Статья
|
ВВЕДЕНИЕ
После прихода к власти в мае 2022 г. консервативного правительства во главе с Юн Согёлем Сеул выступил инициатором нормализации отношений и скорейшего восстановления прагматичного сотрудничества с Токио без акцентирования внимания на проблемах исторического прошлого. В марте 2023 г. правительство Юн Согёля предложило план выплат компенсаций жертвам принудительной трудовой мобилизации в годы японского колониального господства в Корее, иски которых против японских компаний были удовлетворены Верховным судом РК в 2018 г. Выдвинутое Сеулом решение предполагало сбор пожертвований южнокорейских компаний, которые получили в прошлом экономическую выгоду от японских грантов и займов в соответствие с двусторонним договором об основах отношений 1965 г. Данный подход к урегулированию вопроса компенсаций без участия японских компаний нашёл отклик в Токио и дал старт быстрому восстановлению отношений между Сеулом и Токио, а также активизации и институализации трехстороннего сотрудничества с участием РК, Японии и США в области безопасности.
На уровне консервативного дискурса администрации Юн Согёля прослеживается отход от антияпонизма, который являлся неотъемлемой составляющей корейского национализма и основой корейского национального мифа. Правительство предпринимает усилия для того, чтобы изменить восприятие Японии южнокорейским населением, и продвигает нарратив о необходимости и взаимной выгоде сотрудничества двух стран. В своей речи в день празднования 104-й годовщины Движения за независимость президент РК Юн Согёль заявил, что «Япония превратилась из милитаристского агрессора прошлого в партнёра, который разделяет с нами общие универсальные ценности» [Address by President, 2023]. В качестве причин, по которым не стоит «ворошить прошлое», президент РК отмечал возросшую как никогда важность трёхстороннего сотрудничества между Республикой Корея, США и Японией «для преодоления кризисов безопасности, включая растущую ядерную угрозу Северной Кореи и глобальный поликризис», а также необходимость солидарности со странами, разделяющими общие ценности, в деле защиты свободы и прав человека и существующего либерального миропорядка, основанного на правилах.
Мотивация администрации Юн Согёля радикально поменять место Японии во внешней политике и пропаганде обусловлена и логикой внутриполитической борьбы между прогрессистами и консерваторами, при которой последние пытаются дистанцироваться от прогрессивных нарративов о коллаборационистском прошлом и ответственности авторитарных режимов за нераскаяние Японии в послевоенный период и продвигают собственную интерпретацию истории страны. Так еще в начале 2000-х гг. произошла активизация ультраправых сил («новых правых») как реакция на «перекосы» исторической политики прогрессивных президентов Ким Дэчжуна и Но Мухёна и «приватизацию» прогрессистами националистического дискурса [Yang, 2021]1. Чрезмерный антияпонизм, использовавшийся предыдущей прогрессивной администрацией Мун Чжэина для борьбы с консервативной оппозицией и всеми, кто критиковал правительство, способствовал консервативной реакции, выразившейся в появлении литературы, бросившей вызов официальным нарративам по колониальному прошлому, включая по «женщинам для утешения» и принудительному труду корейских рабочих на японских предприятиях во время японской колонизации2. В итоге на уровне лидеров общественного мнения взгляды на колониальное прошлое диверсифицировались, и, по оценкам некоторых южнокорейских исследователей, число сторонников отхода от «черно-белого» подхода к истории двусторонних отношений с Японией постепенно приближается к числу тех, кто придерживается общепринятого мнения [Park, 2020]. Кроме того, скандал, связанный с нецелевым использованием пожертвований главой фонда поддержки «женщин для утешения» Юн Ми Хян, привел к активизации критиков официального нарратива по «женщинам для утешения» [Asmolov, 2020] и способствовал распространению альтернативных и нюансированных точек зрения по этому вопросу.
В свете происходящих изменений возникает исследовательский вопрос – можем ли мы говорить о том, что у двух стран появился шанс на долгосрочное сближение и выход из тупика исторических противоречий? Цель настоящей статьи – определить, в какой степени южнокорейское общественное мнение поддерживает японское направление политики президента Юн Согёля, насколько оно восприимчиво к транслируемому консервативной администрацией образу Японии, и как общественное мнение, в том числе образ Японии в РК, влияет на внешнюю политику РК в отношении Японии.
Согласно конструктивному подходу в международных отношениях, на которое опирается данное исследование, поведение акторов внешней политики обусловлено внутренними и международными социальными структурами, при этом государство, не являясь пассивным объектом внутренних и внешних социальных влияний, располагает широкими возможностями в области внешнеполитической деятельности [Цыганков, 2008, с. 44]. Одновременно, как отмечает П.А. Цыганков, «с точки зрения конструктивистов, личные идеи руководителей государства или правительства в области внешней политики имеют вес только в той мере, в какой их значение широко разделяется членами группы, общества и государства. Лишь в этом случае они становятся интерсубъективными, оказывая воздействие на общественное мнение и, в свою очередь, воспринимая влияние идей, ценностей, предпочтений и оценок общественности» [Цыганков, 2008, с. 43]. Конструктивисты допускают возможность трансформации внешней политики в результате изменений в восприятии национальной идентичности, которые, в свою очередь, обуславливают изменения в восприятии национальных интересов [Цыганков, 2008].
Общественное мнение есть отличающееся интенсивностью и относительной стабильностью оценочное суждение социальных общностей по вопросам, представляющим для них интерес [Сафаров, 1982]. Применительно к носителям общественного мнения выделяют, например, следующие социальные группы – руководство, интеллектуальная элита и массы [Егорова-Гантман, Плешаков, 1988, с. 24]. Для понимания процессов влияния общественного мнения – представлений общества и социальных групп о конкретней стране – на внешнюю политику в отношении этой страны большой интерес и практическую пользу представляют работы, посвященные психологическому фактору в международных отношениях, в частности концепциям образа и стереотипа [Lippmann, 1922; Boulding, 1956; 1959; Holsti, 1962; Егорова-Гантман, Плешаков, 1988; Cottam, 1992; Лукин, 2007]. Согласно этому подходу, «мы действуем соответственно тому, каким мир представляется нам, а не обязательно в соответствии с тем, каков он на самом деле» [Boulding, 1959, p. 120], а «действия людей в каждый конкретный момент определяются тем, каким образом им представляется мир» [Lippmann, 1922, p. 25]. Как отмечает А.В. Лукин, «во всех этих случаях ими [политиками] движут не абстрактные внешние интересы, а их собственное культурно обусловленное понимание того, в чем состоят их интересы, чтó увеличивает их власть или какие действия пойдут на пользу обществу» [Лукин, 2007, с. 27].
Общественное мнение – это форма общественного сознания. Общественное сознание оперирует образами и стереотипами. Политическая культура общества любого государства содержит стереотипные образы относительно окружающего мира, в том числе других стран [Лукин, 2007, с. 22]. Мы интерпретируем поступающую информацию о другом государстве на основе имеющегося образа этого государства. Этот образ включает в себя деление на «друзей и врагов», оценку могущества, статуса, культуры, угроз и возможностей [Шестопал, 2020; Cottam M., Cottam R., 2001]. Среди факторов, влияющих на образ страны, можно выделить геополитические реалии, современную политическую культуру, исторический опыт взаимодействия двух стран, уже сложившийся образ в совокупности с реинтерпретацией исторических и заимствованных представлений [Лукин, 2007]. Массовое сознание находится в постоянной динамике, подпитываясь из внешней среды [Егорова-Гантман, Плешаков, 1988] и синтезируя новые образы путем модификации старых представлений [Лукин, 2007, с. 488–490].
Важно отметить, что «в неэкстремальных условиях общество не бывает едино в восприятии какой-либо страны» [Егорова-Гантман, Плешаков, 1988, с. 24], в силу чего не может быть одного единственного образа другого государства, разделяемого всем обществом или всеми политическими группами. Напротив, как показывает А.В. Лукин в своей книге «Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XX веках», эти образы могут быть разнообразными и зачастую противоположными, формируясь «под влиянием общих политических воззрений их обладателей и их понимания мира и места» [Лукин, 2007, с. 29] того или иного государства в нем. Страна может навязывать другим свой позитивный образ, «тем самым осуществляя влияние без уплаты высокой цены за изменение основ собственного внешнеполитического курса» [Jarvis, 1970, p. 3]3.
Таким образом, общественное мнение обусловлено определенным культурным контекстом. При этом образы – сложившиеся представления о другой стране – являются частью действительности и оказывают на нее влияние в силу того, что их разделяют как общество в целом, так и руководство страны.
Касательно механизмов образования образов других стран, того, какую роль в их формировании играет руководство страны, К. Боулдинг писал о том, что «совершенно ошибочно думать, что эти образы умело навязываются массам власть имущими», напротив чаще всего «сильные мира сего разделяют массовый образ, а не навязывают его» [Boulding, 1959]. При этом, естественно, признаются и возможности формирования и манипуляции общественным мнением масс со стороны государства, отдельных политических групп [Boulding, 1959, p. 122; Lippmann, 1922]. Тем нее менее «в демократических обществах совокупное влияние образов простых людей очень велико; образ власть имущего не может слишком сильно расходиться с образом массы без потери власти власть имущими» [Boulding, 1959, p. 122]. Стоит обратить внимание также на то, что общественное мнение – как руководства, так и интеллектуальной элиты и масс – может быть объектом манипулирования и испытывать воздействие со стороны другого государства [Егорова-Гантман, Плешаков, 1988, c. 30, 32].
Опросы общественного мнения не есть общественное мнение. Вместе с тем, они являются «важным каналом политической коммуникации» и «позволяют отслеживать, в какой мере народ поддерживает политический курс и конкретные действия правительства и насколько согласованы мнения лидеров и основной массы населения по актуальным вопросам внутренней и внешней политики» [Рукавишников, 2005, c. 815]. Опросы общественного мнения дают возможность определить тенденции и смыслы в структуре общественного сознания [Паутова, 2015]. Кроме того, результаты общественные опросов, являясь частью общественного дискурса, способны оказывать косвенное влияние на восприятие ситуации и другого государства как массами, так и руководством и интеллектуальной элитой.
Соответственно, опросы общественного мнения представляют собой один из источников для анализа представлений о другой стране, в частности анализа отношения населения к тому или иному образу государства, транслируемому различными политическими силами, разделяющими эти образы. В следующих частях настоящей статьи мы проанализируем опросы южнокорейского общественного мнения, во-первых, на предмет отношения к проводимому действующей администрацией курса в отношении Токио, во-вторых, относительно динамики восприятия южнокорейцами самой Японии, и сделаем выводы относительно влияния общественного мнения на внешнюю политику РК в отношении Японии, и, соответственно, перспектив японской политики действующей южнокорейской администрации.
РЕАКЦИЯ ЮЖНОКОРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА КУРС АДМИНИСТРАЦИИ ЮН СОГЁЛЯ В ОТНОШЕНИИ ЯПОНИИ
До прихода Юн Согёля к власти в 2021 г. 71,1% респондентов на вопрос, нужно ли предпринимать усилия для улучшения отношений с Японией, ответили положительно, в то время как 23% выразили мнение, что такой необходимости нет. В 2022 г. результаты того же опроса показали, что число респондентов, полагавших, что необходимо улучшать отношения с Токио увеличилось, достигнув 81,1% [The 10th Korea-Japan, 2022]. Таким образом, похоже, что намерение президента Юн Согёля нормализовать отношения с Японией совпало с мнением подавляющего большинства населения Южной Кореи. Вместе с тем большая часть респондентов (64%) в марте 2023 г. поддержала мнение о том, что «не нужно спешить с улучшением [отношений], если отношение Японии не изменится», и только треть (31%) согласилась, что «даже если мы пойдем на некоторые уступки, нам нужно как можно скорее улучшить отношения [с Японией]» [Теилли опхинион че 533 хо, 2023]. Несмотря на общественные настроения, администрация Юн Согёля взяла курс на ускоренное восстановление отношений с Токио.
Выдвинутый Юн Согёлем план выплат компенсаций южнокорейскими компаниями не нашёл поддержки у большинства населения. Согласно опросам общественного мнения, 35% респондентов поддержали предложенный правительством план «для развития южнокорейско-японских отношений и национальных интересов», в то время как более половины – 59% – высказались против плана из-за отсутствия извинений и компенсаций со стороны Японии [Теилли опхинион че 533 хо, 2023]. При этом поддержка плана компенсаций третьей стороной была сильна среди сторонников партии консерваторов «Гражданская сила» («Сила народа») – 67%. План по урегулированию вопроса компенсаций был раскритикован оппозицией и гражданскими организациями. Прежде всего потому что значительная часть южнокорейского общества считала, что РК пошла на значительные уступки, в то время как Япония осталась при своём мнении.
Согласно опросу, проведенному Gallup Korea в мае 2023 г. после саммита Юн Согёля и Фумио Кисиды в Сеуле, 33% опрошенных ответили, что южнокорейско-японские переговоры были «плодотворными», 49% сказали, что они «не были плодотворными», а 18% респондентов воздержались от ответа [Теилли опхинион че 542 хо, 2023]. В Южной Корее наблюдается поляризация общественного мнения относительно оценки курса консервативной администрации в отношении Японии. Так 47% респондентов сказали, что они поддерживают усилия по восстановлению двусторонних отношений посредством серии встреч на высшем уровне между премьер-министром Японии Фумио Кисидой и президентом Южной Кореи Юн Согёлем, в то время как 49% ответили, что не поддерживают. Подход президента Юна к улучшению отношений с Японией без поднимания вопросов истории одобрили только 50% респондентов. Оценки южнокорейцев контрастируют с оценками японцев, 84% которых поддержали действия лидеров двух стран по восстановлению двусторонних отношений, а 85% выразили поддержку подхода южнокорейского президента к выстраиванию отношений с их страной [Survey Finds, 2023].
Стоит отметить, что оппозиция критически относится к проводимому правительством курсу в отношении Японии, называя его «унизительной дипломатией», которая не соответствует национальным интересам страны [Ли, 2023]. Учитывая то, что 84% южнокорейцев выступает против сброса радиоактивной воды с Фукусимы в океан, данный вопрос превратился в фактор внутриполитической борьбы. Южнокорейское правительство и консервативные круги, с одной стороны, и оппозиция, с другой, заняли прямо противоположные позиции по этому крайне дискуссионному вопросу. Администрация Юн Согёля не возражает против сброса, обосновывая свою позицию объективной и научной оценкой этого процесса, и принимает усилия с тем, чтобы уменьшить обеспокоенность среди населения РК. Однако оппозиционная партия заняла жёсткую позицию, выступив категорически против сброса и активно критикуя политику Юн Согёля по данному вопросу4.
ДИНАМИКА ВОСПРИЯТИЯ ЯПОНИИ В РК
Что касается динамики отношения южнокорейцев к Японии, то данные опросов свидетельствуют о том, что южнокорейское общественное мнение волатильно и зависит от политического курса руководства страны и состояния южнокорейско-японских отношений в целом. В 2022 г. 52,8% респондентов имели неблагоприятное впечатление о Японии, это почти на 20% ниже по сравнению с 2020 г., когда отношения между двумя странами были наиболее напряженными (табл. 1). Вместе с тем, согласно опросу 2023 г., в то время как японское общественное мнение показывало рост положительного восприятия РК и снижение отрицательного, южнокорейское демонстрировало противоположную тенденцию относительно Японии. Цифры 2023 г. отличаются незначительно от 2022 г., однако отметим, что максимум положительного и минимум отрицательного восприятия Японии зафиксированы в 2019 г., накануне ухудшения отношений между Токио и Сеулом. Несмотря на усилия южнокорейской администрации Юн Согёля, пока не удаётся переломить ситуацию: за период с 2013 по 2023 г. не более трети респондентов положительно воспринимали Японию и половина и более – отрицательно.
Таблица 1. Каково Ваше впечатление о другой стране (Японии / Южной Корее)? [Один ответ] Год / Впечатление | Южная Корея: положительное | Южная Корея: отрицательное | Япония: положительное | Япония: отрицательное | 2013 | 12,2 | 76,6 | 31,1 | 37,3 | 2014 | 17,5 | 70,9 | 20,5 | 54,4 | 2015 | 15,7 | 72,5 | 23,8 | 52,4 | 2016 | 21,3 | 61,0 | 29,1 | 44,6 | 2017 | 26,8 | 56,1 | 26,9 | 48,6 | 2018 | 28,3 | 50,6 | 22,9 | 46,3 | 2019 | 31,7 | 49,9 | 20,0 | 49,9 | 2020 | 12,3 | 71,6 | 25,9 | 46,3 | 2021 | 20,5 | 63,2 | 25,4 | 48,8 | 2022 | 30,6 | 52,8 | 30,4 | 40,3 | 2023 | 28,9 | 53,3 | 37,4 | 32,8 | Источник: [2023 EAI-Genron NPO, 2023].
Улучшилось восприятие населением обеих стран двусторонних отношений. Согласно совместному опросу южнокорейской газеты «Хангук ильбо» и японской «Ёмиури симбун», в 2023 г. 43% южнокорейцев положительно оценивали состояние отношений между двумя странами, что резко контрастировало с 17,6% в 2022 г. и являлось максимумом с 1995 г. [«Ильбонгва кванге чотха», 2023]. Что касается японцев, то ситуация аналогичная: доля тех, кто считал, что отношения между двумя странами хорошие, выросла с 17% в 2022 г. до 45% в 2023 г. Вместе с тем уровень доверия к друг другу невысок, особенно среди южнокорейцев. В Южной Корее только 27,6% респондентов ответило, что доверяет Японии, в то время как среди опрошенных японцев доверие к Южной Корее выразили 40%. При этом только 37,7% южнокорейцев и 34% японцев ответили, что отношения между Южной Кореей и Японией продолжат улучшаться в будущем [«Ильбонгва кванге чотха», 2023].
Согласно последнему совместному опросу южнокорейского аналитического центра «Институт Восточной Азии» и японской некоммерческой организации Genron NPO, более 60% южнокорейцев продолжают считать, что для улучшения двусторонних отношений необходимо решить исторические споры и урегулировать территориальные притязании Японии на Токто [2023 EAI-Genron NPO, 2023]. Одновременно на вопрос о том, как РК следует реагировать на потенциальный конфликт с Японией в будущем, в 2023 г. 48,3% респондентов, выбрали вариант ответа «и РК, и Япония следует прилагать усилия, чтобы справиться с конфликтом и не допустить эскалации» (табл. 2). 31,3% ответили, что «конфликт между РК и Японией должен быть преодолен способом, «ориентированным на будущее», что меньше, чем годом ранее (49,2%). Анализ данных опросов, позволяет сделать вывод о том, что южнокорейцы скептически оценивают «ориентированный на будущее» подход Юн Согёля к выстраиванию отношений с Японией, и ожидают более активных взаимных действий со стороны Японии.
Таблица 2. Как, по Вашему мнению, РК должна реагировать на конфликт с Японией в будущем? (% респондентов) | Конфликт между РК и Японией должен быть преодолен способом, «ориентированным на будущее» | И РК, и Япония следует прилагать усилия, чтобы справиться с конфликтом и не допустить эскалации | До тех пор, пока политика Японии не изменится, нам следует сохранять дистанцию и избегать сотрудничества с ней (вариант ответа отсутствует в опросе 2023 г.) | Установление отношений, ориентированных на будущее, с Японией неосуществимо; мы должны дистанцироваться от нее | Затрудняюсь ответить | 2022 | 49,2 | 31,1 | 13,5 | 2,6 | 3,5 | 2023 | 31,3 | 48,3 | – | 12,87 | 7,5 | Источник: [2023 EAI-Genron NPO, 2023].
Интересны результаты опроса, проведённого Институтом политических исследований Асан в 2023 г., которые показывают, что, несмотря на активные действия правительства Южной Кореи по нормализации отношений с Токио, общественное мнение считает восстановление отношений с Японией не столь важным вопросом внешней политики страны по сравнению с другими (табл. 3).
Таблица 3. Что является наиболее важным вопросом внешней политики для Южной Кореи? (% респондентов) Вопрос внешней политики | % | Поддержание союза с США | 25,3 | Улучшение межкорейских отношений | 20,0 | Участие в многосторонней дипломатии | 19,6 | Денуклеаризация КНДР | 15,0 | Укрепление сотрудничества с Китаем | 9,9 | Восстановление отношений с Японией | 9,0 | Источник: [South Koreans and Their Neighbors, 2023].
Согласно опросу Gallup Korea, роль Японии в обеспечении мира на Корейском полуострове оценивается довольно невысоко по сравнению с США и Китаем (табл. 4). Вместе с тем, как показывает «Исследование восприятия объединения» Института объединения и мира Сеульского университета, 78% респондентов считают, что «очень важно» и «важно» укреплять сотрудничество с Японией для денуклеаризации Северной Кореи (табл. 5). Хотя это меньше, чем число респондентов, полагающих, что для денуклеаризации КНДР важно сотрудничать с США (97,6%) и Китаем (87,3%), тем не менее это достаточно внушительная цифра – больше трёх четвертей опрошенных.
Таблица 4. Наиболее важная для обеспечения мира на Корейском полуострове страна (2013–2023) (%) | 18-21.03. 2013 | 1-3.07.2013 | 8-10.07.2014 | 10-12.03.2015 | 18-20.08.2015 | 9-11.08.2016 | 23-25.05.2017 | 14-16.11.2017 | 19-21.11.2019 | 9-11.11.2021 | 9-11.08.2022 | 20-22.06.2023 | Япония | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 6 | 3 | 1 | 3 | США | 71 | 56 | 49 | 59 | 57 | 53 | 55 | 57 | 62 | 71 | 75 | 70 | Китай | 18 | 35 | 35 | 33 | 30 | 33 | 36 | 36 | 19 | 17 | 13 | 20 | Россия | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | Другая | | | | | 1 | 0 | 0 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | Воздержались от ответа | 8 | 8 | 13 | 6 | 7 | 11 | 7 | 2 | 9 | 6 | 8 | 5 | Источник: [Теилли опхинион че 547 хо, 2023].
Таблица 5. Насколько важно, с Вашей точки зрения, укреплять «сотрудничество между РК и США»; «сотрудничество между РК и Китаем» и «сотрудничество между РК и Японией» для денуклеаризации Северной Кореи? (2023, % респондентов) | РК – США | РК – Китай | РК – Япония | Очень важно | 50 | 29,3 | 18,4 | Важно | 47,6 | 58,0 | 60,0 | Не очень важно | 2,0 | 11,6 | 18,9 | Совсем не важно | 0,4 | 1,1 | 2,7 | Источник: Составлено автором на основе табличных данных «Исследования восприятия объединения» Института объединения и мира Сеульского университета: [2023 тхонъирисикчоса, 2023].
Обращает на себя внимание то, что процент респондентов, считающих Японию самой близкой страной (из пяти стран – США, Китай, Япония, КНДР, Россия) держится на достаточно низком уровне, не превышая 10%, за исключением 2007 г., когда начали проводить данный опрос (график 1). С 2012 по 2015 г. доля ответивших, что испытывают чувство близости к Японии, сокращалась на фоне ревизионистского подхода к истории пришедшего к власти в Японии в 2012 г. Синдзо Абе и нового этапа активизации исторических споров между двумя странами. Однако достигнув минимума (3,9%) в 2015 г., данный показатель вырос в 2016 и 2017 гг., что связывают с усилением ядерной угрозы со стороны КНДР и экономическими санкциями Китая против РК в ответ на размещение на южнокорейской территории американских систем противовоздушной обороны [2017 тхонъирисикчоса, 2017]. С 2018 по 2021 г. в условиях обострения южнокорейско-японских отношений процент испытывавших близость к Японии вновь сократился и не превышал 5,7%, однако не упал до минимума 2015 г. В 2023 г. доля респондентов, назвавших Японию наиболее близкой страной, составила 8,1%, что является самым высоким результатом после 2017 г. и отражает не столько улучшение двусторонних отношений между Сеулом и Токио, сколько усиление напряженности на Корейском полуострове и рост негативного отношения к Китаю. Так, в 2023 г. доля респондентов, испытывающих чувство близости к Японии, впервые превысила долю тех, кто считает самой близкой страной КНДР, которая традиционно занимала второе место после США, за исключением 2014 и 2015 гг., когда на втором месте оказался Китай. На протяжении всех лет, когда проводился данный опрос, преобладающее число южнокорейцев склонны испытывать чувство близости к США. В 2023 г. их доля составила рекордные 81,5%.
Уровень восприятие угрозы со стороны Японии достиг пика в 2019 г. (28,3%), когда ухудшились отношения между двумя странами, но с тех пор снизился, достигнув 7,3% в 2022 г. и 8,3% в 2023 г. (график 2). Опросы также показывают, что в 2023 г. среди людей с прогрессивными политическими взглядами и возрастных категориях с 40 до 50 лет и после 60 лет восприятие угрозы со стороны Японии выше (11,9% и 9,6% и 10,2% соответственно) по сравнению с теми, кто придерживается консервативных настроений (5,6%), и молодежью с 19 до 29 лет (4,9%) (табл. 6). Интересно, что среди респондентов, считающих Японию самой близкой страной, доля людей с консервативными политическими взглядами ниже, чем тех, кто придерживается прогрессивных взглядов. Это связано с тем, что преобладающее число консервативно настроенных респондентов в большинстве своем отдают приоритет США (83,9%) [2023 тхонъирисикчоса, 2023].
Таблица 6. Доля респондентов, считающих Японию самой близкой страной / наибольшей угрозой для мира на Корейском полуострове в зависимости от возраста и политических взглядов респондентов, 2023 г. (%) | % респондентов, считавших Японию самой близкой страной | % респондентов, считавших Японию наибольшей угрозой | Возраст | 19-29 лет | 11,2 | 4,9 | | 30-39 лет | 9,0 | 8,5 | | 40-49 лет | 10,9 | 9,6 | | 50-59 лет | 6,9 | 7,3 | | 60 лет и выше | 4,1 | 10,2 | Политические взгляды | Прогрессивные | 8,2 | 11,9 | | Умеренные | 8,5 | 7,7 | | Консервативные | 7,0 | 5,6 | Источник: Составлено автором на основе табличных данных «Исследования восприятия объединения» Института объединения и мира Сеульского университета, 2023: [2023 тхонъирисикчоса, 2023].
Весьма примечательно, что южнокорейцы склонны воспринимать Японию как «конкурента» и «объект, к которому нужно относиться с осторожностью» (график 3). Доля респондентов, оценивавших Японию как «конкурента», варьировалась от 27,0% в 2014 г. до 50,9% в 2010 г., когда обострился территориальный спор между РК и Японией. Воспринимали Японию как «объект, к которому нужно относиться с осторожностью» от 26,2% респондентов в 2009 г. до 44,0% в 2014 г. Обращает на себя внимание то, что восприятия «страны восходящего солнца» как «объекта враждебности» и как «конкурента» коррелировали в некоторой степени обратно пропорционально друг другу, однако образ «конкурента» всегда преобладал над образом «объекта враждебности». Вместе с тем, в периоды с 2013 по 2015 г. и с 2018 по 2020 г. образ «объекта враждебности» превалировал над образом «объекта для сотрудничества». В 2023 г. наибольшее число респондентов ответили, что воспринимают Японию как «конкурента» (48,8%), далее в порядке убывания: 24,6% – как «объект, к которому нужно относиться с осторожностью», 22,0% – как «объект для сотрудничества» и 4,7% как «объект враждебности». Стоит отметить, что если в опросе 2021 г. доля воспринимавших Японию как «объект для сотрудничества» была самой низкой по сравнению с другими соседними странами5, то в опросах 2022 г. и 2023 г. она оказалась самой высокой после США.
В целом, в период с 2007 по 2023 г. можно наблюдать цикличность в восприятии южнокорейцами Японии, которая совпадала с периодами ухудшения и улучшения двусторонних отношений, сопровождавшимися соответствующей информационной повесткой. С 2019 г. наблюдается рост числа респондентов, которые воспринимают Японию как «объект для сотрудничества», достигнувший в 2023 г. максимума. Одновременно с 2019 г. прослеживается тенденция уменьшения доли тех, кто оценивает Японию как «объект, к которому нужно относиться с осторожностью», и с 2020 г. – тех, кто склонны считать ее «объектом враждебности». При этом доля тех, кто оценивают Японию как «объект враждебности», оказалась самой низкой за весь период проведения опроса.
***
Анализ внешнеполитических оценок южнокорейцев относительно Японии показал, что восприятие Японии общественным мнением склонно к волатильности – зависит от позиции находящейся у власти администрации, международной ситуации и событий, происходящих на двустороннем треке, но в определенных пределах. Это можно объяснить, с одной стороны, разделяемым массами глубинным устойчивым историческим образом Японии как агрессора и эксплуататора, равно как определенным градусом антияпонских настроений, поддерживаемым системой образования [Ким, Соловьёв, 2023]. С другой стороны, в правящей элите РК идет борьба образов Японии, которая отражает как внутриполитические калькуляции политических партий, так и различия в видении ими мира и роли РК в нем. Политические силы – прогрессисты и консерваторы – конкурируют за влияние на образование внешнеполитического образа Японии среди населения, тем самым способствуя турбулентности общественного мнения, для которой характерны резкие смены позиций, размежевание полярных мнений, «хаотичный динамизм и непредсказуемость точек зрения, их нелинейность, болезненная конфликтность» [Паутова, 2015, с. 82].
Негативный образ Японии, глубоко укоренившийся в сознании большей части южнокорейского населения, а также трансляция правящей элитой противоположных образов Японии служат ограничительными факторами политики действующей администрации на японском направлении. Подход Юн Согёля к выстраиванию отношений с Японией не находит полной поддержки среди южнокорейцев и встречает резкую критику оппозиции. Прослеживается скептическое отношение южнокорейского общества к прояпонскому курсу правительства Юн Согёля.
Одним из драйверов двусторонних отношений является отношение южнокорейцев – как представителей руководства, политической и интеллектуальной элиты, так и обычных граждан – к США, к южнокорейско-американскому союзу и восприятие ими международной ситуации в целом. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что южнокорейцы поддерживают нормализацию отношений с Токио, потому что считают, что это необходимо для укрепления южнокорейско-американского альянса [Sohn, Kim, Park, 2023, p. 17]. В такой ситуации образ потребного будущего РК, разделяемый руководством США, играет важную роль в японской политике Сеула.
|
2. В частности, книга «Антияпонский трайбализм», опубликованная в 2019 г. и ставшая бестселлером. В ней авторы отрицают насильственную мобилизацию корейских женщин в качестве «женщин для утешений» для японских солдат, утверждая, что большинство из них стали жертвами корейских «сутенеров», а некоторых даже продали их родственники [Editorial, 2019].