Статьи

Мифологическое время у хеттов

Выпуск
2022 год № 2
DOI
10.31857/S086919080017859-1
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
научный сотрудник
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
75 - 83
Аннотация
Исследователи обычно считают, что хеттские мифологические и эпические тексты отражают повествовательные традиции Анатолии, Месопотамии и Сирии, как равным образом то же самое можно сказать и о многих других элементах хеттской культуры. Несмотря на то, что эпические тексты, найденные в хеттских архивах, часто рассматриваются как иноземная или переводная литература, хеттские писцы активно работали над их адаптацией к своему собственному мировоззрению, изменяя и дополняя их детали, что позволяет считать их релевантным источником для изучения культуры Древней Малой Азии. В статье рассматриваются особенности восприятия времени, характерные для этих текстов, которые позволят понять особенности восприятия времени хеттами. В ходе исследования установлено, что в этих текстах мало внимания уделяется дням и менее продолжительным единицам измерения времени. Единственное упоминание о семидневном сроке в «Песне об освобождении» может быть особенностью сирийской, а не хеттской культуры. Характерной чертой, отличающей эти тексты от их аналогов в других культурах Древнего Ближнего Востока, является подробное описание многомесячных процессов, таких как беременность, которые могут найти свое отражение в ритуальных текстах. «Песня о движении вперёд» (т.н. «Хетто-хурритская теогония») показала пределы времени в мировоззрении хеттов и дала жизнь яркой дискуссии о том, как долго длились девять лет царствования первобытных богов. Детальный анализ всех свидетельств о временных периодах в хеттских мифологических и эпических текстах показывает, что хетты не испытывали страсти к большим числам, измеряющим их реальное или мифологическое прошлое, даже при наличии инструментов для этого, в отличие от других древних ближневосточных и индоевропейских традиций. Эти особенности восприятия времени в хеттском мифе и эпосе хорошо согласуются с нашими знаниями о хеттском календаре, основанном на периодах от одного месяца до нескольких лет.
Получено
03.11.2024
Статья
Хеттские мифо-эпические тексты редко привлекают внимание исследователей времени. Показательно, что в недавнюю антологию «Время в культурах древности» из хеттских текстов вошли только летопись Суппилулиумы I [Bawanypeck, 2020(1)], описание праздника нунтариясха [Bawanypeck, 2020(2)] и описание ритуала Аммихатны [Bawanypeck, 2020(3)] – но ни одного мифо-эпического текста (что контрастирует с другими культурами, представленными в данной антологии такими эпическими произведениями как «Когда вверху» и «Труды и дни»). Вместе с тем, хеттская культура не отличалась склонностью к бюрократически точным датировкам событий, а созданные её носителями мифо-эпические тексты отражают важные аспекты восприятия хода времени. Хеттская терминология, связанная со временем, была довольно развитой – выделяются астрономические единицы измерения времени вроде дня, месяца и года, и неастрономические, отмерявшие промежутки времени, подобные минутам и часам (хали, гипессар и ваксур) [Beckman, 2017; Шелестин, 2021]. Хетты обозначали время только словом meḫur1, с помощью которого образовывали названия частей года и дня [Güterbock et al., 1989, p. 239–242], а содержащие этот термин контексты показывают, что время у хеттов шло (iya), приходило (tiya-) и определялось (tukk-) [Çilingir Cesur, 2020]. При всей склонности хеттов к включению в свой пантеон различных сущностей, само время ими не обожествлялось, хотя с детерминативом божества в хеттских текстах встречается такая его мера как день (dUD), не тождественная передающемуся тем же клинописным знаком Богу Солнца (dUTU) [van Gessel, 1998, p. 841–844]). В хеттских мифо-эпических текстах редки указания на точный ход времени вроде счёта дней. Так, наиболее подробное описание многодневного процесса – кормления исчезнувших Солнечного божества и Телепину на протяжении трёх дней (KUB 36.44 IV! 4–20 [Rieken et al., 2009(1), §19–21]) с целью смягчить их гнев – вынесено за рамки собственно мифологического повествования в соответствующем мифе об исчезнувших божествах, и носит характер инструкции по проведению ритуала [Groddek, 2002, SS. 130–131]. Другой пример счёта дней можно найти в тексте «Эпоса об освобождении», где бог грозы Тешшуб даёт Меги, царю сирийской Эблы семь дней на то, чтобы отпустить пленников (KBo 32.19 I/II 20–23, III/IV 45–48 = KBo 32.30 III 3 [Neu, 1996, SS. 380–381, 394–395]). В отсутствие у хеттов представления о семидневной неделе [Beckman, 2017] семидневный срок ультиматума здесь выглядел бы странным, если бы этот эпос имел анатолийское, а не северосирийское происхождение. По-видимому, семидневный срок имеет ту же природу, что и хорошо засвидетельствованный в северосирийских нарративах вроде автобиографии Идрими семилетний [Liverani, 2004, p. 95]. Проверка по картотеке Чикагского словаря хеттского языка, проведённая автором в декабре 2019 г., показала, что в хеттском корпусе текстов выражение UD.7.KAM ‘седьмой день’ (×11: CTH 186: KBo 32.202 ОС 142; CTH 450: KBo 41.117+ 13; CTH 470: KBo 53.86 8, KUB 58.57 ОС? 74; CTH 500: ABoT 2.108 85; CTH 652: KBo 25.109 III 246; CTH 699: KBo 53.216 IV 207; CTH 789: KBo 32.30 ОС 3, KBo 32.19 II 22, 47; CTH 832: KBo 49.11 ОС пр. кол. 58, KBo 61.272 59) уступает по частотности аналогичным выражениям UD.2.KAM ‘второй день’ (×103), UD.3.KAM ‘третий день’ (×80), UD.1.KAM ‘первый день’ (×16), и сопоставимо с UD.4.KAM ‘четвёртый день’ (×11). Это хорошо соотносится с ранее замеченной исследователями склонностью хеттской культуры почитать скорее число 9 в отличие от месопотамской и других индоевропейских культур, предпочитавших 7 [Ардзинба, 1982, с. 23; Blam, 2005, p. 10, n. 21]. В частности, семилетний срок в хеттских мифо-эпических текстах чаще засвидетельствован в произведениях семитского происхождения вроде мифа об Элкунирсе и Асерту, в котором плакальщицы семь лет оплакивают детей Асерту, убитых Богом Грозы (CTH 342: KUB 36.35 I 26 [Rieken et al., 2009, §3]). Это хорошо соотносится с тем фактом, что только в Киццувадне и Северной Сирии засвидетельствован семилетний праздничный цикл [Shelestin, 2021, p. 110–111], хотя семимесячный и семидневный сроки менее выражены в культовой традиции этого региона. Для хеттского эпоса более характерен последовательный счёт месяцев – черта, выделяющая его на фоне других эпических традиций древнего мира [West, 1997, p. 240, n. 81]. Пример такого перечисления месяцев как приёма, передающего ход времени, даёт описание беременности жены Аппу в «Сказке об Аппу и его сыновьях»: [DA]M mAp-pu šum-re-eš-ki-wa-an da-a- ITU.1.K[AM I]T[U].˹2.˺K[AM] [IT]U.3.KAM ITU.4.KAM ITU.5.KAM ITU.6.KAM ITU.7.KAM ITU.8.KAM ITU.9!.KAM p[a-it] nu [(IT)]U.10.KAM ti-ia-at nu-za DAM ˹m˺Ap-pu DUMU.NITA-an ḫa-aš-ta «Жена Аппу забеременела. Первый месяц, второй месяц, третий месяц, четвёртый месяц, пятый месяц, шестой месяц, седьмой месяц, восьмой месяц, девятый месяц прошёл. Настал десятый месяц, и жена Аппу родила сына» (CTH 360: KUB 36.60+KUB 24.8 III 2–4 = KBo 19.106 obv. 8–10 [Rieken et al., 2009(7)]). Аналогичным образом описана беременность коровы, родившей человеческое дитя, в мифе об Боге Солнца, корове и рыбаке, который хетты озаглавили «Табличка об А.. (имя ребёнка коровы)» (CTH 363: KUB 24.7 III 17–19 [Rieken et al., 2009(8)]). Оба эти мифологических текста относятся к произведениям малой формы, и протекание беременности в них выглядит как длительный непрерывный процесс, тогда как в собственно эпических произведениях этот процесс может прерываться. Так, в одном из фрагментов эпического цикла о Кумарби рассказывается, как последний оплодотворил гору Васитта. В процессе протекания её беременности особо выделены второй и восьмой месяцы: [ITU].1.KAM pa-it ITU.2.˹KAM˺ ti-ia-a[t … IT]U.˹5.˺KAM ITU.6.[KAM] ITU.7 ITU.8.KAM ti-ia-a[t] «Прошёл первый месяц, настал второй месяц. … пятый месяц, шестой месяц, седьмой месяц. Настал восьмой месяц» (CTH 346: KUB 33.118 I 9–10), после чего Васитта задымила, чем вызвала обсуждение со стороны других гор. После этого [ITU.]9.[KAM p]a-it nu ITU.10.KAM ti-ia-at «прошёл девятый месяц, настал десятый месяц» (CTH 346: KUB 33.118 I 27), в который Васитта, по-видимому, и извергла своё потомство [Kloekhorst, 2016]. Большая значимость восьмого месяца беременности подчёркивается и в киццуваднском ритуале для беременных, который предписывает к этому месяцу изолировать будущую роженицу в постройке-арцана (CTH 489: KBo 17.65+ABoT 1.25 ОС 25–27) [Mouton, 2008, pp. 60, 113, 118]. Если Кумарби, оплодотворивший Васитту, сам занимался подсчётом месяцев в ожидании потомства [Kloekhorst, 2016, p. 167], то в другом фрагменте эпического цикла о Кумарби, «Песни о движении вперёд», подсчётом срока беременности занимается стороннее божество: [d˺A.A-aš-ša ḫa-at-ta-an[-na-aš . EN- ITU.MEŠ k]ap-pu-iš-ke-ez-zi ITU.1.KAM IT[U.2.KAM ITU.3.KAM pa-it I]TU.4.KAM ITU.5.KAM ITU.6.KAM pa-it [ITU.7.KAM I]TU.8.KAM ˹ITU.9.˺KAM pa-it nu ITU.10.KA[M nu I-NA] ITU.10.KAM KI- ú-i-ú-e--ki[-u-an da-a-] «И Эа, владыка мудрости, считает месяцы. Прошёл первый месяц, второй месяц, третий месяц. Прошёл четвёртый месяц, пятый месяц, шестой месяц. Прошёл седьмой месяц, восьмой месяц, девятый месяц, и настал десятый месяц. На десятый месяц Земля стала стенать» (CTH 344: KUB 33.119+KUB 33.120 IV 12–16 [Rieken et al., 2009(4)]). Хотя доподлинно неизвестно, кто был в данном случае отцом рождённых Землёй близнецов [Dongen, 2012, p. 65], им едва ли был Эа, так как он выполняет далее роль вестника, сообщающего царю о рождении детей [Corti, 2007, pp. 112–113]. «Песнь о движении вперёд» (шум. SÌR GÁxÈ.A = хетт. SÌR para=kan pawaš) — наиболее пронизанный ощущением времени из хеттских эпических текстов10. Вместе с тем, хотя даже название этого произведения предлагает видеть в нём космогонический или этиологический миф, он не рассказывает о времени, когда существенные элементы мироздания ещё не существовали бы (в отличие от аналогичного вавилонского эпоса «Когда вверху»). В зачине «прежние боги» ([k]a-[ru]-˹ú-i-li-ia˺-kán DINGIR.MEŠ-!˺) призываются в качестве слушателей (CTH 344: KUB 33.119+KUB 33.120 I 1 [Rieken et al. 2009(4)]). Исследователи предполагают, что этот призыв вызван давностью событий, достоверность изложения которых могли бы подтвердить лишь изначальные боги [Pecchioli Daddi, Polvani 1990, p. 117; иначе Gilan, 2021]. Далее идёт по одному шаблону рассказ о царствованиях Алалу и Ану, каждое из которых длилось девять лет: ˹9˺ MU.ḪÁ-aš kap-pu-u-wa-an-ta-aš dA-˹la˺-lu-uš AN-ši ˹LUGAL˺- eeš-ta˺ ˹9˺-ti-ma! MU-ti dA-la-lu-u-i dA-nu- me-na-aḫ-ḫa-an-da za-aḫ-ḫa-i[n p]a˺ ˹9˺ MU.Ḫ[Á]- kap-pu-u-wa-an-ta- dA-nu- AN-ši LUGAL- e--ta ˹9˺-ti-ma! ˹MU˺-ti dAnu˺- dKu-mar- me-na-aḫ-ḫa-an-ta za-aḫ-ḫa-in pa-iš «9 считанных лет был Алалу царём на небе, а на девятом году против Алалу Ану пошёл на бой 9 считанных лет был Ану царём на небе, а на девятом году Ану пошёл на бой против Кумарби» (CTH 344: KUB 33.119+KUB 33.120 I 12–13, 18–19 [Rieken et al. 2009(4)]). В Восточном Средиземноморье девять было символическим числом, обозначавшим новизну или завершённость, а девятилетие могло обозначать неопределённо долгий период времени [Dongen, 2012, p. 36]. Иногда девятилетие царствования в этом эпосе и вавилонском об Атрахасисе уподобляют девяти месяцам беременности [Gurney, 1978–1979], что сомнительно, поскольку, как мы видели выше, самым важным для беременности у хеттов был десятый месяц. Подобные девятилетия царствования известны и по другим хеттским мифам – в также относимом к циклу о Кумарби мифе о царствовании Бога-защитника говорится, что I-NA MU.9.˹KAM˺ dLAMMA- ne-pí-ši LUGAL- e-ta˺ nu a--e-da- MU.˹ḪÁ˺- ša-a-ra-a-u-waar˺ UR.BAR.RA.MEŠ LÚ.MEŠNÍ.ZU ÚUL˺ e-še-er «На девять лет Бог-Защитник был царём на небе. В те годы не было бурь, волков и воров» (CTH 343: KUB 36.2b+Bo 7247 II 8–11 [Blam, 2005; Rieken et al., 2009(3)]), ср. [M]U.9.KAM dLA[MMA … DUMU.L]Ú.U19-UT-T[I] «Девять лет Бог-Защитник … человечеству» (CTH 343: KBo 57.211 1–2). Хотя некоторые исследователи считают, что в подобных контекстах речь идёт о периодах длительностью девять веков или эпох, но более вероятно, что здесь мы имеем дело с особенностями восприятия времени в Анатолии, контрастирующими с традицией Месопотамии и Сирии, где в середине II тыс. до н.э. правление Алалу исчислялось 3600 или 36000 годами [Haas, 1994, S. 83]. Девятилетний цикл часто фигурирует в описаниях хеттских праздников — каждые девять лет происходило обновление священного руна Цитхарии и Бога-Защитника города Хатенцува [Haas, 1994, S. 455], с этим циклом мог быть связан и праздник пуруллия (CTH 674: Bo 3251 III 1 [Haas, 1970, S. 254]), в ходе которого разыгрывался миф о борьбе Бога Грозы со змеем Иллуянкой. В некоторых фрагментах хеттских мифов встречаются отрывочные указания, что некое действие происходит в определённый момент времени или длится определённый срок: [I-NA M]U.3.KAM-ma-kán dKu-mar-[ …] «А на третий год Кумарби …» (CTH 347: KUB 8.63 IV 7 [Rieken et al., 2009(5): §5]); [n]u-wa KUR-e ku-up-ri-ia-an-za ˹ḫar-zi MU˺.7.K[AM ...] «И страну держит битум. Семь лет …» (CTH 348: KBo 26.81 10 [Rieken et al., 2009(6): §3]); [... I-N]A MU.7.KAM-ti mPí-i[r-...] «На седьмой год Пир.. …» (CTH 361: KBo 22.89 7); ˹MU˺.4.KAM nu-wa ka-a- LUGAL-u[š ... ] «… четыре года. И этот царь …» (CTH 365: KUB 23.79 ЛС 14 [Rieken et al., 2009(9): §3]). Как видим, речь идёт о процессах небольшой протяжённости, преимущественно длиной в несколько лет. Некоторые промежутки времени измеряются большими, но в то же время не круглыми числами: nu dUTU-wa-aš DUMU.NITA-an [ḫu-u?-m]a-an-te-eš DINGIR.MEŠ ˹e-ep-pir˺ ˹na?-an? KUR?-an-ti˺ LUGAL-un i-e-er [m]a-a-an MU 1 ME ŠU-ŠI 2.KAM.ḪÁ xx[xx]xx ˹šu-u-ul-le˺-[e-er] «Все боги взяли сына Бога Солнца и сделали его царём над страной. Когда [минуло?] 162 года, они возроптали» (CTH 365: KUB 23.79 obv. 7–9 [Rieken et al., 2009(9): §2]). Последнее число лет выглядит странным, поскольку это единственное число больше 100 во всём хеттском корпусе нумерованных годов и не кажется круглым числом с точки зрения хеттской системы счисления. Текст выглядит типичным для хеттской мифологии повествованием о Царствовании на Небесах [Polvani, 2010], и остальные тексты этого круга не описывают длительность царствований богов такими большими и точными числами. Манера, в какой записано это число, напоминает один пассаж «Повести о Цальпе», который различается в древней и поздней копиях. В древнехеттской версии Хаппи спрашивает людей Цальпы: «Не была ли там сотня воинов? Разве они не умерли?»11, что превратилось в «Сто шестьдесят воинов — почему они не умерли?»12 после того, как новохеттский язык утратил союз šu, и писец попытался понять тёмное для него šu-wa () как ŠU-ŠI (), что означает ‘60’ [Otten, 1973, S. 45]. Подобный процесс мог вызвать появление ŠU-ŠI в KUB 23.79, новохеттской копии среднехеттского текста (о датировке ср. [Steitler, 2017, p. 364, n. 1130]), и исходное число лет в этом повествовании могло быть гораздо меньше. Таким образом, хеттские мифологические тексты не позволяют проследить Urzeit как обладающее особыми свойствами изначальное время у хеттов. Напротив, скорость протекания времени у богов не отличается от скорости протекания земного времени, хотя акцент смещён на процессы длительностью несколько месяцев и несколько лет, тогда как многодневные процессы почти не встречаются в текстах этого жанра. Особенностью хеттского мифологического времени является отсутствие сверхдлительных периодов, характерных для месопотамской традиции, измеряющей правления богов и первоначальных правителей сотнями и тысячами лет. Близость хеттского мифологического времени к земному подчёркивается соразмерностью и параллелизмом сроков мифологических действий срокам земных ритуалов, осуществлявшихся жителями Хеттского царства. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ / ABBREVIATIONS ЛС – лицевая сторона ОС – оборотная сторона ABoT – Ankara Arkeoloji Müzesinde Bulunan Boğazköy Tabletleri. Istanbul – Chicago, 1948–2011. Bo – сигла неопубликованных текстов из Богазкёя. CTH – Košak S., Müller G.G.W., Görke S., Steitler Ch. Catalogue des textes hittites. URL: >>>> ; дата обращения: 08.12.2021. KBo – Keilschrifttexte aus Boghazköi. Leipzig – Berlin, 1916–2021. KUB – Keilschrifturkunden aus Boghazköi. Berlin, 1921–1990