Статьи

Харпократ с горшком: египетские терракотовые статуэтки греко-римского времени из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выпуск
2020 год № 1
DOI
10.31857/S086919080008377-1
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
старший научный сотрудник
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
178 - 190
Аннотация
В статье публикуются и анализируются семь произведений египетской терракотовой пластики греко-римского времени, изображающих мальчика с шарообразным сосудом (горшком) в руках и представляющих Харпократа – бога-ребенка, греческий вариант Хора-младенца. Его фигурки нередко выполнялись в виде обнаженного младенца с пальцем у рта и с характерным атрибутом – «локоном юности» – сбоку, нередко – в египтизированной короне. Подобные изображения – лишь один из вариантов иконографии Харпократа. В коллекциях музеев мира находится значительное количество терракот в виде Харпократа, не только с горшком, но и с рогом изобилия, и с другими атрибутами, демонстрирующих широкий спектр иконографических черт, присущих изображениям этого божества египетского пантеона греко-римского периода. Все рассматриваемые в статье предметы находятся в запасниках Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина. Шесть предметов происходят из собрания В.С. Голенищева и поступили в музей в 1911 г.; одна статуэтка была приобретена в 1981 г. у коллекционера Н.Г. Тер-Микаэляна. Основная часть предметов вводится в научный оборот впервые. Памятники позволяют обратиться к особенностям иконографии бога-ребенка Харпократа, тематике божеств-детей в Древнем Египте и проблеме «народной» религии во взаимодействии с официальными храмовыми культами Египта Птолемеевского и Римского периодов.
Получено
03.11.2024
Статья
В коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина находится семь терракотовых статуэток, изображающих ребенка с шарообразным сосудом в руках и представляющих Харпократа – бога-ребенка, греческий вариант Хора-младенца. Его фигурки нередко выполнялись в виде обнаженного младенца с пальцем у рта и с характерным атрибутом – «локоном юности» – сбоку, нередко – в египтизированной короне. Подобные изображения – лишь один из вариантов иконографии Харпократа. В коллекциях музеев мира находится значительное количество терракот в виде Харпократа, не только с горшком, но и с рогом изобилия, и с другими атрибутами, демонстрирующих широкий спектр иконографических черт, присущих изображениям этого божества египетского пантеона греко-римского времени.

Каталог терракотовых статуэток


1. Статуэтка сидящего Харпократа с горшком в руках (илл. 1).


Инв. № 1,1а 2913 (ИГ 3081). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
Датировка: I–III вв. н.э.
Происхождение: неизвестно.
Сохранность: утрачены ступни ног; повреждения поверхности, сколы.
Размеры: высота 14,5 см, ширина 11,0 см, толщина 7,3 см.
Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества; задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,6 см, в основании предмета второе технологическое отверстие овальной формы (1,4×1,6 см).
Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная светло-коричневая (7.5YR 5/31), со средним количеством слюды и известняка, небольшим количеством белых частиц (измельченные речные раковины?), незначительной примесью растительных частиц.


1. Здесь и далее определение цвета глины и внешней поверхности предмета сделано в соответствии с международными стандартами по: [Munsell Soil-Color Charts, 2012].


Цвет внешней поверхности: светло-коричневый (7.5YR 5/3–7.5YR 5/4).
Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
Обжиг: равномерный окислительный.
Примечание: горшок окрашен красным пигментом (10R 4/6), вероятно, до обжига; следы желтовато-белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне. Публикации: нет.
Аналогии: [Dunand 1979, nos. 135–136; Dunand 1990, no. 117; Weber 1914, Taf. 5.60; cf. Török 1995, no.72, pl. XLII.73, XLIII].

2. Статуэтка сидящего Харпократа (?) c горшком в руках (илл. 2).


Инв. № 1,1а 6929 (ИГ 3094). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
Датировка: I–III вв. н.э.
Происхождение: вероятно, Александрия (по характеру глины).
Сохранность: нижний левый угол утрачен.
Размеры: высота 5,7 см, ширина 3,3 см, толщина 2,0 см.
Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества, но голова деформирована (слишком широкая); задняя сторона нерельефная, заглажена, со следами дерматоглифов.
Материал: глина мергельная средне-тонкая плотная розовато-бежевая (7.5YR 8/3), со средним количеством золотистой слюды, небольшим количеством мелких растительных частиц.
Цвет внешней поверхности: розовато-бежевый (7.5YR 8/3).
Способ отделки внешней поверхности: заглаживание сзади.
Обжиг: равномерный окислительный.
Публикации: нет.
Аналогии: нет.

3. Статуэтка ползущего Харпократа с горшком в руке (илл. 3).


Инв. № 1,1а 2988 (ИГ 3099). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
Датировка: I–III вв. н.э.
Происхождение: неизвестно.
Сохранность: утрачен фрагмент головного убора; мелкие сколы по поверхности; отверстие на спине; частичное разрушение верхнего слоя.
Размеры: высота 8,6 см, ширина 8,7 см, толщина 3,1 см.
Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества; задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне аккуратное технологическое отверстие диаметром 1,4 см; низ статуэтки подрезан.
Материал: глина аллювиальная тонкая плотная палево-красно-коричневая (5YR 5/4), со средним количеством слюды и белых частиц (измельченные речные раковины?), небольшой примесью растительных частиц.
Цвет внешней поверхности: светло-коричневый (5YR 5/3).
Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
Обжиг: равномерный окислительный.
Примечание: лицевая сторона статуэтки окрашена красным пигментом (10R 4/6), вероятно, до обжига.
Публикации: нет.
Аналогии: Cf. [Bayer-Niemeier, 1988, Nr. 33, 36, 39; Bailey, 2008, nos. 3053–3054, cf. 3065; Fjeldhagen, 1995, nos. 1–2; Breccia, 1934, pl. XXXIV.161, XXXV.166].

4. Верхняя часть статуэтки Харпократа с горшком в руке (илл. 4).


Инв. № 1,1а 7921 (КП 358055). Из коллекции Н.Г. Тер-Микаэляна (1981).
Датировка: I–III вв. н.э.
Происхождение: неизвестно.
Сохранность: утрачена задняя сторона и нижняя часть фигуры (статуэтка обломана ниже груди); трещины, сколы; корона отбита и приклеена.
Размеры: высота 9,1 см, ширина 6,1 см, толщина 0,4–1,2 см.
Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; оттиск лицевой стороны среднего качества.
Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (10R 4/3–10R 4/4), с большим количеством слюды, средним количеством белых частиц (измельченные речные раковины?), небольшой примесью растительных частиц и редкими включениями серого камня.
Цвет внешней поверхности: коричневый (10R 4/2).
Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
Обжиг: неравномерный окислительный.
Примечание: лицевая сторона дополнительно окрашена коричнево-бордовым пигментом (5R 4/2–5R 4/3).
Публикации: [Путь к бессмертию, 2002, с. 193–194, кат. 744].
Аналогии: [Bayer-Niemeier, 1988, Nr. 45; Dunand, 1990, no. 121].

5. Статуэтка сидящего Харпократа с горшком (?) (илл. 5).


Инв. № 1,1а 2905 (ИГ 4339). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
Датировка: I–III вв. н.э.
Происхождение: неизвестно.
Сохранность: утрачены левая нога и фрагмент правой, сколы на голове и правой руке.
Размеры: высота 7,5 см, ширина 4,9 см, толщина 4,7 см.
Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и грубо заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества; задняя сторона простая, подрезана и заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,0–1,1 см.
Материал: глина аллювиальная тонкая плотная светло-красно-коричневая (2.5YR 5/3), с небольшим количеством растительных частиц, редкими включениями слюды и кварцевого песка.
Цвет внешней поверхности: светло-красно-коричневый (2.5YR 5/3), местами бежевый (10YR 7/3).
Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
Обжиг: равномерный окислительный.
Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне.
Публикации: нет.
Аналогии: нет.

6. Статуэтка стоящего Харпократа с горшком в руках (илл. 6).


Инв. № 1,1а 2904 (ИГ 2980). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
Датировка: конец I в. н.э.
Происхождение: неизвестно.
Сохранность: повреждение поверхности правой руки и носа; утрачены фрагмент головного убора, одежды спереди, нижняя часть фигуры; потертости на лице, особенно на носу.
Размеры: высота 12,6 см, ширина 5,1 см, толщина 4,0 см.
Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны низкого качества, со слабой проработкой деталей; задняя сторона простая, заглажена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,3 см.
Материал: глина аллювиальная тонкая среднеплотная бежево-коричневая (7.5YR 6/4), с небольшим количеством слюды и растительных частиц.
Цвет внешней поверхности: светло-коричневый (5YR 5/3).
Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
Обжиг: равномерный окислительный.
Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне.
Публикации: нет.
Аналогии: [Bayer-Niemeier, 1988, Nr. 103; Fjeldhagen, 1995, no. 9; Breccia, 1934, pl. XXIII.97, 100, 103, 105; Weber, 1914, Taf. 10.109–112; Dunand, 1990, nos. 128–129, 131; Bailey, 2008, no. 3052; Fischer, 1994, Taf. 22.258, 63.606; Ewigleben, Grumbkow, 1991, Nr. 6, 12, 13; Attula, 2001, Nr. 34].

7. Статуэтка в виде стоящего мальчика с корзинкой (?) в руке (илл. 7).


Инв. № I, 1a 2912 (ИГ 2982). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
Датировка: I–III вв. н.э.
Происхождение: неизвестно.
Размеры: высота 13,6 см, ширина 5,6 см, толщина 4,4 см.
Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны слабый, низкого качества; задняя сторона рельефная, оттиск слабый; на задней стороне технологическое отверстие овальной формы (1,2×1,4 см).
Материал: глина аллювиальная тонкая плотная светло-коричневая (7.5YR 5/3), со средним количеством белых частиц (измельченные речные раковины?) и растительных частиц, небольшим количеством слюды, редкими включениями кварцевого песка.
Цвет внешней поверхности: светло-коричневый (7.5YR 5/3).
Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
Обжиг: среднего качества, окислительный.
Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне в верхней части предмета.
Публикации: нет.
Аналогии: нет.

Харпократ с горшком: особенности иконографии и интерпретация


Одни из наиболее частых изображений Харпократа в египетской терракотовой пластике – те, где он держит в руках или под своей рукой сосуд круглой или овальной формы, иногда засовывая в него свою руку [Dunand, 1979, p. 73–74]. Статуэтки сидящего Харпократа с горшком в руках появляются в Египте с середины III в. до н.э. и затем продолжают существовать и в Римский период [Fischer, 1994, S. 79].
Шарообразный сосуд с ободком или без него повторяет форму древнеегипетского горшка-nw для возлияний воды [Kaplony, 1992, Col. 17; Poo, 1986, S. 1187]. Были предложены различные интерпретации сосуда в руках Харпократа2: ex-voto отнятия от груди (своего рода бутылочка-заменитель молока), контейнер с нильской водой либо ваза для возлияний, – исходя из традиционной формы округлого горшка, показанного в ходе совершения жертвенных возлияний на древнеегипетских рельефах, начиная со времени Древнего царства (наряду с вазой-Hs в rdj.t qbHw) [Balcz, 1933, S. 207; Junker, 1938, S. 106–107]. Однако, судя по жесту, Харпократ не выливает воду из горшка, а достает из него некую твердую субстанцию; следовательно, это вряд ли мог быть сосуд для возлияний.


2. Обзор различных точек зрения см.: [Dunand, 1979, p. 74 слл].


Франсуаза Дюнан предположила, что округлый сосуд может обозначать горшочек для приготовления пищи маленьким детям [Dunand, 1979, p. 74]; эту точку зрения развил и доказал на нескольких примерах Мишель Малез. Он приводит текст Епифания, автора IV в. н. э.: в его «Панарии» (Epiphan. Expos. Fid. III.2.11)3 упоминается (правда, в несколько сатирическом тоне), что жрецы Харпократа совершали манипуляции с неким котелком, который содержал athera – типично египетское блюдо, предназначенное для кормления детей, нечто вроде мучной каши с чечевицей4. Судя по всему, аналогичным было и содержимое горшочка Харпократа – некая бобовая или зерновая каша. Именно поэтому Харпократ часто изображается с рукой внутри горшочка – он достает оттуда пищу и лакомится ею, причем держит горшок под наклоном, но так, чтобы ничто не пролилось (т.е. это отнюдь не жест жертвенного возлияния). Иногда в руках Харпократа не горшочек, а миска5 или огромный котелок, – как утверждают исследователи, очень похожий на тот, что использовали египетские хозяйки для приготовления пищи для своих детей. Таким образом, символика данного образа Харпократа тесно связана с обеспечением питания [Malaise, 1991, p. 231].


3. См.: [Malaise, 1994, p. 374–376].

4. Происхождение этого слова, по мнению М. Малеза, восходит к египетским корням [Malaise, 1991, p. 230–231]. Plut. De Iside, 65, 377B: «…Исида (…) к зимнему солнцевороту …родила недоношенного и недоразвитого Харпократа. Поэтому ему приносят начатки взошедшей чечевицы…». Plut. De Iside, 67, 378B-C: «…Харпократа следует считать не уродливым богом-ребенком и не каким-нибудь божеством бобов, но защитником и выразителем раннего, несовершенного и несформировавшегося учения о богах. А в месяц Месоре ему приносят бобы и говорят: «Язык – счастье, язык – божество» [Griffiths, 1970; Плутарх, 1996].

5. Например, на терракотовой статуэтке I–II вв. н.э., найденной в ходе археологических раскопок в Каранисе (Ком Аушим). Авторы каталога обратили внимание на необычность формы сосуда в руках, отметив, что чаще Харпократ изображался с округлым горшком [Gallazzi, Hadji-Minaglou, 2019, p. 141].


Следует отметить, что горшок, не будучи принадлежностью только Харпократа, в целом ряде примеров фигурирует как символ плодородия и изобилия; он встречается у Исиды, Бэса и некоторых других персонажей6. Горшок не является «опознавательным» признаком Харпократа, в отличие от характерного жеста – пальца у рта, локона юности или короны; поэтому узнать изображение Харпократа иногда бывает непросто [Dunand, 1979, p. 38–39].


6. См.: [Ewigleben, Grumbkow, 1991, Kat. 20 (Патэк); cf. Fischer, 1994, Taf. 42.420; Dunand, 1979, no. 23 (Исида); Weber, 1914, Nr. 134 (жрецы)].


В некоторых текстах греко-римского периода, например в ареталогии Харпократу из Халкиды, в текстах храма Эдфу и Филэ, Харпократ назван владыкой хлеба, снабжающим средствами к существованию, обеспечивающим питание и урожай [Totti, 1985, Nr. 6, l.6–7; Meeks, 1977, col. 1005; Sandri, 2004, 506 (Anm. 54–55, S. 510)].
Статуэтка из собрания ГМИИ 1,1а 2913 (илл. 1) показывает сидящего Харпократа с горшком в левой руке. Правую руку мальчик засовывает внутрь горшка. Харпократ полностью обнажен, на груди висит небольшой треугольный амулет. Обычно в терракотах с изображением Харпократа встречается так называемый сердечный амулет, то есть подвеска в виде сердца-иб [Fischer, 1994, Taf. 59.580]. Изображения этого амулета можно увидеть и на храмовых рельефах в сценах с участием Харпократа, – например, на Филэ [Sandri, 2004, S. 502, Abb. 4]. По мнению исследователей, символика амулета может быть связана с идеей передачи наследства от отца к сыну [Sandri, 2004, S. 504, 509, Nr. 39]. В московской статуэтке форма подвески необычно треугольная, тем не менее можно предположить, что это вариация амулета в виде характерного маленького сосудика-иб, «сердечного амулета».
У мальчика бритая голова, украшенная ленточкой с двумя бутонами лотоса и так называемым локоном юности справа. Аналогичная прическа встречается еще в одном памятнике – на светильнике в виде головы Харпократа 1,1а 2860 из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Существует множество статуэток Харпократа с подобной прической, с различными вариациями: с двумя пучками на выбритом лбу в сочетании с локоном юности; с квадратными пучками волос в сочетании с локоном юности и с бутоном7.


7. См., например: [Bayer-Niemeier, 1988, kat. 32, 39, 102, 106, 112–113, 115–116, 127, 166, 193, 201. Cf. Breccia, 1934, pl. XXI.86; Dunand, 1990, kat. 255, 261–262, 277, 297–298].


Харпократ изображается с такой прической не только в терракотовой пластике, но и на некоторых фресках из домов в Каранисе. Фреска из дома B 50 в фаюмском городе Каранисе показывает Исиду, которая держит на коленях Харпократа с двумя пучками волос на лбу и локоном справа на выбритой голове [Rondot, 2013, p. 60, fig. 25]. На фреске в зернохранилище дома C 65 показан сидящий на троне Харпократ с короткой стрижкой и двумя локонами справа; на макушке у него два цветущих бутона лотоса, а в левой руке он держит два длинных стебля цветка с такими же цветущими бутонами; позади его трона показаны букеты таких же цветов [Rondot, 2013, p. 62, fig. 28]. Бутоны лотоса символизируют, очевидно, плодородие – следует обратить внимание на то, что Харпократ с бутонами лотоса был изображен на фреске именно в зернохранилище. В египетской традиции Харпократ был связан также и с богом зерна Непри; существовал специальный тип терракотовых статуэток Харпократа-Непри, в которых бог изображался с колосьями зерна и иногда – с прической в виде двух бутонов лотоса [Perdrizet, 1921, pl. XXXIII; Michaïlidès, 1952, pl. VI]. Что касается пучков волос, то трактовка этой черты затруднительна; предположительно она маркирует отождествление с Дионисом.
Длинный стебель с бутоном папируса Харпократ держит в руке и на фрагментированной живописной панели из Берлина [Rondot, 2013, p. 139–140 (Berlin 19644)]. Все это говорит о том, что данный атрибут прочно связан с образом Харпократа, хотя и свидетельствует, по-видимому, о синкретизме с богом плодородия и растительности Дионисом [Rondot, 2013, p. 249]. На фаюмском портрете из музея Гетти (78.AP.262) изображен мальчик с двумя квадратиками волос на выбритой голове и локоном юности8 [Thompson, 1982, p. 40, cat. 5].


8. Такая прическа считалась приносящей удачу, защищающий от злых чар маленьких египтян. Возможно, это было нечто большее, чем просто прическа, – так фиксировалась приверженность египетским верованиям в некоторых семьях [Augenblicke, 1999, Kat. 168, 170].


Интересно, что в терракотах из собрания Каирского музея, опубликованных в свое время Франсуазой Дюнан, головной убор с бутонами лотоса и налобная ленточка чаще всего показаны на статуэтках Харпократа с горшком и на терракотах, изображающих служителей Харпократа [Dunand, 1979, p. 52–53, tabl. IV]. Цветочная корона – греческий элемент, часто встречающийся как в греческой, так и в греко-египетской коропластике9. Известна живописная панель (Cairo JE 31568) с изображением Харпократа-Диониса в подобном головном уборе [Rondot 2013, p. 84–88; cf. 157–158]. Прическа с бутонами не может быть точно датирована, но вот налобная ленточка, к которой крепятся эти бутоны (1,1а 2913), – это греческий атрибут, и ее можно сопоставить с диадемами эллинистических царей (хотя расположение такой «царской» ленты несколько иное) [Dunand 1990, p. 28]. Следует отметить, что бутоны лотоса на голове были атрибутом не только самого Харпократа, но и его служителей/ почитателей, а также гротескных персонажей (в равной степени как и сам горшок не является атрибутом собственно Харпократа10, о чем мы упоминали выше).


9. Например: [Vafopoulou-Richardson, 1991, no. 41 (Эрот); Myśliwiec, 2014, p. 170, fig. 3c (Паппосилен); Fischer, 1994, Taf. 25.300, 306 (головки детей), 75.702 (Приап), 77.724 (головка мальчика)].

10. Например: [Weber, 1914, Taf 14.142; Ewigleben, Grumbkow, 1991, no. 30–31; Schürmann, 1989, Taf. 185.1115, 188.1134–1135, 192.1154; Fischer, 1994, Taf. 34.375].


В.С. Голенищев в своей карточке на предмет 1,1а 2913 (Инвентарь Голенищева, № 3081) сделал пометку на французском, что похожую статуэтку можно увидеть в Каирском музее (№ 27043), и при этом он ссылается на публикацию Л. Борхардта [Borchardt, 1902]. Однако указанная В.С. Голенищевым аналогия не подходит для данной терракоты, у каирской статуэтки тип сидящего Харпократа с горшком несколько иной.
Статуэтка из собрания ГМИИ 1,1а 6929 (илл2) показывает сидящего на корточках обнаженного мальчика; на плечи наброшен плащ. Голова его лысая, нет никакого локона, поэтому отождествление с Харпократом несколько проблематично. В левой руке он держит горшок, до горлышка которого он дотрагивается концом своего длинного фаллоса. Этот необычный для него жест можно сравнить с жестом «служителя Харпократа», играющего фаллосом на лире (ГМИИ 1,1а 6498). Таким образом, делается акцент на мужской потенции и символике природного изобилия. По характеру глины, из которого сделана московская статуэтка, можно предположить ее александрийское происхождение.
Точных аналогий к этому типу терракот не найдено. Можно указать на статуэтку из Будапешта [Török, 1995, nos. 65–66], где показан сидящий одетый Харпократ, который то ли достает что-то из горшка, то ли что-то толчет в нем пестиком. Этот жест остается довольно загадочным. Статуэтка из Берлина [Weber, 1914, Taf. 14.145] показывает Харпократа и служителя культа, который вытаскивает веревку (?) или сложенный кусок ткани (?) из стоящего между ног сосуда для воды.
В вышеназванных статуэтках ребенок изображается с увеличенным фаллосом, что совсем не редкость для иконографии Харпократа: подобные статуэтки с длинным, но не эрегированным мужским членом известны в Египте с Позднего периода [Fischer, 1994, S. 80; Bayer-Nimeier, 1988, S. 39; Dunand, 1979, p. 85–86; Gallazzi, Hadji-Minaglou, 2019, p. 138]. Фаллический аспект изображений Харпократа – отдельная и обширная тема для исследования.
Терракотовая статуэтка из ГМИИ 1,1а 2988 (илл3) показывает младенца-Харпократа, ползущего на четвереньках. Он полностью обнажен, на голове короткие курчавые волосы и бутончики лотоса. Харпократ опирается на правую руку, а левой обнимает горшок. Примечательно, что рядом с горшком показаны виноградная гроздь и круглый хлебец со звездчатой розеткой в центре. Подобные «тарелкообразные» хлебцы нередко встречаются в иконографии бога-младенца и карлика Бэса [Fischer, 1994, Taf. 57.573, cf. S. 571, Taf. 61.594; Bailey, 2008, nos. 3053–3054, cf. 3065; Fjeldhagen, 1995, nos. 1–2; Breccia, 1934, pl. XXXIV.161, XXXV.166; Attula, 2001, Nr. 26; Dunand, 1990, nos. 121, 123; Weber, 1914, Taf. 9.98]. Тип обнаженного Харпократа, ползущего на корточках или вставшего на колени, обхватив руками горшок, встречается достаточно редко. В основном Харпократ изображается сидящим на корточках либо вразвалочку, а если стоит на коленях, то в одежде.
От статуэтки 1,1а 7921 (илл. 4) сохранилась только верхняя часть, но, судя по иконографии, это могло быть изображение сидящего Харпократа с горшком в руках. На мальчике длинная туника, оставляющая открытой левое плечо и левую руку. В левой руке Харпократ держит горшок, сохранившийся фрагментированно (видно горлышко). Палец правой руки Харпократ подносит ко рту. Голова Харпократа выбрита, справа у него на голове локон юности. У Харпократа сложный головной убор – поверх пышной цветочной короны надета царская двойная корона, обрамленная двумя бутонами лотоса. Присутствие царской короны на голове Харпократа в терракотовой пластике не редкость (например, на статуэтках из ГМИИ 1,1а 2804, 2823) – этот атрибут был призван подчеркнуть аспект Харпократа как законного царского наследника, который способствует обеспечению космического порядка и в его рамках – плодородию земли и снабжению пищей.
Статуэтка 1,1а 2905 (илл. 5), изображающая сидящего Харпократа с горшком, имеет существенную утрату – в левой части имеется круглый скол. Тем не менее, исходя из композиции и формы скола, можно предположить, что здесь располагался круглый горшок. Сидящий обнаженный мальчик левой рукой опирается на подставку, а правую подносит ко рту. Присутствует и другой атрибут Харпократа – локон юности на голове. По стилю исполнения эта статуэтка сильно эллинизирована, что находит выражение во внешнем виде и лице Харпократа – мягком, женоподобном.
Гораздо чаще во всех коллекциях терракот (но не в московском собрании) встречается тип стоящего Харпократа с горшком в руках; такова статуэтка 1,1а 2904 (илл. 6). Здесь показан уже не грудной младенец, а подросший ребенок (как и в предыдущей статуэтке 1,1а 2905). Мальчик стоит в длинной тунике, держа в левой руке за пазухой горшок и засовывая правую ладонь внутрь горшка. На голове видна традиционная прическа Харпократа – локон юности, а также лента с двумя бутонами лотоса. При этом вся статуэтка столь сильно потерта, а оттиск в форме не отличается хорошим качеством, так что линии головного убора напоминают нечто похожее на «шапочку» или «капюшон», наброшенный на голову11.


11. Ср. изображения персонажей в шапочках и капюшонах, иногда закутанных в тунику или плащ: [Dunand, 1990, p. 58, nos. 92–94, 101; Breccia, 1934, pl. LXV.337–338; XCVIII.553, 556, LXXXI.424; Petrie, 1905, pl. XLVIII.53–54; Gallazzi, Hadji-Minaglou, 2019, p. 137, 139, 141].


Статуэтка обнаженного мальчика 1,1а 2912 (илл. 7) отличается грубой техникой и слабой проработкой поверхности. Из-за этой потертости отождествление статуэтки с Харпократом остается под вопросом, хотя на голове у мальчика справа виден локон юности, а шарообразная форма сосуда или корзины в левой руке и положение правой руки, согнутой в локте и касающейся груди (как будто персонаж вынул руку из сосуда / корзины), отсылает нас к изображениям Харпократа с горшком. Также вполне возможно, что эта статуэтка относится к группе так называемых рыболовов или «удильщиков», которые нередко изображались с корзинками в руках12. В инвентарной книге значится: «Хор, обнаженный, с корзинкой на левой руке».


12. Эрот-рыболов (мотив корзинки): [Ewigleben, Grumbkow, 1991, Kat. 77].


Божества-дети в греко-римском Египте


Традиция почитания божеств-детей в Египте берет свое начало в глубокой древности: о младенце Хоре упоминается еще в «Текстах пирамид» [Ägypten, Griechenland, Rom, 2005, S. 342]. Первая мифологическая тема, в которой бог-ребенок играл важную роль, – это рождение маленького Хора, сына Исиды. В Поздний период известно огромное количество фаянсовых амулетов с изображением обнаженного мальчика, стоящего между Исидой и Нефтидой [Arslan 1997, p. 61, cat.II.28]. Вторая тема в мифологии, где бог-ребенок играет важную роль – это представление о том, что солнце на рассвете принимает облик новорожденного младенца. С эпохи XVIII династии развивается космогонический миф о том, что в начале времен солнечный бог появляется в виде ребенка из цветка лотоса, выросшего из воды [Morenz, Shubert, 1954].
«Харпократ» – грецизированная форма древнеегипетского «Хор-па-херед» (@r-pA-Xrd: «Хор-ребенок»). Божество с таким именем впервые появляется в Третьем Переходном периоде [Sandri, 2004, S. 499, 509, Anm. 16]; культ его набирает популярность с конца Позднего периода и достигает своего пика в греко-римское время [Meeks, 1977, col. 1003; Sandri, 2004, S. 500].
Харпократ был не единственным почитаемым в Египте богом-ребенком, среди таковых известны Харсомтус, Ихи, Хонсу, Нефертум13. Во многих культовых центрах процветало почитание локальной триады богов (Отец, Мать и их Сын), в их честь строились многочисленные храмы [Ägypten, Griechenland, Rom, 2005, S. 335; Sandri, 2004, S. 500]. У каждого из этих божественных детей (pA-Xrd) иконографические признаки были примерно одинаковы: указательный палец, поднесенный ко рту, локон юности, нагота и детская припухлость тела, различные короны на голове, в греко-римское время – наброшенный на плечи плащ из перьев [Budde, 2010]. Понятно, что порой бывает непросто отличить изображения Харпократа от других детей-богов. В храмовом культе Харпократ сохраняет свое место при богине Исиде, его роль – всегда второстепенная. Наибольшее количество египетских текстов греко-римского периода, посвященных Харпократу, происходит из святилища Исиды в храме на острове Филэ, где бог предстает как легитимный наследник Исиды и Осириса. Образ Харпократа переходный: младенец, сын Исиды (Харсиесе), вырастая, превращается в Хора, мстителя за своего отца (Харендотес), который сражается с Сетом и занимает престол Осириса14. Кроме Филэ, Харпократ почитался в Коптосе и Атрибисе, а также в Александрии, где Птолемей IV построил ему небольшое святилище внутри храма Сараписа [Sandri, 2004, S. 504].


13. См., например, изображение семи божественных детей на рельефе в маммиcи в Арманте: [Sandri, 2004, S. 500–504].

14. О стадиях взросления Харпократа на примере ритуальных сцен из храма на острове Филэ см.: [Sandri, 2004, S. 504–505, Abb. 4–6; Forgeau, 2002, p. 16–18].


В терракотовой пластике образ Харпократа занимает центральное и самостоятельное место, в отличие от официального храмового культа [Dunand, 1979, p. 135]. Фигурки Харпократа – самые распространенные среди мелкой терракотовой и бронзовой пластики, что говорит об особой популярности этого божества в римском Египте [Dunand, 1990, p. 29]. Другим столь же популярным божеством из числа «малых богов» был бородатый карлик Бэс, что подтверждают находки в домах греко-римских городов Фаюмского оазиса [Abdelwahed, 2016, p. 51–52; Gallazzi, Hadji-Minaglou, 2019, p. 142]. Выше мы уже отмечали, что, как правило, Харпократ изображался в виде обнаженного младенца с пальцем у рта и «локоном юности» сбоку, нередко – в короне. Однако в греко-египетских терракотах у Харпократа появляется еще несколько атрибутов, не свойственных ему изначально – круглый горшок и рог изобилия.
Значение и функции божеств-детей и среди них Харпократа были разнообразны. Главная – это обеспечение циклического возрождения жизни, непрерывности царской власти (наследник престола как гарантия устойчивости порядка «Маат»), а также – обеспечение плодородия и пищевых ресурсов. Божества-дети обеспечивали также защиту от всяких болезней, врагов и других опасностей; покровительствовали благополучным родам и здоровью младенца.
Терракоты в виде Харпократа могли помещаться на домашние алтари, а изображения божества в виде миниатюрных амулетов носили на шее. Все эти предметы должны были приносить удачу и благополучие в дом, а также обеспечивать рождение здорового потомства [Török, 1995, p. 62–63].
Среди аграрного населения Египта того времени ценились божества, гарантирующие плодородие полей и женщин, охраняющие жизнь и здоровье детей [Dunand, 1979, p. 116–118]. Действительно, бога-ребенка Харпократа можно считать покровителем маленьких мальчиков и детей в целом [Dunand, 1979, p. 42; Fischer, 1994, S. 85]. Детская смертность была традиционно высокой в Египте, и потому с незапамятных времен существовала особая магия для защиты детей [Lange, 2013, p. 67]. Отсюда большая вариативность поз и возрастов Харпократа в терракотовой пластике: он показан обнаженным либо в одежде, то в виде младенца-ползунка, то в виде подросшего мальчика; при этом, как правило, присутствует главный атрибут Харпократа и маркер детства – палец у рта. Наиболее распространенная прическа – бритая голова и локон юности справа; иногда показываются короткие волосы.
Две главные темы египетских терракот – детство и материнство и связанные с ними понятия плодородия и плодовитости [Dunand, 1979, p. 105]. Отсюда различная символика форм и цвета: увеличенный фаллос, бутоны лотоса, цветы, зерновые колосья, зеленый цвет.
Терракоты, изображающие бога-ребенка Харпократа с горшком, были самыми распространенными в Египте греко-римского периода, что свидетельствует о популярности культа этого божества-ребенка в народных верованиях; соответственно, они количественно преобладают во всех коллекциях мира. Московское собрание здесь не исключение: из всей совокупности изображений Харпократа треть относится к анализируемому типу, и как показывает анализ, демонстрирует значительную вариативность иконографии этого божества даже в рамках одной группы терракот, объединенных общим сюжетом, стилистикой и датировкой I–III вв. н.э.