Традиционные кланово-племенные структуры и современная политическая система Сомали
Современная общественно-политическая ситуация в Сомали характеризуется вялотекущей нестабильностью, принимающей периодически форму острого конфликта. Во многом это связано с неоднородностью сомалийского общества, геополитической конфигурацией, а также особенностями традиционной социально-политической организации сомалийцев. В числе общенаучных методов, примененных в настоящем исследовании, авторы сделали упор на специальном методе – выявлении кланово-племенной принадлежности руководителей и сопоставлении их с неписанными нормами, сформулированными по итогам артинской конференции. Анализ официальных документов, в частности, сомалийской конституции, помог достижению поставленных целей. Отметим, что несмотря на сохраняющиеся споры относительно административно-территориального деления Сомали, авторы исходят из реальных границ федеративного устройства сомалийского государства и рассматривают Сомали как единое государство, имеющее в своем составе сепаратистски настроенный Сомалиленд. Однако де-факто Сомалиленд считает себя независимым государством, который реального участия в федеральных политических процессах не принимает.
Кланово-племенная структура сомалийского общества
Особенностью общественного устройства в Сомали является наличие этнополитических образований, которые в современной англоязычной литературе чаще всего обозначаются как clans («кланы») [Lewis, 1988; Osman, Abebe, 2023; Zoppi, 2018; Yuusuf, 2021]. Вместе с тем, социальным антропологам, занимающимся традиционной социально-политической организацией населения стран Ближнего и Среднего Востока достаточно очевидно, что речь здесь идет именно о тех формах социально-политической организации, которые в этом регионе принято обозначать как qabā’il (ед. числ. qabīlah) и переводить на русский язык как «племена», а на английский – tribes [Eickelman, 2001, p. 65–119; Коротаев, 1995]. Для их обозначения применяется сомалийский термин qabiil, восходящий как раз к вышеупомянутому арабскому слову qabīlah.
Отметим, что в политической антропологии понятие «племя» может рассматриваться исследователями в качестве формы как политической, так и этнической организации. Знаменитый польско-британский социальный антрополог антрополог Б. Малиновский предлагал различать tribe-state (племя как форма политической организации) и tribe-nation (племя как этническое или субэтническое образование) [Malinowski, 2015; Korotayev, 1996]. Сомалийская qabiil имеет оба смысла и напоминает, как арабское словоупотребление термина qabīlah (как преимущественно формы социально-политической организации), так и суахилийское словоупотребление термина kabila как этнического образования (в суахили, например, словом kabila обозначаются и такие крупные этнические общности как масаи, маконде, кикуйю, луо или ираку). Это по всей видимости неслучайно, так как сомалийцы испытали и мощное арабское влияние, и воздействие суахилийской цивилизации (в настоящее время число сомалийцев, для которых родным языком является суахили, даже несколько превышает число тех, для которых родным языком является арабский) [Menkhaus, 2003].
В целом, когда говорят о сомалийских кланах, речь идет о такого рода социально-политических структурах, которые на пространстве от Марокко на западе до Афганистана на востоке, от Курдистана на севере до Йемена на юге, принято называть «племенами» (qabā’il/tribes) [Gellner, 1971; Korotayev, 2020; Tapper, 2011], хотя структуры самого верхнего уровня (кланово-племенные объединения, «суперкланы», clan families) представляют собой субэтнические (исаак, дарод, хавийе) или даже этнические/этносоциальные (раханвейн) образования (и в этом плане более соответствуют суахилийскому kabila). Однако поскольку для описания традиционных социально-политических структур сомалийцев закрепился термин «клан» [Lewis, 2008; Zoppi, 2018], мы будем в дальнейшем преимущественно использовать именно его.
Важной характеристикой традиционной социально-политической организации сомалийцев является разветвленность и структурированность кланово-племенной системы, что характерно и для традиционной племенной организации Ближнего Востока и Северной Африки [Evans-Pritchard, 1949; Strakes, 2011; Коротаев, 1996]. Так, суперкланы делятся на кланы, кланы на субкланы и т.д. В свою очередь, сомалийские суперкланы, это довольно крупные образования, которые в отличие от типичных арабских племен могут быть многомилионными. В этом отношении их можно описать как племенные конфедерации (по примеру крупных племенных конфедераций в том же Йемене – хашид и бакил [Коротаев, 2019; Korotayev, 2021]). Основными сомалийскими суперкланами являются дарод, хавийя, дир, исаак и раханвейн [Алейников, 2014; Коновалов, 2010; Исаев, Бобарыкина, 2023; Lewis, 2008]. При этом важно различать так называемые скотоводческие (и в особенности верблюдоводческие) и преимущественно земледельческие кланы.
Исторически сложилось так, что (как и в большинстве регионов арабского мира) скотоводческие (и в особенности верблюдоводческие) племена/кланы в сомалийском обществе традиционно имели более высокий социальный статус, чем преимущественно земледельческие кланы. Кланы, входившие в преимущественно скотоводческие/верблюдоводческие кланово-племенные объединения («суперкланы») дарод, дир, хавийе и исаак, имевшие большой опыт взаимодействия с другими кланами в силу кочевого образа жизни, а также в силу необходимости защищать собственный скот от разбоя и набегов других кланов, пользовались более высоким авторитетом (Gundel, 2009).
В свою очередь, земледельческие кланы образуют большую кланово-племенную конфедерацию – раханвейн или «дигил и мирифле». По сути, это субэтническая (или даже этническая) группа, имеющая смешанный состав и включающая в себя в том числе представителей оромо и восточноафриканских банту. Гетерогенность суперклана раханвейн объясняется более гибкими условиями вхождения в него инородцев и людей с низким социальным статусом. Согласно сомалийской традиции, слабые и разрозненные кланы, вынужденные искать защиты у более сильных кланов, могут легче всего получить покровительство у раханвейн. По мнению знаменитого британского антрополога И.М. Льюиса, «раханвейн представляет собой синтез старого земледельческого клана с более поздними кочевыми переселенцами из других сомалийских кланов» [Lewis, 1972, p. 388]. Открытость и гостеприимность обеспечили суперклану раханвейн его многочисленность [Gundel, 2009]. Судя по всему, такой подход объясняется стремлением раханвейн противостоять более сильным и могущественным скотоводческим кланам.
Большинство представителей клана раханвейн общаются между собой на языке отличном от того, который используют представители скотоводческих кланово-племенных объединений. Речь идет о языке аф-май, известном также как аф-маймай, май-май или просто май [Poster, 2006]. Его иногда называют диалектом, однако на деле он довольно существенно отличается от северного сомалийского языка. По оценке лингвистов, аф-май отличается от северосомалийского приблизительно в той же степени как португальский отличается от испанского, т.е. речь идет о разных, но достаточно близких языках. При этом многие племена дигил, входящие в объединение раханвейн, говорят на собственных языках т.н. дигилской подгруппы (аф-тунни, аф-гарре, аф-бун, дабарре) [Eberhard et al., 2022]. Таким образом, раханвейн представляют собой скорее не субэтническую, а этническую группу либо даже совокупность этнических групп, входящих в сомалийский суперэтнос.
Помимо вышеописанных кланово-племенных образований, традиционная структура сомалийского общества включала в себя неполноправные меньшинства, которые сомалийцы также склонны называть qabiilo, «племенами/кланами», например, такие как габое/мазибан, томал/тумал или йибир [Akou, 2011; Kirk, 1904; Levine, 2014].
Особенности политической системы в колониальный период
В деле управления государством, высокий социальный статус обеспечил скотоводческим кланам большой политический вес. Среди них особенно выделяется многочисленный суперклан дарод, имеющий длительный политический опыт. Именно представители клана маджиртин суперклана дарод были первыми, кто основал в 1943 г. политическую партию – Сомалийский молодежный клуб на юге итальянского Сомали при поддержке Великобритании. Позднее в нее входили представители дир, исаак и хавийе. В качестве реакции, в противовес суперклану дарод в 1947 г. при поддержке итальянской администрации была сформирована Партия дигил и мирифле (Hizbiya Digil-Mirifle), состоящая преимущественно из представителей кланово-племенного объединения раханвейн. Впоследствии разногласия между ними перейдут в состояние неразрешенности и затянутся на долгие годы. В частности, накануне получения Сомали независимости кочевые скотоводческие кланы настаивали на унитарной форме административно-территориального деления страны, считая, что только сильная власть центра может сохранить порядок и обеспечить процветание государства. С другой стороны, представители земледельческого суперклана раханвейн, объединившиеся в Партию дигил и мирифле (Hizbiya Digil-Mirifle), выступали за федеративное устройство будущего независимого Сомали, не без основания полагая, что деление государства на штаты может избавить их от притеснений со стороны более сильных и могущественных скотоводческих кланов. В целом в период борьбы за независимость действия политических партий были направлены во многом на продвижение клановых интересов [Mukhtar, 2003].
Особенности политической системы в период правления Сиада Барре (Сомалийской Демократической Республики)
21 октября 1969 г. в ходе военного переворота к власти в стране пришли военные во главе с генералом Мохамедом Сиадом Барре, который провозгласил курс на построение в стране социалистического общества при сохранении опоры на исламские принципы. Несмотря на объявленную борьбу с кланами, при проведении внутренней политики новые власти придерживались клановых принципов, при этом в угоду клану марехан/дарод, из которого происходил С. Барре [Алейников, 2012, с. 21]. Усиление позиций отдельных северных скотоводческих кланов приводило к ущемлению прав земледельческих кланов, в первую очередь раханвейн. В 1975 г. С. Барре из региона Джубаленд создал шесть различных провинций под названием Нижняя Джуба, Средняя Джуба, Гедо, Бей, Бакул и Нижняя Шабелле по политическим причинам, чтобы поддержать кланово-племенное объединение дарод и ослабить политическое влияние раханвейн на юге [Mukhtar, 2003, p. 129]. Также стало наблюдаться снижение политического влияния и заметное сокращение числа представителей суперклана раханвейн в высших органах политической власти в стране (см. табл. 1).
Таблица 1.
Число представителей суперкланов в сомалийском правительстве в 1960–1975 гг., чел.
Суперкланы | 1960 | 1966 | 1967 | 1969 | 1975 |
дарод | 6 | 6 | 6 | 6 | 10 |
хавийя | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 |
раханвейн | 2 | 3 | 3 | 2 | 0 |
дир | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
исаак | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 |
Итого | 14 | 16 | 18 | 18 | 20 |
Примечание: число в каждой клетке обозначает число представителей соответствующего кланово-племенного объединения, вошедшего в состав правительства, сформированного в соответствующем году. Источник: [Lewis, 1988, p. 221].
Как мы видим из таблицы, в указанный период произошло заметное ослабление позиций представителей суперклана раханвейн в правительстве Сомали при заметном преобладании представителей скотоводческого кланово-племенного объединения дарод. Это приводило к недовольству со стороны земледельческих кланов. Любое недовольство со стороны населения сдерживалось с помощью репрессивного аппарата, что на первое время обеспечило некоторую стабилизацию ситуации в стране. Однако после неудачной попытки С. Барре захватить силовым путем провинцию Огаден в ходе войны с Эфиопией 1977 – 1978 гг., процессы дестабилизации обрели необратимый характер [Коновалов, 2010; Laitin, 1979; Lewis].
Первая фаза гражданской войны (1991-2000) и артинская конференция
В 1991 г. в ходе ожесточенных боев между вооруженными оппозиционными формированиями и частью лояльных режиму правительственных войск, первым удалось овладеть столицей страны. Режим С. Барре был свергнут. Однако смена режима не способствовала стабилизации ситуации в стране, а лишь обострила межклановые противоречия и вызвала рост сепаратистских тенденций [Ingiriis, 2016].
Во второй половине 1991 г. в противостояние включилось Сомалийское демократическое движение (СДД) суперклана раханвейн, из-за того, что войска С. Барре захватили столицу раханвейн город Байдоа. Отношение к раханвейн как к «неблагородному» племени земледельцев со стороны «благородных» кочевых суперкланов дарод и хавийe в ходе гражданской войны переросло в форму острого противостояния [Bakonyi, 2013]. Отметим, что ранее, созданное в 1989 г. СДД не участвовало в войне против войск С. Барре, ограничиваясь политической борьбой. В целях самозащиты была сформированы добровольческие дружины, которые возглавил полковник Мохаммед Нур Альо. Поначалу формирования раханвейн объединились с ополчениями из кланово-племенного объединения хавийе, представлявшими Объединенный сомалийский конгресс (ОСК) во главе с Мохаммедом Фаррой Айдидом, который впоследствии самопровозгласил себя президентом страны. Многочисленные съезды и конференции, проводимые ОСК привели к тому, что временным президентом был избран Али Махди Мохамед из клана хавийе, при сохраняющейся фракционной борьбе за возможность захвата власти и противостоянии различных оппозиционных групп и полевых командиров [Drysdale, 1994].
Конец правления С. Барре ознаменовал собой прекращение существования единого государства, образовавшегося после 1960 г. Захватившие власть в 1991 г. вооруженные группы, различавшиеся в основном по кланово-племенному признаку, не сумели выработать единый план урегулирования накопившихся разногласий, что положило начало дезинтеграционным процессам и ухудшению внутриполитической ситуации в стране [Kusow, 1994]. Согласно докладу ООН, за менее чем два года после обострения конфликта с осени 1991 г. погибло не менее 300 тыс. человек и около 1,5 млн. человек находилось в непосредственной угрозе потери жизни [United Nation Operations…1993]. Вскоре в 1991 г. о своей независимости объявили сначала представители скотоводческих кланов северо-западных земель – Сомалиленда, а в 1998 г. – представители скотоводческих кланов северо-восточных земель – Пунтленда (претендовавшие, впрочем, скорее на автономию, чем независимость). Доминирование при С. Барре представителей клана марехан и некоторых других кланов суперклана дарод сменилось усилением позиций представителей кланов хабар-гидир и абгаал кланово-племенного объединения хавийе [Hoehne, 2015].
Генерал Морган, племянник свергнутого С. Барре, объединил группировки суперклана дарод в Джубаленде, основал Сомалийский национальный фронт и начал войну против полевого командира ОСК М.Ф. Айдида, провозгласившего себя президентом. Ополченцы суперкланов дарод и хавийе использовали земли кланово-племенного объединения раханвейн в качестве поля боя, где совершали всевозможные нарушения прав человека в отношении коренного населения междуречья Уаби-Шэбэлле и Джуббы. Это вынудило лидеров клана раханвейн в марте 1993 г. в лице СДД организовать миротворческую конференцию для объединения земледельческих кланов междуречья, которая состоялась в городе Бонкайн в провинции Бей. К 1994 г. раханвейн удалось создать свою собственную администрацию в г. Байдабо и провести в следующем году конгресс для продвижения своих требований по созданию автономного регионального государства. Концепция была амбициозной и включала шесть административных районов Бей, Бакул, Нижняя Шабелле, Средняя Джуба, Нижняя Джуба и Гедо, в которых представители клана раханвейн считались законным большинством. Однако воплощению этих планов в жизнь препятствовала сохраняющаяся оккупация традиционных территорий раханвейн ополченцами из кланово-племенных объединений дарод и хавийе. В конце 1995 г. была создана Армия сопротивления раханвейн (АСР) для освобождения земель раханвейн, которая начала серию военных кампаний против оккупантов. К 1999 г. силы Армии сопротивления раханвейн успешно вытеснили боевиков клана хабар-гидир (входящего в суперклан хавийе) из районов Бей, Бакул и Нижняя Шабелле. Следующей целью был Джубаленд и изгнание оттуда представителей «благородных» суперкланов. Однако осуществление этого плана было приостановлено в 2000 г., когда было создано переходное национальное правительство. Кланы хавийя и дарод опасались растущих политических амбиций представителей раханвейн и обратились к международному сообществу с просьбой оказать давление на раханвейн, чтобы заставить их принять нынешний статус-кво. Тем не менее, лидеры клана раханвейн, наконец, были довольны тем, что им удалось создать свое собственное автономное государство/штат в 2002 г., и подтвердить свою автономию от «благородных» суперкланов дарод и хавийе. Создание Армии сопротивления раханвейн и провозглашение Юго-Западного Сомали стало показателем победы земледельческого кланово-племенного объединения над доминирующими группировками «благородных» кланов [Алейников, 2014; Bakonyi, 2013; Menkhaus, 1998; Menkhaus, 2006; Sorens, Wantchekon, 2000; Third autonomous…, 2002].
Создав свое собственные государство/штат и армию, кланово-племенное объединение раханвейн позиционировало себя как силу, с которой нужно считаться. Страна, уже была расколота на «клановые» штаты. Это действие было не более чем процессом преодоления прежнего административного-территориального устройства, который возник во время гражданской войны, когда раханвейн точно так же, как исаак и маджиртин/дарод, образовавшие свои собственные автономные государства-штаты (хотя применительно к исаак сейчас уже правильнее говорить о де-факто независимом государстве – Сомалиленде, а не о штате в составе Федеративной Республики Сомали) [Lewis, 2008; Yuusuf, 2021].
Ухудшение внутриполитической ситуации, связанной с продолжающейся межклановой борьбой за политические права и власть, вынудили все основные боровшиеся за власть в Сомали группировки при международном посредничестве провести ряд переговорных мероприятий, нацеленных на поиск путей выхода из сложившейся обстановки. Одним из важных достижений на данном направлении стали «неофициальные договоренности» лидеров кланово-племенных образований относительно пропорционального представительства основных клановых объединений в общегосударственных органах власти на прошедшей в 2000 г. конференции по национальному примирению в джибутийском городке Арта. Согласно договоренностям, получившим название «формула 4,5», представителям четырех основных суперкланов – дир (вместе с исаак)1, дарод, хавийе и раханвейн выделялись равные квоты на занятие депутатских и министерских мест в парламенте и правительстве соответственно. Представители меньшинств (габое, тумал, йибир и т.д.) получали половину такой квоты на всех. При этом, предполагалось, что если на пост президента страны избирается представитель кланово-племенного объединения хавийе, то на пост премьер-министра назначается представитель суперклана дарод, и наоборот. С другой стороны, за представителями кланово-племенного объединения раханвейн резервировалась позиция спикера парламента, который, отметим, должен был исполнять функции главы государства-президента до следующих президентских выборов, если прежний президент по тем или иным причинам оказывался неспособным выполнять свои обязанности [Алейников, 2012; Menkhaus, 2018; Saalax, Ibrahim, 2010]. Отметим, что результативность мирной конференция в Арте подверглась многими наблюдателями большому сомнению и рассматривалась как очередной раунд бессмысленных инициатив по примирению. Этот скепсис подкреплялся тем, что за предыдущее десятилетие на тринадцати различных мирных конференциях по Сомали были приняты соответствующие решения, но ни одна из них не принесла результатов [Le Sage, 2002, p. 132; Lortan, 2000, p. 94; Lewis, 2008; Коновалов, 2010].
Мало кто всерьёз воспринял слова Абдулкасима Салада Хасана, избранного президентом Переходного национального правительства о том, что ситуация в стране будет стабилизироваться, поскольку оставшиеся формирования ополченцев во главе с полевыми командирами зависят от мнения кланов, которые в свою очередь поддержали нового президента и что он «…намерен назначить премьер-министра исходя из географических и клановых особенностей государства…» [Somalia: IRIN…, 2000].
Подчеркнем, что неофициальная форма договоренностей характерна для правовой системы сомалийского общества, где при доминировании системы обычного права, договоры между представителями кланов носят устный характер [Lewis, 2008]. Поэтому примечательно, что такие важные договоренности не нашли правового закрепления в конституции страны 2012 г., где указано, что «члены Народной палаты Федерального парламента должны сбалансированно представлять все общины Федеративной Республики Сомали» (ст. 64) [Somalia’s Constitution of 2012]; что «все федеральные штаты-члены должны иметь равное число представителей в Верхней палате Федерального парламента»; что «члены Верхней палаты Федерального парламента должны быть представителями всех общин Федеративной Республики Сомали» (ст. 72) [Somalia’s Constitution of 2012]. Об обязательном наличии какой-либо определенной клановой принадлежности у кандидатов в президенты и премьер-министры Сомали в конституции не упоминается. Видимо, это сделано для того, чтобы подчеркнуть демократический характер конституции и убрать намеки на дискриминацию по этноклановым и этносоциальным признакам.
Отметим, что ключ к пониманию политической ситуации сомалийского общества лежит в клановости и специфическом виде общественного договора, поскольку «до тех пор, пока сомалийцы зависят от своего рода в плане безопасности и защиты, ответственность, повинности и права будут по-прежнему восприниматься как коллективные, а не индивидуальные» [Lewis, 2008]. Поэтому, как правило, сила такого рода договоренностей держится на страхе и ответственности старейшин кланов, отвечающих за безопасность их членов.
О влиянии традиционной кланово-племенной системы на организацию политической власти в современном Сомали
Рассмотрим для начала сомалийских политиков, принявших участие в Федеральных президентских выборах 2017 г. (см. табл. 2):
Таблица 2.
Участники федеральных президентских выборов 2017 г.
Имя участника | Кланово-племенная принадлежность (клан/суперклан) | Характеристика | Участие в выборах |
Хасан Шейх Махмуд | абгаал/хавийе | бывший президент Сомали (2012-2017) | кандидат в президенты |
Мохамед Абдуллахи Мохамед «Фармаджо» | марехан/дарод | бывший премьер-министр Сомали (2010-2011) | победитель |
Шейх Шариф Ахмед | абгаал/хавийе | бывший президент Сомали (2009-2012) | кандидат в президенты |
Омар Абдирашид Али Шермарк | маджиртин/харти/дарод | бывший премьер-министр Сомали (2009-2010; 2014-2017) | кандидат в президенты |
Как мы видим из таблицы, на федеральных президентских выборах 2017 г. свои кандидатуры выдвинули четыре претендента, представлявших «благородные» скотоводческие племена. Представителей земледельческих кланов и меньшинств на наблюдается. Итогом президентской гонки стала победа представителя из клана марехан суперклана дарод Мохамеда Абдуллахи Мохамеда известного также по своему прозвищу Фармаджо («сыр»).
Следующие президентские выборы 2022 г. стали своего рода компромиссом между политическим силами, представляющими в первую очередь северные скотоводческие кланы Пунтленда, а также Галмудуга. Дело в том, что президентские полномочия Мохамеда «Фармаджо» заканчивались 7 февраля 2021 г., однако, стремление остаться на своем посту заставило президента подписать указ о продлении своих полномочий еще на два года, якобы для того, чтобы обеспечить проведение новых выборов по новой системе. Это привело к обострению внутриполитической ситуации, связанной с дезинтеграционными процессами в Сомалиленде и Пунтленде, возмущением представителей отдельных кланов незаконным пребыванием «Фармаджо» у власти, а также вмешательством отдельных региональных игроков в избирательный процесс с целью укрепления собственных позиций в стране [Somalia's president…, 2021; Хайруллин, 2021]. Поэтому как видим из Таблицы 3, в президентских выборах участвовало десять человек, в числе которых были представители различных скотоводческих племен из разных штатов, но не представители земледельческих кланов.
Таблица 3.
Участники федеральных президентских выборов 2022 г.
Имя участника | Кланово-племенная принадлежность (клан/суперклан) | Характеристика | Участие в выборах |
Абдикарим Хусейн Гулед | хабар-гидир/хавийе | бывший президент Галмудуга (2015-2017) | кандидат в президенты |
Абдинур Шейх Мохамед | хавийе | бывший министр образования и культуры Сомали (12.11.2010 – 19. 06.2011) | кандидат в президенты |
Абдирахман Абдишакур Варсаме | хабар-гидир/хавийе | бывший министр по планированию и международном сотрудничеству (2009-2010) | кандидат в президенты |
Ахмед Дуале Гелле | хабар-гидир/хавийе | бывший президент Галмудуга (2017-2020) | кандидат в президенты |
Фавзия Юсуф Адам | дир | вице-премьер Сомали (2012-2014) | кандидат в президенты |
Хасан Али Хайре | муросаде/хавийе | бывший премьер-министр Сомали (2017-2020) | кандидат в президенты |
Хасан Шейх Махмуд | абгаал/хавийе | бывший президент Сомали (2012-2017) | победитель |
Мохамед Абдуллахи Мохамед «Фармаджо» | марехан/дарод | бывший президент Сомали (2017-2022) | кандидат в президенты |
Саид Абдуллахи Дани | маджиртин/дарод | президент Пунтленда (2019-наст.вр.) | кандидат в президенты |
Шейх Шариф Ахмед | абгаал/хавийе | бывший президент Сомали (2009-2012) | кандидат в президенты |
К вопросу о соблюдении артинских договоренностей
В целом, как и предполагали артинские договоренности, должности президентов и премьеров в Могадишо на федеральном уровне после 2000 г. занимали почти исключительно представители суперкланов дарод и хавийе (см. табл. 4 и 5):
Таблица 4.
Кланово-племенная принадлежность федеральных президентов Сомали после 2000 г.
Имя президента | Период пребывания в должности | Кланово-племенная принадлежность |
Абдулкасим Салад Хасан | 27 августа 2000 – 14 октября 2004 | хабар-гидир/хавийе |
Абдуллахи Юсуф Ахмед | 14 октября 2004 – 29 декабря 2008 | маджиртин/дарод |
Аден Мохамед Нур Мадобе | 29 декабря 2008 – 31 января 2009 | хадаме/раханвейн |
Шариф Шейх Ахмед | 31 января 2009 – 20 августа 2012 | абгаал/хавийе |
Мусе Хасан Шейх Сайид Абдулле | 20 августа 2012 – 28 августа 2012 | огаден/дарод |
Мохамед Осман Джавари | 28 августа 2012 – 16 сентября 2012 | раханвейн |
Хасан Шейх Махмуд | 16 сентября 2012 – 16 февраля 2017 | абгаал/хавийе |
Мохамед Абдуллахи Мохамед «Фармаджо» | 16 февраля 2017 – 23 мая 2022 | марехан/дарод |
Хасан Шейх Махмуд | 23 мая 2022 – н.в. | абгаал/хавийе |
Примечание: серой заливкой выделены и.о. президента.
Действительно, как и предполагалось артинскими договоренностями 2000 г., на посту федерального президента чередовались представители суперкланов хавийе и дарод. Представители кланово-племенного объединения раханвейн лишь два раза в течении очень коротких периодов исполняли обязанности федерального президента, и происходило это в исключительных обстоятельствах — когда избранный президент из «верблюдоводческого» кланово-племенного объединения прекращал исполнение своих обязанностей, а новый избранный президент из хавийе/дарод еще не вступил в должность, обязанности федерального президента исполнял спикер федерального парламента, позиция которого, согласно артинским договоренностям была зарезервирована за раханвейн. Так представители этого преимущественно земледельческого суперклана и оказывались исполняющими обязанности сомалийского президента. Несмотря на это, действующий президент Хасан Шейх Махмуд в одном из интервью выразил надежду, «что на пути к построению к демократического государства, никакие проблемы в виде кланов, наследия военного правления или чуждых форм насильственного ислама возникать не будут» [Gardner, 2023].
Также в соответствии с артинскими договоренностями 2000 г., в периоды пребывания у власти президента из суперклана хавийе в качестве сомалийских премьер-министров выступали представители дарод, а периоды президентства представителей кланово-племенного объединения дарод премьер-министры были из хавийе (см. Табл. 5):
Таблица 5.
Кланово-племенная принадлежность федеральных премьер-министров Сомали после 2000 г.
Имя премьера | Период пребывания в должности | Кланово-племенная принадлежность |
Али Халиф Галайд | 8 октября 2000 – 28 октября 2001 | дулбаханте/дарод |
Осман Джама Али «Калун» | 28 октября 2001 – 12 ноября 2001 | хабар-йунис/исаак |
Хасан Абшир Фарах | 12 ноября 2001 – 8 декабря 2003 | маджиртин/дарод |
Мохамед Абди Юсуф | 8 декабря 2003 – 23 декабря 2004 | ауртабле/дарод |
Али Мохамед Геди | 23 декабря 2004 – 30 октября 2007 | абгаал/хавийе |
Салим Алийоу Иброу | 30 октября 2007 – 24 ноября 2007 | раханвейн |
Нур Хасан Хусейн Адде | 24 ноября 2007 – 14 февраля 2009 | абгаал/хавийе |
Омар Абдирашид Али Шермарк | 14 февраля 2009 – 24 сентября 2010 | маджиртин/дарод |
Абдивахид Эльми Гонджех | 24 сентября 2010 – 1 ноября 2010 | марехан/дарод |
Мохамед Абдуллахи Мохамед «Фармаджо» | 1 ноября 2010 – 19 июня 2011 | марехан/дарод |
Абдивели Мохамед Али Гаас | 19 июня 2011 – 20 августа 2012 | маджиртин/дарод |
Абдивели Мохамед Али Гаас | 20 августа 2012 – 17 октября 2012 | маджиртин/дарод |
Абди Фарах Ширдон | 17 октября 2012 – 21 декабря 2013 | марехан/дарод |
Абдивели Шейх Ахмед Мухаммад | 21 декабря 2013 – 24 декабря 2014 | марехан/дарод |
Омар Абдирашид Али Шермарк | 24 декабря 2014 – 1 марта 2017 | маджиртин/дарод |
Хасан Али Хайре | 1 марта 2017 – 25 июля 2020 | муросаде/хавийе |
Махди Мохамед Гулед «Хадар» | 25 июля 2020 – 23 сентября 2020 | гархаджис/исаак |
Мохамед Хусейн Робле | 23 сентября 2020 – 26 июня 2022 | хабар-гидир/хавийе |
Хамза Абди Барре | 26 июня 2022 – н.в. | огаден/дарод |
Примечание: серой заливкой выделены и.о. премьера.
Действительно, в период президентства Абдулкасима Салада Хасана из суперклана хавийе все «постоянные» премьеры (Али Халиф Галайд, Хасан Абшир Фарах и Мохамед Абди Юсуф) были из дарод.2 В период президентства Абдуллахи Юсуфа Ахмеда из дарод оба «постоянных» премьера (Али Мохамед Геди и Нур Хасан Хусейн Адде) были из суперклана хавийе3. В период пребывания на посту президента Сомали Мохамеда Абдуллахи Мохамеда «Фармаджо» из дарод оба «постоянных» премьер (Хасан Али Хайре и Мохамед Хусейн Робле) также представляли суперклан хавийе.4 А в период правления президентов-хавийе Шарифа Шейха Ахмеда и Хасана Шейха Махмуда все сомалийские премьеры ( Омар Абдирашид Али Шермарк, Абдивахид Эльми Гонджех, Мохамед Абдуллахи Мохамед «Фармаджо», Абдивели Мохамед Али Гаас, Абди Фарах Ширдон, Абдивели Шейх Ахмед Мухаммад и Хамза Абди Барре) были из дарод.
3. И здесь было одно подтверждающее правило исключение – менее месяца (с 30 октября по 24 ноября 2007 г.) и.о. сомалийского премьера был раханвейн Салим Алийоу Иброу.
4. Подтверждающее правило исключение было и здесь — менее двух месяцев (с 25 июля по 23 сентября 2020 г.) и.о. сомалийского премьера был Махди Мохамед Гулед «Хадар» из «несистемного» суперклана исаак.
Несмотря на то, что представители земледельческих кланов, в первую очередь кланов объединения раханвейн, не выдвигаются на президентские выборы федерального уровня, должности спикера сомалийского федерального парламента с 2000 г. занимают исключительно представители этого суперклана (см. Табл. 6).
Таблица 6.
Кланово-племенная принадлежность спикеров федеральных парламентов Сомали после 2000 г.
Имя спикера | Период пребывания в должности | Кланово-племенная принадлежность |
Абдаллах Исаак Дироу | 9 августа 2000 – 14 сентября 2004 | раханвейн |
Шариф Хасан Шейх Аден | 14 сентября 2004 – 17 января 2007 | ашрааф/раханвейн |
Аден Мохамед Нур Мадобе | 17 января 2007 – 25 мая 2010 | хадаме/раханвейн |
Шариф Хасан Шейх Аден | 25 мая 2010 – 20 августа 2012 | ашрааф/раханвейн |
Мусе Хасан Шейх Сайид Абдулле | 20 августа 2012 – 28 августа 2012 | огаден/дарод |
Мохамед Осман Джавари | 28 августа 2012 – 9 апреля 2018 | раханвейн |
Мохамед Мурсал Шейх Абдирахман | 30 апреля 2018 – 30 апреля 2022 | раханвейн |
Аден Мохамед Нур Мадобе | 30 апреля 2022 – н.в. | хадаме/раханвейн |
Примечание: серой заливкой выделен и.о. спикера.
При этом, как мы помним, данное обстоятельство дает представителям раханвейн выступать в качестве и.о. федерального президента в определенные критически важные периоды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что кланово-племенная система в Сомали имеет свои особенности, сформировавшиеся на протяжении последний столетий. Немаловажное значение в развитии сомалийских кланов сыграли традиции арабской и суахилийской цивилизаций. При этом кланово-племенная система оказывает существенное влияние на организацию политической власти в современном Сомали. В частности, традиционное разделение сомалийских кланов на скотоводов и земледельцев, а также их территориальное расселение определили облик сомалийской государственности. Продолжающаяся конкуренция, перерастающая периодически в вооруженную борьбу между кланами, привели к тому, что к 2000 г, в стране сложился негласный консенсус относительно занятия высших государственных постов и должностей. Согласно договоренностям, достигнутым в 2000 г. на конференции в Арте, представители многочисленного земледельческого кланово-племенного объединения раханвейн не претендуют на занятие должностей президента и премьер-министра федерального уровня, уступая это право представителям «благородных» скотоводческих кланов хавийе и дарод. При этом, предполагалось, что если на пост президента страны избирается представитель кланово-племенного объединения хавийе, то на пост премьер-министра назначается представитель суперклана дарод, и наоборот. С другой стороны, за представителями кланово-племенного объединения раханвейн резервировалась позиция спикера парламента, который отметим должен был исполнять функции главы государства-президента до следующих президентских выборов, если прежний президент по тем или иным причинам оказывался неспособным выполнять свои обязанности. Отметим и более или менее приемлемое для всех основных игроков пространственное распределение власти между основными сомалийскими суперкланами, когда Пунтленд и Джубаленд контролируют представители суперклана дарод, Галмудуг и Хиршабелле возглавляют представители кланово-племенного объединения хавийе, а представители преимущественно земледельческого суперклана раханвейн контролируют один штат – Юго-Западный, но наиболее ресурсный и плодородный. Проведенное нами исследование показывает, что неформальные артинские договоренности, обеспечившие более или менее приемлемое для всех основных игроков распределение власти между основными сомалийскими суперкланами, соблюдались в последующие годы с удивительной точностью, и это, несмотря на все те колоссальные потрясения, которые данная страна испытала в XXI веке. Имеются основания полагать, что данное обстоятельство внесло свой вклад в определенную стабилизацию федеральной политической структуры Сомали, сумевшей выдержать ожесточенный натиск со стороны радикальных исламистов.