Статьи

Ольга Павловна Вечерина (30.05.1960 – 02.05.2023)

Выпуск
2023 год № 4
Авторы
Аффилиация: Российский университет дружбы народов (РУДН)
Страницы
278 - 280
Аннотация
 
 
 
Получено
03.11.2024
Статья








ОЛЬГА ПАВЛОВНА ВЕЧЕРИНА (30.05.1960 – 02.05.2023)
С глубоким прискорбием извещаем о кончине чудного человека, уникального учёного-тамилиста, автора книги «Шива и его бхакты», автора переводов с тамильского языка текстов тамильской классической литературы, члена-корреспондента РАЕН, вице-президента НП «Национальная организация медиаторов», главного редактора электронного научного журнала «Вестник ФИМ» – Ольги Павловны Вечериной. Ольга Павловна родилась в г. Ленск Якутской АССР в семье журналиста и преподавательницы. В 1981 году окончила Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1990 г. окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1990), защитив дипломную работу «Бронзовая скульптура эпохи Чолов (формирование шиваитского канона)» (рук. Е.А.Сердюк), а в 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ювелирный бизнес в Индии: зарождение и этапы развития» под руководством д.и.н., проф. В.В. Черновской. Ольга Павловна постоянно совершенствовала свои навыки, стремилась к новым знаниям. Работая переписчиком секции тамили индийской редакции издательства «Прогресс», она в 1985 году начала изучение тамильского языка у Александра Михайловича Дубянского (1941-2020), единственного на тот момент академического исследователя-тамилиста и преподавателя тамильского языка (ИСАА МГУ). Это стало поворотным моментом в ее жизни, после чего Ольга Павловна вплотную начала заниматься Южной Индией - в этом же году она начала изучать санскрит у Алексея Алексеевича Вигасина. Увлечение Индией не мешало ей расширять свои знания и в других областях гуманитарной науки. К слову сказать, в 2020 г. она получила степень магистра по специальности культурно-историческая психология. В 1991 году Ольга Павловна стала соискателем в ИСАА, научным руководителем формально был утвержден академик РАН Г.М. Бонгард-Левин, неформальным и реальным руководителем стал А.М. Дубянский. Тема диссертации «Тамильский царь: идеал и реальность». В силу обстоятельств Ольга Павловна была вынуждена сменить тему диссертации. Работала в издательстве «Прогресс», ГРВЛ «Наука», научным сотрудником в МГУ (2002-2014 гг.), научным редактором (1987-2023), аналитиком мирового алмазного рынка (1996-2014), старшим научным сотрудником научной лаборатории «Центра исследования философии и религии «Пурушоттама» РУДН (2021-2023), доцентом кафедры медиации в социальной сфере факультета «Юридическая психология» МГППУ (2016-2023) и др. Сфера научных интересов Ольги Павловны охватывала тамильский шиваизм, экстатические практики бхакти и др. Она разработала и прочитала в ряде вузов (ИСАА МГУ, РУДН и др.) несколько авторских курсов таких, как «История искусства Востока», «Искусство доисламской Индии», «Мировой рынок драгоценностей» и др. На протяжении многих лет Ольга Павловна была участницей тамильского семинара (РГГУ), организованного А.М. Дубянским и представлявшего собой медленное чтение и перевод текстов тамильской классической литературы. Ольга Павловна была постоянной участницей индологических конференций «Зографские чтения», «Рериховские чтения» и мн.др. В 2021 г. Ольга Павловна приступила к написанию докторской диссертации (РУДН) по тамильской шайва-сиддханте.
Ею осуществлены перевод исследовательской статьи классика мировой тамилистики Дж. У. Поупа (1900) о роли и значении Маниккавасахара и системе философии шайва-сиддханты, в которую автор инкорпорировал свой перевод и комментарий к трактату «Тируварутпайян» Умапати Шивачарьи — одному из ключевых для понимания этой школы, перевод тамильского трактата, входящего в канон шайва-сиддханты «Тирукалиттруппадияр» (100 катренов), перевод первой части тамильского трактата канона шайва-сиддханты «Сиваньяна ситтияр» (300 катренов) и мн.др.
В 2022 году вышел сборник статей Ольги Павловны «Шива и его бхакты» (М.: Садра, 2022. – 384 с.), в который вошли работы последнего десятилетия, посвященные двум основным направлениям исследований автора: тамильскому религиозно-мистическому течению шайва-бхакти (анализ формирования канонического корпуса текстов «Панниру тирумурей», проблем изменения иерархии бхактов внутри канона в контексте развития шиваизма и чольской государственности, особенностей репрезентации телесности и измененных состояний сознания преданных) и развитию тамилистики в СССР, России и за рубежом.
Ольга Павловна была необыкновенно чутким, добрым, мудрым и спокойным человеком. Ее благородство, скромность и ответственность создавали благоприятную рабочую атмосферу в коллективе. Обладая сильной творческой натурой, она умела ее скрывать, при этом не подавляя себя, а как бы отступая немного назад, чтобы другой человек мог себя проявить. Ольга Павловна отличалась редким сочетанием человеческих качеств: отличное чувство юмора, смелость, наблюдательность, порядочность, дипломатичность и немногословность. И как особый талант следует отметить умение Ольги Павловны дружить. Это был настоящий друг.
Уход Ольги Павловны – это непоправимый урон отечественной тамилистике, которая так и не оправилась после кончины Александра Михайловича Дубянского.
Коллеги и ученики Ольги Павловны будут всегда помнить этого светлого и чудного человека. Светлая память!
Р.В. ПСХУ