Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
Иранское общество: институт временного брака
Аннотация
DOI | 10.31696/S086919080032084-9 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 189 - 198 |
Аннотация | В статье проведен анализ причин возникновения института временного брака в зороастрийском обществе, показана его дальнейшая функциональная трансформация в современном Иране. Существование подобной социальной нормы в патриархальной культуре Древнего Ирана заложило фундамент для иного трактования некоторых постулатов ислама: несмотря на условный запрет официальных властей, такой вид брака практиковался у иранских народов всегда, и в настоящее время приобрел самобытные формы. В эпоху правления династии Каджаров (1795–1925) эта традиция приобрела иные духовно-нравственные и социальные основы: большинство женщин из бедных семей вступали во временные брачные отношения для улучшения своего материального положения. Это положило начало стремительной социальной стигматизации сигэ, вследствие чего данный термин приобрел в культурном поле Ирана устойчивую резко негативную коннотацию. Сегодня Исламская Республика Иран (ИРИ) – это единственное государство, обеспечивающее право на вступление в супружеские отношения на заранее оговоренный срок. В последнее десятилетие зафиксировано появление новых форм межличностных отношений. Авторы рассматривают социокультурную ценность, значение и функционирование временного брака (сигэ) в современном иранском обществе. В исследовании зафиксированы девиации этого института, связанные со строгой гендерной сегрегацией в обществе, консервативным укладом жизни, экономической нестабильностью, низким уровнем половой и юридической грамотности населения и недостаточной проработанностью законодательства, регулирующего систему матримониальных отношений. Измененные формы института временного брака приносят много социального вреда, искажают мировоззрение молодого поколения, его отношение к прочному супружескому союзу, приводят к уменьшению количества постоянных браков и росту статистики разводов. Решение столь сложных взаимосвязанных вопросов требует комплексного подхода: следует запустить действенные юридические механизмы регулирования матримониальных отношений, принять меры для постепенного упразднения некоторых видов сигэ, повышать грамотность населения, вести просветительскую работу по созданию и поддержанию здоровой социокультурной среды. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
Целью статьи является рассмотрение феномена временного брака как части брачно-семейных отношений в иранском обществе, выявление причин трансформации и актуальности института временного брака в Иране на современном этапе. Предпринята попытка проследить истоки формирования и степень устойчивости этой культурной нормы в иранском социуме, некогда представляющего собой зороастрийскую общность, а с VII в., после арабского завоевания, подвергшегося влиянию новой идеологии – ислама. Авторы попытались заполнить лакуны в исследовании феномена сигэ в современном иранском обществе, а именно: рассмотреть функциональность этого института; выявить новые механизмы заключения временного брака; оценить тенденции трансформации сигэ; зафиксировать пробелы в правовом регулировании семейно-брачных отношений; предложить возможные механизмы упорядочивания этого социокультурного явления.
Авторы использовали следующие социологические и культурологические методы: историко-правовой анализ (диахронное и синхронное сравнение), наблюдение, интервью, вторичный анализ исследований, проведенных в Иране. Для понимания идентичности личности и конструирования культурных значений и практик применен сравнительный и нарративный анализ.
Тема временного брака слабо разработана российскими исследователями: М.С. Пелевин подробно рассмотрел брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран (ИРИ) [Пелевин, 1998]; И.И. Салихов и Э.Н. Малмир [Салихов, 2017, с. 431], А.М. Иванов и М.А. Дорофеева [Иванов, 2019, с. 50–60] касаются юридической стороны вопроса. Также институт сигэ на современном этапе недостаточно полно описан иранским научным сообществом. В трудах на персидском языке М.C. Банихашеми [Banihashemi, 2020], М.Дж. Харанди [Harandi, 2012] и др. освещается религиозно-правовая база этого феномена; С. Мохтари опубликовала ряд статей на русском языке [Мохтари, 2021] об истории создания данного института и его роли в культуре Ирана, частично затронула ситуацию в современном иранском обществе. Книга «Семья в Иране (Ханавада)» Х. Фархуджаста касается вопросов иранской семьи и отчасти многоженства [Фархуджаста, 2005]. Выполнен ряд глубоких исторических [Ende, 1980; Gribetz, 1994; Gourji, 2009; Haery, 1989; Howard, 1975; Margalit, 2018; McGlinn, 2000] и небольших эмпирических [Ghodsi, 1994; Niechcial, 2009] исследований этого социального явления на европейских языках. Работы К. Якуби посвящены отображению временного брака в литературе и кинематографе Ирана ХХ в. [Yaghoobi, 2020]. Названные ученые обращаются к исторической ретроспективе предмета исследования: разбирают позиции разных богословско-правовых школ и дают обзор Гражданского кодекса и Конституции ИРИ. Выполняя вторичный анализ эмпирических исследований, проведенных в Иране, и теоретически обобщая их, авторы статьи предпринимают попытку создать базу для проведения в России дальнейших исследований этого вопроса.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена стремительной трансформацией института сигэ в современном Иране. Открытость современных обществ, активизация средств массовой информации, рост кросс-культурной коммуникации оказывают влияние на семейно-брачные отношения; в таких условиях важна корректная интерпретация культурного феномена сигэ, касающегося в том числе таких актуальных сегодня вопросов, как положение женщин и защита детей. Для этого необходимо перевести эту практику в рамки правового поля, нейтрализовать попытки искажений и интерпретаций, рождающих новые разновидности временного брака.
Эмпирическую базу исследования составили результаты вторичного анализа исследований, проведенных иранским антропологом Камилем Ахмади. Его работы «Дом на воде» [Ahmadi, 2019(2)] и «Эхо молчания» [Ahmadi, 2019(1)] вызвали в Иране сильный общественный резонанс: книги выдержали уже два переиздания и пользуются большим спросом. Несмотря на табуированность темы, в них приводится актуальная статистика и анализ реализации этого гражданского права в современном обществе.
ВРЕМЕННЫЕ БРАКИ В ДРЕВНЕМ ИРАНЕРазвитие семьи в качестве основной духовно-нравственной и социальной ценности в иранской культуре1 можно проследить со времен Древнего Ирана (VI в. до н.э. – VII в. н.э.). В Авесте, священном тексте зороастрийцев, приводится следующее изречение: «Мужчина, у которого есть жена, достойнее, чем мужчина, у которого ее нет» (цит. по: [Ravandi, 1980, S. 475]). Наличие наследников или преемников также расценивалось неотъемлемым атрибутом благочестия и достоинства мужчины – именно сыновья продолжали семейную линию, считались экономически выгодными для родителей и являлись важнейшей опорой шаха во время военных походов.1. Иранская культура – здесь и далее в широком смысле: культура иранских народов, разговаривающих на иранских языках и в настоящее время проживающих преимущественно на территории Ирана, Таджикистана и Афганистана.
ВРЕМЕННЫЕ БРАКИ ПОСЛЕ АРАБСКОГО ЗАВОЕВАНИЯФикх2 разрешает многоженство, проституция же запрещена и строго порицается, однако в мусульманском праве существует понятие мут’a – брак для удовольствия или временный брак [Murata, 1986]. В современном Иране сигэ (сига) – это временный брак, термин взят из названия брачной формулы, оговаривающей условия вступления в такой брак. Словом сигэ также называют женщину, вступившую во временный брак. При жизни пророка Мухаммеда (ок. 570–632) временные браки были разрешены [Коран, 4:3(176)]; на оговоренный период женщины получали равные с постоянными женами права, дети от таких браков считались законнорожденными. По окончании брака временной жене выплачивался мехрие (махр, мехр) или нафаге (нафака) – брачный дар, обязательство жениха перед невестой в виде денег, имущества, земли, ценных вещей и т.д. [Коран, 4:24] Разведенная женщина должна была выдержать срок в 45 дней – идда – до вступления в следующий брак для того, чтобы исключить вероятность беременности.2. Фикх – мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция); комплекс общественных норм.
ВРЕМЕННЫЕ БРАКИ В СОВРЕМЕННОМ ИРАНЕПосле победы Исламской революции в 1979 г. на политической карте мира появилась Исламская Республика Иран, в которой шиизм является официальной религией. Был отменен Закон о защите семьи 1975 г., а с ним снялись ограничения на полигамию и временные браки. Согласно шиитскому фикху, разрешение двух форм брака – один из блестящих законов ислама: временный брак похож на постоянный, но характеризуется большей степенью свободы обоих супругов [Мутаххари, 2013]. Вследствие Ирано-иракской войны (1980–1988) страна столкнулась с социальными проблемами, была поставлена задача прироста населения. С целью устранения демографического дисбаланса, с одной стороны, а с другой – предотвращения незаконных отношений и морально-нравственного разложения общества, президент того времени Али Акбар Хашеми Рафсанджани (1989–1997) продвигал временные браки и называл их хорошим решением для вдов [Интервью, 2019; Ghodsi, 1994, c. 645]. Однако в течение первых двух послевоенных десятилетий подобные брачные союзы не получили одобрения и распространения в обществе, хотя инициатива была широко поддержана богословами [Интервью, 2019]. Власти нередко выступают с такими инициативами в качестве крайних мер для выхода из демографического кризиса. Так, после гражданской войны (1992–1997) в парламенте Таджикистана развернулась дискуссия о легализации многоженства, которое, к слову, так и не было узаконено [Хушкадамова, 2013, с. 195–198]. Социокультурная значимость института семьи отражена в статье 10 Конституции ИРИ: «Так как семья является основной ячейкой исламского общества, все законы и нормативные акты должны быть направлены на облегчение создания семьи, охрану ее священного статуса и прочность семейных отношений на основе исламского права и морали» [Qānun-e asāsi, 2009, Art. 10]. Временный брак же, по мнению властей, в некоторых случаях может способствовать укреплению семей и способствовать достижению социальной гармонии [Ghodsi, 1994, p. 645]. Иран – единственная страна, признающая законность сигэ. Хотя такие формы брака и существуют в некоторых мусульманских обществах Ливии и Йемена, они не распространены повсеместно и не оформляются официально. Гражданский кодекс ИРИ предписывает указывать срок семейного союза, регулирует выплату мехрие/нафаге, порядок наследования имущества и т.д. [Qānun-e madani, 2009, Art. 1077]. Практику сиге также санкционируют Закон о защите семьи [Qānun-e hemāyat, 2015] и нормы ислама. Механизм вступления во временный брак прост: это возмездный договор между мужчиной и женщиной на определенный срок. В условиях консервативности и строгой гендерной сегрегации общества этот институт может помочь легитимным образом удовлетворить естественные эмоциональные и физиологические потребности человека, в том числе в случае вынужденной разлуки с постоянной супругой. Однако, как и в период правления династии Каджаров, такие отношения и ныне имеют более низкую социальную роль, чем постоянный брак, что показывают данные социологического опроса, проведенного авторами среди знакомых иранцев3. Мужчины, имеющие несовершеннолетних дочерей, крайне негативно высказываются о временном браке. Один из участников опроса обратил внимание интервьюеров на положительные стороны этого явления: браки сигэ заключают молодые сельские жители, приезжающие на заработки в большие города и не имеющие возможности перевезти свои семьи, с вдовами и разведенными женщинами. Двое из респондентов сказали, что их близкие родственницы (сестра, дочь) вынуждены были стать сигэ, так как не хотели остаться старыми девами, ведь ислам и нормы традиционной морали строго осуждают безбрачие и рождение ребенка вне брака.3. В опросе приняли участие пять человек. Опрос проведен по телефону в сентябре 2023 г.
4. В отелях ИРИ совместный номер дают исключительно официальным супругам при предоставлении соответствующих документов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение истории функционирования института временного брака в Иране позволяет выявить степень устойчивости или подвижности древней традиции под влиянием религиозно-мировоззренческих установок в культурах других народов. Временный брак как действенный инструмент для продолжения рода, накопления и передачи имущества в зороастрийском социуме, нашел продолжение в шиитском Иране, превратившись в механизм для удовлетворения ряда естественных потребностей человека. Пройдя период социальной стигматизации, после Ирано-иракской войны институт сигэ был закреплен на законодательном уровне с целью решения демографических задач. Временный брак как социокультурный феномен существовал в иранском обществе всегда – менялись лишь его виды и статус. Однако появившиеся в последнее десятилетие разновидности сигэ демонстрируют влияние Запада на синкретическую иранскую культуру. Действующее законодательство остается бессильным перед новыми вызовами; в современных реалиях институт сигэ можно упразднить лишь формально – за многие века этот феномен прочно вошел в мировоззренческие установки иранцев, его нельзя полностью изъять из культуры. Для определения причин безудержного роста популярности разновидностей временного брака К. Ахмади вводит новое понятие вкус наслаждения [Интервью, 2019], которое ранее находилось за рамками ценностно-смыслового пространства иранцев. Молодое иначе воспринимает жизнь, что требует пересмотра всей устоявшейся парадигмы брачно-семейных отношений и полоролевых систем, а также разработки законных и одобряемых шариатом механизмов взаимодействия гендерных групп. Для предотвращения дальнейшего разложения общества и создания социальной платформы по укреплению постоянного брака как нормы видится целесообразным принятие ряда мер: введение обязательной регистрации временных браков в органах ЗАГС с внесением соответствующих записей во внутренний паспорт граждан; постепенное упразднение отдельных видов сожительства, маскирующихся под сигэ; оформление медицинских карточек для мужчин и женщин, вступающих во временные браки, для предотвращения распространения инфекционных заболеваний, передающихся половым путем; просвещение молодежи и повышение сексуальной грамотности населения; ведение просветительской работы по созданию и поддержанию здоровой социокультурной среды, особенно в сельской местности, пригородах и бедных районах [Интервью, 2019; Tahlil, 2019]. Также видится необходимым создание эффективной и гибкой системы государственного регулирования, охватывающей разные аспекты межличностных взаимодействий с учетом избранного идеологического вектора развития государства и новых ценностных ориентаций некоторых социальных групп. |