Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
Алла Цыбикова: Наброски к биографии. Часть 2. Вселенная Аллы Цыбиковой
Аннотация
DOI | 10.31696/S086919080030562-5 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 175 - 185 |
Аннотация |
После окончания учебы в Моске Цыбикова обосновалась в Улан-Удэ, где в 1982 году получила заказ на роспись фойе Бурятского театра драмы. Всего за 49 дней она создала на площади в 150 м2 великолепную фреску «На земле Гэсэра»; однако, блестяще начавшееся монументальное направление ее художественной деятельности заглохло из-за отсутствия необходимых для росписи площадей. Тогда Цыбикова овладела искусством изготовления гобеленов из конского волоса. Сыграла она заметную роль и в становлении бурятской художественной бронзы, а с 1990-х стала расписывать акварелью «дощечки» — небольшие деревянные панно, отличающиеся свободным полетом фантазии и колористической цельностью. В целом в 1991–1996 гг. окончательно сформировалась вселенная Аллы Цыбиковой — и по признаку преобладающих тем, и по признаку обогащения живописной техники. Следует отметить, что немалая часть написанных тогда картин лишена четкой наглядности содержания. В этом они сродни шедеврам Джорджоне, родоначальника «поэзий» как особого жанра в живописи. «Поэзии» не наделены смысловой определенностью, поскольку их цель — не рассказать нечто зрителю, а всколыхнуть его душу. «Поэзии» Цыбиковой делают это с силой, доступной только музыке. Жизнь, работа и большинство произведений Цыбиковой связаны с Бурятией, ее обоснованно можно назвать genius loci этого края. Но не только этим определяется ее особое место. Мало кто из художников второй половины XX века сравнится с нею по органичности слияния и силе воздействия на зрителя трех качеств живописных образов: цветовой гармонии, цельности и поэтичности. Поэтому-то глубокое впечатление, производимое ее картинами, не зависит от знания зрителем природного и культурного контекста их создания. Ее живопись доступна всем и является бесценным достоянием и тех, кто живет в бурятском / монгольском мире, и всего человечества. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
После окончания учебы в Москве Цыбикова прочно обосновалась в Улан-Удэ. Официальным местом ее работы стали художественно-производственные мастерские при Союзе художников Бурятии. Жила она, как уже упоминалось, в мастерской. Выезжала на этюды и просто отдохнуть в различные полюбившиеся ей места Бурятии, бывала и за ее пределами. Работала увлеченно, быстро обрела известность, чему свидетельством получение ею уже в 1978 г., всего через два года после окончания учебы, премии Ленинского комсомола Бурятии и участие в следующем году в социально престижной выставке «Мы строим БАМ». Более важным, однако, оказалось признание ее таланта Д. Дугаровым1 и поддержка с его стороны. Благодаря ей, молодая художница, до того имевшая один единственный опыт стенописи («в каком-то дурацком совхозе в Иркутской области» [Кореняко, 2003: 61]), получила в 1982 году заказ на выполнение росписи фойе только что построенного Бурятского академического театра драмы им. Хоцы Намсараева.
1. Даши-Нима Дугарович Дугаров (1933–2001), народный художнк России, председатель правления Союза художников Бурятии в 1974–1989 гг., умело использовал свой авторитет для осуществления крупных художественных проектов, в том числе строительства и оформления Бурятского драматического театра. Много сделал для возрождения традиционных направлений бурятской художественной культуры: ювелирного искусства, резьбы по дереву, живописи минеральными красками [Алексеева, 2019]. Цыбикова ценила его и как «начальника», и как «воплощение ярчайшего национального характера» [Кореняко, 2003: 62].
2. Гэсэр — культурный герой тибетской мифологии, мифологии монгольских народов и некоторых тюркских (тувинцы, алтайцы) [Неклюдов]. Поэтому его «земля» должна, строго говоря, простираться за пределы политической и этнической Бурятии. Но это — «строго говоря», по сути же название фрески — мифопоэтическая метафора, в смысловом отношении равнозначная словосочетаниям «родина Бурятия» или «родная Бурятия».
3. Ёхор (ёохор) — хороводный танец, возникший как своеобразная форма коллективного камлания и магии [Буряты, 2004: 336, ]; сурхарбан — летний праздник, во время которого, наряду с состязаниями в стрельбе из лука, давшими ему название (буквально — «стрельба в сур» = в кожаную мишень), проходят соревнования по борьбе и скачки [Сурхарбан].
4. Парафраз из стихотворения Саши Черного «Пластика».
IVПанно «Земля Гэсэра» стало для Цыбиковой пиком художественной деятельности по монументальному ее направлению и настоящим резонансным успехом в творческой биографии в целом. В дальнейшем в ее жизни как художника не случилось такого же Sturm und Drang, какими стали месяцы работы над росписью. Можно даже сказать, что в годы «после Гэсэра» событийная биография Цыбиковой временами опережает по насыщенности биографию творческую. Свидетельством тому — нижеследующий перечень. 1983 г. — поездка в Италию, где Алла побывала в Генуе, Милане, Венеции, Вероне, Мантуе, Болонье, Комо и Порто Фино [Кореняко, 2003: 104]; присвоение звания «Заслуженный художник Бурятской АССР». 1984 г. — знакомство с художником Александром Важниным, будущим отцом сына Саши. 1985 г. — Аллу награждают премией Совета министров СССР; у нее рождается сын Александр. 1986 г. — Иркутская студия документальных фильмов снимает фильм о Цыбиковой «Портрет с цветами». 1989 г. — первая персональная выставка — в Иркутске, в Богоявленском соборе, в то время филиале Иркутского областного художественного музее им. Сукачева; знакомство с Ириной Дятловской и Хэнком Бирнбаумом5, которые позднее способствовали выставкам Аллы в США.5. Ирина Дятловская до переезда в США работала в Иркутском художественном музее. Хэнк Бирнбаум, сотрудник исторического парка Форт Росс в Калифорнии, долгое время жил в байкальском поселке Большое Голоустное, [Бухалова, 2017: 76–77; Сергеева].
6. Даши Намдаков (г.р. 1967) — всемирно известный скульптор, его работы есть в фондах Государственного Эрмитажа и Музея искусства народов Востока, в зарубежных музеях и частных коллекциях. Дмитрий Буджабэ (г.р. 1965) — мастер бронзового литья, чьи работы находятся в буддийских храмах и центрах России, Германии. Индии и Италии, в российских и зарубежных частных коллекциях [Жиляева; Буджабэ].
7. А не в галерее. См. в этой связи: [Кошкина, 2020: 127].
8. В 1906 году землетрясение, разрушившее Сан-Франциско, вызвало отток из него в Кармел людей творческих професссий, и уже через пять лет их доля составляла около 60% во всем населении тогдашнего Кармела [Grimes, Heumann, 2008: 54, 90]. VТворческую биографию Цыбиковой после 1982 года, какой бы спокойной та ни казалась сравнительно с биографией событийной, пронизывало внутреннее напряжение поиска. В станковой живописи он шел постоянно, но постепенно, из-за чего изменения не сразу бросались в глаза. Зато отчетливо явленным было стремление Аллы овладеть изобразительными техниками в тех областях, где у нее прежде не было опыта, который позволял бы ей реализовать свои замыслы так же полно, как при написании фресок и картин. В первую очередь имеется в виду искусство изготовления гобеленов из конского волоса — материала, изделия из которого долговечны, почему он и использовался в бурятском традиционном быту. Сплетенной из него веревкой арканили коней и крепили юрты, из него же плели небольшие ковры таар с геометрическим рисунком. Из конского волоса был изготовлен и театральный занавес Бурятского драматического театра — поистине монументальное произведение, палитру которого задали натуральные цвета материала. Эта техника увлекла и Цыбикову. Со временем она освоила ее настолько, что стала участвовать в изготовлении гобеленов [Кореняко, 2003: 101]; но в первую очередь она рисовала эскизы для мастериц, делавших конечный продукт. При жизни по эскизам Аллы ее подругой Баярмой Дамбиевой были выполнены гобелены «Водопад» (1983 г.), «Белый старец» (1991), «Игра на флейте» и «Лотос» (1992), а также гобеленный триптих «Облачный край. Легенда. Первый снег» (1988). После смерти Аллы другая ее подруга, Алима Цырендоржиева, изготовила по оставшимся эскизам триптих «Земля. Воздух. Вода» (завершен в 2016 году) и гобелен «»Мелодия» (2022) [Алла Цыбикова, 2022: [26, 40–41]]. Все эти гобелены свидетельствуют о профессиональном владении художницей приемами декоративной композиции, ставившей перед ней новые и трудные задачи. Необходимо было преодолеть два ограничения: однотонность цветовой палитры и физическое сопротивление жесткого конского волоса, требовавшее дополнительных усилий для получения четких линий. Эти ограничения были осложнены еще и тем, что преодолеть их было невозможно, не прибегнув к стилизации «под Восток», а та вызывала у Аллы стойкое неприятие [Алла Цыбикова, 2006: 174; Кореняко, 2003: 89]. Она решила эту проблему без ущерба для органичности и естественности гобеленных композиций, что позволило ей в письме В. Кореняке утверждать: «Вот уж где стилизация худо-бедно оправдана» [там же: 100]. Справилась она и с двумя другими задачами, упомянутыми выше, и сделала это столь мастерски, что своими этюдами гобеленов, по сути, определила возможности данного вида декоративного искусства в Бурятии. Заметную роль сыграла Цыбикова и в становлении бурятской художественной бронзы. Первые опыты по созданию ее изделий начались в Бурятии в конце 1980-х гг., и тогда же в них включился Дмитрий Будажабэ. В 1995 г. Даши Намдаков организовал скульптурную мастерскую в цехе завода «Эмальпосуда» в Улан-Удэ, где с ним работал и Будажабэ. Именно там по пластилиновым оригиналам Аллы были отлиты ее скульптуры — те же самые птицы с человеческим лицом, что поселились и в ее живописи (илл. 3). Однако в бронзовой пластике их образ отличается от своих живописных аналогов, более близок буддийской культовой пластике [Алла Ц»ыбикова, 2022: [29, 39]]. В 1990-х гг. Цыбикова приступает к разработке нового, можно сказать, ее личного, жанра. Речь идет о расписанных акварелью деревянных панно, в большинстве своем не имеющих названия и небольших по размеру: от 20 х 12 см до 35 х 20. Эти «дощечки», как ласково называла их Алла, занимают особое место в ее творчестве. Ей самой они очень нравились, какие-то она охотно дарила друзьям, какие-то продавала, подкрепляя выручкой свой подчас скудноватый бюджет. Их декоративная стилистика позволяла более свободно вводить в композицию мифопоэтические образы, например, образ поднимающейся из океана мировой горы, покрытой цветами и с птицей наверху, звуками флейты успокаивающей волны. А техника акварели позволяла обыграть фактуру дерева так, что рисунок древесины мог повторять динамику бурных вод или создавать впечатление летящего воздушного пространства [там же, [28, 41–42]]. Темы и образы на «дощечках» представляли квинтэссенцию излюбленных тем и образов Аллы; но царили среди них ее удивительные «птички» с человеческими лицами. Лаконичность и определенная графичность этих росписей сближает их с буддийской иконописью; в то же время некоторые из изображенных на панно женщин своей позой, абрисом и поворотом лица вызывают ассоциации с японской гравюрой, в особенности с женскими образами Китигаво Утамаро (илл. 4). Отличает «дощечки» от прочих творений Аллы и еще две их ярко выраженных особенности. Первая: свобода фантазии. Чего только на них нет! Тут и увенчанная птичьим гнездом «сталагмитовая» скала, в пещере которой потупившаяся скромница мечтательно внимает игре стоящего снаружи человека-птицы. И медитирующая девушка, сидящая на многолепестковом цветке; и девушка с большим павлиньим пером в руке, прорываемым в полете опять-таки птице-человеком, на сей раз дуюшим в раковину; и девушка, которая на фоне разлаписто ветвистого дерева восседает с умиротворенным лицом на вполне себе свирепом тигре… Вторая: колористическая цельность цыбиковских фантазий. Каждая из них многоцветная, но на каждой это многоцветие мягко подчиняется одной восхитительно красивой тональности, вдобавок соподчиненной сюжету, — то лимонно-желтой, то светящейся охристой, то переливающейся оттенками глубокой изумрудной зелени… Если бы удалось собрать все «дощечки» и разместить их в специальном помещении, то получилась бы уникальная экспозиция фантазии художницы, так определившей душу своего творчества [Алла Цыбикова, 2006: 214]: «Я скорее сказочница, чем философ. Сама себе напридумывала сказки».VIЭти слова приложимы и к станковой живописи Аллы — главному, после утраты возможностей для стенописи, направлению ее художественного творчества. Здесь в 1991–1996 гг. окончательно сформировалась вселенная Аллы Цыбиковой — и по признаку преобладающих тем, и по признаку близкого к радикальному обогащения живописной техники. Причем и первый, и второй признаки рождения целостного мира Аллы, или Алландии — называемого нами так по его глубинному типологическому единству с гриновской вселенной, Гринландией — не просто совпали во времени, но были взаимообусловлены. Алландия — страна преимущественно мифопоэтическая, причем миф в ней творится самой Аллой. Даже когда в ее картинах появляются бесспорные элементы буддийского или шаманистского наследия, они — лишь знаки, отсылающие зрителя к историко-культурному контексту и так избавляющие художника от скучной детализации = «раскрытия темы». В Алландии не исчезли излюбленные сюжеты Цыбиковой — пасмурные осенние пейзажи и проникнутые какой-то умиротворяющей грустью интерьерные портреты-композиции. Остались и частые антуражные детали этих портретов, как и включаемых в портреты либо существующих самостоятельно натюрмортов, большинство которых тоже можно назвать интерьерными. Это букеты живых и засушенных цветов, птицы и птичьи перья, поющие раковины и яблоки, как правило, представленные в единственном числе, предметы буддийского культа: ритуальные чашечки для подношений и статуэтки Будды. В то же время в Алландии со всеми этими привычными отличительными чертами цыбиковских картин соседствуют черты новые, драматические. Чтобы понять, что имеется в виду, достаточно вглядеться в «Автопортрет» 1995 года (илл. 5). И общей цветовой тональностью, и мертвенной белизной редких кустов травы на заднем плане, и беспокойными прорывами небесной синевы сквозь завесу облаков, и тем, как Алла представила зрителю собственное лицо — скорбным, с сомкнутыми веками, напоминающим трагическую маску — автопортрет этот действительно драматичен, притом цельно, без каких-либо «умиротворяющих изъятий» из настроения, им создаваемого. Аналогичных примеров драматизации среди произведений 1990-х гг. немало: «Мелодия холодной весны», «Ворожба», «Утешение», «Бегущий в ночи», «Катарсис», «Кто-то зовет в снежной степи» и др. Однако драматизация, иногда даже обретающая оттенок трагедийности, не меняет радикальным образом восприятия живописи Аллы. Пусть теперь во впечатлении, ею производимым, всё громче звучат голоса беспокойства, тревоги, печали, в основах своих вселенная Аллы всё равно остается светло-гармоничной. Чем еще «алландская» живопись отличается от «до-алландской»? Прежних обычных птичек, живых или сделанных из дерева, вытеснили птицы-люди. Вытеснили полностью, за исключением двух картин, одна из которых так и названа: «Птица» (илл. 6). На ней мы видим пернатое существо без каких-либо атропоморфных черт; но изображено оно так, что буквально взывает к зрителю: «Я человек-птица! Недобрый!». Кардинально изменилась и функция этих новых птиц в картинах. Они уже не стаффажи, они — персонажи и, наигрывая на дудочках / свирелях / флейтах пикколо мелодии простенькие и глубокие, вечные и одноразовые, но в любом звучании бередящие душу, они как бы готовят зрителей к драматизации идиллии посредством музыки, льющейся с полотна беззвучно и всё равно чувствуемой. Иногда они предстают перед нами как персонажи единственные, значит, самодовлеющие; но куда чаще их роль в композиции картины примерно такая же, какая в колорите цыбиковских полотен отведена дополнительным тонам. Следует отметить и другую особенность написанных в 1990-х картин: немалая их часть лишена более-менее четко обозначенной наглядности содержания, прежде свойственной полотнам Аллы. В этом смысле они неожиданным образом напоминают шедевры Джорджоне, знаменитого автора «Грозы», «Спящей Венеры» и «Сельского концерта» и одного из родоначальников «поэзий»9 как особого жанра в живописи10.9. От лат. >>>> и греч. >>>> , первоначально означавших « >>>> », затем «поэзию». В художнический лексикон это слово ввел Тициан, так называвший свои картины по мотивам «Метаморфоз» Овидия [Titian’s].
10. По-настоящему расцвел этот жанр с приходом символизма. В начале XX века его вершинами стали «Cонаты» Миколауса Чюрлёниса (1875–1911), в конце — графика Ханса Эрни (1909–2015), живопись Махмуда Фарщчияна (р. 1930) и — картины Цыбиковой. 11. Эпитет заимствован из названия книги Майи Кучерской о Лескове. См.: [Кучерская].
12. Мысль, высказанная монголоведом Татьяной Дмитриевной Скрынниковой, лично знавшей Цыбикову.
|