Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
Глобализация и безопасность национальной цивилизации: к вопросу интеллектуального иммунитета монгольской цивилизации
Аннотация
DOI | 10.31696/S086919080031554-6 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 166 - 176 |
Аннотация |
Взаимозависимость глобализации и цивилизации справедливо входит в число важнейших вопросов, которым уделяют внимание ученые. Многие ученые считают, что глобализация — это безграничное перемещение капитала, технологий и духовных ценностей. Помимо этого широко распространено мнение, что воздействие глобализации представляет собой двойной процесс. Глобализация объясняется как процесс сосуществования, взаимопроникновения, но и как процесс конфликта и борьбы. Достижения информационных технологий стали доступны для каждого человека, независимо от национальных, региональных или международных границ. В эпоху широкого распространения информационных технологий люди могут свободно и без каких-либо препятствий находить и использовать необходимые информации, независимо от того, где они находятся и в какой стране. Под влиянием глобализации общество становится все более открытым, достижения культуры, искусства, науки и техники проникают во все сферы жизни общества и внедряются без каких- либо ограничений, границы национальных, локальных и глобальных цивилизаций стираются и последствия их координации усложняются, в таких обстоятельствах гармоничное сочетание глобализации и национальных ценностей является важным вопросом обеспечения национальной безопасности. В статье рассматриваются общие понятия о цивилизации, основные ступени развития цивилизации, вызовы и риски для традиционной цивилизации и ценностей в условиях современной эпохи информационных технологии. Особое внимание уделяется раскрытию традиционных и современных ценностей монгольской кочевой цивилизации. Статья пытается определить, на примере одной страны, Монголии, как постоянно набирающий силу воздействия процесс глобализации, универсальный по его пространственному охвату, соотносится с наследием предшествующего развития человечества — с его локальными цивилизационными различиями. В настоящее время - в эпоху глобализации, обеспечение безопасности национальной цивилизации, интеллектуального иммунитета кочевой цивилизации путем сохранения и развития её уникальных и неповторимых ценностей, является основной задачей развития монгольской нации. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
В эпоху глобализации продолжают возникать многие общие проблемы глобального характера и новые тенденции эволюции, которые влияют на национальную и цивилизационную безопасность и привлекают внимание ученых.
Независимость и безопасность любой страны во многом зависят от ее ресурсов устойчивого социально-экономического развития, конъюнктуры мирового экономического рынка, тенденций его развития, места и авторитета страны в международном экономическом сообществе, экспортного потенциала страны. Короче говоря, независимость и безопасность страны стали все больше зависеть от экономических факторов. Особенно активнее проявляется влияние и роль мировых и региональных банков, финансовых центров в международном экономическом сотрудничестве. Экономический ресурсный потенциал страны определяется внедрением и освоением таких новых технологий, как нано-, био-, IT-технологий, химии, генной инженерии, новых методов производства и управления, а также новых источников энергии. Иными словами, политика и экономическое развитие той или иной страны, основанные на научно-технических достижениях и инновациях, становятся важнейшей основой укрепления национальной безопасности.
Применительно к условиям Монголии для устойчивого и самостоятельного развития экономики необходимо добиться сбалансированного соотношения или гармонии таких реальных секторов экономики, как горнодобывающая отрасль, животноводство, сельское хозяйство, туризм и инфраструктура, внедрить в производство научно-технические достижения, значительно повысить производительность труда, развивать перерабатывающую промышленность в экспортном направлении, добиться интенсификации сельского хозяйства, особенно животноводства, снижения его сильной зависимости от природы. Также необходимо добиться создания мощностей для полного удовлетворения потребностей населения в натуральной и качественной пищевой продукции отечественного производства, а также создания потенциала, обеспечивающего потребности страны в топливно-энергетических ресурсах, модернизации банковской и финансовой системы. Таким образом, устойчивое экономическое развитие страны становится решающим фактором укрепления её самостоятельности и экономической независимости Батхишиг, 2023, с. 25–28.
Под влиянием глобализации общество становится все более открытым, достижения культуры, искусства, науки и техники проникают во все сферы жизни общества и внедряются без каких-либо ограничений, границы национальных, локальных и глобальных цивилизаций стираются и последствия их координации усложняются. В таких обстоятельствах гармоничное сочетание глобализации и национальных ценностей является важным вопросом обеспечения национальной безопасности. Достижения информационных технологий стали доступны для каждого человека, независимо от национальных, региональных или международных границ. В эпоху широкого распространения информационных технологий люди могут свободно и без каких-либо препятствий находить и использовать необходимую информацию, независимо от того, где она находится и в какой стране. В эпоху глобализации, т.е. безграничного расширения гуманитарных связей, взаимного «слияния» культур, мощной информационной волны, сохранение уникальных и неповторимых особенностей и ценностей национальной цивилизации, не теряя при этом своих позиций, становится важным элементом политики и деятельности государства по обеспечению национальной безопасности.
Сейчас такое время, когда невозможно сохранить ценности национальной цивилизации и укрепить национальную безопасность, если государство не поставит человека в центр социально-экономического развития и не сделает адекватных инвестиций в развитие человека. По этой причине в настоящее время в центре политики обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития находится задача «воспитать социально-активного, здорового монгольского гражданина путем создания возможности каждому получить качественное образование, которое является основой развития страны, и социальной среды, гарантирующей качественную, счастливую жизнь человека и гарантию семейной жизни и социальную защиту семьи Долгосрочное видение 2050, vision2050.gov.mn.
Как заявил Президент Монголии У.Хурэлсух в своем выступлении в ноябре 2022 г., “Монгольский народ, монгольская культура, монгольская история, монгольские обычаи и традиции должны быть национальной гордостью и ценностями страны. Не надо пренебрегать великим делом воспитания граждан, сердца которых должны болеть за монгольское дело, что является залогом независимости Монголии» president.mn/25286. В этом высказывании содержится глубокий смысл, отражающий уникальность всего интеллектуального иммунитета страны для укрепления независимости Монголии и монгольской цивилизации в эпоху глобализации. Одним словом, обеспечение личной безопасности, прав и свобод народа и граждан Монголии является основным содержанием национальной безопасности Монголии.
Каждый шаг устойчивого развития общества и каждая мера экономического строительства должны быть разумно согласованы с политикой стратегии развития любой страны, направленными на защиту матери-природы и обеспечения экологического баланса. Экологическая среда Монголии является достаточно хрупкой и обладает низкой регенеративной способностью, и эта среда больше всего страдает от последствий потепления климата и продолжающегося опустынивания и разрушения почвы. Многие озера, пруды и ручьи высыхают, леса истощаются, тем более многие виды птиц и животных находятся под угрозой исчезновения. Это связано с эксплуатацией природных ресурсов без продуманного и дальновидного планирования, с отсутствием регулирования в политике государства по добыче и использованию минеральных ресурсов. Все более насущным становится разумное регулирование численности скота в соответствии с нагрузкой на пастбища. Поэтому задача «возродить» мать-природу, чтобы любить и защищать ее, установить твердые правила разумного использования её богатств, жить в гармонии с природой является жизненно важной задачей укрепления национальной безопасности страны.
Одним из главных критериев социального прогресса является национальное единство, стабильное развитие общества. Наряду с фактором ускорения развития, глобализация несет в себе риск не только увеличения разрыва в экономическом развитии между странами, но и социальной дифференциации внутри общества, поляризации на богатых и бедных, как следствие, возникновения неравенства между различными социальными группами и конфликта интересов внутри страны. Наряду с положительными, существуют также такие деградирующие общество явления, как безработица, бедность, нарушения прав человека, распространение наркотических средств, эпидемии инфекционных заболеваний. Такие вредные явления, как трансграничные нелегальные миграции и угрозы терроризма, приобретают всеохватывающий характер. Эти явления ослабляют такие факторы безопасности, как социальная стабильность и национальное единство, в каком-то смысле они имеют эффект «центробежной» и дезинтеграционной силы в обществе.
Вот почему, наряду с такими экономическими и социальными мерами, как поддержание справедливого распределения богатства, настойчивая борьба с безработицей и бедностью, поддержка зажиточного и среднего класса населения, необходимо культивировать и развивать патриотическое национальное сознание, национальную память и гордость всех граждан за родину. Путем просвещения всех граждан и популяризации национальных ценностей можно будет укреплять национальную безопасность. Иными словами, как никогда важно сформировать и укрепить интеллектуальный иммунитет независимости и безопасности страны Жалбажав, 2023, с. 137–138.
Необходимо очень тонко разграничивать понятия «Национальная безопасность» и «Безопасность национальной цивилизации». Национальная безопасность относительно тщательно изучена на национальном и международном уровнях, и многие страны имеют свои собственные законы и концепции обеспечения своей безопасности.
Монголия впервые приняла «Концепцию национальной безопасности» в 1994 году и обновила ее в 2010 году, а Закон «О национальной безопасности» действует с 2001 года. В этих документах национальная безопасность определяется как «состояние гарантированных внутренних и внешних благоприятных условий для сохранения и защиты коренных национальных интересов Монголии» История Монголии, т. V, 2023, с. 352.
В 1994 году парламент принял Концепцию национальной безопасности Монголии, основанную на широком определении «безопасности». Национальная безопасность включает в себя несколько компонентов, начиная от безопасности существования Монголии и заканчивая экологической безопасностью
В документе национальная безопасность рассматривается целостно и комплексно, на основе жизненно важных национальных интересов. Парламент отдает приоритет существованию монгольского народа и его цивилизации, независимости, суверенитету, территориальной целостности, нерушимости границ, относительной экономической независимости, устойчивому экологическому развитию и национальному единству. Эти «жизненно важные национальные интересы» составляют объект особой заботы и защиты со стороны государства и его народа.
Согласно Концепции национальной безопасности Монголии (1994, 2010), национальная безопасность состоит из девяти компонентов legalinfo.mn/mn/detail?lawId=208070&showTy:
1. сохранение существования страны,
2. общественный строй и государственное устройство,
3. защита прав и свобод граждан,
4. экономическая безопасность,
5. научно-техническая безопасность,
6. безопасность информации,
7. безопасность монгольской цивилизации,
8. безопасность населения и его генофонда,
9. экологическая безопасность.
В рамках каждого компонента Концепция определяет внешние и внутренние факторы, которые могут негативно повлиять на национальную безопасность, а также средства противодействия возможным угрозам. Предотвращение и сдерживание рисков является характерной чертой концепции. Особое внимание уделяется той роли, которую должны играть в этом контексте государственные органы, политические и общественные организации, а также отдельные граждане в процессе защиты каждого компонента национальной безопасности Batbayar, 2019, p. 28–29.
Изучение культуры, цивилизации, цивилизационных ценностей является относительно новым направлением, и здесь у ученых пока нет достижения единой формулировки.
В ходе развития человеческого общества люди создали по меньшей мере сорок независимых цивилизаций и они прошли следующие четыре ступени развития: зарождение, развитие, распад и исчезновение Inkeles, Sasaki, 1996, p. 10. В нашем понимании человечество за свою историю пережило пять крупных цивилизационных революций Ito, 1997, p. 6.
2. Предлагается сценарий развития, сочетающий традиции и инновации, «комбинированный путь» медленной эволюции. По сравнению с вышеизложенным, считается, что данный сценарий более точно отражает логику развития цивилизационных процессов. 3. Третий сценарий заключается в том, что изменения в развитии локальных цивилизаций не следует рассматривать как результат внешнего влияния, поскольку считается, что многие из них обладают «внутренним иммунитетом» против любой гегемонии и доминирования извне. Согласно этому сценарию, эволюция и изменение цивилизаций не может тормозить процесс социально-экономической глобализации и развития, а наоборот, эволюционные процессы могут быть только «поддержкой» общего глобального прогресса. Однако этот сценарий не очень убедителен. Это потому, что здесь переоценивается «внутренний иммунитет культуры», оставляя за пределами специфику взаимовлияния локальной или глобальной цивилизации и рассматривая все это абстрактно. 4. Четвертый сценарий подходит к локальной цивилизации с той точки зрения, что ее нельзя заставить модифицировать или «улучшить» , поскольку она способна выжить такой, какая она есть. Ни одна цивилизация не является внутренне противоречивой. На наш взгляд, такой взгляд на будущее цивилизации также не очень рационален. Потому что этот взгляд проповедует ограниченность локальной и национальной культуры. 5. Пятый сценарий гласит, что не нужно специально рассматривать развитие и трансформацию цивилизаций, а лишь следует уделять как можно больше внимание развитию биотехнологии и информационной технологии как факторов совершенствования человеческого бытия. Некоторые доказательства этой концепции заслуживают внимания, так, как на первый план, мягко говоря, выдвигаются два фактора, оказывающие сильнейшее влияние на развитие современной цивилизации. 6. Наконец, согласно шестому сценарию, весь мир должен ориентироваться не на гегемонию западной цивилизации, ибо ее время уже прошло, а на создание так называемого «единого поля конвергенции культур», ориентируясь преимущественно на восточную цивилизацию. На наш взгляд, этот сценарий также не в полной мере отражает будущее развитие цивилизации, поскольку противопоставляет друг другу два традиционных типа культуры Enkhtuvshin, 2001, p. 22. Таковы вкратце основные сценарии будущего развития цивилизации, которые предлагаются многими специалистами и учеными. В философско-исторической литературе Монголия по своей цивилизационной идентичности описывается в следующих основных вариантах: 1) как особая локальная цивилизация (монгольская, первая евразийская, промежуточная); 2) как составная часть локальной цивилизации (кочевой, степной, буддийской); 3) как страна, находящаяся в сфере влияния российской и конфуцианской (китайской) цивилизаций Монгольский мир, 2014, с. 22. Нас больше привлекает первый вариант, т.е. трактовка Монголии как особой локальной цивилизации. В последнее время многие ученые пытаются понять, куда устремлена монгольская цивилизация, какой путь она проделала и как влияет на современную политику суверенного государства Монголии? Их особенно интересуют вопросы самоидентификации Монголии в политическом миропорядке в контексте малоизученных проблем генезиса специфических форм социальной организации в “кочевой” цивилизации в центральной части Евразии. Большинство из них сходятся во мнении, что монгольская цивилизация является влиятельным и вполне самодостаточным цивилизационно-геополитическим центром, самостоятельной цивилизационной платформой, не являющаяся частью других мировых цивилизаций, но самоформирующей свои анклавы или региональные локальные вариации в рамках соседних “великих” цивилизаций - китайской, исламской, российской и др. см. Железняков, 2016, с. 7. Монгольский мир сыграл всемирно-историческую роль в геоцивилизационной рефлексии Востока и Запада. Большое значение для реализации этой роли имели: а) номадический хозяйственно-культурный тип, генетически базисный как для монголов, так и для оседлого населения Запада; б) приоритет в монгольской политической культуре ценности мира на фоне восприятия войны как средства миротворчества; в) традиционная (и сохраняющаяся до сегодняшнего времени) ценностная дистанцированность от китайской культуры Монгольский мир, 2014, с. 25. Многие исследователи отмечают, что будучи открытыми по отношению к другим культурам, монголы легко заимствовали необходимые им ценности, не испытывая культурной ксенофобии. Созданный монголами кластер ценностей культуры внутри системы кочевой цивилизации включает такие традиционные ценности как верность коллективному долгу и нетерпимость к предательству, честность, ненависть к лжи, личное мужество, аскетизм и стойкость в преодолении жизненных трудностей, мобильность и непривязанность к вещам и быту, культурная открытость и мировозренческая терпимость Даш-Ёндон, 2023, с. 15–18. Необходимо обратиться к сочинениям европейских и китайских путешественников того времени и постараться выяснить, как они воспринимали монголов, на какие особенности общественного и государственного устройства обращали внимание, что представлял собой образ, формировавшийся в их сознании Нестерова, 2014, с. 22 Если взять сочинения путешественников и послов из Европы и Китая в XIII веке, то заслуживает внимания единодушно высокая оценка монгольских нравов того времени. Как утверждает Нестерова, китайский посол Ли Чжичан усмотрел в них “следы глубокой древности”, поскольку письменности у них нет, послания передают только на словах, о церемониях не заботятся, а главное – “приказаний никогда ослушиваются и давши слово, не изменяют ему”. Созвучная мысль имеется у Чжао Хуна: “Церемонии при всех встречах весьма просты и слова весьма прямы...вообще их характер простой и в нем есть дух глубокой древности. Простоту и прямолинейность монголов Чжао Хун подтверждает и тем замечанием, что Мухали, назначенный в Северном Китае наместником императора, “предупреждает подчиненных ему полководцев и солдат, чтобы они называли его только по детскому имени, как своих братьев, и не разрешает им называть его иначе”. Нестерова, 2014, с. 26 Очевидно, китайцам, которым было привычно иметь дело с испорченными нравами у себя, очень понравились простота монголов и их легкое отношение к богатству и роскоши. Согласно В.В.Бартольду, Чингис хан смог избежать двух крайностей, т.е. быть чрезмерно грозным и жестоким, а также увлекаться чрезмерной роскошью Бартольд, 1963, с. 526–528. Уместно вспомнить, что ни сам Чингис хан, ни его ближайшие соратники не искали личного обогашения. Великие ханы регулярно опустощали казны, раздавая сокровища приближенным и простому народу, особенно прославились этим Угэдэй и его сын Гуюк. О невероятной ханской щедрости пишет Рашид-ад-дин Сборник летописей, 1952. Т. 1, кн. 2. с. 258. Европейцы также обратили внимание на боеспособность монгольского войска. Марко Поло пишет, что они “в труде и лишениях выносливы более, нежели кто-либо, трат у них мало, покорять землю и царства самый способный народ” Марко Поло, 1990. с. 81. Францисканцы с уважением отзывались о монгольской морали: “Между собой живут мирно разврат и супружеская измена встречаются среди них очень редко. Их замужние женщины своим целомудрием превосходят женщин других народов...воровство среди них является необычным делом” Материалы францисканской миссии, 2002. с. 123 “хотя у них мало пищи, однако они вполне охотно делятся ею между собою...эти люди не изнеженные. Взаимной зависти у них, кажется нет...никто не презирает другого, но помогает и поддерживает, насколько может” Карпини, 1957, с. 34. Некоторые монгольские исследователи отмечают, что в нынешнее время под влиянием внешних и внутренних факторов социальные отношения и ценностные ориентиры монголов претерпевают значительные изменения, к тому же конфликты и противоречия между городскими и сельскими жителями, между богатыми и бедными, а также различия в политических взглядах, социальном положении, в религиозной ориентации все более становятся ощутимыми. Такая тенденция может привести к нейтрализации национальных ценностей, к возникновению рисков для общественного сознания и национального единства Сосорбарам, 2023, с. 87–92. По мнению авторов статьи, можно провести параллель между ценностными ориентирами монгольской и российской молодежи в постсоветский период. Как пишет бурятский исследователь Е.Г. Урбанаева: “Для молодежи постсоветского периода характерно развитие мотивационного комплекса, связанного с материальной выгодой и массовым развитием потребительких интересов, а также потеря универсальных социальных ценностей и общезначимых идеалов. Современное российское общество ощущает, судя по результатам опросов, дефицит двух фундаментальных ценностей – коллективизма и патриотизма. Ценностное различие “капитализм – социализм” не является больше дихотомией для сегодняшних россиян. Но многих наших современников не устраивает ни то, ни другое” Урбанаева, 2009, с. 31. Для монгольской молодежи постсоветского периода также характерны ослабление духовного начала, монетизация духовных ценностей, превышение потребительских интересов. Парламент Монголии в мае 2020 г. принял долгосрочную программу развития Монголии под названием “Долгосрочное видение-2050”. В этой програме впервые были сформулированы национальные общие ценности на государственном уровне. Программа установила, что национальные общие ценности состоят из следующих пяти составных частей: а) Национальная гордость и единство, б) Монголия - носитель кочевой цивилизации, в) Монгольский язык и письменность, г) Научные исследования-общественное просвещение, д) Монголия на мировой арене. Программа также предусматривает конкретные мероприятия для реализации по каждой из пяти составных частей национальных ценностей по трем этапам, т.е. на 2021–2030 гг., на 2031–2040 гг., на 2041–2050 гг. История Монголии, 2023, с. 281.ЗаключениеВ последнее время ученые пытаются понять, куда устремлена монгольская цивилизация, какой путь она проделала и как влияет на современную политику суверенного государства Монголии? Их особенно интересуют вопросы самоидентификации Монголии в политическом миропорядке в контексте малоизученных проблем генезиса специфических форм социальной организации в “кочевой” цивилизации в центральной части Евразии. Монгольские исследователи отмечают, что под влиянием внешних и внутренних факторов ценностные ориентиры монголов претерпевают значительные изменения в XXI веке, к тому же вопросы осознания индивидуальной и национальной идентичности, а также конфликты в политических взглядах, в этническом и социальном просхождении, в религиозной ориентации все более становятся ощутимыми. Такая тенденция может привести к ослаблению национальных ценностей, к возникновению вызовов для национального единства в стране. В настоящее время – в эпоху глобализации, беспрецедентного развития науки и информационных технологий, обеспечение безопасности национальной цивилизации путем сохранения и развития её уникальных и неповторимых традиционных ценностей, разумного регулирования некоторых противоречий современной (западной) и кочевой цивилизации является основной задачей развития монгольской нации. Особую актуальность приобретает проблема формирования ценностной стратегии глобализации Монголии, способной служить контрбалансом глобальным цивилизационным стратегиям, распространяющим свою ценностную экспансию на Монголию и весь мир. |