К вопросу о хронологии правления Лахмидов в V в.
Выпуск
2022 год
№ 2
DOI
10.31857/S086919080014666-9
Авторы
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
84 - 94
Аннотация
Хронология правления лахмидских царей V в. восстанавливается на основе их списка, составленного Хишамом ал-Калби (ок. 738–819/20 или 821/22) по записям, хранившимся в Хире, и упоминаний о Лахмидах в доисламских источниках – прежде всего у Сократа Схоластика (ок. 380–ок. 450) и Иисуса Столпника (Иешу Стилита, первая половина VI в.). В литературе укоренилось скептическое отношение к данным списка, основанное на трактовке одного фрагмента труда Сократа Схоластика, согласно которой в 421–422 гг. царём был ал-Мунзир I, тогда как из списка следует, что в те годы правил его отец ан-Нуман I. Однако это противоречие – мнимое, так как из текста Сократа Схоластика нельзя сделать вывод, что ал-Мунзир I занимал тогда хирский престол. Данные списка можно считать достоверными в части указаний общих сроков правления царей, поскольку они основаны на хирских записях. Выкладки Хишама ал-Калби по сопоставлению хронологии Лахмидов и Сасанидов могут применяться лишь с учётом особенностей его системы расчётов и в части, не противоречащей хирским записям. Важной вехой является 474/75 г., когда, согласно новооткрытой южноаравийской надписи Masal 3, царь объединённой державы Химьяра и Сабы Шурахбиил Йаккуф совершил поход на северо-восток Аравии и сражался с войсками лахмидского правителя ал-Асвада. Поскольку такой поход, вероятнее всего, состоялся вскоре после смерти могущественного лахмидского царя ал-Мунзира I, предшественника ал-Асвада, вступление последнего на престол можно отнести к 474 г. Это позволяет скорректировать хронологию правления лахмидских царей. Если основываться на всех имеющихся источниках, хронологию правления Лахмидов в V в. можно реконструировать так: ан-Нуман I – 402–431, ал-Мунзир I – 431–474, ал-Асвад – 474–493, ал-Мунзир II – 493–499, ан-Нуман II – 499–503.
Получено
03.11.2024
Статья
Источников по хронологии Лахмидов очень немного; их можно условно разделить на две группы. Одну составляют списки лахмидских царей с указаниями времени их правления. Ценность этих источников состоит прежде всего в том, что они позволяют воссоздать последовательность правления Лахмидов. Наиболее распространён список, составленный известным средневековым знатоком древностей Хишамом ал-Калби (ок. 738–819/20 или 821/22) на основе записей, хранившихся в бывшей столице Лахмидов – Хире [Мишин, 2017, с. 10–13]. В наиболее подробном виде передачи этого списка встречаются у ат-Табари (839–922/23) и Хамзы ал-Исфахани (ок. 893/94–после 961/62), а затем – у авторов, пользовавшихся их трудами. На сведениях ат-Табари основываются Ибн ал-Асир (1160–1233) и Ибн Халдун (1332–1406), которые воспроизводят и ссылки на Хишама ал-Калби, а также ал-Хилли (конец XI–первая половина XII вв.) и Ибн Саид (1213/14–1286/87). Некоторые другие авторы, такие как Мухаммад ибн Хабиб (ум. 860) или Бируни (973–1048), приводят те же данные, но не ссылаются на источники информации. Представляется, что первоначальный список Хишама ал-Калби включал в себя данные двух видов – общий срок правления каждого Лахмида и соотнесение этой цифры со сроками царствования Сасанидов. Так эти данные приводятся у ат-Табари и Хамзы ал-Исфахани. Другие авторы по тем или иным причинам (насколько можно судить, в основном из стремления сократить материал) опускают соотнесение лет правления Лахмидов и Сасанидов.
Эти данные таковы:
Ат-Табари
- Имру-ул-кайс II – 25 лет. Он погиб в правление сасанидского царя Ездигерда I.
- Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 29 лет и 4 месяца (у ал-Хилли, Ибн Саида и Ибн Халдуна – 30 лет), из них 15 лет в правление Ездигерда I и 14 лет в правление его сына и преемника Варахрана V Гора.
- Ал-Мунзир I, сын ан-Нумана I – 44 года (у ал-Хилли – 40 лет), из них 8 лет и 9 месяцев (у Ибн ал-Асира – 8 лет) в правление Варахрана V, 18 лет – в правление Ездигерда II и 17 лет – в правление Пероза.
- Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет, из них 10 лет в правление Пероза, 4 года в правление Валаша и 6 лет в правление Кавада I.
- Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I и брат ал-Асвада – 7 лет.
- Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года [Annales ..., 1881–1882, p. 850, 854, 882, 899; ср. Нашват …, 1982, с. 272, 275, 276; Китаб …, 1984, с. 112, 113, 118–120, Ал-Камил…, 1987, с. 307, 308, 315, 339, 340; Тарих …, 1999, с. 549, 550, 553, 554]1.
Хамза ал-Исфахани
- Имру-ул-кайс II – 21 год и 3 месяца, из них 5 лет в правление Шапура III, 11 лет в правление Варахрана IV, 5 лет и 3 месяца – в правление Ездигерда I.
- Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 30 лет, из них 15 лет и 8 месяцев в правление Ездигерда I, 14 лет и 8 месяцев в правление Варахрана V Гора.
- Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I – 44 года, из них 8 лет и 9 месяцев в правление Варахрана V, 18 лет и 3 месяца в правление Ездигерда II и 17 лет в правление Пероза.
- Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет, из них 10 в правление Пероза, 4 года в правление Валаша и 6 лет в правление Кавада I.
- Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I и брат ал-Асвада – 7 лет в правление Кавада I.
- Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года в правление Кавада I [Китаб …, 1921/22, с. 67–69].
Мухаммад ибн Хабиб и Бируни
- Имру-ул-кайс II, сын Амра – 25 лет.
- Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 30 лет.
- Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I – 44 года.
- Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет.
- Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I – 7 лет.
- Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года [Китаб…, 1942, с. 358 – 359; Garbers, 1952, S. 53].
Такая же последовательность царей (но без указания сроков их правления) – в списках, принадлежащих Абу ал-Хасану ал-Джурджани (ум. 976/77 или 1002), сообщение которого дошло до нас в передаче Ибн Халдуна [Тарих …, 1999, с. 562–563], и ал-Хваразми (ум. 990/91 или 997/98). Последний называет ан-Нумана II сыном ал-Мунзира и внуком ал-Асвада [Мафатих …, 1989, с. 132–133], в чём – поскольку во всех остальных списках ан-Нуман II представлен как сын ал-Асвада – следует, скорее всего, видеть ошибку.
Практически единственный альтернативный список с указанием сроков правления Лахмидов обнаруживается в труде ал-Масуди (ум. 956) а также у следующего за ним Ибн Бадруна (конец XI–первая половина XII вв.):
- Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I (у Ибн Бадруна – Амр, сын Имру-ул-кайса) – 25 лет.
- Ан-Нуман, сын ал-Мунзира – 35 лет.
- Ал-Асвад, сын ан-Нумана – 20 лет.
- Ал-Мунзир, сын ал-Асвада и Ма ас-сама– 34 года [Шарх …, 1921/22, с. 100–101; Ал-Масуди, 1966, с. 223].
Ал-Мунзир, сын Ма ас-сама (Небесной воды, как за красоту называли его мать) – ал-Мунзир III (512/13–554). Тем самым, список ал-Масуди не покрывает рассматриваемое столетие полностью; более того, в нём отсутствуют и ал-Асвад, и ан-Нуман II, то есть цари, которые, как показано ниже, упоминаются в доисламских источниках. Поэтому сведения ал-Масуди трудно считать достоверными.
Другие списки лахмидских царей для рассматриваемого периода неполны и не содержат однозначных хронологических указаний [Тарих …, 1964, с. 181–182; Ал-Маариф …, 1981, с. 646–648; Ал-Мухтасар …, 1998, с. 93–94].
Таким образом, нашим основным источником является список Хишама ал-Калби, прежде всего – его наиболее ранние, близкие к оригиналу передачи у ат-Табари и Хамзы ал-Исфахани.
Вторую группу составляют крайне немногочисленные упоминания о Лахмидах в доисламских источниках. Они ценны тем, что восходят ко временам Лахмидов, что при прочих равных говорит в пользу их достоверности, и служат своего рода вехами, вокруг которых можно располагать данные Хишама ал-Калби. Если двигаться в порядке хронологии упоминаемых событий, первым следует назвать сообщение Сократа Схоластика (ок. 380–ок. 450) о том, что царь персов Вараван, т.е. Варахран V, начав войну с Римом вскоре после вступления на престол, призвал на помощь сарацин, «над которыми начальствовал Аламундар, муж благородный и воинственный» [Sokrates, 1995, S. 365]. Это сообщение – часть рассказа о войне между Сасанидской державой и Римской империей 421–422 гг.2, который в сокращении (и не обязательно как прямое заимствование из труда Сократа Схоластика) приводится и в некоторых других источниках. Для настоящей работы наибольшее значение имеет версия, которая обнаруживается в историческом своде, составленном около 775 г. и приписываемом Дионисию Телль-Махрскому; там в соответствующем месте упоминается Мундэр, царь арабов [Chronicon ..., 1927, p. 194]. Этот Аламундар / Мундэр, как мы увидим далее, тождествен лахмидскому царю ал-Мунзиру I.
Другое важное упоминание о Лахмидах было введено в научный оборот недавно, после открытия южноаравийской надписи Maʾsal 3 у вади Масал, в 215 км. к западу от Эр-Рияда. Эта надпись пока прочитана не полностью, но по изученным фрагментам видно, что она посвящена походу царя объединённой державы Химьяра и Сабы Шурахбиила Йаккуфа и его сыновей Абишамара Науфа и Лухайата Йануфа в область ал-Хатт, т.е. к северо-восточному побережью Аравии. Войско царя двигалось через центральную Аравию. После ряда боёв с ополчениями арабских племён оно столкнулось с силами Амра, сына Асвадана, царя танухитов, и нанесло им поражение. Амр бежал с двадцатью всадниками. За ним была послана погоня, но исход дела, к сожалению, неизвестен, поскольку на этом месте прочитанный текст прерывается. Очень важно, что в надписи указана дата похода – 584 год по сабейскому летосчислению, т.е. период с апреля 474 по март 475 гг. [Arbach, Prioletta, 2016, p. 919–923]. К тому времени Шурахбиил Йаккуф стоял у власти как минимум более полутора лет: известна надпись CIH 537+RES 4919 Ry 203, где он упоминается как царь; она относится к месяцу з-х.р.ф 582 года по сабейскому летосчислению, т.е. к августу 472 г. [CIH 537+RES 4919 Ry 203]3.
Царь танухитов Асвадан легко отождествляется с лахмидским правителем ал-Асвадом, упомянутым выше. Танухиты (ар. танух) представляли собой союз племён и были, насколько можно судить, основной частью подданных Лахмидов.
Ещё одно важное упоминание о Лахмидах встречается в истории Иисуса Столпника (Иешу Стилита, первая половина VI в.). Согласно этому источнику царь «персидских арабов» Наман, т.е. ан-Нуман II мусульманских авторов, участвовал в походе сасанидского царя Кавада I против Византии и в августе 814 года селевкидской эры получил в одном из боёв ранение в голову, от которого умер через несколько дней [Chronicon ..., 1927, p. 283–284]. Иисус Столпник пользуется здесь греческим вариантом календаря селевкидской эры, по которому год тёк с начала сентября; это видно из начала повествования о рассматриваемом годе. События 22 августа попадают у Иисуса Столпника в предыдущий год (813), а события 5 октября – в 814 г. [Chronicon ..., 1927, p. 273, 276]. Стало быть, 814 год Иисуса Столпника соответствует промежутку времени с 1 сентября 502 по 31 августа 503 г., из чего ясно, что смерть ан-Нумана II последовала в 503 г., вероятнее всего, в августе.
Важными хронологическими вехами для истории Лахмидов, особенно в связи с расчётами Хишама ал-Калби, являются датировки правления Сасанидов. В одной из более ранних работ автор этих строк предложил для рассматриваемого периода следующую хронологию, которая используется и здесь:
Варахран IV – декабрь 388 г. или январь 389 г. – декабрь 399 г. или январь 400 г.
Ездигерд I – январь 400 г. – январь 421 г. (официально), 5 ноября 420 г. (фактически).
Варахран V 5 ноября 420 г. (официально), 26 апреля 421 г. (фактически) – начало ноября 440 г.
Ездигерд II – ноябрь 440 г. – конец февраля - начало марта 458 г.
Хормузд III – весна 458 г. – осень 461 г. или весна 462 г.
Пероз – осень 461 г. или весна 462 г. – август 484 г.
Валаш – сентябрь 484 г. – сентябрь 488 г.
Кавад I – сентябрь 488 г. – между концом июля 498 г. и концом июля 499 г.
Жамасп – между концом июля 498 г. и концом июля 499 г. – сентябрь 501 г.
Кавад I (второе правление) – сентябрь 501 г. – 13 сентября 531 г. [Мишин, 2014, с. 63].
Восстановление хронологии правления Лахмидов в научной литературе имеет достаточно долгую историю4. Уже Й.Г. Айххорн использовал в качестве хронологической вехи указанную у Иисуса Столпника дату смерти ан-Нумана II, хотя относил это событие к 504 г. [Eichhorn, 1813, S. 26–27]5. Эту неточность впоследствии поправил А.П. Коссэн де Персиваль, однако на его расчётах сказалось то, что окончание правления Имру-ул-кайса II он отнёс к 390 г. Основываясь далее на списках Хишама ал-Калби и ал-Масуди, А.П. Коссэн де Персиваль получил следующую хронологию: ан-Нуман I – 390–418, ал-Мунзир I – 418–462, ал-Асвад – 471–491, ал-Мунзир II – 491–498, ан-Нуман II – 498–503. Возникший пробел – период 462–471 гг. – он предложил считать временем царствования ан-Нумана, сына ал-Мунзира II [Caussin de Perceval, 1847, T. 1, tab. IV, T. 2, p. 54, 59, 64, 65, 67], однако полное отсутствие упоминаний в источниках об этом правлении не позволяет принять данную гипотезу.
По-другому подошёл к хронологии Лахмидов Дж. Зайдан, который в вышедшей в 1908 г. истории арабов доисламского времени опирался почти исключительно на список Хишама ал-Калби, сократив в нём отдельные неправдоподобно длинные сроки правления. При этом он исходил из того, что смерь ан-Нумана пришлась на 504 г. В результате хронология рассматриваемого периода выглядит так: ан-Нуман I – 403–431, ал-Мунзир I – 431–473, ал-Асвад – 473–493, ал-Мунзир II – 493–500, ан-Нуман II – 500–504 [Зайдан, 1922, с. 198, 204–206]. Её в неизменном виде воспроизводили и другие авторы [Ал-Азами, 1920, с. 31, 40, 42, 45; Ганима, 1936, с. 144, 153, 155, 159; Таккуш, 2009, с. 392, 394, 395].
Весьма скептически отнёсся к списку Хишама ал-Калби Г. Ротштайн, автор истории Лахмидов, которая долгое время считалась классической и не утратила актуальности и теперь. Рассмотренное выше известие Сократа Схоластика он истолковывал в том смысле, что ал-Мунзир II принял участие в войне 421–422 гг. как «владыка сарацин» (Herrscher der Saracenen). Соответственно, известия ат-Табари и Хамзы ал-Исфахани о том, что ан-Нуман I правил 14 лет или 14 лет и 9 месяцев в правление Варахрана V, были признаны недостоверными. Г. Ротштайн полагал, что правление ан-Нумана завершилось между 413 и 420 гг., т.е. до воцарения Варахрана V, и «за неимением более точных данных» считал возможным принять датировку А.П. Коссэна де Персеваля – 418 г. [Rothstein, 1899, S. 62–63]. На другом конце рассматриваемого временного отрезка Г. Ротштайн исходил из того, что ан-Нуман II погиб в 503 г.; соответственно, он должен был прийти к власти четырьмя годами ранее, в 499 г. Возникший таким образом промежуток в 81 год (418–499) было невозможно заполнить на основании сведений мусульманских авторов, и Г. Ротштайн указал приблизительные датировки по списку Хишама ал-Калби (ал-Мунзир I – 418–462, ал-Асвад – 462–482, ал-Мунзир II – 482–489), заметив, что эти данные неточны, но как их исправлять – неизвестно [Rothstein, 1899, S. 69–70].
Хотя Г. Ротштайн, таким образом, не предложил определённой хронологии, даты, фигурирующие в его работе, были приняты рядом учёных. Например, К. Юар принял как дату окончания правления ан-Нумана I 418 г., а затем привёл хронологическую таблицу, где сроки, которые Г. Ротштайн считал только указаниями Хишама ал-Калби, представлены как точные данные (ал-Асвад – 462–482, ал-Мунзир II – 482–489) [Huart, 1912, p. 64, 72]. Восходящий к Г. Ротштейну критический подход виден по новейшим работам. В истории Хиры И. Тораль-Нихофф смерть ан-Нумана I отнесена приблизительно к тому же 418 г., а единственное точное указание касается времени правления ан-Нумана II, которое и здесь занимает период с 499 по 503 гг. Правление ал-Мунзира I отнесено ко времени 418–452 гг., причём последняя из этих дат, не подкрепляемая, заметим, источниками, упоминается дважды и во втором случае – с вопросительным знаком. Время с 452 по 499 г. охарактеризовано просто как «пробел» (Lücke) [Toral-Niehoff, 2014, S. 64, 185, 187, 223]. В одной вышедшей в последние годы общей истории арабов доисламского времени ан-Нуман I правит в 400–418 гг., ал-Мунзир I – в 418–462 гг., а затем автор сразу переходит к правлению ал-Мунзира III, которое у него начинается в 505 г. [Нафи, 2017, с. 115–116].
Автор этих строк тоже высказал (в монографии, посвящённой истории Лахмидов) некоторые соображения относительно списка Хишама ал-Калби [Мишин, 2017, с. 27–42]. Основные черты этого подхода представляются верными и теперь. Они сводятся к следующему.
Данные о сроках правления лахмидских царей восходят к хирским записям, и поэтому есть основания считать их достоверными источниками информации. Отметим, что все цари, упоминаемые в неарабских источниках, фигурируют и в списке Хишама ал-Калби.
Отрицать достоверность этого списка на основании рассмотренного выше сообщения Сократа Схоластика неправомерно. Рассказ о войне 421–422 гг. принадлежит человеку, который мог не разбираться в лахмидских реалиях и принял ал-Мунзира, командовавшего посланным на помощь Сасанидам войском, за царя. Кроме того, фрагмент текста Сократа Схоластика Σαρακενοὺς έκάλεσεν πρὸς βοήθειαν ὧν ἧρχεν ʼΑλαμούνδαρος не обязательно означает, что в представлении автора ал-Мунзир являлся царём. Этот фрагмент буквально переводится так: «он (Варахран V. – Д.М.) призвал на помощь сарацин, над которыми начальствовал Аламундар». В зависимости от контекста это можно истолковывать как указание на то, что ал-Мунзир был правителем «сарацин» или предводителем тех «сарацин», которых призвал на помощь сасанидский царь, то есть войска. В хронике, приписываемой Дионисию Телль-Махрскому, аль-Мунзир назван «царём арабов» (mâlkа dh-ṭâyyayē), однако это нельзя считать решающим доводом, так как у нас нет исходного текста, используемого в обоих названных источниках. Если считать, что этот исходный текст был написан по-гречески и в неизменном виде приведён в книге Сократа Схоластика (из двух названных источников она – более ранняя), слова о «царе арабов», скорее всего, являются собственной интерпретацией переводчика на сирийский язык, который из указанных выше альтернатив выбрал первую.
Возвращаясь к списку Хишама ал-Калби, мы должны отметить, что указания на соотнесение сроков правления Лахмидов и Сасанидов являются плодами его собственных расчётов, а не выписками из первоисточников. Это хорошо видно по следующим примерам. Такие указания даются и в отношении первых лахмидских правителей. Например, по словам Хамзы ал-Исфахани, который, вероятно, опирается на список Хишама ал-Калби, первый лахмидский царь Амр ибн Ади правил 118 лет, из них 95 – во время раздробленности (мулук ат-таваиф, как мусульманские авторы называли парфянский период) и 23 года – при персидских (т.е. сасанидских) царях (14 лет и 10 месяцев при Ардашире I, 8 лет и 2 месяца при Шапуре I). Его преемник Имру-ул-кайс I правил 114 лет, из них 23 года при Шапуре I, 1 год и 10 месяцев при Хормузде I, 9 лет и 3 месяца при Варахране I, 23 года при Варахране II, 13 лет и 6 месяцев при Варахране III, 9 лет при Нарсе, 13 лет при Хормузде II, 20 лет и 5 месяцев при Шапуре II [Китаб …, 1921/22, с. 66–67]. Столь длительные периоды правления невероятны, вследствие чего указания на соотнесение сроков могут быть только плодами позднейших вычислений, сделанных с мнимой точностью.
Показательно, что в списке Хишама ал-Калби в царствование сасанидского царя Пероза правят Лахмиды ал-Асвад (10 лет) и ал-Мунзир II (17 лет). Суммируя сроки их правления, мы получаем 27 лет. Это не соответствует сведениям сасанидских дворцовых анналов (известным по выпискам, сохранившимся в труде Агафия Миринейского, ок. 532–между 579 и 582), согласно которым Пероз погиб на двадцать четвёртом году своего царствования [Agathiae ..., 1967, p. 158], но точно сходится с сообщениями ряда мусульманских авторов (в том числе тех, кто пользовался данными Хишама ал-Калби), считавших, что он правил 27 лет [Annales ..., 1881–1882, p. 873; Ат-танбих …, 1938, с. 88; Тарих …, 1964, с. 142; Ал-Мухтасар …, 1998, с. 71] или 27 лет и 1 день [Китаб …, 1921/22, с. 14; Китаб …, 1942, с. 362].
Приняв за основу данные, восходящие к хирским записям, и поставив под сомнение достоверность расчётов Хишама ал-Калби, автор этих строк предложил хронологию правления Лахмидов, которая для рассматриваемого периода выглядела так: ан-Нуман I – 399–428/29, ал-Мунзир I – 428/29–472/73, ал-Асвад – 472/73–492/93, ал-Мунзир II – 492/93–499/500, ан-Нуман II – 499/500–503 [Мишин, 2017, с. 42].
Текст надписи Maʾsal 3 наводит на мысль о необходимости корректировки этих дат. Отправной точкой является указание в надписи даты похода – 474/75 г. Для правителей объединённой державы Химьяра и Сабы поход в Центральную Аравию был масштабным мероприятием, начинать которое имело смысл тогда, когда наступал удобный момент, и появлялись шансы на успех. Можно предположить, что поход, направленный против Лахмидов, состоялся вскоре после смерти царя ал-Мунзира I, когда ушёл из жизни могущественный противник правителей Химьяра и Сабы в Аравии. Если так, смерть ал-Мунзира I и вступление на престол ал-Асвада имели место в 474 г.
Другая предпосылка для расчётов состоит в том, что за год у Хишама ал-Калби принимается как полный, так и неполный год. Это характерно как для хирских записей, так и для его собственных расчётов. Пример тому – данные о правлении Лахмидов-современников Кавада I. Последний вступил на престол примерно в сентябре 488 г.; на момент гибели ан-Нумана II в августе 503 г. с того времени прошло около 15 лет. Но если исчислять тот же период на основании списка Хишама ал-Калби, мы получаем 17 лет: 4 года правления ан-Нумана II + 7 лет правления ал-Мунзира II + 6 лет правления ал-Асвада. Видимо, в расчётах Хишама год, в котором умирал один лахмидский царь, и на престол вступал его преемник, считался за два, то есть как последний год правления первого из них и первый год правления второго. Практическое применение этого вывода затруднено тем, что год в понимании Хишама ал-Калби не совпадал с нашим годом, что в условиях недостатка данных делает расчёты очень приблизительными. Однако можно исходить из того, что, например, август 499 г. в рамках расчётов Хишама попадает в начало первого года царствования ан-Нумана II и одновременно – в последний, неполный год правления ал-Мунзира II. Применяя такую систему расчётов, мы имеем:
Правление ан-Нумана II – 499–503.
Правление ал-Мунзира II – 493–499.
Правление ал-Асвада – 474–493.
Отнесение начала правления ал-Асвада к 474 г. подкрепляется и тем, что, как показано выше, по расчётам Хишама ал-Калби 10 лет его правления пришлись на время царствования Пероза. Последний погиб в августе 484 г., во время похода на эфталитов. Если считать, что к этому времени истекли 10 лет правления ал-Асвада, можно, с учётом допустимой погрешности, заключить, что последний вступил на престол летом 474 г., что соответствует изложенным выше построениям. Видимо, приблизительно тогда умер ал-Мунзир, и Шурахбиил Йаккуф, воспользовавшись представившимся случаем, вскоре совершил поход на север.
Датировка начала правления ал-Асвада 474 г. позволяет объяснить и другой элемент хронологических расчётов Хишама ал-Калби – указание на то, что ал-Мунзир I правил в течение 17 лет царствования Пероза. Как и в предыдущих случаях, неполный последний год приравнивается к полному, вследствие чего от 474 следует отнимать 16. Таким образом мы приходим в 458 г., т.е., как показано выше, в год, когда умер отец Пероза – Ездигерд II. После этого началась борьба между Перозом и его братом – старшим сыном Ездигерда Хормуздом. Последний одержал верх и на некоторое время занял трон, сделавшись таким образом царём Хормуздом III. Пероз бежал к эфталитам и, получив от них военную помощь, победил Хормузда и вступил на престол. После этого дворцовые анналы, видимо, подверглись ревизии; в выписках из них у Агафия Миринейского Хормузд не упоминается в числе сасанидских царей, а преемником Ездигерда II назван Пероз [Agathiae ..., 1967, p. 157]. Заметим, что и средневековые мусульманские историки за очень редкими исключениями (их в основном составляют поздние авторы) не упоминают о Хормузде III в повествованиях о сасанидских царях. Значит, годы правления Хормузда III в мусульманских источниках включены во время царствования Пероза, которое начинает отсчитываться от смерти Ездигерда II.
Если считать, что в середине 474 г. шёл (но ещё не закончился) сорок четвёртый, последний, год правления ал-Мунзира I, оно должно было начаться в 431 г. По расчётам Хишама ал-Калби ал-Мунзир I занимал хирский престол в течение 8 лет и 9 месяцев правления Варахрана V Гора. Как отмечено выше, оно завершилось примерно в ноябре 440 г. Отступив оттуда на 8 лет и 9 месяцев, мы попадаем в начало 432 г. Это несоответствие – не единственное на данном временном отрезке. Мусульманские авторы плохо представляли себе протяжённость правления Варахрана V, и различия во мнениях очень велики. Например, ат-Табари писал, что по одним утверждениям Варахран V царствовал 18 лет, 10 месяцев и 20 дней, по другим – 23 года, 10 месяцев и 20 дней [Annales, 1881–1882, p. 871]. В разных списках сасанидских царей у Хамзы ал-Исфахани время правления Варахрана V указано как 23 года или 19 лет и 11 месяцев [Китаб …, 1921/22, с. 14, 17, 22]6. Ни одно из этих указаний точно не совпадает с данными списка Хишама ал-Калби (14 лет + 8 лет и 9 месяцев по ат-Табари, 14 лет и 4 месяца + 8 лет и 9 месяцев согласно Хамзе ал-Исфахани). При этом согласно выпискам из сасанидских дворцовых анналов у Агафия Миринейского Варахран V царствовал 20 лет [Agathiae ..., 1967, p. 157]. Стало быть, вероятность погрешности в расчётах Хишама ал-Калби на данном этапе достаточно высока, что не даёт возможности опираться на них.
Сказанное относится и к правлению ан-Нумана I, значительная часть которого пришлась на время царствования Варахрана V. Кроме того, маловероятным представляется приведённое выше утверждение Хамзы ал-Исфахани о том, что отец и предшественник ан-Нумана Имру-ул-кайс II умер через 5 лет и 3 месяца после начала правления Ездигерда I. Поскольку последний вступил на престол в начале 400 г., смерть Имру-ул-кайса, если следовать Хамзе ал-Исфахани, следует отнести к 405 г. Но это невозможно совместить с данными хирских записей, согласно которым правление ан-Нумана заняло 29 лет и 4 месяца или 30 лет. Если считать, что обе эти цифры верны, и 4 месяца составляют неполный 30-й год правления ан-Нумана, он должен был прийти к власти в 402 г. Эту проблему можно решить только выбором между сведениями хирских записей и собственными расчётами Хишама ал-Калби. По основаниям, изложенным выше, предпочтительнее опираться на хирские записи.
Очень важно то, что начало правления ан-Нумана I приходится на время царствования Ездигерда I. Вопрос об отношениях между этими двумя правителями заслуживает отдельного исследования, которое автор этих строк надеется предпринять в ближайшем будущем. Однако вывод, который можно сделать здесь, проливает на него некоторый свет. Известно, что лахмидские правители получали назначение от сасанидского царя, который предварительно проводил с ними то, что сейчас назвали бы собеседованием. Убедившись в наличии у кандидата качеств, необходимых для того, чтобы управлять, царь принимал решение. Если Ездигерд сам назначил ан-Нумана правителем Хиры, последний должен был иметь у него немалый кредит доверия. Это полностью соответствует рассказам источников о том, что Ездигерд поручил ан-Нуману воспитание своего малолетнего сына Варахрана – будущего царя Варахрана V Гора.
Изложенное выше даёт основания предложить следующую реконструкцию хронологии Лахмидов в V в.
Ан-Нуман I – 402–431.
Ал-Мунзир I – 431–474.
Ал-Асвад – 474–493.
Ал-Мунзир II – 493–499.
Ан-Нуман II – 499–503.
Эти данные таковы:
Ат-Табари
- Имру-ул-кайс II – 25 лет. Он погиб в правление сасанидского царя Ездигерда I.
- Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 29 лет и 4 месяца (у ал-Хилли, Ибн Саида и Ибн Халдуна – 30 лет), из них 15 лет в правление Ездигерда I и 14 лет в правление его сына и преемника Варахрана V Гора.
- Ал-Мунзир I, сын ан-Нумана I – 44 года (у ал-Хилли – 40 лет), из них 8 лет и 9 месяцев (у Ибн ал-Асира – 8 лет) в правление Варахрана V, 18 лет – в правление Ездигерда II и 17 лет – в правление Пероза.
- Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет, из них 10 лет в правление Пероза, 4 года в правление Валаша и 6 лет в правление Кавада I.
- Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I и брат ал-Асвада – 7 лет.
- Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года [Annales ..., 1881–1882, p. 850, 854, 882, 899; ср. Нашват …, 1982, с. 272, 275, 276; Китаб …, 1984, с. 112, 113, 118–120, Ал-Камил…, 1987, с. 307, 308, 315, 339, 340; Тарих …, 1999, с. 549, 550, 553, 554]1.
1. У Ибн Халдуна не упоминаются ал-Мунзир II и ал-Асвад; это следует объяснять неточностью при копировании. Там же Ибн Халдун со ссылкой на «человека иного нежели Хишам ал-Калби» повествует об ан-Нумане, сыне ал-Мунзира, о котором сообщает те же сведения, что ат-Табари об ал-Асваде [Тарих …, 1999, с. 552]. Это известие, очевидно, недостоверно.
Хамза ал-Исфахани
- Имру-ул-кайс II – 21 год и 3 месяца, из них 5 лет в правление Шапура III, 11 лет в правление Варахрана IV, 5 лет и 3 месяца – в правление Ездигерда I.
- Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 30 лет, из них 15 лет и 8 месяцев в правление Ездигерда I, 14 лет и 8 месяцев в правление Варахрана V Гора.
- Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I – 44 года, из них 8 лет и 9 месяцев в правление Варахрана V, 18 лет и 3 месяца в правление Ездигерда II и 17 лет в правление Пероза.
- Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет, из них 10 в правление Пероза, 4 года в правление Валаша и 6 лет в правление Кавада I.
- Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I и брат ал-Асвада – 7 лет в правление Кавада I.
- Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года в правление Кавада I [Китаб …, 1921/22, с. 67–69].
Мухаммад ибн Хабиб и Бируни
- Имру-ул-кайс II, сын Амра – 25 лет.
- Ан-Нуман I, сын Имру-ул-кайса II – 30 лет.
- Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I – 44 года.
- Ал-Асвад, сын ал-Мунзира I – 20 лет.
- Ал-Мунзир II, сын ал-Мунзира I – 7 лет.
- Ан-Нуман II, сын ал-Асвада – 4 года [Китаб…, 1942, с. 358 – 359; Garbers, 1952, S. 53].
Такая же последовательность царей (но без указания сроков их правления) – в списках, принадлежащих Абу ал-Хасану ал-Джурджани (ум. 976/77 или 1002), сообщение которого дошло до нас в передаче Ибн Халдуна [Тарих …, 1999, с. 562–563], и ал-Хваразми (ум. 990/91 или 997/98). Последний называет ан-Нумана II сыном ал-Мунзира и внуком ал-Асвада [Мафатих …, 1989, с. 132–133], в чём – поскольку во всех остальных списках ан-Нуман II представлен как сын ал-Асвада – следует, скорее всего, видеть ошибку.
Практически единственный альтернативный список с указанием сроков правления Лахмидов обнаруживается в труде ал-Масуди (ум. 956) а также у следующего за ним Ибн Бадруна (конец XI–первая половина XII вв.):
- Ал-Мунзир I, сын а-Нумана I (у Ибн Бадруна – Амр, сын Имру-ул-кайса) – 25 лет.
- Ан-Нуман, сын ал-Мунзира – 35 лет.
- Ал-Асвад, сын ан-Нумана – 20 лет.
- Ал-Мунзир, сын ал-Асвада и Ма ас-сама– 34 года [Шарх …, 1921/22, с. 100–101; Ал-Масуди, 1966, с. 223].
Ал-Мунзир, сын Ма ас-сама (Небесной воды, как за красоту называли его мать) – ал-Мунзир III (512/13–554). Тем самым, список ал-Масуди не покрывает рассматриваемое столетие полностью; более того, в нём отсутствуют и ал-Асвад, и ан-Нуман II, то есть цари, которые, как показано ниже, упоминаются в доисламских источниках. Поэтому сведения ал-Масуди трудно считать достоверными.
Другие списки лахмидских царей для рассматриваемого периода неполны и не содержат однозначных хронологических указаний [Тарих …, 1964, с. 181–182; Ал-Маариф …, 1981, с. 646–648; Ал-Мухтасар …, 1998, с. 93–94].
Таким образом, нашим основным источником является список Хишама ал-Калби, прежде всего – его наиболее ранние, близкие к оригиналу передачи у ат-Табари и Хамзы ал-Исфахани.
Вторую группу составляют крайне немногочисленные упоминания о Лахмидах в доисламских источниках. Они ценны тем, что восходят ко временам Лахмидов, что при прочих равных говорит в пользу их достоверности, и служат своего рода вехами, вокруг которых можно располагать данные Хишама ал-Калби. Если двигаться в порядке хронологии упоминаемых событий, первым следует назвать сообщение Сократа Схоластика (ок. 380–ок. 450) о том, что царь персов Вараван, т.е. Варахран V, начав войну с Римом вскоре после вступления на престол, призвал на помощь сарацин, «над которыми начальствовал Аламундар, муж благородный и воинственный» [Sokrates, 1995, S. 365]. Это сообщение – часть рассказа о войне между Сасанидской державой и Римской империей 421–422 гг.2, который в сокращении (и не обязательно как прямое заимствование из труда Сократа Схоластика) приводится и в некоторых других источниках. Для настоящей работы наибольшее значение имеет версия, которая обнаруживается в историческом своде, составленном около 775 г. и приписываемом Дионисию Телль-Махрскому; там в соответствующем месте упоминается Мундэр, царь арабов [Chronicon ..., 1927, p. 194]. Этот Аламундар / Мундэр, как мы увидим далее, тождествен лахмидскому царю ал-Мунзиру I.
2. Обоснование датировки этой войны 421–422 г. см.: Мишин …, 2014, с. 250–251. В дополнение к выдвинутым там аргументам отметим, что такая датировка полностью соответствует кратким сообщениям о событиях тех лет у Марцеллина Комита (1-я половина VI в.). Последний представляет картину так: 4-й год индикта (сентябрь 420 – август 421) – война между римлянами и персами, 5-й год индикта (сентябрь 421 – август 422) – заключение мира между ними. Этот 5-й год индикта отождествляется с годом, в котором консулами были Гонорий (в 13-й раз) и император Феодосий II (408–450) – в 10 раз [Chronica ..., 1894, p. 75], т.е. именно с тем годом, в котором закончилась война согласно нашему главному источнику о ней – истории Сократа Схоластика. Видимо, Варахран V Гор, придя к власти весной 421 г., летом того же года начал войну против римлян, сделав тем самым дружественный жест по отношению к сасанидской знати. Боевые действия заняли около года, с лета 421 по лето 422 г. и закончились заключением мира. 5 сентября 422 г. в Константинополе было объявлено о победоносном завершении войны.
Другое важное упоминание о Лахмидах было введено в научный оборот недавно, после открытия южноаравийской надписи Maʾsal 3 у вади Масал, в 215 км. к западу от Эр-Рияда. Эта надпись пока прочитана не полностью, но по изученным фрагментам видно, что она посвящена походу царя объединённой державы Химьяра и Сабы Шурахбиила Йаккуфа и его сыновей Абишамара Науфа и Лухайата Йануфа в область ал-Хатт, т.е. к северо-восточному побережью Аравии. Войско царя двигалось через центральную Аравию. После ряда боёв с ополчениями арабских племён оно столкнулось с силами Амра, сына Асвадана, царя танухитов, и нанесло им поражение. Амр бежал с двадцатью всадниками. За ним была послана погоня, но исход дела, к сожалению, неизвестен, поскольку на этом месте прочитанный текст прерывается. Очень важно, что в надписи указана дата похода – 584 год по сабейскому летосчислению, т.е. период с апреля 474 по март 475 гг. [Arbach, Prioletta, 2016, p. 919–923]. К тому времени Шурахбиил Йаккуф стоял у власти как минимум более полутора лет: известна надпись CIH 537+RES 4919 Ry 203, где он упоминается как царь; она относится к месяцу з-х.р.ф 582 года по сабейскому летосчислению, т.е. к августу 472 г. [CIH 537+RES 4919 Ry 203]3.
3. Согласно некоторым учёным Шурахбиил Йаккуф пришёл к власти ещё раньше, в 470 или около 465 гг. [Jamme, 1961, p. 2, 20; Робен, 2004, с. 312].
Царь танухитов Асвадан легко отождествляется с лахмидским правителем ал-Асвадом, упомянутым выше. Танухиты (ар. танух) представляли собой союз племён и были, насколько можно судить, основной частью подданных Лахмидов.
Ещё одно важное упоминание о Лахмидах встречается в истории Иисуса Столпника (Иешу Стилита, первая половина VI в.). Согласно этому источнику царь «персидских арабов» Наман, т.е. ан-Нуман II мусульманских авторов, участвовал в походе сасанидского царя Кавада I против Византии и в августе 814 года селевкидской эры получил в одном из боёв ранение в голову, от которого умер через несколько дней [Chronicon ..., 1927, p. 283–284]. Иисус Столпник пользуется здесь греческим вариантом календаря селевкидской эры, по которому год тёк с начала сентября; это видно из начала повествования о рассматриваемом годе. События 22 августа попадают у Иисуса Столпника в предыдущий год (813), а события 5 октября – в 814 г. [Chronicon ..., 1927, p. 273, 276]. Стало быть, 814 год Иисуса Столпника соответствует промежутку времени с 1 сентября 502 по 31 августа 503 г., из чего ясно, что смерть ан-Нумана II последовала в 503 г., вероятнее всего, в августе.
Важными хронологическими вехами для истории Лахмидов, особенно в связи с расчётами Хишама ал-Калби, являются датировки правления Сасанидов. В одной из более ранних работ автор этих строк предложил для рассматриваемого периода следующую хронологию, которая используется и здесь:
Варахран IV – декабрь 388 г. или январь 389 г. – декабрь 399 г. или январь 400 г.
Ездигерд I – январь 400 г. – январь 421 г. (официально), 5 ноября 420 г. (фактически).
Варахран V 5 ноября 420 г. (официально), 26 апреля 421 г. (фактически) – начало ноября 440 г.
Ездигерд II – ноябрь 440 г. – конец февраля - начало марта 458 г.
Хормузд III – весна 458 г. – осень 461 г. или весна 462 г.
Пероз – осень 461 г. или весна 462 г. – август 484 г.
Валаш – сентябрь 484 г. – сентябрь 488 г.
Кавад I – сентябрь 488 г. – между концом июля 498 г. и концом июля 499 г.
Жамасп – между концом июля 498 г. и концом июля 499 г. – сентябрь 501 г.
Кавад I (второе правление) – сентябрь 501 г. – 13 сентября 531 г. [Мишин, 2014, с. 63].
Восстановление хронологии правления Лахмидов в научной литературе имеет достаточно долгую историю4. Уже Й.Г. Айххорн использовал в качестве хронологической вехи указанную у Иисуса Столпника дату смерти ан-Нумана II, хотя относил это событие к 504 г. [Eichhorn, 1813, S. 26–27]5. Эту неточность впоследствии поправил А.П. Коссэн де Персиваль, однако на его расчётах сказалось то, что окончание правления Имру-ул-кайса II он отнёс к 390 г. Основываясь далее на списках Хишама ал-Калби и ал-Масуди, А.П. Коссэн де Персиваль получил следующую хронологию: ан-Нуман I – 390–418, ал-Мунзир I – 418–462, ал-Асвад – 471–491, ал-Мунзир II – 491–498, ан-Нуман II – 498–503. Возникший пробел – период 462–471 гг. – он предложил считать временем царствования ан-Нумана, сына ал-Мунзира II [Caussin de Perceval, 1847, T. 1, tab. IV, T. 2, p. 54, 59, 64, 65, 67], однако полное отсутствие упоминаний в источниках об этом правлении не позволяет принять данную гипотезу.
4. Поскольку некоторые исследования по рассматриваемой проблеме, в частности, работы А.А. Абд ал-Гани и Й. Захран, были недоступны автору этих строк, он не претендует на исчерпывающий обзор историографии.
5. Эту ошибку трудно объяснить, потому что Й.С. Ассемани, на работе которого основывались Й.Г. Айххорн и впоследствии Дж. Зайдан, относит гибель ан-Нумана II к 503 г. [Assemanus, 1719, p. 276].
5. Эту ошибку трудно объяснить, потому что Й.С. Ассемани, на работе которого основывались Й.Г. Айххорн и впоследствии Дж. Зайдан, относит гибель ан-Нумана II к 503 г. [Assemanus, 1719, p. 276].
По-другому подошёл к хронологии Лахмидов Дж. Зайдан, который в вышедшей в 1908 г. истории арабов доисламского времени опирался почти исключительно на список Хишама ал-Калби, сократив в нём отдельные неправдоподобно длинные сроки правления. При этом он исходил из того, что смерь ан-Нумана пришлась на 504 г. В результате хронология рассматриваемого периода выглядит так: ан-Нуман I – 403–431, ал-Мунзир I – 431–473, ал-Асвад – 473–493, ал-Мунзир II – 493–500, ан-Нуман II – 500–504 [Зайдан, 1922, с. 198, 204–206]. Её в неизменном виде воспроизводили и другие авторы [Ал-Азами, 1920, с. 31, 40, 42, 45; Ганима, 1936, с. 144, 153, 155, 159; Таккуш, 2009, с. 392, 394, 395].
Весьма скептически отнёсся к списку Хишама ал-Калби Г. Ротштайн, автор истории Лахмидов, которая долгое время считалась классической и не утратила актуальности и теперь. Рассмотренное выше известие Сократа Схоластика он истолковывал в том смысле, что ал-Мунзир II принял участие в войне 421–422 гг. как «владыка сарацин» (Herrscher der Saracenen). Соответственно, известия ат-Табари и Хамзы ал-Исфахани о том, что ан-Нуман I правил 14 лет или 14 лет и 9 месяцев в правление Варахрана V, были признаны недостоверными. Г. Ротштайн полагал, что правление ан-Нумана завершилось между 413 и 420 гг., т.е. до воцарения Варахрана V, и «за неимением более точных данных» считал возможным принять датировку А.П. Коссэна де Персеваля – 418 г. [Rothstein, 1899, S. 62–63]. На другом конце рассматриваемого временного отрезка Г. Ротштайн исходил из того, что ан-Нуман II погиб в 503 г.; соответственно, он должен был прийти к власти четырьмя годами ранее, в 499 г. Возникший таким образом промежуток в 81 год (418–499) было невозможно заполнить на основании сведений мусульманских авторов, и Г. Ротштайн указал приблизительные датировки по списку Хишама ал-Калби (ал-Мунзир I – 418–462, ал-Асвад – 462–482, ал-Мунзир II – 482–489), заметив, что эти данные неточны, но как их исправлять – неизвестно [Rothstein, 1899, S. 69–70].
Хотя Г. Ротштайн, таким образом, не предложил определённой хронологии, даты, фигурирующие в его работе, были приняты рядом учёных. Например, К. Юар принял как дату окончания правления ан-Нумана I 418 г., а затем привёл хронологическую таблицу, где сроки, которые Г. Ротштайн считал только указаниями Хишама ал-Калби, представлены как точные данные (ал-Асвад – 462–482, ал-Мунзир II – 482–489) [Huart, 1912, p. 64, 72]. Восходящий к Г. Ротштейну критический подход виден по новейшим работам. В истории Хиры И. Тораль-Нихофф смерть ан-Нумана I отнесена приблизительно к тому же 418 г., а единственное точное указание касается времени правления ан-Нумана II, которое и здесь занимает период с 499 по 503 гг. Правление ал-Мунзира I отнесено ко времени 418–452 гг., причём последняя из этих дат, не подкрепляемая, заметим, источниками, упоминается дважды и во втором случае – с вопросительным знаком. Время с 452 по 499 г. охарактеризовано просто как «пробел» (Lücke) [Toral-Niehoff, 2014, S. 64, 185, 187, 223]. В одной вышедшей в последние годы общей истории арабов доисламского времени ан-Нуман I правит в 400–418 гг., ал-Мунзир I – в 418–462 гг., а затем автор сразу переходит к правлению ал-Мунзира III, которое у него начинается в 505 г. [Нафи, 2017, с. 115–116].
Автор этих строк тоже высказал (в монографии, посвящённой истории Лахмидов) некоторые соображения относительно списка Хишама ал-Калби [Мишин, 2017, с. 27–42]. Основные черты этого подхода представляются верными и теперь. Они сводятся к следующему.
Данные о сроках правления лахмидских царей восходят к хирским записям, и поэтому есть основания считать их достоверными источниками информации. Отметим, что все цари, упоминаемые в неарабских источниках, фигурируют и в списке Хишама ал-Калби.
Отрицать достоверность этого списка на основании рассмотренного выше сообщения Сократа Схоластика неправомерно. Рассказ о войне 421–422 гг. принадлежит человеку, который мог не разбираться в лахмидских реалиях и принял ал-Мунзира, командовавшего посланным на помощь Сасанидам войском, за царя. Кроме того, фрагмент текста Сократа Схоластика Σαρακενοὺς έκάλεσεν πρὸς βοήθειαν ὧν ἧρχεν ʼΑλαμούνδαρος не обязательно означает, что в представлении автора ал-Мунзир являлся царём. Этот фрагмент буквально переводится так: «он (Варахран V. – Д.М.) призвал на помощь сарацин, над которыми начальствовал Аламундар». В зависимости от контекста это можно истолковывать как указание на то, что ал-Мунзир был правителем «сарацин» или предводителем тех «сарацин», которых призвал на помощь сасанидский царь, то есть войска. В хронике, приписываемой Дионисию Телль-Махрскому, аль-Мунзир назван «царём арабов» (mâlkа dh-ṭâyyayē), однако это нельзя считать решающим доводом, так как у нас нет исходного текста, используемого в обоих названных источниках. Если считать, что этот исходный текст был написан по-гречески и в неизменном виде приведён в книге Сократа Схоластика (из двух названных источников она – более ранняя), слова о «царе арабов», скорее всего, являются собственной интерпретацией переводчика на сирийский язык, который из указанных выше альтернатив выбрал первую.
Возвращаясь к списку Хишама ал-Калби, мы должны отметить, что указания на соотнесение сроков правления Лахмидов и Сасанидов являются плодами его собственных расчётов, а не выписками из первоисточников. Это хорошо видно по следующим примерам. Такие указания даются и в отношении первых лахмидских правителей. Например, по словам Хамзы ал-Исфахани, который, вероятно, опирается на список Хишама ал-Калби, первый лахмидский царь Амр ибн Ади правил 118 лет, из них 95 – во время раздробленности (мулук ат-таваиф, как мусульманские авторы называли парфянский период) и 23 года – при персидских (т.е. сасанидских) царях (14 лет и 10 месяцев при Ардашире I, 8 лет и 2 месяца при Шапуре I). Его преемник Имру-ул-кайс I правил 114 лет, из них 23 года при Шапуре I, 1 год и 10 месяцев при Хормузде I, 9 лет и 3 месяца при Варахране I, 23 года при Варахране II, 13 лет и 6 месяцев при Варахране III, 9 лет при Нарсе, 13 лет при Хормузде II, 20 лет и 5 месяцев при Шапуре II [Китаб …, 1921/22, с. 66–67]. Столь длительные периоды правления невероятны, вследствие чего указания на соотнесение сроков могут быть только плодами позднейших вычислений, сделанных с мнимой точностью.
Показательно, что в списке Хишама ал-Калби в царствование сасанидского царя Пероза правят Лахмиды ал-Асвад (10 лет) и ал-Мунзир II (17 лет). Суммируя сроки их правления, мы получаем 27 лет. Это не соответствует сведениям сасанидских дворцовых анналов (известным по выпискам, сохранившимся в труде Агафия Миринейского, ок. 532–между 579 и 582), согласно которым Пероз погиб на двадцать четвёртом году своего царствования [Agathiae ..., 1967, p. 158], но точно сходится с сообщениями ряда мусульманских авторов (в том числе тех, кто пользовался данными Хишама ал-Калби), считавших, что он правил 27 лет [Annales ..., 1881–1882, p. 873; Ат-танбих …, 1938, с. 88; Тарих …, 1964, с. 142; Ал-Мухтасар …, 1998, с. 71] или 27 лет и 1 день [Китаб …, 1921/22, с. 14; Китаб …, 1942, с. 362].
Приняв за основу данные, восходящие к хирским записям, и поставив под сомнение достоверность расчётов Хишама ал-Калби, автор этих строк предложил хронологию правления Лахмидов, которая для рассматриваемого периода выглядела так: ан-Нуман I – 399–428/29, ал-Мунзир I – 428/29–472/73, ал-Асвад – 472/73–492/93, ал-Мунзир II – 492/93–499/500, ан-Нуман II – 499/500–503 [Мишин, 2017, с. 42].
Текст надписи Maʾsal 3 наводит на мысль о необходимости корректировки этих дат. Отправной точкой является указание в надписи даты похода – 474/75 г. Для правителей объединённой державы Химьяра и Сабы поход в Центральную Аравию был масштабным мероприятием, начинать которое имело смысл тогда, когда наступал удобный момент, и появлялись шансы на успех. Можно предположить, что поход, направленный против Лахмидов, состоялся вскоре после смерти царя ал-Мунзира I, когда ушёл из жизни могущественный противник правителей Химьяра и Сабы в Аравии. Если так, смерть ал-Мунзира I и вступление на престол ал-Асвада имели место в 474 г.
Другая предпосылка для расчётов состоит в том, что за год у Хишама ал-Калби принимается как полный, так и неполный год. Это характерно как для хирских записей, так и для его собственных расчётов. Пример тому – данные о правлении Лахмидов-современников Кавада I. Последний вступил на престол примерно в сентябре 488 г.; на момент гибели ан-Нумана II в августе 503 г. с того времени прошло около 15 лет. Но если исчислять тот же период на основании списка Хишама ал-Калби, мы получаем 17 лет: 4 года правления ан-Нумана II + 7 лет правления ал-Мунзира II + 6 лет правления ал-Асвада. Видимо, в расчётах Хишама год, в котором умирал один лахмидский царь, и на престол вступал его преемник, считался за два, то есть как последний год правления первого из них и первый год правления второго. Практическое применение этого вывода затруднено тем, что год в понимании Хишама ал-Калби не совпадал с нашим годом, что в условиях недостатка данных делает расчёты очень приблизительными. Однако можно исходить из того, что, например, август 499 г. в рамках расчётов Хишама попадает в начало первого года царствования ан-Нумана II и одновременно – в последний, неполный год правления ал-Мунзира II. Применяя такую систему расчётов, мы имеем:
Правление ан-Нумана II – 499–503.
Правление ал-Мунзира II – 493–499.
Правление ал-Асвада – 474–493.
Отнесение начала правления ал-Асвада к 474 г. подкрепляется и тем, что, как показано выше, по расчётам Хишама ал-Калби 10 лет его правления пришлись на время царствования Пероза. Последний погиб в августе 484 г., во время похода на эфталитов. Если считать, что к этому времени истекли 10 лет правления ал-Асвада, можно, с учётом допустимой погрешности, заключить, что последний вступил на престол летом 474 г., что соответствует изложенным выше построениям. Видимо, приблизительно тогда умер ал-Мунзир, и Шурахбиил Йаккуф, воспользовавшись представившимся случаем, вскоре совершил поход на север.
Датировка начала правления ал-Асвада 474 г. позволяет объяснить и другой элемент хронологических расчётов Хишама ал-Калби – указание на то, что ал-Мунзир I правил в течение 17 лет царствования Пероза. Как и в предыдущих случаях, неполный последний год приравнивается к полному, вследствие чего от 474 следует отнимать 16. Таким образом мы приходим в 458 г., т.е., как показано выше, в год, когда умер отец Пероза – Ездигерд II. После этого началась борьба между Перозом и его братом – старшим сыном Ездигерда Хормуздом. Последний одержал верх и на некоторое время занял трон, сделавшись таким образом царём Хормуздом III. Пероз бежал к эфталитам и, получив от них военную помощь, победил Хормузда и вступил на престол. После этого дворцовые анналы, видимо, подверглись ревизии; в выписках из них у Агафия Миринейского Хормузд не упоминается в числе сасанидских царей, а преемником Ездигерда II назван Пероз [Agathiae ..., 1967, p. 157]. Заметим, что и средневековые мусульманские историки за очень редкими исключениями (их в основном составляют поздние авторы) не упоминают о Хормузде III в повествованиях о сасанидских царях. Значит, годы правления Хормузда III в мусульманских источниках включены во время царствования Пероза, которое начинает отсчитываться от смерти Ездигерда II.
Если считать, что в середине 474 г. шёл (но ещё не закончился) сорок четвёртый, последний, год правления ал-Мунзира I, оно должно было начаться в 431 г. По расчётам Хишама ал-Калби ал-Мунзир I занимал хирский престол в течение 8 лет и 9 месяцев правления Варахрана V Гора. Как отмечено выше, оно завершилось примерно в ноябре 440 г. Отступив оттуда на 8 лет и 9 месяцев, мы попадаем в начало 432 г. Это несоответствие – не единственное на данном временном отрезке. Мусульманские авторы плохо представляли себе протяжённость правления Варахрана V, и различия во мнениях очень велики. Например, ат-Табари писал, что по одним утверждениям Варахран V царствовал 18 лет, 10 месяцев и 20 дней, по другим – 23 года, 10 месяцев и 20 дней [Annales, 1881–1882, p. 871]. В разных списках сасанидских царей у Хамзы ал-Исфахани время правления Варахрана V указано как 23 года или 19 лет и 11 месяцев [Китаб …, 1921/22, с. 14, 17, 22]6. Ни одно из этих указаний точно не совпадает с данными списка Хишама ал-Калби (14 лет + 8 лет и 9 месяцев по ат-Табари, 14 лет и 4 месяца + 8 лет и 9 месяцев согласно Хамзе ал-Исфахани). При этом согласно выпискам из сасанидских дворцовых анналов у Агафия Миринейского Варахран V царствовал 20 лет [Agathiae ..., 1967, p. 157]. Стало быть, вероятность погрешности в расчётах Хишама ал-Калби на данном этапе достаточно высока, что не даёт возможности опираться на них.
6. Из более ранних авторов Мухаммад ибн Хабиб отводил Варахрану V 16 лет правления [Китаб …, 1942, с. 362], ал-Йакуби (2-я половина IX в.) – 19 лет [Тарих …, 1964, с. 142], а Ибн Кутайба (828/29–889/90) – 23 года [Ал-Маариф …, 1981, с. 661].
Сказанное относится и к правлению ан-Нумана I, значительная часть которого пришлась на время царствования Варахрана V. Кроме того, маловероятным представляется приведённое выше утверждение Хамзы ал-Исфахани о том, что отец и предшественник ан-Нумана Имру-ул-кайс II умер через 5 лет и 3 месяца после начала правления Ездигерда I. Поскольку последний вступил на престол в начале 400 г., смерть Имру-ул-кайса, если следовать Хамзе ал-Исфахани, следует отнести к 405 г. Но это невозможно совместить с данными хирских записей, согласно которым правление ан-Нумана заняло 29 лет и 4 месяца или 30 лет. Если считать, что обе эти цифры верны, и 4 месяца составляют неполный 30-й год правления ан-Нумана, он должен был прийти к власти в 402 г. Эту проблему можно решить только выбором между сведениями хирских записей и собственными расчётами Хишама ал-Калби. По основаниям, изложенным выше, предпочтительнее опираться на хирские записи.
Очень важно то, что начало правления ан-Нумана I приходится на время царствования Ездигерда I. Вопрос об отношениях между этими двумя правителями заслуживает отдельного исследования, которое автор этих строк надеется предпринять в ближайшем будущем. Однако вывод, который можно сделать здесь, проливает на него некоторый свет. Известно, что лахмидские правители получали назначение от сасанидского царя, который предварительно проводил с ними то, что сейчас назвали бы собеседованием. Убедившись в наличии у кандидата качеств, необходимых для того, чтобы управлять, царь принимал решение. Если Ездигерд сам назначил ан-Нумана правителем Хиры, последний должен был иметь у него немалый кредит доверия. Это полностью соответствует рассказам источников о том, что Ездигерд поручил ан-Нуману воспитание своего малолетнего сына Варахрана – будущего царя Варахрана V Гора.
Изложенное выше даёт основания предложить следующую реконструкцию хронологии Лахмидов в V в.
Ан-Нуман I – 402–431.
Ал-Мунзир I – 431–474.
Ал-Асвад – 474–493.
Ал-Мунзир II – 493–499.
Ан-Нуман II – 499–503.