Статьи

Многоликий Бэс. Древнеегипетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выпуск
2022 год № 1
DOI
10.31857/S086919080017322-1
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
старший научный сотрудник
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
245 - 257
Аннотация
В статье рассматриваются четыре терракотовых статуэтки с изображением древнеегипетского бога Бэса и его женской ипостаси, приобретенные В.С. Голенищевым в Египте и находящиеся в запасниках Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина. Они разнообразны по сюжетам, форме и функциональному назначению и свидетельствуют о большой популярности этого «малого» божества в греко-римском Египте. Анализируемые предметы включены в контекст домашнего почитания бога Бэса, они служили «связующим звеном» между храмовыми празднествами и домашним культом, а также могли помещаться в гробницу в качестве погребального инвентаря или приноситься в храм как вотивные подношения. Бэс и Бэсет охраняли и помогали человеку в периоды, когда он сталкивался с силами хаоса – во время сна, болезни, в родах, в период войны. В первую очередь Бэс и Бэсет считались защитниками детства и материнства, способствовали зачатию и благополучным родам. Бэс был связан с пограничными состояниями человеческого здоровья и бытия, в том числе и в момент перехода в иной мир. Многоликость этого божества отражается в разнообразном спектре его функций; именно поэтому облик его одновременно и угрожающий и благопожелательный, устрашающий и комический, человеческий и звериный, юный и старый. Его образы происходят не из храмовой теологии, но из контекста домашних, частных обрядов. В этом отношении Бэс остается всецело «народным» богом, частью ежедневного жизненного цикла населения греко-римского Египта. В этой многоликости – один из секретов невероятной популярности Бэса, статуэтки которого распространились вместе с греками и римлянами по всей ойкумене, включая Северное Причерноморье. Причем и в такой удаленности от долины Нила он сохранил свою главную функцию и прежде всего, считался защитником детей.
Получено
03.11.2024
Статья
В статье рассматриваются четыре терракотовых статуэтки с изображением Бэса или его женской ипостаси; они разнообразны по сюжетам, форме и функциональному назначению и свидетельствуют о большой популярности этого божества в греко-римском Египте. Статуэтка Бэса, несущего на плече наос, поднимает проблему бытования культа этого божества и его связи с другими богами, два светильника с изображением Бэсет подводят к теме женского дополнения Бэса. Все публикуемые памятники происходят из собрания В.С. Голенищева и находятся в запасниках Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина.
КАТАЛОГ ТЕРРАКОТОВЫХ СТАТУЭТОК
1. Фрагмент статуэтки Бэса или фигурного сосуда в виде Бэса (илл. 1). Инв. № I, 1а 4245. Из собрания В.С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: сохранилось лишь лицо от двусторонней статуэтки или рельефного сосуда. Размеры: высота 8,9 см, ширина 4,2–6,4 см, толщина 0,4–0,9 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; оттиск лицевой стороны отличного качества, с тонкой доработкой деталей. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (5YR4/2, 5YR4/3), с небольшим количеством золотистой слюды, редкими включениями растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: красно-коричневый ангоб (2.5YR4/6) на лицевой стороне, местами лощеный. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: небольшие следы светло-розового пигмента на короне. Публикации: [Ходжаш, 2004, с.106, кат. 76]. Аналогии: cf. [Török, 1995, pl. XX, nos.21–24; Ghaliougui, 1974, Taf. 66a–b].
2. Статуэтка Бэса с наосом и фигурой Афины, с отверстием для подвешивания в верхней части (илл. 2). Инв. № I, 1а 4269. Из собрания В.С. Голенищева (1911). Датировка: Птолемеевский период. Сохранность: нижняя часть статуэтки утрачена; сколы и потертости поверхности. Размеры: высота 11,2 см, ширина 2,8–4,8 см, толщина 1,0–2,3 см, диаметр отверстия для подвешивания 0,4 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества; задняя сторона рельефная, оттиск слабо детализированный, с дополнительной доработкой деталей. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (5YR4/3), со средним количеством золотистой слюды, небольшой примесью растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание; красно-коричневый ангоб (2.5YR4/4) на лицевой стороне. Обжиг: равномерный окислительный. Публикации: [Ballod, 1913, S. 98, Abb. 109; Павлов, Ходжаш, 1985, c. 89, илл. 19; Ходжаш, 2004, кат. 69, обложка]. Аналогии: cf. [Fischer, 1994, Nr.554].
3. Статуэтка Бэсет (статуэтка-светильник?) с отверстием для подвешивания (илл. 3). Инв. № I, 1а 4267. Из собрания В. С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: целая. Размеры: высота 17,1 см, ширина 3,9–7,5 см, толщина 2,0–5,0 см, диаметр отверстия для подвешивания 0,5–0,7 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества; задняя сторона простая, заглажена и подлощена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,0–1,1 см; низ статуэтки подрезан. Материал: глина аллювиальная средне-тонкая среднеплотная светло-красно-коричневая (2.5YR5/3, 2.5YR5/4), с большим количеством мелких растительных частиц, небольшой примесью золотистой слюды. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: у левой ноги два отверстия, возможно, для вставки фитиля. Публикации: [Ходжаш, 2004, с.102, кат. 72]. Аналогии: [Perdrizet, 1921, pl. XLIII, 151; Lexicon Iconographicum, 1986, Besit 2a; Dunand, 1990, p. 64; cf. Breccia, 1934, pl. LII.257].
4. Ручка светильника с головой Бэсет с отверстием для подвешивания (илл. 4). Инв. № I, 1а 2995. Из собрания В. С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: утрачено тулово светильника; многочисленные сколы и потертости на поверхности. Размеры: высота 13,5 см, ширина 1,6–5,2 см, толщина 1,1–4,2 см, диаметр отверстия для подвешивания 1,0–1,1 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества; задняя сторона простая, заглажена. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная светло-коричневая (5YR5/3), со средним количеством золотистой слюды, небольшой примесью растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: равномерный (?) окислительный. Публикации: [Ходжаш, 2004, с. 99, кат. 67]. Аналогии: [Lexicon Iconographicum, 1986, Besit 16a].
Особенности иконографии Бэса и связанных с ним божеств
Иконография Бэса выходит за рамки традиционной египетской: у него диспропорциональное тело с большой головой и кривыми слабыми ножками (как у карликов и детей); он, как правило, обнажен – в то время как обычно боги изображаются стройными и одетыми, а иногда на его спину наброшена львиная шкура1 [Lexicon Iconographicum, 1986, S. 106. Cf. Lexikon der Ägyptologie, 1975, Col. 721]. Его поза также не совсем традиционна, особенно когда он показывается в движении – танцующим или музицирующим. Необычно и его большое, широкое и фронтально изображенное лицо, подобно иероглифу  Hr; аналогично показанные лица можно видеть у богинь Бат и Хатхор2. Похоже, что именно лица анфас считались мощными апотропеями: от их прямого взгляда не утаится никакая опасность. Типичная черта иконографии Бэса, отсутствующая у публикуемых статуэток – высунутый язык, который можно трактовать как угрозу (подобно архаичным изображениям Медузы Горгоны, тоже анфас с высунутым языком3). Хотя Бэс, как принято теперь считать, божество не иноземного происхождения, в текстах греко-римского периода его называли «владыкой южных стран», связывая со страной Пунт, локализуемой в районе современного Сомали [Dasen, 1993, p. 60–61]. На южное происхождение божества могут указывать некоторые его физические характеристики (негроидные черты лица) и атрибуты, в частности, страусовые перья в головном уборе. Стоит напомнить, что Пунт назывался также «страной бога», так как из этого региона египтяне везли необходимые для культа благовония4. Известно, что и карликов (пигмеев?) привозили ко двору в эпоху Древнего царства именно с юга. В целом же представление о карликах, охраняющих пространство домашнего очага – архетип, восходящий к доисторическим временам [Dasen, 1993, p. 83]. Если вспомнить русские сказки и легенды народов Европы, то хранителями очага и помощниками людей по дому всегда предстают существа маленького роста (домовые, барабашки, гномы, ниссе и др).
Впрочем, все вышеуказанное может иметь чисто символическое значение, подчеркивающее ассоциацию с югом, и не доказывающее при этом его «южного» происхождения. Бэс являлся продуктом египетского мировоззрения, в котором огромное значение имели рубежи – это и южные границы государства, и пустынные места обитания фантастических животных, и область, где рождается солнечный бог [Dasen, 1993,p. 63–64]. Поэтому Бэс связан с кругом демонов, обитающих на границе миров, в подземном царстве и в южной пустыне; вместе с такими миксаморфными созданиями Бэс появляется в изображениях на магических жезлах. Кстати, эти странные гибридные существа тоже изображаются фронтально – для устрашения, ведь они стражи ворот и путей в иной мир [Piankoff, 1955, fig.41; Dasen, 1993, p. 63, no.66]. В мифологических папирусах Бэс тоже мог представать как хранитель входов и пилонов5.


5. Ссылки см.: [Dasen, 1993, p. 64, no.69].


Фрагмент I, 1а 4245 (илл. 1) представляет собой голову Бэса; в инвентаре он, вслед за карточкой В.С. Голенищева, обозначен как «маска Беса» и назван среди группы приобретенных В.С. Голенищевым предметов с изображением Бэса – различных светильников и статуэток6. Учитывая размер фрагмента I, 1а 4245, можно предположить, что памятник был частью фигурного сосуда в виде головы Бэса. Так, в коллекции Голенищева имеется светильник в виде головы Бэса (I, 1а 4266) высотой 8,5 см, который отличается хорошим качеством; тем не менее, он трактован более обобщенно и относится, очевидно, к более позднему времени [Ходжаш, 2004, с. 158, кат. 223].


6. Инв. I, 1а, 2, c. 261. Голенищев fichier 2672: ‘Masque de Bes’.


Лицо Бэса имеет ярко выраженные негроидные черты – толстые губы (собственно, сохранившаяся верхняя), мясистый приплюснутый нос с большими ноздрями, выпученные круглые глаза c обозначенными веками. Сдвинутые густые брови показаны рельефно, сохранившаяся часть усов и бороды – орнаментально, в виде отдельных полосок. Щечки выпуклые, объемные. Мелкие волоски показаны между верхними веками и бровями. Уши обломаны. На лбу прочерчена линия, которая обозначает границу роста волос – они показаны плотной «шапочкой» и даны в виде декоративных крохотных завитков. Очевидно, что это – курчавые негроидные волосы. На голове – низкий калаф с тиарой из пяти перьев. Верхняя губа, весьма массивная, приоткрыта; ниже виден верхний ряд зубов, под которым обычно моделировался сильно высунутый язык, в нашем случае обломанный. В данном случае иконографию Бэса можно сопоставить с изображением пленников, у которых в полуоткрытом рту видны зубы; кроме того, интересна скульптурная модель, изображающая мужчину с изуродованным носом, у которого полуоткрытый рот с зубами и высунутый язык7. Возможно, чужеземцам могли специально придавать карикатурные, искаженные черты8. Без характерной «бэсовой» гримасы лицо выглядит почти индивидуально. Необычные черты Бэса и высокое качество работы, несомненно, привлекли В.С. Голенищева – с похожими негроидными чертами в его коллекции есть также небольшая терракотовая головка мужчины (I, 1а 2801) и рельефное лицо статуэтки негра из граувакки (I, 1а 1943), отличающееся превосходным качеством [Берлев, Ходжаш, 2004, с. 161, кат. 49 (XVIII династия, Карнак)]. В иконографии Бэса подчеркивание негроидных черт – обычный мотив, начиная с Позднего периода [Dasen, 1993, p. 59]. Кстати, в цветных изображениях Бэс мог изображаться черным (как, например, Осирис), но это скорее свидетельствует о его функции как бога плодородия, ассоциируясь с цветом египетской почвы9.


7. См.: [Keimer, 1954, S. 142–143]. Изображения, правда, даны в профиль, но Л. Каймер их сопоставляет с иконографией Бэса с высунутым языком.

8. Маска-гримаса с полуоткрытым ртом с рядами зубов встречается как у Бэса [Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 32] так и у Силена [Lexicon Iconographicum, 1997, Silenoi 166–167]. Возможно, их сходство послужило популярности Бэса в Римской империи.

9. Черный цвет присутствует на фигурном светильнике с изображением танцующей Бэсет (I, 1а 2844) и на рельефных сосудах с изображением Бэса (I, 1а 4274, 2856, 2988).


Близких аналогий «маске» I, 1а 4245 нет; некоторые примеры из коллекции будапештского музея не отличаются высоким качеством исполнения [Török, 1995, pl. XX, nos.21–24]. Терракотовый «фрагмент головы Бэса» из Копенгагена (фрагментированный и грубый) [Fjeldhagen, 1995, p. 80, cat.61] и сосуд в форме головы Бэса из Гамбурга [Ewigleben, Grumbkow, 1991, S. 64, Kat.49 (Inv. Nr.1989.664)] также нельзя поставить рядом с голенищевским фрагментом. Высокое качество исполнения этого предмета, тонкая детализация черт указывает на мастерские самых лучших коропластов Дельты Птолемеевского периода; перед нами – один из шедевров керамического искусства греко-римского Египта.
Статуэтка I, 1а 4269 (илл. 2) изображает стоящего обнаженного Бэса в высокой тиаре из трех перьев; на левом плече он держит наос, внутри которого находится статуэтка богини Афины10. Наос имеет полукруглый фронтон, украшенный солнечным диском. Подобный египтизирующий элемент античной архитектуры – распространенная черта в коропластике греко-римского Египта11. Афина (или Афина-Нейт?) в наосе показана сидящей на троне в длинном хитоне, в характерном для нее шлеме со сфинксом; правая рука лежит на колене, левой придерживает щит возле левого колена; рядом стоит копье. Иконография статуэтки очень редка и восходит к Афине Промахос Фидия [Павлов, Ходжаш, 1985, c. 89]12. Ни один из публикаторов статуэтки ничего не говорит о круглом медальоне, висящем на груди Бэса. Логично воспринять его как голову пантеры; однако не видно свисающих на плечи лапок от шкуры, да и на спине сзади шкура не показана (разве что таковой считать небольшой треугольник под затылком?). Кроме того, круглый амулет явно висит на шнурке; вполне вероятно, это – «горгонейон», защитный амулет, популярный в эпоху эллинизма13. Если это так, то мы видим еще один пример типичного для позднего Египта усиления апотропейной силы с помощью дополнительного атрибута.


10. Ошибочно «Харпократ» в [Ходжаш, 2004, с. 4, 8]. Ср. [Павлов, Ходжаш, 1985, c. 89]. Голенищев fichier 2616: ‘Bes en marche, portant une petite chapelle avec Pallas dedans’.

11. Например: [Breccia, 1934, pl. II, V, XLVII; Fjeldhagen, 1995, p. 96, cat.79].

12. Об этом типе см. подробно: [Lexicon Iconographicum, 1984, p. 1040–1042].

13. Примеры в иконографии Бэса см.: [van Oppen de Ruiter, 2020, p. 6; Lexicon Iconographicum, 1988, p. 328].


Фигура Бэса обломана на уровне бедер; в результате антикварной предпродажной реставрации были дополнены ноги, в частности, появилась выставленная вперед правая нога. Поэтому Фр. Баллод отметил своеобразную «тяжелую, медленную походку» [Ballod, 1913, S. 98]. В ходе проведенной в начале 2021 г. реставрации были удалены поздние гипсовые дополнения, сбивавшие с толку исследователей. Тем не менее, по сколу можно определить, что у Бэса правая нога была чуть приподнята – трудно сказать, был ли он показан шагающим, топчущимся на одном месте или, что менее вероятно, даже исполняющим ритуальный танец (в последнем случае он изображался с музыкальными инструментами, например, с тамбурином). Вполне возможно, что Бэс с наосом на плече мог быть показан с широко расставленными ногами, наподобие статуэтки из собрания Университета Тюбингена [Fischer, 1994, Taf. 55.554 (Tübingen S/ 13 2676)]. Тюбингенский Бэс одет в одну только набедренную повязку и держит на правом плече статуэтку Харпократа.
Московская терракота относится к типу изображений Бэса, исполняющего различные ритуалы. Нередко встречаются терракоты служителей культа или почитателей божества, несущих на плече миниатюрный наос со статуэткой внутри14. Наиболее популярны были типы терракотовых статуэток, в которых Бэс (или жрец) несет на плече статуэтку Харпократа15 (тесная связь Бэса и Харпократа, Хора-младенца, фиксируется многочисленными стелами cippi со второй половины Нового царства [Lexikon der Ägyptologie, 1980, Col. 61]), реже – других богов [Bailey, 2008, no.3153 (Амон-Мин)]. Фрагментированная аналогия из Британского музея изображает жреца в маске Бэса (theophoros), который несет на своем левом плече статуэтку царя или бога [Bailey, 2008, p. 60, no.3154 (GR 1888.6-1.95)]. Вполне вероятно, что и в случае с московской статуэткой можно говорить об изображении именно служителя культа в маске, а не самого Бэса.


14. Например: [Török, 1995, pl. LXXXVI, no.160; Fjeldhagen, 1995, p. 115–116; cat.97–98; Bailey, 2008, nos.3148–3152].

15. Например: [Ewigleben, Grumbkow, 1991, S. 64; kat.50; Fischer, 1994, Taf. 55.554].


Точных аналогий статуэтке I, 1а 4269 нет ни в отношении позы, ни наоса с божеством. Изображение Афины, стоящей внутри наоса, встречается, например, на некоторых терракотовых светильниках, где она показана в шлеме, длинном хитоне, с копьем и щитом [Perdrizet, 1921, p. 69, no.174, pl. LIX; Fjeldhagen, 1995, p. 96, cat.79 (AE.I.N.553); Lexicon Iconographicum, 1984, Athena (in Aegypto) 3 (Alex. Mus. Gr.-Romaine 9450)]. Один из светильников показывает фигуры Бэсов-атлантов, фланкирующих наос с большой статуей Афины [Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 22 (Karlsruhe Bad. Landesmus. H 794). Ср. Malaise, 2004, p. 276, no.76 (Hannover, Kestner Mus. 1935.200.705)]. Бэс был связан с Афиной через Исиду: об отождествлении этих двух богинь пишет Манефон (Maneth. Frg. 79); об этом также говорится в тексте греческого папируса из Мемфиса Птолемеевского периода [Dunand, 1973, p. 124, no.4]. Есть изображение Афины-Исиды в хитоне и шлеме, держащей в правой руке статуэтку Сараписа – указание на то, что эта богиня включена в сферу влияния исических верований и значительно египтизирована [Perdrizet, 1921, p. 69–70, no.175, pl. LIX; Dunand, 1973, p. 125; Malaise, 2004, p. 277]. В египетском пантеоне была богиня, куда лучше соответствующая воинственной Афине – Нейт, «владычица Саиса», столицы ХХVI династии. Самодостаточные, обходящиеся без супругов богини-воительницы, в то же время покровительствовали типично женскому ремеслу – ткачеству [Томашевич, 1985, с. 230]. Однако информаторы Геродота или он сам путают Нейт с Исидой, чему способствовала начавшаяся в эпоху Нового царства египетская ассимиляция Исиды, Хатхор, Мут и других богинь16. Кроме того, Нейт, охранительница спящих и мертвых [Томашевич, 1985, c. 227–239], считалась матерью Туту, который как бог-защитник также был тесно связан с Бэсом17.


16. В рассказе о дочери Микерина «отец истории» повествует о ее захоронении в статуе коровы в саисском храме (Hdt.II, 131–132). Нейт еще в «Текстах пирамид» отождествлялась с коровой Мехет-урет, культ которой расцвел в Саисе времени правления XXVI династии, поэтому она могла отождествляться с Исидой [Томашевич, 1989, с. 191–197]. См. также об отождествлении Афины-Исиды с Нейт: [Dunand, 1973, p. 125].

17. [Malaise, 2004, p. 277, no.79]. Бэс также считался охранителем спящих, как свидетельствуют его изображения на подголовниках [Quirke, 1992, p. 108; Ходжаш, 2004, с. 162, кат. 229].


Бэс традиционно соотносился, прежде всего, с чисто египетскими божествами – Харпократом, Исидой, Хатхор, Таурет; но в эту «сферу влияния», помимо уже названной Афины, были включены также божества дионисийского круга [Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 83].
В этой связи необходимо сказать несколько слов о почитании Бэса, которое имело ряд особенностей. Он никогда не имел собственного храма и официального культа, хотя в Позднем и Греко-римском периодах он присутствовал в некоторых главных святилищах (особенно хорошо документировано присутствие Бэса в Дендере), и изображался в маммиси18; большая известняковая статуя Бэса находилась в саккарском Серапеуме [Lauer, Picard, 1955, p. 9, fig. 5]. Несмотря на отсутствие официального культа, почитание Бэса вполне могло функционировать в так называемом «жреческом» контексте: изображение Бэса появлялось на храмовых рельефах, его образ был инкорпорирован в мифы и ритуалы [Frankfurter, 1998, p. 124–126]. Почитание Бэса в домашних обрядах нашло свое отражение в небольших фаянсовых амулетах, где Бэс изображается заключенным в святилище или нишу [Frankfurter, 1998, pl. 16 (Boston, MFA 1995.710)]; известна терракота, изображающая рядом с Бэсом приношения круглых хлебцев [Török, 1995 pl. III, no.11 (Budapest Museum of FineArts, Inv. T.506)].


18. [Lexikon der Ägyptologie., 1975, Col. 721]. См. также: [Onderka, Vrtal, 2018, p. 421–422].


Хотя большинство терракот с изображением Бэса предполагают домашний контекст, не исключено, что такие статуэтки могли находиться и в храмах (возможно, в качестве вотивов). Например, бронзовые и серебряные статуи этого божества упомянуты в одной описи II в. н.э. из храма Сокнопайу Несоса (совр. Дима эс-Себа) [Frankfurter, 1998, p. 127, no.105; Malaise, 2004, p. 280, no.105]. Образцы монументальных изображений Бэса есть, прежде всего, в храме в Дендере, второй мамисси которого делает явный акцент на фигуре этого божества: мы видим его изображения в позе «борца»/«воина»; некоторые рельефы показывают его танцующим [Frankfurter, 1998, p. 127–128, pl. 10, 22]. Примером своеобразных «святилищ Бэса» могут служить открытые в Саккаре так называемые «комнаты Бэса» Птолемеевского периода, украшенные полихромными терракотовыми рельефами19 [Quibell, 1907, p. 12–13, 28, pl. 27–29]. Комплекс небольшого святилища Анубейона, куда они входили, был предназначен для обеспечения счастливого материнства; в нем, вероятно, функционировал некий жреческий (или полужреческий) состав служителей для приема приношений и обслуживания верующих [Frankfurter, 1998, p. 127, no.104]. Хотя говорить о существовании специальных храмов и жречества бога Бэса не приходится, некоторые исследователи предполагают существование ритуалистов, действовавших от имени Бэса (и в его маске?), о чем свидетельствует наличие празднеств наподобие Besia в Дендере20. При раскопках дома в эль-Лахуне периода Среднего царства была найдена большая раскрашенная маска Бэса и другие ритуальные принадлежности (кастаньеты и статуэтка женской ипостаси – Бэсет); исследователи связывали этот «инвентарь» с повитухой, возможно, работавшей при местном храме [Petrie, 1890, pl. VIII.13–14]. Подобные находки говорят о том, что был некий тип «жреца»/знахаря, который осуществлял помощь при родах посредством искусства врачевания и магических обрядов, обращаясь к Бэсу и Бэсет [Frankfurter, 1998, p. 127]. Д. Фракфуртер цитирует папирусы XIX династии, где говорится об использовании глиняных фигурок Бэса: их помещали на живот рожающей женщины [Frankfurter, 1998, p. 126, note 101].


19. Ю. Волохин пишет об уникальности данного памятника [Volokhine, 2010, p. 246–247], который, судя по всему, отражает именно мемфисскую специфику почитания Бэса.

20. [Frankfurter, 1998, p. 127, no.106; Malaise, 2004, p. 268, no.14]. Упоминание ежегодного празднества Besia в Дендере имеется в папирусе II в.н.э., но о самом празднестве ничего неизвестно.


Тем не менее, этих фактов недостаточно для того, чтобы говорить о Бэсе как о подлинном sunnaos theos в египетских храмах; его образ остается все же всецело «домашним»21. Именно поэтому он избежал сильной эллинизации, а его популярность продержалась вплоть до позднеантичного времени22. Кроме того, именно таким он чрезвычайно нравился и грекам, и римлянам (последние видели в нем «египетского Силена»)23. По свидетельству Аммиана Марцеллина (Ammian. Marc.19.12.3), в его время в Абидосе существовал оракул Бэса, таким образом, культ этого божества простирался далеко за пределы региональных центров24.


21. [Malaise, 2004, p. 280; Frankfurter,1998, p. 128]. Интересно, что «комнаты Бэса» могли существовать не только при храмах, но и в пространстве жилых домов – как частное святилище с назначением, близким к мамисси (например, в Дейр эль-Медине) [Мanniche, 2015, p. 218].

22. В Византийский период в Дендере рельефы с изображениями Хатхор и Харсомтуса оставались практически нетронутыми, в то время как головы Бэса были везде сильно повреждены, что свидетельствует о сильной популярности этого божества и после IV в. н.э. [Frankfurter, 1998, p. 128].

23. О сближении с Силеном см.: [Lexicon Iconographicum, 1986, p. 107; Volokhine 2010, p. 255].

24. [Frankfurter, 1998, p. 129, no.110; Manniche, 2015, p. 230]. Практиковалось исцеление в процессе инкубации (как и в Дендере). Оракул был закрыт в 359 г. н.э.


Бэсет
Образ Бэсет/Бэсит появляется в египетской религии довольно поздно; очевидно, что он был создан в народной религии как женский pendant Бэса [Lexikon der Ägyptologie, 1975, Col. 731]. Возможно, прообразы Бэсет, также как и Бэса, фиксируются на магических «ножах», датируемых Средним царством. В коллекции В.С. Голенищева есть прекрасная статуэтка Среднего царства, изображающая хорошо сложенную женщину в маске львицы (или с головой львицы), очень похожей на лик Бэса, но без высунутого языка – ее губы плотно сомкнуты25 [Анохина, Дюжева, Томашевич, 2017, с. 219–221, ГМИИ, I, 1а 5669]. У «классической» поздней Бэсет схожие с ее супругом Бэсом пропорции, она изображается обнаженной, иногда с браслетами на руках, на голове обычно широкий цветочный венок, поверх которого может располагаться корона из перьев26. Карлица Бэсет образует вместе с Бэсом своеобразную семью, в которой присутствует и Бэс-ребенок. Эта семья может считаться «народным вариантом» исической триады [Malaise, 2004, p. 278]. Функции Бэсет такие же, как и у ее супруга – это божество-апотропей, защищающий семью от злых духов; она также может быть как воительницей, так и танцовщицей [Lexicon Iconographicum, 1986, p. 112–113]. В отличие от Бэса, эта неприметная богиня никогда не распространяла свое влияние за пределы Египта, хотя имела большую популярность в Греко-римский период [Lexicon Iconographicum, 1986, p. 114].


25. Дж. Романо также считает подобные статуэтки Среднего царства изображениями Бэсет и отмечает, что, в отличие от Бэса, ее сначала представляли с прямыми ногами [Romano, 1998, р. 96].

26. Бэсет могла изображаться и одетой, в хитоне с узлом Исиды. См., например: пластический светильник I,1а 2844 с изображением Бэсет-музыкантши с тамбурином в коллекции ГМИИ.


В целом облик Бэсет кажется менее устрашающим, чем у ее супруга [Bailey, 2008, p. 19], которого она нередко сопровождает27. Когда Бэсет изображается обнаженной, она чаще всего заимствует фронтальную позу стоящего Бэса, с руками на бедрах, однако в данном случае эта поза не кажется угрожающей и «воинственной».


27. См. изображения на известняковых рельефах: [Lexicon Iconographicum, 1986, Bes 31a (Alexandria Graeco-Roman Museum, 3184), 31b (LouvreE 11138)].


Статуэтка I, 1а 4267 (илл. 3) имеет точную аналогию в собрании Лувра; первый публикатор этой вещи считает ее изображением Бэсет-девочки [Perdrizet, 1921, p. 50], что маловероятно. Показана сидящая обнаженная Бэсет, с руками на коленях, с огромными глазами и высунутым языком; формы тела, судя по развитой груди, вряд ли можно назвать детскими. На голове Бэсет высокая тиара из трех перьев, прическа с завитыми в локоны волосами, покрывающими лоб и падающими на плечи.
В инвентаре ГМИИ этот памятник обозначен как «статуэтка-светильник, изображающий Бэса»28; у В.С. Голенищева29 и С.И. Ходжаш предмет атрибутирован как изображение Бэсет [Ходжаш, 2004, c. 102]. Похожая статуэтка танцующей Бэсет из Александрии, имеющая внизу отверстия, названа фигурной лампой [Götter und Pharaonen, 1979, Kat.140 (Alexandria 27800)]. Пластическая терракотовая лампа из Каирского музея имеет два отверстия, но не сбоку, а прямо под ногами фигурки [Lexicon Iconographicum, 1986, Besit 2c (Cairo JE 52504)]. Светильник с изображением Бэса из копенгагенской коллекции аналогичен московскому памятнику I, 1а 4267 и датируется III в. н.э.; два отверстия на небольшой плинфе слева от фигурки, по предположению М. Фьелдхагена, предназначались для вставки фитиля и заливки маслом [Fjeldhagen, 1995, p. 80, cat.59]. Итак, данная статуэтка могла быть лампой с возможностью подвешивания. В то же время небольшое пространство для масла заставляет видеть здесь лишь модель лампы, как предполагала в аналогичных случаях Е. Байер-Нимайер, называя такие предметы “Miniaturlampe” [Bayer-Niemeier, 1988, S. 129, Taf. 40 (Kat-Nr.210)].


28. Инв. I, 1а, 2, с. 264.

29. Голенищев, fichier 2616: ‘Bes femelle debout’.


Второе изображение Бэсет в московском собрании (I, 1а 2995, илл. 4) определяется в инвентаре ГМИИ и С.И. Ходжаш как голова от статуэтки Бэсет в тиаре из трех перьев. Над тиарой имеется высокий головной убор – навершие в виде колонны с пальмовидной капителью, со сквозным отверстием для подвешивания [Ходжаш, 2004, c. 99]. В.С. Голенищев видел в этой терракоте фрагмент статуэтки молодого безбородого Бэса, а головной убор интерпретировал как знак «тит»30 = le signe ’.]]]. Однако более вероятно, что перед нами – фрагмент светильника с головой Бэсет. В аналогичной пластической лампе из Александрии, изображающей голову Бэсет-ребенка, небольшое тулово светильника состоит из двух коротких носиков с отверстиями. При этом, как и в московской терракоте, присутствует высунутый язык и головной убор с перьями, но локоны волос оформлены немного иначе, и ручка светильника короче [Lexicon Iconographicum, 1986, Besit 16a (Alexandria Graeco-Roman Museum 23077)].
Изображения Бэса и Бэсет часто помещались на светильниках, поскольку считалось, что свет, в особенности огонь факелов – это сильное и действенное средство защиты от злых духов, особенно опасных в темноте; данное представление характерно для многих древних культур [Ewigleben, Grumbkow, 1991, S. 204]. Вероятней всего, подобные светильники предназначались для домашних алтариков [Bailey, 2008, p. 41 (3106)]. Терракоты могли размещать возле кроватей для обеспечения благоприятного зачатия, для охраны беременности и родов, а впоследствии – как апотропеи для детей и рожениц [Frankfurter, 1998 p. 125–126] (полагают, что магическими жезлами из кости гиппопотама очерчивали кровати рожениц [Quirke, 1992, p. 108, 113]).
Заключение
Рассмотренные в статье памятники включены в контекст домашнего почитания бога Бэса. Фигурные терракотовые сосуды в виде этого божества либо его головы могли предназначаться для отправления домашних обрядов; вполне возможно, что терракоты с изображением Бэса (как и многие другие) служили «связующим звеном» между храмовыми празднествами и домашним культом, например, в сосудах приносилась священная вода для особых ритуалов, способствующих деторождению. Статуэтка I, 1а 4269 и светильник I, 1а 4267 имеют ушко для подвешивания, они могли находиться в небольшом домашнем святилище. Впрочем, для всех названных здесь статуэток в равной степени вероятности можно допустить как домашний контекст бытования, так и помещение их в гробницу в качестве погребального инвентаря или принесение в качестве вотива в храм.
Бэс и Бэсет, наряду с другими благожелательными демонами, как считалось, охраняли и помогали человеку в критические периоды, когда он сталкивался с силами хаоса – во время сна, болезни, в родах, в период войны. Прежде всего, Бэс и Бэсет считались защитниками детства и материнства, способствовали зачатию, благополучным родам и выживанию младенцев и рожениц. Бэс был связан с пограничными состояниями человеческого бытия в момент перехода человека в иной мир. Многоликость этого божества отражается в многообразном спектре его функций; именно поэтому облик его одновременно и угрожающий и благопожелательный, устрашающий и комический, человеческий и звериный, юный и старый. Его образы происходят не из храмовой теологии, но из контекста домашних, частных обрядов. Именно поэтому на многих предметах домашней утвари мы видим его изображения. В этом отношении Бэс остается всецело «народным» богом, частью ежедневного жизненного цикла населения греко-римского Египта. В этой многоликости – один из секретов невероятной популярности Бэса, статуэтки которого распространились вместе с греками и римлянами по всей ойкумене, включая Северное Причерноморье. Причем и в такой удаленности от долины Нила он сохранил свою главную функцию и прежде всего считался защитником детей.