Статьи

Керман и внешняя политика хорезмшаха Текеша (1172-1200)

Выпуск
2024 год № 6
DOI
10.31696/S086919080032216-4
Авторы
Страницы
66 - 77
Аннотация
История государств Великих Сельджуков (1038–1157) и Хорезмшахов-Ануштегинидов (1157–1231) подробно изучена историками-востоковедами со времен выдающегося ученого В.В. Бартольда. Однако до сих пор остаются некоторые сюжеты, пока не ставшие предметом подробных исследований. История политических отношений государства Хорезмшахов-Ануштегинидов и Керманского государства в период правления хорезмшаха Ала ад-Дина Текеша (1172–1200) не нашла достаточного места в трудах большинства историков-востоковедов. Как известно, активная внешняя политика хорезмшаха Текеша привела к присоединению территорий Иракского Сельджукского государства к государству Хорезмшахов-Ануштегинидов, переходу многих кыпчакских племен на службу хорезмийской армии и определенным успехам в соперничестве с государствами Каракитаев и Гуридов в Хорасане. Несмотря на то, что в источниках имеются сведения по политическим и дипломатическим отношениям государства Хорезмшахов-Ануштегинидов с Керманским государством, специалисты не придавали им достаточного значения. И. Кафесоглу, З.М. Буниятов, С.Г. Агаджанов, Ф. Сюмер, Э. Мерчил и А. Севим в той или иной степени касались в своих работах политических и дипломатических отношений между государствами Хорезмшахов-Ануштегинидов и Сельджукидов Кермана, используя данные средневековых историков Афзала ад-Дин Кермани и Мухаммада ибн Ибрахима. В рамках данной статьи сделана попытка проанализировать внешнюю политику хорезмшаха Ала ад-Дина Текеша в отношении Кермана в 80–90-е гг. XII в. на основе данных Афзал ад-Дина Кермани и Мухаммада ибн Ибрахима. В результате политической деятельности хорезмшаха Текеша по присоединению к своему государству восточных владений империи Великих Сельджуков, территория Кермана вошла в состав государства Хорезмшахов-Ануштегинидов. Здесь важную роль сыграло то, что хорезмшах Текеш в разные годы направлял в этот регион квалифицированных управленцев, а также то, что присоединение произошло без кровопролития.
Получено
07.05.2025
Статья
Правители государства Хорезмшахов из династии Ануштегинидов пытались позиционировать себя как наследников Великих Сельджукских султанов, особенно в этом преуспели хорезмшахи Ала ад-Дин Текеш и его сын Ала ад-Дин Мухаммед. Один из лучших знатоков истории правителей Хорезма из династии Ануштегинидов, российский историк Д.М. Тимохин отмечает: «Формирование “сельджукского мифа” вокруг династии Ануштегинидов напрямую связано с агрессивной внешней политикой Хорезма после смерти сельджукского султана Санджара. Процесс “собирания” бывших сельджукских земель, начиная с правления хорезмшаха Текеша, дополняется активными требованиями последнего признать его и будущего правителя Хорезма, Ала ад-Дин Мухаммада, наследниками сельджукской династической традиции. Эти требования высказывались, главным образом, халифу ан-Насиру, который всеми силами старался сдержать рост политических амбиций представителей династии Ануштегинидов» [Тимохин, 2023(1), с. 251]. Во время своего правления хорезмшах Текеш хотел присоединить все земли, которые когда-то входили в восточную часть империи Великих Сельджуков. Именно поэтому, присоединение Керманского Сельджукского государства к государству Хорезмшахов-Ануштегинидов было в центре внимания хорезмшаха Текеша.
Политика хорезмшаха Текеша в отношении Керманского государства не стала предметом специального исследования, однако было бы уместно обратить внимание на анализ данных и сведений, представленных в работах историков-востоковедов, упоминавших Хорезм и хорезмшаха Текеша в связи с событиями в Кермане в 80–90-х гг. XII в.
Турецкий историк Ибрахим Кафесоглу в своем труде «История государства Хорезмшахов (485–618/1092–1221)» так описывает взаимоотношения государства Кермана с Хорезмом в период правления хорезмшаха Текеша: «Керман – один из регионов, который легко вошел в состав империи хорезмшахов под могучим правлением Текеша, а позже привлек внимание хорезмийских султанов. После смерти Мелика Динара (591/1195), одного из вождей огузов, страна потеряла мир и спокойствие во время правления его сына Фаррух-шаха. Жители Бардсира, отогнавшие огузов из центра, обратились к Ала ад-Дину Текешу с просьбой прислать армию для изгнания всех огузов. Была произнесена хутба во имя Текеша и отчеканены монеты. Жители Кубнана также обратились к хорезмшаху Текешу. Текеш отправил Нусрат ад-Дина Атабека ибн Мухаммада Унара из Хорезма. Вместе с ним был умный и способный Рази ад-Дин Абу Бакр Нишапури. Нусрат ад-Дин поселился в Бардсире. Была сформирована административная организация, состоящая из ведущих людей Кермана, в том числе Рукн ад-Дина. Но вскоре после этого неграмотный и грубый Хаджеб Хусам ад-Дин Омар, посланный из Хорезма в Керман, привел к тому, что страна Керман попала в руки вождей из рода Шабанкара» [Kafesoğlu, 1992, s. 144]. И. Кафесоглу акцентирует внимание на легком включении Кермана в состав государства Хорезмшахов-Ануштегинидов и главным образом на событиях, которые произошли после смерти огузского вождя Мелика Динара в 1195 г., но не упоминает о попытках последнего султана керманских Сельджуков Мухаммед-шаха заручится поддержкой хорезмшаха Текеша. И. Кафесоглу описал события в Кермане, используя данные «эл-Мозāф илā Бадāйе’ ал-азмāн фи вакȃйеʼ-е Керман» Афзал ад-Дина Кермани, но не использовал ранние труды Афзал ад-Дина Кермани и «Тарих-и Сельджуки-йе Керман» Мухаммада ибн Ибрахима, хотя в своих работах упоминает «ʻИкд ал-ʻОлā леʼл-маукеф ал-аʻлā» и «Бадȃйе’ ал-азман фи вакȃйеʼ-е Керман» Афзал ад-Дина Кермани [Kafesoğlu, 1992, s. 12–13].
Академик З.М. Буниятов в своем труде «Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов (1097–1231)» повторил сведения, изложенные в работе И. Кафесоглу. В основном были описаны события после 1195 г.: «В этот период внимание хорезмшаха Текеша привлекали события, происходившие в Кермане. После смерти в 591/1195 г. владетеля Кермана Динара положение в этой стране в правление его сына Фаррух-шаха стало крайне неспокойным. Так, жители крепости Бурдешир (Бардсир. – Д. Т.) изгнали из нее представителей центральной власти и обратились к хорезмшаху с просьбой прислать им на помощь войска. Здесь стали читать хутбу и чеканить монеты с именем Текеша. С такой же просьбой к хорезмшаху обратились обитатели крепости Кубнан. Хорезмшах направил в Керман войска под командованием эмира Нусрат ад-Дина Унара, который вступил в Бурдешир и создал здесь правительство под началом местного духовного авторитета Рукн ад-Дина. Однако присланный управлять Керманом в должности шихны Хаджиб Хусам ад-Дин Омар оказался бездарным и жестоким правителем, и вскоре его притеснения населения привели к тому, что власть в Кермане перешла в руки представителей рода Шабанкара» [Буниятов, 1986, с. 60]. Как и И. Кафесоглу, З.М. Буниятов при описании истории политических отношений с Керманским государством в период правления хорезмшаха Текеша также использовал данные из труда «эл-Мозāф илā Бадāйе’ ал-азмāн фи вакȃйеʼ-е Керман» Афзал ад-Дина Кермани [Буниятов, 1986, с. 60, 202], но оставил без внимания другие труды Афзал ад-Дина Кермани и Мухаммада ибн Ибрахима.
Внешняя политика хорезмшаха Текеша в отношении Керманского государства и в целом кермано-хорезмийские отношения, более подробно описаны в работе турецкого историка Фарука Сюмера «Огузы (туркмены). История. Организация племен. Дессаны». Описания основаны на сведениях Афзал ад-Дина Кермани и Мухаммада ибн Ибрахима: «После восшествия на престол Фаррух-шаха Сайф ад-Дин Алп Арслан и Мендек, два неуверенных в нем огузских полководца покинули правительственный центр и отправились к своим товарищам в Гармсир. Фаррух-шах попал под власть мамлюков или сыновей мамлюков. Что касается огузов, то они не замедлили ответить на ненависть Фаррух-шаха к ним. Понимая, что ему не справиться со своими соплеменниками, Фаррух-шах заявил хорезмшаху Текешу о своей покорности и попросил о помощи. Текеш также послал армию под командованием своего внука Арслан-хана. Когда Арслан прибыл на границу Кермана, он не только получил известие о смерти Фаррух-шаха, но и встретил огузов, которые ждали его. Вот почему он вернулся. Ала ад-Дин Фаррух-шах умер в 592 г. (1195–1196 гг.). После того как огузы полностью разграбили районы Бардсира, они вернулись в район Гармсира, где находилось их племя. Брат Фаррух-шаха, Аджам-шах, был доставлен в Хорезм во дворец Текеша, потому что он был ребенком. Аджам-шах оставался там до смерти Текеша. Что касается огузов, поскольку у них не было правителя, они привели человека по имени Зирек Бельчек из страны Гуридов и назначили его своим лидером. О личности этого человека ничего не известно. Но Зирек и Алп Арслан, один из предводителей огузов, не смогли ужиться. Алп Арслан нашел возможность и убил его. Он не смог добиться успеха, хотя и был избран как падишах. Аджам-шах приехал в Керман после смерти Текеша и стал главой огузов» [Sümer, 1972, s. 125–126].
Политическая и экономическая история Керманского Сельджукского государства была проанализирована в научных работах турецких историков Эрдогана Мерчила и Али Севима «Сельджукиды Кермана» и «История сельджукских государств. Политика, организация и культура» [Merçil, 1989; Merçil, Sevim, 1995]. В книге Э. Мерчила нас интересует внешняя политика хорезмшаха Текеша в отношении Кермана. В последние годы существования Керманского Сельджукского государства враждующие стороны за верховную власть в Кермане искали помощи и поддержки у хорезмшаха Текеша. В частности, усилия последнего керманского сельджукского правителя Мухаммед-шаха по сохранению своего государства и его просьба о помощи, направленная хорезмшаху Текешу, более подробно описаны в работе Э. Мерчила: «Не имея возможности больше оставаться в Систане, Мелик Мухаммед-шах II отправился в Хорезм за помощью. Текеш, султан хорезмшахов, почтил его добрым приемом. Однако через некоторое время любовь султана Текеша к нему угасла, и его благотворительная деятельность была приостановлена. Отчаявшись в помощи султана Текеша, Мелик Мухаммед-шах отправился в Гур и Газну и поступил на службу к Шихаб ад-Дину Мухаммаду, правителю Газны из династии Гуридов. Хотя в источниках нет точной информации о дате и месте смерти Мухаммед-шаха, который прожил там до конца своей жизни, вероятно, он умер в Газне. Он много работал над возрождением государства Сельджуков в Кермане и обращался с этой целью к правителям Иракских Сельджуков, Салгуридов и Хорезмшахов, но умер вдали от родины, так и не достигнув своей цели» [Merçil, Sevim, 1995, s. 334]. В исследованиях Э. Мерчила и А. Севима говорится о том, что последний правитель государства Сельджуков Кермана просил помощи у хорезмшаха Текеша, но не добился своего и перешел на службу к Гуридам. Следует отметить, что указанные работы посвящены истории государства Сельджуков Кермана, а события, произошедшие после смерти Мухаммед-шаха, авторами не изучались.
Важно отметить работу советского туркменского историка С.Г. Агаджанова «Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв.». С.Г. Агаджанов в своей работе упоминает, что последний сельджукский правитель Кермана Мухаммед-шах просил помощи у Хорезма, чтобы спасти свое государства от упадка: «Мелик Динар около 1187 г. овладел Бардсиром, а Мухаммад – последний сельджукский шах Кермана – бежал в Ирак. Мухаммад-шах умер после безуспешных попыток заручиться помощью для борьбы с огузами у правителей Ирака, Фарса, Систана, Хорезма, Гура и Газны. Вместе с его смертью прекратилась династия сельджукидских правителей Кермана» [Агаджанов, 1969, с. 243].
Доступные средневековые источники по нашей проблематике публиковались преимущественно на персидском языке. Сведения о политических событиях, происходивших в Кермане в те годы, в основном подробно изложены в трудах Афзал ад-Дина Кермани и его компилятора Мухаммада ибн Ибрахима. Афзал ад-Дина Кермани был очевидцем событий, которые происходили в 80–90-х гг. XII в. Вероятно, он был жив до 1218–1219 гг., но точная дата его смерти неизвестна [Bāstānī Pārīzī, 1985, p. 599].
В 1188 г. Афзал ад-Дин Кермани написал «ʻИкд ал-ʻОлā леʼл-маукеф ал-аʻлā», где освещалась история Кермана и сопредельных регионов вплоть до второй половины XII в [Bāstānī Pārīzī, 1985, p. 599; Cahen, 1977, p. 60; Тимохин, 2023(2), с. 180]. Это было сочинение дидактического характера, хоть и с большими историческими вставками. Второй труд Афзал ад-Дина Кермани «Бадȃйе’ ал-азман фи вакȃйеʼ-е Керман», напротив, имел исторический характер, близкий к династийной истории. Оригинальный экземпляр «Бадȃйе’ ал-азман фи вакȃйеʼ-е Керман» утерян. Однако реконструкция этой работы была завершена и опубликована иранским историком Махди Байани с использованием цитат из других источников [Habisi, 1373, s. 153; Bāstānī Pārīzī, 1985, p. 599]. «ʻИкд ал-ʻОлā леʼл-маукеф ал-аʻлā» был опубликован иранским историком А. На’ими и М. Бастани Паризи (см.: [Kermani, 1311; 1977]). Реконструкция содержания «Бадȃйе’ ал-азман» велась на основе позднего труда «Тарих-и Сельджуки-йе Керман» Мухаммада ибн Ибрахима, который добавил довольно большой раздел по истории правления хорезмшаха Текеша [Тимохин, 2021, с. 51].
Еще один труд Афзал ад-Дина Кермани «эл-Мозāф илā Бадāйе’ ал-азмāн фи вакȃйеʼ-е Керман» был создан в начале XIII в. как дополнение к «Бадȃйе’ ал-азман фи вакȃйеʼ-е Керман». Иранский историк А. Икбал опубликовал эту работу в Тегеране на основе единственного экземпляра, хранящегося в библиотеке Ватикана [Kermani, 1331]. Работа написана в жанре «локальной истории» и дает подробную информацию о событиях в Кермане. С другой стороны, в ней есть много сведений, которые могут пролить свет на административную организацию, а также на экономическую и социальную жизнь Кермана в период правления Сельджуков. Кроме того, здесь содержится информация о представителях хорезмшаха Текеша, которых он отправил управлять Керманом, и о присутствии хорезмийских войск в Кермане.
Еще один важный труд по данной тематике принадлежит Мухаммаду ибн Ибрахиму. М. Бастани Паризи считает, что имя автора не Мухаммад ибн Ибрахим, а Мирза Мухаммад Ибрахим Хабиси [Habisi, 1373, s. 64]. Мирза Мухаммад Ибрагим Хабиси (ум. в 1625 г.), по его собственному утверждению, после посещения гробницы имама Али Резы в Мешхеде в 1616 г. отправился в Систан и пробыл там около двух месяцев. Его работа «Тарих-и сельджуки-йе Керман» представляет собой историю сельджуков Кермана, Динаридов, огузской смуты в Кермане и краткое изложение истории иракских сельджуков. Он доводит историю Кермана лишь до событий начала XIII в. Начальная и конечная часть этого труда повреждены, а рукопись в единственном экземпляре находится в Берлинской библиотеке. Нидерландский востоковед М.Т. Хаутсма опубликовал ее в 1885 г. в Лейпциге и в 1886 г. в Лейдене. Иранский историк М. Бастани Паризи опубликовал труд Мухаммада ибн Ибрахима под названием «Сальджукийан ва Гозз дар Керман» [Habisi, 1373]. В данной статье мы опирались на публикацию М. Бастани Паризи.
Историографическое наследие Афз̣ал ад-Дина Кермани использовалось далеко не только историком XVII в. Мухаммадом ибн Ибрахимом, но и другими более ранними историками Кермана, например, Насир ад-Дином Мунши Кермани в его сочинении «Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа» [Kermani, 1328]. Д.М. Тимохин так пишет о преемственности керманской историографической традиции: «...Нельзя исключать и того варианта, что Мухаммад ибн Ибрахим мог обращаться к обоим этим памятникам (“Икд ал-ʻОлā леʼл-маукеф ал-аʻлā” и “Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа”. – Д.Т.) по отдельности и заимствовать таким образом сведения из них. Издатель сочинения Мухаммада ибн Ибрахима, М.Т. Хаутсма, которому были хорошо известны эти примеры “локальной истории” Кермана, как ранние, так и поздние, тем не менее не указывает на наличие прямой связи между этими тремя сочинениями, однако приведенные выше цитаты свидетельствуют о вероятности такой историографической преемственности» [Тимохин, 2023(2), с. 182].
В 1041–1157 гг. Керманское Сельджукское государство существовало как подчиненное государство в составе Великой Сельджукской империи. Экономически и географически Керман расположен в важном стратегическом месте. Территория Кермана также была значимым пунктом торговых путей Керман–Кухистан, Керман–Хорасан, Керман–Фарс, Керман–Басра, Мекран–Мавераннахр и Керман–Ормузд [Gülmez, 2022, s. 150–153]. Однако во второй половине XII в. борьба за престол в Керманском государстве привела к упадку торговли и распространению пиратства, отразилась на материальном положении населения, а также привела к разорению сельскохозяйственных угодий.
Во внешней политике государства Хорезмшахов-Ануштегинидов основное место занимали отношения с державами Каракитаев, Гуридов, иракскими Сельджуками, Ильденизидами и Багдадским халифатом; на втором месте стояли политические отношения с Ширваншахами, исмаилитами и Керманским государством. Экономический и географический потенциал Керманского государства также привлекал особое внимание хорезмшаха Текеша, так как присоединение Кермана могло положительно повлиять на экономику и торговлю государства Хорезмшахов-Ануштегинидов. Однако в политических шагах, предпринятых по отношению Кермана, мы не видим больших политических амбиций, воли и достаточной военной активности, которую проявил хорезмшах Текеш в деле завоевания и интеграции Персидского Ирака, Хорасана и части Мавераннахра в Хорезм. В то же время можно с уверенностью отметить, что усилия в отношении Кермана в период правления хорезмшаха Текеша были весьма значительными.
Представители династии Сельджуков правили в Кермане в 1041–1187 гг. После смерти Арслан-шаха (1101–1142) в государстве начались политические потрясения. В своей политической борьбе и Туран-шах, и Мухаммед-шах, последние сельджукские правители Кермана, полагались на помощь Иракского Сельджукского государства и атабекства Ильденизидов. Но в 80-х гг. XII в. углубился политический кризис в Иракском государстве Сельджуков. В таких условиях вся дипломатическая деятельность Мухаммед-шаха по получению поддержки со стороны иракских Сельджуков и Ильденизидов оказалась неэффективной и безуспешной [Merçil, Sevim, 1995, s. 330–333].
Главными противниками султана Мухаммед-шаха были изгнанные из Хорасана огузы во главе с Меликом Динаром, который был союзником Туган-шаха, одного из влиятельных эмиров Хорасана. После поражения от Султан-шаха Махмуда, огузы были вынуждены переселиться из Хорасана в Керман [Sümer, 1972, s. 124]. Историк Ибн ал-Асир, повествуя о событиях 1172–1173 гг., приводит данные, которые происходили в 1184–1185 гг. и связаны с приходом огузов во главе с Меликом Динаром в Керман: «Положение оставалось таким до смерти Туган-шаха в мухарраме пятьсот восемьдесят второго года. На престол вступил его сын Синджар-шах, но [престолом] овладел раб его деда ал-Му’аййида по имени Менгли-Тегин. Эмиры же разошлись [по другим владениям] из отвращения к деспотизму Менгли-Тегина. Большая часть их присоединились к Султан-шаху, а царь Динар ушел в Керман. С ним ушли и гузы, и он овладел Керманом» [Ибн ал-Асир, 2006, с. 272–273]. С.Г. Агаджанов на основе данных Ибн ал-Асира указывает на 1184 г. как на дату переселения огузов во главе с Меликом Динаром в Керман. В это время несколько огузских группировок, пришедших в эти регионы раньше, заключили союз с местными правителями и стали участвовать в управлении Керманским Сельджукским государством. Им удалось привлечь на свою сторону Мухаммеда, атабека Керманского Сельджукского государства, и они начали управлять государством из столицы. Вожди огузов Семсан и Булак объявили своим правителем Туран-шаха, боровшегося за трон Кермана. Но Туран-шах был убит в результате заговора. После убийства Туран-шаха атабек Мухаммед полностью встал на сторону Мелика Динара [Агаджанов, 1969, с. 242–243].
В 1187 г., после того как Мелик Динар захватил важнейший город Кермана Бардсир, он принял титул шаха [Kermani, 1311, s. 48]. Мухаммед-шах отправился в Ирак, а затем в Хорезм. Мухаммад ибн Ибрахим сообщает: «Мухаммед-шах отправился из Систана в Хорезм. Хорезмшах Текеш выказал ему большое уважение и позволил сидеть рядом с сыновьями на собраниях и государственных обсуждениях. Он пообещал помочь ему как можно скорее. В глубине сердца хорезмшаха зародилась любовь и дружба к Мухаммед-шаху. Он настоял на том, чтобы помочь ему. Но некоторые из людей Мухаммед-шаха стремились отложить это дело. В конечном итоге они еще и вводят хорезмшаха в заблуждение. После нескольких дней ожидания на берегу жажды Мухаммед-шах не почувствовал эффекта исцеления. Он погрозил кулаком этим правителям [Хорезма] и повернул в сторону Гура и Газны. На пути к службе у Шихаб ад-Дина, правителя Гуридов, он совершал спасательные путешествия по глубоким рекам, заснеженным горам и на большие расстояния, пока его сердечная шкатулка не освободилась от драгоценного камня души. Таким образом, власть потомков Кавурда [ибн Чагры-бека] была нарушена» [Kermani, 1326, s. 107; Mohammad ibn Ibrahim, 1886, s. 155–156; Houtsma, 1885, p. 391].
Итак, хорезмшах Текеш приветствовал и был рад принять у себя Мухаммед-шаха. На основании этого можно сказать, что Керманское государство было важным пунктом в политических амбициях хорезмшаха. По дипломатической этике того времени то, что Текеш сажал на своих собраниях Мухаммед-шаха рядом с сыновьями, означает, что политическая повестка дня государства была направлена в большей или меньшей степени на интеграцию Керманского государства в состав государства Хорезмшахов-Ануштегинидов. Выгодное географическое положение Кермана повышает стратегическое значение региона. Учитывая, что Керман был регионом, который действительно мог усилить экономическую мощь государства Хорезмшахов-Ануштегинидов, весьма вероятно, что хорезмшах Текеш мог дать указание инициировать разработку плана действий в отношении Керманского государства. Однако Мухаммад ибн Ибрахим справедливо отметил, что люди из ближайшего окружения Мухаммед-шаха несут ответственность за разрыв добрых отношений между хорезмшахом Текешем и Мухаммед-шахом. Во время попыток Мухаммед-шаха получить помощь от Иракского Сельджукского государства и атабекства Ильденизидов, возможно, идея союза с иракскими Сельджуками была в числе приоритетов его приближенных. Основная причина этого – управление областями Кермана и Ирака потомками династии Сельджуков. Кроме того, приближенных Мухаммед-шаха, вероятно, пугала перспектива, что Керманское государство в будущем станет частью государства Хорезмшахов-Ануштегинидов. Поэтому, покинув столицу хорезмшахов, Мухаммед-шах отправился к правителям Гуридов и попросил их о помощи. Вскоре после своего визита, он внезапно положил конец усилиям по достижению мира в своем государстве и поступил на службу к Гуридам, после чего правление династии Сельджуков в Кермане было официально завершено. Эти события могли открыть новые возможности для Текеша.
Важно отметить, что хорезмшах Текеш не смог бы в полной мере помочь Мухаммед-шаху и в целом участвовать в делах Кермана. Во-первых, брат хорезмшаха, боровшийся за верховную власть, Султан-шах Махмуд (ум. 1193 г.), в любой удобный момент мог напасть на Гургандж, когда хорезмшах выйдет за пределы Хорасана, и занять трон. Когда Текеш в 1192 г. покинул Хорасан и двинулся на Персидский Ирак, Султан-шах Махмуд немедленно начал поход на столицу Гургандж. Тогда Текеш срочно вернулся обратно в Хорезм. Мы полагаем, что эти опасения в конечном итоге повлияли на хорезмшаха. Во-вторых, в 1194–1196 гг. Текеш был вовлечен в события, происходившие в Персидском Ираке. В 1194 г. хорезмшах, после гибели последнего сельджукского султана Тогрула III, присоединил к своим владениям земли Иракского Сельджукского султаната, после чего началось противостояние между халифом ан-Насиром и Текешем. Именно этим можно объяснить пассивность хорезмшаха в делах Кермана в 1187–1195 гг.
В 1195 г., начинается политическая, дипломатическая и военная активность хорезмшаха Текеша в Кермане. После смерти Мелика Динара в этом же году огузские командиры и эмиры посадили на керманский трон его сына Ала ад-Дина Фаррух-шаха, после чего началось противостояние между лояльными Фаррух-шаху сархангами1 и огузскими военачальниками. Огузы под давлением сархангов покинули Гармсир, так как боялись Фаррух-шаха, который сблизился не с ними, а с сархангами; в результате большая часть Кермана перешла под власть сархангов и Фаррух-шаха. После ухода огузов во главе с Сайф ад-Дином Алп Арсланом, жители Бардсира обратились к хорезмшаху Текешу, прося его прислать войско для защиты от огузов и обещая, что они провозгласят хутбу и отчеканят монеты от имени хорезмшаха. То же самое сделали и кубнанцы, заявившие, что сдадут провинцию, если хорезмийцы пришлют военную помощь [Kermani, 1331, s. 6].


1. Сарханги – полководцы войск из местного населения.


В своей политике Фаррух-шах пытался продолжить дело отца, однако ему совершенно не нравились огузы, за ненависть к которым Афзал ад-Дин Кермани восхвалял правителя в своих трудах [Sümer, 1972, p. 125]. Фаррух-шах был явно недоволен поведением огузских предводителей, что привело к охлаждению отношений между огузами и Фаррух-шахом. После смерти отца Фаррух-шах начал пить вино каждый день, открыл сокровищницы своего отца, раздал достойным и недостойным людям богатство, имущество и деньги Мелика Динара, которые тот накопил с большим трудом [Habisi, 1373, s. 606].
По восшествии на трон Фаррух-шах понял, что не сможет справиться с огузами из-за взаимной ненависти и попросил помощи у хорезмшаха для урегулирования ситуации в Керманском государстве. Однако хорезмшах не торопился оказать содействие и вместе с посланником попросил, чтобы на его имя в Кермане читали хутбу и отчеканили монеты. Когда помощь не пришла вовремя, дела Фаррух-шаха начали ухудшаться. Приближенные Фаррух-шаха отправили к хорезмшаху послом кади2 Кермана, и в Хорезме посол рассказал о проблемах, с которыми они столкнулись. Хорезмшах Текеш встретил посла с достоинством и честью и отправил в Керман своего внука Арслан-хана с войском. Однако в 1196 г. Фаррух-шах заболел и умер из-за пристрастия к вину [Habisi, 1373, s. 609–610; Sümer, 1972, s. 126]. На примере своего предшественника Мелика Динара, при котором отношения с Хорезмом были сложными, Фаррух-шах хорошо понимал, как работает внешнеполитический инструмент хорезмшахов и хотел использовать этот фактор. Тот факт, что Фаррух-шах приказал читать хутбу на имя Текеша и чеканить монеты (т.е. знаки подчинения), можно рассматривать как знак, что Керманское государство приняло верховную власть государства Хорезмшахов-Ануштегинидов, поставив себя в подчиненное положение. Хорезмшах Текеш, вероятно, знал об отказе Мухаммед-шаха от политических дел и в целом о ситуации в Кермане и намеревался участвовать в делах Кермана, послав на помощь Фаррух-шаху большое войско под командованием своего внука Арслан-хана. Момент, который обращает на себя внимание – это отступление армии Арслан-хана после получения известия о смерти Фаррух-шаха во второй половине 1196 г. Мухаммад ибн Ибрахим утверждает, что причиной отхода войск Арслан-хана стала смерть Фаррух-шаха и огузы, ожидавшие войск Арслан-хана. По нашему мнению, возвращение хорезмийской армии можно считать страховым маневром. Военно-политические события, параллельно происходившие в 1196 г. в Персидском Ираке, и угроза нападения державы Гуридов на Хорезм по велению Багдадского халифа повлияли на отход войск Арлсан-хана. В 1196 г. к везиру халифа, Ибн ал-Кассабу, прибыл посол Текеша, который выразил недовольство действиями халифских войск и потребовал их вывода из Персидского Ирака. Однако везир отказался выполнить это требование, и хорезмшах направил свои войска на Хамадан. Текешу не удалось встретиться с Ибн ал-Кассабом, поскольку последний умер в июле 1196 г. Воспользовавшись этим, хорезмшах Текеш разбил армию халифа, захватил много трофеев и овладел Хамаданом. По нашим предположениям, примерно тогда и умер Фаррух-шах. Но в том же 1196 г. между армиями хорезмшаха Текеша и халифа вновь произошло жестокое сражение, в результате которого войска халифа были разгромлены, и хорезмшах снова установил свое господство над Хамаданом, Рейем и Исфаханом. Повторный успех над войсками халифа мог закончиться нападением Гуридов в Хорезм и Хорасан [Буниятов, 1986, с. 56–57]. В 1197 г., когда багдадский халиф ан-Насир искал способы отразить угрозы Текеша, в Персидском Ираке военачальник и наместник хорезмшаха эмир Майачук начал бесчинствовать в своих владениях и восстал против Текеша [Буниятов, 1986, с. 58–59]. Видимо, хорезмшах Текеш заранее хотел застраховаться от неприятных внешних актов со стороны своих противников.


2. Кади – мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата.


Смерть Фаррух-шаха усилила хаос в Кермане. Когда происходили драматические события, огузские вожди постоянно обращались к Текешу с просьбой урегулировать ситуацию, посылали хорезмшаху и его сыну Мелик-шаху, правителю Хорасана, различные подарки из казны и арабских лошадей из конюшни [Habisi, 1373, s. 611]. Хорезмшах Текеш доверил решение проблем, связанных с Керманом, своему старшему сыну Наср ад-Дину Мелик-шаху. После смерти Фаррух-шаха видно, что огузы разделились на несколько конкурирующих группировок, каждая из которых действовала самостоятельно. Они хотели привлечь внимание хорезмшаха Текеша, читали хутбы с именем хорезмшаха, чеканили монеты, и таким образом каждая группировка хотела получить помощь от хорезмшаха. Огузы заключили Аджам-шаха в тюрьму во дворе одного из имамов; когда они покинули окраину Бардсира и пошли к Бам, эмир Джамал ад-Дин Хайдар засел в Кубнане. Его послы стали ездить в Хорезм [Habisi, 1373, s. 613]. Тогда хорезмшах Текеш отправил в Керман атабека Нусрат ад-Дина, вместе с ним приехал и его наставник, дабир Рази ад-Дин; к ним присоединился эмир Джамал ад-Дин Хайдар [Kermani, 1331, s. 6]. Бывший соратник Фарруха-шаха и Мелика Динара эмир Хайдар, наряду с Алп Арсланом, был одним из самых влиятельных лидеров среди конкурирующих огузских группировок. После его прибытия в Бардсир на землях между Кубнаном, Бардсиром и Бамом наступило спокойствие. Можно предположить, что это стало возможным в результате регулярного обмена послами с Хорезмом и получения в определенной степени помощи и поддержки от хорезмшаха Текеша.
Восстановление порядка эмиром Хайдаром во многих частях Кермана, должно быть, сделало его потенциальным стабилизатором сложной ситуации на глазах Наср ад-Дина Мелик-шаха, который назначил губернаторов в города Табес, Бардсир и Бам [Habisi, 1373, s. 614]. Когда представители хорезмшаха взяли под контроль Бардсир, они препятствовали деятельности местных эмиров и высших чиновников. Поэтому Мелик-шах, находившийся в Нишапуре, чтобы предотвратить сопротивление против него и укрепить свое правление, отправил в Керман своего сына Хинду-хана с большим войском. В дороге Хинду-хан получил известие о смерти своего отца Мелик-шаха. После этого войска хорезмшаха повернули назад в Хорасан. Атабек Нусрат ад-Дин объявил своего советника, Рази ад-Дина представителем хорезмшаха и вывел из темницы Аджам-шаха, который находился в Баме [Habisi, 1373, s. 615–617; Houtsma, 1885, p. 397]. В Бардсире установилась власть Нусрат ад-Дина. Он не допускал хаос в городе. Результатом внешней политики Текеша, по нашему мнению, стало назначение представителя хорезмшаха в Керманском государстве и визит нескольких послов из Кермана в Хорезм.
Когда Фаррух-шах охладел к огузам, они начали отправлять послов к Гуридам и в итоге смогли оттуда привести эмира Зирек Бельчека и назначили его своим предводителем [Habisi, 1373, s. 618].
Зимой в 1197–1198 гг. по приказу хорезмшаха Текеша, великий визирь Джамал ад-Дин Джалал ал-Вузара прибыл в Керман с огромной армией. Огузы, не оказав сопротивления, прошли через пустыню Лут и отправились в Хорасан, присоединившись там к службе хорезмшаху [Habisi, 1373, s. 620–621]. Хорезмшах Текеш дал поручение своему визирю – окончательно урегулировать ситуацию в Кермане и бороться с политическими элементами, вызывающими нестабильность. Это показывает, что дела, связанные с Керманом, стали важной частью государственной политики Хорезмшахов, несмотря на то, что в 1197–1198 гг. между Гуридами и Хорезмшахами возникла политическая и военная напряженность. Со временем на службу к Текешу поступили и другие огузские военачальники [Houtsma, 1885, p. 397].
Около в 1198 г. умер атабек Нусрат ад-Дин, тело которого Рази ад-Дин привез в Заузан. Когда Рази ад-Дин приехал в Керман из Заузана после траура Нусрат ад-Дина, Джамал ад-Дин Джалал ал-Вузара был недоволен его приездом, но отдал управление Кермана Рази ад-Дину и вернулся в Хорасан [Habisi, 1373, s. 623–624]. Тогда-то из Хорезма и приехал новый представитель хорезмшаха в Кермане Хусам ад-Дин Омар. В результате этого Рази ад-Дин оставил все свое имущество в Кермане и бежал в Заузан. В труде «эл-Мозāф илā Бадāйе’ ал-азмāн фи вакȃйеʼ-е Керман» Афзал ад-Дин Кермани пишет: «Позже, как стало известно, срок полномочий атабека Нусрата закончился, его политика борьбы с раздором прекращена и Джалал ал-Вузара вернулся из Кермана. После его возвращения в Керман отправили неизвестного человека из хорезмского дворца, незадачливую сову, то есть неприятного, отрицательного, недальновидного и слепого Хаджиба Омара» [Kermani, 1331, s. 7]. Омар действовал безжалостно по отношению к народу, конфисковывал имущество богатых, заключал в тюрьму многих знатных людей. Действия Омара заставили жителей Кермана с помощью Рукн ад-Дина, который вскоре был освобожден из тюрьмы, пригласить эмира Шабанкаридов Кутб ад-Дина Мубариза, чтобы тот взял в руки управления Керманом. По нашему мнению, назначение Хусам ад-Дина Омара совпадает со временем похода хорезмшаха Текеша против исмаилитов, или же в его назначении ключевую роль сыграл сын Текеша Кутб ад-Дин Мухаммад, который после смерти старшего брата Насир ад-Дина Мелик-шаха стал правителем Хорасана. Как мы видим, Текеш отправлял в Керман квалифицированных управленцев и военных, чтобы они успешно управляли и действовали в Кермане. Смерть Текеша резко ослабила позиции государства Хорезмшахов-Ануштегинидов в Кермане, после чего власть в Кермане перешла в руки Шабанкаридов [Kafesoğlu, 1992, p. 197; Kermani, 1331, s. 7].
Подводя итоги, следует отметить, что труды Афзал ад-Дина Кермани и Мухаммада ибн Ибрахима содержат важные сведения о периоде смуты в Кермане 1180–1190 гг., отсутствующие в других арабо-персидских сочинениях по истории Сельджуков и Хорезмшахов.
В период правления хорезмшаха Текеша могущество государства Хорезмшахов-Ануштегинидов возросло, оно стало самым сильным в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, а сами Хорезмшахи стали истинными наследниками империи Великих Сельджуков, территории которой – Ирак и Керман – вошли в состав государства Хорезмшахов.
История внешней политики хорезмшаха Текеша в отношении Керманского государства не получила должного внимания со стороны ученых-востоковедов, однако мы попытались восполнить некоторый историографический вакуум. Керман был последней страной в восточных регионах сельджукского наследия, потому хорезмшах Текеш уделял ему особое внимание. После 1193 г. Текеш начал активизироваться в вопросах собирания земель, когда-то принадлежащим Великим Сельджукам, для чего ему было важно собрать под единую централизованную власть земли Керманского государства, наряду с Иракским Сельджукским государством. Хотя Керман недолгое время входил в состав государства Хорезмшахов-Ануштегинидов, это показывает, что хорезмшах Текеш в полной мере владел восточным наследием империи Великих Сельджуков. Несмотря на то, что Текеш в разные годы направлял в Керман войска, тот факт, что они не участвовали в боевых действиях, подтверждает, что Керманское государство стало частью государства Хорезмшахов, пусть и номинальной, без кровопролития, мирным путем.