Декарбонизация в Китае: проблемы осуществления энергоперехода и финансирования
Выпуск
2022 год
№ 1
DOI
10.31857/S086919080018335-5
Авторы
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
89 - 105
Аннотация
Во втором десятилетии 21 века Китай превратился в крупнейшего в мире производителя, потребителя и импортера ископаемого топлива. Импорт включает сырую нефть, природный газ и уголь. Другая сторона - лидерство страны по выбросам парниковых газов, в основном CO2. Проблема, которая уже решалась в пятилетних планах в 2006-2015 годах, получила особое внимание в тринадцатой пятилетке в рамках концепции «красивого Китая», которая содержит амбициозные цели по экологическому восстановлению Китая.
Центральная проблема среди этих целей - декарбонизация и постепенное сокращение использования угля как основы энергетической системы Китая. Существующие планы и модели рассматриваются авторами вместе с короткой историей энергетического сектора, быстрым прогрессом в создании надежного сегмента возобновляемых источников энергии, который также занимает лидирующие позиции в мире.
В соответствии с общей тенденцией международных энергетических реформ и полагаясь на крупные инвестиции в возобновляемые источники энергии, Китай планирует улучшить свою собственную энергетическую безопасность и смягчить все более серьезные экологические проблемы.
Для понимания сложности осуществления энергоперехода Китаем авторы анализируют нынешнее состояние энергетической отрасли КНР, приводятся возможные сценарии энергоперехода к низкоуглеродному развитию и достижения углеродной нейтральности в Китае. Особое внимание в статье уделяется развивающимся «зеленым» финансам в Китае. Представлены методы и инструменты государственной политики в этой области, в том числе торговля выбросами СО2, имеющая огромный потенциал роста.
Однако энергопереход в Китае не выглядит близкой перспективой из-за сложных внутренних проблем и международной обстановки, в которой сталкиваются интересы развитых и развивающихся стран. В самом Китае существует проблема финансовой эффективности возобновляемых источников энергии, на мировой арене Китай в настоящее время вряд ли может доверять западным партнерам в реформах энергетического сектора, имеющего стратегическое значение.
Центральная проблема среди этих целей - декарбонизация и постепенное сокращение использования угля как основы энергетической системы Китая. Существующие планы и модели рассматриваются авторами вместе с короткой историей энергетического сектора, быстрым прогрессом в создании надежного сегмента возобновляемых источников энергии, который также занимает лидирующие позиции в мире.
В соответствии с общей тенденцией международных энергетических реформ и полагаясь на крупные инвестиции в возобновляемые источники энергии, Китай планирует улучшить свою собственную энергетическую безопасность и смягчить все более серьезные экологические проблемы.
Для понимания сложности осуществления энергоперехода Китаем авторы анализируют нынешнее состояние энергетической отрасли КНР, приводятся возможные сценарии энергоперехода к низкоуглеродному развитию и достижения углеродной нейтральности в Китае. Особое внимание в статье уделяется развивающимся «зеленым» финансам в Китае. Представлены методы и инструменты государственной политики в этой области, в том числе торговля выбросами СО2, имеющая огромный потенциал роста.
Однако энергопереход в Китае не выглядит близкой перспективой из-за сложных внутренних проблем и международной обстановки, в которой сталкиваются интересы развитых и развивающихся стран. В самом Китае существует проблема финансовой эффективности возобновляемых источников энергии, на мировой арене Китай в настоящее время вряд ли может доверять западным партнерам в реформах энергетического сектора, имеющего стратегическое значение.
Получено
03.11.2024
Статья
ПРОГНОЗ ДОСТИЖЕНИЯ УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ В КИТАЕ
В соответствии с общей тенденцией международных энергетических реформ и полагаясь на крупные инвестиции в возобновляемые источники энергии, Китай планирует улучшить свою собственную энергетическую безопасность и смягчить все более серьезные экологические проблемы.
С точки зрения выбросов на душу населения Китай сопоставим с богатыми европейскими экономиками. Одновременно огромные масштабы Китая сделали его крупнейшим источником выбросов парниковых газов в мире: выбросы углекислого газа объемом 9.8 млрд тонн составляют 28% от общих мировых выбросов ежегодно [Чжунго Нэн…2021]. Наиболее значимый вклад в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов вносят Китай (13.1 млрд т СО2-экв., 24%), США (5.7 млрд т СО2- экв., 10%), Европейский союз (4.1 млрд т СО2-экв., 7%), Индия (3.4 млрд т СО2-экв., 7%), Российская Федерация (1.6 млрд т СО2-экв., 3%) и Япония (1.2 млрд т СО2-экв., 2%). Вклад каждого из остальных эмитентов не превышает 2% глобальной эмиссии, но суммарно на их долю приходится около 40% глобальной эмиссии.
По показателю кумулятивного прироста ежегодных выбросов парниковых газов относительно уровня 1990 г. лидируют Китай (+116 млрд т СО2-экв.), Индия (+25 млрд т), США (+16 млрд т) и Канада (+3 млрд т), снижения – Российская Федерация (-41 млрд т), Европейский союз (-19 млрд т), Германия (-6 млрд т) и Великобритания (-4 млрд т).
В отчете, опубликованном Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) в октябре 2018 г., сделан вывод о том, что для того, чтобы избежать экстремальных опасностей, мир должен контролировать глобальное потепление в пределах 1.5 ºC [Global Warming…2018]. Только когда мир достигнет чистых нулевых выбросов парниковых газов к середине этого столетия, можно будет достичь этой цели.
Китай, крупнейший в мире производитель выбросов, пообещал достичь углеродной нейтральности к 2060 г. на конференции ООН в 2020 г. Это можно назвать очень амбициозным: самая быстрорастущая экономика в мире предлагает достичь углеродной нейтральности за такой короткий период времени. Китай планирует значительно ослабить зависимость от угля в середине этого века, но в настоящее время 57% энергии Китая по-прежнему вырабатывается за счет угля [Чжунго Нэн…2021].
Согласно недавнему отчету, составленному Китайской международной неправительственной организацией «Глобальная организация по развитию и сотрудничеству в области энергоснабжения», энергетика, работающая на угле, является причиной около 40% выбросов углекислого газа в стране [Beijing vows…2021].
По этой причине поиск Китаем стратегического пути достижения чистых нулевых выбросов углерода к 2060 г. имеет большое значение. И технологическое лидерство во многих отраслях открывает огромные возможности для достижения поставленной цели. Планируется серьезно декарбонизировать сектор производства электроэнергии, добиться электрификации как можно большего числа секторов экономики, увеличить производство и использование водорода более чем в три раза и интенсифицировать развитие биоэнергетики и улавливания углерода.
Общее представление о том, каким образом Китай планирует осуществить энергопереход и достичь углеродной нейтральности, дает опубликованное в октябре 2020 г. исследование «Долгосрочные стратегии и траектории низкоуглеродного развития Китая» [Хэ Цзянькунь, 2020]. Исследование проводилось Институтом изменения климата и устойчивого развития Университета Цинхуа совместно с десятками научных организаций и подразделениями различных министерств и ведомств.
Для осуществления декарбонизации Институтом изменения климата и устойчивого развития (ICCSD) Университета Цинхуа предварительно разработаны четыре перспективных сценария (рис. 1).
Сценарий 1. Сохранение текущей политики в области низкоуглеродного развития: потребление первичной энергии стабилизируется к 2050 г. и составит около 6.2 млрд т у. т., а выбросы CO2 достигнут примерно 9 млрд т.
Сценарий 2. Ужесточение политики в области низкоуглеродного развития: общее потребление первичной энергии составит около 5.6 млрд т у. т. в 2050 г., а выбросы CO2 - около 6.2 млрд т;
Сценарий 3. Сценарий 2℃: сокращение выбросов в соответствии с целевыми показателями, соответствующими повышению средней глобальной температуры на 2°C к 2100 г., выбросы CO2 на душу населения не превышают 1.5 т. Потребление первичной энергии составит около 5.2 млрд т у. т. к 2050 г., выбросы CO2 в энергетической отрасли - около 2.9 млрд т с учетом промышленных выбросов, а также сельского и лесного хозяйства.
Сценарий 4. Сценарий 1.5°C: предложение Китая о достижении углеродной нейтральности к 2050 г. с целью ограничить потепление на 1.5°C к концу столетия; потребление первичной энергии составит около 5 млрд т у.т. в 2050 г., выбросы CO2 от потребления энергии составят около 1.4 млрд т; достижение нулевых чистых выбросов CO2 к 2050 г. и значительное сокращение эмиссии других парниковых газов.
В ходе проведения исследования основной фокус был направлен на сценарии 2 и 3. В то же время, учитывая реалии развития китайской экономики и планы осуществления социалистической модернизации к 2035 г. (предполагающие, в частности, достижение уровня ВВП на душу населения в размере 20 тыс. долл. США). исследователи в основном придерживались сценария, совмещающего сценарий 1 и сценарий 2. В период до 2035 г. фокус исследования был смещен на сценарии 2 и 3. После предполагаемого достижения основных целей социалистической модернизации к 2035 г. наиболее вероятной траекторией движения Китая к углеродной нейтральности станет подход, предполагающий рост глобальной температуры на 2℃ к концу столетия. В то же время, учитывая смещение мирового консенсуса к необходимости ограничения роста глобальной температуры на 1.5℃, значительное внимание в исследовании было уделено сценарию достижения углеродной нейтральности Китаем к 2050 г.
Любой из сценариев предполагает достижение пика выброса парниковых газов к 2030 г., при этом объемы первичного потребления энергии стабилизируются в период 2030–35 гг. Электрификация технологических процессов будет способствовать снижению потребления углеводородного сырья и увеличению доли ВИЭ в энергобалансе. В результате при стабилизации совокупного объема энергопотребления выработка электроэнергии увеличится в 1.75 раза по сравнению с 2019 г., достигнув 13.13 трлн кВтч (сценарий 2), совокупная установленная мощность электростанций в то же время возрастет в 2.83 раза до 5686 гВт.
Структура топливно-энергетического баланса Китая в результате энергоперехода кардинально изменится при относительно небольшом увеличении совокупного энергопотребления. Сценарий 2℃ основывается на увеличении совокупного первичного потребления энергии на 5.3% по сравнению с 2020 г. до 5.2 млрд т у.т. в 2050 г. При этом доля неископаемых видов топлива в топливно-энергетическом балансе составит 73.3%, угля – 9.0%, нефти – 7.7%, газа – 10.0%. В структуре конечного потребления энергии доля электричества благодаря электрификации (замене прямого потребления ископаемого топлива на электричество), составлявшая 21.3% в 2015 г., возрастет до 30% в 2030 г. и до 70% в 2050 г. Электрификация в промышленности, как ожидается, достигнет 58.2% (сценарий 2℃) к 2050 г.
В соответствии с приведенными в исследовании прогнозами, энергопереход при любых сценариях вызовет снижение себестоимости электроэнергии к 2050 г. Однако в начальный период энергоперехода в соответствии со сценариями 1.5℃ и 2℃ себестоимость электроэнергии достигнет пика в 2033 и 2028 гг., увеличившись в 1.41 и 1.40 раза соответственно по сравнению с 2018 г. После достижения пиковых значений, как ожидается, начнется плавное снижение себестоимости электроэнергии до уровней ниже существовавших до начала энергоперехода. Совокупные затраты на энергию в 2050 г. при различных сценариях составят от 10.7 до 13.5 трлн юаней по сравнению с 9.1 трлн юаней в 2020 г. Однако с учетом значительного роста экономики Китая к 2050 г. отношение затрат на энергию к ВВП существенно снизится.
Реализация сценария 2℃ обеспечит снижение чистого выброса парниковых газов Китаем до 3.94 млрд т эквивалента CO2 (в 3.35 раза по сравнению с 2020 г.). При этом снижение выбросов в энергетической отрасли составит 3.44 раза - до 2.92 млрд т CO2. Чистое поглощение (карбоновое фермерство и использование биотоплива с последующим улавливанием и захоронением углекислого газа), а также улавливание и захоронение CO2 на электростанциях достигнет к 2050 г. 1.21 млрд т CO2. Реализация сценария 1.5 ℃ предполагает снижение чистой эмиссии парниковых газов в 9.93 раза – до уровня 1.33 млрд т эквивалента CO2 в 2050 г.
Среди негативных последствий энергоперехода следует отметить приводимую в исследовании оценку снижения прогнозируемых темпов роста ВВП. По сравнению со сценарием продолжения текущей политики в области низкоуглеродного развития сценарий 2℃ приведет к уменьшению ВВП на 1.4% к 2050 г., сценарий 1.5℃ – на 4%. Следует также упомянуть прогнозируемое досрочное списание активов в угольной отрасли. В соответствии со сценарием 1.5 ℃ обесценивание стоимости активов в угольной энергетике начнется с 2030 г., достигнет пика на уровне около 100 млрд юаней ежегодно к концу 30-х гг. и продолжится до середины 40-х гг.
Очевидно, что эти исследования носят предварительный характер и в реальности движение Китая к углеродной нейтральности будет значительно отличаться от прогнозных сценариев. Тем не менее, подобные исследования позволяют сделать выводы о реалистичности энергоперехода и обозначают контуры будущей китайской экономики.
РЕАЛИИ ЭНЕРГЕТИКИ КИТАЯ
Китай является крупнейшим в мире производителем, потребителем и импортером энергии, оказывая мощное влияние на геополитическое и экономическое развитие мира, доступ к энергетическому рынку и изменения климата.
Несмотря на быстрое развитие ВИЭ-генерации, энергетика КНР по-прежнему базируется на углеводородном сырье, при этом основная доля в топливно-энергетическом балансе страны принадлежит углю (имеющему наибольший углеродный след из всех ископаемых видов топлива). Поэтому для понимания сложности осуществления энергоперехода Китаем необходимо проанализировать нынешнее состояние энергетической отрасли.
Энергетика является важной основой национального экономического и социального развития КНР. Начиная с периода реформ и открытости (с 1978 г.) для удовлетворения потребностей быстрого экономического и социального развития начала формироваться относительно комплексная энергетическая система. В настоящее время в КНР сформирована система производства энергии, основанная на угле, нефти, газе, электроэнергии, ядерной энергии и возобновляемых источниках (таб.1).
Согласно данным Национального энергетического управления (NEA), в 2020 г. совокупные мощности по производству энергии в Китае достигли 4.1 млрд т у.т., включая 195 млн т сырой нефти, 192.5 млрд м3 природного газа, а общая установленная мощность производства электроэнергии - 2.2 млрд кВт. Общая длина нефте- и газопроводов достигла 175 тыс. км. [Лю Яньян 2021].
Модернизация в КНР способствовала трансформации структуры энергопотребления. При общей тенденции снижения доли угля, доля нефти в энергобалансе увеличилась в 5.3 раза: с 3.7% в 1949 г. до 19.10% в 2019 г. (Таб.2). Природный газ (8.3% в 2019 г.), а также атомная энергетика, гидроэнергетика и энергия ветра (14.4% в 2019 г.), не представленные в показателях 1949 г., существенно диверсифицировали современный энергобаланс КНР [Лю Яньян 2021].
Впечатляют выдающиеся результаты программы энергосбережения в Китае. Исходя из цен 2018 г., потребление энергии ВВП на 10 тыс. юаней снизилось с 910 кг у.т. в 1953 г. до 520 кг у.т. в 2018 г. (-на 43 %).
Китай - одна из немногих стран в мире, чьим основным источником энергии является уголь. В первые годы после создания Нового Китая на долю угля приходилось около 96.3 % общего энергопотребления страны (Таб.1), в 2019 г. – 57.7 % (Соединенные Штаты – 12.0%, Европейский союз – 13.2%, среднемировое значение – 27.0%). При этом потребление угля все еще чрезвычайно велико. К собственному производству (3.94 млрд т в 2019 г.) плюсуется импорт (около 300 млн т), а также не учитываемые статистикой продажи мелких шахт.
В 1949 г. добыча угля составляла 32.4 млн т, а в 2019 г. она превысила 3.9 млрд т, увеличившись более, чем в 120 раз (таб.3).
В угледобыче страна сталкивается с серьезным вызовом ограниченности ресурсов. 90% запасов угля в Китае сосредоточено в районах с неустойчивой экологической обстановкой, плохими условиями добычи и высокими производственными затратами.
Угольная промышленность является основным источником загрязнения окружающей среды - 70% выбросов углекислого газа. В 2015 г. доля сжигания угля в выбросах PM2.5 и SO2 в стране достигла 62% и 80% соответственно.
Декарбонизация в Китае сталкивается с многочисленными препятствиями и является чрезвычайно сложным процессом т.к. уголь - самый дешевый и доступный источник энергии, на него приходится немалая доля налоговых поступлений. Местные органы власти не заинтересованы в сокращении потребления угля из-за высокой стоимости сокращения добычи угля - уменьшение добычи на 100 млн т влечет за собой увольнение 250 тыс. рабочих и субсидии в размере 20 млрд юаней.
В энергетическом секторе, крупнейшем потребителе угля, стоимость электроэнергии из угля в 2019 г. составляла всего 0.25-0.30 юаня/кВтч, а выработка электроэнергии на природном газе была в 2-3 раза дороже.
В 2019 г. с точки зрения теплотворной способности рыночная цена угля для производства электроэнергии составляла 14% от розничной цены бензина, 42% природного газа и 15% электроэнергии.
Рыночная реформа угольной промышленности Китая серьезно отстает из-за чрезмерного административного вмешательства, дисбаланса требований правительства, местных властей и предприятий, низкой эффективности и коррупции.
Уровень добычи нефти и газа не соответствуют растущим потребностям экономики страны. К тому же, распределение ресурсов крайне неравномерно, условия добычи плохие, а ее себестоимость высока. Две трети угольных запасов сосредоточены на севере и северо-западе Китая, 60% извлекаемых запасов нефти сосредоточены на северо-западе и северо-востоке Китая, 65% извлекаемых запасов природного газа сосредоточены на северо-западе и юго-западе Китая, а 80% экономически освоенных гидроэнергетических ресурсов сосредоточены на юго-западе и в Центральном Китае. Сложилось большое количество основных схем транспортировки угля с севера на юг, транспортировки газа и электроэнергии с запада на восток, которые оказывают большое влияние на строительство транспортной инфраструктуры, энергетические рынки и региональное экономическое развитие.
Нефтяные месторождения Китая невелики и разбросаны по территории, с плохими условиями добычи и высокими производственными затратами. Среднесуточная добыча одной скважины на нефтяных месторождениях Китая составляет всего 2 т (на Ближнем Востоке она достигает 685 т). 80% новых запасов сосредоточены в низкопроницаемых и сверхнизкопроницаемых трудноизвлекаемых коллекторах. На начало 2020 г. извлекаемые запасы нефти в Китае составляли 3.6 млрд т. В 2018 г. стоимость добычи на внутреннем рынке составляла 50 долл. за баррель, что в 10 раз выше, чем на Ближнем Востоке. В 2019 г. зависимость Китая от импорта сырой нефти составляла 72.5%.
В 2020 г. добыча сырой нефти в Китае достигла 195 млн т, увеличившись на 1.6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Но в то же время импорт сырой нефти также достиг нового максимума - 542 млн т, (+ 7.3% к 2019 г.)
Большинство месторождений природного газа в Китае являются малыми и средними, со сложными геологическими структурами, высокой сложностью добычи и высокой стоимостью. В 2016 г. рыночная цена природного газа в трубопроводах Китая была в 3.5 раза больше, чем в США. На начало 2020 г. извлекаемые запасы природного газа в Китае составляли 8.4 трлн м3 (таб. 5).
Доказанные запасы метана угольных пластов в КНР на начало 2020 г. составили 605.9 млрд м3, извлекаемые запасы – 313.5 млрд м3, на начало 2019 г. объем добычи составил 19.9 млрд м3.
Китай обладает крупнейшими извлекаемыми ресурсами сланцевого газа в мире, достигающими 22 трлн м3. Но месторождения сланцевого газа в Китае имеют большую глубину залегания (до 4 тыс. м) со сложным геологическим строением. Новые технологии, разработанные в КНР, в последнее время позволили снизить стоимость добычи сланцевого газа. Объем производства в 2019 г. составил 15 млрд м3.
Динамика развития электроэнергетики в Китае после 1978 г., обеспечила надежную гарантию быстрого развития экономики страны. Потребление электроэнергии с 1949 г. выросло более, чем в 2 тыс. раз, потребление электричества на душу населения - в 645 раз, выработка электроэнергии увеличилась в 1.74 тыс. раз, установленные мощности увеличились более чем в 1 тыс. раз, длина линий электропередач увеличена более чем в 300 раз, а уровни напряжения - в 5 раз (таб. 4).
По состоянию на конец 2020 г., установленные мощности производства электроэнергии по стране составили 2200.58 млн кВт, что на 9.5% больше, чем на конец предыдущего года. Мощности тепловой энергетики достигли 1245.2 млн кВт (+4.7% к 2019 г.), гидроэнергетики 370.2 млн кВт (+3.4% к 2019 г.), ядерной энергетики – 49.9 млн кВт (+2.4% к 2019 г.), энергии ветра – 281.53 млн кВт (+34,6% к 2019 г.), солнечной энергетики - 253.4 млн кВт, увеличившись на 24.1% к 2019 г.
По данным Национального управления энергетики Китая, по состоянию на апрель 2021 г. число действующих ядерных энергоблоков в Китае достигло 49 (третье место в мире). В КНР также имеется 19 атомных энергоблоков, утвержденных для строительства или находящихся в стадии строительства. Несмотря на то, что на долю ядерной энергии приходится всего 2% установленной мощности Китая, в 2020 г. АЭС вырабатывали около 5% электроэнергии в Китае, что свидетельствует об их сравнительном преимуществе перед ветровой и солнечной энергией.
Развитие возобновляемых источников энергии «демонстрирует характеристики крупномасштабных, высокопроизводительных, ориентированных на рынок, и высококачественных» [Сюн Инци 2021] (Таб.5) преобразований в энергетической сфере КНР.
На конец 2020 г. мощности Китая по производству электроэнергии из возобновляемых источников достигла 930 млн кВт, что составляет 42.4% от общей установленной мощности; в 2020 г. производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии достигло 2.2 трлн кВт/ч, что составляет 29.5% потребления электроэнергии в стране в целом. Иными словами, около 40% установленной мощности и 30% выработки электроэнергии составляют возобновляемые источники энергии. По установленной мощности возобновляемых источников энергии, масштабам развития и использования возобновляемых источников энергии Китай занимает первое место в мире.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В КИТАЕ
При рыночной реализации проектов в сфере возобновляемой энергетики ключевое значение имеет стоимость капитала. Высокая капиталоемкость проектов зеленой энергетики определяет необходимость развития системы «зеленого финансирования», призванного обеспечить снижение стоимости долгового капитала и обеспечить проекты необходимые для низкоуглеродного развития прямыми инвестициями.
Настройка банковской системы и финансовых рынков в соответствии с принципами зеленого финансирования является обязательным условием формирования модели устойчивого развития Китая. Публикация Народным банком Китая «Руководства по созданию зеленой финансовой системы» (далее «Руководство») в августе 2016 г. стала поворотным моментом, ускорившим переориентацию работы рынков капитала на базе обязательного учета природоохранных требований [Guidelines for Establishing…, 2016]. «Руководство» дополнило сформулированную ранее ЦК КПК и Госсоветом КНР стратегию построения экологической цивилизации важным элементом – системой зеленых финансов, призванной обеспечить капиталом инициативы защиты природы.
Опубликованный документ содержал целый ряд решений, направленных на поддержку и осуществление зеленых капиталовложений. Документ предусматривал дальнейшее развитие системы зеленых финансов по семи основным направлениям:
«Руководство» поощряло банковские организации к внедрению системы оценки рисков кредитного портфеля и финансовых активов в секторах с повышенным экологическим риском. Документ признавал рынок ценных бумаг в качестве важной составляющей выстраиваемой системы зеленого финансирования, при этом отмечалась необходимость выработки единых стандартов зеленых облигаций и обязательность раскрытия информации в области экологических рисков эмитентами облигаций и обращающихся на организованном рынке акций. Подчеркивалась так же необходимость создания и развития рынка квот на выбросы загрязняющих веществ.
С момента публикации «Руководства» Китай продолжает последовательно выстраивать и развивать систему зеленых финансов. Первоначально основой системы зеленых финансов считалось обеспечение капиталовложениями проектов, связанных с решением широкого круга экологических проблем. Главная цель системы зеленых финансов - постепенное снижение выбросов парниковых газов и обеспечение углеродной нейтральности китайской экономики к 2060 г. В соответствии с оценками Института изменения климата и устойчивого развития Университета Цинхуа декарбонизация экономики КНР потребует инвестиций в сумме от 70.5 до 174.4 трлн юаней (11.0-27.3 трлн долл. США) в период до 2050 г. (в зависимости от различных сценариев низкоуглеродного развития). В том числе в энергетический сектор потребуется осуществить капиталовложений на сумму 53.7-137.7 трлн юаней, значительных инвестиций также потребуют строительная отрасль, транспорт и обрабатывающие отрасли промышленности (от 16.8 до 36.7 трлн юаней) [Хэ Цзянькунь, 2020].
Банковская система выступает в роли главного канала зеленого финансирования в Китае. При этом основной формой зеленых финансов остаются банковские кредиты. По состоянию на конец 2020 г. общая сумма выданных зеленых кредитов достигла 11.6 трлн юаней (1.8 трлн долл. США) [China strives…, 2021]. По сравнению с 2013 г. объем выданных зеленых кредитов увеличился к 2020 г. в 2.23 раза, среднегодовые темпы роста показателя при этом составили 12%. По объему выданных зеленых кредитов Китая уверенно занимает первое место в мире.
В Китае проведение денежно-кредитной и макропруденцальной политики закреплено за Народным банком Китая (НБК), в качестве органа пруденциального надзора при этом выступает Комитет по регулированию банковской и страховой деятельности (КРБД). Соответственно, прерогативой НБК является включение зеленых кредитов и облигаций в общую макропруденцальную и денежно-кредитную политику, а КРБД выполняет надзорные функции в сфере зеленого финансирования банков. В 2012 г. КРБД разработало и опубликовало «Руководство по зеленым кредитам», ставшее программным документом, требовавшим внедрения банковскими организациями зеленых кредитных продуктов. В 2013 г. КБРД была введена обязательная статистическая форма отчетности по зеленому финансированию для кредитных организаций, затронувшая 21 крупнейший банк Китая. Банки каждые 6 месяцев должны были отчитываться, в частности, о накопленном объеме выданных зеленых кредитов, распределении зеленых кредитов по категориям качества, объемах энергосбережения и сокращения вредных выбросов в результате предоставления финансирования. С 2018 г. НБК на ежеквартальной основе проводит оценку внедрения практики зеленых финансов в 24 крупнейших банках. С 1 июля 2021 г. вступила в действие новая методика оценки НБК деятельности банков в области зеленых финансов, учитывающие как количественные (с весом 80%), так и качественные показатели (с весом 20%). К количественным показателям оценки отнесены:
В целом роль НБК, отвечающего за поддержание финансовой стабильности, заключается во включении зеленых кредитов в оценку системного риска финансовой сферы, а также в проведении денежно-кредитной политики, включающей зеленые кредиты. В 2018 г. НБК начал учитывать зеленые активы при предоставлении кратко- и среднесрочной ликвидности банкам в рамках рефинансирования зеленых кредитов и облигаций. Деятельность банков в области зеленого финансирования учитывается также как фактор, влияющий на величину ставки по обязательным резервам, размещенным в НБК.
Первый выпуск зеленых облигаций был размещен на рынке Китая в 2016 г. С тех пор китайский рынок зеленых облигаций остается одним из крупнейших в мире. По состоянию на конец 2019 г. в обращении находилось зеленых облигаций (выпущенных китайскими эмитентами на внутреннем рынке) на сумму 977 млрд юаней (140 млрд долл. США). По объему размещенных зеленых облигаций Китай занял в 2019 г. первое место в мире, совокупный размер эмиссии китайских зеленых облигаций как на внутреннем, так и на внешнем рынке составил 55.8 млрд долл. США, увеличившись на 33% по сравнению с предыдущим годом.
В 2019 г. наибольший объем средств был привлечен китайскими эмитентами, относимыми в соответствии с «Каталогом проектов, финансируемых за счет зеленых облигаций» (опубликованным НБК в 2015 г.) к сектору экологически чистых видов энергии. На данный сектор пришлось 27% привлеченных средств, на сектор экологически чистых видов транспорта - 26%, на сектор экологической защиты и адаптации к изменениям климата - 13%. Среди размещенных в 2019 г. долговых бумаг преобладали зеленые облигации со сроком обращения до 5 лет (60% от совокупного объема эмиссии) и 5-10 лет (33%) [Meng еt al., 2019].
В 2020 г. негативное влияние на объемы размещения китайских зеленых облигаций оказали последствия пандемии. Объем размещения зеленых облигаций (соответствующих стандартам CBI) китайскими эмитентами снизился до 22.4 млрд долл. США по сравнению с 31.4 млрд долл. в 2019 г. В 2021 г. вновь было отмечено увеличение объемов размещения зеленых облигаций. Только за 1 кв. 2021 г. китайские эмитенты привлекли 17.7 млрд долл. благодаря размещению зеленых облигаций (в соответствии с определением китайских регуляторов).
С запуском Национального фонда зеленого развития в июле 2020 г. система зеленых финансов Китая была дополнена еще одним элементом, призванным обеспечить преимущественно прямое (за счет формирования собственного капитала) финансирование общегосударственных природоохранных проектов. Капитал фонда в размере 88.5 млрд юаней был сформирован за счет взносов 26 участников, в том числе Министерства финансов, Министерства охраны окружающей среды и правительств 11 провинций. Министерство финансов и провинциальные органы управления внесли при этом 28.6 млрд юаней, финансовые организации – 57.5 млрд юаней, государственные и частные компании – 2.4 млрд юаней [National green…, 2020].
В будущем основным источником средств для пополнения Национального фона зеленого развития могут стать поступления от распределения квот на выброс парниковых газов на основе аукционной схемы. Провинциальные органы власти КНР также стимулируют создание фондов с целью обеспечения финансирования региональных природоохранных проектов, однако их деятельность пока носит ограниченный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осознавая глобальный характер проблемы изменения климата вследствие антропогенного воздействия на природу, руководство Китая прикладывает значительные усилия в развитие международного сотрудничества в области зеленых финансов. Кроме того, Китай оказывает содействие в международном обмене опытом в области зеленых финансов, способствуя в том числе передаче накопленного опыта и выработанных практик развивающимся странам. Среди заслуг Китая в развитии международного сотрудничества в области зеленых финансов следует отметить инициативу руководства КНР по созданию Исследовательской группы по зеленым финансам «Большой двадцатки» (G20 Green Finance Study Group), а также участие НБК (в качестве одного из восьми спонсоров-организаторов) в Сообществе центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы (The Central Banks and Supervisors Network for Greening the Financial System – NGFS). Это добровольное объединение центральных банков и надзорных органов (на 30 июня 2021 г. – 95 участников и 15 наблюдателей), созданное для обмена лучшими практиками и передовым опытом, содействия развитию механизмов управления экологическими и климатическими рисками в финансовом секторе и мобилизации финансирования для поддержки перехода к устойчивой экономике. Принципы зеленого финансирования постепенно включаются в двухсторонние проекты с участием китайской стороны, в том числе и реализуемые в рамках инициативы «Пояс и путь».
Очевидно, что разработанные в Китае планы энергоперехода пока носят оценочный, предварительный характер и в реальности движение страны к углеродной нейтральности будет значительно отличаться от прогнозных сценариев. Неопределенность будущих технологических решений и инноваций в энергетической отрасли не позволяет точно прогнозировать траекторию движения отдельных стран и мира в целом к углеродной нейтральности. Тем не менее, подобные исследования позволяют сделать выводы о реалистичности энергоперехода и обозначают контуры будущей китайской экономики.
В соответствии с общей тенденцией международных энергетических реформ и полагаясь на крупные инвестиции в возобновляемые источники энергии, Китай планирует улучшить свою собственную энергетическую безопасность и смягчить все более серьезные экологические проблемы.
С точки зрения выбросов на душу населения Китай сопоставим с богатыми европейскими экономиками. Одновременно огромные масштабы Китая сделали его крупнейшим источником выбросов парниковых газов в мире: выбросы углекислого газа объемом 9.8 млрд тонн составляют 28% от общих мировых выбросов ежегодно [Чжунго Нэн…2021]. Наиболее значимый вклад в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов вносят Китай (13.1 млрд т СО2-экв., 24%), США (5.7 млрд т СО2- экв., 10%), Европейский союз (4.1 млрд т СО2-экв., 7%), Индия (3.4 млрд т СО2-экв., 7%), Российская Федерация (1.6 млрд т СО2-экв., 3%) и Япония (1.2 млрд т СО2-экв., 2%). Вклад каждого из остальных эмитентов не превышает 2% глобальной эмиссии, но суммарно на их долю приходится около 40% глобальной эмиссии.
По показателю кумулятивного прироста ежегодных выбросов парниковых газов относительно уровня 1990 г. лидируют Китай (+116 млрд т СО2-экв.), Индия (+25 млрд т), США (+16 млрд т) и Канада (+3 млрд т), снижения – Российская Федерация (-41 млрд т), Европейский союз (-19 млрд т), Германия (-6 млрд т) и Великобритания (-4 млрд т).
В отчете, опубликованном Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) в октябре 2018 г., сделан вывод о том, что для того, чтобы избежать экстремальных опасностей, мир должен контролировать глобальное потепление в пределах 1.5 ºC [Global Warming…2018]. Только когда мир достигнет чистых нулевых выбросов парниковых газов к середине этого столетия, можно будет достичь этой цели.
Китай, крупнейший в мире производитель выбросов, пообещал достичь углеродной нейтральности к 2060 г. на конференции ООН в 2020 г. Это можно назвать очень амбициозным: самая быстрорастущая экономика в мире предлагает достичь углеродной нейтральности за такой короткий период времени. Китай планирует значительно ослабить зависимость от угля в середине этого века, но в настоящее время 57% энергии Китая по-прежнему вырабатывается за счет угля [Чжунго Нэн…2021].
Согласно недавнему отчету, составленному Китайской международной неправительственной организацией «Глобальная организация по развитию и сотрудничеству в области энергоснабжения», энергетика, работающая на угле, является причиной около 40% выбросов углекислого газа в стране [Beijing vows…2021].
По этой причине поиск Китаем стратегического пути достижения чистых нулевых выбросов углерода к 2060 г. имеет большое значение. И технологическое лидерство во многих отраслях открывает огромные возможности для достижения поставленной цели. Планируется серьезно декарбонизировать сектор производства электроэнергии, добиться электрификации как можно большего числа секторов экономики, увеличить производство и использование водорода более чем в три раза и интенсифицировать развитие биоэнергетики и улавливания углерода.
Общее представление о том, каким образом Китай планирует осуществить энергопереход и достичь углеродной нейтральности, дает опубликованное в октябре 2020 г. исследование «Долгосрочные стратегии и траектории низкоуглеродного развития Китая» [Хэ Цзянькунь, 2020]. Исследование проводилось Институтом изменения климата и устойчивого развития Университета Цинхуа совместно с десятками научных организаций и подразделениями различных министерств и ведомств.
Для осуществления декарбонизации Институтом изменения климата и устойчивого развития (ICCSD) Университета Цинхуа предварительно разработаны четыре перспективных сценария (рис. 1).
Сценарий 1. Сохранение текущей политики в области низкоуглеродного развития: потребление первичной энергии стабилизируется к 2050 г. и составит около 6.2 млрд т у. т., а выбросы CO2 достигнут примерно 9 млрд т.
Сценарий 2. Ужесточение политики в области низкоуглеродного развития: общее потребление первичной энергии составит около 5.6 млрд т у. т. в 2050 г., а выбросы CO2 - около 6.2 млрд т;
Сценарий 3. Сценарий 2℃: сокращение выбросов в соответствии с целевыми показателями, соответствующими повышению средней глобальной температуры на 2°C к 2100 г., выбросы CO2 на душу населения не превышают 1.5 т. Потребление первичной энергии составит около 5.2 млрд т у. т. к 2050 г., выбросы CO2 в энергетической отрасли - около 2.9 млрд т с учетом промышленных выбросов, а также сельского и лесного хозяйства.
Сценарий 4. Сценарий 1.5°C: предложение Китая о достижении углеродной нейтральности к 2050 г. с целью ограничить потепление на 1.5°C к концу столетия; потребление первичной энергии составит около 5 млрд т у.т. в 2050 г., выбросы CO2 от потребления энергии составят около 1.4 млрд т; достижение нулевых чистых выбросов CO2 к 2050 г. и значительное сокращение эмиссии других парниковых газов.
В ходе проведения исследования основной фокус был направлен на сценарии 2 и 3. В то же время, учитывая реалии развития китайской экономики и планы осуществления социалистической модернизации к 2035 г. (предполагающие, в частности, достижение уровня ВВП на душу населения в размере 20 тыс. долл. США). исследователи в основном придерживались сценария, совмещающего сценарий 1 и сценарий 2. В период до 2035 г. фокус исследования был смещен на сценарии 2 и 3. После предполагаемого достижения основных целей социалистической модернизации к 2035 г. наиболее вероятной траекторией движения Китая к углеродной нейтральности станет подход, предполагающий рост глобальной температуры на 2℃ к концу столетия. В то же время, учитывая смещение мирового консенсуса к необходимости ограничения роста глобальной температуры на 1.5℃, значительное внимание в исследовании было уделено сценарию достижения углеродной нейтральности Китаем к 2050 г.
Любой из сценариев предполагает достижение пика выброса парниковых газов к 2030 г., при этом объемы первичного потребления энергии стабилизируются в период 2030–35 гг. Электрификация технологических процессов будет способствовать снижению потребления углеводородного сырья и увеличению доли ВИЭ в энергобалансе. В результате при стабилизации совокупного объема энергопотребления выработка электроэнергии увеличится в 1.75 раза по сравнению с 2019 г., достигнув 13.13 трлн кВтч (сценарий 2), совокупная установленная мощность электростанций в то же время возрастет в 2.83 раза до 5686 гВт.
Структура топливно-энергетического баланса Китая в результате энергоперехода кардинально изменится при относительно небольшом увеличении совокупного энергопотребления. Сценарий 2℃ основывается на увеличении совокупного первичного потребления энергии на 5.3% по сравнению с 2020 г. до 5.2 млрд т у.т. в 2050 г. При этом доля неископаемых видов топлива в топливно-энергетическом балансе составит 73.3%, угля – 9.0%, нефти – 7.7%, газа – 10.0%. В структуре конечного потребления энергии доля электричества благодаря электрификации (замене прямого потребления ископаемого топлива на электричество), составлявшая 21.3% в 2015 г., возрастет до 30% в 2030 г. и до 70% в 2050 г. Электрификация в промышленности, как ожидается, достигнет 58.2% (сценарий 2℃) к 2050 г.
В соответствии с приведенными в исследовании прогнозами, энергопереход при любых сценариях вызовет снижение себестоимости электроэнергии к 2050 г. Однако в начальный период энергоперехода в соответствии со сценариями 1.5℃ и 2℃ себестоимость электроэнергии достигнет пика в 2033 и 2028 гг., увеличившись в 1.41 и 1.40 раза соответственно по сравнению с 2018 г. После достижения пиковых значений, как ожидается, начнется плавное снижение себестоимости электроэнергии до уровней ниже существовавших до начала энергоперехода. Совокупные затраты на энергию в 2050 г. при различных сценариях составят от 10.7 до 13.5 трлн юаней по сравнению с 9.1 трлн юаней в 2020 г. Однако с учетом значительного роста экономики Китая к 2050 г. отношение затрат на энергию к ВВП существенно снизится.
Реализация сценария 2℃ обеспечит снижение чистого выброса парниковых газов Китаем до 3.94 млрд т эквивалента CO2 (в 3.35 раза по сравнению с 2020 г.). При этом снижение выбросов в энергетической отрасли составит 3.44 раза - до 2.92 млрд т CO2. Чистое поглощение (карбоновое фермерство и использование биотоплива с последующим улавливанием и захоронением углекислого газа), а также улавливание и захоронение CO2 на электростанциях достигнет к 2050 г. 1.21 млрд т CO2. Реализация сценария 1.5 ℃ предполагает снижение чистой эмиссии парниковых газов в 9.93 раза – до уровня 1.33 млрд т эквивалента CO2 в 2050 г.
Среди негативных последствий энергоперехода следует отметить приводимую в исследовании оценку снижения прогнозируемых темпов роста ВВП. По сравнению со сценарием продолжения текущей политики в области низкоуглеродного развития сценарий 2℃ приведет к уменьшению ВВП на 1.4% к 2050 г., сценарий 1.5℃ – на 4%. Следует также упомянуть прогнозируемое досрочное списание активов в угольной отрасли. В соответствии со сценарием 1.5 ℃ обесценивание стоимости активов в угольной энергетике начнется с 2030 г., достигнет пика на уровне около 100 млрд юаней ежегодно к концу 30-х гг. и продолжится до середины 40-х гг.
Очевидно, что эти исследования носят предварительный характер и в реальности движение Китая к углеродной нейтральности будет значительно отличаться от прогнозных сценариев. Тем не менее, подобные исследования позволяют сделать выводы о реалистичности энергоперехода и обозначают контуры будущей китайской экономики.
РЕАЛИИ ЭНЕРГЕТИКИ КИТАЯ
Китай является крупнейшим в мире производителем, потребителем и импортером энергии, оказывая мощное влияние на геополитическое и экономическое развитие мира, доступ к энергетическому рынку и изменения климата.
Несмотря на быстрое развитие ВИЭ-генерации, энергетика КНР по-прежнему базируется на углеводородном сырье, при этом основная доля в топливно-энергетическом балансе страны принадлежит углю (имеющему наибольший углеродный след из всех ископаемых видов топлива). Поэтому для понимания сложности осуществления энергоперехода Китаем необходимо проанализировать нынешнее состояние энергетической отрасли.
Энергетика является важной основой национального экономического и социального развития КНР. Начиная с периода реформ и открытости (с 1978 г.) для удовлетворения потребностей быстрого экономического и социального развития начала формироваться относительно комплексная энергетическая система. В настоящее время в КНР сформирована система производства энергии, основанная на угле, нефти, газе, электроэнергии, ядерной энергии и возобновляемых источниках (таб.1).
Согласно данным Национального энергетического управления (NEA), в 2020 г. совокупные мощности по производству энергии в Китае достигли 4.1 млрд т у.т., включая 195 млн т сырой нефти, 192.5 млрд м3 природного газа, а общая установленная мощность производства электроэнергии - 2.2 млрд кВт. Общая длина нефте- и газопроводов достигла 175 тыс. км. [Лю Яньян 2021].
Модернизация в КНР способствовала трансформации структуры энергопотребления. При общей тенденции снижения доли угля, доля нефти в энергобалансе увеличилась в 5.3 раза: с 3.7% в 1949 г. до 19.10% в 2019 г. (Таб.2). Природный газ (8.3% в 2019 г.), а также атомная энергетика, гидроэнергетика и энергия ветра (14.4% в 2019 г.), не представленные в показателях 1949 г., существенно диверсифицировали современный энергобаланс КНР [Лю Яньян 2021].
Впечатляют выдающиеся результаты программы энергосбережения в Китае. Исходя из цен 2018 г., потребление энергии ВВП на 10 тыс. юаней снизилось с 910 кг у.т. в 1953 г. до 520 кг у.т. в 2018 г. (-на 43 %).
Китай - одна из немногих стран в мире, чьим основным источником энергии является уголь. В первые годы после создания Нового Китая на долю угля приходилось около 96.3 % общего энергопотребления страны (Таб.1), в 2019 г. – 57.7 % (Соединенные Штаты – 12.0%, Европейский союз – 13.2%, среднемировое значение – 27.0%). При этом потребление угля все еще чрезвычайно велико. К собственному производству (3.94 млрд т в 2019 г.) плюсуется импорт (около 300 млн т), а также не учитываемые статистикой продажи мелких шахт.
В 1949 г. добыча угля составляла 32.4 млн т, а в 2019 г. она превысила 3.9 млрд т, увеличившись более, чем в 120 раз (таб.3).
В угледобыче страна сталкивается с серьезным вызовом ограниченности ресурсов. 90% запасов угля в Китае сосредоточено в районах с неустойчивой экологической обстановкой, плохими условиями добычи и высокими производственными затратами.
Угольная промышленность является основным источником загрязнения окружающей среды - 70% выбросов углекислого газа. В 2015 г. доля сжигания угля в выбросах PM2.5 и SO2 в стране достигла 62% и 80% соответственно.
Декарбонизация в Китае сталкивается с многочисленными препятствиями и является чрезвычайно сложным процессом т.к. уголь - самый дешевый и доступный источник энергии, на него приходится немалая доля налоговых поступлений. Местные органы власти не заинтересованы в сокращении потребления угля из-за высокой стоимости сокращения добычи угля - уменьшение добычи на 100 млн т влечет за собой увольнение 250 тыс. рабочих и субсидии в размере 20 млрд юаней.
В энергетическом секторе, крупнейшем потребителе угля, стоимость электроэнергии из угля в 2019 г. составляла всего 0.25-0.30 юаня/кВтч, а выработка электроэнергии на природном газе была в 2-3 раза дороже.
В 2019 г. с точки зрения теплотворной способности рыночная цена угля для производства электроэнергии составляла 14% от розничной цены бензина, 42% природного газа и 15% электроэнергии.
Рыночная реформа угольной промышленности Китая серьезно отстает из-за чрезмерного административного вмешательства, дисбаланса требований правительства, местных властей и предприятий, низкой эффективности и коррупции.
Уровень добычи нефти и газа не соответствуют растущим потребностям экономики страны. К тому же, распределение ресурсов крайне неравномерно, условия добычи плохие, а ее себестоимость высока. Две трети угольных запасов сосредоточены на севере и северо-западе Китая, 60% извлекаемых запасов нефти сосредоточены на северо-западе и северо-востоке Китая, 65% извлекаемых запасов природного газа сосредоточены на северо-западе и юго-западе Китая, а 80% экономически освоенных гидроэнергетических ресурсов сосредоточены на юго-западе и в Центральном Китае. Сложилось большое количество основных схем транспортировки угля с севера на юг, транспортировки газа и электроэнергии с запада на восток, которые оказывают большое влияние на строительство транспортной инфраструктуры, энергетические рынки и региональное экономическое развитие.
Нефтяные месторождения Китая невелики и разбросаны по территории, с плохими условиями добычи и высокими производственными затратами. Среднесуточная добыча одной скважины на нефтяных месторождениях Китая составляет всего 2 т (на Ближнем Востоке она достигает 685 т). 80% новых запасов сосредоточены в низкопроницаемых и сверхнизкопроницаемых трудноизвлекаемых коллекторах. На начало 2020 г. извлекаемые запасы нефти в Китае составляли 3.6 млрд т. В 2018 г. стоимость добычи на внутреннем рынке составляла 50 долл. за баррель, что в 10 раз выше, чем на Ближнем Востоке. В 2019 г. зависимость Китая от импорта сырой нефти составляла 72.5%.
В 2020 г. добыча сырой нефти в Китае достигла 195 млн т, увеличившись на 1.6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Но в то же время импорт сырой нефти также достиг нового максимума - 542 млн т, (+ 7.3% к 2019 г.)
Большинство месторождений природного газа в Китае являются малыми и средними, со сложными геологическими структурами, высокой сложностью добычи и высокой стоимостью. В 2016 г. рыночная цена природного газа в трубопроводах Китая была в 3.5 раза больше, чем в США. На начало 2020 г. извлекаемые запасы природного газа в Китае составляли 8.4 трлн м3 (таб. 5).
Доказанные запасы метана угольных пластов в КНР на начало 2020 г. составили 605.9 млрд м3, извлекаемые запасы – 313.5 млрд м3, на начало 2019 г. объем добычи составил 19.9 млрд м3.
Китай обладает крупнейшими извлекаемыми ресурсами сланцевого газа в мире, достигающими 22 трлн м3. Но месторождения сланцевого газа в Китае имеют большую глубину залегания (до 4 тыс. м) со сложным геологическим строением. Новые технологии, разработанные в КНР, в последнее время позволили снизить стоимость добычи сланцевого газа. Объем производства в 2019 г. составил 15 млрд м3.
Динамика развития электроэнергетики в Китае после 1978 г., обеспечила надежную гарантию быстрого развития экономики страны. Потребление электроэнергии с 1949 г. выросло более, чем в 2 тыс. раз, потребление электричества на душу населения - в 645 раз, выработка электроэнергии увеличилась в 1.74 тыс. раз, установленные мощности увеличились более чем в 1 тыс. раз, длина линий электропередач увеличена более чем в 300 раз, а уровни напряжения - в 5 раз (таб. 4).
По состоянию на конец 2020 г., установленные мощности производства электроэнергии по стране составили 2200.58 млн кВт, что на 9.5% больше, чем на конец предыдущего года. Мощности тепловой энергетики достигли 1245.2 млн кВт (+4.7% к 2019 г.), гидроэнергетики 370.2 млн кВт (+3.4% к 2019 г.), ядерной энергетики – 49.9 млн кВт (+2.4% к 2019 г.), энергии ветра – 281.53 млн кВт (+34,6% к 2019 г.), солнечной энергетики - 253.4 млн кВт, увеличившись на 24.1% к 2019 г.
По данным Национального управления энергетики Китая, по состоянию на апрель 2021 г. число действующих ядерных энергоблоков в Китае достигло 49 (третье место в мире). В КНР также имеется 19 атомных энергоблоков, утвержденных для строительства или находящихся в стадии строительства. Несмотря на то, что на долю ядерной энергии приходится всего 2% установленной мощности Китая, в 2020 г. АЭС вырабатывали около 5% электроэнергии в Китае, что свидетельствует об их сравнительном преимуществе перед ветровой и солнечной энергией.
Развитие возобновляемых источников энергии «демонстрирует характеристики крупномасштабных, высокопроизводительных, ориентированных на рынок, и высококачественных» [Сюн Инци 2021] (Таб.5) преобразований в энергетической сфере КНР.
На конец 2020 г. мощности Китая по производству электроэнергии из возобновляемых источников достигла 930 млн кВт, что составляет 42.4% от общей установленной мощности; в 2020 г. производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии достигло 2.2 трлн кВт/ч, что составляет 29.5% потребления электроэнергии в стране в целом. Иными словами, около 40% установленной мощности и 30% выработки электроэнергии составляют возобновляемые источники энергии. По установленной мощности возобновляемых источников энергии, масштабам развития и использования возобновляемых источников энергии Китай занимает первое место в мире.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В КИТАЕ
При рыночной реализации проектов в сфере возобновляемой энергетики ключевое значение имеет стоимость капитала. Высокая капиталоемкость проектов зеленой энергетики определяет необходимость развития системы «зеленого финансирования», призванного обеспечить снижение стоимости долгового капитала и обеспечить проекты необходимые для низкоуглеродного развития прямыми инвестициями.
Настройка банковской системы и финансовых рынков в соответствии с принципами зеленого финансирования является обязательным условием формирования модели устойчивого развития Китая. Публикация Народным банком Китая «Руководства по созданию зеленой финансовой системы» (далее «Руководство») в августе 2016 г. стала поворотным моментом, ускорившим переориентацию работы рынков капитала на базе обязательного учета природоохранных требований [Guidelines for Establishing…, 2016]. «Руководство» дополнило сформулированную ранее ЦК КПК и Госсоветом КНР стратегию построения экологической цивилизации важным элементом – системой зеленых финансов, призванной обеспечить капиталом инициативы защиты природы.
Опубликованный документ содержал целый ряд решений, направленных на поддержку и осуществление зеленых капиталовложений. Документ предусматривал дальнейшее развитие системы зеленых финансов по семи основным направлениям:
- зеленые облигации,
- зеленое кредитование,
- зеленые фонды развития,
- зеленое страхование,
- рынок квот на выбросы загрязняющих веществ,
- поддержку природоохранных инициатив местных органов власти,
- международную кооперацию.
«Руководство» поощряло банковские организации к внедрению системы оценки рисков кредитного портфеля и финансовых активов в секторах с повышенным экологическим риском. Документ признавал рынок ценных бумаг в качестве важной составляющей выстраиваемой системы зеленого финансирования, при этом отмечалась необходимость выработки единых стандартов зеленых облигаций и обязательность раскрытия информации в области экологических рисков эмитентами облигаций и обращающихся на организованном рынке акций. Подчеркивалась так же необходимость создания и развития рынка квот на выбросы загрязняющих веществ.
С момента публикации «Руководства» Китай продолжает последовательно выстраивать и развивать систему зеленых финансов. Первоначально основой системы зеленых финансов считалось обеспечение капиталовложениями проектов, связанных с решением широкого круга экологических проблем. Главная цель системы зеленых финансов - постепенное снижение выбросов парниковых газов и обеспечение углеродной нейтральности китайской экономики к 2060 г. В соответствии с оценками Института изменения климата и устойчивого развития Университета Цинхуа декарбонизация экономики КНР потребует инвестиций в сумме от 70.5 до 174.4 трлн юаней (11.0-27.3 трлн долл. США) в период до 2050 г. (в зависимости от различных сценариев низкоуглеродного развития). В том числе в энергетический сектор потребуется осуществить капиталовложений на сумму 53.7-137.7 трлн юаней, значительных инвестиций также потребуют строительная отрасль, транспорт и обрабатывающие отрасли промышленности (от 16.8 до 36.7 трлн юаней) [Хэ Цзянькунь, 2020].
Банковская система выступает в роли главного канала зеленого финансирования в Китае. При этом основной формой зеленых финансов остаются банковские кредиты. По состоянию на конец 2020 г. общая сумма выданных зеленых кредитов достигла 11.6 трлн юаней (1.8 трлн долл. США) [China strives…, 2021]. По сравнению с 2013 г. объем выданных зеленых кредитов увеличился к 2020 г. в 2.23 раза, среднегодовые темпы роста показателя при этом составили 12%. По объему выданных зеленых кредитов Китая уверенно занимает первое место в мире.
В Китае проведение денежно-кредитной и макропруденцальной политики закреплено за Народным банком Китая (НБК), в качестве органа пруденциального надзора при этом выступает Комитет по регулированию банковской и страховой деятельности (КРБД). Соответственно, прерогативой НБК является включение зеленых кредитов и облигаций в общую макропруденцальную и денежно-кредитную политику, а КРБД выполняет надзорные функции в сфере зеленого финансирования банков. В 2012 г. КРБД разработало и опубликовало «Руководство по зеленым кредитам», ставшее программным документом, требовавшим внедрения банковскими организациями зеленых кредитных продуктов. В 2013 г. КБРД была введена обязательная статистическая форма отчетности по зеленому финансированию для кредитных организаций, затронувшая 21 крупнейший банк Китая. Банки каждые 6 месяцев должны были отчитываться, в частности, о накопленном объеме выданных зеленых кредитов, распределении зеленых кредитов по категориям качества, объемах энергосбережения и сокращения вредных выбросов в результате предоставления финансирования. С 2018 г. НБК на ежеквартальной основе проводит оценку внедрения практики зеленых финансов в 24 крупнейших банках. С 1 июля 2021 г. вступила в действие новая методика оценки НБК деятельности банков в области зеленых финансов, учитывающие как количественные (с весом 80%), так и качественные показатели (с весом 20%). К количественным показателям оценки отнесены:
- доля зеленых активов в совокупных активах (с весом 25%),
- доля зеленых активов в совокупных активах в сравнении с другими банками (с весом 25%),
- динамика изменения показателей деятельности банка в области зеленых финансов (с весом 25%),
- совокупная оценка стоимости риска по зеленым активам, включая не обслуживаемые зеленые кредиты и облигации, по которым не были исполнены обязательства (с весом 25%).
- реализация банком национальной и местной политики в области зеленого финансирования (30%),
- создание банком и развитие систем зеленого финансирования и управления (40%)
- финансовая поддержка, которую банк оказывает «зеленым» отраслям (30%)
В целом роль НБК, отвечающего за поддержание финансовой стабильности, заключается во включении зеленых кредитов в оценку системного риска финансовой сферы, а также в проведении денежно-кредитной политики, включающей зеленые кредиты. В 2018 г. НБК начал учитывать зеленые активы при предоставлении кратко- и среднесрочной ликвидности банкам в рамках рефинансирования зеленых кредитов и облигаций. Деятельность банков в области зеленого финансирования учитывается также как фактор, влияющий на величину ставки по обязательным резервам, размещенным в НБК.
Первый выпуск зеленых облигаций был размещен на рынке Китая в 2016 г. С тех пор китайский рынок зеленых облигаций остается одним из крупнейших в мире. По состоянию на конец 2019 г. в обращении находилось зеленых облигаций (выпущенных китайскими эмитентами на внутреннем рынке) на сумму 977 млрд юаней (140 млрд долл. США). По объему размещенных зеленых облигаций Китай занял в 2019 г. первое место в мире, совокупный размер эмиссии китайских зеленых облигаций как на внутреннем, так и на внешнем рынке составил 55.8 млрд долл. США, увеличившись на 33% по сравнению с предыдущим годом.
В 2019 г. наибольший объем средств был привлечен китайскими эмитентами, относимыми в соответствии с «Каталогом проектов, финансируемых за счет зеленых облигаций» (опубликованным НБК в 2015 г.) к сектору экологически чистых видов энергии. На данный сектор пришлось 27% привлеченных средств, на сектор экологически чистых видов транспорта - 26%, на сектор экологической защиты и адаптации к изменениям климата - 13%. Среди размещенных в 2019 г. долговых бумаг преобладали зеленые облигации со сроком обращения до 5 лет (60% от совокупного объема эмиссии) и 5-10 лет (33%) [Meng еt al., 2019].
В 2020 г. негативное влияние на объемы размещения китайских зеленых облигаций оказали последствия пандемии. Объем размещения зеленых облигаций (соответствующих стандартам CBI) китайскими эмитентами снизился до 22.4 млрд долл. США по сравнению с 31.4 млрд долл. в 2019 г. В 2021 г. вновь было отмечено увеличение объемов размещения зеленых облигаций. Только за 1 кв. 2021 г. китайские эмитенты привлекли 17.7 млрд долл. благодаря размещению зеленых облигаций (в соответствии с определением китайских регуляторов).
С запуском Национального фонда зеленого развития в июле 2020 г. система зеленых финансов Китая была дополнена еще одним элементом, призванным обеспечить преимущественно прямое (за счет формирования собственного капитала) финансирование общегосударственных природоохранных проектов. Капитал фонда в размере 88.5 млрд юаней был сформирован за счет взносов 26 участников, в том числе Министерства финансов, Министерства охраны окружающей среды и правительств 11 провинций. Министерство финансов и провинциальные органы управления внесли при этом 28.6 млрд юаней, финансовые организации – 57.5 млрд юаней, государственные и частные компании – 2.4 млрд юаней [National green…, 2020].
В будущем основным источником средств для пополнения Национального фона зеленого развития могут стать поступления от распределения квот на выброс парниковых газов на основе аукционной схемы. Провинциальные органы власти КНР также стимулируют создание фондов с целью обеспечения финансирования региональных природоохранных проектов, однако их деятельность пока носит ограниченный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осознавая глобальный характер проблемы изменения климата вследствие антропогенного воздействия на природу, руководство Китая прикладывает значительные усилия в развитие международного сотрудничества в области зеленых финансов. Кроме того, Китай оказывает содействие в международном обмене опытом в области зеленых финансов, способствуя в том числе передаче накопленного опыта и выработанных практик развивающимся странам. Среди заслуг Китая в развитии международного сотрудничества в области зеленых финансов следует отметить инициативу руководства КНР по созданию Исследовательской группы по зеленым финансам «Большой двадцатки» (G20 Green Finance Study Group), а также участие НБК (в качестве одного из восьми спонсоров-организаторов) в Сообществе центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы (The Central Banks and Supervisors Network for Greening the Financial System – NGFS). Это добровольное объединение центральных банков и надзорных органов (на 30 июня 2021 г. – 95 участников и 15 наблюдателей), созданное для обмена лучшими практиками и передовым опытом, содействия развитию механизмов управления экологическими и климатическими рисками в финансовом секторе и мобилизации финансирования для поддержки перехода к устойчивой экономике. Принципы зеленого финансирования постепенно включаются в двухсторонние проекты с участием китайской стороны, в том числе и реализуемые в рамках инициативы «Пояс и путь».
Очевидно, что разработанные в Китае планы энергоперехода пока носят оценочный, предварительный характер и в реальности движение страны к углеродной нейтральности будет значительно отличаться от прогнозных сценариев. Неопределенность будущих технологических решений и инноваций в энергетической отрасли не позволяет точно прогнозировать траекторию движения отдельных стран и мира в целом к углеродной нейтральности. Тем не менее, подобные исследования позволяют сделать выводы о реалистичности энергоперехода и обозначают контуры будущей китайской экономики.