Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
Альтернатива конфуцианству: буддийское учение о «чакравартине» в политических структурах Трёх корейских государств
Аннотация
DOI | 10.31857/S086919080030006-3 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 59 - 68 |
Аннотация |
Религия с древних времён являлась основой формирования государственности различных народов. Имея внушительный политический вес, религиозные догмы превращались в эффективный идеологический инструмент управления массовым сознанием в масштабах государства. В данной статье анализируется роль буддийского учения о “чакравартине” (идеального вселенского правителя) в политических структурах корейской государственности периода Трёх государств (IV-VII вв.). Автор полагает, что в условиях упадка конфуцианства на фоне кризиса идейно-ценностных ресурсов и политической раздробленности в Китае в начале III - конце VI вв. буддизм, обладая активным политическим потенциалом, стал полноценной идеологической альтернативой учению Конфуция. Корея, как постоянный реципиент китайской культуры, также подверглась влиянию буддизма, что проявилось в последующих изменениях в сфере государственной идеологии корейских государств. С целью подробного изучения данного вопроса в данной статье приведены сравнительная характеристика буддийской и конфуцианской теорий государства, перечень основных социально-политических факторов, которые способствовали приобретению корейским буддизмом функций государственной идеологии, а также анализ системы государственного управления каждого из трёх корейских государств: Когурё, Пэкче и Силла. Ввиду плохой сохранности информации о государственной идеологии корейских государств в письменных источниках исследуемого периода, в частности, летописях Самгук Юса и Самгук Саги, автор опирается преимущественно на косвенные источники информации – как, например, археологические находки – а также использует различные буддийские канонические тексты для проведения сравнительного анализа с использованием архетипов “чакравартина” в других странах азиатского региона. В числе археологических находок подробно анализируются фрагменты настенной живописи корейских гробниц данного периода, каменные стелы и предметы буддийской материальной культуры. Учитывая крайне малую изученность данной темы как в отечественном, так и в зарубежном корееведении, автор полагает, что настоящая статья окажется полезна специалистам по древней истории Кореи и корейскому буддизму. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
Первые государственные образования на территории Кореи, так называемые Три государства — королевства Когурё, Пэкче и Силла, располагавшиеся, соответственно, на севере, юго-западе и юго-востоке полуострова, — с момента своего возникновения были постоянными реципиентами китайской культуры в различных её проявлениях. Между тем, в начале III – конце VI вв. сам Китай переживал глубокий идейно-политический кризис, вызванный падением империи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), главного оплота конфуцианства на Дальнем Востоке. В условиях упадка законности и общественного порядка правителям молодых китайских царств, которые появились на руинах Хань, требовалось легитимировать и укрепить свою власть путем создания новой ценностно подкрепленной системы авторитарных институтов. В связи с кризисом учения Конфуция возникла необходимость поиска альтернативной ему политической идеологии. Так в Китае распространяется буддийская теория государства и, в частности, её ключевой элемент – модель верховной власти в виде учения о “вселенском правителе” – чакравартине (санскр. кор. 전륜성왕, кит. 轉輪聖王). В дословном переводе чакравартин означает «совершенномудрый царь, вращающий чакру», где чакра — колесо со спицами (от четырех до восьми), символ солнца, силы и победы; в более широком значении — космического порядка, равновесия. В то же время она является воплощением божественной охранительной силы и отличительным знаком чакравартина [Андросов, 2011: 372; Индуизм, 1996: 449]. В индийской традиции термин «чакравартин» обозначал царя-миродержца, в буддизме это понятие обросло дополнительными смыслами, например, толковалось как «царь – покровитель буддийского закона» [Индуизм, 1996: 449]. Предполагается, что одни из первых упоминаний чакравартина на китайском языке содержатся в “Сутре о великом пожаре и возрождении мира” (кор. 대누탄경, кит. 大樓炭經), переведенной китайскими монахами в начале IV века. Именно она могла быть завезена китайскими посольствами в Когурё в 372 г. и в Пэкче в 384 г. в числе прочих документов [Юн Се Вон, 2012: 9].
Проникновение новых идей повлияло на последующую трансформацию идеологической сферы Трёх корейских государств, которую можно проследить путём изучения законодательных актов и археологических памятников данного периода. К сожалению, на данный момент политический аспект корейского буддизма изучен крайне слабо — фундаментальные труды в этой области практически отсутствуют как в отечественном, так и в зарубежном корееведении. Настоящая статья опирается в основном на первоисточники (летописи и археологические данные), в связи с чем автором выдвигается некоторое количество новых гипотез. В частности, в данной статье будет предпринята попытка проанализировать функциональную роль учения о чакравартине в корейских политических институтах указанного периода и представить его в качестве альтернативы конфуцианству в идеологической сфере Когурё, Пэкче и Силла.
IИстория таких стран буддийского мира, как Индия, доказывает, что буддизм обладает широким потенциалом для трансформации в активную политическую силу, способную обеспечивать существование имперских режимов – именно это требовалось для удовлетворения амбиций китайских и корейских правителей в описываемый период. Важно учитывать и то, что в III-VI вв. буддизм распространялся в регионе, где уже продолжительное время существовала достаточно стабильная система конфуцианских институтов власти. Из этого следует, что предлагаемая буддийским учением модель верховной власти должна была коррелировать с местными традициями. И, действительно, как было отмечено М.Е. Кравцовой [Кравцова, 2001], если абстрагироваться от различных специфических индийских элементов учения о “чакравартине” (таких, как принадлежность правителя к сословию кшатриев и т.д.), буддийская модель верховной власти в немалой степени становится тождественна конфуцианской модели верховной власти благодаря значительной схожести их ключевых идеологем. Так, в обеих моделях человек из местного правящего рода, обладающий определенными добродетелями и соблюдающий нравственные законы, получает право на власть над миром от природных стихий, чтобы просвещать варварские народы. В буддизме в качестве абстрактного символа легитимности власти выступает сокровище-чакра, в конфуцианстве – Небесный мандат1. Отсутствие строго локальных элементов, как, например, конкретных божеств-покровителей, делает буддийскую модель верховного правителя универсальной и привлекательной «для региональных светских властей, независимо от их вероисповедания и местных культурно-религиозных нормативов» [Кравцова, 2001], что и обусловило ее популярность за пределами Индии. Интересно, что в буддийской модели нашла отражение даже конфуцианская идея у лунь (“пять человеческих взаимоотношений”), где правитель предстаёт отцом (в буддизме – покровителем) всего своего народа [Кравцова, 2001]. Благодаря этим совпадениям учение о вселенском правителе не вступило в противоречие с местными конфуцианскими политическими устоями, что позволило ему широко распространиться по дальневосточному региону и, в том числе, проникнуть на Корейский полуостров.1. Одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое для легитимации правящей династии через её связь с обожествленным Небом [Стеженская, 2014: 16].
IIВероятно, указанные выше предпосылки сформировались в Когурё и Пэкче к началу V в., в отличие от Силла, которое вплоть до начала VI в. практически не было интегрировано в процессы, происходящие в регионе, ввиду своей относительной удаленности от Китая и недостаточного уровня развития государственных институтов. Кроме того, на тот момент Когурё и Пэкче уже вступили в борьбу за доминирование на территории полуострова, что обусловило необходимость укрепления центральной власти в этих государствах. В связи с этим буддизм, как потенциальный источник идеологической поддержки правящей семьи, был воспринят ими благосклонно — в летописях данного периода отсутствуют данные о каких-либо “гонениях” на представителей буддийской сангхи со стороны правящих кругов Когурё и Пэкче. Анализируя правление общепризнанных “вселенских правителей” в истории буддийских государств, можно заметить определенное сходство с политикой отдельных корейских государей. Так, свидетельства присутствия учения о чакравартине в политических структурах Когурё можно выделить по аналогии с правлением царя Паракрама Баху Великого (1153-1186), который считается архетипом “вселенского правителя” в Шри-Ланке [Корнев, 1987: с. 131]. Он известен своими многочисленными военными успехами, деятельностью по объединению страны и укреплению сангхи; кроме того, его правление ознаменовалось масштабным строительством буддийских храмов. Схожие тенденции прослеживаются в правлении когурёских ванов Сосурима (кор. 소수림왕, кит. 小獸林王, 371-384), Когугяна (кор. 고국양왕, кит. 故國壤王, 384-392) и Квангэтхо (кор. 광개토왕, кит. 广开土王, 393-413). Об их деятельности по распространению буддизма свидетельствует летопись Самгук Саги, где содержатся записи о масштабном строительстве храмов в 375 и 393 гг., а также цитируется приказ вана Когугяна от 392 года: «В третьем месяце издан указ [вана, которым повелевалось] почитать Учение Будды и молиться о счастье» [Самгук Саги]. Ван Квангэтхо, чье имя переводится как “Расширитель земель”, также известен своей успешной завоевательной политикой. Однако в дальнейшем в летописи не встречаются упоминания каких-либо масштабных буддийских мероприятий, проводимых в Когурё в интересах государственной власти. Низкий уровень развития учения подтверждается и археологическими находками: те буддийские статуи, которые были найдены на бывшей территории Когурё, очень миниатюрны и малочисленны в сравнении с аналогичными находками в Пэкче и Силла, что говорит о низком уровне развития буддийского ремесла и об отсутствии масштабных программ государственного финансирования сангхи. Вероятно, большинство этих статуй создавалось для личного пользования, а не в качестве общественного достояния. Более того, на основе схожести стилевых особенностей когурёских скульптур с китайскими, такие исследователи, как Дж. Йоргенсен, утверждают, что буддийские предметы культа в Когурё были исключительно импортными [Jorgensen, 2012: 98]. Еще один показатель уровня влияния религии в государстве – присутствие её элементов в погребально-поминальном культе; однако в случае с Когурё из 10 тысяч найденных захоронений лишь девяносто украшены фресками, и только часть из них имеет буддийские мотивы [Там же: 81]. Гробницы этого периода, как правило, принадлежали представителям высших слоёв общества, многие из которых были задействованы в государственной политике. Тот факт, что в поминально-погребальном культе когурёской знати практически отсутствуют элементы буддийской идеологии, доказывает точечность влияния данного учения и слабость его позиций в государственных институтах Когурё. На низкое положение сангхи в Когурё указывает также то, что многие местные выдающиеся монахи в итоге покидали это государство, как, например, Херян (кор. 혜량법사, кит. 惠亮法師, ? - ?), который сделал успешную политическую карьеру в Силла, или Тохён (кор. 도현, кит. 道顯, ? - ?), до самой смерти служивший на должности военного и политического советника в Японии. Даже Подок (кор. 보덕, кит. 普德, ? - ?), который считается самым знаменитым буддийским деятелем Когурё, обвинил правящие круги в неуважении к буддизму и уехал в Пэкче, когда центральная власть в середине VII века начала активно способствовать распространению даосизма в государстве [Там же, с. 99]. В числе других факторов, которые могли повлиять на развитие учения о чакравартине, можно отметить более тесные (по сравнению с Пэкче и Силла) отношения с китайскими государствами, в связи с чем основным способом легитимации центральной власти в Когурё была, скорее всего, не религия, а официальное признание китайских властей.IIIВ Пэкче буддизм практически не проявлял себя вплоть до начала VI в. Как правило, исследователи выделяют в истории этого государства три временных отрезка: периоды Хансон (18 г. до н.э. - 475), Унджин (475-538) и Саби (538-660). Буддийская материальная культура периода Хансон представлена лишь одной небольшой статуэткой, датируемой V в.; её стилистические особенности демонстрируют сильное влияние культуры северных китайских династий [Best, 2002: 190]. Это позволяет предположить, что данная статуэтка была завезена в Пэкче извне, в то время как внутри государства буддийское ремесло не развивалось. Вероятно, это было связано с истощением государственных ресурсов в результате неудачных войн с Когурё. Однако период Унджин демонстрирует резкую смену идеологической парадигмы — происходит повышение роли буддизма в сфере государственной идеологии, что было обусловлено затяжным политическим кризисом в предшествующем столетии. Сложная экономическая ситуация и нехватка продовольствия, возникшая в результате разнообразных стихийных бедствий, усугублялись многочисленными военными конфликтами с Когурё – такой комплекс проблем требовал сильной идеологической повестки, направленной на поддержку центральной власти. Кризис не удалось разрешить даже посредством вмешательства китайской стороны: когда в 472 году ван Пэкче отправил посольство в государство Северная Вэй2 с просьбой помочь в борьбе с когурёсцами, ему было отказано. Это было аргументировано тем, что Когурё долгие годы исправно служило китайскому правителю, в то время как Пэкче «впервые присылает посла для установления [дипломатических] отношений и сразу просит направить карательную экспедицию» [Самгук Саги]. В связи с этим период стабилизации, начатый ваном Мурёном (кор. 무령왕, кит. 武寧王, 501-523) ознаменовался интенсификацией отношений с южной китайской династией Лян. Её правитель, император У-ди (양무제, 梁武帝, 502-549), активно способствовал распространению буддизма в своем государстве; можно предположить, что именно его влияние и опыт стали решающим фактором для внедрения буддизма в стратегию восстановления Пэкче.2. Государство Северная Вэй (북위, 北魏, 386-535), также встречаются такие варианты названия, как Тоба Вэй (拓拔魏) или Юань Вэй (元魏). Известно объединением Северного Китая в 439 году.
3. Рингселы (кор. 사리, 舍利) - белая кристаллическая субстанция, как правило, в виде отдельных небольших шариков, которая остается после сожжения тела просветленного человека. Буддисты верят, что она символизирует внутренний свет, оставшийся после смерти, и почитают её как священную реликвию.
IVВ отношении Силла существует мнение, что основу для развития учения о вселенском правителе в этом государстве заложил ван Попхын (кор. 법흥왕, кит. 法興王, 514-540) – в 529 году в соответствии с правилами буддийской морали он издал указ, запрещающий убивать живых существ, а в 532 году принял правителя Кымгван Кая (кор. 금관가야, кит. 金官加耶), который выразил желание присоединить свое государство к силлаской земле [Самгук Саги]. Как правило, способность расширять свою землю бескровным путем считается одной из особенностей чакравартина. О Попхыне также известно то, что он был похоронен на склоне храма Эгонса (кор. 애공사, кит. 哀公寺), который, вероятно, был построен специально для этой цели в 540 году [Там же]. Политика покровительства буддизму, начатая Попхыном, была в первую очередь направлена на усиление авторитета монархии по отношению к родоплеменной знати и традиционным культам, которые являлись основой власти кланов. Идея верховенства единоличного правителя, содержащаяся в буддийской системе верховной власти, полностью соответствовала интересам Попхына. Однако силлаская аристократия продолжала активно противодействовать распространению буддизма, что заметно, например, из эпизода самопожертвования молодого чиновника Ичхадона (в сочинении Какхуна «Хэдон косын чон» – Пак Ёмчхока) с целью продвижения буддизма в Силла несмотря на протесты аристократии [Самгук Саги; Хэдон косын чон]. В итоге к концу правления Попхына это учение всё ещё находилось в начальной стадии распространения, что не позволяет говорить о полноценной реализации учения о чакравартине в данный период. Буддийские идеи окончательно укоренились в идеологической сфере Силла при ване Чинхыне (кор. 진흥태왕, кит. 眞興太王, 526-576). Он является единственным корейским правителем периода Трёх государств, чей интерес к фигуре чакравартина не подлежит сомнению. На это указывают имена его сыновей: старшего назвали Тоннюн (кор. 동륜, кит. 銅輪), а младшего – Кымнюн (кор. 금륜, кит. 金輪). Эти имена происходят из буддийской космологической теории и соответствуют наименованиям двух из четырех ступеней вселенского правителя4. Кроме того, в конце жизни Чинхын принял монашество и, подобно Попхыну, был похоронен на территории храма Эгонса [Хэдон косын чон].4. В буддийской космологии существует четыре ступени чакравартина: высший - Кымнюн (Золотая чакра), он управляет четырьмя государствами; затем идут Ыннюн (Серебряная чакра, 3 государства), Тоннюн (Медная чакра, 2 государства) и Чхоллюн (Железная чакра, 1 государство).
* * *Таким образом, буддийское учение о чакравартине в той или иной степени проявило себя как элемент политических структур всех трёх корейских государств. Её функциональная роль может быть охарактеризована следующим образом: 1) идеологическая поддержка экспансионистской политики государства (Когурё, Силла), 2) стабилизация и централизация институтов верховной власти (Пэкче, Силла), 3) формирование лояльной к правителю социальной базы (Пэкче, Силла). Из этого можно заключить, что политические функции буддийской концепции чакравартина в целом схожи с функциями конфуцианской идеологии. Это позволяет считать её потенциально эффективной альтернативой конфуцианству при условии стабильного развития, пример которого предоставляет государство Силла. |