«Западное развитие» как основной вектор стратегических региональных преобразований КНР в начале ХХI в.
Выпуск
2022 год
№ 2
DOI
10.31857/S086919080014442-3
Авторы
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
140 - 151
Аннотация
Комплекс региональных преобразований народного хозяйства на территории Западного региона КНР реализуемый начиная с 2000 г., получает название «Западное развитие» («西部大开发»). Изучение основных направлений реализации стратегии развития Западного Китая является наиболее актуальным в условиях исследования современной региональной истории, региональной политики и региональной экономики КНР, позволяющей выявить предпосылки, закономерности и последствия китайской региональной политики. Периферийность Запада Китая определяет значимость пространственных преобразований в данном регионе, и заставляет ориентироваться соседние страны, включая Россию на те стратегические, перспективные проекты, отголоски которых находят отражение в трансформации и адаптации политики соседних с КНР государств. Региональные преобразования последних десятилетий на Западе КНР продиктованы стремлением к взаимодополняющему соразвитию различных по уровню экономического роста китайских регионов, взаимной открытостью Китая на восточном и западном направлениях «东西双向开放», всеобщему процветанию, обеспечению безопасности и стабильности западных приграничных территорий КНР, а также гармоничному сосуществованию человека и природы. «Западное развитие» КНР выступает важным стратегическим этапом по достижению главной цели китайского государства к столетию образования КНР к 2049 г. достигнуть уровня ведущих мировых держав в шести сферах: экономике, общественном развитии, политике, культуре, человеческих ресурсах и экологии. Выполнение преобразований по «Западному развитию» приходится на 50 лет (2000 по 2050 гг.). Анализ стратегического регионального планирования показывает, что данный отрезок времени разделен на 3 ключевых этапа по развитию западной территории: фундаментальный этап «奠定基础阶段» 2001-2010 гг., ускоренный этап «加速发展阶段» 2011-2030 гг., этап модернизации «现代化阶段» 2031-2050 гг.
Получено
03.11.2024
Статья
В мае 2020 г. в КНР были приняты «Руководящие принципы ЦК КПК и Госсовета КНР по переходу к новой модели развития Западного региона в современных условиях». В планах китайского правительства к 2035 г. в Западном Китае – полностью реализовать социалистическую модернизацию, обеспечив населению западных приграничных районов равный доступ к основным общественным услугам и развитой инфраструктуре, достигнув показателей уровня жизни населения примерно таких же как и в восточных прибрежных районах КНР. Решение проблем неравномерности пространственного развития регионов Китая, усилившихся в конце 1980-х гг., лежит в основе современной политики китайского правительства по ускорению развития Западного региона, возрождению старых промышленных баз на Северо-Востоке КНР, подъему Центрального Китая и сохранению темпов экономического роста в Восточном регионе. Региональные преобразования последних десятилетий на Западе КНР продиктованы стремлением к взаимодополняющему соразвитию различных по уровню экономического роста китайских регионов, взаимной открытостью Китая на восточном и западном направлениях, «东西双向开放», всеобщему процветанию, обеспечению безопасности и стабильности западных приграничных территорий КНР, а также гармоничному сосуществованию человека и природы.
Целью данной статьи является изучение основных направлений реализации стратегии развития Западного региона Китая в условиях комплексного исследования современной истории регионального развития КНР, выявление предпосылок, закономерностей и последствий китайской региональной политики в целом. Периферийность Запада Китая определяет значимость пространственных преобразований в данном регионе и заставляет ориентироваться соседние страны, включая Россию на те стратегические, перспективные проекты, отголоски которых находят отражение в трансформации и адаптации политики соседних с КНР государств.
Ключевую роль в исследовании особенностей развития Западного Китая, а также разработке западной региональной стратегии играют ведущие китайские научно-исследовательские институты, так называемые Think Tanks – «мозговые центры». Среди основных необходимо выделить такие центры, как Центр исследований проблем развития при Госсовете КНР, «国务院发展研究中心», Китайская Ассоциация зон развития, «中国开发区协会», Институт территориального развития и региональной экономики, «区域经济研究所», Центр градостроительства и экологических исследований Китайской академии общественных наук, «中国社会科学院城市发展与环境研究中心», а также Центр изучения истории и географии китайских приграничных территорий при Китайской академии общественных наук, «中国社会科学院中国边疆史地研究中心».
При анализе основного вектора стратегических региональных преобразований КНР в начале ХХI в. нами были проанализированы стратегии регионального развития КНР на протяжении периода после основания КНР с 1949 г. до настоящего времени: стратегия регионального выравнивающего и сбалансированного развития «区域均衡发展战略» 1949–1978 гг., стратегия регионального несбалансированного развития, «区域非均衡发展战略», 1978–1999 гг., стратегия скоординированного экономического развития регионов КНР «区域协调发展战略» 1999–2012 гг., обновленная скоординированная стратегия регионального развития «新区域协调发展战略» 2012 по настоящее время, и в продолжении этого было рассмотрено «Западное развитие» («西部大开发») как ключевое направление пространственных преобразований в современный период истории и на перспективу развития КНР до 2050 г.
В статье использованы основные исторические источники, характеризующие систему пространственных преобразований КНР в период 1999-2000 г. по настоящее время: пятилетние планы национального социально-экономического строительства (2001–2005, 2006–2010, 2011–2015, 2016–2020), а также статистические сборники, отражающие региональное экономическое развитие Китая и предоставляющие показатели регионального развития по всем основным регионам КНР [Glorious 70 years, 2019; History of China, 2019].
В процессе выделения и анализа ключевых составляющих государственной политики КНР в рамках «Западного развития» на основе ретроспективного и проблемно-хронологического методов исследования нами были использованы материалы китайских ученых, историков, экономистов, экологов и регионоведов Ван Синьюя, Ван Хаолиня, Ван Яхуа, Вэй Хоукая, Дэн Цзяня, Жэнь Баопина, И Цзюаня, Ли Сюциня, Ли Чжицуя, Линь Цзяньхуа, Лу Чжанвэя, Лю Ваня, Лю Чжуна, Лю Шэнлуна, Ляо Бинлина, Ню Вэньтао, Пэн Си, Сунь Хунъяня, Сюй Бо, Сюй Лихуа, Сюй Сисюна, Ся Фэя, У Хайина, У Цифана, Фэн Вэйюя, Ху Соугана, Ци Чжунъина, Цао Чэна, Цуй Инфу, Цуй Синьшэна, Чжан Сяньдуо, Чжао Фэна, Чжоу Миньляна, Чжу Даньтао, Чэнь Дуншэна, Чэнь Чжунчана, Шао Шуая, Ян Дунсю, Яо Хуэйциня и их позиции для комплексного анализа всей полноты региональных преобразований на Западе Китая.
Стратегия развития Западного Китая, реализующаяся с 1999–2000 г. предполагала ускорение темпов «реформ и открытости», осуществление комплекса мероприятий по охране окружающей среды, развитию современной транспортной инфраструктуры, использованию в полной мере комплекса региональных преимуществ в научно-технической, промышленной и образовательной сферах в городе центрального подчинения Чунцин, провинциях Сычуань, Шэньси, Юньнань, Гуйчжоу, Ганьсу, Цинхай, Гуанси-Чжуанском автономном районе, Нинся-Хуэйском автономном районе, Тибетском автономном районе, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, городских округах Улан-Цаб, Хух-Хото, Баотоу, Ордос, аймаках Шилин-Гол, Алашань Автономного района Внутренняя Монголия. Большая часть районов Западного Китая представляет собой периферийные районы, имеющие общую границу с 13 странами, включая Монголию, Россию, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Афганистан, Бутан, Непал, Индию, Мьянму, Лаос и Вьетнам. Региональные преобразования в Западном Китае касаются огромной территории китайского пространства, т.к. по состоянию на конец 2019 г. площадь земель насчитывала 6781589 км2, что составляло 70,6% от общей площади страны, при этом население Западного региона КНР примерно включало 379,5587 млн человек, что составляло 27,2% от общей численности населения страны.
В ходе реализации стратегии регионального несбалансированного развития, «区域非均衡发展战略», в период с 1978 по 1999 г. неравномерность в показателях региональной экономики Северо-Восточного, Восточного, Западного и Центрального регионов Китая увеличивалась с каждым годом. Еще в 1991 г. генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь во время посещения провинции Гуйчжоу отметил, что «возрождение Западного региона должно стать важной стратегией развития» [Liu, 2009, p. 94–105]. На протяжении 1990-х гг. на всех важных совещаниях по рассмотрению региональных проектов КНР китайское правительство отмечало, что «условия для ускорения темпов развития в западных районах уже есть… отныне это будет главной стратегической задачей партии и государства». 17 июня 1999 г. в ходе совещания по реформам и развитию, Цзян Цзэминь произнес речь о перспективах поддержки государственных предприятий в северо-западных провинциях, которая положила начало реализации стратегии развития Западного Китая [Zhou, 2000, p. 39–44; Wang Wei, 2003, p. 5–12].
Эффективность региональных преобразований в восточных прибрежных районах Китая в ходе осуществления политики «реформ и открытости» с 1978 г. оказала влияние на возникновение заинтересованности в распространении успешных результатов открытости и на другие периферийные районы КНР. Стремление к взаимной открытости между Западом и Востоком, «东西双向开放», в ходе пространственных преобразований заключалось в сбалансированности и скоординированности, ликвидации диспропорциональности развития всех регионов КНР [Yao, 2004, p. 133–134]. Западный регион выступает стратегическим поясом КНР, «西部是全国的战略地带», и его развитие связано с общегосударственным регулированием структуры производства, формированием новой региональной системы по углублению и расширению политики «реформ и открытости» на Западе Китая. Поэтому стратегия ускорения развития Западного региона КНР определяет будущие перспективы развития всей китайской территории, а также является своего рода «импульсом» структурных изменений фронтира соседних государств [Lin, Ren, 2009, p. 127–134].
Комплекс региональных преобразований народного хозяйства на территории Западного региона КНР, реализуемый начиная с 1999–2000 г., получает название «Западное развитие» (西部大开发), т. е. политика центрального правительства КНР по развитию Западного Китая, целью которой было «использовать оставшийся потенциал экономического развития восточных прибрежных районов для повышения уровня экономического и социального развития Западного региона и укрепления национальной обороны». В январе 2000 г. Государственный совет КНР учредил Руководящую группу по развитию Западного региона, которую возглавил Чжу Жунцзи, председатель Госсовета КНР в 1998–2003 гг., а Вэнь Цзябао, премьер Госсовета КНР с 2003 г. являлся заместителем руководителя данной группы [Wu, 2006]. В октябре 2000 г. на 5 Пленуме ЦК КПК 15-го созыва были приняты «Рекомендации ЦК КПК по разработке десятого пятилетнего плана национального экономического и социального развития КНР», согласно которым были выпущены долгосрочные казначейские обязательства в размере 1,4 млрд юаней на реализацию региональных проектов по развитию Запада Китая в целях экономического роста данного региона, национального единства и социальной стабильности, а также скоординированного регионального развития и достижения всеобщего благоденствия» [Wang, Wei, 2003, p. 5–12; Sun, Nian, 2011, p. 8–14].
«Западное развитие» КНР выступает важным стратегическим этапом по достижению главной цели китайского государства к столетию образования КНР 2049 г. достигнуть уровня ведущих мировых держав в шести сферах: экономике, общественном развитии, политике, культуре, человеческих ресурсах и экологии. Выполнение преобразований по «Западному развитию» приходится на 50 лет (2000 по 2050 г.). Анализ стратегического регионального планирования показывает, что данный отрезок времени разделен на 3 ключевых этапа по развитию западной территории:
Фундаментальный этап, «奠定基础阶段», 2001–2010 гг., включает в себя совершенствование всех элементов инфраструктуры Западного региона: жилищно-коммунального, строительного, транспортно-логистического комплексов, системы управления, обеспечения связью. Кроме того, предполагается улучшение состояния экологической среды, обновление социального комплекса через инвестиции в науку, технологии и образование, здравоохранение, а также создание новых точек индустриального роста для инвестиционной среды как в Западном регионе, так и в стране в целом.
Ускоренный этап, «加速发展阶段», 2011–2030 гг., основан на обновлении регионального планирования «Западного развития» для достижения экономического роста всего региона. С 2011 по 2030 г. на основе достижений в улучшении элементов инфраструктуры, региональных стратегических преобразованиях было запланировано эффективное совершенствование характерных отраслей индустриального комплекса Западного региона в рамках достижения целей устойчивого развития и построения экологической цивилизации.
Этап модернизации, «现代化阶段», 2031–2050 гг., предполагает сосредоточить внимание на ускорении развития отдаленных горных районов Запада Китая, отсталых зон сельского хозяйства и скотоводства, за счёт их дальнейшего усиления и интеграции во внутреннюю и в международную современную экономическую систему. В целом добиться повышения уровня производства и жизни людей на Западе КНР и ликвидировать неравномерное развитие Западного региона по сравнению с Восточным Китаем.
Начиная с 2000 г. основу политики «Западного развития» составили 10 крупных проектов: проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию железной дороги Нинси («宁西铁路»), железной дороги Юйхуай («渝怀铁路»), западной транспортной магистрали, аэропортов, железнодорожной магистрали в Чунцине, газопровода Сэбэй –Синин – Ланьчжоу; реализация проекта по производству калийных удобрений на 300000 тонн в Цинхае, проекта по восстановлению лесов и лугов на бывших пахотных угодьях Запада КНР, проекта по охране водных ресурсов в рамках строительства плотины «Цзипинпу» («紫坪铺») в провинции Сычуань; строительство, открытие университетов и совершенствование инфраструктуры уже существующих высших учебных заведений в Западном регионе Китая [Shao, Qi, 2008, p. 147–160]. В дальнейшем эти преобразования были дополнены другими проектами. Среди которых стоит отметить строительство такой важной транспортной артерии Запада Китая как Цинхай-Тибетской железной дороги, которая связала Тибетский автономный район и провинцию Цинхай [Lu, Xu, Wu, 2013, p. 361–371]. Еще одним важным проектом политики «Западного развития» стал проект переброски электроэнергии с Запада на Восток, в рамках которого была построена гидроэлектростанция «Хунцзяду» («洪家渡水») в провинции Гуйчжоу, гидроэлектростанция «Иньцзы» («引子渡水») и «Уцзянду» («乌江渡水»), а также реализован третий проект линии электропередачи переменного тока 500 кВт от Тяньшэнцяо до Гуандуна, проект линии электропередачи переменного тока 500 кВт от Баофэн до уезда Лопин в провинции Юньнань [Deng, Wang, 2015, p. 146–151]. Важную роль в передаче электроэнергии с Запада на Восток сыграло строительство линии электропередачи переменного тока от Чунцина до крупнейшей гидроэлектростанции Санься «Три ущелья» («三峡») и дальше до города Сюаньвэй в провинции Юньнань. В рамках «Западного развития» была предусмотрена реализация государственного проекта «Переброски газа с Запада на Восток», в котором ведущую роль сыграла Китайская национальная нефтегазовая корпорация и Китайская международная инженерно-консультационная компания. Данный проект являлся составляющим элементом стратегии устойчивого регионального развития в целях построения экологической цивилизации в КНР и предусматривал замену млн тонн угля на природный газ ежегодно в структуре энергопотребления [Liu, Niu, Liao, 2012; Yu, 2007]. Данный проект был дополнен проектом по транспортировке газа «Сычуань – Восток» («川气东送工程»), который предусматривал передачу газа по газопроводной сети на большие расстояния от газового месторождения Пугуан в городском округе Дачжоу провинции Сычуань и транспортировку через Чунцин, Хубэй, Цзянси, Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян и Шанхай. Стоит отметить, что «Западное развитие» охватывало различные отрасли народного хозяйства Западного Китая, так например, оно включало проект управления водными ресурсами «Ниэрцзи» («尼尔基») в Автономном районе Внутренняя Монголия, строительство важного участка дороги в западной части скоростной автомагистрали «五纵七横» («пять вертикальных и семь горизонтальных»), проекты по совершенствованию сельского хозяйства, развитию инфраструктуры центральных городов Западного Китая, внедрению высоких и новых технологий в сферу производства на территории западных провинций КНР [Xia, Cao, Zhao, 2014, p. 127–135]. Все перечисленные проекты легли в основу 10 пятилетнего плана социально-экономических преобразований в КНР (2001–2005 гг.).
В 2006 г. Госсовет КНР рассматривает и одобряет план «Западного развития» в рамках 11-й пятилетки (2006–2010 гг.), целью которого было достижение устойчивого и быстрого экономического развития в Западном регионе, постоянного и стабильного повышения уровня жизни людей, прогресса в совершенствовании инфраструктуры, координации между развитием ключевых отраслей промышленности и экологической средой [Feng, Xu, Yi, 2011, p. 40–46]. В феврале 2012 г. Госсовет утверждает план «Западного развития» в рамках реализации 12 пятилетки в КНР, в котором ключевыми направлениями регионального развития являлось использование сравнительных преимущества приграничных районов Запада Китая, формирование новых «полюсов роста» и сосредоточение сил на борьбе с бедностью [Zhang, Yang, Sun, 2016, p. 62–71]. В рамках совершенствования инфраструктуры в данном регионе предполагается уделять особое внимание развитию транспортно-логистической сети через строительство каналов; модернизации водного хозяйства при решении проблемы нехватки воды в Юго-Западном и Северо-Западном регионах Китая; принятию новых правил экологической компенсации; борьбе с опустыниванием почв и земель; возведению системы защиты лесов; контролю за загрязнением воды в речных бассейнах Западного региона; обеспечению безопасности питьевой воды; осуществлению политики энергосбережения (рис. 2.). 15 августа 2019 г. Государственный комитет по развитию и реформам КНР принимает новое направление комплексного планирования территории Западного региона Китая («西部陆海新通道总体规划»), основные положения которого находят отражение в утвержденных в мае 2020 г. «Руководящих принципах ЦК КПК и Госсовета КНР по переходу к новой модели развития Западного региона в современных условиях» [Chen, 2010; Guo, 2006].
Ускорение развития Западного региона является важным условием для сокращения диспропорциональности, уменьшения регионального разрыва, построения «социализма с китайской спецификой», достижения показателей устойчивого регионального экономического и экологического развития. «Западное развитие» отвечает требованиям поддержания социальной стабильности, национального единства и безопасности границ по всей стране. Модернизационные изменения в рамках пространственного развития Китая в течение XXI в. будут связаны с поддержанием темпов развития на Востоке КНР и сосредоточении в реализации стратегических проектов на Западе. Поэтому «Западное развитие» является долгосрочным направлением региональных преобразований [Liu, Li, Xu, 2013, p. 59–65]. Данный регион ориентирован на расширение индустриализации в рамках стремительного технологического прогресса. «Западное развитие» соответствует обновлениям в общегосударственной промышленной структуре и региональной экономике современного Китая. Государственная поддержка сыграла ключевую роль в формировании основных составляющих инфраструктуры Западного региона КНР на начальном этапе 2000–2010 гг. и ускоренном этапе 2011–2030 гг. [Cui, Cui, 2009, p. 128–132; Chen, Yang, 2008, p. 5–18]. Однако финансовые ресурсы центрального правительства в конечном итоге не безграничны [Peng, Chen, 2016, p. 136; Wei, 2009, p. 22–37]. Поэтому в ближайшие десятилетия совершенствования экономической системы Китая будет нацелено на внутреннюю открытость Западного региона, т.е. использование потенциала и региональных преимуществ в целях экономического роста, а также на внешнюю открытость через взаимодействие с приграничными странами, а также развитыми экономическими державами в рамках осуществления межрегиональных проектов, тем самым смещая центр тяжести экономического роста КНР больше всего на западные провинции, автономные районы и города.
Реализация стратегии «Западного развития» начиная с 2000 г. являлась важным направлением скоординированных пространственных преобразований всей территории КНР в современный период истории и соответствовала интересам взаимной открытости Китая на восточном и западном направлениях, «东西双向开放». Поддержка строительства различных объектов в Западном регионе выступает важным элементом политики ЦК КПК в руководстве экономической работой и ключевой стратегической задачей в модернизации КНР. Чтобы реализовать широкомасштабное «Западное развитие» китайское руководство стремилось к использованию новых идей, новых методов и новых механизмов, которые ранее не применялись в модели развития восточных прибрежных районов КНР. За короткие сроки были приняты важные политические меры, чтобы ускорить темпы «реформ и открытости» в Западном регионе, решительно улучшить инвестиционную среду и привлечь большие объёмы внутреннего и иностранного капитала, технологий и опыта управления.
«Западное развитие» является важной инициативой для поддержания социальной стабильности и безопасности в приграничных районах Запада Китая и предотвращения сепаратистской деятельности. Для поддержания стабильности в данных районах необходимо постоянное ускорение экономического роста и социального прогресса, дальнейшей консолидации в целях регионального равенства, единства и взаимопомощи. Территория Западного региона значительна и богата природными ресурсами, поэтому содержит огромные инвестиционные возможности и высокий рыночный потенциал. Осуществление политики по развитию западных приграничных районов позволит повысить международную конкурентоспособность Китая.
Реализация «Западного развития» – долгосрочная и трудная историческая задача, а также масштабный планомерный проект региональных преобразований в Китае. Стремление к экономическому росту, социальному прогрессу, национальному единству, строительству и совершенствованию инфраструктуры, достижению показателей экологической цивилизации на Западе КНР, развитие таких ключевых областей, обеспечивающих прогресс Западного региона Китая как наука, технологии, здравоохранение и культура обеспечивают создание «Процветающего Нового Запада» («人民富裕的新西部») в ближайшие десятилетия ХХI в.
Целью данной статьи является изучение основных направлений реализации стратегии развития Западного региона Китая в условиях комплексного исследования современной истории регионального развития КНР, выявление предпосылок, закономерностей и последствий китайской региональной политики в целом. Периферийность Запада Китая определяет значимость пространственных преобразований в данном регионе и заставляет ориентироваться соседние страны, включая Россию на те стратегические, перспективные проекты, отголоски которых находят отражение в трансформации и адаптации политики соседних с КНР государств.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ «ЗАПАДНОГО РАЗВИТИЯ» КНР
Ключевую роль в исследовании особенностей развития Западного Китая, а также разработке западной региональной стратегии играют ведущие китайские научно-исследовательские институты, так называемые Think Tanks – «мозговые центры». Среди основных необходимо выделить такие центры, как Центр исследований проблем развития при Госсовете КНР, «国务院发展研究中心», Китайская Ассоциация зон развития, «中国开发区协会», Институт территориального развития и региональной экономики, «区域经济研究所», Центр градостроительства и экологических исследований Китайской академии общественных наук, «中国社会科学院城市发展与环境研究中心», а также Центр изучения истории и географии китайских приграничных территорий при Китайской академии общественных наук, «中国社会科学院中国边疆史地研究中心».
При анализе основного вектора стратегических региональных преобразований КНР в начале ХХI в. нами были проанализированы стратегии регионального развития КНР на протяжении периода после основания КНР с 1949 г. до настоящего времени: стратегия регионального выравнивающего и сбалансированного развития «区域均衡发展战略» 1949–1978 гг., стратегия регионального несбалансированного развития, «区域非均衡发展战略», 1978–1999 гг., стратегия скоординированного экономического развития регионов КНР «区域协调发展战略» 1999–2012 гг., обновленная скоординированная стратегия регионального развития «新区域协调发展战略» 2012 по настоящее время, и в продолжении этого было рассмотрено «Западное развитие» («西部大开发») как ключевое направление пространственных преобразований в современный период истории и на перспективу развития КНР до 2050 г.
В статье использованы основные исторические источники, характеризующие систему пространственных преобразований КНР в период 1999-2000 г. по настоящее время: пятилетние планы национального социально-экономического строительства (2001–2005, 2006–2010, 2011–2015, 2016–2020), а также статистические сборники, отражающие региональное экономическое развитие Китая и предоставляющие показатели регионального развития по всем основным регионам КНР [Glorious 70 years, 2019; History of China, 2019].
В процессе выделения и анализа ключевых составляющих государственной политики КНР в рамках «Западного развития» на основе ретроспективного и проблемно-хронологического методов исследования нами были использованы материалы китайских ученых, историков, экономистов, экологов и регионоведов Ван Синьюя, Ван Хаолиня, Ван Яхуа, Вэй Хоукая, Дэн Цзяня, Жэнь Баопина, И Цзюаня, Ли Сюциня, Ли Чжицуя, Линь Цзяньхуа, Лу Чжанвэя, Лю Ваня, Лю Чжуна, Лю Шэнлуна, Ляо Бинлина, Ню Вэньтао, Пэн Си, Сунь Хунъяня, Сюй Бо, Сюй Лихуа, Сюй Сисюна, Ся Фэя, У Хайина, У Цифана, Фэн Вэйюя, Ху Соугана, Ци Чжунъина, Цао Чэна, Цуй Инфу, Цуй Синьшэна, Чжан Сяньдуо, Чжао Фэна, Чжоу Миньляна, Чжу Даньтао, Чэнь Дуншэна, Чэнь Чжунчана, Шао Шуая, Ян Дунсю, Яо Хуэйциня и их позиции для комплексного анализа всей полноты региональных преобразований на Западе Китая.
Стратегия развития Западного Китая, реализующаяся с 1999–2000 г. предполагала ускорение темпов «реформ и открытости», осуществление комплекса мероприятий по охране окружающей среды, развитию современной транспортной инфраструктуры, использованию в полной мере комплекса региональных преимуществ в научно-технической, промышленной и образовательной сферах в городе центрального подчинения Чунцин, провинциях Сычуань, Шэньси, Юньнань, Гуйчжоу, Ганьсу, Цинхай, Гуанси-Чжуанском автономном районе, Нинся-Хуэйском автономном районе, Тибетском автономном районе, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, городских округах Улан-Цаб, Хух-Хото, Баотоу, Ордос, аймаках Шилин-Гол, Алашань Автономного района Внутренняя Монголия. Большая часть районов Западного Китая представляет собой периферийные районы, имеющие общую границу с 13 странами, включая Монголию, Россию, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Афганистан, Бутан, Непал, Индию, Мьянму, Лаос и Вьетнам. Региональные преобразования в Западном Китае касаются огромной территории китайского пространства, т.к. по состоянию на конец 2019 г. площадь земель насчитывала 6781589 км2, что составляло 70,6% от общей площади страны, при этом население Западного региона КНР примерно включало 379,5587 млн человек, что составляло 27,2% от общей численности населения страны.
ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ КИТАЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗАИМНОЙ ОТКРЫТОСТИ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ, «东西双向开放»
В ходе реализации стратегии регионального несбалансированного развития, «区域非均衡发展战略», в период с 1978 по 1999 г. неравномерность в показателях региональной экономики Северо-Восточного, Восточного, Западного и Центрального регионов Китая увеличивалась с каждым годом. Еще в 1991 г. генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь во время посещения провинции Гуйчжоу отметил, что «возрождение Западного региона должно стать важной стратегией развития» [Liu, 2009, p. 94–105]. На протяжении 1990-х гг. на всех важных совещаниях по рассмотрению региональных проектов КНР китайское правительство отмечало, что «условия для ускорения темпов развития в западных районах уже есть… отныне это будет главной стратегической задачей партии и государства». 17 июня 1999 г. в ходе совещания по реформам и развитию, Цзян Цзэминь произнес речь о перспективах поддержки государственных предприятий в северо-западных провинциях, которая положила начало реализации стратегии развития Западного Китая [Zhou, 2000, p. 39–44; Wang Wei, 2003, p. 5–12].
Эффективность региональных преобразований в восточных прибрежных районах Китая в ходе осуществления политики «реформ и открытости» с 1978 г. оказала влияние на возникновение заинтересованности в распространении успешных результатов открытости и на другие периферийные районы КНР. Стремление к взаимной открытости между Западом и Востоком, «东西双向开放», в ходе пространственных преобразований заключалось в сбалансированности и скоординированности, ликвидации диспропорциональности развития всех регионов КНР [Yao, 2004, p. 133–134]. Западный регион выступает стратегическим поясом КНР, «西部是全国的战略地带», и его развитие связано с общегосударственным регулированием структуры производства, формированием новой региональной системы по углублению и расширению политики «реформ и открытости» на Западе Китая. Поэтому стратегия ускорения развития Западного региона КНР определяет будущие перспективы развития всей китайской территории, а также является своего рода «импульсом» структурных изменений фронтира соседних государств [Lin, Ren, 2009, p. 127–134].
Комплекс региональных преобразований народного хозяйства на территории Западного региона КНР, реализуемый начиная с 1999–2000 г., получает название «Западное развитие» (西部大开发), т. е. политика центрального правительства КНР по развитию Западного Китая, целью которой было «использовать оставшийся потенциал экономического развития восточных прибрежных районов для повышения уровня экономического и социального развития Западного региона и укрепления национальной обороны». В январе 2000 г. Государственный совет КНР учредил Руководящую группу по развитию Западного региона, которую возглавил Чжу Жунцзи, председатель Госсовета КНР в 1998–2003 гг., а Вэнь Цзябао, премьер Госсовета КНР с 2003 г. являлся заместителем руководителя данной группы [Wu, 2006]. В октябре 2000 г. на 5 Пленуме ЦК КПК 15-го созыва были приняты «Рекомендации ЦК КПК по разработке десятого пятилетнего плана национального экономического и социального развития КНР», согласно которым были выпущены долгосрочные казначейские обязательства в размере 1,4 млрд юаней на реализацию региональных проектов по развитию Запада Китая в целях экономического роста данного региона, национального единства и социальной стабильности, а также скоординированного регионального развития и достижения всеобщего благоденствия» [Wang, Wei, 2003, p. 5–12; Sun, Nian, 2011, p. 8–14].
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ «ЗАПАДНОГО РАЗВИТИЯ» КНР
«Западное развитие» КНР выступает важным стратегическим этапом по достижению главной цели китайского государства к столетию образования КНР 2049 г. достигнуть уровня ведущих мировых держав в шести сферах: экономике, общественном развитии, политике, культуре, человеческих ресурсах и экологии. Выполнение преобразований по «Западному развитию» приходится на 50 лет (2000 по 2050 г.). Анализ стратегического регионального планирования показывает, что данный отрезок времени разделен на 3 ключевых этапа по развитию западной территории:
Фундаментальный этап, «奠定基础阶段», 2001–2010 гг., включает в себя совершенствование всех элементов инфраструктуры Западного региона: жилищно-коммунального, строительного, транспортно-логистического комплексов, системы управления, обеспечения связью. Кроме того, предполагается улучшение состояния экологической среды, обновление социального комплекса через инвестиции в науку, технологии и образование, здравоохранение, а также создание новых точек индустриального роста для инвестиционной среды как в Западном регионе, так и в стране в целом.
Ускоренный этап, «加速发展阶段», 2011–2030 гг., основан на обновлении регионального планирования «Западного развития» для достижения экономического роста всего региона. С 2011 по 2030 г. на основе достижений в улучшении элементов инфраструктуры, региональных стратегических преобразованиях было запланировано эффективное совершенствование характерных отраслей индустриального комплекса Западного региона в рамках достижения целей устойчивого развития и построения экологической цивилизации.
Этап модернизации, «现代化阶段», 2031–2050 гг., предполагает сосредоточить внимание на ускорении развития отдаленных горных районов Запада Китая, отсталых зон сельского хозяйства и скотоводства, за счёт их дальнейшего усиления и интеграции во внутреннюю и в международную современную экономическую систему. В целом добиться повышения уровня производства и жизни людей на Западе КНР и ликвидировать неравномерное развитие Западного региона по сравнению с Восточным Китаем.
Начиная с 2000 г. основу политики «Западного развития» составили 10 крупных проектов: проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию железной дороги Нинси («宁西铁路»), железной дороги Юйхуай («渝怀铁路»), западной транспортной магистрали, аэропортов, железнодорожной магистрали в Чунцине, газопровода Сэбэй –Синин – Ланьчжоу; реализация проекта по производству калийных удобрений на 300000 тонн в Цинхае, проекта по восстановлению лесов и лугов на бывших пахотных угодьях Запада КНР, проекта по охране водных ресурсов в рамках строительства плотины «Цзипинпу» («紫坪铺») в провинции Сычуань; строительство, открытие университетов и совершенствование инфраструктуры уже существующих высших учебных заведений в Западном регионе Китая [Shao, Qi, 2008, p. 147–160]. В дальнейшем эти преобразования были дополнены другими проектами. Среди которых стоит отметить строительство такой важной транспортной артерии Запада Китая как Цинхай-Тибетской железной дороги, которая связала Тибетский автономный район и провинцию Цинхай [Lu, Xu, Wu, 2013, p. 361–371]. Еще одним важным проектом политики «Западного развития» стал проект переброски электроэнергии с Запада на Восток, в рамках которого была построена гидроэлектростанция «Хунцзяду» («洪家渡水») в провинции Гуйчжоу, гидроэлектростанция «Иньцзы» («引子渡水») и «Уцзянду» («乌江渡水»), а также реализован третий проект линии электропередачи переменного тока 500 кВт от Тяньшэнцяо до Гуандуна, проект линии электропередачи переменного тока 500 кВт от Баофэн до уезда Лопин в провинции Юньнань [Deng, Wang, 2015, p. 146–151]. Важную роль в передаче электроэнергии с Запада на Восток сыграло строительство линии электропередачи переменного тока от Чунцина до крупнейшей гидроэлектростанции Санься «Три ущелья» («三峡») и дальше до города Сюаньвэй в провинции Юньнань. В рамках «Западного развития» была предусмотрена реализация государственного проекта «Переброски газа с Запада на Восток», в котором ведущую роль сыграла Китайская национальная нефтегазовая корпорация и Китайская международная инженерно-консультационная компания. Данный проект являлся составляющим элементом стратегии устойчивого регионального развития в целях построения экологической цивилизации в КНР и предусматривал замену млн тонн угля на природный газ ежегодно в структуре энергопотребления [Liu, Niu, Liao, 2012; Yu, 2007]. Данный проект был дополнен проектом по транспортировке газа «Сычуань – Восток» («川气东送工程»), который предусматривал передачу газа по газопроводной сети на большие расстояния от газового месторождения Пугуан в городском округе Дачжоу провинции Сычуань и транспортировку через Чунцин, Хубэй, Цзянси, Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян и Шанхай. Стоит отметить, что «Западное развитие» охватывало различные отрасли народного хозяйства Западного Китая, так например, оно включало проект управления водными ресурсами «Ниэрцзи» («尼尔基») в Автономном районе Внутренняя Монголия, строительство важного участка дороги в западной части скоростной автомагистрали «五纵七横» («пять вертикальных и семь горизонтальных»), проекты по совершенствованию сельского хозяйства, развитию инфраструктуры центральных городов Западного Китая, внедрению высоких и новых технологий в сферу производства на территории западных провинций КНР [Xia, Cao, Zhao, 2014, p. 127–135]. Все перечисленные проекты легли в основу 10 пятилетнего плана социально-экономических преобразований в КНР (2001–2005 гг.).
В 2006 г. Госсовет КНР рассматривает и одобряет план «Западного развития» в рамках 11-й пятилетки (2006–2010 гг.), целью которого было достижение устойчивого и быстрого экономического развития в Западном регионе, постоянного и стабильного повышения уровня жизни людей, прогресса в совершенствовании инфраструктуры, координации между развитием ключевых отраслей промышленности и экологической средой [Feng, Xu, Yi, 2011, p. 40–46]. В феврале 2012 г. Госсовет утверждает план «Западного развития» в рамках реализации 12 пятилетки в КНР, в котором ключевыми направлениями регионального развития являлось использование сравнительных преимущества приграничных районов Запада Китая, формирование новых «полюсов роста» и сосредоточение сил на борьбе с бедностью [Zhang, Yang, Sun, 2016, p. 62–71]. В рамках совершенствования инфраструктуры в данном регионе предполагается уделять особое внимание развитию транспортно-логистической сети через строительство каналов; модернизации водного хозяйства при решении проблемы нехватки воды в Юго-Западном и Северо-Западном регионах Китая; принятию новых правил экологической компенсации; борьбе с опустыниванием почв и земель; возведению системы защиты лесов; контролю за загрязнением воды в речных бассейнах Западного региона; обеспечению безопасности питьевой воды; осуществлению политики энергосбережения (рис. 2.). 15 августа 2019 г. Государственный комитет по развитию и реформам КНР принимает новое направление комплексного планирования территории Западного региона Китая («西部陆海新通道总体规划»), основные положения которого находят отражение в утвержденных в мае 2020 г. «Руководящих принципах ЦК КПК и Госсовета КНР по переходу к новой модели развития Западного региона в современных условиях» [Chen, 2010; Guo, 2006].
Ускорение развития Западного региона является важным условием для сокращения диспропорциональности, уменьшения регионального разрыва, построения «социализма с китайской спецификой», достижения показателей устойчивого регионального экономического и экологического развития. «Западное развитие» отвечает требованиям поддержания социальной стабильности, национального единства и безопасности границ по всей стране. Модернизационные изменения в рамках пространственного развития Китая в течение XXI в. будут связаны с поддержанием темпов развития на Востоке КНР и сосредоточении в реализации стратегических проектов на Западе. Поэтому «Западное развитие» является долгосрочным направлением региональных преобразований [Liu, Li, Xu, 2013, p. 59–65]. Данный регион ориентирован на расширение индустриализации в рамках стремительного технологического прогресса. «Западное развитие» соответствует обновлениям в общегосударственной промышленной структуре и региональной экономике современного Китая. Государственная поддержка сыграла ключевую роль в формировании основных составляющих инфраструктуры Западного региона КНР на начальном этапе 2000–2010 гг. и ускоренном этапе 2011–2030 гг. [Cui, Cui, 2009, p. 128–132; Chen, Yang, 2008, p. 5–18]. Однако финансовые ресурсы центрального правительства в конечном итоге не безграничны [Peng, Chen, 2016, p. 136; Wei, 2009, p. 22–37]. Поэтому в ближайшие десятилетия совершенствования экономической системы Китая будет нацелено на внутреннюю открытость Западного региона, т.е. использование потенциала и региональных преимуществ в целях экономического роста, а также на внешнюю открытость через взаимодействие с приграничными странами, а также развитыми экономическими державами в рамках осуществления межрегиональных проектов, тем самым смещая центр тяжести экономического роста КНР больше всего на западные провинции, автономные районы и города.
***
За весь период реализации стратегий регионального развития КНР (1949–2020 гг.) был достигнут значительный прогресс в экономическом и социальном развитии различных регионов. Но на рубеже ХХ-ХХI вв. общий уровень развития Западного региона значительно отличался от уровня Восточного региона КНР. Неравномерное развитие усиливалось, обостряя социально-экономические проблемы, увеличивая разрыв в показателях между уровнем Восточного, Западного, Северо-Восточного и Центрального регионов Китая, между городскими и сельскими китайскими районами.
Реализация стратегии «Западного развития» начиная с 2000 г. являлась важным направлением скоординированных пространственных преобразований всей территории КНР в современный период истории и соответствовала интересам взаимной открытости Китая на восточном и западном направлениях, «东西双向开放». Поддержка строительства различных объектов в Западном регионе выступает важным элементом политики ЦК КПК в руководстве экономической работой и ключевой стратегической задачей в модернизации КНР. Чтобы реализовать широкомасштабное «Западное развитие» китайское руководство стремилось к использованию новых идей, новых методов и новых механизмов, которые ранее не применялись в модели развития восточных прибрежных районов КНР. За короткие сроки были приняты важные политические меры, чтобы ускорить темпы «реформ и открытости» в Западном регионе, решительно улучшить инвестиционную среду и привлечь большие объёмы внутреннего и иностранного капитала, технологий и опыта управления.
«Западное развитие» является важной инициативой для поддержания социальной стабильности и безопасности в приграничных районах Запада Китая и предотвращения сепаратистской деятельности. Для поддержания стабильности в данных районах необходимо постоянное ускорение экономического роста и социального прогресса, дальнейшей консолидации в целях регионального равенства, единства и взаимопомощи. Территория Западного региона значительна и богата природными ресурсами, поэтому содержит огромные инвестиционные возможности и высокий рыночный потенциал. Осуществление политики по развитию западных приграничных районов позволит повысить международную конкурентоспособность Китая.
Реализация «Западного развития» – долгосрочная и трудная историческая задача, а также масштабный планомерный проект региональных преобразований в Китае. Стремление к экономическому росту, социальному прогрессу, национальному единству, строительству и совершенствованию инфраструктуры, достижению показателей экологической цивилизации на Западе КНР, развитие таких ключевых областей, обеспечивающих прогресс Западного региона Китая как наука, технологии, здравоохранение и культура обеспечивают создание «Процветающего Нового Запада» («人民富裕的新西部») в ближайшие десятилетия ХХI в.