Пойя С. Афганистан при премьер-министре Мухаммаде Дауд-хане (1953–1963): эпоха развития и конфронтации: монография. М.: ИВ РАН, 2022. 396 с.
Выпуск
2024 год
№ 1
DOI
10.31857/S086919080029455-7
Авторы
Страницы
273 - 276
Аннотация
Получено
03.11.2024
Статья
Рецензируемая монография посвящена изучению политической деятельности выдающегося афганского государственного деятеля Мухаммада Дауд-хана в 1953 – 1963 гг. Трудно переоценить выдающуюся роль этого политика в истории Афганистана, так как благодаря его активной реформаторской и внешнеполитической деятельности эта страна сделала гигантский шаг вперед на пути ее модернизации и заняла достойное место в международном сообществе. Надо признать, что масштаб личности Дауда долгое время отпугивал советских и российских востоковедов, которые, понимая многочисленные сложности, связанные с написанием его полноценной биографии, не решались браться за решение этой задачи. Осознание, пришедшее уже в ХХI в., того факта, что только этот политик мог спасти свою родину от длительной гражданской войны и ввода советских войск в Афганистан, лишь только усугубляло ситуацию, сложившуюся в отечественной исторической науке, вокруг имени этого афганского государственного деятеля. В связи с этим публикацию монографии Самеуллы Пойя, многопланово освящающую деятельность Дауда в 1953-1963 гг., можно только приветствовать.
Автор использовал для создания монографии широкую источниковую базу, ядро которой составили ранее неопубликованные документы центральных российских архивов: Архива внешней политики (АВП РФ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Материала подготовленные советскими дипломатами в Кабуле для советского руководства позволили С. Пойя осветить многогранную государственную деятельность Дауда в период его премьерства. Эти источники дополняются бюллетенями 1950-х посольств США и Пакистана в Афганистане и материалами афганского информационного агентства «Бахтар» и ряда дариязычных газет: «Анис», «Ислах», «Хейвад» и др. Эти документы и материалы позволили автору детально осветить многие ранее плохо изученные или неизвестные факты афганской политической истории.
Новизна монографии во многом обеспечивается привлечением автором большого количества изданий, опубликованных на языках пушту и дари в Афганистане, Иране и Пакистане. Указанные книги позволили исследователю внести в монографию значительное количество фактов, неосвещенных ранее в западной и отечественной историографиях.
С. Пойя бережно использовал в своем труде наиболее значимые отечественные труды по новейшей истории Афганистана, в которых имелась информация о внутренней и внешней политике Мухаммада Дауда. Следует отметить, что весомая их часть была написана сотрудниками Института востоковедения, поэтому можно констатировать сам факт творческой преемственности в исследованиях афганистов этого российского академического научного центра.
Фактический материал монографии распределен на разделы, освещающие внутреннюю и внешнюю политику Афганистана в период премьерства Мухаммада Дауда. При этом такой значимый для афганцев вопрос о Пуштунистане логично выделен в отдельную главу, так как эту проблему невозможно отнести лишь международным отношениям в силу ее огромного влияния на все стороны жизни Афганистана.
Значительное место в работе С. Пойи уделено изучению «руководимой экономики», одним из творцов которой был Дауд. Данное обстоятельство несомненно является достоинством рецензируемой монографии. Опираясь на архивные документы, автор детально описывает деятельность афганского правительства по модернизации экономики страны. Картина преобразований, проводившихся под руководством Дауд-хана, логично освещена по отраслям экономики (сельское хозяйство, транспорт и дорожное строительство, промышленность) и главным проектам национального масштаба – Гильмендский проект. Важно отметить, что в материалах С. Пойи, касающихся реализации принципов «руководимой экономики» в аграрном секторе освещается роль афганского национального капитала в лице различных акционерных компаний (ширкетов). Благодаря этому раскрывается преемственность курса афганского руководства в экономической сфере, так как процесс ширкетизации и индустриализации Афганистана, проводившийся в премьер-министром Хашим-ханом перед началом Второй мировой войны, в значительной степени подготовил и предопределил экономические реформы Дауд-хана. Автору рецензируемой монографии удалось найти новый ценный материал о внешней политике Афганистана в 1950-1960-х гг., благодаря чему он вышел за привычные рамки исследования шагов правительства Дауд-хана на международной арене. Вместо традиционной «триады» (отношения с СССР, отношения с США и формирование движения неприсоединения) С.Поя смог дополнительно осветить непростые отношения Афганистана с соседними государствами, Республикой Индией и арабскими странами. Особенно ярко автору удалось описать многие неизвестные моменты афгано-иранских отношений и разнообразных контактов Афганистана с Египтом и Индией, которая продолжала играть весомую роль в Центральной Азии и после раздела 1947 г.
В книге содержатся интересные факты об экономическом сотрудничестве стран Западной Европы с Афганистаном. Подробно и разнопланово показана роль ФРГ во внешней торговле Афганистана и его промышленности. Вклад немецких фирм в модернизацию афганской экономики общепризнан, но конкретизация основных направлений афгано-германского сотрудничества в данной сфере в первой половине ХХ в. все еще актуальна для российского востоковедения. При освещении отношений между Афганистаном и Францией С. Пойя затронул не только вопросы внешней торговли и технических контактов, но и личных переговоров между Даудом и президентом Пятой Республики Шарлем де Голлем. Для полноты картины расширения международных связей Афганистана в годы пребывания Дауда во главе правительства в монографии приводятся факты о различных сторонах взаимодействия Австрии и Швеции с этой восточной страной. В целом, у Пойи получилось создать обстоятельный обзор экономических связей Афганистана с Западной Европой.
С такой же научной добросовестностью в монографии освещен сложный путь отношений Афганистана с мировыми «сверхдержвами» прошлого столетия – СССР и США. Читатель с интересом может ознакомиться с соперничеством этих государств за влияние в Афганистане. Автор убедительно показал главные этапы сотрудничества между Кабулом и Москвой в развитии афганской экономики и вооруженных сил. Можно согласиться с его главным выводом, что как советская, так и американская экономическая помощь значительно способствовала модернизации Афганистана. Однако СССР более гибко реагировал на просьбы Дауд-хана и его окружения по вопросам поставок вооружения и «Пуштунистана», благодаря чему смог обыграть США в борьбе за «афганский плацдарм». Исходя из логики «Большой игры» в Центральной Азии советские лидеры предпринимали решительные меры, чтобы не дать вовлечь Афганистан в сферу американского влияния, что неизбежно привело бы к крупным военным расходам по усилению защиты южных рубежей СССР. Таким образом, США и СССР не были наивными «спонсорами» реформ Дауда, а преследовали сугубо прагматические цели в Афганистане.
Третья глава монографии С. Пойи посвящена острой проблеме Пуштунистана в афгано-пакистанских отношениях. Можно согласиться с главным выводом автора, следующим образом определившим цель пуштунской элиты Афганистана в этом вопросе: «Подлинная суть политики Дауд-хана заключалась в получении контроля над пуштунскими территориями за «линией Дюранда». По концепции М. Дауда, в состав Пуштунистана должны были войти территории СЗПП и полоса «свободных пуштунских племен», названные вместе «Свободный Пуштунистан»».
Борьба за самоопределение восточных пуштунов, проживавших в Пакистане, был для Дауд-хана делом всей жизни. Он фанатично верил, что в конечном итоге пуштуны объединятся и на основе широкой автономии смогут войти в состав афганского государства. Борясь за сохранение свобод приграничных пуштунских племен, Дауд был убежден, что все они видят свое будущее вместе с Афганистаном. Другой вариант, при котором патаны и их территории становились частью централизованного и сильного государства Пакистан, был для него, как и для многих других афганских политиков, неприемлем.
Понимая невозможность для Афганистана решить «пуштунскую проблему» военным путем, король Захир-шах и его родственники хотели достичь временного компромисса с Пакистаном. Наименее любым сделкам по «Пуштунистану» был склонен Дауд-хан, но дядя короля, бывший премьер-министр Хашим-хан в 1950 г. предложил начать переговоры с пакистанской стороной о создании вассального Пакистану пуштунского княжества, территория которого состояла бы из земель СЗПП и Белуджистана. Главой этого государства должен был стать известный борец за свободу патанов Факир из Ипи, с которым Дауд-хан поддерживал тесные отношения. Из-за боевых столкновений между «проафганскими» и «пропакистанскими» приграничными племенами афгано-пакистанские переговоры в Кабуле были свернуты, но лидеры Пакистана, чувствуя поддержку США и Великобритании, не оставили надежды максимально переиграть более слабого афганского соперника в споре из-за пуштунских племен путем создания разнообразных «конфедераций». Особо следует отметить, что идея создания конфедерации между Пакистаном и Афганистаном дожила до наших дней… Главной особенностью всех планов по созданию пакистано-афганской конфедерации было (и является) стремление превратить «пуштунскую проблему» из международной проблемы во внутриполический вопрос, решив, таким образом, многолетний пограничный спор. Однако в рецензируемой монографии четко показана еще одна острая проблема при создании пакистано-афганского союза – стремление Пакистана доминировать в нем. Такая постановка вопроса превращала Кабул в «младшего партнера» Карачи, с чем не могла согласиться вся пуштунская элита Афганистана, ярким представителем которой был Дауд-хан. Однако приходиться согласиться с главным выводом С. Пойи при анализе политики Дауда в вопросе о Пуштунистане: «Безусловно, экстремистская формула Мухаммад Дауд-хана, требовавшая, по сути, выхода населённых пуштунами территорий из состава Пакистана, не соответствовала политическим и международно-правовым реалиям. Именно она вела к изоляции Афганистана в отношениях с соседями, с Западом и толкала на экономическое и военно-политическое сближение с Советским Союзом. Корни советского влияния уходили, так или иначе, в проблему Пуштунистана». (с.387) Именно этой проблеме Дауд обязан своим восхождением к власти, и именно она определяла, в значительной степени, всю его внутреннюю и внешнюю политику.
Критические замечания к монографии С. Пойя, носящие более рекомендательный характер, можно разделить на три группы. К первой (по структуре работы) из них можно отнести пожелание рецензента автору выделить отдельными главами политику Дауд-хана по реформированию афганской армии и сферы образовании. Кроме этого, работа явно выиграла бы, если автор сделал документальное приложение к ней, окончательно введя в научный оборот ценные источники из архивов Российской Федерации, использованные им при работе над книгой. Вторая группа замечаний относится к содержанию работы, которую можно считать своеобразной энциклопедией как жизни и деятельности Дауда, так и афганского государства в 1950-1960-х годах, что обязывает автора внимательно относиться ко всем эпизодам заявленной темы. Однако первые шаги Дауда на государственном поприще в работе С.Пойи освещены явно недостаточно. В итоге, реформаторская деятельность принца Дауд-хана на посту командира Гвардейского корпуса фактически не описана, хотя именно в это время вокруг Дауда сплотилась значительная часть молодых офицеров афганской армии. Содержание рецензируемой монографии значительно выиграло, если бы наряду с фактами о советско-афганском экономическом сотрудничестве в ней был материал о связях Афганистана с ГДР и Чехословакией. Третья группа замечаний касается отсутствия картографического материала в монографии, в которой два раздела из трех посвящены вопросам внешней политики Афганистана. Даже общая схема зоны пуштунских племен по обе стороны «линии Дюранда» во многом бы облегчила для читателя понимание сути «пуштунской проблемы». В свою очередь, карта крупнейших строек периода «направляемой экономики» помогла бы показать масштаб деятельности правительства Дауда.
Вышеперечисленные замечания (пожелания) не умаляют значения монографии С. Пойи для современной российской афганистики, которая пополнилась очень содержательным, богатым на яркие факты трудом. Данная книга будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся новейшей историей Афганистана.
Автор использовал для создания монографии широкую источниковую базу, ядро которой составили ранее неопубликованные документы центральных российских архивов: Архива внешней политики (АВП РФ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Материала подготовленные советскими дипломатами в Кабуле для советского руководства позволили С. Пойя осветить многогранную государственную деятельность Дауда в период его премьерства. Эти источники дополняются бюллетенями 1950-х посольств США и Пакистана в Афганистане и материалами афганского информационного агентства «Бахтар» и ряда дариязычных газет: «Анис», «Ислах», «Хейвад» и др. Эти документы и материалы позволили автору детально осветить многие ранее плохо изученные или неизвестные факты афганской политической истории.
Новизна монографии во многом обеспечивается привлечением автором большого количества изданий, опубликованных на языках пушту и дари в Афганистане, Иране и Пакистане. Указанные книги позволили исследователю внести в монографию значительное количество фактов, неосвещенных ранее в западной и отечественной историографиях.
С. Пойя бережно использовал в своем труде наиболее значимые отечественные труды по новейшей истории Афганистана, в которых имелась информация о внутренней и внешней политике Мухаммада Дауда. Следует отметить, что весомая их часть была написана сотрудниками Института востоковедения, поэтому можно констатировать сам факт творческой преемственности в исследованиях афганистов этого российского академического научного центра.
Фактический материал монографии распределен на разделы, освещающие внутреннюю и внешнюю политику Афганистана в период премьерства Мухаммада Дауда. При этом такой значимый для афганцев вопрос о Пуштунистане логично выделен в отдельную главу, так как эту проблему невозможно отнести лишь международным отношениям в силу ее огромного влияния на все стороны жизни Афганистана.
Значительное место в работе С. Пойи уделено изучению «руководимой экономики», одним из творцов которой был Дауд. Данное обстоятельство несомненно является достоинством рецензируемой монографии. Опираясь на архивные документы, автор детально описывает деятельность афганского правительства по модернизации экономики страны. Картина преобразований, проводившихся под руководством Дауд-хана, логично освещена по отраслям экономики (сельское хозяйство, транспорт и дорожное строительство, промышленность) и главным проектам национального масштаба – Гильмендский проект. Важно отметить, что в материалах С. Пойи, касающихся реализации принципов «руководимой экономики» в аграрном секторе освещается роль афганского национального капитала в лице различных акционерных компаний (ширкетов). Благодаря этому раскрывается преемственность курса афганского руководства в экономической сфере, так как процесс ширкетизации и индустриализации Афганистана, проводившийся в премьер-министром Хашим-ханом перед началом Второй мировой войны, в значительной степени подготовил и предопределил экономические реформы Дауд-хана. Автору рецензируемой монографии удалось найти новый ценный материал о внешней политике Афганистана в 1950-1960-х гг., благодаря чему он вышел за привычные рамки исследования шагов правительства Дауд-хана на международной арене. Вместо традиционной «триады» (отношения с СССР, отношения с США и формирование движения неприсоединения) С.Поя смог дополнительно осветить непростые отношения Афганистана с соседними государствами, Республикой Индией и арабскими странами. Особенно ярко автору удалось описать многие неизвестные моменты афгано-иранских отношений и разнообразных контактов Афганистана с Египтом и Индией, которая продолжала играть весомую роль в Центральной Азии и после раздела 1947 г.
В книге содержатся интересные факты об экономическом сотрудничестве стран Западной Европы с Афганистаном. Подробно и разнопланово показана роль ФРГ во внешней торговле Афганистана и его промышленности. Вклад немецких фирм в модернизацию афганской экономики общепризнан, но конкретизация основных направлений афгано-германского сотрудничества в данной сфере в первой половине ХХ в. все еще актуальна для российского востоковедения. При освещении отношений между Афганистаном и Францией С. Пойя затронул не только вопросы внешней торговли и технических контактов, но и личных переговоров между Даудом и президентом Пятой Республики Шарлем де Голлем. Для полноты картины расширения международных связей Афганистана в годы пребывания Дауда во главе правительства в монографии приводятся факты о различных сторонах взаимодействия Австрии и Швеции с этой восточной страной. В целом, у Пойи получилось создать обстоятельный обзор экономических связей Афганистана с Западной Европой.
С такой же научной добросовестностью в монографии освещен сложный путь отношений Афганистана с мировыми «сверхдержвами» прошлого столетия – СССР и США. Читатель с интересом может ознакомиться с соперничеством этих государств за влияние в Афганистане. Автор убедительно показал главные этапы сотрудничества между Кабулом и Москвой в развитии афганской экономики и вооруженных сил. Можно согласиться с его главным выводом, что как советская, так и американская экономическая помощь значительно способствовала модернизации Афганистана. Однако СССР более гибко реагировал на просьбы Дауд-хана и его окружения по вопросам поставок вооружения и «Пуштунистана», благодаря чему смог обыграть США в борьбе за «афганский плацдарм». Исходя из логики «Большой игры» в Центральной Азии советские лидеры предпринимали решительные меры, чтобы не дать вовлечь Афганистан в сферу американского влияния, что неизбежно привело бы к крупным военным расходам по усилению защиты южных рубежей СССР. Таким образом, США и СССР не были наивными «спонсорами» реформ Дауда, а преследовали сугубо прагматические цели в Афганистане.
Третья глава монографии С. Пойи посвящена острой проблеме Пуштунистана в афгано-пакистанских отношениях. Можно согласиться с главным выводом автора, следующим образом определившим цель пуштунской элиты Афганистана в этом вопросе: «Подлинная суть политики Дауд-хана заключалась в получении контроля над пуштунскими территориями за «линией Дюранда». По концепции М. Дауда, в состав Пуштунистана должны были войти территории СЗПП и полоса «свободных пуштунских племен», названные вместе «Свободный Пуштунистан»».
Борьба за самоопределение восточных пуштунов, проживавших в Пакистане, был для Дауд-хана делом всей жизни. Он фанатично верил, что в конечном итоге пуштуны объединятся и на основе широкой автономии смогут войти в состав афганского государства. Борясь за сохранение свобод приграничных пуштунских племен, Дауд был убежден, что все они видят свое будущее вместе с Афганистаном. Другой вариант, при котором патаны и их территории становились частью централизованного и сильного государства Пакистан, был для него, как и для многих других афганских политиков, неприемлем.
Понимая невозможность для Афганистана решить «пуштунскую проблему» военным путем, король Захир-шах и его родственники хотели достичь временного компромисса с Пакистаном. Наименее любым сделкам по «Пуштунистану» был склонен Дауд-хан, но дядя короля, бывший премьер-министр Хашим-хан в 1950 г. предложил начать переговоры с пакистанской стороной о создании вассального Пакистану пуштунского княжества, территория которого состояла бы из земель СЗПП и Белуджистана. Главой этого государства должен был стать известный борец за свободу патанов Факир из Ипи, с которым Дауд-хан поддерживал тесные отношения. Из-за боевых столкновений между «проафганскими» и «пропакистанскими» приграничными племенами афгано-пакистанские переговоры в Кабуле были свернуты, но лидеры Пакистана, чувствуя поддержку США и Великобритании, не оставили надежды максимально переиграть более слабого афганского соперника в споре из-за пуштунских племен путем создания разнообразных «конфедераций». Особо следует отметить, что идея создания конфедерации между Пакистаном и Афганистаном дожила до наших дней… Главной особенностью всех планов по созданию пакистано-афганской конфедерации было (и является) стремление превратить «пуштунскую проблему» из международной проблемы во внутриполический вопрос, решив, таким образом, многолетний пограничный спор. Однако в рецензируемой монографии четко показана еще одна острая проблема при создании пакистано-афганского союза – стремление Пакистана доминировать в нем. Такая постановка вопроса превращала Кабул в «младшего партнера» Карачи, с чем не могла согласиться вся пуштунская элита Афганистана, ярким представителем которой был Дауд-хан. Однако приходиться согласиться с главным выводом С. Пойи при анализе политики Дауда в вопросе о Пуштунистане: «Безусловно, экстремистская формула Мухаммад Дауд-хана, требовавшая, по сути, выхода населённых пуштунами территорий из состава Пакистана, не соответствовала политическим и международно-правовым реалиям. Именно она вела к изоляции Афганистана в отношениях с соседями, с Западом и толкала на экономическое и военно-политическое сближение с Советским Союзом. Корни советского влияния уходили, так или иначе, в проблему Пуштунистана». (с.387) Именно этой проблеме Дауд обязан своим восхождением к власти, и именно она определяла, в значительной степени, всю его внутреннюю и внешнюю политику.
Критические замечания к монографии С. Пойя, носящие более рекомендательный характер, можно разделить на три группы. К первой (по структуре работы) из них можно отнести пожелание рецензента автору выделить отдельными главами политику Дауд-хана по реформированию афганской армии и сферы образовании. Кроме этого, работа явно выиграла бы, если автор сделал документальное приложение к ней, окончательно введя в научный оборот ценные источники из архивов Российской Федерации, использованные им при работе над книгой. Вторая группа замечаний относится к содержанию работы, которую можно считать своеобразной энциклопедией как жизни и деятельности Дауда, так и афганского государства в 1950-1960-х годах, что обязывает автора внимательно относиться ко всем эпизодам заявленной темы. Однако первые шаги Дауда на государственном поприще в работе С.Пойи освещены явно недостаточно. В итоге, реформаторская деятельность принца Дауд-хана на посту командира Гвардейского корпуса фактически не описана, хотя именно в это время вокруг Дауда сплотилась значительная часть молодых офицеров афганской армии. Содержание рецензируемой монографии значительно выиграло, если бы наряду с фактами о советско-афганском экономическом сотрудничестве в ней был материал о связях Афганистана с ГДР и Чехословакией. Третья группа замечаний касается отсутствия картографического материала в монографии, в которой два раздела из трех посвящены вопросам внешней политики Афганистана. Даже общая схема зоны пуштунских племен по обе стороны «линии Дюранда» во многом бы облегчила для читателя понимание сути «пуштунской проблемы». В свою очередь, карта крупнейших строек периода «направляемой экономики» помогла бы показать масштаб деятельности правительства Дауда.
Вышеперечисленные замечания (пожелания) не умаляют значения монографии С. Пойи для современной российской афганистики, которая пополнилась очень содержательным, богатым на яркие факты трудом. Данная книга будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся новейшей историей Афганистана.