Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
К вопросу о планировании семьи в Нигерии
Аннотация
DOI | 10.31857/S086919080029678-2 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 122 - 133 |
Аннотация |
О значимости проблематики планирования семьи свидетельствуют две из 17 Целей устойчивого развития. Несмотря на четвертое десятилетие реализации нигерийской правительственной программы планирования семьи, суммарный коэффициент рождаемости остается одним из самых высоких в мире (5,2), и по прогнозам экспертов ООН к концу XXI в. Нигерия станет третьей по численности населения страной после Индии и Китая. В настоящее время эпицентр демографического взрыва перемещается из Азии в Африку. Взрывоопасный рост приводит к тяжелым осложнениям экономического развития, подрывает продовольственную безопасность и ресурсную базу социальной политики, препятствует росту образовательного уровня, может порождать череду острых экологических кризисов, циклических вспышек эпидемиологических заболеваний, разрушительные внутренние конфликты, социально-политическую нестабильность, в том числе рост преступности, и войны с соседними странами. Традиционалистские нормы поведения – желание нигерийцев иметь большую семью, иными словами большее число бесплатных рабочих рук в сельскохозяйственном производстве, а также религиозные установки и многие иные предпочтения сдерживают реализацию программ государственной демографической политики. В поисках выхода правительство обращается к ученым-специалистам, указывающим на необходимость первостепенного снижения детской и материнской смертности (4 место в мире), поскольку без снижения младенческой смертности не может быть сокращения рождаемости. Они подчеркивают, что увеличение финансовой помощи программам планирования семьи, привлечение религиозных деятелей всех конфессий к ознакомлению с правительственной демографической политикой, рост сети медицинских центров консультирования и информирования по вопросам планирования семьи – все это так же важно, как наличие и доступность средств контрацепции. Программа планирования семьи – главная, а во многих странах единственная, составная часть демографической политики, способной существенно снизить материнскую и детскую смертность, содействовать сокращению рождаемости и поступательному социально-экономическому развитию. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
Задача обеспечения всеобщего доступа к услугам планирования семьи поставлена для достижения двух из 17 Целей устойчивого развития в период до 2030 г., принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 г.
В современном мире мы являемся свидетелями кардинально разнонаправленных глобальных демографических процессов. Происходит стремительный рост населения Земли, т.н. демографический бум имеет место в развивающихся странах, а экономически развитые регионы сталкиваются с депопуляцией, старением населения и сменой этнического состава; все чаще упоминается о демографическом кризисе в европейских государствах и России. Рождаемость находится ниже уровня замещения поколений во всех развитых странах Севера и в 54 странах Юга, а в 17 развивающихся странах превышает этот уровень не более чем на 10% [Иванов, 2022, с.6].
Из истории демографической политики в НигерииНигерия последние 10 лет – первая и ведущая экономика Африки с темпами роста 3,5% ВВП в год, лидер по добыче нефти, журналисты называют ее «Россия без снега». Биоразнообразие Нигерии одно из самых высоких среди африканских стран, изобилующих уникальной тропической флорой и фауной, бассейн р. Кросс – центр мирового разнообразия земноводных. Но свыше 70% граждан живут за чертой бедности. Ослабляется единство страны вследствие поляризации общества по этническому и религиозному принципам. Обостряется проблема безопасности по мере роста радикального исламизма в северных районах и расширения контактов с глобальной террористической сетью в последнее десятилетие [Денисова, Костелянец, 2023]. Нигерия – государство с наибольшей численностью и плотностью населения и с наименьшими показателями его снижения. Как известно, взрывоопасный рост населения влечет за собой пагубные последствия – приводит к тяжелым осложнениям экономического развития, подрывает продовольственную безопасность и ресурсную базу социальной политики, препятствует росту образовательного уровня, может порождать череду острых как продовольственных, так и экологических кризисов, циклических вспышек эпидемиологических заболеваний, разрушительные внутренние конфликты, социально-политическую нестабильность, в том числе рост преступности, и войны с соседними странами. Нигерийские исследователи неоднократно писали и о многих иных сопутствующих опасных последствиях стремительного увеличения численности населения: невероятной нагрузке на природные ресурсы, низком уровне жизни, недоедании, бедности, плохом здоровье, росте социальных пороков, таких как мошенничество в сфере ИКТ, безработица, проституция, вооруженные грабежи, терроризм, похищения людей с целью получения выкупа, ухудшение жилищных условий, уличное попрошайничество, жестокое обращение с детьми, высокая детская и материнская смертность, торговля людьми, изнасилования, использование девочек в качестве секс-рабынь и др. [Olawande et al., 2016; Fasiku, 2021; Fasiku, 2023, p. 22, 24]. В середине ХХ в. в Нигерии, как например и в Бангладеш, проживало 38 млн человек. До начала XXI в. численность населения Бангладеш немного превышала население Нигерии. В настоящее время в Бангладеш – 169 млн, а в Нигерии – 231 (2023 г.). По прогнозам экспертов Отделения народонаселения ООН, к середине нынешнего столетия численность граждан Бангладеш достигнет 190 млн, а затем рождаемость ниже уровня простого воспроизводства поколений, как результат целенаправленной демографической политики правительства, приведет к постепенному сокращению населения до 151 млн к концу ХХI в. Для Нигерии, где рождаемость снижается чрезвычайно медленно, составлен иной прогноз. Если рождаемость не будет сокращаться быстрыми темпами, то к середине XXI в. численность жителей превысит полмиллиарда человек, а к концу века достигнет 2,3 млрд [United Nations…, 2022]. В отличие от «пионеров» стратегии планирования семьи в Африке – Туниса и Египта (рубеж 1950-х – 1960-х гг.) а вслед за ними Кении, Марокко и Ганы (1960-е гг.) – нигерийское правительство разрабатывало национальную программу планирования семьи с конца 1988 по 1989 г. Но она до сих пор остается фрагментарной и несмотря на финансирование из федерального бюджета, бюджетов штатов, федеральной столичной территории и территорий местного управления, испытывает острый дефицит средств и отличается малоэффективной организацией. Кроме того, решающими факторами ограниченного использования контрацепции является ее непопулярность и низкая потребность в ней [Canning et al., 2023]. Среди многообразия причин данного демографического поведения выделяются следующие: вековые традиции многодетности и желание иметь семью большой численности, что особенно характерно для мужского населения; высокая ценность бесплатного детского труда в аграрных районах; распространенность ранних/детских браков в северных мусульманских штатах (за невесту семья по традиции получает немалый выкуп и чем моложе невеста, тем больший можно требовать выкуп); преобладание такой точки зрения, что использование контрацепции способствует распущенности, т.е. жена якобы имеет отношения на стороне; стремление женщины избежать развода, поводом для которого может послужить неспособность родить желаемое мужем число детей; намерение укрепить свое влияние в домохозяйстве и социальный статус, особенно по сравнению с другими женами в полигинийной семье; желание предотвратить брак мужа с еще одной женщиной и другие факторы [Зинькина, 2016, с. 38, 39]. Около 54% населения считают использование контрацепции морально неприемлемым; бóльшая доля отмечается только в Пакистане – 65%. Лишь 17% называют контрацепцию полностью морально приемлемой [Egede et al., 2015]. В результате Нигерия – одна из самых быстрорастущих стран в мире. Прогнозируется, что эпицентр деморафического взрыва переместится из Азии в Африку и к 2100 г. Нигерия станет третьей по численности страной в мире после Индии и Китая. В 1988 г. кабинетом министров были сформулированы общие направления политики в области народонаселения. Основной целью объявлялось сокращение числа детей на одну женщину детородного возраста с 6,5 до 4 к 2000 г. Разработка демографической стратегии свидетельствовала о признании правительством проблем в вопросах численности населения, в частности, его катастрофического увеличения, а также взаимозависимости показателей социально-экономического развития и роста населения. Впервые на правительственном уровне было заявлено о необходимости создания программ планирования семьи и усовершенствования в связи с этим социального курса, прежде всего в области здравоохранения, чьи службы предполагалось активнее развивать в аграрных, отдаленных и наиболее отсталых районах. Проектировалось повсеместное создание клинических центров планирования семьи и охраны здоровья матери и ребенка на базе уже имевшихся структур здравоохранения, которые должны были реализовывать свою стратегию на добровольной основе1. Также для улучшения здоровья матери и ребенка ставились задачи сократить численность матерей моложе 18 лет и старше 35, информировать о вреде для здоровья, причиняемом ранними/детскими браками, разъяснять необходимость интервалов между родами не менее двух лет и многие другие [Chuks, 2002].1. Как и во всем мире, политика планирования семьи осуществляется на принципах добровольности, за исключением начального этапа ее реализации в Индии в 1952 г. и в Китае в 1980-е гг.
Особенности реализации программ планирования семьиВ 2012 г. правительство Нигерии сделало все службы планирования семьи бесплатными [Lagos 2016]; необходимо оплачивать лишь определенные методики: тестирование, применение долгосрочных средств и некоторые другие [Sinai et al., 2020]. В результате употребление контрацептивов повысилось с 14% до 22% (в настоящее время – 17%), а число незапланированных беременностей сократилось [The World Bank; Family Planning…, 2021]. Но поскольку аборты разрешены лишь при условии, когда беременность угрожает жизни матери, нелегальные/небезопасные методы прерывания беременности остаются весьма распространенными и число их продолжает увеличиваться [Guttmacher, 2022]. По мнению нигерийских социодемографов, планирование семьи, включающее использование контрацепции и других методов контроля рождаемости, профилактику и лечение заболеваний, передаваемых половым путем, половое просвещение, снижение количества случаев материнских2 и младенческих смертей и инвалидности, связанных с осложнениями беременности и родов, – одно из наиболее эффективных и экономичных мероприятий в области здравоохранения. Экономия финансовых средств обусловлена сокращением количества нежелательных беременностей и числа случаев инфицирования, передаваемого половым путем, включая ВИЧ/СПИД; улучшается здоровье женщин и снижаются неблагоприятные исходы беременности.2. Материнское здоровье относится к здоровью женщин в периоды беременности, родов и послеродовом; для половины африканок оно связано с плохим самочувствием, рисками осложнений, страданиями и даже смертью. Нигерия на четвертом месте в мире по коэффициенту материнской смертности после РЮС, Чада и Сьерра-Леоне [Maternal, 2019].
О некоторых возможностях выхода из кризисной ситуацииДля совершенствования функционирования программ планирования семьи нигерийские ученые-исследователи указывают на ряд важнейших составляющих: обеспечение доступа к поставщикам медицинских услуг и к социальным сетям контактов и общения, где нигерийки имели бы возможность обсуждать различные эвентуальные последствия методик планирования семьи и применения контрацептивных средств; способность оперативно переключаться с неблагоприятного метода на приемлемый и эффективный; привлечение к дискуссиям по данной проблеме общественных и религиозных деятелей; разоблачение мифов и заблуждений относительно различных средств контрацепции, применение адекватных механизмов контроля и наблюдения за здоровьем женщин, использующих контрацептивные препараты; агитация, пропаганда и распространение методов контроля рождаемости среди женщин посредством работы и взаимодействия с общинами, конфессиональными центрами и общественными организациями. Необходима активная разъяснительная политика повышения осведомленности, чтобы нигерийки четко осознавали негативные последствия прекращения реализации программ планирования семьи для их репродуктивного здоровья, детей, общин и страны в целом. Квалифицированное консультирование и информирование по вопросам планирования семьи, по мнению экспертов ООН, так же важны, как и наличие и доступность средств контрацепции. Особое внимание необходимо уделить вопросу привлечения мужчин к обсуждению данной проблемы и участию в реализации демографической политики. Многие исследователи полагают, что на данном этапе при пропагандировании и распространении методов демографической политики внимание следует сконцентрировать на нигерийских мужчинах. Как и в любом традиционном обществе, где мужчина является полновластным главой семьи и считает себя полностью ответственным за состояние домохозяйства, во всех вопросах его мнение оказывается решающим; даже посетить своих родных женщина не имеет права без разрешения мужа [Sinai et al., 2020]. Для повышения низкого уровня применения контрацепции в стране нигерийские ученые-специалисты призывают к привлечению к работе и взаимодействию с мужчинами религиозных деятелей различных конфессий, которые пользуются доверием и неоспоримым влиянием на своих прихожан и конгрегации. Немало развивающихся стран Азии и Африки при реализации программ планирования семьи обращались к указанному методу, но в тех государствах речь шла обо всем населении в целом, а не отдельно о мужской его половине. Кроме того, далеко не все служители культа оказывают поддержку государственной демографической политике. Ряд из них открыто осуждает контрацепцию и прерывание беременности как противоречащее богоугодной линии судьбы и священному писанию, и называют их тяжким грехом. Хотя многие священнослужители протестантских религиозных течений одобряют современные средства и методики планирования семьи, католические и мусульманские служители культа Западной Африки в большинстве воспринимают их негативно и проповедуют придерживаться традиционных методов предохранения от беременности, которые медицинские специалисты рассматривают как ненадежные [Hylkema et al., 2023, p. 2]. Помимо этого, религиозные деятели продолжают настаивать на том, что муж – главенствующий член семьи, а его точка зрения – решающая и окончательная по всем вопросам, в том числе и при реализации демографической политики. Вместе с тем служители культа в Нигерии обладают авторитетом и большим потенциалом, чтобы предпочтительно в сотрудничестве с медицинскими специалистами проводить разъяснительную работу среди своих прихожан, прежде всего мужчин, относительно задач, целей и методов программ планирования семьи, которые способны существенно сокращать материнскую и детскую смертность и содействовать социально-экономическому развитию. Со своей стороны, нигерийские ученые-социодемографы предлагают следующие рекомендации: – Правительству следует увеличить финансовую помощь программам планирования семьи для того, чтобы сократить материнскую и, прежде всего, детскую смертность, без чего невозможно сокращение рождаемости. – Религиозные деятели должны включать вопросы планирования семьи в проповеди и послания своим конгрегациям и прихожанам, как в церквях, так и в мечетях. – Необходимо повышать осведомленность о желательности пользования услугами центров планирования семьи и содействовать популяризации их деятельности, в особенности среди жителей аграрных районов и наименее обеспеченных городских слоев в Северной Нигерии и юго-восточных штатах [Ekholuenetale et al., 2021]. – Консультанты по вопросам семейно-брачных отношений должны поощрять лиц, состоящих в браке, к принятию продуманных решений, как управлять размером своего домохозяйства в соответствии с практикой планирования деторождения и последовательного применения противозачаточных средств [Fasiku, 2023, р. 27]. В стремлении противостоять миграционным цунами из стран глобального Юга, где нелегальная миграция превратилась в стратегию выживания, государства Запада будут продолжать оказывать помощь развивающимся странам в разработке и реализации демографической политики. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), являясь учреждением-партнером ЮНЭЙДС, занимающимся разработкой программ в области противозачаточных средств, в том числе для предупреждения ВИЧ, способствует правильному и постоянному применению контрацепции, обеспечивает расширение доступа к добровольным консультативным услугам и тестированию, поощряет изменение моделей поведения. ЮНФПА помогает организовать перенаправление товаров для репродуктивного здоровья, и в частности контрацептивных медикаментов, из стран, где они имеются в избытке, в страны, испытывающие острый дефицит в них. В 2019 г. Группа Всемирного банка начала осуществление Плана развития человеческого капитала в Африке, в котором предусматривалось повышение объема инвестиций в людей в интересах социально-экономического роста. В том числе планировались инвестиции в расширение прав и возможностей женщин путем предоставления им доступа к качественному образованию, создания возможностей для трудоустройства и оказания медицинских услуг в области репродуктивного здоровья. Разрабатывались проекты по борьбе с детскими браками за счет расширения доступа девочек к образованию, подчеркивалась необходимость приоритетной ориентации на оказание услуг в области планирования семьи, а также на повышение эффективности нормативно-правовых систем защиты женщин и детей. Эти проекты были призваны способствовать улучшению демографической ситуации в странах Африки, т.е. переходу от высоких уровней рождаемости и младенческой смертности к низким уровням рождаемости и смертности. Одним из них является Проект расширения прав и возможностей женщин и улучшения демографической ситуации в районе Сахеля. Он осуществляется при поддержке религиозных лидеров, помогает изменять социальные уклады и традиционалистские нормы поведения в отношении женщин и девочек. Проект оказывает содействие африканским странам расширять права и возможности женщин и девочек-подростков, облегчать их доступ к услугам по охране репродуктивного состояния и здоровья матери и ребенка, разрабатывать такие политические программы, в которых вопросы изменения демографической ситуации и обеспечения гендерного равенства рассматриваются в качестве одних из ключевых движущих сил экономического развития. Однако для крупнейших международных организаций и зарубежных финансовых фондов характерна весьма медленная мобилизация интернациональной помощи, а например Всемирной организации здравоохранения не хватает координации и авторитета при подходе к решению данных проблем [Goldstone et al., 2015, р. 21]. Поэтому лишь целенаправленная демографическая политика со стороны государства в совокупности со всеми мерами и методами международных акторов может привести к позитивным результатам, поскольку уже четвертое десятилетие программа планирования семьи в Нигерии пробуксовывает, реализуясь чрезвычайно медленно и снижая немалые потенциальные возможности социально-экономического развития лидера Африканского континента. |