Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
Социально-политическая роль суфизма на современном Декане
Аннотация
DOI | 10.31696/S086919080031986-1 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 240 - 250 |
Аннотация |
Деканский суфизм представляет собой уникальное явление как в доктринальном, так и в общественно-политическом плане. Однако если его концептуальная и ритуально-обрядовая составляющие к настоящему моменту изучены весьма подробно, то характер и степень вовлеченности суфийских институтов в социальные и политические механизмы Центральной Индии (Декана) до сих пор не становились объектом отдельного исследования. Между тем, положение суфизма в жизни современного Декана является прямым следствием и очевидным выражением суфийской системы взглядов, приспособленной к местным реалиям. В настоящей статье социально-политическая роль суфизма определяется через призму его специфики – как контекстуально обусловленной (привязанной к месту и времени), так и имманентной (структурной). Анализ взаимосвязи между пространственно-временными характеристиками суфийской парадигмы, сложившейся на Декане в наши дни, и особенностями системы суфийских институтов, служащих проводниками суфизма в индийских штатах Телангана и Андхра-Прадеш на юге Декана, позволяет прийти к выводу об устойчивом преобладании социальной роли суфизма над политической. Повышенная общественная значимость суфийских институтов обусловлена их конструктивной деятельностью на поприще сдерживания коммунализма и сглаживания внутриисламских противоречий, а также материальной и психологической поддержкой, которую они оказывают уязвимым слоям населения. В то же время ниша, которую зани-мает суфизм в политическом дискурсе Декана, на данный момент весьма ограничена. Стратегия, избранная суфийскими организациями, свидетельствует об их минимальной заинтересованности в наращивании политического влияния, а также о стремлении избежать вовлеченности в межпартийные баталии. Подобный подход, однако, не делает суфийские структуры менее привлекательными для широкого спектра политических организаций Декана, поскольку не умаляет их гипотетической способности к мобилизации обширного «банка голосов». Таким образом, будучи субъектом социальной жизни и объектом политической, суфизм обладает потенциалом к наращиванию позиций в обеих обозначенных сферах. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
СУФИЗМ НА ДЕКАНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТОтличительные черты суфизма на Декане1, получившие развитие в настоящее время, в значительной мере были заложены в процессе исторического развития данной части южноазиатского субконтинента в Средние века: именно тогда была определена ниша, которую это мистико-аскетическое направление в исламе заняло в жизни местного общества.1. Декан (Деканское плоскогорье) – географическая область в Индии, включающая в себя внутренние районы центральной части полуострова Индостан. На данный момент там расположены штаты Андхра-Прадеш, Телангана, Карнатака, Махараштра, а также частично Мадхъя-Прадеш, Орисса, Тамилнаду и Чхаттисгарх. Именно в Андхра-Прадеше и Телангане, которые в 1956–2014 гг. составляли единый штат – Андхра-Прадеш, проживает большинство мусульман (равно как и большинство суфиев) региона.
2. Кханка (перс. «место пребывания») – постройка, предназначенная для собраний суфийского братства (тарика). Служит одновременно образовательным центром и местом осуществления духовных практик.
3. Тарика в данном случае – метод мистического познания с уникальными нормативными приемами физических, аскетических и духовно-религиозных упражнений и практик [Ислам. Энциклопедический словарь, 1991, c. 224–225]. 4. Тарика-орден (или братство) понимается как единство тарика-метода, силсила (непрерывная генеалогическая цепь духовных передатчиков конкретного метода познания) и формальной организации (таифа) [Ислам. Энциклопедический словарь, 1991, c. 208–209, 224–225; Parveen, 2005, p. 3]. 5. Термином таифа при обозначается как сама система суборденов, так и каждая из составляющих её структурных единиц [Ислам. Энциклопедический словарь, 1991, c. 224; Renard, 2009, p. 177–178]. 6. [Trimingham, 1971, p. 5, 10, 67]. 7. Пир – также именуемый хазрат, шейх, муршид или вали (мн.ч. – аулия) – термины, применяемые в суфизме в отношении индивидов, за которыми признается право на духовное наставничество и руководство орденом в целом либо одним из его ответвлений [Renard, 2009, p. 90–91, 177–178, 220].
8. Дакхини, так же известный как деканский урду, признается исследователями основным языком суфийской традиции Декана [Vijayendra, 2006].
9. Именно на этом втором этапе происходит «распределение» городов и областей между отдельными пирами, которые изначально получали там право эксклюзивного проповедования, а впоследствии начинали восприниматься как покровители данных мест [Suvorova, 2009, p. 10].
10. Имеются в виду сначала держава Бахманидов (1347–1518 гг.), а затем пришедшие ей на смену султанаты Ахмаднагар (1490–1636 гг.), Берар (1490–1572 гг.), Биджапур (1490–1686 гг.), Бидар (1492–1619 гг.) и Голконда (1518–1687 гг.). Правители данных государств охотно шли на контакт с суфиями, воспринимая альянс с ними как дополнительную возможность консолидировать власть и повысить свою популярность среди широких слоёв населения [Eaton, 1996, p. 45–52]. СПЕЦИФИКА МЕСТА: СУФИЗМ КАК ЛОКАЛЬНЫЙ ИСЛАМ ДЕКАНА (ИНДИЙСКИЕ ШТАТЫ ТЕЛАНГАНА И АНДХРА-ПРАДЕШ)Концептуализируя своеобразие деканского суфизма, исследователи приводят целый ряд дополняющих друг друга характеристик; при этом все они формулируются через призму пространственного восприятия. Суфизм на Декане предстает как децентрализованный ислам (в противовес универсальному). В более узком смысле его можно классифицировать как локальный ислам (в противовес локализованному); «народный» ислам (в противовес «исламу улемов»); «живущий» ислам (в противовес нормативному); инклюзивный ислам (в противовес эксклюзивному) [Mohammad, 2013, p. 3–7]. Наиболее базовым представляется противопоставление суфизма универсальному исламу как взглядам и практикам, основанным исключительно на Коране и Сунне, – то есть фундаменталистскому исламу (салафизму). В этом качестве суфизм на Декане предстает как проявление децентрализованного ислама, впитавшее элементы местных, неисламских обрядовых практик и представлений о сакральном. Децентрализованный ислам, в свою очередь, подразделяется исследователями на локализованный ислам (фиксированная структура нормативных исламских доктрин в том виде, в каком она была освоена и прижилась в соответствующем регионе) и локальный ислам (набор инклюзивных ритуалов и представлений, разделяемый местным немусульманским населением, но непонятный последователям ислама за пределами данного региона) [Mohammad, 2013, p. 3]. Критерием в данной классификации выступает местное восприятие. Если локализованный ислам включает практики, которые жители конкретной территории считают эксклюзивно мусульманскими, то локальный ислам инкорпорирует в себя элементы, заимствование которых у других местные мусульмане осознают, признавая их специфичными для своего региона. В данной парадигме суфизм Декана предстает как локальный ислам – инклюзивный, «живущий» и «народный»; на другом краю спектра оказывается эксклюзивный и нормативный «ислам улемов»11.11. «Ислам улемов» – термин, обозначающий совокупность канонических норм ислама в трактовке одной из общепризнанных богословско-правовых школ (мазхабов) [Tajdin, 2022, p. 4].
12. Даргах (перс. «проход», «порог») – изначально гробница над могилой пира. Однако даргахи быстро превратились в объекты паломничества и со временем выросли в целые комплексы, включающий в себя постройки для религиозных собраний и разного рода общественных мероприятий, а также жилые помещения (для служителей и паломников).
13. «Дом пира» (дакхини – пир маканам) – название, закрепившееся за даргахами в Андхра-Прадеше и Телангане. 14. Садджада нашин (перс. «сидящий на ковре») – духовный преемник пира (и, как правило, его потомок), выполняющий роль настоятеля даргаха и руководящий проводимыми там религиозными церемониями [Renard, 2009, p. 57]. 15. Как выразился главный идейный вдохновитель хиндутвы В.Д. Саваркар: «Индусом является тот, для кого Индия – не только отчизна (питрабхуми), но и святая земля (пуньябхуми)» [Savarkar, 1969, p. 116]. Таким образом, хиндутва постулирует идеологическое единство территории и религии как единство питрабхуми и пуньябхуми. Безусловно, представляется невозможным проводить более широкие аналогии; однако данная конкретная установка соответствует «культуре даргахов», что делает деканский суфизм логически не противоречащим хиндутве.
СПЕЦИФИКА ВРЕМЕНИ: НАШИ ДНИОсновной особенностью современности стали новые вызовы – в первую очередь, радикализация локализованного ислама и подъём коммунализма. В настоящее время в мире всё настойчивее проявляется стремление некоторых мусульман побороть локальный ислам через насаждение «локализованных» форм ислама. Схожий процесс наблюдается и на Декане: последователи локализованного ислама используют применительно к нему понятие «истинный ислам», категоризируя суфизм как бид'а16 [Mohammad, 2013, p. 4–8].16. В исламской догматической литературе понятие бид'а обозначает «недозволенное новшество», порочное представление», «заблуждение» [Ислам. Энциклопедический словарь, 1991, с. 41].
17. Ярким примером служит место упокоения муфтия Муджиба Али Кадри (известного под именем «Шахбаз-и Декан»/«Белый сокол Декана»), вокруг которого после его кончины в 2011 г. вырос даргах [Markaz-E Ahl-E Sunnat Hyderabad. 2024
18. БДП находилась у власти в Индии в 1996 г., 1998–2004 гг., а затем бессменно с 2014 г. по настоящее время.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯРоль суфизма, предопределяемая его жизнеспособностью как локального ислама и актуализированная в контексте современных вызовов, транслируется через широкий спектр суфийских институтов, которые на Декане вписываются в двоичную схему «ориентированные на общество – ориентированные на государство». Институты, ориентированные на общество, работают с населением на низовом уровне, предоставляя разнообразные виды поддержки и облегчая условия жизни наиболее уязвимых членов социума. К данной категории учреждений относятся даргахи, астаны (общественные центры), кханка19, лангаркханы (социальные столовые), а также вдохновленные шиитской традицией табаррукаткханы (помещения для хранения реликвий) и азакханы (постройки для собраний; также могут носить названия ашуркхана, хуссаинийя или имамбара) [Mohammad, p. 34, 79–80].19. Как указывалось выше, под кханка исторически понимали место, где жили проходящие обучение ученики пира. Однако в современном мире термин закрепился за общежитиями и центрами временного размещения, которые суфии открывают в благотворительных целях.
20. В частности, один из самых популярных дарагхов Теланганы – Юсуф Шариф Баба даргах – на протяжении многих десятилетий посещают в преддверии выборов индусские, мусульманские и сикхские политики [Politicians of Various Parties Are Lining up to Visit Yousuf Sharif Baba Dargah, 2009].
21. «Дини талим» было публично одобрено правительством Теланганы как средство продвижения образования среди меньшинств [Students of Madrassas Take out Awareness Rally to Promote Deeni Taleem in Old City, 2017].
22. Вакф – имущество, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. По мнению исламских правоведов, такое имущество сразу же перестает быть собственностью дарителя, но не становится собственностью того, кому подарено. [Ислам. Энциклопедический словарь, 1991, c. 45].
23. Так, ОИММЧ перенес в г. Хайдарабад из Дели традицию отмечать в даргахах Басант панчами – индусский фестиваль, посвященный богине Сарасвати, но также имеющий более широкую коннотацию как день начала весны [Venkateshwarlu, 2016].
***Очевидно, что современная социально-политическая роль деканского суфизма оказалась предопределена его пространственной, временной и институциональной спецификой. Полностью соответствуя критериям локального ислама, суфизм в Андхра-Прадеше и Телангане вследствие своей ярко выраженной «ненормативности» находится в динамическом взаимодействии с неисламскими практиками. Предельная инклюзивность деканского суфизма позволяет ему создавать одновременно духовное и физическое пространство для взаимодействия индусов и мусульман, выполняя важнейшую в современной Индии функцию ингибитора коммунализма. Наряду с этим, выступая в качестве «народной» манифестации ислама, суфизм в целом содействует укреплению горизонтальных связей в обществе, что позволяет его структурам на Декане вносить весьма ощутимый вклад в социальную поддержку населения. Необходимо констатировать, что социальная роль суфизма на Декане в настоящее время существеннее политической, и его политический потенциал находится в пассиве. Суфийских институты избегают прямого вовлечения в политику. Однако если ситуация в Андхра-Прадеше и Телангане будет развиваться по сценарию других регионов Южной Азии (в частности, пакистанской провинции Синд и индийского штата Западная Бенгалия), появление политического суфизма представляется вполне вероятным. Ввиду непреходящего общественного значения и высокой степени структурной организации суфизм предстает как выражение самодостаточности ислама на Декане; это обуславливает его способность при наличии должной конъюнктуры трансформироваться из объекта политики в её субъект. |