Журнал «Восток (Oriens)»
Статьи
Пиксиды на востоке Ойкумены
Аннотация
DOI | 10.31696/S086919080030583-8 |
Авторы | |
Журнал | |
Страницы | 236 - 251 |
Аннотация |
Пиксиды – устойчивая и широко распространенная форма косметической посуды, хорошо изученная на примере многих памятников Древней Греции, а также Северного Причерноморья. Разработаны типология и хронология бытования пиксид на пространствах Ойкумены на протяжении почти целого тысячелетия. В Средней Азии пискидообразные коробочки известны в составе Маргиано-Бактрийского археологического комплекса 2‑го тыс. до н.э. После похода Александра Македонского этот предмет вновь появился в материальной культуре Бактрии и Хорезма. Датировка основных форм пиксид в Бактрии ограничена эпохой эллинизма (III–II вв. до н.э.). Богатая коллекция пиксид из бактрийского города Ай-Ханум сопоставляется с находками двадцати одной пиксиды с восьми памятников Северной Бактрии. Однако понять реальное назначение этих предметов на востоке Ойкумены позволяет привлечение материалов из двух храмово-культовых памятников Хорезма: Калалы-гыр-2 и Кой-Крылган-калы. Относительная редкость в Бактрии и Хорезме дешевых керамических пиксид и преобладание дорогих моделей, выполненных из камня на токарном станке и богато декорированных, а также концентрация находок именно в храмах, заставляют предполагать, что в Средней Азии они чаще использовались как подношения в храм (вотивы), а прямому назначению в качестве косметической посуды – лишь в узких элитарных кругах. Причиной тому, по всей видимости, послужила непопулярность у среднеазиатских женщин всевозможных мазей и пудры, для хранения которых нужны коробочки с крышкой. |
|
|
Получено | 03.11.2024 |
Дата публикации | |
Скачать JATS | |
Статья |
Поход Александра Македонского и его последствия неизменно притягивают внимание многих поколений исследователей. Наибольшую загадку до сих пор представляют процессы, происходившие в этот период на крайнем востоке Ойкумены. Эллинистическая Бактрия долгие годы была абсолютной terra incognita. Открытие большого города Ай-Ханум и пятнадцать лет раскопок в нем только приоткрыли завесу и разогрели любопытство. Последние десятилетия на территории Северной Бактрии были начаты исследования на целом ряде памятников эпохи эллинизма. Исследование накопленных данных позволяет сделать наше знание об исторических событиях более рельефным и полнокровным за счёт реалий повседневного быта и материальной культуры, включая обыкновенные мелочи житейского порядка. А именно последние характеризуют это время наиболее ярко и предметно.
Так, обнаруженные в ряде бактрийских крепостей и городов фрагменты керамических ванн в сочетании с характерным набором сопровождающих предметов, которые появились в Бактрии вместе с эллинами, позволили восстановить культуру купания и ванных комнат [Двуреченская, 2019]. Целая категория керамических изделий стала классифицироваться как косметическая посуда, когда была обнаружена в небольшой комнате с керамической ванной в крепостце Курганзол. Многочисленные небольших размеров чаши с загнутым внутрь краем, интерпретировались как сосуды для масел, используемые в ванных процедурах [Сверчков, 2013, с. 35, 36].
В данной работе будет рассмотрена группа предметов, хорошо известных в жизни эллинов, которые вместе с ними появились на восточных окраинах Ойкумены и, в частности, в Бактрии. Как сложилась судьба пиксид и стоящих за ними греческих традиций и обычаев, мы сможем проследить на конкретных примерах ряда военных крепостей, городов и небольших поселений Бактрии.
Однако для понимания, что собой представляет оригинал и какова его восточная адаптация сначала рассмотрим и обобщим основные исследования по пиксидам Эллады и Северного Причерноморья. Учитывая, что работа предназначена для специалистов по Востоку, постараемся максимально наглядно представить основные типологии и классификации по имеющимся многочисленным материалам западной части Ойкумены. Это также важно в связи с тем, что некоторые типы пиксид могут играть роль определенных хроноиндикаторов.
Пиксиды – широко распространенная в эллинистическую эпоху форма туалетной коробочки для хранения румян, белил, пудры, порошка киновари и прочей косметики. Есть также предположение, что в них могли хранить благовония, пряности, а также небольшие ювелирные украшения [Sparkes, Talcott, 1970, p. 173; Сокольский, 1971, c. 199]. Само название (πυξίς) говорит о материале, который первоначально использовался для изготовления этой посуды: оно означает породу дерева – самшит [Сокольский, 1971, с. 199]1. Генезис этого вида изделий уходит корнями в архаическую эпоху Греции. За несколько сот лет пиксиды стали изготавливать из самых различных материалов: камень, кость, керамика, металл, стекло.
1. В.Д. Блаватский переводил это слово как буковое дерево [Блаватский, 1953, c. 56]; такой же перевод и в словаре Лиддл-Скотта: πύχις – box of box-wood.
Рис. 1. Пиксиды Греции VII–III вв. до н.э. (по В.Д. Блаватскому) В.Д. Блаватский выделил основные шесть типов пиксид из разных регионов греческого мира в хронологической последовательности от VII в. до н.э. до IV–III вв. до н.э. [Блаватский, 1953, с. 56–57, табл. IX, 129–134]. В своей классификации автор основывался на морфологии изделий; два типа пиксид цилиндрической формы с прямыми и с вогнутыми стенками он интерпретировал как изначальные, проследив их развитие в период классики и в эллинистическую эпоху (рис. 1). Однако им были отмечены и формы близкие чашам и с выпуклыми стенками (горшочковидные) [Блаватский, 1953, с. 56–57, табл. IX, 131,132]. Более дробную типологию керамических пиксид на обширном археологическом материале с Афинской агоры разработали американские исследователи, выделив четыре основных типа (A, B, C, D) с вариантами также на основе анализа морфологии [Sparkes, Talcott, 1970, p. 173–178; 326–329, pl. 43, fig. 11] (рис. 2). Нельзя не обратить внимание, что все представленные типы – это вариации цилиндрических; ни чашевидные, ни горшочковидные не упоминаются. Рис. 2. Типология керамических пиксид Афинской агоры (по Б.А. Спаркс и Л. Тэлкотт) Позднее эллинистическую керамику (в том числе пиксиды) на материалах с Афинской Агоры изучала С. Ротрофф. Она внесла некоторые уточнения в типологию, предложенную ранее Б.А. Спарксом и Л. Тэлкотт, и изменила хронологию [Rotroff, 1997, p. 188–191; 360–363; pl. 90–93, 101, fig. 75–77; graph 8] (рис. 3). Рис. 3. Типология керамических пиксид Афинской Агоры (по С. Ротрофф) В частности, в наиболее широко представленном типе B, она выделила классический (№ 1214–1219) и эллинистический (№ 1220–1244) подтипы [Rotroff, 1997, p. 188, 190]2. Более существенные изменения были внесены автором в вопрос датировки ранее выделенных типов. Так, тип B был существенно омоложен: С. Ротрофф предложила распространить рамки бытования этого типа от середины IV в. до н.э. и до 86 г. до н.э. При этом классический подтип она датировала 350–275 гг. до н.э., а эллинистический – 275–86 гг. до н.э. Эллинистический подтип, в свою очередь, подразделяется на раннюю и позднюю группы. Последнюю отличают значительно возросшие размеры, а диаметр венчиков этих сосудов всегда превышает 15 см, иногда в два и более раза, и датируется она концом II и начало I вв. до н.э. [Rotroff, 1997, p. 188–190, 510; graph 8].2. Особняком стоит единственный фрагмент с формованной ножки (moldmade feet) в виде львиной лапы (№ 1245), датировать который не удалось.
Большая выборка деревянных пиксид из Северного Причерноморья проанализирована Н.И. Сокольским. Большинство рассмотренных им пиксид происходит из хорошо датированных погребений, что позволило автору выделить три хронологические группы: V–III вв. до н.э., (где подавляющее большинство относится к IV в. до н.э.); I–II вв. н.э.; III–IV вв. н.э. Говоря об основных формах, он также отметил, что для IV в. до н.э. шаровидные, рюмкообразные и горшочкообразные пиксиды – в отличие от цилиндрических – отражали влияние форм керамических сосудов. Наиболее распространенными в первой группе (V–III вв. до н.э.) автор считает приземистые пиксиды цилиндической и цилиндроконической формы с вогнутыми стенками (рис. 4). Рис. 4. Боспорские деревянные пиксиды с VI в. до н.э. по IV в. н.э. (по Н.И. Сокольскому) Н.И. Сокольский пишет, что ранние изделия отличаются «в целом более высоким качеством токарной работы, лучшим качеством и большим разнообразием орнаментации, усложненной профилировкой и многообразием вариантов формы» [Сокольский, 1971, с. 201, табл. XXVII–XXVIII]. Кроме того, он отмечает, что форма деревянных пиксид, повлияла на выбор формы пиксид из камня, кости и глины [Сокольский, 1971, с. 200, рис. 60]. Такая близость форм, очевидно, была обусловлена использованием токарного станка и гончарного круга. Исследователи античной материальной культуры достаточно глубоко рассмотрели вопрос бытования и эволюции пиксид на обширной территории распространения эллинской культуры, предложив дробные хронологии и даже определенные хроноиндикаторы. Вполне очевидно, что пиксиды были чрезвычайно популярны в народе как в самой Греции, так и в ее колониях на протяжении многих столетий и в целом сохраняли свои основные формы. Изучение пиксид из восточных областей империи Александра, потом Селевкидов и наконец в самой Греко-Бактрии носило эпизодический характер, как, собственно, и открытие этих редких находок. Самая крупная коллекция пиксид, происходящих из города Ай-Ханум, была рассмотрена археологами французской миссии в Афганистане Г.-П. Франкфором, О. Гийомом, А. Ружель и Кл. Рапеном [Francfort, 1984, p. 22–23, pl. 11, 14, 15; tabl. 5, 8, 9; pl. X–XII, XIV; Guillaume, Rougeulle, 1987, p. 9–12, Pl. 4-6, Pl. II–III; Rapin, 1992, p. 157–161, 332 , pl. 76, 13–15 , pl. 115, 10]3. Еще одна каменная крышка пиксиды с декором с территории Южной Бактрии была обнаружена в 1976 году в эллинистическом комплексе позднего периода обживания поселения Шортугай [Francfort, 2013, p. 171, pl. XLIII, 2].3. По нашим подсчетам из Храма с уступчатыми нишами происходит 78 изделий, причем 75 из камня (табл. 8 и 9) и три из слоновой кости (табл. 5); О. Гийом и А. Ружель опубликовали 81 изделие в таблицах под номерами 0044–0123, все изделия из камня, причем только первые две цилиндрической формы; Кл. Рапен опубликовал 7 изделий из камня. Это составляет не менее 166 предметов.
4. По устному сообщению Б. Лионне, исследовавшей керамические комплексы городища Ай-Ханум.
Подавляющее большинство каменных пиксид из Ай-Ханум относятся к чашевидному типу с выпуклой линзовидной крышкой с грибовидной ручкой (рис. 5, 6). Цилиндрический тип также имеется в материалах Ай-Ханум, однако он малочисленный (рис. 5, 9, 10). Среди чашевидных пиксид можно выделить как подтип так называемые кассетные чаши, т.е. имеющие во внутреннем пространстве дополнительные перегородки-секции (рис. 5, 1–4). Рис. 5. Бактрийские пиксиды из Ай-Ханум, основные типы (по А.П. Франкфору) Крышки чашевидных пиксид довольно типические. Они, как правило, имеют богатое убранство на внешней стороне. Это позволило исследователям разработать их типологию на основе анализа декора. Выделено четыре типа: a – без отделки; b – декор инкрустация; c – резной декор; d – инкрустация и резной декор [Guillaume, Rougeulle, 1987, p. 10–12]. В материалах из Ай-Ханум редкие пиксиды цилиндрического типа имеют очень небольшие размеры и по своей форме близки типическим греческим солонкам. Так, известны две миниатюрные пиксиды цилиндрического типа с вогнутыми стенками и чашевидная из слоновой кости из комплекса Храма с уступчатыми нишами [Francfort, 1984, p. 14, tableau nº 5, 7, 14, 28; pl. VI; 11, nº 7, 14]. В последнем томе работ Французской археологической миссии в Афганистане (DAFA) был опубликован комплекс из дома в юго-западной части городища Ай-Ханум: Б. Лионне в разделе, посвященном анализу керамического материала, приводит ряд сосудов, которые она интерпретирует как миниатюрные, и в том числе, среди них одна «солонка» типичной катушковидной формы [Lyonnet, 2013, p. 189, fig. 121, 8]. Среди древнегреческих солонок также характерны две основные формы: цилиндрическая с вогнутыми стенками (типа «cancave wall») или катушковидная («spool») и чашевидная («footed»). С. Ротроф датирует их не позднее начала III в. до н.э. [Rotroff, 1997, p. 165–167, graph 6; fig. 65]. Главное отличие солонок от пиксид – как правило, их небольшие размеры, а также отсутствие фланца под крышку (однако, и не у всех пиксид он обязателен). Есть примеры из Олинфа, разрушенного в 349–348 гг. до н. э. Филиппом II, где маленькие пиксиды были обнаружены составленными в стопки, они почти неотличимы от афинских цилиндрических солонок с вогнутыми стенками [Robinson, 1933, p. 139–142, pl. 189]. Среди азиатских материалов, где эти предметы хоть и известны, но все-таки значительно малочисленней, их обычно не различают не только сами исследователи, но и в древности одни и те же предметы, скорее всего, могли использоваться то в качестве солонок, то в качестве пиксид. За последнюю четверть века на территории Северной Бактрии открыто очень много новых материалов эпохи эллинизма. Сегодня мы имеем возможность рассмотреть пиксиды не из одного города, а с целого ряда памятников, среди которых большие и малые крепости, крупные города и поселения. Нам удалось собрать сведения о 21 изделии с 8 памятников: Кампыртепа, Курганзола, Узундары, Старого Термеза, Джандавляттепа, Дальверзинтепа, Чорбулока и Тахти-Сангина) (рис. 7–9). Паспортные сведения об этих находках собраны в аналитической Таблице 1: бо́льшая часть их также изготовлена из камня, керамические представлены 8 образцами.Рис. 6. Крышки каменных пиксид из Ай-Ханум (по А.-П.Франкфору) Рис. 7. Каменные пиксиды с памятников Северной Бактрии (1– Джандавляттепа; 2– Кампыртепа; 3 – Курганзол; 4, 6 – Узундара; 5 – Тахти-Сангин) Рис. 8. Каменные пиксиды с памятников Северной Бактрии (1 – Тахти-Сангин; 2–3 – Торбулок) Среди каменных северобактрийских пиксид представлен исключительно чашевидный тип, в том числе кассетный с линзовидными крышками с грибовидной ручкой, чрезвычайно близкий к айханумским изделиям и по форме, и по декору (рис. 7, 8). Среди керамических пиксид отмечается превалирование цилиндрического типа и определенное многообразие форм, нет той стандартизации, что наблюдается среди каменных (рис. 9). Рис. 9. Керамические пиксиды с памятников Северной Бактрии (1 – Курганзол; 2 – Дальверзинтепа; 3 – Старый Термез; 4, 8 – Кампыртепа; 5–7 – Узундара) У всех пиксид цилиндрического типа отсутствует фланец под крышку, за исключением образца с Узундары, который относится к хорошо известному типу с глубокой во всю высоту пиксиды цилиндрической крышкой (рис. 5, 6). У чашевидных пиксид фланец в обоих случаях присутствует (рис. 9, 7–8). Наиболее дорогие и богато украшенные образцы происходят с памятников, где имелись храмы или их наличие предполагается (Тахти-Сангин, Чорбулок) (рис. 8, 1, 2), Один образец каменной крышки, инкрустированной цветными камнями, был обнаружен в богатой крепости Кампыртепа, расположенной на переправе через Окс (рис. 7, 2). Таким образом, новые материалы из Северной Бактрии обогатили наши представления о пиксидах в основном за счет наличия керамических форм. Именно последние показывают, воспроизводство чисто греческих форм с незначительными вариациями. С точки зрения хронологии, все бактрийские пиксиды как с правобережья, так и с левобережья Амударьи датируются по археологическому контексту преимущественно III – первой половиной II вв. до н.э., т.е. практически не выходят за рамки эллинистического периода. В данном исследовании большое значение имеют материалы из Хорезма, который не был подчинен империям Александра и Селевкидов, и вошел в орбиту влияния эллинистических государств лишь «по касательной». Они могут сыграть ключевую роль в решении вопроса об основном предназначении пиксид на Востоке. Два памятника с ярко выраженным культово-храмовым характером и хорошо разработанной хронологией: Калалы-гыр 2 и Кой-Крылган-кала – дают нам возможность рассмотреть богатую и разнообразную коллекцию пиксид из камня и дерева, хорошо узнаваемых эллинистических типов [Болелов, Двуреченская, 2004; Трудновская, 1967, с. 140–145].Рис. 10. Деревянные и каменные пиксиды из Хорезма (Калалы-гыр 2) (по С.Б. Болелову и Н.Д. Двуреченской) В материалах этого памятника присутствует каменная крышка с характерным рельефным орнаментом с треугольниками и заполнением цветными пастами [Вайнберг, 2004, с. 158, рис. 4, 10б, 5, 14]. Показательно, что на ней имелись следы прикипевших остатков древесины; это недвусмысленно говорит об использовании каменных крышек для пиксид, изготовленных из других материалов (рис. 10, 8). Данная крышка явно импортного происхождения, равно как и часть деревянных пиксид тоже, скорее всего, импортные, поскольку они были изготовлены из самшита, который не произрастал в Хорезме [Болелов, Двуреченская, 2004, с. 269, 274, рис. 1, 1, 3, 5–7]. Второй памятник – в отличие от Калагыр-2 многослойный – Кой-Крылган-кала датируется широким интервалом IV в. до н.э. – IV в. н.э. Однако собранная на нем коллекция каменных пиксид и крышек с разных объектов происходит из нижнего горизонта и надежно датируется в рамках IV–II вв. до н.э. [Трудновская, 1967, с. 141–142, табл. XV, 4–6]. В декоре присутствует горизонтальное рифление и пуансонные круглые выемки, которые были заполнены цветной пастой. Также и на богато орнаментированной крышке наблюдались остатки цветной пасты. Это говорит о распространении на периферии Ойкумены пиксид с декором более дешевого вида, чем инкрустация в виде мозаики из цветных полудрагоценных камней, посаженных на пасту (рис. 11). Рис. 11. Каменные пиксиды из Хорезма (Кой-крылган-кала) (по С.А. Трудновской) Можно отметить, что все изделия довольно небольшие по размеру, в основном до 10 см в диаметре, и достаточно богато декорированы, что соответствует согласно характеристике Н.И. Сокольского на примере Боспорских пиксид именно IV–II вв. до н.э. [Сокольский, 1971, с. 201]. Само местонахождение пиксид в Бактрии преимущественно в храмовых комплексах наводит на мысль, что чаще всего эти изделия использовали как вотивные подношения. Яркой иллюстрацией этому служат 78 пиксид, обнаруженных на территории Храма с уступчатыми нишами в Ай-Ханум [Francfort, 1984, p. 29]. Такую гипотезу подтверждают и находки импортных пиксид, в двух рассмотренных выше культовых центрах Древнего Хорезма. Можно предположить, что утилитарное назначение пиксид на Востоке не получило столь широкого распространения, как в Греции. В первую очередь потому, что нет хотя бы сопоставимого количества пиксид из такого доступного и дешевого материала, как керамики. Токарные же изделия из камня, причем зачастую редких пород, не могли быть дешевыми. Это говорит о том, что в Бактрии и Хорезме пиксиды чаще использовались в качестве дорогих подношений в храмы (вотивов), а по прямому назначению в качестве косметической посуды – в лучшем случае только в узких кругах элиты. А.-П. Франкфор, исследуя ай-ханумский комплекс Храма с уступчатыми нишами, пришел к заключению, что значительная часть изделий из камня (в том числе, чашевидные пиксиды и крышки от них, обнаруженные в святилище) можно считать продукцией бактрийских мастеров. При этом он полагает, что ими могли пользоваться как греки, так и бактрийцы [Francfort, 1984, p. 26–29]. Позднее в богатых городах Индии – Таксиле и Беграме – очевидна трансформация пиксид греческого типа из бытового предмета в сакральный. В частности, широко зафиксировано использование «пиксид» в качестве буддийских реликвариев [Marshall, 1951, vol. III, pl. 35–36, 80]. Однако, на наш взгляд, не исключена определенная эволюция именно богато декорированных крышек пиксид. На рубеже эр в Бактрии, в Северо-Западной Инди и в Гандхаре большое распространение получают так называемые туалетные диски (toilet trays). Это круглые в плане неглубокие линзовидные диски, богато украшенные изнутри различными рельефными орнаментами, вплоть до сюжетных многофигурных композиций, в том числе изначально с греческими мифологическими персонажами. При этом часть внутреннего пространства всегда сохраняется свободной для функционального использования [Marshall, 1951, vol. III, pl. 144–146; Francfort, 1979, p. 97–98]. Оба исследователя выстраивают эволюционную схему этих изделий на основе искусствоведческого анализа рельефных изображений на дисках. И если Дж. Маршалл видел в них парфянский след, то А.-П. Франкфор считает, что на основе эллинистического искусства Селевкидской Азии зародились стили Греко-Бактрии и Парфии, а с приходом саков в Гандхару все это было замешено в характерный синтез, породивший греко-буддийское искусство [Francfort, 1979, p. 97–98]. Однако, возвращаясь к самим изделиям и их функциональному назначению, отметим следующий важный момент: в разных регионах мира женщины предпочитают разную косметику, что связано как с разницей природно-климатических условий и антропологических особенностей, так и с историко-культурными и национальными традициями. Очевидно, для бактрийских женщин среди косметических средств менее значимыми были различные пудры и мази, требующие посуды с крышкой. По данным археологии и этнографии, наибольшую популярность в среднеазиатской косметике с эпохи бронзы и по сей день играет природное вещество для макияжа глаз и бровей – сурьма [Литвинский, 1978, с. 134–136]5, богатые запасы которой расположены в т.н. Зеравшано-Гиссарском ртутно-сурьмяном поясе в Центральном Таджикистана6. Для подготовки этого вещества к употреблению вполне достаточно небольшого углубления упомянутых туалетных дисков7.5. Развернутая историография по этому вопросу также представлена в диссертационной работе [Хокимова, 2022].
6. Джижикрутское месторождение и Кончочское рудное поле >>>> 7. К сожалению, обнаруженные диски никогда еще не подвергались химическому анализу на предмет остатков этого вещества. |