Статьи

Фетвы эпохи коронавируса: реакция исламских правовых институтов на новые реалии

Выпуск
2021 год № 2
DOI
10.31857/S086919080014244-5
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
69 - 82
Аннотация
В статье исследуются фетвы ряда исламских правовых институтов в арабском мире и странах Западной Европы. Резкие изменения в образе жизни людей, которые повлек за собой коронавирус (социальное дистанцирование, ограничение контактов, нарушение привычного образа жизни и пр.), неизбежно должны были найти отражение в такого рода источниках. Основной исследовательский вопрос связан с тем, как различаются (если различаются) позиции ключевых исламских правовых институтов относительно ситуации с коронавирусом и существует ли зависимость позиций этих институтов от их местонахождения. В настоящем материале произведен обзор части источников, а в отношении другой части источников применялся ручной контент-анализ. Мы хотели выяснить также, какие темы больше всего волновали мусульманских ученых, а также в каком ключе – религиозном или светском – они чаще всего освещали свои позиции относительно всего, что связано с коронавирусом. В ходе исследования был проведен также и лексический анализ источников: нам было интересно посмотреть, насколько часто в анализируемых нами источниках встречалась специфическая правовая лексика – верный признак того, что передаваемый с ее использованием текст обладает правовым авторитетом в мусульманском мире.
 
 
Получено
03.11.2024
Статья
Одна из характеристик современных мусульманских государств – преимущественное доминирование здесь властных институтов над религиозно-правовыми. Это проявляется, прежде всего, в том, что властные институты, как правило, первыми формулируют повестку общественно-политических отношений, и затем эти вопросы становятся предметом обсуждения религиозно-правовых кругов; в ряде случаев властные институты делают это сообща с государственными религиозными институтами, как, например, в Саудовской Аравии.
После завершения активной фазы «арабской весны» с ее волной антиправительственных переворотов и обсуждения их законности, с точки зрения исламской традиции, эпидемия коронавируса стала, пожалуй, следующей по значимости темой обсуждения в мусульманском мире. Весной 2020 г. она вызывала волну реакции со стороны исламских правовых институтов. Задача настоящей статьи - установить, насколько эта реакция совпала с рекомендациями властей тех стран, где функционируют эти институты. Таким образом, мы хотим дополнить наше представление о специфике отношений религиозно-правовых и властных институтов в мусульманском мире.1


1. Современная историография этого вопроса довольно обширна. Ее можно разделить на две основные темы: (1) традиционные основы таких отношений и (2) их специфика в современном контексте.


Прежде всего, мы составили предварительный список исламских правовых институтов, которые издавали специальные постановления относительно ситуации с коронавирусом; из этого списка были выбраны некоторые институты, постановления которых можно было найти в открытом доступе во Всемирной сети. В первую очередь нас интересовали такие крупные институты, как египетский аль-Азхар и саудовский Совет высших богословов. В поле нашего зрения попали аналогичные институты и ряда других государств, где арабы-сунниты составляют большинство населения – Объединенных Арабских Эмиратов и Туниса. Наконец, мы рассмотрели постановления нескольких исламских правовых институтов и организаций из западноевропейских стран. Гипотеза заключалась в следующем: постановления религиозных институтов арабского мира и западноевропейских стран будут различаться, что, вероятно, отражает их специфические функции в соответствующих культурных контекстах. Разделив институты именно на эти две группы, мы захотели, в частности, проверить, существует ли какая-то разница в реакциях арабских и западноевропейских исламских правовых институтов на проблему, с которой столкнулась значительная часть человечества в 2020 г.
Из первой группы мы рассмотрели следующие институты:
  1. Аль-Азхар - старейший исламский правовой институт и одновременно университет, основан в 988 г. В настоящее время это один из государственных институтов Египта, в рамках которого мусульманские ученые представляют свои суждения по насущным проблемам государства, экономики, общества, права, культуры и т.д. Авторитет аль-Азхара распространяется и за пределы Египта благодаря выпускникам этого университета, которые работают по всему миру. Правом издавать фетвы (рекомендации религиозно-правового характера) обладают Верховный шейх аль-Азхара и Академия исламских исследований, в которую, кроме египтян, входят представители других государств.

  1. Дом фетв (дар аль-ифта) - еще один официальный институт в Египте; его главой является Верховный муфтий, который одновременно выполняет функции главного мусульманского судьи (кади) в стране. Соотношение полномочий аль-Азхара и Дома фетв, а также Верховного шейха и Верховного муфтия до сих пор представляют собой предмет обсуждений. Дом фетв был создан в конце XIX века во многом в противовес влиянию аль-Азхара. Как правило, эти два института придерживаются одинаковых позиций по принципиально важным государственным и международным вопросам.

  1. Совет высших богословов Саудовской Аравии (хайат кибар аль-улама) - главная религиозно-правовая инстанция в Саудовской Аравии. Она пользуется автономией в толковании религиозных и правовых вопросов, однако в финансовом и административном отношениях зависит от государства. Во главе Совета - Верховный муфтий. До недавнего времени в Совет входили исключительно представители ханбалитского мазхаба, однако сейчас в нем участвуют и представители других суннитских мазхабов. Глава Совета, Верховный муфтий, традиционно избирается из числа потомков Мухаммада Ибн ‘Абд аль-Ваххаба (семья Аль аш-Шейх).

3. Шариатский совет фетв в ОАЭ (маджлис аль-имарат ли-ль-ифта аш-шари) – относительно молодая структура, аффилированная с правительством Эмиратов (создана в 2017 г.). В задачи этого совета входит вынесение фетв по важным вопросам жизнедеятельности государства и общества.
4. Собрание фетв Туниса (диван аль-ифта) – аналогичная эмиратскому совету государственная структура, издающая фетвы, согласованные с членами национального правительства. Главой собрания является Верховный муфтий.
Во вторую группу вошли: 5. Европейский совет по фетвам и исследованиям (European Council for Fatwa and Research) - независимая организация мусульманских ученых и богословов, созданная в 1997 г. в Дублине (Ирландия). Основатель и президент Совета - известный мусульманский проповедник Йусуф аль-Карадави. Одна из ключевых задач этой организации - издание фетв в ответ на запросы мусульман, проживающих в европейских странах. В составе Совета есть ученые и из неевропейских стран, включая и самого аль-Карадави: около ⅔ членов Совета проживают в странах Европы и Северной Америки, остальные - в других частях мусульманского мира. Примечательно, что Совет сотрудничает, в частности, с Millî Görüş, а в ее состав входят ученые, близкие к организации “Братья-мусульмане” (сам аль-Карадави, а также Рашид аль-Ганнуши, Джассер ‘Ауда, например). Ранее аль-Карадави возглавлял также Международный союз мусульманских богословов, у которого сложилась весьма неоднозначная репутация в связи с обвинениями в аффилиации с запрещенными в ряде стран мусульманского мира “Братьями-мусульманами”.
6. Мусульманский совет Великобритании (The Muslim Council of Britain) позиционирует себя как «крупнейшая и весьма разнообразная по составу участников и разносторонняя роду деятельности британская мусульманская организация»; однако, по мнению некоторых исследователей, подобное самопозиционирование не совсем адекватно отражает реалии, так как Совет «не включает в себя большую часть мусульманских организаций страны» [Повразнюк, 2010, с. 125]. Вместе с тем, активность представителей Совета в Интернете кажется довольно высокой; кроме того, выпущенные им фетвы и постановления на коронавирусную тематику в апреле 2020 г. появлялись одними из первых в списке при поиске в Google по ключевым словам “fatwa” и “COVID-2019”/”coronavirus”. Совет основан в 1997 г., его деятельность финансируется из частных пожертвований.
7. Французский совет мусульманской веры (Le Conseil français du culte musulman) был создан в начале 2000-х гг. по инициативе будущего президента страны Франции Николя Саркози (на тот момент – министра внутренних дел), чтобы служить посредником во взаимодействии правительственных структур и мусульманских общин страны. С формальной точки зрения, этот совет является независимой структурой, однако исследователи полагают, что он тесно связан с силовыми структурами Франции и потому не может считаться полностью самостоятельным [Повразнюк, 2010, с. 127-128]. Как бы то ни было, фетвы этого совета относительно ситуации с коронавирусом, как и фетвы Мусульманского совета Великобритании, весной 2020 г. попадались одними из первых в международных поисковиках по ключевым словам.
В качестве основных источников мы рассматривали не только фетвы, опубликованные на официальных сайтах соответствующих институтов. Иногда общую позицию соответствующих институтов отражают и интервью, а также публичные выступления их представителей. В редких случаях фрагменты постановлений и фетв публиковались не на официальных сайтах соответствующих институтов (как, например, в случае с саудовским Советом высших богословов), а на сайтах правительственных СМИ. Хронология источников – весна 2020 г., то есть вплоть до окончания месяца рамадан – именно на этот период и в связи с наступлением мусульманского поста количество фетв, посвященных коронавирусу, было самым высоким: верующих, прежде всего, интересовало, как пандемия повлияет на привычные религиозные практики и ритуалы. Поиск источников производится на портале Google на двух языках – английском и арабском, ключевые слова: فتوى/فتاوى/كرونا/فيروس كرونا /fatwa/COVID-2019/coronavirus.
Обзор основных источников. Рекомендации аль-Азхара активно распространялись, прежде всего, через социальные сети. Так, в сети «Фейсбук» в апреле 2020 г. на англо- и арабоязычной страницах «Всемирного центра фетв аль-Азхара» (марказ аль-Азхар аль-алами ли-ль-фатава аль-иликтруниййа) / Al Azhar Fatwa Global Center были опубликованы довольно подробные постановления, в которых, в частности, содержались следующие предписания: - верующим следует соблюдать пост в грядущий месяц рамадан, несмотря на пандемию; - необходимо исполнять все карантинные меры предосторожности, в том числе, соблюдать запрет на посещение и организацию массовых собраний, к которым относятся также пятничные молитвы в мечетях; - не допускается распространение ложной информации и непроверенных слухов относительно коронавируса, а также сеять панику среди населения; - недопустимо спекулировать ценами на соответствующие товары и услуги в период пандемии; - во всем, что касается борьбы с эпидемией, надлежит полностью слушаться властей и медиков; - рекомендуется ускорить централизованный сбор обязательной по исламу милостыни тем людям, которые имеют возможность для этого, дабы вырученные средства направить на помощь нуждающимся и пострадавшим во время коронавируса [Al Fatawa Global Center. 5 April 2020…]; - мусульмане могут использовать для дезинфекции спиртосодержащие средства [Al Fatawa Global Center. 10 April 2020…]; - разрешено хоронить нескольких усопших в одной могиле, если это вызвано необходимостью во время пандемии [Al Fatawa Global Center. 7 April 2020…].
Тексты фетв содержали в себе несколько ссылок фрагменты из Священного писания, пророческих преданий и исторических хроник раннего ислама, где говорится о необходимости соблюдать меры предосторожности, воздерживаться от распускания ложных слухов, от спекуляций ценами и изолирования здоровых от больных. Также ученые аль-Азхара привлекали такие известные в мусульманской традиции общие принципы, как, например, «защита пяти первостепенных ценностей» (ад-даруриййат аль-хамс) – жизни, веры, разума, потомства и собственности.
Рекомендации другого египетского центра – Дома фетв – в целом совпадали с тем, о чем писали ученые аль-Азхара; в частности, о необходимости соблюдать пост в обычном режиме, несмотря на пандемию (исключения делают для пожилых, беременных и кормящих, а также для переболевших коронавирусом врачей) [Al-Iftar fi ramadhan…]; об ускоренном сборе регулярных пожертвований [Al-Zaka…]; о поддержке решения саудовских властей отложить ежегодное паломничество к мусульманским святыням [Tajil al-umra…]. Также была издана фетва о недопустимости организовывать пятничные молитвы в дистанционном формате, ибо так теряется истинный смысл такой молитвы, который заключается в очном молитвенном действии верующих, возглавляемых имамом [Salat al-juma…].
Вместе с тем, появились и весьма необычные постановления. Так, отвечая на вопрос одного из верующих, Верховный муфтий (глава Дома фетв) Шауки ‘Аллам сказал: «Смерть от коронавируса попадает под основания для объявления человека мучеником, о чем говорится в достопочтимом законе. Прежде всего, общим для этих оснований является ощущение человеком в преддверии своей смерти боли, которая вызвана внешним источником. Однако основания объявить человека мучеником можно найти не только в правовых первоисточниках. Стоит учитывать и то, что коронавирус очень схож с другими известными недугами, поражающими человека. Этот новый недуг обладает общими с уже известными болезнями симптомами и, так же, как и некоторые иные недуги, является крайне опасным и вредоносным. Можно считать его аналогом чумы, а поскольку мусульмане, которые умирали от чумы, объявлялись мучениками, то, соответственно, и погибшие от коронавируса – мученики; таковым предназначено особое вознаграждение в горнем мире. И хотя мы и проводим их в вечную жизнь с соблюдением привычных обрядов – омовения, покрывания саваном, молитвы и погребения», пусть Всевышний Господь дарует погибшим Свою милость!» [Al-Mutawaffi…].
С этой фетвой связана и другая фетва Верховного муфтия Египта, где он говорит, что умерших от коронавируса обязательно нужно предать земле, тем более что они как мученики особенно заслужили быть похороненными по мусульманскому обряду [Al-Imtina…].
В самом начале марта 2020 г. Совет по фетвам Объединенных Арабских Эмиратов на официальном сайте опубликовал английский текст фетвы по вопросам, связанным с коронавирусом. В целом, постановления эмиратских муфтиев по содержанию от рассмотренных выше документов не отличаются. Здесь тоже говорится о необходимости соблюдать все рекомендации властей и врачей; воздержаться от посещения мест массовых скоплений людей; о религиозной обязанности мусульман поститься, несмотря на ситуацию с пандемией (исключение делается только в отношении работающих врачей и болеющих COVID-2019 людей, иммунитет которых может ослабеть из-за голодания); о недопустимости дистанционных пятничных молитв и о преждевременной уплате обязательной в исламе милостыни [UAE Council for Fatwa…].
Отличие этого документа от рассмотренных выше заключается в обилии правовых терминов и ссылок на Священное писание. Эмиратские ученые подкрепили свои постановления цитатами из Корана и Сунны, а также ссылались на иные источники фикха (масадир аш-шариа аль-арбаа), а именно единогласно принятые решения (иджма‘) и решения, выведенные по принципу аналогии (кийас). Таким образом, это единственный из изученных нами текст фетвы, опирающийся на все четыре источника мусульманского права, признаваемые большинством правовых школ в исламе – Коран, Сунну, единогласие и аналогию. Отметим, что преобладающий мазхаб в эмиратском государстве – маликитский, в рамках которого поощряется также и применение принципа истихсан, когда действие одного фрагмента первоисточника может заменять действие другого в случае, если первое действие представляется ученым более адекватным и ведет к лучшему решению в конкретной ситуации. Вторым по популярности мазхабом Эмиратов является ханбалитский; однако, текст этой фетвы, на наш взгляд, не несет специфического отпечатка ханбалитской доктрины.
Содержание постановлений Европейского совета по фетвам и исследованиям хотя и совпадало в основной их части с тем, о чем писали арабские институты, в некоторых моментах носило специфический для немусульманских стран оттенок. Европейских муфтиев волновали, в частности, вопросы, которые для арабских стран весной 2020 г. особенно актуальными не были. Речь, прежде всего, идет о кремации тел умерших от коронавируса, и о допустимости подобной процедуры в отношении усопших мусульман. Согласно фетве европейского института, кремация не желательна, и чтобы ее избежать, лучше сразу составить соответствующее завещание; однако если кремация неизбежна, то перед останками усопшего мусульманина следует помолиться по принятому обычаю [Al-Bayan al-khitami…]. Также европейские муфтии, ссылаясь на хадис «Сломать кость усопшего – все равно что сломать ему жизнь», отмечают, что мусульмане зачастую не имеют возможности похоронить своих близких на родине, а в европейских странах все-таки принято уважать религиозные чувства разных общин; потому, как гласит фетва, «мусульманам следует обратиться к соответствующим инстанциям в каждой стране с просьбой выделить специальные кладбища или участки на кладбищах, где они смогут хоронить умерших» [Ibid.].
Еще одной новой, по сравнению с фетвами арабских институтов, темой стало обсуждение вопроса одного из верующих: допустимо ли мусульманам, чьи компании оказались на грани банкротства из-за пандемии, брать кредиты у европейских банков? Муфтии постановили, что у попавших в тяжелое положение европейских мусульман есть пять допустимых вариантов. Первый – обратиться к мусульманским фондам за помощью; второй – взять в банке беспроцентный кредит, если есть такая возможность; третий – взять кредит на год, в течение которого можно не платить проценты, и постараться погасить долг в течение этого срока; четвертый – если центральный банк выпустит постановление о предоставлении гражданам во время пандемии специальных кредитов, то такими предложениями стоит воспользоваться; главное, что банки не должны требовать выплатить проценты по кредиту, хотя допустимо уплатить некоторую сумму сверх суммы кредита, чтобы она покрыла техническую работу сотрудников банка. Пятый вариант – если компании, которыми владеют мусульмане, маленькие, то можно объявить их банкротами; если большие, и в них работает много людей, которые могут остаться без работы, то допускается взять кредит с процентом (однако желательно все-таки поискать беспроцентную помощь) [Ibid.].
Не осталась без внимания европейских муфтиев и популярная сейчас на Западе гендерно-семейная тема. В общих рекомендациях о том, как мусульманам лучше приготовиться к месяцу поста и провести его правильно, в частности, говорится, что «мужья должны помогать своим женам в домашних делах и помочь им провести священный месяц в послушании и любви, ибо сам Пророк тоже помогал своим домочадцам» [Ibid.].
Обзор имеющихся фрагментов фетв Совета высших богословов Саудовской Аравии показал, что основными их темами являются: обоснование необходимости приостановить все виды паломничеств на священную землю мусульман [Al-Imana al-amma li hayat kibar al-ulama: qarar…], соблюдения всех мер предосторожности, которые рекомендуют медики и предписывают власти [Al-Imana al-amma li hayat kibar al-ulama tawsi…], а также религиозно-психологическая поддержка верующих в период нарушения их привычного образа жизни [Kibar al-ulama…]. Цитаты из Корана и Сунны занимают значительную часть сообщения, связанного с третьей темой, тогда как первая тема передана без какого-либо упоминания мусульманских первоисточников. При обосновании необходимости профилактики коронавируса мусульманские ученые Саудовской Аравии тоже довольно обильно ссылаются на Коран и Сунну, настаивая на том, что в текстах откровения упоминается профилактика болезней, и что ислам лечит не только душу, но и тело [Ibid.].
Французский совет мусульманской веры выпустил только одно короткое постановление, в котором содержатся простейшие рекомендации гигиены в условиях распространения коронавируса (чаще и тщательнее мыть руки и т.д.) – без какой-либо исламской специфики [Faransa…].
Единственное постановление Мусульманского совета Великобритании также, как и постановление Французского совета мусульманской веры, едва ли можно назвать фетвой; по форме оно, скорее, напоминает воззвание к верующим и лидерам мусульманской общины страны - не собираться на массовые мероприятия и ограничить социальные контакты [MCB Calls for the Suspension…].
Саудовский Совет высших богословов также рекомендует верующим соблюдать рекомендации властей и врачей; но основное внимание в этих постановлениях уделено ежегодному паломничеству к Каабе в конце июля, а также посту, который как раз пришелся на весеннее время пандемии. Прежде всего, по мнению членов Совета высших богословов, разные виды паломничеств к мусульманским святыням необходимо приостановить, но это не является катастрофой, ведь главное – это предупредить еще больший вред, который может быть нанесен мусульманам во время массовых мероприятий. Здесь саудовские богословы, по-видимому, ссылаются на известный принцип фикха – воздержание от большего зла и действие в интересах всей общины (маслаха шариййа). Не обошлось в их постановлениях и без освещения другого известного принципа, который можно считать одним из основных политических принципов ханбалитской доктрины: послушание Всевышнему (таат ал-ллах) невозможно без послушания власть предержащим (таат вулат аль-амр).
Чтобы не ограничиваться простым описанием содержания источников, мы решили применить ручной контент-анализ в отношении самых объемных источников. Прежде всего, мы подсчитали количество слов (с пробелами и пунктуационными знаками, но исключая заголовки, указания на авторов, даты и место публикации) во всем объеме постановлений и фетв, опубликованных в указанный период. Затем мы выделили несколько крупных тем, которые освещались в источниках, подсчитали их объем в словах с пробелами и соотнесли их с общим объемом постановлений соответствующего института. Это позволило нам понять, освещение каких тем занимает основное внимание рассматриваемых нами институтов.
К сожалению, ручной контент-анализ невозможно было применить к ряду источников: либо по причине их крайне малого объема, либо по причине того, что в глобальной сети отсутствует их оригинал, а сами постановления и фетвы переданы в пересказе или в виде коротких цитат в новостных сообщениях. К таковым источникам относятся фетвы Совета высших богословов Саудовской Аравии (в Интернете они существуют только в виде коротких цитат, размещенных на сторонних ресурсах), Мусульманского совета Великобритании, Французского совета мусульманской веры и Собрания фетв Туниса.
Что касается объемных источников, в отношении которых применялся ручной контент-анализ, то их изучение показало следующее.
Самыми популярными (объемными) оказались темы, связанные с постом в месяц рамадан, дистанционными молитвами, практиками захоронений умерших от коронавируса мусульман, паломничества и религиозных механизмов урегулирования экономического кризиса в период пандемии (обязательная милостыня, беспроцентные кредиты и пр.).
Нам также было интересно выяснить, на какие авторитетные источники – религиозного или нерелигиозного характера – чаще всего ссылались мусульманские богословы в своих рекомендациях. Для этого мы подсчитали количество слов, содержащих цитаты из Корана, Сунны, иных источников – вместе с объемом слов во фрагментах, в которых эти цитаты и сведения пояснялись и толковались. Оказалось, что цитаты и ссылки на мусульманские первоисточники и трактаты занимают приоритетное место относительно ссылок на постановления медиков и властей. На наш взгляд, это связано с тем, что измененные правила, связанные с привычным ходом религиозной жизни, требовали от мусульманских ученых четкого обоснования с точки зрения фикха. Например, Верховный шейх аль-Азхара назвал социальное дистанцирование фардом, что можно было бы перевести как «первоочередной религиозный долг». Еще дальше пошли ученые из Дома фетв, которые приравняли умерших от коронавируса к «мученикам» (шахид), ссылаясь на ряд пророческих преданий.
В целом, коронавирус не вызвал противоречий в позициях исламских институтов как в арабском мире, так и в странах Западной Европы. Все они придерживаются схожего мнения: необходимо неукоснительно соблюдать рекомендации властей и врачей и избегать проявления религиозного фанатизма, который идет вразрез со здравым смыслом, а профилактические меры одобрены самим исламским законом. Темы, которые нашли отражение в фетвах этих институтов, в целом совпадают, а незначительная специфика постановлений европейских мусульманских институтов проявилась лишь в освещении тем, связанных с неизбежным обращением мусульман за помощью к институтам, не работающим в соответствии с нормами фикха, а также вопросов отношения в семье.
Также обращает на себя внимание, что европейские мусульманские институты предоставили более подробные рекомендации по тому, как избежать заражения, как вести себя в публичных местах, соблюдать правила элементарной гигиены и пр. Если арабские исламские правовые институты в основном ссылались на общие рекомендации властей и врачей, то европейские институты передавали их достаточно подробно. С их стороны также звучал призыв следовать постановлениям властей и советам врачей, однако этот призыв как бы отходит на второй план на фоне довольно подробных рекомендаций по соблюдению гигиены, социального дистанцирования и самоизоляции в разных ситуациях и смыслах.
Подобное различие, пожалуй, можно было бы объяснить следующим. В вопросах борьбы с коронавирусом, который, по сути, к религии большого отношения не имеет, задача мусульманских ученых из арабских стран, где государство регулирует широкий спектр общественно-политических отношений, была не столько представить какие-то принципиально новаторские заключения, сколько найти религиозное обоснование общим рекомендациям, исходящим от медиков и властей.
А вот в европейских странах исламские институты по сути взяли на себя часть функций, которые в арабских странах, как правило, выполняют государственные институты, а именно – регулирование социально-бытовых вопросов членов общины, далеко не все из которых являются гражданами соответствующих европейских государств. Иногда аналогичные функции в арабских странах выполняют и негосударственные (часто – оппозиционные и/или внесистемые) исламские движения, например, «Братья-мусульмане», «ХАМАС», «Хизбалла» и др.; однако это скорее является исключением, а не правилом. Вот почему, как мы предполагаем, характер их рекомендаций по противодействию вирусу и жизни в новых условиях оказался более подробным.
На этом фоне любопытным выглядит поведение радикальной организации «Исламское государство» (ад-даула аль-исламиййа). В начале пандемии она резко увеличила свою активность в социальных сетях и раздавала своим сторонникам подробные советы, как уберечься от заразы. Столь подробный инструктаж, таким образом, снова исходил от организации, претендующей на исполнение функций государства, как это было и с европейскими исламскими правовыми институтами. Но было, разумеется, и кардинальное отличие в поведении «Исламского государства»: идеологи организации одновременно призывали своих сторонников распространять вирус среди военных и чиновников ненавистных им государств (например, Египта). По мнению специалистов из организации «Всемирный индекс фетв» (аль-муашшир аль-алами ли-ль-фатава), следуя столь дерзкой стратегии, «Исламское государство» и ему подобные группировки намеревались нарастить свое присутствие как в старых, так и в новых зонах влияния (Ирак, Нигерия, Мальдивы и др.) и тем самым извлечь максимальную пользу из пандемии [Muashshir misri li al-fatawa…].
Таким образом, содержание фетв исламских правовых институтов как первой, так и второй группы по вопросу нашего исследования (коронавирусная пандемия в 2020 г.) отразила их специфическую роль в соответствующих государствах (мусульманских и немусульманских). В случае с институтами первой группы – это религиозно-правовая поддержка государственной политики, в случае с институтами второй группы – регулирование социальных отношений в мусульманских общинах в условиях жизни в немусульманских государствах.