Страны ЛАГ на современном этапе: экономическое развитие и новые задачи в XXI веке
Выпуск
2022 год
№ 2
DOI
10.31857/S086919080019224-3
Авторы
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
124 - 139
Аннотация
В силу негативного воздействия глобализации (арабск. «аулама») и роста противоречий в странах Лиги арабских государств (ЛАГ), проведение комплексного изучения социально-экономического и внешнеэкономического развития этих государств и поиск путей устранения имеющихся противоречий и усиление консолидирующей роли ЛАГ в настоящее время актуализируется. С другой стороны, ситуация, складывающаяся в этом регионе, оказывает все большее – и весьма неоднозначное – воздействие на всю систему мирового хозяйства, тогда как укрепление межарабского единства, по мнению авторов, даст как минимум гипотетическую возможность стабилизации ситуации в перспективе. Эти обстоятельства, по мнению авторов, вызывают научный интерес к развитию стран ЛАГ в под экономическим углом зрения – как на страновом, так на региональном и мировом уровнях.
Цель исследования – анализ динамики социально-экономического развития арабских стран, объединенных в (ЛАГ), их позиции в мировой экономике и торговле в XXI веке, а также возможных путей развития Организации.
В статье показано, что группа этих стран остается неоднородной по уровню и динамике социально-экономического развития, а также по месту и роли в международной экономике. При этом за последние десятилетия величина данной дифференциации увеличилась, что негативно сказывается на взаимодействии стран ЛАГ, прежде всего – в сфере торговли.
Анализ проводился на основе статистических данных международных организаций, прежде всего ЮНКТАД. В статистическом анализе используются данные о социально-экономическом положении и внешней торговле 22 стран арабского мира, являющихся членами ЛАГ (включая Сирию). Исследование проводилось за период с 1970 г. и преимущественно до 2020 г.
Помимо статистического анализа, в статье применялся метод визуализации, индукции, исторический подход и др. Авторы приходят к выводу о росте экономического потенциала стран ЛАГ и укреплении их положения в мировой экономике и на мировом рынке, хотя процесс этот идет нелинейно и неоднозначно.
Цель исследования – анализ динамики социально-экономического развития арабских стран, объединенных в (ЛАГ), их позиции в мировой экономике и торговле в XXI веке, а также возможных путей развития Организации.
В статье показано, что группа этих стран остается неоднородной по уровню и динамике социально-экономического развития, а также по месту и роли в международной экономике. При этом за последние десятилетия величина данной дифференциации увеличилась, что негативно сказывается на взаимодействии стран ЛАГ, прежде всего – в сфере торговли.
Анализ проводился на основе статистических данных международных организаций, прежде всего ЮНКТАД. В статистическом анализе используются данные о социально-экономическом положении и внешней торговле 22 стран арабского мира, являющихся членами ЛАГ (включая Сирию). Исследование проводилось за период с 1970 г. и преимущественно до 2020 г.
Помимо статистического анализа, в статье применялся метод визуализации, индукции, исторический подход и др. Авторы приходят к выводу о росте экономического потенциала стран ЛАГ и укреплении их положения в мировой экономике и на мировом рынке, хотя процесс этот идет нелинейно и неоднозначно.
Получено
03.11.2024
Статья
Система мировой экономики в XXI в. переживает период перманентной и усиливающейся турбулентности с трансформацией позиций стран и их объединений, а также регионов, в этой системе. «Управляемый хаос» становится все менее управляемым, и все больше – хаосом. Ярким примером подобной трансформации выступают государства Лиги арабских государств (ЛАГ). Арабские страны сформировали целый ряд организаций и союзов, но Лига арабских государств, несмотря на все имеющиеся проблемы и противоречия в ее деятельности, сохраняет свою значимость. Арабские страны, объединенные в Лигу арабских государств (ЛАГ), в соответствии с Александрийским протоколом от 07.10.1944 г. [The Alexandria Protocol, 1944], географически расположены на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в Восточной Африке (три исламских государства). ЛАГ – одна из старейших в мире международных (региональных) организаций, и ее эволюция, состояние и перспективы взаимодействия ее участников между собой и с третьими странами вызывают определенный интерес исследователей в России и в других странах.
Так, по мнению Е.С. Мелкумян, ЛАГ играет важную роль в развитии и обеспечении независимости арабских государств. В то же время автор отмечает, что есть множество «диаметрально противоположных оценок роли данной организации в становлении арабского геополитического пространства», а кроме того, и с этим можно согласиться, существует «недостаток фундированных научных исследований о деятельности ЛАГ. Это мнение подтверждается и тем обстоятельством, что ровно 10 лет назад, в 2011 г., ЛАГ приостановила участие в Организации Ливии (член ЛАГ с 1953 г.) и Сирии (член ЛАГ с 1945 г.), не обеспечив урегулирования ситуации в этих государствах – ни на экономическом, ни на политическом уровнях. Научных исследований, посвященных исследованию экономических аспектов Лиги арабских государств, в отечественной историографии крайне мало, кроме того, все они посвящены, как правило, истории создания этой организации или первым десятилетиям ее деятельности. Комплексных же работ по тематике Лиги арабских государств, … охватывающих современный период, не проводилось ни российскими, ни зарубежными исследователями» [Мелкумян, 2020].
В то же время ЛАГ не смогла содействовать усилению объединительных процессов в странах Арабского мира, и «развитие юнионистских тенденций в регионе оказалось не самой сильной стороной деятельности стран-членов… Все же идея «арабской нации» и «арабской родины» не выпала окончательно из повестки дня. «Идеология консолидации и солидарности арабских государств ради совместного процветания и прогресса и защиты от внешних угроз была серьезной составляющей политических действий правящих режимов в таких важных центрах Ближнего Востока, как Египет, Ирак, Сирия» [Филоник, Исаев, 2020]. Имеются исследования, посвященные классификации стран ЛАГ [Имамкулиева, 2018], а также демографическим и социальным позиции стран в глобальной системе [Рязанцев и др., 2019].
Зарубежные исследователи больше внимания уделяют политическим, юридическим, организационным и другим аспектам деятельности Лиги [Wajner, Kacowicz, 2018], в то время, как экономические – региональные и внерегиональные – процессы в ЛАГ остаются, как правило, вне сферы интересов исследователей.
В данной статье целью исследования служит анализ социально-экономического развития ЛАГ и ее положения в мировой экономике и торговле. Также представляет интерес исследование перспектив и возможностей развития ЛАГ, прежде всего – в социально-экономическом аспекте – на страновом, региональном и мировом уровне, так как, по мнению авторов, процессы, происходящие здесь, испытывая на себе воздействие глобального фактора, сами оказывают весьма существенное влияние на международную экономику.
Исследование проводилось за период 1970–2020 гг. Анализ проводился на основе анализа статистических данных ЮНКТАД. Поставленные авторами в данной статье задачи решались с помощью методов визуализации, индукции, а также с опорой на исторический подход. В нашем исследовании фигурирует также Сирия, членство в ЛАГ которой приостановлено с 2011 г., так как эта арабская страна, тем не менее, остается важной частью арабского мира. Стоит отметить, что Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров выразил твердое убеждение «в необходимости для Сирии вернуться в арабскую семью, полностью восстановить свое участие в ЛАГ» [МИД РФ, 2021].
В первой части статьи проводится анализ внутриэкономического положения стран ЛАГ, во второй части – внешнеэкономический (внешнеторговый).
Арабские страны ЛАГ занимают стратегическое положение в мировой политике, во-первых, в силу запасов природных ископаемых, а именно – топливно-энергетических ресурсов, остающихся одним из главных факторов мирового и национального производства. Оказывая воздействие на цену на мировом рынке, а, следовательно – на объемы экспорта, по сути, можно регулировать экономический рост, как в мире, так и в отдельных странах. И дело даже не в том, чтобы импортировать как можно больше углеводородов, а, скорее, в том, чтобы этого не сделали «партнеры».
Во-вторых, страны ЛАГ занимают также и стратегически важное географическое положение: они контролируют Ормузский пролив, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, которые представляют собой важнейшие международные торговые пути и, соответственно, обслуживают значительную долю мировой торговли.
Здесь сходятся интересы ведущих мировых и региональных держав, идет серьезная борьба за влияние на регион. Из-за этого многие страны мира стремятся к сотрудничеству со странами ЛАГ, особенно наиболее крупными из них, прежде всего ССАГПЗ, с которыми ведущие страны мира пытались установить не просто дружественные и партнерские, но и союзнические отношения, удержать их в сфере своего влияния.
В-третьих, страны ЛАГ традиционно остаются важной составляющей мирового хозяйства. Ряд авторов полагает, что в связи со значительными запасами стратегического сырья в арабских странах, с одной стороны, а также с обострением проблемы энергетической безопасности стран Европы, с другой, значимость этой группы государств в мировой экономике возрастает [Ломакин, 2019]. К этому можно прибавить и увеличение их экономического потенциала, хотя процесс этот идет не прямолинейно (табл. 1).
Таблица 1. Динамика ВВП мира и стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млрд долл. в текущих ценах по текущему курсу и %
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД. unctadstat. https://unctadstat.unctad.org/wds/Table Viewer/tableView.aspx?ReportId=97 (accessed: 16.09.2021).
Как видно из анализа представленных данных, за 50 лет мировой ВВП увеличился в 24,8 раза, а совокупный ВВП стран ЛАГ – в 56,4 раза, что говорит само за себя. В результате этих процессов доля совокупного ВВП ЛАГ увеличилась в мировом валовом продукте в 2,3 раза (табл. 1), хотя можно говорить о том, что с 2014 г. как темпы, так и вектор развития стран ЛАГ изменились в той или иной мере. В частности, более низкие цены на энергоресурсы (при сохранении традиционных позиций в системе международного разделения труда), а также геополитические конфликты препятствуют и задерживают экономическое восстановление многих стран ЛАГ в XXI в., например, Сирии. В то же время страны ЛАГ разрабатывают и реализуют определенные стратегические и тактические программы по преодолению кризисных явлений и обеспечению устойчивого развития (ат-танмия аль-мустадама). Так, у стран ЛАГ есть национальные планы диверсификации экономики (программы «Vision-2030» в Саудовской Аравии, «Сирия 2030» и др.). Подобно западным государствам, некоторые члены ССАГПЗ ввели политику финансового стимулирования, чтобы компенсировать снижение цен на нефть и природный газ [Gouvea, Vora , 2017], осуществляют национальные программы диверсификации экономики, хотя бы частично ослабить чрезмерную зависимость от внешних рынков своей монокультурной (сырьевой) экономики [Shkvarya, Frolova, 2017], расширить доступ к передовым технологиям – в таком контексте могут рассматриваться и текущие попытки нормализации отношений с Израилем.
Стоит отметить, что в 2020 г. мировой ВВП сократился на 3,56%, совокупный ВВП стран ЛАГ – на 9%, что, на наш взгляд, служит причиной как сохраняющейся в странах региона высокой степени зависимости от глобальной экономической системы, так диспропорций, поддерживаемых, в том числе, и этой системой. Кроме того, коронавирусный кризис затронул глубинные структурные основы экономик большинства стран [Хасбулатов, Бяшарова, 2020], включая и арабские, что могло бы содействовать ускорению трансформации, которая, по мнению ряда исследователей, уже происходит в регионе [Русакович, 2018]. В 2020–2021 гг. страны ЛАГ, как и большинство других государств, стремились восстановить экономическую динамику, характерную в «доковидный» период. В целом страны региона активизировали развитие частного предпринимательства, что, наряду с их более заметным включением в глобальные производственные и логистические цепочки, содействовало и росту их внешней торговли и национальных экономик, а также сотрудничества в регионе [Шкваря, 2020], стремятся к дифференциации национальной экономики и развивают сферу услуг. Так, Египет поддерживает свое экономическое развитие благодаря росту туристического сектора национальной экономики [Салах Эль Дин, 2020].
В то же время в арабских странах в основной массе сохраняется традиционный подход к формированию и использованию инструментов и механизмов социально-экономического развития, и эти модели в настоящее время нуждаются в обновлении, адекватном происходящим в мире изменениям [Хасбулатов, Бяшарова, 2019], а также внутристрановым и внутрирегиональным задачам, решение которых будет содействовать консолидации в рамках ЛАГ.
Особенностью арабских стран остается растущая экономическая дифференциация. Одной из причин усиливающейся социально-экономической дифференциации выступает долговременная (на протяжении более полувека) политическая и даже военная нестабильность в регионе. Это фактор уже превращается в системообразующий, предопределяющий серьезную и при этом углубляющуюся дифференциацию базовых макроэкономических показателей, включающих не только объемы производства ВВП, но и «величину накоплений и сбережений, масштабы денежной базы, запасы золотовалютных ресурсов (ЗВР), уровни стабильности национальных валют и ликвидности и возможность использования инструментов денежно-кредитной политики. Эти факторы становятся системообразующими для формирования макроэкономических дисбалансов, в особенности финансового характера. Эта дифференциация влечет за собой и различную траекторию развития стран, социально-экономическую неравномерность не только на уровне региона в целом, но и отдельных стран, рост бедности в ряде стран, что отражается, в том числе, и на динамике производства ВВП на душу населения» [Абрамова, Фитуни, 2017].
Хотя страны ЛАГ разнообразны в социально-политических измерениях, большинство из них могут быть классифицированы как страны с формирующейся экономикой и страны со средним уровнем дохода. Динамика подушевых доходов стран ЛАГ представлена в табл. 2 и на рис. 1.
Таблица 2. Динамика подушевого дохода мира и стран ЛАГ в 1970–2020 гг., долл. на душу населения
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД.
Рисунок 1. Динамика подушевых доходов стран ЛАГ в 1970–2020 гг., долл.
В среднем по ЛАГ уровень ВВП на душу населения (9509 долл. в 2020 г.) ниже общемирового в 1,1 раза, но стоит отметить, что рост подушевых доходов в странах ЛАГ, прежде всего ближневосточных, был одним из самых высоких в мире, начиная с середины 1970-х гг. и вплоть до 2014 г. (см. рис. 1), а лидерами по этому показателю остаются Катар и ОАЭ, причем если первый – за счет главным образом углеводородной составляющей национальной экономики, то вторые – главным образом за счет диверсификации ВВП.
Рост подушевых доходов, наряду с ростом населения стран ЛАГ (табл. 3), обеспечивает привлекательность рынка стран ЛАГ, особенно ССАГПЗ, Египта, Алжира. Как видно из представленных данных, ЛАГ – это значительный и быстрорастущий рынок, где на 2020 г. проживает почти 440 млн человек, т. е. больше половины населения мира. Количество населения ЛАГ выросло за полвека в 3,45 раза и составило практически 5,6% от мирового населения, увеличившегося за это же время в 2,1 раза.
Таблица 3. Динамика роста населения в мире и в ЛАГ в 1970–2020 гг. млн человек
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД.
Если говорить об индексе человеческого развития, то у целого ряда стран региона – причем не только ССАГПЗ (государств с высоким уровнем дохода), но и Иордании, Туниса, Марокко, Египта, Алжира он превышает аналогичный показатель Российской Федерации. Исследователи обращают внимание на тот факт, что «при всех издержках десятилетий общего социально-экономического застоя в странах региона средняя ожидаемая продолжительность жизни в них выше, чем в России». Причем издержки «арабской весны» и гражданские войны в районе Ближнего Востока и Северной Африки не помешали этому показателю оставаться на весьма высоких значениях даже по меркам развитых стран [Ткаченко, Васильев, 2011].
Таким образом, тенденция опережающего роста населения арабских стран на протяжении как минимум полувека, сохранится и в кратко- и среднесрочной перспективе. По прогнозам ЮНКТАД, к 2050 г. население ЛАГ превысит 6% от мирового показателя. При этом устойчивый рост населения как устойчивую тенденцию продемонстрировали все страны ЛАГ, но особенно – ОАЭ и Саудовская Аравия, прирост населения в которых измеряется двузначными цифрами. В то же время лидерами по количеству населения остаются государства Африки.
Таким образом, неравномерность и нестабильность развития стран ЛАГ как в экономической, так и в социально-демографической сферах не только сохраняется, но и возрастает, несмотря на декларируемые Организацией цели.
Одной из задач деятельности ЛАГ остается активизация внешней торговли стран-членов – как на уровне стран-участниц Организации, так и вне его. Причем было несколько попыток со стороны ЛАГ и ее структур к усилению содействия межарабскому сотрудничеству, предпринятых в разные годы. Так, резолюция № 1317 Амманского саммита 1980 г. декларировала создание Панарабской зоны свободной торговли (The Greater Arab Free Trade Area, GAFTA) сроком на 10 лет, начиная с 1 января 1998 г., поскольку одной из идей создания и деятельности ЛАГ декларировалась по укреплению экономического сотрудничества между странами-членами.
Соглашение предусматривало постепенное устранение тарифных и нетарифных ограничений внутри GAFTA в сфере торговли промышленными товарами и предоставить отдельным арабским промышленным товарам льготное снижение импортных пошлин.
В рамках GAFTA были предприняты попытки обеспечить освобождение сельскохозяйственных, минеральных и животных торгуемых товаров арабского происхождения от всех импортных пошлин. На основе особого режима страны-производители имели право в течение сезона сбора урожая исключить не более 10 позиций сельскохозяйственных товаров из соглашения [ Agreement to Facilitate and Develop Trade Among Arab States , 2021].
Были установлены правила происхождения товара, которые предусматривали производство не менее 40% добавленной стоимости. К концу 2004 г. таможенные пошлины были практически полностью отменены, хотя нетарифные ограничения все еще сняты не в полной мере. Также соглашение предусматривало расширение валютной и финансовой интеграции, особенно либерализации прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в арабских странах, что в целом содействовало росту межарабских ПИИ, хотя процесс этот был неоднозначным [ Шкваря , Елисеев, 2011] .
В марте 2001 г. было принято решение ускорить процесс либерализации, и 1 января 2005 г. все товары арабского происхождения, которыми обменивались государства-члены GAFTA, были освобождены от всех таможенных пошлин, сборов и налогов аналогичного действия, взимаемых при импорте [Union of Arab Chambers, 2021].
Однако уровень межарабской торговли остается низким как по экспорту, так и по импорту (см. табл. 4), особого роста в этой сфере не наблюдается, а на межарабском рынке в наибольшей степени представлены экспортеры Саудовская Аравия и ОАЭ.
По мнению некоторых экспертов, усилия по развитию GAFTA зашли в тупик главным образом из-за нежелания подписавших сторон снять количественные и качественные ограничения друг для друга [Hamid et al., 2008].
Таблица 4. Доля межарабской торговли в общем товарообороте в 2015–2019 гг., экспорт/импорт, %
Источник: Arab Trade financing program. >>>>
Но, на наш взгляд, среди причин сохранения этой ситуации можно отметить узость сферы либерализации торговли, а также углубляющаяся дифференциация социально-экономического развития стран ЛАГ и, соответственно, различная степени эффективности внешнеторговых операций для различных конкретных государств, с одной стороны, и отсутствие инструментов у Лиги для «выравнивания» ситуации, с другой.
Однако, несмотря на видимые проблемы, проект развивается и продолжает представлять практический интерес, для ряда стран, например, для Сирии, в плане беспошлинного выхода на рынки стран ЛАГ [Кухтин, Хаддад, 2019]. Сирийцы не раз говорили об этом потенциальным российским инвесторам, акцентируя внимание на локализации производств на территории САР с последующей продажей продукции в Ираке, Иордании, Йемене [Кожевников, 2021]. Со сходными предложениями выступают египтяне, предлагая российским экономическим операторам стать резидентами промышленной зоны Суэцкого канала с целью продаж в другие арабские страны, например, Судан [Талаат Наср, Салах Эль Дин, 2019].
Кроме того, статистические данные табл. 5 и 6 подтверждают, что страны ЛАГ демонстрируют заметный разрыв в показателях экспортных поступлений и импортных затрат не только на межрегиональном уровне, но и в сфере мировой торговли в целом. Так, крупнейшими экспортерами среди стран ЛАГ остаются Королевство Саудовская Аравия и ОАЭ, причем вторые уже давно превзошли первое по общему стоимостному объему товарооборота. Эти две страны существенно опережают все остальные государства Лиги по показателю экспорта, и их доля в 2020 г. достигла практически 61% от совокупного экспорта стран ЛАГ, в то время как экспорт Коморских островов, Сомали, Йемена, Судана, Мавритании остается катастрофически низким.
Таблица 5. Экспорт стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млн долларов в текущих ценах по текущему курсу
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД.
В то же время совокупный стоимостной объем экспорта стран ЛАГ вырос за полстолетия в 65,8 раза (мировой показатель – в 55,3 раза). Однако доля совокупного экспорта Лиги в мировом экспорте увеличилась незначительно, что отражает сохраняющиеся ограничения этой группы стран по товарной номенклатуре. Однако позиции отдельных стран на конкретных товарных рынках, прежде всего сырьевых, весьма сильны. Так, Саудовская Аравия – крупнейший в мире производитель и экспортер нефти, Катар занимает высокие позиции в рейтинге мировых экспортеров природного газа.
Аналогичным образом КСА и ОАЭ остаются ведущими импортерами в ЛАГ, но здесь их совокупная доля составляет «лишь» 46,4% (табл. 6).
Таблица 6. Импорт стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млн долларов в текущих ценах по текущему курсу
Источник: составлено и рассчитано по данным ЮНКТАД.
Третье место по общему объему импорта занимает Египет, чье сальдо внешнеторгового баланса, в отличие от первых двух стран, сохраняет отрицательное значение (см. табл. 5 и 6). Опережающими темпами увеличился совокупный импорт ЛАГ за исследуемый период – в 92,2 раза (мировой показатель – в 53,9). Это говорит прежде всего о росте значимости ЛАГ как потребителя на мировом рынке, причем достаточно диверсифицированного, что отражает и почти двукратный рост доли импорта Лиги в целом, хотя в последние 6 лет эта доля и сокращается (табл. 6). В то же время в 2020 г. импорт ЛАГ сократился – как по причине того, что макроэкономический шок усилил экономическую неопределенность, что повлияло на решение о выходе на эти рынки импортеров, так и вследствие сократившейся платежеспособности стран ЛАГ.
Таким образом, как показывает исследование, ЛАГ, провозгласившая направлением своей деятельности содействие усилению экономического развития, взаимодействия, торгового сотрудничества своих членов, смягчение противоречий между ними, проведение политики в области защиты национальной безопасности (в том числе – экономической) и поддержание независимости и суверенитета государств–членов, в настоящее время испытывает определенные трудности в реализации своей основной задачи – обеспечения межарабского единства. Будучи объектами глобализации в силу своих ключевых позиций на мировом рынке углеводородов (позиций, которые, по нашим оценкам, будут усиливаться в постковидный период), страны ЛАГ испытывают негативное влияние глобальных шоков, содействующих росту нестабильности в регионе. Однако в силу поддерживаемых в регионе факторов нестабильности, эти государства и сами, со своей стороны, оказывают растущее дестабилизирующее воздействие на мировую экономику в силу роста взаимосвязи и взаимозависимости на глобальном уровне.
Во-первых, «Арабская весна», по сути, расширила зону нестабильности на Ближнем Востоке и вылилась в ряд военных конфликтов, – в том числе в Сирии, Ираке, Ливии, – а также внутренних социально-политических конфликтов в том числе, в странах ССАГПЗ – Бахрейне, Омане, в отдельных провинциях Саудовской Аравии. В арабских странах это стало результатом не столько кризисов политических систем, сколько социальных и экономических проблем, сокращения доходов стран региона и, в целом – роста дифференциации государств–членов ЛАГ.
Во-вторых, стоит отметить, что усиливающая дифференциация стран ЛАГ, по нашему мнению, остается одной из причин противоречий между странами–членами, инструментария решения которых на сегодня ЛАГ не имеет.
В то же время можно говорить о росте экономического потенциала ЛАГ в целом, в том числе – усилении позиций стран-членов в системе мировой экономики и торговли в целом. Потенциал ЛАГ не исчерпан полностью.
Следовательно, на наш взгляд, перед ЛАГ встают новые задачи, прежде всего – в экономической сфере, решение которых требует определенной трансформации ее организационных основ и направлений деятельности.
В ЛАГ нет единого таможенного режима, сохраняется визовый режим между государствами. На наш взгляд, нужно трансформировать механизмы деятельности ЛАГ в экономическом направлении, в частности, усилить инструменты экономической, прежде всего торговой и инвестиционной, интеграции, делая основной акцент не на идее национализма и панарабизма, а на взаимовыгодности экономического сотрудничества. Важно принимать конкретные меры для упрощения и наращивания межарабской торговли, интегрировать финансовую систему (проблемы сохраняются и в сфере исламских финансов), установить безвизовый режим, из-за которого даже в сфере межарабского туризма возникают проблемы, а также совместными усилиями обеспечивать продовольственную безопасность в арабском регионе, где сегодня она сохраняется на срок не более 3-х недель. Важно инвестировать в строительство крупных элеваторов и реализовывать другие инфраструктурные проекты в продовольственной и сельскохозяйственной сфере в странах ЛАГ, в том числе – с участием России и Сирии, а также третьих стран. И работа эта уже ведется.
Россия развивает сотрудничество с ЛАГ с 2013-2014 гг. (с началом «антиарабской весны», начавшейся в Египте, а затем – в Сирии), существуют серьезные инвестиции (или договоренности об инвестициях) между Россией и ОАЭ, КСА, Катаром. «Сотрудничество ЛАГ с Российской Федерацией направлено на укрепление основ коллективного диалога и сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды» [Джабер, Раед, 2019].
Решение ключевых проблем ЛАГ приведет одновременно и к решению страновых, региональных, а также некоторых мировых задач, в том числе – экономических, а также и социальных (международная миграция населения).
Так, по мнению Е.С. Мелкумян, ЛАГ играет важную роль в развитии и обеспечении независимости арабских государств. В то же время автор отмечает, что есть множество «диаметрально противоположных оценок роли данной организации в становлении арабского геополитического пространства», а кроме того, и с этим можно согласиться, существует «недостаток фундированных научных исследований о деятельности ЛАГ. Это мнение подтверждается и тем обстоятельством, что ровно 10 лет назад, в 2011 г., ЛАГ приостановила участие в Организации Ливии (член ЛАГ с 1953 г.) и Сирии (член ЛАГ с 1945 г.), не обеспечив урегулирования ситуации в этих государствах – ни на экономическом, ни на политическом уровнях. Научных исследований, посвященных исследованию экономических аспектов Лиги арабских государств, в отечественной историографии крайне мало, кроме того, все они посвящены, как правило, истории создания этой организации или первым десятилетиям ее деятельности. Комплексных же работ по тематике Лиги арабских государств, … охватывающих современный период, не проводилось ни российскими, ни зарубежными исследователями» [Мелкумян, 2020].
В то же время ЛАГ не смогла содействовать усилению объединительных процессов в странах Арабского мира, и «развитие юнионистских тенденций в регионе оказалось не самой сильной стороной деятельности стран-членов… Все же идея «арабской нации» и «арабской родины» не выпала окончательно из повестки дня. «Идеология консолидации и солидарности арабских государств ради совместного процветания и прогресса и защиты от внешних угроз была серьезной составляющей политических действий правящих режимов в таких важных центрах Ближнего Востока, как Египет, Ирак, Сирия» [Филоник, Исаев, 2020]. Имеются исследования, посвященные классификации стран ЛАГ [Имамкулиева, 2018], а также демографическим и социальным позиции стран в глобальной системе [Рязанцев и др., 2019].
Зарубежные исследователи больше внимания уделяют политическим, юридическим, организационным и другим аспектам деятельности Лиги [Wajner, Kacowicz, 2018], в то время, как экономические – региональные и внерегиональные – процессы в ЛАГ остаются, как правило, вне сферы интересов исследователей.
В данной статье целью исследования служит анализ социально-экономического развития ЛАГ и ее положения в мировой экономике и торговле. Также представляет интерес исследование перспектив и возможностей развития ЛАГ, прежде всего – в социально-экономическом аспекте – на страновом, региональном и мировом уровне, так как, по мнению авторов, процессы, происходящие здесь, испытывая на себе воздействие глобального фактора, сами оказывают весьма существенное влияние на международную экономику.
Исследование проводилось за период 1970–2020 гг. Анализ проводился на основе анализа статистических данных ЮНКТАД. Поставленные авторами в данной статье задачи решались с помощью методов визуализации, индукции, а также с опорой на исторический подход. В нашем исследовании фигурирует также Сирия, членство в ЛАГ которой приостановлено с 2011 г., так как эта арабская страна, тем не менее, остается важной частью арабского мира. Стоит отметить, что Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров выразил твердое убеждение «в необходимости для Сирии вернуться в арабскую семью, полностью восстановить свое участие в ЛАГ» [МИД РФ, 2021].
В первой части статьи проводится анализ внутриэкономического положения стран ЛАГ, во второй части – внешнеэкономический (внешнеторговый).
ЛАГ вчера и сегодня
Арабские страны ЛАГ занимают стратегическое положение в мировой политике, во-первых, в силу запасов природных ископаемых, а именно – топливно-энергетических ресурсов, остающихся одним из главных факторов мирового и национального производства. Оказывая воздействие на цену на мировом рынке, а, следовательно – на объемы экспорта, по сути, можно регулировать экономический рост, как в мире, так и в отдельных странах. И дело даже не в том, чтобы импортировать как можно больше углеводородов, а, скорее, в том, чтобы этого не сделали «партнеры».
Во-вторых, страны ЛАГ занимают также и стратегически важное географическое положение: они контролируют Ормузский пролив, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, которые представляют собой важнейшие международные торговые пути и, соответственно, обслуживают значительную долю мировой торговли.
Здесь сходятся интересы ведущих мировых и региональных держав, идет серьезная борьба за влияние на регион. Из-за этого многие страны мира стремятся к сотрудничеству со странами ЛАГ, особенно наиболее крупными из них, прежде всего ССАГПЗ, с которыми ведущие страны мира пытались установить не просто дружественные и партнерские, но и союзнические отношения, удержать их в сфере своего влияния.
В-третьих, страны ЛАГ традиционно остаются важной составляющей мирового хозяйства. Ряд авторов полагает, что в связи со значительными запасами стратегического сырья в арабских странах, с одной стороны, а также с обострением проблемы энергетической безопасности стран Европы, с другой, значимость этой группы государств в мировой экономике возрастает [Ломакин, 2019]. К этому можно прибавить и увеличение их экономического потенциала, хотя процесс этот идет не прямолинейно (табл. 1).
Таблица 1. Динамика ВВП мира и стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млрд долл. в текущих ценах по текущему курсу и %
1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2019 | 2020 | |
ВВП в стоимостном выражении | |||||||
Мир | 3418,98 | 12372,9 | 23008,7 | 33636,8 | 66272,6 | 87445,07 | 84884,2 |
Алжир | 5,16 | 42,25 | 61,75 | 54,67 | 161,21 | 171,16 | 141,8 |
Бахрейн | 0,42 | 3,76 | 4,91 | 9,06 | 25,7 | 38,57 | 34,0 |
Коморские о-ва | 0,38 | 0,26 | 0,51 | 0,42 | 0,91 | 1,17 | 1,19 |
Джибути | 0,07 | 0,30 | 0,46 | 0,546 | 1,24 | 3,17 | 3,2 |
Египет | 8,14 | 20,12 | 35,995 | 95,68 | 214,6 | 317,36 | 358,28 |
Ирак | 3,29 | 17,54 | 23,877 | 23,66 | 138,52 | 225,23 | 173,5 |
Иордания | 0,61 | 4,14 | 4,15 | 8,73 | 27,13 | 44,5 | 43,6 |
Кувейт | 2,87 | 28,69 | 18,47 | 37,72 | 115,42 | 134,62 | 110,9 |
Ливан | 1,99 | 5,45 | 2,95 | 16,68 | 38,44 | 53,37 | 59,1 |
Ливия | 3,98 | 38,19 | 31,09 | 38,47 | 80,9 | 32,6 | 14,3 |
Мавритания | 0,46 | 1,86 | 2,29 | 1,78 | 5,63 | 7,59 | 7,8 |
Марокко | 4,65 | 22,2 | 30,32 | 38,90 | 93,23 | 119,7 | 113,7 |
Оман | 0,27 | 6,26 | 11,56 | 19,51 | 56,91 | 76,33 | 63,5 |
Катар | 0,54 | 7,84 | 7,36 | 17,76 | 125,122 | 183,47 | 150,4 |
КСА | 5,38 | 164,54 | 117,47 | 189,52 | 528,21 | 792,97 | 701,8 |
Сомали | 0,34 | 0,57 | 0,99 | 2,05 | 1,09 | 1,63 | 1,58 |
Государство Палестина | 0,18 | 1,07 | 1,94 | 4,31 | 9,68 | 17,06 | 15,0 |
Судан | 1,23 | 6,37 | 12,65 | 13,09 | 69,66 | 34,9 | 75,4 |
Сирия | 1,76 | 13,15 | 11,16 | 19,67 | 60,46 | 20,38 | 18,8 |
Тунис | 1,58 | 9,6 | 13,52 | 21,47 | 44,05 | 38,8 | 39,3 |
ОАЭ | 1,07 | 44,17 | 51,36 | 105,70 | 289,79 | 421,14 | 357,04 |
Йемен | 0,398 | 1,62 | 4,03 | 10,86 | 30,91 | 24,94 | 29,45 |
ЛАГ | 44,56 | 440,189 | 448,8 | 730,26 | 2118,89 | 2760,64 | 2513,657 |
Доля ЛАГ в мировом ВВП, % | 1,3 | 3,6 | 1,95 | 2,17 | 3,12 | 3,16 | 2,96 |
Среднегодовые темпы роста, % | |||||||
ВВП ЛАГ | - | 4,87 | 6,97 | 5,49 | 4,63 | 1,81 | –5,94 |
Мировой ВВП | - | 1,88 | 2,98 | 4,42 | 4,44 | 2,43 | –3,56 |
Как видно из анализа представленных данных, за 50 лет мировой ВВП увеличился в 24,8 раза, а совокупный ВВП стран ЛАГ – в 56,4 раза, что говорит само за себя. В результате этих процессов доля совокупного ВВП ЛАГ увеличилась в мировом валовом продукте в 2,3 раза (табл. 1), хотя можно говорить о том, что с 2014 г. как темпы, так и вектор развития стран ЛАГ изменились в той или иной мере. В частности, более низкие цены на энергоресурсы (при сохранении традиционных позиций в системе международного разделения труда), а также геополитические конфликты препятствуют и задерживают экономическое восстановление многих стран ЛАГ в XXI в., например, Сирии. В то же время страны ЛАГ разрабатывают и реализуют определенные стратегические и тактические программы по преодолению кризисных явлений и обеспечению устойчивого развития (ат-танмия аль-мустадама). Так, у стран ЛАГ есть национальные планы диверсификации экономики (программы «Vision-2030» в Саудовской Аравии, «Сирия 2030» и др.). Подобно западным государствам, некоторые члены ССАГПЗ ввели политику финансового стимулирования, чтобы компенсировать снижение цен на нефть и природный газ [Gouvea, Vora , 2017], осуществляют национальные программы диверсификации экономики, хотя бы частично ослабить чрезмерную зависимость от внешних рынков своей монокультурной (сырьевой) экономики [Shkvarya, Frolova, 2017], расширить доступ к передовым технологиям – в таком контексте могут рассматриваться и текущие попытки нормализации отношений с Израилем.
Стоит отметить, что в 2020 г. мировой ВВП сократился на 3,56%, совокупный ВВП стран ЛАГ – на 9%, что, на наш взгляд, служит причиной как сохраняющейся в странах региона высокой степени зависимости от глобальной экономической системы, так диспропорций, поддерживаемых, в том числе, и этой системой. Кроме того, коронавирусный кризис затронул глубинные структурные основы экономик большинства стран [Хасбулатов, Бяшарова, 2020], включая и арабские, что могло бы содействовать ускорению трансформации, которая, по мнению ряда исследователей, уже происходит в регионе [Русакович, 2018]. В 2020–2021 гг. страны ЛАГ, как и большинство других государств, стремились восстановить экономическую динамику, характерную в «доковидный» период. В целом страны региона активизировали развитие частного предпринимательства, что, наряду с их более заметным включением в глобальные производственные и логистические цепочки, содействовало и росту их внешней торговли и национальных экономик, а также сотрудничества в регионе [Шкваря, 2020], стремятся к дифференциации национальной экономики и развивают сферу услуг. Так, Египет поддерживает свое экономическое развитие благодаря росту туристического сектора национальной экономики [Салах Эль Дин, 2020].
В то же время в арабских странах в основной массе сохраняется традиционный подход к формированию и использованию инструментов и механизмов социально-экономического развития, и эти модели в настоящее время нуждаются в обновлении, адекватном происходящим в мире изменениям [Хасбулатов, Бяшарова, 2019], а также внутристрановым и внутрирегиональным задачам, решение которых будет содействовать консолидации в рамках ЛАГ.
Особенностью арабских стран остается растущая экономическая дифференциация. Одной из причин усиливающейся социально-экономической дифференциации выступает долговременная (на протяжении более полувека) политическая и даже военная нестабильность в регионе. Это фактор уже превращается в системообразующий, предопределяющий серьезную и при этом углубляющуюся дифференциацию базовых макроэкономических показателей, включающих не только объемы производства ВВП, но и «величину накоплений и сбережений, масштабы денежной базы, запасы золотовалютных ресурсов (ЗВР), уровни стабильности национальных валют и ликвидности и возможность использования инструментов денежно-кредитной политики. Эти факторы становятся системообразующими для формирования макроэкономических дисбалансов, в особенности финансового характера. Эта дифференциация влечет за собой и различную траекторию развития стран, социально-экономическую неравномерность не только на уровне региона в целом, но и отдельных стран, рост бедности в ряде стран, что отражается, в том числе, и на динамике производства ВВП на душу населения» [Абрамова, Фитуни, 2017].
Хотя страны ЛАГ разнообразны в социально-политических измерениях, большинство из них могут быть классифицированы как страны с формирующейся экономикой и страны со средним уровнем дохода. Динамика подушевых доходов стран ЛАГ представлена в табл. 2 и на рис. 1.
Таблица 2. Динамика подушевого дохода мира и стран ЛАГ в 1970–2020 гг., долл. на душу населения
1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2019 | 2020 | |
МИР | 924 | 2234 | 4320 | 5476 | 9528 | 11339 | 10892 |
Алжир | 356 | 2198 | 2397 | 1761 | 4481 | 3976 | 3233 |
Бахрейн | 1985 | 10459 | 9899 | 13636 | 20722 | 23504 | 19955 |
Коморские о-ва | 163 | 841 | 1241 | 778 | 1315 | 1370 | 1371 |
Джибути | 447 | 839 | 774 | 761 | 1480 | 3252 | 3264 |
Египет | 236 | 465 | 641 | 1390 | 2593 | 3161 | 3501 |
Ирак | 332 | 1285 | 1371 | 1007 | 4657 | 5730 | 4313 |
Иордания | 355 | 1740 | 1163 | 1703 | 3737 | 4405 | 4272 |
Кувейт | 3859 | 20962 | 8815 | 18443 | 38576 | 31999 | 25979 |
Ливан | 866 | 2104 | 1053 | 4340 | 7762 | 7784 | 8655 |
Ливия | 1865 | 11861 | 7007 | 7180 | 13060 | 4810 | 2083 |
Мавритания | 398 | 1206 | 1125 | 677 | 1611 | 1678 | 1678 |
Марокко | 290 | 1105 | 1222 | 1351 | 2882 | 3282 | 3080 |
Оман | 371 | 5419 | 6377 | 8601 | 18713 | 15343 | 12436 |
Катар | 4921 | 35050 | 15454 | 29976 | 67403 | 64782 | 52211 |
Королевство Саудовская Аравия | 921 | 16978 | 7236 | 9171 | 19263 | 23140 | 20159 |
Сомали | 99 | 91 | 138 | 231 | 91 | 105 | 100 |
Государство Палестина | 157 | 711 | 921 | 1338 | 2387 | 3424 | 2940 |
Судан | 90 | 335 | 493 | 391 | 1581 | 815 | 1721 |
Сирия | 276 | 1472 | 897 | 1198 | 2830 | 1194 | 1075 |
Тунис | 312 | 1506 | 1640 | 2212 | 4142 | 3318 | 3323 |
ОАЭ | 4551 | 43324 | 28092 | 33726 | 33893 | 43103 | 36100 |
Йемен | 25 | 45 | 344 | 624 | 1335 | 855 | 988 |
В среднем по ЛАГ | 1040 | 7273 | 4468 | 6386 | 11569 | 11411 | 9509 |
Рисунок 1. Динамика подушевых доходов стран ЛАГ в 1970–2020 гг., долл.
Источник: составлено по данным ЮНКТАД.
В среднем по ЛАГ уровень ВВП на душу населения (9509 долл. в 2020 г.) ниже общемирового в 1,1 раза, но стоит отметить, что рост подушевых доходов в странах ЛАГ, прежде всего ближневосточных, был одним из самых высоких в мире, начиная с середины 1970-х гг. и вплоть до 2014 г. (см. рис. 1), а лидерами по этому показателю остаются Катар и ОАЭ, причем если первый – за счет главным образом углеводородной составляющей национальной экономики, то вторые – главным образом за счет диверсификации ВВП.
Рост подушевых доходов, наряду с ростом населения стран ЛАГ (табл. 3), обеспечивает привлекательность рынка стран ЛАГ, особенно ССАГПЗ, Египта, Алжира. Как видно из представленных данных, ЛАГ – это значительный и быстрорастущий рынок, где на 2020 г. проживает почти 440 млн человек, т. е. больше половины населения мира. Количество населения ЛАГ выросло за полвека в 3,45 раза и составило практически 5,6% от мирового населения, увеличившегося за это же время в 2,1 раза.
Таблица 3. Динамика роста населения в мире и в ЛАГ в 1970–2020 гг. млн человек
1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2020 | |
Мир | 3700 | 4458 | 5327,2 | 6143,5 | 6956,8 | 7794,8 |
Алжир | 14,46 | 19,22 | 25,76 | 31,04 | 360,0 | 43,85 |
Бахрейн | 0,21 | 0,36 | 0,50 | 0,66 | 1,24 | 1,7 |
Коморские о-ва | 0,23 | 0,31 | 0,41 | 0,54 | 0,69 | 0,87 |
Джибути | 0,16 | 0,36 | 0,59 | 0,72 | 0,84 | 0,99 |
Египет | 34,51 | 43,31 | 56,13 | 68,83 | 82,76 | 102,33 |
Ирак | 9,92 | 13,65 | 17,42 | 23,5 | 29,74 | 40,22 |
Иордания | 1,72 | 2,38 | 3,57 | 5,12 | 7,26 | 10,2 |
Кувейт | 0,74 | 1,37 | 2,1 | 2,05 | 2,99 | 4,27 |
Ливан | 2,297 | 2,59 | 2,80 | 3,84 | 4,95 | 6,83 |
Ливия | 2,13 | 3,22 | 4,44 | 5,36 | 6,2 | 6,87 |
Мавритания | 1,15 | 1,54 | 2,03 | 2,63 | 3,49 | 4,65 |
Марокко | 16,00 | 19,99 | 24,81 | 28,79 | 32,34 | 36,9 |
Оман | 0,72 | 1,15 | 1,81 | 2,27 | 3,04 | 5,1 |
Катар | 0,11 | 0,22 | 0,48 | 0,59 | 1,86 | 2,88 |
КСА | 5,84 | 9,69 | 16,23 | 20,66 | 27,42 | 34,81 |
Сомали | 3,44 | 6,28 | 7,221 | 8,87 | 12,04 | 15,89 |
Государство Палестина | 1,13 | 1,51 | 2,10 | 3,22 | 4,06 | 5,1 |
Судан | 13,78 | 19,01 | 25,64 | 33,47 | 4,41 | 43,85 |
Сирия | 6,35 | 8,93 | 12,45 | 16,41 | 21,36 | 17,5 |
Тунис | 5,06 | 6,37 | 8,24 | 9,71 | 10,64 | 11,82 |
ОАЭ | 0,23 | 1,02 | 1,83 | 3,13 | 8,55 | 9,89 |
Йемен | 6,19 | 7,94 | 11,71 | 17,41 | 23,15 | 29,83 |
ЛАГ | 126,41 | 170,43 | 228,27 | 288,85 | 364,67 | 436,35 |
Доля ЛАГ в мировом населении, % | 3,42 | 3,82 | 4,28 | 4,70 | 5,24 | 5,598 |
Если говорить об индексе человеческого развития, то у целого ряда стран региона – причем не только ССАГПЗ (государств с высоким уровнем дохода), но и Иордании, Туниса, Марокко, Египта, Алжира он превышает аналогичный показатель Российской Федерации. Исследователи обращают внимание на тот факт, что «при всех издержках десятилетий общего социально-экономического застоя в странах региона средняя ожидаемая продолжительность жизни в них выше, чем в России». Причем издержки «арабской весны» и гражданские войны в районе Ближнего Востока и Северной Африки не помешали этому показателю оставаться на весьма высоких значениях даже по меркам развитых стран [Ткаченко, Васильев, 2011].
Таким образом, тенденция опережающего роста населения арабских стран на протяжении как минимум полувека, сохранится и в кратко- и среднесрочной перспективе. По прогнозам ЮНКТАД, к 2050 г. население ЛАГ превысит 6% от мирового показателя. При этом устойчивый рост населения как устойчивую тенденцию продемонстрировали все страны ЛАГ, но особенно – ОАЭ и Саудовская Аравия, прирост населения в которых измеряется двузначными цифрами. В то же время лидерами по количеству населения остаются государства Африки.
Таким образом, неравномерность и нестабильность развития стран ЛАГ как в экономической, так и в социально-демографической сферах не только сохраняется, но и возрастает, несмотря на декларируемые Организацией цели.
Внешнеторговые аспекты ЛАГ
Одной из задач деятельности ЛАГ остается активизация внешней торговли стран-членов – как на уровне стран-участниц Организации, так и вне его. Причем было несколько попыток со стороны ЛАГ и ее структур к усилению содействия межарабскому сотрудничеству, предпринятых в разные годы. Так, резолюция № 1317 Амманского саммита 1980 г. декларировала создание Панарабской зоны свободной торговли (The Greater Arab Free Trade Area, GAFTA) сроком на 10 лет, начиная с 1 января 1998 г., поскольку одной из идей создания и деятельности ЛАГ декларировалась по укреплению экономического сотрудничества между странами-членами.
Соглашение предусматривало постепенное устранение тарифных и нетарифных ограничений внутри GAFTA в сфере торговли промышленными товарами и предоставить отдельным арабским промышленным товарам льготное снижение импортных пошлин.
В рамках GAFTA были предприняты попытки обеспечить освобождение сельскохозяйственных, минеральных и животных торгуемых товаров арабского происхождения от всех импортных пошлин. На основе особого режима страны-производители имели право в течение сезона сбора урожая исключить не более 10 позиций сельскохозяйственных товаров из соглашения [ Agreement to Facilitate and Develop Trade Among Arab States , 2021].
Были установлены правила происхождения товара, которые предусматривали производство не менее 40% добавленной стоимости. К концу 2004 г. таможенные пошлины были практически полностью отменены, хотя нетарифные ограничения все еще сняты не в полной мере. Также соглашение предусматривало расширение валютной и финансовой интеграции, особенно либерализации прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в арабских странах, что в целом содействовало росту межарабских ПИИ, хотя процесс этот был неоднозначным [ Шкваря , Елисеев, 2011] .
В марте 2001 г. было принято решение ускорить процесс либерализации, и 1 января 2005 г. все товары арабского происхождения, которыми обменивались государства-члены GAFTA, были освобождены от всех таможенных пошлин, сборов и налогов аналогичного действия, взимаемых при импорте [Union of Arab Chambers, 2021].
Однако уровень межарабской торговли остается низким как по экспорту, так и по импорту (см. табл. 4), особого роста в этой сфере не наблюдается, а на межарабском рынке в наибольшей степени представлены экспортеры Саудовская Аравия и ОАЭ.
По мнению некоторых экспертов, усилия по развитию GAFTA зашли в тупик главным образом из-за нежелания подписавших сторон снять количественные и качественные ограничения друг для друга [Hamid et al., 2008].
Таблица 4. Доля межарабской торговли в общем товарообороте в 2015–2019 гг., экспорт/импорт, %
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Среднегодовое изменение, % | |
2015-2019 | ||||||
Иордания | 3,3/4,9 | 3,0/4,5 | 2,7/4,8 | 2,5/4,8 | 2,4/4,8 | 2,8/4,7 |
ОАЭ | 23,1/20,2 | 22,5/21,3 | 22,4/22,2 | 23,7/20,5 | 23,5/20,6 | 23,0/21,0 |
Бахрейн | 3,1/4,8 | 3,1/4,8 | 4,6/4,9 | 5,9/4,3 | 5,6/4,3 | 4,5/4,6 |
Тунис | 1,5/1,5 | 1,5/1,5 | 1,2/1,7 | 1,3/1,8 | 1,3/2,3 | 1,4/1,8 |
Алжир | 2,0/2,3 | 1,6/2,5 | 1,9/2,0 | 2,3/2,1 | 2,4/2,0 | 2,1/2,2 |
Джибути | 0,1/0,4 | 0,1/0,4 | 0,1/0,5 | 0,1/0,4 | 0,1/0,4 | 0,1/0,4 |
Саудовская Аравия | 31,9/17,2 | 31,7/16,0 | 34,6/16,4 | 34,2/16,9 | 34,3/17,6 | 33,3/16,8 |
Судан | 1,8/1,9 | 2,2/2,2 | 2,6/2,5 | 2,1/1,9 | 1,8/2,5 | 2,1/2,2 |
Сирия | 0,6/1,1 | 0,5/0,8 | 0,5/1,0 | 0,5/0,9 | 0,5/1,0 | 0,5/0,9 |
Сомали | 0,4/1,0 | 0,4/0,9 | 0,5/0,8 | 0,4/0,4 | 0,4/0,4 | 0,4/0,8 |
Ирак | 1,9/3,9 | 1,8/2,3 | 1,4/2,5 | 1,2/3,6 | 2,1/3,2 | 1,7/3,1 |
Оман | 7,9/11,0 | 6,5/12,8 | 6,3/12,7 | 7,1/12,1 | 6,9/13,0 | 6,9/12,3 |
Палестина | 0,1/0,3 | 0,1/0,3 | 0,1/0,3 | 0,3/0,4 | 0,2/0,4 | 0,2/0,4 |
Катар | 6,9/5,4 | 6,8/5,8 | 5,2/4,1 | 3,8/1,8 | 2,7/1,6 | 5,1/3,8 |
Коморы | 0,0/0,0 | 0,0/0,0 | 0,0/0,0 | 0,0/0,0 | 0,0/0,1 | 0,0/0,0 |
Кувейт | 2,5/5,4 | 2,1/5,7 | 2,6/6,1 | 2,4/6,3 | 2,6/6,2 | 2,4/6,0 |
Ливан | 1,5/2,6 | 1,3/2,0 | 1,3/2,2 | 1,4/2,3 | 1,4/2,3 | 1,4/2,3 |
Ливия | 1,5/2,6 | 2,9/2,0 | 1,7/1,7 | 0,8/2,3 | 1,4/2,3 | 1,7/2,3 |
Египет | 8,1/8,7 | 9,8/8,7 | 9,1/9,5 | 8,5/11,5 | 9,0/10,1 | 8,9/9,7 |
Марокко | 1,2/3,3 | 1,3/2,9 | 1,1/2,8 | 1,1/3,4 | 1,1/3,1 | 1,1/3,1 |
Мавритания | 0,0/0,6 | 0,0/0,6 | 0,0/0,3 | 0,1/0,5 | 0,0/0,5 | 0,0/0,5 |
Йемен | 0,7/1,4 | 0,6/1,2 | 0,4/1,0 | 0,3/0,5 | 0,3/0,5 | 0,4/0,5 |
Всего | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 | 100/100 |
Но, на наш взгляд, среди причин сохранения этой ситуации можно отметить узость сферы либерализации торговли, а также углубляющаяся дифференциация социально-экономического развития стран ЛАГ и, соответственно, различная степени эффективности внешнеторговых операций для различных конкретных государств, с одной стороны, и отсутствие инструментов у Лиги для «выравнивания» ситуации, с другой.
Однако, несмотря на видимые проблемы, проект развивается и продолжает представлять практический интерес, для ряда стран, например, для Сирии, в плане беспошлинного выхода на рынки стран ЛАГ [Кухтин, Хаддад, 2019]. Сирийцы не раз говорили об этом потенциальным российским инвесторам, акцентируя внимание на локализации производств на территории САР с последующей продажей продукции в Ираке, Иордании, Йемене [Кожевников, 2021]. Со сходными предложениями выступают египтяне, предлагая российским экономическим операторам стать резидентами промышленной зоны Суэцкого канала с целью продаж в другие арабские страны, например, Судан [Талаат Наср, Салах Эль Дин, 2019].
Кроме того, статистические данные табл. 5 и 6 подтверждают, что страны ЛАГ демонстрируют заметный разрыв в показателях экспортных поступлений и импортных затрат не только на межрегиональном уровне, но и в сфере мировой торговли в целом. Так, крупнейшими экспортерами среди стран ЛАГ остаются Королевство Саудовская Аравия и ОАЭ, причем вторые уже давно превзошли первое по общему стоимостному объему товарооборота. Эти две страны существенно опережают все остальные государства Лиги по показателю экспорта, и их доля в 2020 г. достигла практически 61% от совокупного экспорта стран ЛАГ, в то время как экспорт Коморских островов, Сомали, Йемена, Судана, Мавритании остается катастрофически низким.
Таблица 5. Экспорт стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млн долларов в текущих ценах по текущему курсу
1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2015 | 2019 | 2020 | |
Мир | 318153 | 2050129 | 3495675 | 6452630 | 16558206 | 19014756 | 17582005 |
ЛАГ | 12092 | 238938 | 142185 | 264094 | 868467 | 1090163 | 795466 |
В том числе | |||||||
Алжир | 1009 | 13871 | 12880 | 22031 | 34668 | 35824 | 21617 |
Бахрейн | 218 | 3606 | 3761 | 6194 | 16540 | 18120 | 14066 |
Коморские о-ва | 5 | 11 | 18 | 14 | 17 | 39 | 21 |
Джибути | 10 | 13 | 25 | 32 | 134 | 3996 | 2921 |
Египет | 762 | 3046 | 2585 | 5276 | 21349 | 28993 | 26630 |
Ирак | 1098 | 26349 | 10314 | 20380 | 57577 | 82309 | 41738 |
Иордания | 34 | 574 | 1064 | 1899 | 7833 | 8317 | 7943 |
Кувейт | 1693 | 19663 | 7042 | 19436 | 54122 | 64483 | 40116 |
Ливан | 190 | 955 | 494 | 715 | 3982 | 4829 | 4085 |
Ливия | 2357 | 21910 | 13225 | 12725 | 11392 | 25732 | 7741 |
Мавритания | 89 | 194 | 447 | 355 | 1389 | 2266 | 2830 |
Марокко | 488 | 2441 | 4265 | 7432 | 22334 | 29132 | 27159 |
Оман | 143 | 3748 | 5508 | 11319 | 31927 | 38724 | 31685 |
Катар | 240 | 5680 | 3641 | 11594 | 77971 | 72935 | 51504 |
КСА | 2371 | 109083 | 44417 | 77583 | 203550 | 261603 | 173854 |
Сомали | 31 | 141 | 150 | 193 | 440 | 470 | 360 |
Государство Палестина | .. | .. | .. | 713 | 2012 | 2408 | 2231 |
Судан | 298 | 543 | 374 | 1807 | 3169 | 3735 | 3803 |
Сирия | 203 | 2108 | 4212 | 4633 | 1600 | 507 | 868 |
Тунис | 182 | 2231 | 3527 | 5850 | 14073 | 14933 | 13813 |
ОАЭ | 523 | 21970 | 23544 | 49835 | 300477 | 389373 | 319278 |
Йемен | 148 | 800 | 692 | 4079 | 1911 | 1435 | 1204 |
Доля ЛАГ в мировом экспорте, % | 3,8 | 11,7 | 4,1 | 4,1 | 5,2 | 5,7 | 4,5 |
В то же время совокупный стоимостной объем экспорта стран ЛАГ вырос за полстолетия в 65,8 раза (мировой показатель – в 55,3 раза). Однако доля совокупного экспорта Лиги в мировом экспорте увеличилась незначительно, что отражает сохраняющиеся ограничения этой группы стран по товарной номенклатуре. Однако позиции отдельных стран на конкретных товарных рынках, прежде всего сырьевых, весьма сильны. Так, Саудовская Аравия – крупнейший в мире производитель и экспортер нефти, Катар занимает высокие позиции в рейтинге мировых экспортеров природного газа.
Аналогичным образом КСА и ОАЭ остаются ведущими импортерами в ЛАГ, но здесь их совокупная доля составляет «лишь» 46,4% (табл. 6).
Таблица 6. Импорт стран ЛАГ в 1970–2020 гг., млн долларов в текущих ценах по текущему курсу
1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2015 | 2019 | 2020 | |
Мир | 330424,3 | 2091006 | 3609255 | 6654712 | 16733016 | 19283377 | 17811238 |
ЛАГ | 7882,83 | 112092,9 | 101023,3 | 168304,3 | 865389,9 | 849457,8 | 726863,6 |
В том числе | |||||||
Алжир | 1256,82 | 10558,00 | 9770,00 | 9171,00 | 51702,00 | 41934,12 | 35121,76 |
Бахрейн | 247,17 | 3482,76 | 3711,70 | 4633,24 | 12407,56 | 13255,59 | 12682,68 |
Коморские о-ва | 8,59 | 29,09 | 51,57 | 43,20 | 213,57 | 230,50 | 217,42 |
Джибути | 38,15 | 213,00 | 215,00 | 206,50 | 870,52 | 4138,16 | 3313,80 |
Египет | 786,60 | 4859,85 | 9215,50 | 14578,36 | 63574,00 | 70919,00 | 60701,00 |
Ирак | 509,00 | 13941,60 | 6526,00 | 13210,00 | 58517,10 | 46262,10 | 43297,00 |
Иордания | 184,35 | 2402,15 | 2600,23 | 4597,18 | 20474,90 | 19170,35 | 16983,04 |
Кувейт | 625,24 | 6530,00 | 3972,00 | 7157,00 | 30963,40 | 33574,06 | 29299,42 |
Ливан | 658,77 | 3650,40 | 2525,10 | 6230,00 | 18965,06 | 19640,72 | 11354,66 |
Ливия | 554,40 | 6777,00 | 5336,00 | 3732,00 | 16429,00 | 16543,40 | 13361,00 |
Мавритания | 55,87 | 285,71 | 220,32 | 454,20 | 3703,43 | 3519,83 | 3037,20 |
Марокко | 684,32 | 4255,08 | 6921,89 | 11533,60 | 38100,23 | 50734,12 | 43831,20 |
Оман | 18,24 | 1731,91 | 2798,00 | 5131,00 | 29007,05 | 23506,55 | 20837,00 |
Катар | 64,16 | 1423,00 | 1695,00 | 3252,00 | 32610,46 | 29178,07 | 25648,22 |
КСА | 692,89 | 30166,00 | 24069,00 | 30238,00 | 174675,56 | 153162,93 | 132753,63 |
Сомали | 45,10 | 435,31 | 95,00 | 342,99 | 1100,00 | 1150,00 | 1170,00 |
Государство Палестина | .. | .. | .. | 2526,20 | 6855,90 | 7748,58 | 7164,89 |
Судан | 287,50 | 1576,38 | 618,50 | 1552,70 | 9509,12 | 9290,53 | 9203,60 |
Сирия | 360,47 | 4124,08 | 2400,00 | 3815,43 | 5500,00 | 5600,00 | 4800,00 |
Тунис | 305,52 | 3525,65 | 5512,58 | 8566,88 | 20220,94 | 21554,82 | 18351,07 |
ОАЭ | 267,00 | 8746,00 | 11199,00 | 35008,85 | 263417,29 | 267937,37 | 226367,00 |
Йемен | 232,67 | 3379,95 | 1570,94 | 2324,00 | 6572,82 | 10407,00 | 7368,00 |
Доля ЛАГ в мировом экспорте, % | 2,39 | 5,36 | 2, 8 | 2,5 | 5,17 | 4,4 | 4,08 |
Третье место по общему объему импорта занимает Египет, чье сальдо внешнеторгового баланса, в отличие от первых двух стран, сохраняет отрицательное значение (см. табл. 5 и 6). Опережающими темпами увеличился совокупный импорт ЛАГ за исследуемый период – в 92,2 раза (мировой показатель – в 53,9). Это говорит прежде всего о росте значимости ЛАГ как потребителя на мировом рынке, причем достаточно диверсифицированного, что отражает и почти двукратный рост доли импорта Лиги в целом, хотя в последние 6 лет эта доля и сокращается (табл. 6). В то же время в 2020 г. импорт ЛАГ сократился – как по причине того, что макроэкономический шок усилил экономическую неопределенность, что повлияло на решение о выходе на эти рынки импортеров, так и вследствие сократившейся платежеспособности стран ЛАГ.
Выводы
Таким образом, как показывает исследование, ЛАГ, провозгласившая направлением своей деятельности содействие усилению экономического развития, взаимодействия, торгового сотрудничества своих членов, смягчение противоречий между ними, проведение политики в области защиты национальной безопасности (в том числе – экономической) и поддержание независимости и суверенитета государств–членов, в настоящее время испытывает определенные трудности в реализации своей основной задачи – обеспечения межарабского единства. Будучи объектами глобализации в силу своих ключевых позиций на мировом рынке углеводородов (позиций, которые, по нашим оценкам, будут усиливаться в постковидный период), страны ЛАГ испытывают негативное влияние глобальных шоков, содействующих росту нестабильности в регионе. Однако в силу поддерживаемых в регионе факторов нестабильности, эти государства и сами, со своей стороны, оказывают растущее дестабилизирующее воздействие на мировую экономику в силу роста взаимосвязи и взаимозависимости на глобальном уровне.
Во-первых, «Арабская весна», по сути, расширила зону нестабильности на Ближнем Востоке и вылилась в ряд военных конфликтов, – в том числе в Сирии, Ираке, Ливии, – а также внутренних социально-политических конфликтов в том числе, в странах ССАГПЗ – Бахрейне, Омане, в отдельных провинциях Саудовской Аравии. В арабских странах это стало результатом не столько кризисов политических систем, сколько социальных и экономических проблем, сокращения доходов стран региона и, в целом – роста дифференциации государств–членов ЛАГ.
Во-вторых, стоит отметить, что усиливающая дифференциация стран ЛАГ, по нашему мнению, остается одной из причин противоречий между странами–членами, инструментария решения которых на сегодня ЛАГ не имеет.
В то же время можно говорить о росте экономического потенциала ЛАГ в целом, в том числе – усилении позиций стран-членов в системе мировой экономики и торговли в целом. Потенциал ЛАГ не исчерпан полностью.
Следовательно, на наш взгляд, перед ЛАГ встают новые задачи, прежде всего – в экономической сфере, решение которых требует определенной трансформации ее организационных основ и направлений деятельности.
В ЛАГ нет единого таможенного режима, сохраняется визовый режим между государствами. На наш взгляд, нужно трансформировать механизмы деятельности ЛАГ в экономическом направлении, в частности, усилить инструменты экономической, прежде всего торговой и инвестиционной, интеграции, делая основной акцент не на идее национализма и панарабизма, а на взаимовыгодности экономического сотрудничества. Важно принимать конкретные меры для упрощения и наращивания межарабской торговли, интегрировать финансовую систему (проблемы сохраняются и в сфере исламских финансов), установить безвизовый режим, из-за которого даже в сфере межарабского туризма возникают проблемы, а также совместными усилиями обеспечивать продовольственную безопасность в арабском регионе, где сегодня она сохраняется на срок не более 3-х недель. Важно инвестировать в строительство крупных элеваторов и реализовывать другие инфраструктурные проекты в продовольственной и сельскохозяйственной сфере в странах ЛАГ, в том числе – с участием России и Сирии, а также третьих стран. И работа эта уже ведется.
Россия развивает сотрудничество с ЛАГ с 2013-2014 гг. (с началом «антиарабской весны», начавшейся в Египте, а затем – в Сирии), существуют серьезные инвестиции (или договоренности об инвестициях) между Россией и ОАЭ, КСА, Катаром. «Сотрудничество ЛАГ с Российской Федерацией направлено на укрепление основ коллективного диалога и сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды» [Джабер, Раед, 2019].
Решение ключевых проблем ЛАГ приведет одновременно и к решению страновых, региональных, а также некоторых мировых задач, в том числе – экономических, а также и социальных (международная миграция населения).