Журнал «Восток (Oriens)»

Статьи

Армяне Сирии: община, структуры, организации

Аннотация

DOI 10.31696/S086919080031288-3
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
младший научный сотрудник
Журнал
Страницы 113 - 124
Аннотация В статье рассматриваются структурно-организационные основы армянской общины Сирии, состоящие из объединений, организаций и ассоциаций, большинство из которых было создано в первые годы становления общины, а некоторые – еще задолго до этого.
Даются схемы структуры общины, выделяются и подробно описываются ее ключевые элементы. Отмечается, что в зависимости от направленности деятельности армянские организации и институты в Сирии можно разделить на политические (армянские партии), религиозные (армянские церкви), культурные и образовательные (армянские школы, культурные, молодежные, спортивные объединения), благотворительные.
На всех этапах существования общины они играли и сегодня продолжают играть большую роль. Эта роль заключается, во-первых, в поддержании внутриобщинной жизни, связей между отдельными представителями общины. Во-вторых, благодаря деятельности общинных организаций и объединений, сирийским армянам удалось сохранить уникальную этнокультурную идентичность, сочетающую как сирийский, так и армянский компоненты. В-третьих, общинные институты (в первую очередь армянские церкви) обеспечивают каналы для выстраивания отношений армянской общины с Сирийским государством и обществом. Вместе с тем они всегда служили и в качестве инструмента для обеспечения связи общины с Республикой Армения (воспринимаемой сирийскими армянами как часть исторической родины), а также с сетью армянских диаспоральных общин в разных странах мира.
В заключительной части статьи освещается проблема трансформации армянских общинных организаций и институтов в Сирии после 2011 г. Обращается внимание на то, как изменилась их роль в условиях вооруженного конфликта. Отмечается, что главной их задачей с его началом стало обеспечение безопасности общины и оказание помощи сирийским армянам. Именно деятельность этих институтов и организаций стала фактором, позволяющим говорить сегодня о сохранении армянской общины Сирии. Вместе с тем во многом от их дальнейшего функционирования будут зависеть перспективы ее восстановления.
Ключевые слова
Получено 03.11.2024
Дата публикации
Скачать JATS
Статья Армянское присутствие в Сирии насчитывает много веков. При этом, однако, современная армянская община Сирии была сформирована лишь в первой четверти прошлого столетия. Два обстоятельства позволяют говорить о сирийских армянах как об общине начиная именно с этого периода. Во-первых, в течение 1915 – начала 1920-х гг. Сирия была страной, которая приняла многочисленные потоки переживших геноцид армянских беженцев. В результате численность армян, прибывших в Сирию в эти годы, стала в разы превышать численность т. н. старых армян (араб. «арман кудама’»)1. Во-вторых, именно в эти годы были заложены институциональные основы армянской общины.
1. Численность «старых армян» по разным оценкам составляла от 25 до 44 тыс. в сравнении с 100 тыс. армянских беженцев (последняя цифра – по состоянию на 1924 г.). [Greenshields, 1978, p. 39; Abrahamyan, 1967, p. 21–22].
Конечно, некоторые общинные институты существовали еще задолго до становления современной общины сирийских армян, о чем свидетельствуют построенные за много веков до этого армянские церкви. С середины XIX в. в Сирии начали появляться также и армянские школы, первая – в 1848 г. [Melkonian, 2003, c. 522] Несмотря на все это, на тот момент пока еще нельзя было говорить о существовании общины с четкой институциональной структурой. Она стала формироваться только с 1920-х гг. с появлением системы общинных институтов, вокруг которой протекали все внутриобщинные процессы и которая обеспечивала как взаимодействие между отдельными элементами армянской общины Сирии, так и ее связь с другими общинами армянской диаспоры. Более того, общинные институты и организации всегда служили своего рода связующим звеном в деле выстраивания отношений с сирийским обществом и государством. В настоящей статье ставится задача описания организационной структуры армянской общины Сирии и связей между отдельными ее элементами. Рассмотрение структурно-организационных основ общины сирийских армян позволит определить особенности ее функционирования и найти причины ее устойчивости в условиях кризисов. Кроме того, этот вопрос можно поместить и в более широкую проблематику диаспоральных исследований, одной из центральных проблем которых является определение и описание характеристик диаспоральных общин. В качестве ключевого источника при подготовке статьи и оценке роли общинных организаций и институтов в жизни сирийских армян служили материалы индивидуальных интервью, проведенных автором в 2019 и 2022 гг. с представителями армянской общины Сирии, общинными религиозными и общественными деятелями в Ереване, Алеппо и Дамаске, а также представителями органов государственной власти Сирийской Арабской Республики и Республики Армения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ СИРИИ

Современная армянская община Сирии имеет сетевую структуру, так как у действующих в стране организаций и объединений есть отделения и представительства во всех сирийских городах со значительным армянским населением [Pashayan, Harutyunyan, 2011, c. 14]. При этом сетевой характер армянской общины Сирии имеет и внешнюю составляющую. Многие армянские объединения и организации являются филиалами общедиаспоральных организаций, которые имеют подразделения не только в Сирии, но и в других государствах, где присутствуют армянские общины. Это позволяет говорить о том, что все они представляют в сумме некую транснациональную сеть, объединяющую различные армянские общины. Вместе с подразделениями и филиалами общедиаспоральных армянских организаций в Сирии действуют и местные армянские объединения. В зависимости от направленности деятельности армянские организации и институты в Сирии можно разделить на политические (армянские партии), религиозные (армянские церкви), культурные и образовательные (армянские школы, культурные, молодежные, спортивные союзы и объединения), благотворительные. При этом, несмотря на такое – порой весьма условное – разделение согласно сферам деятельности, усилия всех армянских организаций всегда были направлены на решение трех ключевых задач: сохранение армянской культурной идентичности и самобытности, поддержание функционирования общины и организацию внутриобщинной жизни. Прежде чем рассматривать особенности деятельности каждой из перечисленных групп организаций и объединений, представляется необходимым описать организационную структуру армянской общины Сирии с тем, чтобы продемонстрировать связи между отдельными общинными институтами, обуславливающие особенности их взаимодействия, а также особенности функционирования общины. Сделать это представляется целесообразным посредством построения двух схем (рис. 1 и 2). С учетом того, что армянская церковь – ключевой системообразующий элемент армянской общины Сирии, можно представить следующую схему структуры общины, в рамках которой выделяются три подсистемы. В качестве их центральных элементов будут выступать три армянские церкви: апостольская [Армянская апостольская церковь] (которая, в свою очередь, внутри Сирии делится на епархии, принадлежащие Эчмиадзинскому католикосату и Киликийскому католикосату (Антилиас)), католическая [Армянская католическая церковь] и протестантская (евангелическая). Наиболее широкой является сеть организаций и объединений армянской апостольской общины (подробнее о ней см. рис. 2). Католическая община имеет школы и объединения, такие как, например, Союз (объединение) армяно-католиков, молодежное объединение армяно-католиков, представленные в разных городах Сирии. Протестантской общине также принадлежат школы (численность учеников армянского происхождения в них крайне невелика) и объединения (которые в большей степени имеют религиозную направленность).

Рис. 1 Организационная структура армянской общины Сирии (Источник: материалы интервью автора)

Структуру сирийской армянской общины можно представить и в виде еще одной схемы – выделив другие подсистемы, в центре которых находятся следующие институты: три армянские партии (Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн», социал-демократическая партия «Гнчак» и либерально-демократическая партия «Рамкавар-Азатакан») и Армянский всеобщий благотворительный союз (АВБС). Элементами этих подсистем также являются армянские школы и объединения (на арм. «миуцюн», ед. ч.), деятельность которых финансируется соответствующей партией или АВБС. Большинство этих объединений имеют филиалы или региональные отделения во всех сирийских городах, где есть армянские общины: Дамаске, Алеппо, Латакии, Кесабе, Камышлы.

Рис. 2 Организационная структура армянской общины Сирии (Источник: материалы интервью автора)

Принадлежность к перечисленным подсистемам, а, самое главное, ощущение такой принадлежности во многом определяет то, как сирийские армяне идентифицируют себя (или как их идентифицируют другие) в социально-культурном (отчасти – политическом) отношении.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Ключевым элементом, обеспечивающим существование и деятельность армянской общины Сирии, является Армянская Церковь. О ее значении в деле становления и функционирования общины говорит то обстоятельство, что здания церквей (как и школ) были первыми сооружениями, которые строились уже на начальных этапах формирования общины, когда армянские беженцы в Сирии проживали еще в палаточных городках [Migliorino, 2008, p. 50]. Как уже отмечалось, армяне в Сирии принадлежат трем церквям: Армянской апостольской церкви (большинство), Армянской католической и Армянской протестантской (евангелической). Главы трех армянских церквей в Сирии являются главами трех соответствующих общин. Все три армянские церкви в Сирии не являются и не воспринимаются как исключительно религиозные институты, выполняющие функции духовных центров общины. Их деятельность на самом деле охватывает очень широкий круг сфер: от культурной и образовательной до социально-политической и правовой. В первые годы после геноцида 1915 г. армянские церкви активно участвовали в организации мероприятий по оказанию помощи армянским беженцам и сиротам, которые находились в лагерях для беженцев и приютах [Pashayan, Harutyunyan, 2011, c. 10]. В последующие годы усилия церквей были направлены на развитие и поддержание общественно-культурной жизни общины, что в результате сыграло ключевую роль в сохранении и укреплении армянской идентичности и культуры. Также они традиционно принимали участие в организации образовательного процесса в армянских школах и культурной жизни общины. Благодаря деятельности церквей обеспечивается помощь нуждающимся семьям, оказывается финансовая поддержка армянским студентам и ученикам [Harutyunyan, 2002, c. 50]. Армянские церкви в Сирии имеют определенную автономию в правовой сфере в том, что касается решения вопросов, имеющих внутриобщинное значение, а также, например, вопросов семейного права. Все три церкви являются также основными представителями интересов общины и выступают в качестве некоего связующего звена между ней и сирийским руководством. Это связано с тем, что сирийские власти признают армянскую общину в лице трех религиозных общин (араб. «та’ифа»): ат-та’ифа аль-арманиййа аль-’урсудуксиййа (армянской апостольской общины), ат-та’ифа аль-арманиййа аль-касуликиййа (армянской католической общины), ат-та’ифа аль-арманиййа аль-инджилиййа (армянской евангелической общины). Как следствие, именно руководители этих религиозных общин являются официальными представителями в вопросах выстраивания отношений с руководством САР и с другими общинами в Сирии. Даже в тяжелые для армянской общины Сирии годы, когда она испытывала на себе последствия политической ситуации в стране, а также введенных отдельными режимами ограничений, армянским церквям удавалось в определенной степени сохранить свое положение и свою роль благодаря их сбалансированной позиции. Так, в конце 1950-х гг. и в 1960-е гг. они в меньшей степени, чем другие армянские институты, ощутили давление вводившихся властью ограничений. В период президентства Х. Асада и Б. Асада, однако, положение армянских церквей (как и других общинных институтов), по словам представителей общины, улучшилось, а их значимость в качестве представителей общины в вопросах выстраивания отношений с властями значительно повысилась [Интервью автора, 2022]. В целом, даже несмотря на серьезные проблемы, связанные со спорами о принадлежности епархий внутри Армянской апостольской церкви в Сирии, которые в прошлом приводили к весьма острым разногласиям и противоречиям внутри общины [Hay Spyurq, 2003, с. 693–696], все три присутствующие в Сирии армянские церкви по сей день играют ключевую роль во всех сферах жизни армянской общины.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Армянские политические организации в Сирии представлены отделениями трех армянских национальных партий: Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн», социал-демократической партии «Гнчак» и либерально-демократической партии «Рамкавар-Азатакан». Две из них были основаны еще в конце XIX в.: в 1887 г. – «Гнчак», в 1890 г. – «Дашнакцутюн». Партия «Рамкавар-Азатакан» возникла в 1921 г., однако ее основы были заложены также в конце XIX в. Кроме трех основных армянских партий в Сирии в начале 1920-х гг. действовали также и армянские коммунистические группы, участвовавшие в формировании Коммунистической партии Сирии и Ливана. Но поскольку они были в первую очередь частью коммунистического движения, в настоящей статье они не рассматриваются в качестве тех армянских институтов, вокруг которых происходило формирование армянской общины. Что касается трех армянских национальных партий, необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство: если на начальных этапах развития армянской общины в период французского мандата они весьма активно участвовали в политической жизни Сирии, то в дальнейшем поле их деятельности оказалось весьма ограниченным. Автор большого труда по истории армянских общин Сирии и Ливана Н. Мильорино подчеркивает, что активная деятельность армянских партий в мандатный период была возможной благодаря существовавшей на тот момент в Сирии политической системе, которая предусматривала участие (по квотам) в политической жизни страны официально признанных этнорелигиозных групп [Migliorino, 2006]. В целом в 1920-х гг. армянские национальные партии не только смогли возобновить свое присутствие на территории Сирии, но и стали основными игроками, претендовавшими на лидерство в управлении делами общины [Migliorino, 2006]. После фактического обретения независимости Сирией армянские национальные партии, которые превратились в ключевую руководящую силу внутри общины, продолжали принимать участие в политической жизни государства, однако это участие в целом ограничивалось вступлением в политические союзы с ведущими арабскими политическими силами. Основу же политической активности трех партий составляла внутриармянская борьба за распространение влияния, что препятствовало достижению политических результатов, существенных с точки зрения защиты и продвижения интересов общины. [Migliorino, 2008, p. 92–93] По сути, армянские партии в Сирии стремились, в первую очередь, к доминированию внутри общины (в более широком смысле – во всех диаспоральных армянских общинах), а участие в политической жизни страны, например, в парламентских выборах, становилось для них лишь инструментом проведения этой линии. Негативным образом на жизни общины отразилась и борьба партий за влияние на Армянскую апостольскую церковь, имевшее для них особое значение вследствие крайне важной роли церковных институтов в деле поддержания существования армянской общины. Вообще в отношении многих важных вопросов, как имевших сугубо внутриобщинный характер, так и выходивших за пределы общины, у трех армянских партий вырабатывались совершенно разные и даже противоположные походы. Например, между ними имелись серьезные противоречия по вопросу о том, как выстраивать связи с Советской Арменией2. Идеологическое противостояние между партией «Дашнакцутюн», которая была крайне негативно настроена в вопросе развития отношений с Советской Арменией, с одной стороны, и партиями «Гнчак» и «Рамкавар», в целом занимавшими более гибкую позицию и готовыми к налаживанию связей – с другой, отрицательно сказалось на единстве армянской общины [Melkonian, 2003, p. 14]. Тем не менее, согласно некоторым армянским исследователям, противостояние трех армянских партий в разных общинах диаспоры, в том числе и в сирийской, имело и положительную составляющую: оно обеспечивало относительное политическое равновесие, что позволяло армянским общинам адаптироваться к сложившимся в государствах проживания политическим системам и режимам [Melkonian, 2003, p. 14]. Кроме того, все три партии сыграли большую роль в деле самоорганизации и развития армянской общины Сирии и стали одной из ключевых опор, на которых всегда основывалось ее функционирование.
2. Такое противостояние было характерно не только для армянских партий в Сирии, но и в армянских общинах в других странах.
Как уже было отмечено, в период после фактического обретения независимости Сирией возможности политической активности армянских партий оказались серьезны ограничены. В 1953 г. был введен запрет на деятельность политических объединений, организованных по этнорелигиозному принципу. В дальнейшем (и до сих пор) официально деятельность армянских национальных партий оставалась под запретом. [Migliorino, 2008, p. 97–98] Тем не менее сегодня армянские партии сохраняют присутствие в Сирии и участвуют в жизни общины через созданные ими культурные, общественные и спортивные организации и объединения, поскольку заниматься они могут исключительно неполитической деятельностью. Она ограничивается пределами общины и ориентирована в основном на решение вопросов, касающихся сугубо внутриобщинных дел. К тому же сирийские армяне уже давно не воспринимают партийную принадлежность в идеологической плоскости: для большинства из них принадлежность к определенной партии в первую очередь определяет выбор культурного, молодежного объединения или школы, которые входят в систему институтов, в центре которой находится соответствующая партия [Migliorino, 2006].

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Основными армянскими благотворительными организациями (и фондами), действующими в Сирии, являются Армянский всеобщий благотворительный союз, Армянский союз помощи, Крест помощи сирийским армянам, Фонд Джинишяна. Некоторые из них развернули активную деятельность уже на первых этапах существования общины в Сирии: организовывали помощь армянским беженцам, финансировали приюты для сирот, обеспечивали минимально необходимые условия для проживания в новой стране. В последующем, когда были решены самые неотложные задачи по оказанию помощи армянским беженцам и было закрыто большинство приютов для сирот, благотворительные организации переориентировали свою деятельность на содействие развитию армянской культуры, образования, сохранение армянской идентичности. В качестве одной из наиболее активных армянских благотворительных организаций, имеющих присутствие в Сирии, выделяется Армянский всеобщий благотворительный союз, который всегда занимал отдельное место в жизни армянской общины Сирии (и не только). Как и другие благотворительные организации, АВБС, на первых порах в основном занимался организацией помощи беженцам, но затем наметил в своей стратегии новые направления. Уже с начала 1930-х гг. он стал финансировать в Сирии многочисленные культурные программы, выдавать пособия армянским школам, которые были направлены на ремонт зданий, выдачу зарплат учителям и оплату обучения учеников. Важнейший результат его деятельности – это открытие в 1954 г. первой школы АВБС в Алеппо; а в следующем году – в Дамаске [Мелконян, 2010, c. 368–369]. В настоящее время, как было отмечено в представленной выше схеме (рис. 2), Армянский всеобщий благотворительный союз, наряду с тремя армянскими партиями, в Сирии является центральным элементом отдельной подсистемы, в которую входят принадлежащие ему школы и объединения. Его многоплановая деятельность выходит далеко за рамки благотворительности и направлена в основном на развитие армянской культуры и образования и на сохранение армянского языка в среде сирийских армян.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ, МОЛОДЁЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

В отдельную группу армянских институтов, действующих в Сирии, следует выделить многочисленные образовательные, культурные, молодежные и спортивные объединения (на арм. «миуцюннер»), создававшиеся на различных этапах развития армянской общины Сирии и свидетельствующие о стремлении сирийских армян сформировать некую армянскую среду и так сохранить собственную культуру и самобытность. Одно из центральных мест в системе армянских институтов в Сирии всегда играли школы, которые вместе с армянскими церквями были первыми общинными институтами, которые стали появляться еще на этапе пребывания армянских беженцев в палаточных городках в Сирии. Это свидетельствует о степени важности, которая придавалась сирийскими армянами организации образовательного процесса. Как и армянские церкви, многие армянские школы существовали в Сирии задолго до формирования современной общины. Первая такая школа появились еще в 1848 г. в Кесабе [Melkonian, 2003, p. 522]; а уже в 1922–1923 гг. почти во всех сирийских городах, где присутствовали армяне, действовали армянские начальные школы. В 1927–1928 гг. в одном только Алеппо насчитывалось 22 армянских школы. [Topuzyan, 1986, p. 273–274] По состоянию на начало 2000-х гг. в Сирии действовали 32 армянские школы (14 из них в Алеппо) [Harutyunyan, 2002, p. 205–206]. Примечательно, что армянская община в Сирии является единственной этноконфессиональной общиной, которой официально разрешено преподавание школьных предметов на родном языке. Тем не менее ситуация не всегда была такой, и в прошлом руководство общины сталкивалось с большими трудностями в условиях введения ограничений на преподавание в армянских школах. Самым серьезным вызовом для деятельности армянских школ был принятый в 1967 г. закон, предусматривавший национализацию всех негосударственных частных школ и введение в них обязательного обучения на арабском языке. Для армянских школ это означало следующее. Во-первых, в них назначался государственный директор-араб (сегодня в армянских школах назначается два директора, один из которых – общиной). Во-вторых, запрещалось изучение армянского языка, истории, письменности (разрешалось изучать только историю религии на родном языке). В-третьих, вводилось обязательное преподавание всех предметов на протяжении всего периода обучения только на арабском языке и обязательное их соответствие государственной программе обучения. Однако в ходе переговоров руководству армянской общины удалось отстоять право преподавания на армянском языке. [Harutyunyan, 2002, p. 207–209] В результате достигнутого соглашения армянским школам (за исключением школ, находившихся в ведении Армянской католической церкви, представители которой отказались присоединиться к нему [Мелконян, 2010, с. 372]) было позволено преподавать на армянском языке два предмета: религию и язык религии [Harutyunyan, 2002, p. 209]. А уже с начала 1970-х гг., несмотря на сохранение введенных ранее ограничений, армянским школам была предоставлена определенная самостоятельность при условии соблюдения ими основных, ставших отчасти формальными, требований, выдвигаемых государством. В результате, например, роль назначаемых государством директоров была сведена к минимуму. [Migliorino, 2008, p. 164] Более того, армянские учителя могли уже более гибко распоряжаться фиксированным количеством часов в неделю, выделенных на изучение религии и языка религии на армянском языке, а также использовать для его изучения время, отведенное на некоторые другие предметы, например, на занятия по музыке [Интервью автора, 2019]. Деятельность армянских школ в существенной степени дополняется работой, проводимой действующими в Сирии армянскими культурными, молодежными, спортивными организациями, для обозначения которых в среде сирийских армян используется армянское слово «акумб» (арм. «клуб»), означающее место, где заседает или собирается то или иное объединение. Среди них можно назвать следующие: Ассоциация армянской молодежи Сирии, Культурный союз «Нор Серунд», Образовательное и культурное общество «Амазгаин», Культурное объединение «Тэкеян», Армянское молодежное общество, Армянский всеобщий спортивный союз, Армянский спортивный союз. Хотя эти объединения основаны отдельными политическими партиями и АВБС и поэтому в определенной мере могут рассматриваться как конкурирующие, все же каждое из них является частью единой сети армянских организаций и институтов, обеспечивающих существование и развитие армянской общины. В 1950–1960-е гг. деятельность подобного рода армянских организаций и объединений была значительно ограничена государством [Migliorino, 2008, p. 131], но все же так же, как и в случае с армянскими школами, их руководству удалось отстоять право на их сохранение. Сегодня же не только армянские школы, но и культурные, молодежные и спортивные объединения пользуются весьма широкими правами и автономией в вопросах организации внутриобщинной жизни. Конечно, есть определенные формальные требования, которым они должны соответствовать. Так, все они имеют официальные названия на арабском языке, учебная программа в школах соответствует государственной программе, все организации и объединения зарегистрированы в Министерстве по социальным вопросам и вопросам труда и имеют статус объединений (араб. «джама‘ат») [Интервью автора, 2022]. Впрочем, это никак не ограничивает их реальную деятельность, а лишь предполагает необходимость формального соответствия сирийским законам.

ЗЕМЛЯЧЕСКИЕ СОЮЗЫ

При рассмотрении системы армянских организаций и институтов в Сирии стоит обратить внимание и на армянские земляческие (или патриотические) союзы (землячества), которые создавались армянскими беженцами-выходцами из отдельных городов или регионов бывшей Османской империи. Таковыми являются, например, земляческий союз Тигранакерта, земляческий союз Мараша, молодежное армянское объединение Урфы [Payaslian, 2007, p. 117]. Как и в случае с другими армянскими общинными институтами, на этапе формирования армянской общины Сирии деятельность земляческих союзов была направлена на организацию помощи. В частности, они занимались сбором средств для обеспечения людей жильем, для постройки школ и церквей [Migliorino, 2008, p. 57]. Сегодня, несмотря на то что землячества не столь активны, как другие общинные институты, все же они остаются важной составляющей армянской системы организаций и институтов, обеспечивающих существование общины. Вместе с тем принадлежность к землячеству – важный элемент идентичности сирийских армян.

АРМЯНСКИЕ ОБЩИННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ В УСЛОВИЯХ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА

Наличие системы общинных институтов, имеющих прочные связи между собой, всегда служило основой стабильного существования армянской общины. Начало конфликта в Сирии стало серьезным вызовом этой стабильности, но все же система армянской общины продемонстрировала устойчивость в условиях кризиса. В годы конфликта большинство общинных организаций и институтов продолжили функционирование, обеспечив тем самым сохранение целостности общины. Вместе с тем община столкнулась с необходимостью задействования новых организаций для оказания помощи представителям общины и в более широком смысле – для ее сохранения. Одной из них стал созданный в 2012 г. Сирийский центр скорой помощи и восстановления (на арм. Сурио Штаб огнутян ев веракангнуми мармин). В его рабочую группу вошли представители всех трех армянских церквей, армянских партий и АВБС. Основная задача этого объединения заключалась в координировании действий всех общинных организаций и объединений и обеспечении постоянной связи между армянскими общинами в разных городах Сирии, в которых для этого были созданы его региональные отделения. Центр оказывал и оказывает помощь армянским семьям, пострадавшим вследствие конфликта, распределяет поступающую в общину материальную и гуманитарную помощь [Интервью автора, 2022]. В результате конфликта армянская община столкнулась с необходимостью решения еще одной новой задачи, а именно, оказания помощи армянам, вынужденно покинувшим Сирию. Вследствие этого наряду с активизацией деятельности уже существовавших к началу сирийского конфликта армянских организаций стали появляться и новые объединения, а также фонды уже за пределами Сирии. В основном они развернули деятельность на территории Армении, куда переехало наибольшее число сирийских армян. Появление в Армении новых армянских организаций и фондов, оказывающих помощь сирийским армянам, было обусловлено необходимостью содействовать интеграции сирийских армян в Армении и помогать в решении вопросов, связанных с обеспечением их жильем, работой, а также оплатой учебы. Наибольшую активность в этом направлении проявили Благотворительная организация соотечественников «Алеппо» ["Aleppo" Compatriotic Charitable Organization], Союз сирийских армян [Syrian Armenians Union Organization], Фонд помощи сирийским армянам [Syrian Armenian Relief Fund], Координационный центр по проблемам сирийских армян [Center for Coordination of Syrian-ArmeniansIssues NGO]. Основание организаций сирийских армян за пределами САР тоже можно рассматривать как своеобразный механизм сохранения армянской общины Сирии. Но в этом случае речь идет уже, скорее, о сохранении особой культуры сирийских армян и ее воспроизведении за пределами ставших для них традиционными мест проживания. *** Высокую степень самоорганизации сирийских армян можно объяснить двумя обстоятельствами. Первое из них – это необходимость сохранения физического присутствия в условиях, когда возникают угрозы безопасности общины. Так, именно скоординированная деятельность армянских общинных организаций и институтов в условиях продолжительного вооруженного конфликта в Сирии позволяет сегодня говорить о сохранении общины. Второе, не менее важное обстоятельство – это стремление сохранить собственную этнорелигиозную идентичность в инокультурной среде. Примечательно, что практически все респонденты в интервью автору на просьбу назвать главный или перечислить несколько главных, по их мнению, факторов, обеспечивших сохранение армянской общины, давали один ответ, называя следующие внутриобщинные инcтитуты: «Церковь, школы и объединения (акумбы)» [Интервью автора, 2022]. И действительно, несмотря на тяжелейшие условия конфликта, деятельность этих общинных институтов, не только сделала возможным сохранение общины, даже несмотря на резкий спад в ее численности в результате вынужденной миграции, но и позволяет сегодня ставить вопрос о перспективах ее восстановления.