"Политика нового возрождения" Монголии: инфраструктурные приоритеты
Ключевые направления «Политики нового возрождения»
Проведение ее в жизнь предполагается в период до 2030 г. По существу, она представляет первый этап принятой ранее долгосрочной программы развития «Дальнее видение-2050» [«Алсын»… хөгжлийн бодлого], подготовка которой пришлась на 2019 г., а утверждение постановлением ВГХ №52 от 13 мая 2020 г. [«Алсын»… батлах тухай] – на начало пика пандемии. Вследствие этого потребовалась актуализация экономической политики, поскольку последствия от введения жестких карантинных мер внутри страны и на пограничных пропускных пунктах оказались крайне болезненными для экономики Монголии, сильно зависящей от экспорта минерального сырья и импорта потребительских товаров [Изотов, с. 86–91].
«Политика нового возрождения» реализуется по шести ключевым направлениям:
1. Возрождение пунктов пропуска («боомтын сэргэлт»). Данное направление не ограничивается, как может показаться на первый взгляд, точечными мерами по улучшению инфраструктуры пограничных переходов, обеспечивающих циркуляцию торговых связей Монголии с внешним миром. Мероприятия в рамках данного направления гораздо шире по охвату и предполагают строительство национальной железнодорожной сети, увеличение пропускной способности Трансмонгольской железной дороги, соединение пограничных пунктов пропуска автомобильными дорогами с твердым покрытием, создание свободных экономических зон и др. Данное направление будет более подробно рассмотрено в следующем блоке статьи.
2. «Возрождение энергетики» («эрчим хүчний сэргэлт»). Основные усилия в рамках данного направления будут направлены на создание единой электроэнергетической системы в Монголии, ее выход на международный электроэнергетический рынок и активное участие в энергетической интеграции Северо-Восточной Азии. С этой целью запланировано увеличение энергетических мощностей, строительство распределительных сетей, внедрение цифровых технологий, ввод в эксплуатацию объектов генерации на возобновляемых источниках энергии, включая гидроэлектростанцию Эрдэнэбурэн [Ерөнхий…]. Также планируется возобновить строительство ГЭС на р. Эгийн-Гол, которое было приостановлено из-за довольно резкой реакции России по поводу потенциальной угрозы для экосистемы озера Байкал. Пока по проекту нет окончательного решения – продолжается оценка воздействия на окружающую среду, но реализация проекта признается крайне необходимой для обеспечения электроэнергией западных регионов страны. На сегодняшний день в Монголии действуют пять электроэнергетических систем регионального значения, мощности которых недостаточны для удовлетворения растущего энергопотребления, при этом порядка 40% сетей признаются изношенными. Кроме того, 1/5 потребности в электричестве покрывается за счет импорта из Китая и России. Здесь Монголии важно найти баланс, поскольку при огромных ресурсах возобновляемых (ветер, солнце) и невозобновляемых источников энергии (уголь) в стране с обширной территорией проживает малочисленное население и слабо развито энергоемкое, работающее по непрерывному графику производство [Бат-Эрдэнэ Б. и др., с. 68–75].
3. «Возрождение промышленности» («аж үйлдвэрлэлтийн сэргэлт»). Развитие промышленного производства в Монголии имеет большой потенциал: подавляющая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в необработанном виде, в то же время страна импортирует до 90% потребительских товаров из-за рубежа. Ставится задача удлинения цепочек добавленной стоимости на территории Монголии для сырьевых товаров и выпуска конечной продукции – для сельскохозяйственных. Планируется развивать переработку медного концентрата в г. Эрдэнэт, обогащение угля на месторождении Тавантолгой, сталелитейное производство в г. Дархан и аймаке Сэлэнгэ, кожевенное производство в Дархане. Критически важным для укрепления экономической независимости называется безотлагательный запуск нефтеперерабатывающего завода для самообеспечения страны топливом (речь идет о строительстве НПЗ в сомоне Алтанширээ в аймаке Дорноговь, а также 530-километрового трубопровода для транспортировки сырой нефти с месторождения Тамсагбулаг в аймаке Дорнод) [Газрын тос…]. Как отмечается, «необходимо идти в ногу с четвертой промышленной революцией, пересмотреть политику индустриализации в соответствии с тенденциями цифровой экономики», включая внедрение информационных технологий в промышленность, масштабную автоматизацию бизнес-процессов и распространение искусственного интеллекта.
4. «Возрождение городов и сельских поселений» («хот, хөдөөгийн сэргэлт»). Острая необходимость сбалансированного развития городов и сельской местности исходит из особенностей расселения в стране: практически половина населения из 3,4 млн человек сосредоточена в столице Монголии. Экономическая активность в Улан-Баторе (возможности заработка, учебы и др.) определяет быстрый прирост его населения за счет миграции в него со всей страны: если в 2000 г. численность столичного населения составляла около 0,8 млн человек (33% населения страны), то в 2021 г. этот показатель удвоился и превысил 1,6 млн (48% населения) [Статистикийн…]. Демографическая нагрузка на столицу продолжает расти, усугубляя проблемы качества жизни в городе (плотная застройка в центре, широко разбросанный юрточный пригород с минимумом бытовых удобств, многочасовые пробки на дорогах и др.). Снижению концентрации населения в столице должна способствовать вышеупомянутая организация промышленного производства в разных городах страны, которая должна сопровождаться созданием благоприятных условий для постоянного места жительства. Кроме того, правительство предлагает построить и развивать новый город в историческом месте – на месте древней столицы Хархорум (Каракорум) в 350 км от Улан-Батора [У.Хүрэлсүх…]. Амбициозный проект одобрен Великим Государственным Хуралом в начале 2023 г., отвечает долгосрочным целям развития Монголии и будет способствовать развитию непроизводственного сектора и сферы туризма [Инфографик: “Орхоны …]. В самом Улан-Баторе основное внимание будет уделено решению дорожно-транспортной проблемы: модернизации общественного транспорта, расширению основных магистралей, строительству многоуровневых развязок.
Одновременно с развитием городов правительство намерено создавать условия для развития сельских территорий, с этой целью запущена кампания «Новый кооператив» («Шинэ хоршоо»). По новому закону «О кооперативах» от 06.05.2021 г. кооперативы получают большую свободу в привлечении инвестиций, в распоряжении собственностью, кредитовании и распределении дивидендов [Инфографик: Хоршооны…]. Таким образом, животноводы и земледельцы смогут не только пробовать свои силы в новых для себя видах бизнеса, но и динамично развивать старые. Повысится общественная ценность кооперативов, активизируются связи со смежными организациями, увеличится занятость населения, у граждан появится мотивация жить и работать в сельской местности [Движение…].
5. «Возрождение зеленого развития» («ногоон хөгжилийн сэргэлт»). Данное направление тесно коррелирует с глобальной климатической повесткой, но поддержка курса на декарбонизацию особенно важна для Монголии, экономика которой сильно зависит от угля, тем более что экспорт ископаемого топлива и потребление углеродоемкой продукции будет только расти. В этих условиях Монголия в первую очередь старается компенсировать выброс парниковых газов масштабным озеленением – в конце 2021 г. дан старт национальному движению «Миллиард деревьев» [Тэрбум…]. Такое количество саженцев планируется высадить до 2030 г., что позволит смягчить последствия изменения климата и бороться с опустыниванием и деградацией земель в наиболее пораженных этими процессами районах. Помимо этого, запланированы мероприятия, направленные на защиту водных источников и обеспечение населения питьевой водой, увеличение водоснабжения в Гоби (программа «Синий конь»), строительство центров переработки отходов.
6. «Возрождение эффективного государственного управления» («төрийн бүтээмжийн сэргэлт»). Основный посыл правительства Монголии в этом ключе можно передать словами премьер-министра Л.Оюун-Эрдэнэ: «государство должно быть не камнем преткновения и тормозом развития, а опорой для граждан» [Ерөнхий…]. Для снижения бюрократических барьеров и в соответствии с веянием времени архиважным признается оперативная цифровизация государственных услуг. Запущенная в 2020 г. цифровая платформа E-Mongolia (“Электронная Монголия”) была успешно апробирована в условиях пандемии и по состоянию на апрель 2023 г. предоставляет более 800 государственных услуг [Цахим…]. Цифровизация обеспечит прозрачность предоставления услуг и будет способствовать искоренению коррупции, считают в правительстве. Коррумпированность власти признается главным препятствием к эффективному государственному управлению. Как известно, громкие коррупционные скандалы с хищением угля стали в декабре 2022 г. достоянием мировой общественности; Правительство готово решительно бороться с проявлениями коррупции, что предполагает выявление коррумпированных должностных лиц, ужесточение наказания за должностные преступления, формирование в обществе нетерпимого и бескомпромиссного отношения к коррупции, организацию прямого общественного контроля над деятельностью государственных предприятий. 2023 г. объявлен годом борьбы с коррупцией [Засгийн…].
Очевидно, что все шесть направлений «Политики нового возрождения» тесно взаимосвязаны. Хотя многие задумки не являются новыми, правительство сумело актуализировать и увязать их со свежими идеями. Таким образом, «Политика нового возрождения» знаменует собой важный шаг в корректировке экономической политики в условиях глобальных вызовов и создает базовые условия для достижения целей долгосрочной программы «Видение – 2050». Объемы необходимых инвестиций правительство Монголии оценивает в 100-120 трлн тугриков (28-34 млрд долл.), которые оно намерено привлечь, в том числе из-за рубежа, на основе государственно-частного партнерства. Представляя программу На Монгольском экономическом форуме в апреле 2022 г., премьер-министр Л.Оюун-Эрдэнэ подчеркнул, что реализация «Политики нового возрождения» позволит обеспечить рост ВВП в три раза, увеличить энергетические мощности в 2,5 раза, утроить пропускную способность пограничных пунктов пропуска, расширить экспорт и создать более 280 тыс. новых рабочих мест [Л.Оюун-Эрдэнэ:…].
Возрождение пограничных пунктов пропуска: инфраструктурный ренессанс
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта Монголии в 2010-2022 гг. Источник: Статистикийн мэдээлийн нэгдсэн сан (Единая база статистических данных Монголии) http://1212.mn/
Монголия относится к так называемым landlocked country – не имеет выхода к морю. Поэтому одно из направлений «Политики нового возрождения», а именно, возрождение пунктов пропуска для нее особенно актуально. Торговые связи с разными странами мира, в первую очередь с соседним Китаем, динамично расширяются, растет и динамика экспорта и импорта (рис. 1), непосредственно влияющая на интенсивность грузопотоков через пункты пропуска. Специфика импортных и экспортных потоков Монголии напрямую связана с возможностями национальной экономики: страна развивается как крупный экспортер продукции горнодобывающей промышленности (уголь, золото, медь) и продукции животноводства (кашемир, мясо), при этом сильно зависима от импорта топлива, продуктов питания, оборудования, одежды и пр.
В настоящее время по периметру государственной границы Монголии функционируют 23 пограничных пункта пропуска: 10 – на границе с Россией и 13 – на границе с Китаем. Кроме сухопутных действует один воздушный пункт пропуска – международный аэропорт «Чингисхан», расположенный в 52 км от Улан-Батора [Монгол…]. Подавляющая часть импортных потребительских товаров попадает в страну через два пропускных пункта: через Замын-Ууд (с китайской стороны – пункт Эрлянь, куда товары со всего мира поступают с перевалкой в морском порту Тяньцзинь), и через автомобильный пункт пропуска Алтан Булаг и железнодорожный пункт пропуска Сухэбатор (с российской стороны Кяхта и Наушки, соответственно). Экспортные товары убывают в дальнее зарубежье также через указанные пункты, поскольку только они интегрированы в международную логистику. В то же время значимый для Монголии экспорт полезных ископаемых (уголь, медный концентрат) осуществляется через автомобильные пункты пропуска Гашуунсухайт и Шивээхурэн на границе с Китаем.
Существующая система пограничных переходов по периметру государственных границ Монголии уже мало соответствует потребностям трансграничных взаимодействий и нуждается в системном развитии. Стране сейчас критически необходимы масштабные инфраструктурные преобразования в этой области, поскольку рост эффективности ее внешнеторговых связей в высокой степени зависит от транспортно-логистической среды, и сейчас остро стоит вопрос снижения транспортной составляющей в конечной стоимости продукта. Необходимость создания адекватной инфраструктуры Монголия особо болезненно ощутила в условиях пандемии и вызванных ею ограничительных мер. Кроме того, стране необходимо использовать свои преимущества как транзитной территории, особенно в текущий благоприятный период, когда Китай активно продвигает сухопутные грузоперевозки до Европы, а Россия сосредотачивается на восточном направлении [Дондоков, Намжилова].
Как было отмечено выше, направление «возрождение пунктов пропуска» не ограничивается только совершенствованием приграничной инфраструктуры. Подразумевается системное обновление транспортно-логистической сети страны. Соответствующие основные мероприятия сгруппированы Правительством в четыре направления:
1. Развитие жесткой и мягкой инфраструктуры пограничных пунктов пропуска с целью увеличения их пропускной способности и экспортных возможностей. Для того, чтобы втрое увеличить суммарную пропускную способность, предстоит существенно модернизировать большинство пунктов пропуска, часть из которых находится в ненормативном состоянии. Работы на границе предполагают увеличение числа полос для грузового и пассажирского транспорта, строительство новых зданий и сооружений, инженерных сетей, оснащение современным оборудованием, внедрение цифровых технологий и многое другое. Для отдельных пунктов пропуска проектные решения более масштабны – там предстоит строительство железнодорожных переходов. К примеру, в настоящее время ключевые пункты пропуска, через которые автомобильным транспортом вывозится уголь в Китай, функционируют на пределе возможностей [Намжилова, Батомункуев]. Согласно планам, за счет организации железнодорожного сообщения их пропускная способность будет увеличена с нынешних 20,5 млн в Гашуунсухайте и 12,5 млн в Шивээхурэне до 35 и 20 млн тонн, соответственно. Строительство железной дороги протяженностью 7,1 км от Шивээхурэна до китайского пункта пропуска Сэхэ начато в мае 2023 г. с ожидаемым вводом в эксплуатацию в конце года [Шивээхүрэн]. Возведение железной дороги от Гашуунсухайта до Ганцмода запланировано на 2024 г. [Гашуунсухайт]. Помимо прочего, необходимо создать достойные условия проживания и труда водителей и сотрудников различных ведомств, обеспечивающих функционирование пограничных пунктов пропуска, а также их семей.
Рис. 2. Автомобильные и железные дороги, строительство которых запланировано в рамках «Политики нового возрождения» Монголии. Источник: https://www.nrpa.gov.mn/mn/recoveries/ports
2. Поэтапное соединение пограничных пунктов пропуска железными дорогами и автомобильными дорогами с твердым покрытием (рис. 2); развитие конкурентоспособной логистики и продвижение Монголии как транзитной страны. Монголия уже находится в активной фазе развития собственной железнодорожной сети и в целом придерживается четкого курса на реализацию железнодорожной политики, принятой еще в 2010 г. [Төрөөс]. В 2022 г. завершено строительство сразу трех железных дорог: Таван-Толгой – Зуунбаян (414 км), Таван-Толгой – Гашуунсухайт (267 км), Зуунбаян – Ханги (226 км). И если строительство первых двух было начато еще в 2019 г., то строительство дороги от станции Зуунбаян до пункта пропуска Ханги на границе с Китаем стартовало только в марте 2022 г. с амбициозным замыслом возвести ее всего за полгода [Намжилова]. Этот проект можно считать показательным для «Политики»: он был реализован оперативно и собственными силами по концессионному соглашению. Следующие на очереди участки Арц-Суурь – Нарийнсухайт – Шивээхурэн на западе, Чойбалсан-Хуут – Хуут-Бичигт на востоке. Также правительство Монголии планирует интегрировать все железнодорожные предприятия в общую государственную компанию «Монгольские железные дороги» за исключением совместного российско-монгольского АО «Улан-Баторская железная дорога» [Монголия…]. Цель – оптимизация использования железнодорожной инфраструктуры и обеспечение единого управления. Таким образом, Монголия создает условия для перспективного запуска Западного и Восточного железнодорожных коридоров, намеченных Программой создания экономического коридора и, в целом, обеспечивает себе железнодорожный суверенитет.
Помимо строительства железных дорог стоит задача асфальтировать автомобильные дороги, ведущие к малым, но перспективным пограничным пунктам пропуска: Ханги, Цагаандэл-Уул (ожидает открытия), Бургастай, Цагааннуур, Арцсуурь, Ханх, Ульхан, Хавирга, Сумбэр, Баянхошуу, Бичигт, а также в направлении временно закрытых Бага-Илэнх и Зэлтэр.
3. Эффективное использование воздушного пространства страны, совершенствование грузовых авиаперевозок и привлечение транзитных воздушных судов, расширение сети аэропортов для обслуживания грузоперевозок и поддержки туризма. Развитие воздушного транспорта чрезвычайно актуально для Монголии и в плане возобновления полетов внутри страны, обеспечивающих связь с крупными аймачными центрами и отдаленными территориями, так и для установления прямого сообщения с мировыми авиатранспортными узлами. Правительством анонсирован курс на либерализацию пассажирских авиаперевозок. На сегодняшний день интенсивное регулярное воздушное сообщение осуществляется с городами Республики Корея, Японии, Турции, Тайланда и Китая. Кроме того, Монголия значительно расширяет список стран, с которыми заключено Соглашение о воздушном сообщении, позволяющее выполнять регулярные международные рейсы: на конец августа 2023 г. в этот список входили уже 42 страны [Грек улс…]. Работа над расширением списка продолжается, особый интерес у общественности вызвало достижение договоренности о подписании подобного Соглашения с США: запуск прямых рейсов запланирован на 2024 г. [Монгол Улс, АНУ-ын…]. Растет число рейсов, связывающих Монголию с Россией: в 2023 г. впервые задействованы города Новосибирск, Красноярск, Хабаровск. Здесь определенную роль сыграли антироссийские санкции, в условиях которых монгольский международный аэропорт «Чингисхан» стал использоваться для транзита в другие страны. Также летом 2023 г. после многолетнего перерыва запущены внутренние рейсы – в административные центры аймаков Ховд, Умнеговь, Завхан, Говь-Алтай, Хувсгул, Дорнод, Увс и Баян-Улгий [МИАТ]. В четырех из них – городах Ховд, Даланзадгад, Мурун и Чойбалсан – аэропортам планируется присвоить международный статус. В целом Монголия посредством расширения сети авиасообщений делает практические шаги как для развития отдаленных от столицы территорий, так и туризма как опорной отрасли экономики наряду с горнодобывающей промышленностью (2023-2025 гг. объявлены годами посещения Монголии).
4. Поэтапное создание свободных экономических зон (СЭЗ) и сухих портов на основе национальной концепции регионального развития. К настоящему времени на территории Монголии постановлениями правительства одобрено открытие четырех СЭЗ: в Алтанбулаге (2002 г.), Замын-Ууде (2004 г.), Цагааннууре (2005 г.) и так называемой Долины Хушиг1 (2021 г.). Несмотря на то, что по трем СЭЗ решения приняты почти два десятилетия назад с последующей разработкой генерального плана и прохождением экспертизы, фактически функционирует лишь одна из них – открытая в августе 2021 г. СЭЗ в Замын-Ууд [СЭЗ…]. Как признают в Монголии, успешному запуску СЭЗ в каждом случае препятствовали разные факторы, но отмечаются и определенные общие проблемы: неэффективная политика в отношении рабочей силы, вообще человеческого ресурса, и неблагоприятная среда для инвесторов, а также отсутствие соответствующих договоренностей с соседними странами. Сейчас наряду с развитием инфраструктуры СЭЗ при содействии национальной торгово-промышленной палаты продолжается работа над созданием правовых основ государственно-частного партнерства. Правительство намерено продвигать развитие указанных СЭЗ в соответствии с их специализацией: Замын-Ууд – это в первую очередь логистика, доступ к рынкам Китая и других стран Восточной Азии; Алтанбулаг – логистика, развитие туристического бренда «Чайный путь»; Цагааннуур – логистика и туризм; «Долина Хушиг» – туризм, азартные игры, сопутствующие им услуги, креативные индустрии, а также международные банковские и финансовые услуги. На отдельных СЭЗ планируется открыть «сухой порт», представляющий собой интермодальный терминал, напрямую связанный автомобильным или железнодорожным транспортом с морским портом, и функционирующий как центр для перевалки морских грузов. Первые такие порты запланированы вблизи аэропорта Чингисхан в долине Хушиг, в Замын-Ууд, а далее в западной части страны, в аймаке Ховд, и в восточной ее части, в аймаке Дорнод [Хуурай…].
Инфраструктурные приоритеты «Политики нового возрождения» ясны: Монголия стремится системно расширять и улучшать свою транспортно-логистическую сеть, синхронизируя развитие железнодорожных и автодорожных коридоров с ритмичной работой пограничных пунктов пропуска и распределительных центров – «сухих портов». В развитии транзитных возможностей Монголии и улучшении ее инфраструктурной связанности заинтересованы соседние страны. Китай в этом заинтересован в рамках реализации концепции «один пояс, один путь» [Лузянин], а интерес России к восточным рубежам, включая монгольское направление, стал более выраженным на фоне растущей геополитической напряженности на западе. Представляется, что ожидаемые в рамках «Политики нового возрождения» инфраструктурные преобразования на территории Монголии, часть которых планировалась и ранее, будут реализованы с большей вероятностью, чем это было до появления «Программы». Тем самым будут созданы необходимые условия сразу и для поступательного развития экономики Монголии, и для становления экономического коридора Китай – Монголия – Россия.
Очевидно, что амбициозные планы «Политики нового возрождения» представляют собой попытку монгольских властей сделать перезагрузку экономики: актуализировать экономическую повестку с учетом уроков пандемии, усилить государственно-частное партнерство и реализовать наконец крупные инвестиционные проекты в энергетике, промышленности, транспорте и др. Ключевой вопрос заключается в финансировании проектов, а точнее в достижении баланса интересов государства и инвесторов, в том числе и зарубежных. Инвестиционные возможности, предлагаемые в рамках «Политики нового возрождения», признаются западными аналитиками весьма благоприятными [Mongolia’s…], [Mongolia…]. Более того, в свете ужесточения конфронтации западных стран с Россией экономические интересы первых в Монголии могут быть усилены геополитическими мотивами. Тем временем, по некоторым инфраструктурным проектам высокие ожидания монголов связаны с китайскими инвесторами. Увеличение взаимного товарооборота и развитие политического диалога между Улан-Батором и Пекином являются маркерами позитивной динамики, хотя не гарантируют реализации договоренностей [Д.Базардорж…]. В целом, оценивая возможности претворения в жизнь «Политики нового возрождения», стоит отметить системную и детальную проработку именно инфраструктурного блока, высокий интерес к транспортным коридорам со стороны Китая и России и, соответственно, большие надежды на исполнение задуманного.