспечить интерес иностранных инвесторов (как региональных, так и внерегиональных, включая Западную Европу – в рамках средиземноморской зоны свободной торговли, Китая, некоторых других стран) к инвестиционному сотрудничеству с Сирийской Арабской Республикой. Кроме того, создание и восстановление предприятий, развитие бизнеса содействовало бы и появлению новых рабочих мест в стране, возвращению беженцев и перемещенных лиц, стабилизации социально-экономического процесса.
Динамика безработицы в Сирии представлена на рис. 5.
На рис. 5 четко виден рост безработицы в период военного конфликта, так как военные действия привели к разрушению экономических объектов и, следовательно, ухудшению условий для эффективной занятости. Именно поэтому статистика подтверждает сокращение безработицы в стране после официального окончания военного конфликта и начала экономического восстановления. Стоит отметить, что показатели безработицы в Сирии остаются не самыми высокими в ближневосточном регионе, по данным Международной организации труда [ILO].
Рисунок 5. Динамика безработицы в Сирии в 2000-2020 гг., % от общей численности трудоспособного населения Источник: составлено автором по данным International Labor Organization и Syria. Central bureau of statistics.
Источник: составлено автором по данным International Labor Organization и Syria. Central bureau of statistics.
В то же время стоит отметить, что в 2021 г. уровень безработицы в Сирии вырос в связи с пандемией коронавирусной инфекции; он дифференцирован по мухафазам, а также по полу и возрасту. Так, по данным Международной организации труда (МОТ), в Сирии уровень безработицы у женщин практически в 3 раза выше, чем у мужчин, а у молодежи – в 2 раза выше, чем у взрослых. В этих условиях государству важно совершенствовать систему социальной помощи и поддержки безработных, особенно маргинальных слоев населения.
Если говорить о влиянии демографических процессов на социально-экономическую динамику в Сирии, то можно однозначно говорить о том, что это влияния отрицательное. Сокращение количества населения, уничтожение целого ряда населенных пунктов, в том числе городов, наличие внутренних перемещенных лиц, снижение уровня жизни, резкое ухудшение количества и качества социальных услуг приводит к ухудшению фактора «труд». Это, в свою очередь, не дает возможность государству, частному бизнесу, домохозяйствам как субъектам хозяйствования обеспечить количественный и качественный рост производства и восстанавливать национальную экономику.
Кроме того, исследователи отмечают, и с этим можно согласиться, что «демографические изменения в Сирии окажет широкомасштабное влияние на будущее Леванта, поскольку большинство беженцев из соседних Турции, Ливана, Иордании и Ирака вряд ли вернутся на историческую родину в нынешнем поколении» [Ghosh-Siminoff, 2020].
Выводы
Современная демографическая ситуация в Сирии, как показало исследование, характеризуется целым рядом характеристик и особенностей, среди которых можно выделить следующие.
1. Сокращение количества населения, особенно в 2011-2017 гг.
2. Перемещение населения по территории страны и за ее пределы, как в границах региона, так и за его пределы, н6апример, в Европу.
3. Ухудшение уровня жизни населения, основной причиной которого стал военный конфликт и ставшие его результатом экономические потери, а также, в определенной мере, из-за глобальной пандемии.
4. Демографическая ситуация существенно дифференцирована по провинциям.
5. Наконец, демографическая ситуация в Сирийской Арабской Республике изначально отягчена историческими процессами, привнесенными в страну европейцами.
Сегодня ситуация в Сирии относится к разряду крупнейших гуманитарных кризисов в мире. Поэтому для ее улучшения нами предлагается:
1. Создание национального фонда солидарности для преодоления гуманитарного кризиса в стране и сокращения разрыва в уровне бедности.
2. Укрепление продовольственной и медицинской безопасности и социальной защиты, как минимум на региональном уровне.
3. Введение необходимых реформ экономического управления, ограничений на деятельность по получению ренты и повышение прозрачности и подотчетности.