Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
Проблемы водообеспечения сектора Газа в условиях израильской блокады
Аннотация
DOI | 10.31696/S086919080031013-1 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 93 - 104 |
Аннотация | Статья посвящена водным ресурсам сектора Газа, испытывающим экстремальную нагрузку из-за быстро растущего населения, отсталости инфраструктуры и блокады со стороны Израиля, начавшейся в 2007 г. после прихода к власти исламистского движения ХАМАС. Водный кризис периодически усугубляется из-за ущерба от израильских военных операций, включая беспрецедентные разрушения в 2023–2024 гг. Израиль затрудняет палестинцам возможность восстанавливать и реконструировать систему водоснабжения, используя это в качестве одного из инструментов воздействия на палестинский анклав, воспринимаемый как источник угрозы безопасности еврейскому государству. В этих условиях палестинцам не остается выбора, кроме как продолжать извлекать воду из подземного прибрежного водоносного горизонта в масштабах, которые грозят ему необратимой деградацией в ближайшей перспективе. При этом количество добыввемой воды все равно недостаточно для удовлетворения бытовых и хозяйственных нужд населения сектора Газа, а ее качество не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, что ведет к массовому распространению разных заболеваний. Международные гуманитарные инициативы по модернизации инфраструктуры сектора Газа имели ограниченный эффект. Реализация проектов поставок воды из Турции, Египта или Иордании не предвидится, и проблема может быть решена только за счет увеличения снабжения водой из Израиля, использования водосберегающих технологий и перехода к опреснению морской воды. Во многом развитие ситуации будет зависеть от масштабов и последствий операции «Железные мечи», начатой Тель-Авивом в ответ на нападение боевиков ХАМАС на приграничные израильское территории 7 октября 2023 г., которая значительно усугубила «водный вопрос». Для любой администрации, которая утвердится в секторе Газа после окончания активной фазы противостояния, решение проблемы водоснабжения населения будет одной из первоочередных задач. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
Эксплуатация и загрязнение водных ресурсов в мире достигли беспрецедентного уровня в результате совокупного воздействия таких факторов, как увеличение численности населения, экономическая деятельность, изменение климата. Ближний Восток и Северная Африка относятся к числу самых неблагополучных регионов в силу природно-климатических, демографических, политических причин, а также нередко нерационального использования воды и массы других обстоятельств. Как указывают российские экономисты В.А. Исаев и А.О. Филоник, в арабском мире «…постепенно складывается ситуация, при которой нарастающий дефицит воды становится серьезным ограничителем экономического роста. Он может превратиться в тяжелую проблему для арабских стран, поскольку для многих из них это может означать замедление развития в наиболее ответственный момент истории, когда они рассчитывают совершить рывок вперед, чтобы плотнее встроиться в мировое сообщество на равноправных началах» [Филоник, Исаев, 2019, c. 15].
Особенно тяжелое положение наблюдается на палестинских территориях (Западный берег реки Иордан и сектор Газа1), где запасы воды крайне ограничены и действует комплекс политических факторов, усугубляющих ситуацию. Серьезными внешними ограничителями решения водной проблемы выступают прежде всего стагнация палестино-израильского мирного процесса, нарастание поселенческой активности Израиля на Западном берегу в период долгого премьерства Биньямина Нетаньяху (с 2009 г. по наст. время с полуторагодовым перерывом в 2021–2022 гг.), стремление Тель-Авива контролировать источники воды как стратегический ресурс, блокада Газы с 2007 г. и разрушительные военные операции Израиля, особенно частые после прихода к власти в секторе исламистского движения ХАМАС.
1. Далее географические обозначения «сектор Газа» и «Газа» для удобства употребляются как взаимозаменяемые. В случае если речь идет о городе Газа будет делаться соответствующее уточнение.
ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР СЕКТОРА ГАЗАСектор Газа представляет собой узкую полосу земли, расположенную на юго-востоке равнины, тянущейся вдоль восточного побережья Средиземного моря. Площадь сектора 365 кв. км, длина 45 км, ширина колеблется от 7 до 12 км. Район Газы относится к числу наиболее густонаселенных в мире. По данным Центрального статистического бюро Палестины, по состоянию на середину 2022 г. там насчитывалось 2,23 млн человек [The Palestinian Central Bureau of Statistics, 2023(2)]. В 2016 г. в докладе Фонда ООН в области народонаселения прогнозировалось, что к 2030 г. население вырастет до 3,1 млн, а к 2050 г. до 4,7 млн и сравняется с численностью жителей Западного берега [Palestine 2030. Demographic Change, 2017, p. 8–9]. Почти весь сектор Газа плотно застроен жильем и инфраструктурой. По оценке ФАО, для нужд сельского хозяйства используется 10% территории, в основном требующей искусственного орошения [Water efficiency, 2023]. Водные ресурсы сектора Газа не соответствуют потребностям населения ни в количественном, ни в качественном отношении. Климатически сектор относится к полупустынной зоне, дожди выпадают в период с октября по апрель. Уровень осадков варьируется от 230 мм на юге до 410 мм на севере. Поверхностные источники воды практически отсутствуют. Вади Газа, пересекающая сектор поперек в его срединной части с юго-востока на северо-запад, заполняется водой только во время сильных ливней и не может выступать надежным ресурсом водоснабжения. Основным источником воды служит прибрежный водоносный горизонт (аквифер). Составляющие его осадочные горные породы имеют трещины и пустоты, заполненные подземными водами. [Aish, 2013, p. 14; State of Environment and Outlook Report, 2020, p. 65–66]. Водоносный горизонт используется Израилем (66% от общего объема добычи), сектором Газа (23%) и Египтом (11%) [Inventory of Shared Water Resources, 2013, p. 486]. Его пополнение происходит за счет инфильтрации дождевых осадков и благодаря просачиванию ирригационной и канализационной воды. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К ВОДНЫМ РЕСУРСАМ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИСектор Газа в его нынешних границах, определенных соглашением о перемирии между Израилем и Египтом 1949 г., образовался по итогам первой арабо-израильской войны 1948–1949 гг. Каир до 1967 г. осуществлял временное управление этой территорией. Демографический рост, арабо-израильская война 1967 г. и оккупация Израилем сектора Газа радикально изменили ситуацию с водными ресурсами. В ноябре того же года израильские власти издали военный приказ №158, запрещавший палестинцам развивать инфраструктуру водоснабжения без предварительного получения разрешения со стороны оккупационной администрации [The Occupation of Water, 2017]. Вопрос о доступе к водным ресурсам стал одной из тем, обсуждавшихся палестинской и израильской сторонами в ходе мирного процесса 1990-х гг. Деталям, связанным с водопользованием, была посвящена статья 40 «Вода и сточные воды» одного из приложений к Соглашению Осло–II (май 1995 г.) Тель-Авив брал на себя обязательство поставлять в анклав 5 млн м³ воды в год. Палестинские власти получали право решать вопросы, связанные с водоснабжением и канализационными стоками, включая бурение новых скважин. Некоторые оговорки касались израильских поселений в секторе [Israeli-Palestinian Interim Agreement, 1995, p. 163–165]. Начавшаяся в сентябре 2000 г. палестинская интифада «Аль-Акса» создала новые трудности. От военных действий пострадала инфраструктура водоснабжения, поставки пресной воды из Израиля в Газу в 1998–2004 гг. упали вдвое, 80% сточных вод поступали в окружающую среду без очистки [Gray, 2007]. Вывод израильских поселений из сектора Газа в сентябре 2005 г. положил конец оккупации и дал палестинским властям полный контроль над его водными ресурсами, хотя возможности для их рационального использования, как показало дальнейшее развитие событий, значительно сузились.ПРОБЛЕМА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПОСЛЕ 2007 Г.Победа ХАМАС на выборах в Палестинский законодательный совет в январе 2006 г. и силовой захват власти в секторе Газа в июне 2007 г. после вооруженных столкновений с ФАТХ имели далеко идущие последствия для ситуации в зоне палестино-израильского конфликта и отрицательно сказались на водообеспечении. Обозначились три основные проблемы. Во-первых, негативную роль сыграла блокада анклава, выбранная в качестве инструмента давления на исламистов, из-за которой палестинцы были ограничены в возможностях самостоятельно поддерживать в рабочем состоянии и модернизировать водное хозяйство и связанную с ним электроэнергетику. Во-вторых, в ходе военных операций ЦАХАЛ против ХАМАС, «Исламского джихада» и других группировок регулярно наносится ущерб инфраструктуре водоснабжения. В-третьих, результатом событий 2007 г. стало отсутствие полноценного палестино-израильского диалога по водным ресурсам. Помимо этого, усложнилась структура диалога. Ранее контакты шли по линии Израиль – ПНА, теперь же логичным было бы участие и правительства ХАМАС в Газе, но по политическим причинам был сохранен прежний формат. Итогами масштабных израильских операций «Литой свинец» 2008–2009 г., «Облачный столп» 2012 г., «Несокрушимая скала» 2014 г., «Страж стен» 2021 г., «Рассвет» 2022 г., «Щит и стрела» в мае 2023 г. были повреждения систем водоснабжения и водоочистки. Например, в результате 50-дневной операции «Несокрушимая скала», по данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, доступа к муниципальной системе водоснабжения временно лишились 450 тыс. человек [50 Days of Death & Destruction, 2014]. По окончании боевых действий всякий раз вставал вопрос о восстановлении водного хозяйства, что невозможно без импорта в сектор Газа цемента и иных строительных материалов, труб, электромеханического оборудования и прочего. Попытки властей Газы обеспечить поставки наталкивались на противодействие Израиля, который считал необходимые материалы и предметы имеющими двойное назначение, т. е. могущими использоваться в военных целях, например, для строительства подземных туннелей, бункеров и изготовления ракет.В сентябре 2014 г. Израиль и ООН согласовали формат под названием «Механизм восстановления сектора Газа», который был призван разрешать подобные вопросы. Но успехов в восстановлении сектора Газа за эти годы немного, и можно согласиться с британским исследователем П. Стефанини, что механизм скорее соответствует интересам Израиля, чем палестинцев, т. к. необходимость обязательного согласования со стороны Тель-Авива позволила израильтянам жестко ограничивать ввоз материалов и оборудования и превратила практику согласования в еще один «инструмент господства» [Stefanini, 2018]. Поставки в Газу велись с большими задержками спустя месяцы после завершения очередной израильской военной операции. Контрольно-пропускной пункт «Керем Шалом», через который в основном идет снабжение Газы сырьевыми товарами, часто закрывался по политическим или техническим причинам. [The Gaza Strip, 2022, p. 10]. Для палестинцев «Механизм восстановления сектора Газа», несмотря на его плюсы, оказался непредсказуемым по своему действию, неполноценным в том, что касается разрыва между реальным и необходимым объемом поставок, а реализованные проекты страдали от израильских военных операций, что в очередной раз случилось в конце 2023 г. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯПо состоянию на 2023 г. (до операции «Железные мечи») 98% доступной воды в секторе Газа обеспечивалось за счет местных скважин. Еще 2% воды покупалось у Израиля. В 2021 г. из подземных источников в секторе было добыто 192,5 млн м³ воды. Сложность в том, что почти вся вода непригодна для питья и приготовления пищи из-за просачивания в толщу водоносного горизонта морской воды и канализационных стоков. Примерно 2,6% добытой воды опреснялось. Подземные запасы эксплуатировались с нагрузкой намного больше допустимой. Подсчеты специалистов свидетельствуют, что ежегодно из водоносного горизонта без ущерба можно выкачивать около 50–60 млн м³ воды, иначе он не возобновляется полном объеме, уровень подземных вод падает и это ведет к ускорению инфильтрации соленой морской воды. В результате истощения водоносных пластов обеспечение безопасной пресной водой через муниципальную систему водоснабжения сократилось с 98,3% в 2000 г. до 10,5% в 2014 г. и, очевидно, еще более снизилось к настоящему времени. [State of Environment and Outlook Report, 2020, p. 197; The Palestinian Central Bureau of Statistics, 2023(1); Murray, 2023]. Вода из муниципального водопровода, которая проходит не опреснение, а только хлорирование для обеззараживания, пригодна лишь для технических нужд.Имеющиеся водные ресурсы используются нерационально. Треть добываемой воды теряется на пути к потребителям из-за изношенной системы водоснабжения [WaterCrisis, 2021]. Вместо очистки канализационной воды с целью ее повторного использования, она либо просто уходит в землю, просачиваясь в толщу водоносного горизонта,либосбрасывается в Средиземное море. Если в первом случае это все же способствует частичному восполнению подземных источников, хотя и ведет к ихзагрязнению, то во втором ежегодно пропадают миллионы кубометров воды. Даже чрезмерная нагрузка на подземные источники не позволяет снабжать население сектора Газа водой в должной мере. Уровень обеспеченности водой не дотягивает до минимального порога, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения – 100 литров в день. Согласно данным Палестинского центрального статистического бюро и Палестинского управления водного хозяйства, потребление воды в 2021 г. составило 82,7 литра на человека в день в секторе Газа и 89 литров на Западном берегу [The Palestinian Central Bureau of Statistics, 2023(1)]. Практически единственными источниками питьевой воды для сектора Газа являются местные опреснительные установки и поставки израильской государственной компанией по водоснабжению «Мекорот» – главным агентством страны по управлению водными ресурсами. Сотням мелких и средних частных палестинских предпринимателей принадлежат установки с фильтрами обратного осмоса и парк грузовиков с цистернами. Собственными небольшими опреснительными установками располагают также офисы международных и общественных организаций, образовательные учреждения. Контроль властей за качеством опресненной воды не налажен. Однако в сложившихся обстоятельствах работа частных поставщиков очень важна, т. к. компенсирует неэффективность муниципальных органов [Securing Water for Development, 2018, p. 7–8]. Палестинское управление водного хозяйства полагало построить центральную станцию по опреснению воды мощностью 55 млн м³ ежегодно [El-Komi, 2019]. К 2032 г. оно рассчитывало довести обеспечение водой населения до уровня 120 литров в сутки и присоединить к канализации 95% домов. Доля очищенной канализационной воды, которая направляется на нужды сельского хозяйства или другие цели, в настоящее время невелика. К 2032 г. планировалось повысить ее до 50% [Before the Taps Run Dry. Responding to Gaza’s Existential Water Crisis, 2022, p. 7]. Реализация этих планов требует одновременного увеличения производства электроэнергии, необходимой для работы опреснительных установок и станций очистки воды. Дефицит электроэнергии в Газе в 2022 г. составлял около 50% (189 МВт в год против потребности в 420 МВт) [Executive summary of Al Mezan’s annual report, 2023, p. 5]. Решение невозможно без внешней помощи, необходимой для строительства в Газе ТЭЦ и газопровода для обеспечения ее работы, развития солнечной энергетики или поставок электричества из Израиля и Египта. В январе 2021 г. ЕС объявил, что предоставит до 20 млн евро для финансирования трубопроводной инфраструктуры в Газе, а Катар 60 млн долл. [Before the Taps Run Dry. Responding to Gaza’s Existential Water Crisis, 2022, p. 8]. Но в целом объем денежных вливаний был недостаточен, сроки согласования проектов слишком велики, а их перспективы в свете операции «Железные мечи» неясны. Второй значимый источник пресной воды для сектора Газа – это поставки из Израиля. На нужды ПНА в 2019 г. было направлено 93 млн м³, из которых основная часть поступила палестинцам на Западном берегу (79,6 млн м³), и небольшая часть – в сектор Газа (13,4 млн м³) [Water Crisis, 2021]. Начиная с 2008 г. и до 2015 г. просходило постепенное снижение объема воды, поставляемой Израилем в сектор Газа. В 2008 г. сектор получил 5,15 млн м³, в 2010 г. – 4,08 млн м³, в 2014 г. после израильской военной операции, в ходе которой сильно пострадала инфраструктура сектора Газа, поставки упали до 3,9 млн м³ [Mekorot responds, 2015]. Напомним, что согласно временным соглашениям между Израилем и ПНА, Израиль должен ежегодно поставлять в Газу не менее 5 млн м³ воды. В 2015 г. Тель-Авив принял решение увеличить объем поставок воды в сектор Газа до 10 млн м³. Удвоение свидетельствовало о понимании Тель-Авивом реалий гуманитарного кризиса и его взрывоопасного потенциала. Глава международной неправительственной организации EcoPeace Middle East Г. Бромберг еще в начале 2014 г. предупреждал, что, когда в Газе не будет воды, то «…никакой забор не остановит полтора миллиона человек…». Как объяснил координатор ЦАХАЛ по работе правительства на палестинских территориях генерал-майор Й. Мордехай, увеличение водоснабжения позволило Израилю избежать необходимости разрешить ввоз в Газу материалов, необходимых для модернизации инфраструктуры, которые могли бы быть использованы для военных целей [Khoury, 2015]. С началом израильской военной операции «Железные мечи» в октябре 2023 г. был не только поставлен крест на проектах по улучшению водоснабжения сектора Газа, но и нанесен беспрецедентный ущерб существующей инфраструктуре, а массовое перемещение палестинцев в пределах сектора Газа с севера на юг привело к еще большей нагрузке на водные ресурсы в отдельно взятых районах анклава.КАЧЕСТВО ВОДЫ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКАНедостаток и низкое качество водопроводной и даже опресненной воды, а также неразвитость канализационной сети признаются одними из существенных факторов, негативно влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку в секторе Газа и здоровье населения. По оценке представителя базирующейся в Швейцарии международной неправительственной организации The Euro-Mediterranean Human Rights Monitor М. Шехады, примерно каждое четвертое заболевание и 12% детских смертей в секторе Газа так или иначе связаны с некачественной водой [Baroud, 2022]. Палестинские и международные эксперты фиксируют химическое загрязнение подземных источников воды (хлоридами, нитритами и нитратами из-за чрезмерного использования удобрений местными фермерами) и биологическое (вирусами и болезнетворными бактериями из-за неочищенных канализационных стоков). Только 12,4% воды из подземных скважин соответствует нормам ВОЗ по содержанию нитратов и 19,3% – по содержанию хлоридов. В совокупности 3,6% скважин отвечают стандартам ВОЗ по обоим химическим веществам. Самая высокая концентрация нитратов зафиксирована около густонаселенных городов – Газы, Дейр аль-Балада и Рафаха. Нормы содержания хлоридов сильно превышены в прибрежной полосе сектора Газа из-за просачивания морской воды. Хотя вопрос о влиянии перечисленных веществ на здоровье до конца не изучен, эксперты полагают, что в ситуации, когда такая вода является единственной доступной для потребления, риски для населения возрастают [Efron et al, 2018, p. 27–32; Before the Taps Run Dry. Responding to Gaza’s Existential Water Crisis, 2022, p. 3]. Дефицит чистой воды для санитарно-гигиенических нужд также приводит к различным заболеваниям. Согласно ежегодному докладу министерства здравоохранения Палестины за 2015 г., к числу отмеченных в секторе болезней, передающихся благодаря грязной воде, относятся гепатит А (860 случаев в секторе Газа, что составило 48,9 случаев на 100 тыс. человек, в то время как на Западном берегу был отмечен 171 случай, или 22,7 на 100 тыс.). Заболеваемость брюшным тифом и паратифом зафиксирована на уровне 61 случай на 100 тыс. жителей в секторе Газа в сравнении с 0,1 заболевшим на 100 тыс. на Западном берегу. Лямблиоз распространен в пропорции 114,3 заболевших на 100 тыс. человек против 0,4 на Западном берегу. В числе прочих инфекционных заболеваний палестинские медики упоминают аскаридоз, эпидемический паротит (свинка), амебную дизентерию [Water Scarcity, 2015, p. 16–17].ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫУсилия по улучшению водообеспечения населения сектора Газа недостаточны и скорее направлены не на решение существующих проблем и развитие, а на недопущение резкого ухудшения ситуации. Палестинцы долгие годы полагались на изношенную инфраструктуру, которую старались поддерживать в рабочем состоянии, в том числе за счет эпизодического ввоза стройматериалов, строительства новых объектов при международном содействии и поставок пресной воды и электроэнергии из Израиля. Это могло бы быть приемлемым, если ли бы не исчерпание возможностей по продолжению этого курса в будущем. Даже если после окончания израильской военной операции будет точно оценен ущерб инфраструктуре и начнется реконструкция сектора Газа до прежнего уровня, этого будет недостаточно. При нынешних темпах эксплуатации прибрежного водоносного горизонта к 2030 г. могут произойти необратимые изменения, и его вода станет непригодной для нужд населения из-за высокой концентрации солей. Согласно пессимистичному сценарию, если откачка сократится на 50% по сравнению с текущими темпами, состояние водоносного горизонта улучшится незначительно. Чтобы его сохранить необходимо провести срочную капитальную реконструкцию водной инфраструктуры сектора Газа и уменьшить использование подземных источников более чем на 70% – до 50 млн м³ в год. [Before the Taps Run Dry. Responding to Gaza’s Existential Water Crisis, 2022, p. 3]. Также необходимо решить проблему производства или импорта электроэнергии. Транспортировка воды из соседних стран, хотя и обсуждается экспертами, но эти проекты скорее имеют гипотетический характер, хотя конкретные предложения высказываются уже давно. Примером может быть замысел по перевозке воды из Турции по Средиземному морю танкерами или в огромных буксируемых пластиковых контейнерах. Другой вариант, озвученный турецким премьер-министром Тургутом Озалом в 1987 г., предусматривал строительство трубопроводов в соседние арабские страны для экспорта воды из рек Сейхан и Джейхан. В роли еще одного зарубежного донора мог бы выступить Египет. В 1979 г. президент Анвар Садат в период заключения Кэмп-Дэвидского мира с Израилем выдвинул предложение отводить часть воды реки Нил через Синай в сектор Газа, что, кстати, необходимо и для хозяйственного освоения Синайского полуострова. Однако с тех пор Египет сам столкнулся с проблемой недостатка водных ресурсов и охладел к проекту [Хамзин, 1997, с. 148–150]. Третий способ – это строительство трубопровода из Иордании. Интерес к нему 10–15 лет назад объяснялся тем, что в 2005 г. началось согласование между Израилем, Иорданией и ПНА проекта прокладки канала из Красного моря к Мертвому, чтобы не допустить его дальнейшего катастрофического обмеления. Он также предусматривал строительство около иорданского города Акабы мощной опреснительной станции, в т. ч. для снабжения водой южных районов Израиля в обмен на перекачку воды из Тивериадского озера в северную часть Иордании. Палестинская сторона рассчитывала на поставки части воды и для себя, пусть не напрямую, а через израильские сети через взаимозачет [The Gaza Emergency Technical Assistance Programme (GETAP), 2011, p. 19]. Однако в 2021 г. проект на фоне односторонних действий и планов Израиля по Восточному Иерусалиму и поселениям на Западном берегу, шедших вразрез с ословскими соглашениями, был остановлен из-за израильско-иорданских противоречий. Это продемонстрировало насколько хрупкими на Ближнем Востоке могут быть амбициозные трансграничные экономические инициативы. Перечисленные варианты дороги, предполагают преодоление массы политических разногласий, требуют устойчивого сотрудничества и доверия между государствами, хотя наблюдается как раз обратное. Более реалистичные меры предполагают ввод в строй новых установок по опреснению воды, причем именно морской, что более энергозатратно, но позволит снизить антропогенную нагрузку на водоносный горизонт. Одним из решений может быть дальнейшее увеличение поставок воды с израильской стороны. Также необходим мониторинг количества и качества подземных источников воды, очистка и повторное использование сточных вод, борьба с утечками водопроводной воды, контроль за свалками бытовых отходов и применением удобрений и пестицидов, чтобы не допустить загрязнение водоносных пластов, сбор и использование дождевой воды, проверка качества работы частных опреснительных установок, внимание к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм при торговле бутилированной и разливной водой. Такой комплексный подход, на наш взгляд, выглядит более рационально, т. к. предполагает бережное использование уже имеющихся ресурсов для обеспечения устойчивого развития сектора Газа и бóльшую независимость палестинцев от внешних обстоятельств, влияющих на поставки из-за рубежа, хотя реализация перечисленных шагов упирается в необходимость внешнего финансирования и ослабления режима пересечения границ с целью ввоза материалов и оборудования. Несмотря на то, что даже самые скромные из названных мер требуют немалых усилий, необходимо стараться уйти от сценария сохранения статус-кво, иначе сохранение режима блокады и отсутствие прогресса грозит сектору Газа новой гуманитарной катастрофой. Во многом развитие ситуации будет зависеть от масштабов и последствий операции «Железные мечи» 2023–2024 гг., которая значительно усугубила «водный вопрос». Для любой администрации, которая утвердится в секторе Газа после окончания активной фазы противостояния (если, конечно, не будет реализован самый худший сценарий массового вытеснения палестинцев из сектора Газа в Египет), решение проблемы водоснабжения населения будет одной из первоочередных задач. |