Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
Споры о Тахти-Сангине: хронология
Аннотация
DOI | 10.31696/S086919080032537-7 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 20 - 30 |
Аннотация |
Несмотря на то что раскопки на городище Тахти-Сангин начались без малого сто лет назад, вопросы о дате возникновения города и основания храма Окса всё ещё далеки от своего решения. В последнее время стало набирать популярность мнение о появлении памятника в ахеменидское время. В статье приводятся аргументы, свидетельствующие о том, что параметры сырцового кирпича, базы колонн и даже обнаруженные фрагменты керамики Яз III не дают оснований отказываться от предложенной Б.А. Литвинским даты основания Тахти-Сангина в начале III в. до н.э. Так, использованный при возведении храма Окса квадратный кирпич формата 50–52×50–52×12–14 см не находит аналогий в ахеменидских памятниках. Композитный характер торовидных колонных баз отнюдь не свидетельствует об изготовлении последних в ахеменидскую эпоху. Композитные и монолитные базы в VI–III вв. до н.э. бытовали параллельно, а выбор их конструкции определялся в первую очередь качеством имевшегося в распоряжении строителей материала и уровнем мастерства каменотесов. Фрагменты позднеахеменидской керамики из швов стен теменоса храма Окса были известны уже Б.А. Литвинскому и И.Р. Пичикяну, однако не повлияли на их хронологические выводы. Это объясняется не только тем, что на памятнике ни тогда, ни позднее не были открыты слои, которые можно было бы датировать ахеменидским временем. В последней трети IV – первых десятилетиях III в. до н.э. население среднеазиатских сатрапий продолжало изготовлять и использовать керамику, генетически связанную с позднеахеменидским периодом. Значение рассмотренных в статье археологических источников далеко выходит за рамки хронологии только одного памятника. Представленные выше данные предостерегают нас от попыток прямолинейной синхронизации изменений, стремительно происходивших в политической сфере, и гораздо более неспешных процессов эволюции материальной культуры. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
Хотя первые исследования на Каменном городище, которое позднее получило название Тахти-Сангин, состоялись в 1928 г.1, вопросы, связанные с хронологией памятника – как городища, так и храма Окса – всё ещё далеки от своего решения. А.М. Мандельштам, проведший раскопки на памятнике в 1956 г., полагал, что его нижние слои относятся к III–II вв. до н.э. [Мандельштам, 1966, с. 148]. И.Р. Пичикян, руководивший Тахтикобадским отрядом Южно-Таджикистанской археологической экспедиции, работавшим на городище в 1976–1991 гг., датировал завершение строительства храма Окса 330–300 гг. до н.э. [Пичикян, 1991, с. 149–150]. Сам же начальник экспедиции, Б.А. Литвинский, вслед за П. Бернаром [Bernard, 1994, p. 508], считал, что храм был возведен в начале III в. до н.э., при ранних Селевкидах [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 183, 367–368; Литвинский, 2010, с. 14].
1. Их провели сотрудники Музея восточных культур из Москвы [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 43 (с предшествующей литературой)].
2. А.-П. Франкфор оговаривает, что датировка керамики не концом IV, а началом V в. до н.э. требует подтверждения [Francfort, 2023, p. 11]. Следует отметить допущенную автором ошибку: в работах А.П. Дружининой речь шла вовсе не о начале, а о конце V в. до н.э. [Дружинина, 2023, с. 26].
3. При этом А.-П. Франкфор странным образом забывает сослаться на Б.А. Литвинского, который неоднократно высказывал предположение о том, что на месте эллинистического храма Окса, рядом с ним или на некотором расстоянии от него уже в V в. до н.э. существовало более древнее святилище (протохрам) Окса [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 368, 373; Литвинский, 2010, с. 5, 39, 455, 466]. 4. Определение «парадная» представляется совершенно неуместным: у Ахеменидов керамика никогда не пользовалась престижем. Так, по свидетельству Афинея, тому, кого Великий царь лишал почестей, приходилось есть с глиняной посуды (Athen. XI. 464a). 5. Замечу, что сама идея о переносе святилища (дома божества) в другое место не имеет под собой достаточных оснований. И хотя в эпоху эллинизма известны случаи переселения жителей из старого города в новый, например, из Вавилона в Селевкию на Тигре [Francfort, 2023, p. 13], храмы при этом оставались на прежнем месте.
Сырцовый кирпичРазговор о датирующих возможностях сырцового кирпича следует начать с констатации того очевидного, но часто игнорируемого некоторыми исследователями факта, что в ахеменидское время для него не существовало единого, «имперского» стандарта. Так, в Пасаргадах со второй половины VI до второй половины III вв. до н.э. использовались кирпичи формата 34×34×10 см [Stronach, 1978, p. 87, not. 29]. Расположенный в 6 км к югу от гробницы Кира павильон Танг-и Болаги построен из кирпича со сторонами 33×33×10–11 см [Atai, Boucharlat, 2009, p. 12]. В Персеполе стены Ападаны и Сокровищницы сооружали из кирпича с размерами 32–34×32–34×12–14 см [Schmidt, 1953, p. 72, 159]. В недавно открытом к западу от Персеполя памятнике второй половины VI в. до н.э. Тол-е Аждори использовался кирпич со сторонами 32,5–33×32,5–33×8–8,5 см [Askari Chaverdi, Callieri, 2020, p. 188]6. Таким образом, сохраняет свою силу вывод, что для Фарса в целом в ахеменидскую и селевкидскую эпоху характерен кирпич формата 34×34×12 см [Stronach, 1978, p. 143]. Интересно, что стены ахеменидских дворцов в Гумбати (Восточная Грузия) и Караджамирли (Северо-Западный Азербайджан), которые, по моему мнению, были построены присланными из столичного региона мастерами, тоже возводились из кирпича аналогичного формата – 32–34×32–34×12 см [Gagoshidze, 2018, p. 227; Искендеров и др., 2019, с. 117].6. Пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить моего коллегу и друга П. Кальери за предоставленную информацию.
7. О дате основания Елхараса см. [Bongard-Levin, Koshelenko, 2007, p. 49–50 (c предшествующей литературой].
8. Применение квадратного кирпича формата 48–50×48–50 см зафиксировано и на Бурлыкале в ходе работ российско-каракалпакской экспедиции в мае 2024 г. Материал пока не опубликован. Колонные базыМожно ли утверждать, что композитный характер колонных баз свидетельствует об изготовлении последних в ахеменидскую эпоху? Появлению такого представления невольно способствовал Б.А. Литвинский, утверждавший, что тахтисангинские базы со съёмными торами примыкают к аналогичным ахеменидским базам из Западного Ирана и предшествуют монолитным базам из Ай-Ханум [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 141, 153]. Однако даже имевшиеся к концу XX в. факты плохо укладывались в прокрустово ложе теории, представляющей генеральную линию развития колонных баз в виде превращения композитных ахеменидских в монолитные эллинистические. После же появления в начале нашего века новых данных определённая корректировка схемы Б.А. Литвинского стала абсолютно необходимой [Балахванцев, 2017, с. 88]. Монолитные торовидные базы появились уже в ассирийское время [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 145] и продолжали использоваться при Ахеменидах. Базы из дворца S в Пасаргадах с двуступенчатым плинтом и круглым тором были изготовлены из одного блока чёрного камня [Stronach, 1978, p. 59, pl. 54]. Сравнительно недавно монолитные базы с двухступенчатым плинтом и круглым тором9 были открыты в портике [Балахванцев, 2017, рис. 8] и жилых помещениях [Babayev et al., 2016, Abb. 18, 22–23] ахеменидского дворцового комплекса в Караджамирли (Шамкирский район Азербайджана).9. Их общую характеристику см. у Ф. Кнаусса [Babayev et al., 2016, S. 181–182]. К сожалению, автор не останавливается специально на вопросе, были ли торы и плинты изготовлены из одного блока, но на фотографиях отчетливо видно, что базы являются монолитными.
10. В 2017 г. к западу от цитадели Тахти-Сангина была обнаружена колонная база, которая, судя по фотографии, состояла из квадратного плинта и круглого тора. Из текста публикации невозможно понять, была ли эта база, которую М. Желен посчитала греко-бактрийской, композитной или монолитной [Желен, 2022, с. 154, илл. 5]. В дальнейшем находке было суждено претерпеть довольно странные метаморфозы. Сначала Н. Ходжаева в своей монографии [Ходжаева, 2023(1), с. 55] без комментариев воспроизвела определение М. Желен, но затем в статье, вышедшей буквально через несколько дней, отнесла базу к числу ахеменидских [Ходжаева, 2023(2), с. 64, 75].
11. Переход из квадратной плоскости в круглую является сравнительно сложной операцией, требующей от мастера высокой квалификации [Boucharlat, 2018, p. 19, not. 12]. Пользуясь случаем, замечу, что последнее обстоятельство не позволяет полностью согласиться с подходом А.П. Дружининой, видящей в качестве обработки колонных баз только хронологический признак [Дружинина, 2023, с. 30]. Между тем, качество обработки зависело как от квалификации мастеров, так и от иерархии помещений, для которых были предназначены торовидные базы. КерамикаФрагменты позднеахеменидской керамики с подкосом из швов стен теменоса храма Окса были известны уже Б.А. Литвинскому и И.Р. Пичикяну [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 119–120], однако это не повлияло на их хронологические выводы12. И дело не только в том, что на памятнике ни тогда, ни позднее не были открыты слои, которые можно было бы датировать ахеменидским временем. В IV в. до н.э. в среднеазиатских сатрапиях державы Ахеменидов бытовали керамические комплексы типа Яз III. После завоевания Восточного Ирана в 330–327 гг. до н.э. македонской армией ни сам Александр, ни его сатрапы, ставшие впоследствии независимыми правителями, ни основатель династии Селевкидов Селевк I и его сын Антиох, разумеется, не пытались навязать местному населению эллинскую керамику. В последней трети IV – первых десятилетиях III в. до н.э. оно продолжало производить и использовать сосуды, генетически связанные с позднеахеменидским периодом [Гаибов, 2004, с. 606; Болелов, 2014, с. 65; Пилипко, 2024, с. 181]. В.Н. Пилипко совершенно обосновано предлагает выделить керамику этого времени в отдельную стадию Яз IIIb [Пилипко, 2024, с. 181, 191].12. Аналогичным образом находки фрагментов керамических форм, появившихся ещё в ахеменидский период, не привели исследователей Ай-Ханум к выводу о возникновении нижнего города до эпохи Александра [Лионне, 2019, с. 149].
ЗаключениеАнализ сырцовых кирпичей, колонных баз и керамики из храма Окса показывает, что достаточных оснований отказываться от обоснованной Б.А. Литвинским даты постройки святилища в Тахти-Сангине13 не существует. Однако значение рассмотренных в статье археологических источников далеко выходит за рамки хронологии только одного памятника. Сохранение формата кирпичей и керамических форм при переходе от ахеменидской к эллинистической эпохе служит наглядным предостережением попыткам прямолинейной синхронизации изменений, стремительно происходивших в политической сфере, и гораздо более неспешных процессов эволюции материальной культуры.13. Б.А. Литвинский предполагал, что основание храма произошло в период наместничества сына Селевка I Антиоха в «верхних» сатрапиях [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 368]. По мнению моей коллеги Е.М. Берзон, прозвучавшему на симпозиуме 2023 г., клинописные источники позволяют датировать начало осуществления Антиохом своих полномочий в Бактрии 297 г. до н.э. Возможно, что закладка храма Окса имела место именно в это время.
|