Ситуация на афгано-пакистанской границе в 1980-е гг.
Выпуск
2020 год
№ 5
DOI
10.31857/S086919080011285-0
Авторы
Страницы
172 - 184
Аннотация
В настоящей статье автор рассмотрит обращения Пакистана по вопросу нарушений государственной границы и обращения Афганистана по аналогичному вопросу, поступающие в 1980-е гг. на имя Генерального секретаря ООН через постоянных представителей Пакистана и Афганистана в ООН. В настоящее время невозможно узнать, соответствовали ли эти факты в этих обращениях реальности, поэтому автором они будут изучены как косвенный показатель состояния афгано-пакистанских отношений. Автор проанализировал несколько сотен этих обращений и составил статистику (по годам) по количеству обращений, характеру содержащихся в них жалоб и количеству жертв, сведя полученные им результаты в пять таблиц. Помимо этого, автор подсчитал общее число указанных в обращениях эпизодов нарушений границы (по годам) Также автором составлена статистика по ответам Афганистана на пакистанские жалобы и ответам Пакистана на афганские жалобы, выраженная в форме соответствующей таблицы. Проанализирована реакция на эти обращения со стороны отдельных государств и крупных международных организаций – ООН, Движения Неприсоединения, ОИК, ЕЭС, рассмотрены резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами». Согласно полученным данным, первая половина 1980-х гг. отмечена малым числом обращений и содержащихся в них эпизодов. Наибольшее количество и взаимных обращений по вопросу нарушений государственной границы, и содержащихся в них эпизодов, и указанных в обращениях жертв приходится на 1985–1987 гг., что, по мнению автора, может служить косвенным признаком того, что эти три года были периодом ухудшения афгано-пакистанских двухсторонних отношений. 1988 г. отмечен снижением как количества обращений, так и числа указанных в них эпизодов, что указывает на то, что успехи Женевского переговорного процесса и начало вывода советских войск из Афганистана способствовали смягчению афгано-пакистанских отношений.
Получено
03.11.2024
Статья
Известно, что Пакистан сыграл значительную роль в эскалации и развитии афганского вооруженного конфликта 1979–1989 гг. (с участием СССР) и был одним из самых активных внешних акторов этого конфликта. На протяжении всех 1980-х гг. Пакистан пользовался расположением США как «прифронтовое государство» и выполнял роль своего рода плацдарма по подготовке членов военных формирований афганских антиправительственных группировок – на территории Пакистана располагались штаб-квартиры афганских антиправительственных организаций, размещались лагеря для подготовки будущих боевиков, Пакистан принял основную массу афганских беженцев. Кроме того, ежегодно на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в ходе прений, посвященных ситуации в Афганистане и вокруг него, Пакистан представлял резолюцию «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» [А/39/PV.60, 1984, р. 1045; А/40/PV.71, 1985, р. 16], одним из основных авторов которой он был так же ежегодно.
Афгано-пакистанским отношениям в 1980-е гг. посвящены разные научные работы зарубежных и отечественных авторов: так, это работы В.Я. Белокреницкого разных лет – «История Пакистана. ХХ век» в соавторстве с В.Н. Москаленко [Белокреницкий, 2008], «Восток в мирополитических процессах» [Белокреницкий, 2010], его статьи [Белокреницкий, 2013]; диссертация Ю.Н. Паничкина «Пакистано-афганские отношения: эволюция, проблемы, решения. 1947–2014 гг.» [Паничкин, 2016], его монография «Пакистано-афганские отношения. Формирование и развитие (1947–2013)» [Паничкин, 2014] и статьи [Паничкин, 2009; Паничкин, 2011]; статья В.В. Воробьева о правлении М. Зия-уль-Хака [Воробьев, 2011]; труды иностранных исследователей – статья A.З. Хилали «The costs and benefits of the Afghan war for Pakistan» [Hilali, 2002], монография Х. Хакани «Pakistan. Between mosque and military» [Haqquani, 2005], и другие работы.
В настоящей статье автор хотел бы рассмотреть такой достаточно малоизученный аспект этих отношений, как пограничные споры Пакистана и Афганистана в 1980-е гг., связанные с проявлениями агрессии какой-либо из сторон и отраженные в документах ООН. Если афгано-советская граница надежно охранялась как минимум со стороны СССР (и то, не обходилось без провокаций и переброски на советскую сторону подрывных элементов); афгано-иранская граница была относительно спокойной (в сравнении с пакистанской); афгано-китайская граница коротка и проходит по малодоступному участку гор [Ежов, 1990, c. 12]; то граница Афганистана и Пакистана длинная, изрезана многочисленными тропами и дорогами, и к тому же эту границу, проведенную колониальной администрацией Британской Индии в 1893 г. и известную как «линия Дюранда», отказывались признавать легитимной все афганские правительства начиная с 1930-х гг. (хотя и соглашались с ее узаконенностью на международном уровне). Таким образом, на протяжении 1980-х гг. афгано-пакистанская граница оставалась одной из острейших «болевых точек» на территории Афганистана.
Ежегодно и даже ежемесячно Пакистан и Афганистан через своих Постоянных Представителей в ООН направляли на имя Генерального секретаря ООН взаимные жалобы на нарушения границы, как правило, совмещенные с нанесением материального ущерба и человеческими жертвами. Эти обращения распространялись в качестве документов Генеральной Ассамблеи ООН по пунктам «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», «Рассмотрение осуществления Декларации об укреплении международной безопасности», «Доклад Специального комитета по разработке международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников», «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами», «Мирное разрешение споров между государствами», и как документы Совета Безопасности ООН.
Таким образом, автор в своей статье преимущественно опирается на вышеуказанные документы ООН. Сделаем существенное замечание: автор не ставит цели узнать, были ли эти жалобы справедливы и реально ли имели место деяния, описываемые в афганских и пакистанских жалобах. Задача автора – проанализировать эти жалобы и на основании анализа составить статистику по частоте обращений, фактическому содержанию жалоб, видам и характеру описываемых нарушений. И далее автор сделает вывод, как влияли эти жалобы на афгано-пакистанские отношения в 1980-е гг. Что интересно, эти жалобы еще не подвергались исследовательскому анализу, и таким образом, новизна статьи заключается уже в том, что автор изучил и проанализировал эти документы, введя их в научный оборот. Кроме того, автор рассмотрит реакцию на эти жалобы как Пакистана и Афганистана, так и международного сообщества (в лице международных организаций и некоторых отдельных государств).
Автором было обработано несколько сотен документов Пакистана и Афганистана, направленных ими на имя Генерального секретаря ООН в 1980–1989 гг.1 В тексте статьи и в списке литературы, разумеется, нет возможности сделать ссылку на каждый использованный документ. Поэтому автор сделает ссылки на книги, из которых им была почерпнута информация об этих документах. Это ежегодные указатели по документам ООН «Index to proceeding of the General Assembly». Информацию об обращениях Пакистана и Афганистана в ООН по вопросу взаимных нарушений границы за 1980–1983 гг. следует искать в разделе «Afghanistan situation» [Index to…, 1981, pр. 19–20; Index to…, 1982, рр. 20–21; Index to…, 1983, рр. 3–5; Index to…, 1984, рр. 21–22], а начиная с 1984 г. – также в разделе «Neighbouring2 states» (позже «Good neighbourliness») [Index to…, 1985, рр. 32–34, 126–128; Index to…, 1986, рр. 45–46, 177–181; Index to…, 1987, рр. 45–47, 124–128; Index to…, 1988, рр. 43–46, 140–144; Index to…, 1989, рр. 31–34, 125–131; Index to…, 1990, рр. 44–45]3.
Начнем с подсчета общего количества жалоб. Первая такая жалоба поступила в адрес Генерального секретаря ООН от Постоянного Представителя Пакистана в ООН Н.А. Наика уже в ноябре 1980 г., а первые афганские обращения датированы 1983 годом. Отметим, что в первой половине 1980-х гг. фиксируется небольшое количество жалоб, но начиная с 1984 г. число обращений резко возрастает. Автором составлена таблица 1, которая наглядно показывает число обращений Пакистана и Афганистана в ООН по годам.
Таблица 14. Количество обращений Пакистана и Афганистана в Генеральную Ассамблею ООН (по вопросам нарушения государственной границы)
Теперь перейдем к рассмотрению жалоб Пакистана. Как было отмечено выше, с 1984 г. число поступивших на имя Генерального секретаря ООН жалоб по вопросу нарушения государственной границы резко возрастает – в том числе и со стороны Пакистана. Посмотрим, о чем именно идет речь. Самые распространенные нарушения, упоминаемые в пакистанских жалобах, таковы: обстрел с афганских военных самолетов (или вертолетов, но чаще фигурируют самолеты) населенного пункта; обстрел афганскими ВВС пограничного поста; обстрел афганскими ВВС палаточного городка беженцев; артиллерийские обстрелы Пакистана (населенных пунктов, пограничных постов и т.д.), осуществляемые с территории Афганистана; нарушение воздушного пространства Пакистана самолетами афганских ВВС (без обстрелов). Также отмечены нарушения пакистанской государственной границы афганскими военнослужащими, но таковых немного. Как видно по цифрам в таблице 2, среди видов нарушений преобладают артиллерийские обстрелы и обстрелы (бомбардировки) афганскими ВВС территории Пакистана, причем большая часть этих нарушений приходится на вторую половину 1980-х гг. В первой половине 1980-х гг. многие обращения указывают на нарушение афганскими ВВС воздушного пространства Пакистана (без осуществления бомбардировок территории), но во второй половине 1980-х гг. обращений такого рода практически не остается и даже более того – два подобных эпизода в 1988 г. закончились уничтожением афганских самолетов-нарушителей, как следует из документов А/43/783 от 4 ноября 1988 г. и А/43/849 от 22 ноября 1988 г. [A/43/783, 1988; А/43/849, 1988].
В жалобах также описывается нанесенный воздушными и артиллерийскими нападениями ущерб: разрушения жилых домов, зданий пограничных постов и мечетей; повреждения автотранспорта; гибель и ранения людей, гибель и ранения животных (сельскохозяйственных – овцы, верблюды, коровы). Нередко указывается пол погибших или раненых, их принадлежность к вооруженным силам Пакистана, также среди погибших и раненых имеются афганские беженцы.
Для наглядности полученных им сведений автор составил две таблицы. В таблице 2 – виды нарушений (обстрелы лагерей афганских беженцев, нарушения воздушного пространства Пакистана и т.п.) по годам, в таблице 3 – количество погибших и раненых, указанных в обращениях.
Таблица 2. Содержание обращений Пакистана в адрес Генерального секретаря ООН по вопросу нарушений государственной границы
Таблица 3. Указанное в обращениях Пакистана количество пострадавших
Пользуясь второй таблицей, мы можем определить число эпизодов (в одной жалобе может содержаться – и обычно содержится – несколько разных эпизодов, поэтому количество обращений не совпадает с количеством эпизодов и численно меньше их). Итак, Пакистан пожаловался на:
- 3 эпизода в 1980 г.;
- 11 эпизодов в 1981 г.;
- 44 эпизода в 1982 г.;
- 19 эпизодов в 1983 г.;
- 25 эпизодов в 1984 г.;
- 65 эпизодов в 1985 г.;
- 80 эпизодов в 1986 г.;
- 74 эпизода в 1987 г.;
- 41 эпизод в 1988 г.;
- 2 эпизода в 1989 г.
Как видим, количество эпизодов нестабильно и не обладает устойчивой тенденцией к ежегодному снижению или, напротив, ежегодному росту, но в целом вторая половина 1980-х гг. (начиная уже с 1985 г.) оказывается куда более «урожайной» на количество указанных Пакистаном в своих обращениях эпизодов нарушения государственной границы, чем первая половина десятилетия. Если же мы посмотрим и на количество самих обращений Пакистана, и на количество содержащихся в этих обращениях эпизодов нарушений границы, то мы увидим, что 1985–1987 гг. во всех этих случаях являются самыми пиковыми, а в 1988 г. падает и число обращений, и число эпизодов в них, и количество погибших или раненых5. Впрочем, падает только в сравнении с 1985–1987 гг., но не с первой половиной 1980-х гг.
Но заметим, что количество эпизодов в целом больше и в случае Афганистана, и в случае Пакистана, поскольку в обращениях этих государств имеются указания на иные эпизоды, по которым не было отдельных обращений в ООН. Например, в документе А/36/493 от 11 сентября 1981 г. Постоянный Представитель Пакистана при ООН Н.А. Наик указывает, что «за период с апреля 1978 года имели место 62 случая вторжения на территорию Пакистана и 371 нарушение его воздушного пространства со стороны Афганистана» [А/36/493, 1981, р. 1], а в документе А/40/62 от 31 декабря 1984 г. соответственно представитель ДРА М.Ф. Зариф приводит цитату из Заявления МИД ДРА от 27 декабря 1984 г. о том, что «агрессивные вооруженные силы Пакистана… только за последние два месяца 19 раз подвергли территорию Демократической Республики Афганистан обстрелу из тяжелых дальнобойных орудий» [А/40/62, 1984, р. 3]. Вероятно, что Пакистан и Афганистан обращались в ООН только по самым значимым нарушениям государственной границы со стороны соседа (если таковые действительно имели место, о чем у нас нет объективно достоверной информации). Также отметим, что цифры с количеством пострадавших людей являются минимальными и для Пакистана и для Афганистана, так как в ряде жалоб и обращений указано «жертвами… стали несколько жителей деревни», «погибли гражданские лица и военнослужащие» и т.п.
Если вернуться к таблице 3, то мы видим, что необычно большим количеством погибших и раненых обращает на себя внимание пакистанская статистика за 1987 г. И здесь стоит обратиться к конкретному документу. В документе ООН № А/42/162 от 1987 г. Постоянный Представитель Пакистана при ООН указывает, обращаясь к Генеральному секретарю, что 26 и 27 февраля 1987 г. 22 самолета афганских ВВС атаковали несколько пакистанских деревень, в результате чего 90 человек погибли и около 230 получили ранения. Также в документе содержатся выдержки из обращения премьер-министра Пакистана М.Х. Джунеджо «относительно воздушных налетов афганской авиации» [А/42/162, 1987]. Премьер-министр в том числе отметил, что «как только начинаются женевские переговоры, кабульская сторона чаще нарушает воздушное пространство и сухопутные границы Пакистана» [А/42/162, 1987, р. 3].
Далее обратимся к жалобам Афганистана. Автор также составил две таблицы (таблица 4 и таблица 5) по аналогии с таблицами по пакистанским обращениям – в четвертой содержится статистика по характеру нарушений Пакистаном афганской государственной границы по годам; в пятой – количество погибших и раненых, подсчитанное так же по годам.
Если рассмотреть описываемые Афганистаном нарушения его государственной границы со стороны Пакистана, но мы увидим, что характер афганских эпизодов более однообразен, чем у Пакистана: преобладают жалобы на артиллерийские обстрелы афганской территории со стороны Пакистана либо на нарушения афганского воздушного пространства пакистанскими ВВС (без осуществления обстрелов с воздуха, то есть речь идет о разведывательных полетах); и при этом совершенно нет некоторых видов нарушений, часто встречающихся в пакистанских обращениях – например, нет сообщений об обстрелах силами ВВС пограничных постов. Но что интересно, в афганских обращениях – в отличие от пакистанских – содержатся необычные эпизоды. Например, в документе А/39/60 от 29 декабря 1983 г. Постоянный Представитель ДРА пишет, что группа пакистанских военнослужащих совершила нападение на афганский таможенный пункт в Торкаме и похитила, уведя в Пакистан, 37 служащих таможни6 [А/39/60, 1983]. Документ А/42/205 от 1 апреля 1987 г. сообщает о преследовании самолета гражданской авиации, пролетавшего над провинцией Пактия, двумя пакистанскими истребителями «Ф-16», вследствие чего самолет был вынужден изменить маршрут [А/42/205, 1987], а А/41/90 от 14 января 1986 г. информирует Генерального секретаря ООН о предпринятой вооруженными силами Пакистана блокаде в зоне свободных племен [А/41/90, 1986].
Таблица 4. Содержание обращений Афганистана в адрес Генерального секретаря ООН по вопросу нарушений государственной границы
Таблица 5. Указанное в обращениях Афганистана количество пострадавших.
Посчитаем количество эпизодов в обращениях Афганистана. В 1980, 1981 и 1982 гг. обращений и соответственно, эпизодов со стороны Афганистана нет. По следующим годам статистика такова:
- 2 эпизода в 1983 г.;
- 18 эпизодов в 1984 г.;
- 62 эпизода в 1985 г.;
- 29 эпизодов в 1986 г.;
- 28 эпизодов в 1987 г.;
- 9 эпизодов в 1988 г.
В случае с обращениями Афганистана мы можем говорить о тех же закономерностях, которые мы смогли увидеть в обращениях Пакистана: в первой половине 1980-х гг. количество обращений на имя Генерального секретаря ООН по вопросу нарушений государственной границы минимально, но во второй половине десятилетия происходит рост и числа самих обращений, и количества эпизодов нарушений границы, и количества указанных в обращениях погибших или раненых военных и гражданских лиц. Причем как для Афганистана, как и для Пакистана, пик количества обращений и количества эпизодов приходится на 1985–1987 гг., падая в 1988 г.
Как же реагировал Афганистан на жалобы Пакистана в ООН и, наоборот, Пакистан на афганские обращения? И то, и другое государство регулярно направляли опровержения (также на имя Генерального секретаря ООН) в ответ на эти жалобы. То есть, что интересно, на жалобу отвечали не напрямую, а так же через международную организацию. Нередко – как у Афганистана, так и у Пакистана – жалоба на действия страны-соседа и опровержение ранее выдвинутых жалоб содержались в одном и том же документе. Отметим, что тональность опровержений год от года не менялась и звучала обычно так: «правительство Пакистана отвергает как необоснованные утверждения властей Кабула» или «правительство Демократической Республики Афганистан, проведя тщательное расследование, считает, что это необоснованное заявление не соответствует действительности и категорически отвергает его». Автор составил таблицу 6, которая показывает количество документов-опровержений жалоб, представленных Афганистаном и Пакистаном.
Таблица 6. Опровержения жалоб на нарушения государственной границы, представленные Пакистаном и Афганистаном
Следует рассмотреть также реакцию на эти жалобы со стороны мирового сообщества. Отдельные государства практически не проявляли какой-либо официальной реакции на афганские и пакистанские обращения по вопросу нарушения государственной границы, и крупные внешние акторы афганского вооруженного конфликта – СССР, США, Саудовская Аравия, Иран и т.д. – не были исключением. Автору удалось, если говорить о реакции отдельных стран, обнаружить только документ Японии А/42/212 от 6 апреля 1987 г., в котором приведено заявление МИД Японии в связи с бомбардировкой территории Пакистана. В документе указано, что «Япония решительно осуждает бомбардировки пакистанской территории афганским режимом и призывает немедленно прекратить подобные действия» [А/42/212, 1987].
Помимо собственно ООН, в урегулировании «афганского вопроса» активную роль играли крупные международные организации – ОИК8, ЕЭС9 и Движение Неприсоединения. Движение Неприсоединения в своих ежегодных заключительных документах всегда упоминало ситуацию в Афганистане и взывало к необходимости ее политического урегулирования, но при этом ни разу не касалось вопроса афганских или пакистанских пограничных нарушений. Впрочем, в данном случае стоит отметить, что сам Афганистан был активным членом Движения, а государства-председатели Движения, занимавшие этот пост в 1980-е гг., имели с Афганистаном дружественные или хотя бы нейтральные отношения10.
Государства-члены ЕЭС в своих ежегодных документах, принимаемых специально по «афганскому вопросу», также не касались афганских и пакистанских обращений о нарушениях государственной границы, за исключением одного раза – в марте 1987 г. в документе A/42/18011 12 государств-членов ЕЭС указывают, что они «осуждают бомбардировки, совершенные 26 и 27 февраля с афганской территории и преднамеренно направленные против гражданских объектов на территории Пакистана, – бомбардировки, в результате которых погибло много невинных людей из числа пакистанского населения и афганских беженцев, и так уже сильно пострадавших в ходе конфликта. Они рассматривают эти действия как несовместимые с духом переговоров» [А/42/180, 1987, с. 2].
Наиболее активно поднятый в заголовке статьи вопрос обсуждался в рамках ОИК – начиная с 1985 г. афганские нарушения пакистанской государственной границы и бомбардировки территории Пакистана упоминаются в каждом документе по итогам совещания министров иностранных дел стран-членов ОИК и в каждой ежегодной резолюции ОИК «Положение в Афганистане»12. Но здесь стоит отметить, что с самого начала 1980 г. ОИК заняла враждебную позицию в отношении ДРА, было приостановлено членство Афганистана в этой организации, а на заседания ОИК в качестве представителей афганского народа приглашались члены антиправительственных группировок. Поэтому эта организация обращала внимание только на пакистанские обращения о нарушениях со стороны Афганистана, но при этом игнорировала таковые, направленные в ООН афганской стороной.
Что же касается позиции ООН, то она наиболее полно выражена в Докладе Генерального секретаря ООН по вопросу о ситуации в Афганистане и урегулировании афганского вооруженного конфликта, документ А/43/720 от 14 октября 1988 г.: «Эти жалобы были расследованы и результаты переданы обеим сторонам… Миссия добрых услуг указала обеим сторонам на то, что некоторые из этих обвинений в нарушениях не сопровождались достаточной информацией, которая фактически бы позволила провести эффективное расследование» [А/43/720, 1988, р. 6]. Автор полностью разделяет эту позицию ООН, поскольку действительно не представляется возможным уверенно говорить о том, имели ли место в реальности все те нарушения границы, о которых пакистанские и афганские дипломатические представители пишут в своих обращениях.
В 1980-е гг. взаимные претензии имелись не только у Пакистана в отношении Афганистана (и наоборот) – таковые также имели друг к другу Кампучия и Таиланд, Китай и Вьетнам и др. Начиная с 1984 г. на основании взаимных жалоб ряда стран-соседей, поступающих на имя Генерального секретаря ООН, принимаются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами». По 1986 г. включительно данные резолюции принимались без голосования, с 1987 г. – с голосованием, причем в 1987 г. голосовавших «против» еще не было, а в 1988 г. «против» проголосовали 8 государств из 159 [A/RES/43/171, 1988].
Какие же выводы представляется возможным сделать на основании изученных документов? Первая половина 1980-х гг. отмечена довольно низким количеством как афганских, так и пакистанских обращений. Три года (с 1985 г. по 1987 г. включительно) стали пиковыми и по количеству обращений, и по числу содержащихся в них эпизодов, и по количеству указанных в обращениях погибших и раненых. При этом Генеральным секретарем ЦК КПСС в начале 1985 г. стал М.С. Горбачев, провозгласивший курс на политическое урегулирование афганского вооруженного конфликта и вывод советских войск, и в целом совершивший существенный поворот во внешней политике СССР, а 1985–1987 гг. были довольно плодотворными в плане продвижения к заключению афгано-пакистанского дипломатического соглашения об урегулировании конфликта. Но тем не менее, как мы можем видеть по резкому росту взаимных афганских и пакистанских жалоб в ООН на нарушение границы, афгано-пакистанские отношения, невзирая на активно продвигавшийся в те же годы процесс урегулирования конфликта, стали особенно напряженными даже в сравнении с первой половиной 1980-х гг., когда урегулирование еще было достаточно отдаленным вопросом (по мнению автора, рост жалоб и содержащихся в них эпизодов является как минимум косвенным показателем ухудшения афгано-пакистанских двухсторонних отношений). И здесь стоит отметить, что первоначально М.С. Горбачев предпринял попытку решить «афганскую проблему» силовым путем, что, вероятно, было одной из причин роста напряженности и в афгано-пакистанских отношениях.
Впрочем, 1988 год, в который как раз и были подписаны Женевские соглашения и начался вывод советских войск, демонстрирует снижение количества обращений (как афганских, так и пакистанских), снижение числа эпизодов и даже уменьшение указанного в обращениях количества человеческих жертв, а следовательно, можно говорить о том, что афгано-пакистанские отношения «на волне» успешно заключенных Женевских соглашений в 1988 г. несколько улучшились. В целом мы не можем говорить, в какой степени афганские и пакистанские обращения в ООН по вопросу нарушения государственной границы соответствовали реальности. Но в том числе и по количеству этих обращений мы можем косвенно наблюдать подъемы и падения в афгано-пакистанских двухсторонних отношениях.
Действия Афганистана, упоминаемые в жалобах Пакистана, подвергались осуждению прежде всего со стороны ОИК, но это обусловлено тем, что сообщество мусульманских государств не питало симпатий в отношении афганского политического режима. Отдельные государства и крупные международные организации (ЕЭС, Движение Неприсоединения) предпочитали занять нейтральную позицию. Что же касается мирового сообщества в лице ООН, то эта организация предпринимала попытки «помирить» враждующие стороны, с целью чего с 1984 г. начинается принятие ежегодных резолюций «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами». В целом эти регулярные двухсторонние жалобы – одна из важных черт, характеризующих афгано-пакистанские отношения в 1980-е гг., хотя успех Женевских переговоров по урегулированию ситуации в Афганистане в некоторой степени (впрочем, небольшой) способствовал смягчению напряженности в отношениях этих двух государств.
Афгано-пакистанским отношениям в 1980-е гг. посвящены разные научные работы зарубежных и отечественных авторов: так, это работы В.Я. Белокреницкого разных лет – «История Пакистана. ХХ век» в соавторстве с В.Н. Москаленко [Белокреницкий, 2008], «Восток в мирополитических процессах» [Белокреницкий, 2010], его статьи [Белокреницкий, 2013]; диссертация Ю.Н. Паничкина «Пакистано-афганские отношения: эволюция, проблемы, решения. 1947–2014 гг.» [Паничкин, 2016], его монография «Пакистано-афганские отношения. Формирование и развитие (1947–2013)» [Паничкин, 2014] и статьи [Паничкин, 2009; Паничкин, 2011]; статья В.В. Воробьева о правлении М. Зия-уль-Хака [Воробьев, 2011]; труды иностранных исследователей – статья A.З. Хилали «The costs and benefits of the Afghan war for Pakistan» [Hilali, 2002], монография Х. Хакани «Pakistan. Between mosque and military» [Haqquani, 2005], и другие работы.
В настоящей статье автор хотел бы рассмотреть такой достаточно малоизученный аспект этих отношений, как пограничные споры Пакистана и Афганистана в 1980-е гг., связанные с проявлениями агрессии какой-либо из сторон и отраженные в документах ООН. Если афгано-советская граница надежно охранялась как минимум со стороны СССР (и то, не обходилось без провокаций и переброски на советскую сторону подрывных элементов); афгано-иранская граница была относительно спокойной (в сравнении с пакистанской); афгано-китайская граница коротка и проходит по малодоступному участку гор [Ежов, 1990, c. 12]; то граница Афганистана и Пакистана длинная, изрезана многочисленными тропами и дорогами, и к тому же эту границу, проведенную колониальной администрацией Британской Индии в 1893 г. и известную как «линия Дюранда», отказывались признавать легитимной все афганские правительства начиная с 1930-х гг. (хотя и соглашались с ее узаконенностью на международном уровне). Таким образом, на протяжении 1980-х гг. афгано-пакистанская граница оставалась одной из острейших «болевых точек» на территории Афганистана.
Ежегодно и даже ежемесячно Пакистан и Афганистан через своих Постоянных Представителей в ООН направляли на имя Генерального секретаря ООН взаимные жалобы на нарушения границы, как правило, совмещенные с нанесением материального ущерба и человеческими жертвами. Эти обращения распространялись в качестве документов Генеральной Ассамблеи ООН по пунктам «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», «Рассмотрение осуществления Декларации об укреплении международной безопасности», «Доклад Специального комитета по разработке международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников», «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами», «Мирное разрешение споров между государствами», и как документы Совета Безопасности ООН.
Таким образом, автор в своей статье преимущественно опирается на вышеуказанные документы ООН. Сделаем существенное замечание: автор не ставит цели узнать, были ли эти жалобы справедливы и реально ли имели место деяния, описываемые в афганских и пакистанских жалобах. Задача автора – проанализировать эти жалобы и на основании анализа составить статистику по частоте обращений, фактическому содержанию жалоб, видам и характеру описываемых нарушений. И далее автор сделает вывод, как влияли эти жалобы на афгано-пакистанские отношения в 1980-е гг. Что интересно, эти жалобы еще не подвергались исследовательскому анализу, и таким образом, новизна статьи заключается уже в том, что автор изучил и проанализировал эти документы, введя их в научный оборот. Кроме того, автор рассмотрит реакцию на эти жалобы как Пакистана и Афганистана, так и международного сообщества (в лице международных организаций и некоторых отдельных государств).
Автором было обработано несколько сотен документов Пакистана и Афганистана, направленных ими на имя Генерального секретаря ООН в 1980–1989 гг.1 В тексте статьи и в списке литературы, разумеется, нет возможности сделать ссылку на каждый использованный документ. Поэтому автор сделает ссылки на книги, из которых им была почерпнута информация об этих документах. Это ежегодные указатели по документам ООН «Index to proceeding of the General Assembly». Информацию об обращениях Пакистана и Афганистана в ООН по вопросу взаимных нарушений границы за 1980–1983 гг. следует искать в разделе «Afghanistan situation» [Index to…, 1981, pр. 19–20; Index to…, 1982, рр. 20–21; Index to…, 1983, рр. 3–5; Index to…, 1984, рр. 21–22], а начиная с 1984 г. – также в разделе «Neighbouring2 states» (позже «Good neighbourliness») [Index to…, 1985, рр. 32–34, 126–128; Index to…, 1986, рр. 45–46, 177–181; Index to…, 1987, рр. 45–47, 124–128; Index to…, 1988, рр. 43–46, 140–144; Index to…, 1989, рр. 31–34, 125–131; Index to…, 1990, рр. 44–45]3.
АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ПАКИСТАНА И ДРА ПО ВОПРОСУ НАРУШЕНИЙ ГРАНИЦЫ
Начнем с подсчета общего количества жалоб. Первая такая жалоба поступила в адрес Генерального секретаря ООН от Постоянного Представителя Пакистана в ООН Н.А. Наика уже в ноябре 1980 г., а первые афганские обращения датированы 1983 годом. Отметим, что в первой половине 1980-х гг. фиксируется небольшое количество жалоб, но начиная с 1984 г. число обращений резко возрастает. Автором составлена таблица 1, которая наглядно показывает число обращений Пакистана и Афганистана в ООН по годам.
Годы | ||||||||||
1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | |
Жалобы Пакистана | 1 | 5 | 4 | 6 | 18 | 33 | 32 | 35 | 28 | 2 |
Жалобы Афганистана | - | - | - | 2 | 11 | 25 | 19 | 15 | 8 | - |
4. Все шесть таблиц составлены на основе документов ООН.
Теперь перейдем к рассмотрению жалоб Пакистана. Как было отмечено выше, с 1984 г. число поступивших на имя Генерального секретаря ООН жалоб по вопросу нарушения государственной границы резко возрастает – в том числе и со стороны Пакистана. Посмотрим, о чем именно идет речь. Самые распространенные нарушения, упоминаемые в пакистанских жалобах, таковы: обстрел с афганских военных самолетов (или вертолетов, но чаще фигурируют самолеты) населенного пункта; обстрел афганскими ВВС пограничного поста; обстрел афганскими ВВС палаточного городка беженцев; артиллерийские обстрелы Пакистана (населенных пунктов, пограничных постов и т.д.), осуществляемые с территории Афганистана; нарушение воздушного пространства Пакистана самолетами афганских ВВС (без обстрелов). Также отмечены нарушения пакистанской государственной границы афганскими военнослужащими, но таковых немного. Как видно по цифрам в таблице 2, среди видов нарушений преобладают артиллерийские обстрелы и обстрелы (бомбардировки) афганскими ВВС территории Пакистана, причем большая часть этих нарушений приходится на вторую половину 1980-х гг. В первой половине 1980-х гг. многие обращения указывают на нарушение афганскими ВВС воздушного пространства Пакистана (без осуществления бомбардировок территории), но во второй половине 1980-х гг. обращений такого рода практически не остается и даже более того – два подобных эпизода в 1988 г. закончились уничтожением афганских самолетов-нарушителей, как следует из документов А/43/783 от 4 ноября 1988 г. и А/43/849 от 22 ноября 1988 г. [A/43/783, 1988; А/43/849, 1988].
В жалобах также описывается нанесенный воздушными и артиллерийскими нападениями ущерб: разрушения жилых домов, зданий пограничных постов и мечетей; повреждения автотранспорта; гибель и ранения людей, гибель и ранения животных (сельскохозяйственных – овцы, верблюды, коровы). Нередко указывается пол погибших или раненых, их принадлежность к вооруженным силам Пакистана, также среди погибших и раненых имеются афганские беженцы.
Для наглядности полученных им сведений автор составил две таблицы. В таблице 2 – виды нарушений (обстрелы лагерей афганских беженцев, нарушения воздушного пространства Пакистана и т.п.) по годам, в таблице 3 – количество погибших и раненых, указанных в обращениях.
Характер нарушения, указанного в жалобе | Год | |||||||||
1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | |
Обстрел афганскими ВВС пограничного поста | 2 | 3 | 1 | 4 | 5 | 1 | 1 | |||
Нарушение афганскими ВВС воздушного пространства Пакистана (без обстрелов) | 1 | 31 | 10 | 6 | 10 | 1 | 1 | |||
Нарушение воздушного пространства Пакистана афганскими ВВС, завершившее уничтожением самолета-нарушителя | 2 | |||||||||
Обстрел афганскими ВВС лагеря беженцев | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | 3 | |
Обстрел афганскими ВВС пакистанских населенных пунктов или территории Пакистана | 4 | 3 | 12 | 32 | 12 | 22 | 11 | |||
Артиллерийские обстрелы территории Пакистана с афганской стороны | 4 | 4 | 5 | 14 | 45 | 47 | 23 | |||
Вторжение на территорию Пакистана афганских сухопутных ВС, обстрелы территории Пакистана афганскими сухопутными ВС | 1 | 8 | 1 | 3 | 13 | 1 | 1 | 1 |
Год | Количество погибших и раненых | ||
Погибшие / в том числе несовершеннолетние дети | Раненые / в том числе несовершеннолетние дети | Погибшие / раненые животные | |
1980 | 2 | 3 | |
1981 | 6 | 17 | |
1982 | 0 / 1 | 1 / 3 | 18 |
1983 | 3 | 14 / 5 | 0 / 2 |
1984 | 134 / 6 | 150 | 73 |
1985 | 53 / 3 | 89 | 25 |
1986 | 78 / 2 | 201 / 6 | |
1987 | 256 / 9 | 527 / 5 | |
1988 | 69 / 20 | 175 / 3 | 5 |
1989 | 1 |
Пользуясь второй таблицей, мы можем определить число эпизодов (в одной жалобе может содержаться – и обычно содержится – несколько разных эпизодов, поэтому количество обращений не совпадает с количеством эпизодов и численно меньше их). Итак, Пакистан пожаловался на:
- 3 эпизода в 1980 г.;
- 11 эпизодов в 1981 г.;
- 44 эпизода в 1982 г.;
- 19 эпизодов в 1983 г.;
- 25 эпизодов в 1984 г.;
- 65 эпизодов в 1985 г.;
- 80 эпизодов в 1986 г.;
- 74 эпизода в 1987 г.;
- 41 эпизод в 1988 г.;
- 2 эпизода в 1989 г.
Как видим, количество эпизодов нестабильно и не обладает устойчивой тенденцией к ежегодному снижению или, напротив, ежегодному росту, но в целом вторая половина 1980-х гг. (начиная уже с 1985 г.) оказывается куда более «урожайной» на количество указанных Пакистаном в своих обращениях эпизодов нарушения государственной границы, чем первая половина десятилетия. Если же мы посмотрим и на количество самих обращений Пакистана, и на количество содержащихся в этих обращениях эпизодов нарушений границы, то мы увидим, что 1985–1987 гг. во всех этих случаях являются самыми пиковыми, а в 1988 г. падает и число обращений, и число эпизодов в них, и количество погибших или раненых5. Впрочем, падает только в сравнении с 1985–1987 гг., но не с первой половиной 1980-х гг.
5. Цифры погибших или раненых, указанные в пакистанских обращениях о нарушении Афганистаном государственной границы, растут уже с 1984 г.
Но заметим, что количество эпизодов в целом больше и в случае Афганистана, и в случае Пакистана, поскольку в обращениях этих государств имеются указания на иные эпизоды, по которым не было отдельных обращений в ООН. Например, в документе А/36/493 от 11 сентября 1981 г. Постоянный Представитель Пакистана при ООН Н.А. Наик указывает, что «за период с апреля 1978 года имели место 62 случая вторжения на территорию Пакистана и 371 нарушение его воздушного пространства со стороны Афганистана» [А/36/493, 1981, р. 1], а в документе А/40/62 от 31 декабря 1984 г. соответственно представитель ДРА М.Ф. Зариф приводит цитату из Заявления МИД ДРА от 27 декабря 1984 г. о том, что «агрессивные вооруженные силы Пакистана… только за последние два месяца 19 раз подвергли территорию Демократической Республики Афганистан обстрелу из тяжелых дальнобойных орудий» [А/40/62, 1984, р. 3]. Вероятно, что Пакистан и Афганистан обращались в ООН только по самым значимым нарушениям государственной границы со стороны соседа (если таковые действительно имели место, о чем у нас нет объективно достоверной информации). Также отметим, что цифры с количеством пострадавших людей являются минимальными и для Пакистана и для Афганистана, так как в ряде жалоб и обращений указано «жертвами… стали несколько жителей деревни», «погибли гражданские лица и военнослужащие» и т.п.
Если вернуться к таблице 3, то мы видим, что необычно большим количеством погибших и раненых обращает на себя внимание пакистанская статистика за 1987 г. И здесь стоит обратиться к конкретному документу. В документе ООН № А/42/162 от 1987 г. Постоянный Представитель Пакистана при ООН указывает, обращаясь к Генеральному секретарю, что 26 и 27 февраля 1987 г. 22 самолета афганских ВВС атаковали несколько пакистанских деревень, в результате чего 90 человек погибли и около 230 получили ранения. Также в документе содержатся выдержки из обращения премьер-министра Пакистана М.Х. Джунеджо «относительно воздушных налетов афганской авиации» [А/42/162, 1987]. Премьер-министр в том числе отметил, что «как только начинаются женевские переговоры, кабульская сторона чаще нарушает воздушное пространство и сухопутные границы Пакистана» [А/42/162, 1987, р. 3].
Далее обратимся к жалобам Афганистана. Автор также составил две таблицы (таблица 4 и таблица 5) по аналогии с таблицами по пакистанским обращениям – в четвертой содержится статистика по характеру нарушений Пакистаном афганской государственной границы по годам; в пятой – количество погибших и раненых, подсчитанное так же по годам.
Если рассмотреть описываемые Афганистаном нарушения его государственной границы со стороны Пакистана, но мы увидим, что характер афганских эпизодов более однообразен, чем у Пакистана: преобладают жалобы на артиллерийские обстрелы афганской территории со стороны Пакистана либо на нарушения афганского воздушного пространства пакистанскими ВВС (без осуществления обстрелов с воздуха, то есть речь идет о разведывательных полетах); и при этом совершенно нет некоторых видов нарушений, часто встречающихся в пакистанских обращениях – например, нет сообщений об обстрелах силами ВВС пограничных постов. Но что интересно, в афганских обращениях – в отличие от пакистанских – содержатся необычные эпизоды. Например, в документе А/39/60 от 29 декабря 1983 г. Постоянный Представитель ДРА пишет, что группа пакистанских военнослужащих совершила нападение на афганский таможенный пункт в Торкаме и похитила, уведя в Пакистан, 37 служащих таможни6 [А/39/60, 1983]. Документ А/42/205 от 1 апреля 1987 г. сообщает о преследовании самолета гражданской авиации, пролетавшего над провинцией Пактия, двумя пакистанскими истребителями «Ф-16», вследствие чего самолет был вынужден изменить маршрут [А/42/205, 1987], а А/41/90 от 14 января 1986 г. информирует Генерального секретаря ООН о предпринятой вооруженными силами Пакистана блокаде в зоне свободных племен [А/41/90, 1986].
6. В таблице этот эпизод указан под названием «Похищение людей».
Характер нарушения, указанного в жалобе | Год | |||||||||
1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | |
Вторжение на территорию ДРА пакистанских сухопутных ВС либо обстрелы пакистанскими ВС | 1 | 1 | 11 | |||||||
Нарушение воздушного пространства ДРА (РА)7 пакистанскими ВВС (без обстрелов) | 1 | 1 | 3 | 13 | 12 | 4 | ||||
Обстрел пакистанскими ВВС населенных пунктов и территории ДРА | 3 | |||||||||
Артиллерийские обстрелы территории ДРА (РА) с пакистанской стороны | 15 | 47 | 12 | 15 | 3 | |||||
Похищение людей | 1 | |||||||||
Уничтожение вертолета | 1 | |||||||||
Военная блокада зоны племен | 1 | |||||||||
Нападение ВВС Пакистана на гражданский самолет | 1 | |||||||||
Нападение ВВС Пакистана на военный самолет | 2 |
7. 30 ноября 1987 г. ДРА была переименована в РА – Республику Афганистан.
Год | Количество погибших и раненых | |
Погибшие / в том числе несовершеннолетние дети | Раненые / в том числе несовершеннолетние дети | |
1980 | ||
1981 | ||
1982 | ||
1983 | ||
1984 | 0 / 1 | 7 / 1 |
1985 | 97 | 110 / 6 |
1986 | 35 / 60 | 127 |
1987 | 5 | 15 |
1988 | 1 | 10 |
1989 |
Посчитаем количество эпизодов в обращениях Афганистана. В 1980, 1981 и 1982 гг. обращений и соответственно, эпизодов со стороны Афганистана нет. По следующим годам статистика такова:
- 2 эпизода в 1983 г.;
- 18 эпизодов в 1984 г.;
- 62 эпизода в 1985 г.;
- 29 эпизодов в 1986 г.;
- 28 эпизодов в 1987 г.;
- 9 эпизодов в 1988 г.
В случае с обращениями Афганистана мы можем говорить о тех же закономерностях, которые мы смогли увидеть в обращениях Пакистана: в первой половине 1980-х гг. количество обращений на имя Генерального секретаря ООН по вопросу нарушений государственной границы минимально, но во второй половине десятилетия происходит рост и числа самих обращений, и количества эпизодов нарушений границы, и количества указанных в обращениях погибших или раненых военных и гражданских лиц. Причем как для Афганистана, как и для Пакистана, пик количества обращений и количества эпизодов приходится на 1985–1987 гг., падая в 1988 г.
РЕАКЦИЯ НА ОБРАЩЕНИЯ (ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И МИРОВОГО СООБЩЕСТВА)
Как же реагировал Афганистан на жалобы Пакистана в ООН и, наоборот, Пакистан на афганские обращения? И то, и другое государство регулярно направляли опровержения (также на имя Генерального секретаря ООН) в ответ на эти жалобы. То есть, что интересно, на жалобу отвечали не напрямую, а так же через международную организацию. Нередко – как у Афганистана, так и у Пакистана – жалоба на действия страны-соседа и опровержение ранее выдвинутых жалоб содержались в одном и том же документе. Отметим, что тональность опровержений год от года не менялась и звучала обычно так: «правительство Пакистана отвергает как необоснованные утверждения властей Кабула» или «правительство Демократической Республики Афганистан, проведя тщательное расследование, считает, что это необоснованное заявление не соответствует действительности и категорически отвергает его». Автор составил таблицу 6, которая показывает количество документов-опровержений жалоб, представленных Афганистаном и Пакистаном.
Годы | ||||||||||
1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | |
Опровержения Пакистана | - | - | - | - | 10 | 22 | 16 | 8 | 10 | - |
Опровержения Афганистана | - | 1 | - | 2 | 8 | 39 | 33 | 16 | - | - |
Следует рассмотреть также реакцию на эти жалобы со стороны мирового сообщества. Отдельные государства практически не проявляли какой-либо официальной реакции на афганские и пакистанские обращения по вопросу нарушения государственной границы, и крупные внешние акторы афганского вооруженного конфликта – СССР, США, Саудовская Аравия, Иран и т.д. – не были исключением. Автору удалось, если говорить о реакции отдельных стран, обнаружить только документ Японии А/42/212 от 6 апреля 1987 г., в котором приведено заявление МИД Японии в связи с бомбардировкой территории Пакистана. В документе указано, что «Япония решительно осуждает бомбардировки пакистанской территории афганским режимом и призывает немедленно прекратить подобные действия» [А/42/212, 1987].
Помимо собственно ООН, в урегулировании «афганского вопроса» активную роль играли крупные международные организации – ОИК8, ЕЭС9 и Движение Неприсоединения. Движение Неприсоединения в своих ежегодных заключительных документах всегда упоминало ситуацию в Афганистане и взывало к необходимости ее политического урегулирования, но при этом ни разу не касалось вопроса афганских или пакистанских пограничных нарушений. Впрочем, в данном случае стоит отметить, что сам Афганистан был активным членом Движения, а государства-председатели Движения, занимавшие этот пост в 1980-е гг., имели с Афганистаном дружественные или хотя бы нейтральные отношения10.
8. Организация Исламская Конференция, ныне ОИС.
9. Европейское экономическое сообщество.
10. В 1980-е председателями Движения Неприсоединения были: Куба в 1979–1982 гг., Индия в 1983–1985 гг., Зимбабве в 1986–1988 гг.
9. Европейское экономическое сообщество.
10. В 1980-е председателями Движения Неприсоединения были: Куба в 1979–1982 гг., Индия в 1983–1985 гг., Зимбабве в 1986–1988 гг.
Государства-члены ЕЭС в своих ежегодных документах, принимаемых специально по «афганскому вопросу», также не касались афганских и пакистанских обращений о нарушениях государственной границы, за исключением одного раза – в марте 1987 г. в документе A/42/18011 12 государств-членов ЕЭС указывают, что они «осуждают бомбардировки, совершенные 26 и 27 февраля с афганской территории и преднамеренно направленные против гражданских объектов на территории Пакистана, – бомбардировки, в результате которых погибло много невинных людей из числа пакистанского населения и афганских беженцев, и так уже сильно пострадавших в ходе конфликта. Они рассматривают эти действия как несовместимые с духом переговоров» [А/42/180, 1987, с. 2].
11. Документ имеется в базе сайте ООН только на русском, китайском и арабском языках, хотя языки оригинала – французский и английский.
Наиболее активно поднятый в заголовке статьи вопрос обсуждался в рамках ОИК – начиная с 1985 г. афганские нарушения пакистанской государственной границы и бомбардировки территории Пакистана упоминаются в каждом документе по итогам совещания министров иностранных дел стран-членов ОИК и в каждой ежегодной резолюции ОИК «Положение в Афганистане»12. Но здесь стоит отметить, что с самого начала 1980 г. ОИК заняла враждебную позицию в отношении ДРА, было приостановлено членство Афганистана в этой организации, а на заседания ОИК в качестве представителей афганского народа приглашались члены антиправительственных группировок. Поэтому эта организация обращала внимание только на пакистанские обращения о нарушениях со стороны Афганистана, но при этом игнорировала таковые, направленные в ООН афганской стороной.
12. Например, см. А/40/758 [А/40/758, 1985, р. 4], А/42/178 [А/42/178, 1987, р. 44], А/43/393 [А/43/393, 1988, р. 73] и прочие документы ОИК на сайте ООН.
Что же касается позиции ООН, то она наиболее полно выражена в Докладе Генерального секретаря ООН по вопросу о ситуации в Афганистане и урегулировании афганского вооруженного конфликта, документ А/43/720 от 14 октября 1988 г.: «Эти жалобы были расследованы и результаты переданы обеим сторонам… Миссия добрых услуг указала обеим сторонам на то, что некоторые из этих обвинений в нарушениях не сопровождались достаточной информацией, которая фактически бы позволила провести эффективное расследование» [А/43/720, 1988, р. 6]. Автор полностью разделяет эту позицию ООН, поскольку действительно не представляется возможным уверенно говорить о том, имели ли место в реальности все те нарушения границы, о которых пакистанские и афганские дипломатические представители пишут в своих обращениях.
В 1980-е гг. взаимные претензии имелись не только у Пакистана в отношении Афганистана (и наоборот) – таковые также имели друг к другу Кампучия и Таиланд, Китай и Вьетнам и др. Начиная с 1984 г. на основании взаимных жалоб ряда стран-соседей, поступающих на имя Генерального секретаря ООН, принимаются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами». По 1986 г. включительно данные резолюции принимались без голосования, с 1987 г. – с голосованием, причем в 1987 г. голосовавших «против» еще не было, а в 1988 г. «против» проголосовали 8 государств из 159 [A/RES/43/171, 1988].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие же выводы представляется возможным сделать на основании изученных документов? Первая половина 1980-х гг. отмечена довольно низким количеством как афганских, так и пакистанских обращений. Три года (с 1985 г. по 1987 г. включительно) стали пиковыми и по количеству обращений, и по числу содержащихся в них эпизодов, и по количеству указанных в обращениях погибших и раненых. При этом Генеральным секретарем ЦК КПСС в начале 1985 г. стал М.С. Горбачев, провозгласивший курс на политическое урегулирование афганского вооруженного конфликта и вывод советских войск, и в целом совершивший существенный поворот во внешней политике СССР, а 1985–1987 гг. были довольно плодотворными в плане продвижения к заключению афгано-пакистанского дипломатического соглашения об урегулировании конфликта. Но тем не менее, как мы можем видеть по резкому росту взаимных афганских и пакистанских жалоб в ООН на нарушение границы, афгано-пакистанские отношения, невзирая на активно продвигавшийся в те же годы процесс урегулирования конфликта, стали особенно напряженными даже в сравнении с первой половиной 1980-х гг., когда урегулирование еще было достаточно отдаленным вопросом (по мнению автора, рост жалоб и содержащихся в них эпизодов является как минимум косвенным показателем ухудшения афгано-пакистанских двухсторонних отношений). И здесь стоит отметить, что первоначально М.С. Горбачев предпринял попытку решить «афганскую проблему» силовым путем, что, вероятно, было одной из причин роста напряженности и в афгано-пакистанских отношениях.
Впрочем, 1988 год, в который как раз и были подписаны Женевские соглашения и начался вывод советских войск, демонстрирует снижение количества обращений (как афганских, так и пакистанских), снижение числа эпизодов и даже уменьшение указанного в обращениях количества человеческих жертв, а следовательно, можно говорить о том, что афгано-пакистанские отношения «на волне» успешно заключенных Женевских соглашений в 1988 г. несколько улучшились. В целом мы не можем говорить, в какой степени афганские и пакистанские обращения в ООН по вопросу нарушения государственной границы соответствовали реальности. Но в том числе и по количеству этих обращений мы можем косвенно наблюдать подъемы и падения в афгано-пакистанских двухсторонних отношениях.
Действия Афганистана, упоминаемые в жалобах Пакистана, подвергались осуждению прежде всего со стороны ОИК, но это обусловлено тем, что сообщество мусульманских государств не питало симпатий в отношении афганского политического режима. Отдельные государства и крупные международные организации (ЕЭС, Движение Неприсоединения) предпочитали занять нейтральную позицию. Что же касается мирового сообщества в лице ООН, то эта организация предпринимала попытки «помирить» враждующие стороны, с целью чего с 1984 г. начинается принятие ежегодных резолюций «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами». В целом эти регулярные двухсторонние жалобы – одна из важных черт, характеризующих афгано-пакистанские отношения в 1980-е гг., хотя успех Женевских переговоров по урегулированию ситуации в Афганистане в некоторой степени (впрочем, небольшой) способствовал смягчению напряженности в отношениях этих двух государств.
2. Так в книгах-указателях.
3. А далее любой документ можно искать на сайте ООН в системе поиска по его номеру (например A/39/96, A/42/221 и т.д.): >>>> . Поиск доступен на всех рабочих языках ООН.