Журнал «Восток (Oriens)»

Статьи

[Рец. на:] Ташав-хаджи из Эндирея – герой Кавказской войны (Сборник исследований и материалов) / Составители: Г.М-Р. Оразаев, И.И. Ханмурзаев. Махачкала, 2023. 330 с.

Аннотация

DOI 10.31857/S086919080029968-1
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Журнал
Страницы 265 - 268
Аннотация  
 
 
Получено 03.11.2024
Дата публикации
Скачать JATS
Статья О войнах горцев Чечни и Дагестана, мусульманской государственности (имамате) и присоединении этого региона к Российской империи в XIX в. написано, без преувеличения, огромное количество трудов. Эта героическая историческая эпоха занимает важное место в отечественной историографии. Солидный корпус источников и работ аналитического характера с дореволюционной эпохи до современности не снимает дискуссионности и неоднозначности этой тематики. Историки сформулировали не один тезис, концептуально маркирующий эти события: от «колониальной экспансии и завоевания» до «добровольного вхождения в состав России». Одни авторы превозносили мудрость и государственный ум Шамиля, храбрых горцев представляли в виде борцов с «феодализмом и крепостнической Россией», хоть и в архаичной «религиозной оболочке». Другие же делали акцент на прогрессивном характере присоединения Кавказа к Российской империи, прославляли героизм русских войск и полководческие таланты представителей военной администрации. Взгляды историков отражались, в том числе, и в выборке источников для публикации. Так, выходившие сборники документов отражали смену идеологической повестки по отношению к Кавказской войне [Шамиль, 1953; Движение горцев, 1959]. В исследовательскую оптику одних авторов попадали сюжеты военной истории, других – социально-экономические процессы в регионе. Новая работа, составленная авторитетными дагестанскими историками-востоковедами Г.М.-Р. Оразаевым и И.И. Ханмурзаевым [Ташав-хаджи, 2023], продолжает публикацию исследований и источников по данной проблеме. Большую часть книги занимают исследование А.Б. Закс и статьи современных историков и краеведов из Дагестана. Дополняют сборник суфийские сочинения и отрывки из них, написанные самим Ташав или, точнее, Ташу-Хаджи, известным суфийским наставником и участником Кавказской войны на стороне имама Шамиля. Они издаются в переводе на кумыкский и частично на русский язык, вместе со стихами дагестанских поэтов о Ташу-Хаджи. Эти материалы не содержат прямых данных о событиях 1830–1840-х гг., однако, позволяют составить мнение о духовной составляющей движения за газават и посмотреть на события глазами горцев имамата. Диссертационная работа А.Б. Закс «Из истории первого периода имамата Шамиля. Ташев Хаджи – наиб Шамиля» занимает практически половину книги и является наиболее ценным, на наш взгляд, исследованием, представленным не только в рецензируемом труде, но и вообще о Ташу-Хаджи. Ранее исследование А.Б. Закс (1943 г.) не публиковалось; только некоторые сюжеты нашли отражение в более поздних публикациях Анны Борисовны [Закс, 1992; 1993]. Диссертация важна тем, что она в рамках советской историографии является одной из первых работ по проблеме имамата Шамиля и новаторской по раскрытию фигуры наиба Ташу-Хаджи. Анна Борисовна привлекла максимально широкий круг доступных на тот момент источников, включая арабоязычные тексты. Закс подвергла критическому анализу источниковую базу, заметила топографические неточности перевода на русский язык хроники Мухаммед Тахира ал-Карахи. Белые пятна исторического полотна она, по возможности, попыталась компенсировать сведениями, полученными в ходе Северокавказской историко-бытовой экспедиции, которая была проведена сотрудниками Государственного Исторического Музея в 1936–1937 гг. Работа не утратила своей значимости также за счет использования впервые опубликованных источников кавказского происхождения. В дальнейшем А.Б. Закс совместно с арабистом А.Ш. Шарафутдиновой опубликовала отдельные источники [Закс, 1995], которые собрала на Кавказе в 1936–1937 гг. и ценность которых в своих письмах И.Ю. Крачковскому подчеркивал Н.И. Покровский [Шарафутдинова, 1997, с. 507]. Все это позволило Закс, спустя три десятилетия, в 1974 г. повторно выйти на защиту и успешно справиться с задачей. Вместе с тем, на наш взгляд, отдельные сюжеты исследования требуют уточнения и развития. Так, дата смерти Ташу-Хаджи, отнесенная Закс к 1843 г., пересмотрена в статье историков И.И. Ханмурзаева и Д.С. Кидирниязова, включенной в рецензируемый сборник. Дальнейшей разработки требуют вопросы, связанные с последними годами жизни Ташу-Хаджи после отстранения его имамом Шамилем с должности наиба Ауха. А.Б. Закс приводит важные сведения, извлеченные из русских источников, что якобы летом 1841 г. Ташу-Хаджи был назначен наибом Малой Чечни (район Гехи) [Ташав-хаджи, 2023, с. 130]. Однако это не находит подтверждений в источниках. Во второй части сборника представлены десять ранее опубликованных научных и научно-популярных статей. Первые три статьи принадлежат одному из составителей сборника – И.И. Ханмурзаеву (одна в соавторстве с Д.С. Кидирниязовым); это действительно качественные научные исследования со ссылками на источники и литературу. Третья часть содержит документальный материал и письма, собранные Г.М.-Р. Оразаевым, в которых фигурирует Ташу-Хаджи. Наибольший интерес вызывает выявленный историком Р.Т. Джамбулатовым в Центральном государственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД) рапорт подполковника Мещерякова кизлярскому коменданту Г.Ф. Широкову, в котором имеется наиболее раннее, документально зафиксированное в русском источнике, упоминание о Ташу-Хаджи, относящееся к 17 ноября 1833 г. (по старому стилю). Введение в научный оборот этого рапорта, безусловно, является украшением книги. В разделе «Материалы о шейхе» помещены два коротких, но важных текста. Первый из них – «Запись о причине ухода шейха Ташава из Эндирея» из рукописи Д. Калсынова «Таррыхлар китабы». Г.М.-Р. Оразаев перевел текст с аджама на кириллицу и уже кириллический кумыкский текст перевел на русский язык. Сопроводительный комментарий к «Записи» обозначает научную проблематику, связанную с датировкой текста и путь дальнейшего поиска. Второй текст – силсила шейхов Накшбандийского тариката, составленная кумыкским мусульманским реформатором Абусуфьяном Акаевым в 1908 г. и опубликованная в книге «Василятун наджат». В последней части книги собраны тексты на исламскую тематику, написанные Ташу-Хаджи, а также его завещание. Большая часть материалов этого раздела взята из книги Ибрагима из Эндирея, автора сборника назмов («Назмы Ибрагима»). Именно в его передаче до нас и дошли многие тексты о Ташу-Хаджи. Ряд отрывков из них (например «Мюрютюме насгьат»/«Наставление моему мюриду») переведены только на кумыкский язык. Известно, что Ташу-Хаджи написал сочинение в традиционном мусульманском жанре комментария (шарх) к труду «Тифл ал-ма‘ан» («Дитя смыслов») под названием «Умм ал-хисан» («Мать благостей»). В 2010 г. этот труд был переиздан на арабском языке в Дагестане, а в 2011 г. был опубликован перевод этой работы на чеченский язык. Также в 2010 г. на арабском языке вышел поэтический труд Ташу-хаджи «Каса’ид ал-а‘зам ал-гаус» («Стихи величайшего вспоможения…»). Но в сборник они не были включены. Завершает сборник библиографический список, составленный Г.М.-Р. Оразаевым. Составитель поделил список на три части, согласно языку публикаций (на русском, кумыкском и иностранных языках). В книге имеются некоторые неточности. На обложке и на с. 11 помещен портрет Ташу-Хаджи. В действительности, это фрагмент более крупного изображения, на котором фигурирует кадий Ичкерийского округа Шамиль-Хаджи Каратаев и его братья. Шамиль-Хаджи был известен своей библиотекой, ему также принадлежала рукопись «Предание о происхождении чеченцев». Также на титульном листе изображена вложенная в ножны сабля, якобы принадлежавшая Ташу-Хаджи, а на с. 15 сборника изображение сабли дублируется и содержится сопроводительная информация к «экспонату № 141» музея Тамойкиных в Канаде. При описании музейного лота упоминается, что сабля была взята как трофей «адъютантом генерала Г.А. Головина» поручиком Петром Аверьяновичем Филиным, годы жизни которого указаны как 1832–1907. Действительно, историкам известен генерал Головин, но Евгений Александрович (командующий Отдельным Кавказским корпусом с 1837 по 1842 гг.), а не «Г.А.». Мы ставим также под сомнение реальное существование такого адъютанта, т.к. годы жизни П.А. Филина явно выносят его за рамки пересечения по служебной линии с генералом Е.А. Головиным. В библиографии упоминаются «Воззвания Ташев-Хаджи», якобы опубликованные в т. 32 «Сборника сведений о кавказских горцах» на с. 241–251. Между тем, было всего 10 выпусков этого ежегодника. Ни в одном из этих выпусков нет «Воззваний Ташев-Хаджи». В целом, сборник содержит ценные и важные материалы и сведения, часть из которых впервые вводится в научный оборот. Перечисленные недочеты не снижают ценности этой книги, которая еще раз показывает, что эпоха имамата и личности таких полководцев и шейхов, как Ташу-Хаджи, требуют дальнейшего анализа.