Статьи

Население и народное хозяйство китайской провинции Ганьсу в условиях реализации политики «реформ и открытости» с 1979 по 1999 гг.

Выпуск
2025 год № 1
DOI
10.31696/S086919080031777-1
Авторы
Аффилиация: Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
Страницы
112 - 123
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмотреть историю развития народного хозяйства и населения китайской северо-западной провинции Ганьсу в начальный период реализации политики «реформ и открытости» с 1978 по 1999 гг.
В ходе внедрения рыночных отношений и осуществления социалистической модернизации в КНР особое внимание уделялось экономическому усилению восточных провинций. Северо-западная провинция Ганьсу к 1978 г. завершила реализацию проектов «трехлинейного строительства» и вступила в эпоху реформ. Главной задачей провинциального руководства было сохранение потенциала народного хозяйства в аграрном и индустриальном секторах Ганьсу. Основу провинциальной экономики составляли машиностроительная, нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная сферы промышленности, предприятия которых при переходе к рыночным отношениям подверглись трансформациям, несли убытки, перестроились и смогли сохранить свой производственный потенциал.
Ведущее положение в народнохозяйственном комплексе Ганьсу отводилось аграрному сектору. Переход к рыночным отношениям в сельском хозяйстве Ганьсу через создание индивидуальных частных хозяйств и эффективная пространственно-экономическая дифференциация аграрной деятельности в провинции позволила беспрецедентно за всю историю Ганьсу нарастить объемы производства в сфере птицеводства, животноводства, зерноводства, овощеводства и выращивании фруктов. Сменяющий поочерёдно на протяжении 1978–1999 гг. миграционный переток населения внутри провинции «городские районы – сельские районы» приводил как к замедлению темпов урбанизации и усилению аграрной территории, так и к росту новых промышленных городов. Народное правительство Ганьсу и провинциальный Комитет Коммунистической партии проводили работу по формированию крупной аграрно-промышленной базы провинции.
Успехи в преобразованиях народнохозяйственного комплекса Ганьсу в годы реформ находили отражение в демографическом развитии провинции. Несмотря на снижение уровня рождаемости в условиях осуществления политики «одна семья – один ребенок» в Ганьсу ежегодно увеличивалось число жителей провинции, снижалась смертность, преобладало население трудоспособного возраста, фиксировался низкий уровень старения населения, росли доходы и показатели заработных плат.  
Получено
07.05.2025
Статья
В контексте расширяющегося с каждым годом экономического влияния Китая в мире актуальной задачей представляется изучение истоков успешного подъема народнохозяйственного комплекса китайских провинций, автономных районов и городов. Особый интерес представляет развитие северо-западных провинций Китая, которые в начальный период реформ не были включены как восточные провинции и города в приоритетные программы «открытости» и усиления китайской экономики. Эволюция северо-запада Китая в годы реформ соответствовала векторам «догоняющего развития». Лишь в 1999 г. северо-западные территории КНР стали относиться к стратегическому общегосударственному проекту по усилению Западного Китая.
Целью статьи является рассмотрение истории экономико-демографического развития китайской северо-западной провинции Ганьсу в период после начала политики «реформ и открытости» с 1978 г. до момента включения данной провинции в стратегический проект «Западное развитие» в 1999 гг. Использование архивных документов Государственного архива провинции Ганьсу и применение историко-генетического и статистического методов исследования позволяет восстановить исторические события в развитии народнохозяйственного комплекса и населения провинции Ганьсу в начальный период реформирования китайской экономики и общества с 1978 по 1999 гг.
ВЛИЯНИЕ РЕФОРМ НА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГАНЬСУ
После начала проведения политики «реформ и открытости» с 1978 г. китайское центральное правительство внесло изменения в административную структуру провинции Ганьсу, чтобы обеспечить условия для эффективных социально-экономических преобразований. В 1979 г. Революционный комитет провинции Ганьсу был переименован в Народное правительство провинции Ганьсу, а региональные революционные комитеты были преобразованы в региональные административные учреждения. Народное правительство было расширено за счет включения в его состав департаментов и бюро по осуществлению реформ в различных сферах народного хозяйства Ганьсу. Ведущая роль в проведении реформ отводилась губернаторам провинции, должности которых занимали Фэн Цзисинь с 1979 по 1981 гг., Ли Дэнъин с 1981 по 1983 гг., Чэнь Гуанъи с 1983 по 1986 гг., Цзя Чжицзе с 1987 по 1993 гг., Чжан Улэ с 1994 по 1996 гг. и Сунь Ин с 1997 по 1999 гг. [АПГ КНР, д. 128, л. 1]. Осуществление социально-экономических реформ и выход провинции Ганьсу на внешние рынки проходило под руководством провинциального комитета КПК в Ганьсу, первыми секретарями которого выступали Чэнь Сюй с 1979 по 1981 гг., Лю Бин с 1981 по 1983 гг., Ли Цзыци с 1983 по 1990 гг., Гу Цзиньчи с 1990 по 1993 гг., Янь Хайван с 1993 по 1998 гг. и Сунь Ин с 1998 г. [АПГ КНР, д. 91, л. 1]. В ноябре 1984 г. в Ганьсу была учреждена специальная Комиссия по реализации экономической структурной реформы в провинции, во главе которой был назначен Чэнь Гуанъи [АПГ КНР, д. 136, л. 1].
Проведение реформ в Ганьсу сопровождалось административно-территориальными изменениями. По решению Госсовета КНР районы Алашань-Юци и Эдзин-Ци стали относиться к Автономному району Внутренняя Монголия [Го Фанчжун, 1986, с. 79]. В 1981 г. в Ганьсу был образован Цзишишань-Баоань-Дунсян-Саларский автономный уезд. В условиях осуществления экономических реформ в сельской местности с 1983 г. в Ганьсу были созданы волостные народные правительства, сельские комитеты и сельские группы, решавшие проблемы местных жителей. К 1984 г. в состав провинции Ганьсу входило 1532 волости, 17 471 сельских комитетов и 100 641 сельских групп [Чжунхуа Жэньминь, 2017]. В условиях реформирования индустриального сектора Ганьсу было образовано 14 новых промышленных городов (Тяньшуй, Байинь, Чжанъе, Цзюцюань, Сифэн, Цзиньчан, Пинлян, Увэй, Дуньхуан и др.) [Чжунго Ганьсу, 2019].
Проведение политики «реформ и открытости» в Ганьсу с 1978 по 1999 г. сопровождалось реализацией стратегических программ провинциального уровня. С 1983 г. была запущена стратегия развития народнохозяйственного зернового комплекса территории Хэси и программа оказания помощи бедным районам центральной засушливой части Ганьсу (兴河西之利, 济中部之贫). С 1984 г. осуществлялась реализация стратегии «открыть двери во внешний мир, развиваться и богатеть» (敞开大门,开发致富) по укреплению благосостояния провинции за счет включения в международные экономические связи. С 1988 г. в Ганьсу приступили к осуществлению стратегии развития народного хозяйства провинции в верховьях реки Хуанхэ «один берег – два крыла» (一岸两翼), где «берег» относился к промышленным городам Ланьчжоу, Байинь и Линься, а «два крыла» формировали индустриальные базы Сичэн и Цзиньчуань. В июле 1997 г. началась реализация стратегии «Восстановление Хэси» (再造河西) по формированию современной демонстрационной сельскохозяйственной зоны в Ганьсу. В середине 1990-х гг. было объявлено о реализации провинциальной стратегии «открыть двери на восток и запад» (敞开大门,东进西出,实施大经贸) по развитию межрегиональных торгово-экономических связей Ганьсу с другими китайскими провинциями и зарубежными странами [Сунь Чжаньао, 2020, с. 89].
РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО СЕКТОРА ГАНЬСУ
С началом политики «реформ и открытости» в 1978 г. Народное правительство Ганьсу в развитии индустриального сектора стало ориентироваться на повышение производительности и внедрение постоянных инноваций в промышленное экономическое развитие провинции. В Ганьсу реализовывалась стратегия по созданию «мощной промышленной провинции» (工业强省), целью которой являлось продвижение индустриализации с помощью улучшения технического оснащения промышленных предприятий и информатизации, поддержки малых и средних заводов и фабрик, модернизации продукции и развития глубокой переработки сырья [Ганьсу шию, 1991, с. 109].
К 1978 г. индустриальный сектор Ганьсу был представлен различными ведущими отраслями промышленности. Основу народного хозяйства провинции составляла машиностроительная промышленность [АПГ КНР, д. 158, л. 1]. В число лидеров индустриального сектора Ганьсу входила Компания по производству механического комплектного оборудования [АПГ КНР, д. 164, л. 1]. Одним из ведущих секторов народного хозяйства провинции выступала нефтехимическая промышленность, развитие которой регулировал специальный Департамент при провинциальном правительстве под руководством Цюй Тунчжэна [АПГ КНР, д. 160, л. 1]. Металлургическая и угольная промышленность также выступали в качестве лидирующих отраслей индустриального сектора Ганьсу [АПГ КНР, д. 156; д. 157]. Особое место в народном хозяйстве провинции занимал оборонно-промышленный комплекс [АПГ КНР, д. 241, л. 1]. Пищевая промышленность провинции Ганьсу была представлена производством чая, сахара, соли и других продуктов питания [АПГ КНР, д. 204, л. 1].
Реформирование индустриального сектора Ганьсу в конце ХХ века прошло два этапа. Первый этап с 1978 по 1991 гг. охарактеризовался преобразованиями государственных промышленных предприятий. В 1978 г. ЦК КПК принял решение по вопросам ускорения индустриального развития страны в рамках социалистической модернизации. Реформа предприятий Ганьсу включала в себя оптимизацию управления и внедрение системы экономической ответственности. В сентябре 1979 г. был запущен пилотный проект по расширению автономии 35 государственных промышленных предприятий провинции, который включал в себя децентрализацию управления и перераспределение прибыли. С 1984 г. Народное правительство Ганьсу в рамках стратегии «открывать двери, развиваться и богатеть» (敞开大门,开发致富) реформировало государственные промышленные предприятия, ориентируясь на экономическую открытость внешнему миру [Сунь Чжаньао, 2020, с. 109].
На первом этапе реформ в Ганьсу приоритетным выступал промышленный подъем в сфере производства машиностроительного оборудования и электроприборов. Реформирование касалось внедрения научно-технологических разработок в местное производство. Государственный завод электронного оборудования Хуасин, официально основанный в начале 1984 г. стал первым предприятием в провинции Ганьсу по производству водонагревателей [Чжунхуа Жэньминь, 2019, с. 95]. 3 декабря 1984 г. в Ланьчжоу было создано первое частное научно-техническое учреждение в провинции. В 1984 г. была основана крупная Ланьчжоуская автомобилестроительная компания [АПГ КНР, д. 261, л. 1]. В 1985 г. была построена и введена в эксплуатацию пивоварня «Желтая река Ланьчжоу» с передовой технологией производства и годовой производительностью 10 тысяч тонн пива [Го Хоуань, 1988, с. 196].
С 1988 г. в ходе реформирования индустриального сектора Ганьсу провинциальный партийный комитет КПК и правительство провинции решили создать пять экспериментальных районов экономического развития: Ляньхай, Сичэн, западная территория Байинь, восточная территория Цзиньчан и зона промышленного развития новых технологий Нинвочжуан. Город Тяньшуй стал экспериментальным городом по технологической трансформации старых промышленных баз Китая [Макеева, 2021, с. 438]. В результате внедрения предпринимательства в индустриальный сектор Ганьсу большинство крупных и средних государственных промышленных убыточных предприятий за 1978–1991 гг. вышли из состояния кризиса.
Второй этап реформ индустриального сектора Ганьсу с 1992 по 1999 гг. ознаменовался внедрением основ рыночной экономики в промышленное развитие провинции. В Ганьсу продолжили реализацию региональной политики с целью «укрепления провинции через промышленность». Ведущее значение отводилось трансформации и модернизации традиционных выгодных индустриальных отраслей, таких как нефтехимия, цветная металлургия и производство оборудования. Расширялось использование иностранных инвестиций на предприятиях. Народное правительство провинции прилагало огромные усилия по продвижению экономической открытости Ганьсу внешнему миру и включению промышленных предприятий в международные экономические связи.
В 1990-е гг. достигла высокого подъема шерстяная текстильная промышленность Ганьсу. Китайское правительство инициировало строительство на территории Ганьсу крупных текстильных предприятий, одним из которых являлась фабрика Саньмао. Это новое предприятие имело значительные преимущества в сфере инноваций и в объемах привлечения инвестиций. Оно постепенно стало основным в текстильной промышленности Ганьсу. В 1995 г. фабрика Саньмао была выбрана в качестве одного из 100 экспериментальных предприятий КНР по созданию современной корпоративной системы управления [Ганьсу шэн, 2007, с. 89].
На территории Ганьсу в 1990-е гг. еще оставались государственные промышленные предприятия провинции, которые несли убытки, являлись неплатежеспособными и находились на грани банкротства. Поэтому в Ганьсу продолжились преобразования государственных предприятий в рамках создания современной системы предпринимательства. Химический завод Яньгося имел долг в размере 24 млн юаней. Реформирование завода включало в себя внедрение передовых технологий, изменение системы управления и включение в международные экономические связи. Преобразования убыточного машиностроительного завода Чанфэн привели к запуску международных линий по производству стиральных машин, телевизоров и холодильников [Сунь Чжаньао, 2020, с. 121]. В ходе реформ провинциальное предприятие Цзиньчуань по производству никеля к 1993 г. увеличило темпы изготовления никелевой продукции до 40 тысяч тонн. В июле 1994 г. была запущена первая скоростная автомагистраль Бэйтянь.
В ходе реформирования индустриального сектора Ганьсу в 1990-е гг. производственные мощности по выпуску основных промышленных товаров удвоились, а технологический уровень предприятий значительно улучшился. Наблюдался рост добычи, обработки и производства угля, стали, алюминия, цемента, никеля и нефтепродуктов. На территории провинции увеличилась выработка электроэнергии и производства электрогенерирующего оборудования. К 1999 г. провинция Ганьсу стала важным промышленным центром и энергосырьевой базой на северо-западе Китая.
АГРАРНОЕ РАЗВИТИЕ ГАНЬСУ ПОСЛЕ НАЧАЛА РЕФОРМ
Реформы аграрного сектора Ганьсу под руководством провинциального Управления сельским хозяйством в период с 1978 по 1999 гг. прошли три этапа [АПГ КНР, д. 216, л. 1]. С 1978 по 1984 гг. наступил первый «прорывной» этап реформ сельского хозяйства провинции. 17 октября 1979 г. провинциальный комитет КПК под руководством Сун Пина провел совещание по ускорению развития аграрного сектора Ганьсу [Ганьсу шэн, 2009]. В 1982 г. в провинции был обнародован документ «Заключения по совершенствованию системы ответственности за сельскохозяйственное производство», который позволил аграрным работникам Ганьсу на основе земельного подряда использовать участки для развития сельского хозяйства [Фэньцзинь юй, 2009]. В ходе реформ изменилась базовая система управления в сельских районах через внедрение модели «закрепление производственных заданий за отдельными крестьянскими дворами» [Чжан Цзиньсы, 2010, с. 145]. Это позволило восстановить переговоры по купле-продаже аграрных товаров и повысить цены на сельскохозяйственную продукцию. Свыше 4 млн жителей Ганьсу были задействованы в организации сельского индивидуального частного хозяйства в сфере птицеводства, животноводства, зерноводства, овощеводства и выращивания фруктов [Чжао Яньлинь, 1995, с. 1].
С 1978 по 1984 гг. на территории Ганьсу реализовывался проект Госсовета КНР «Два Запада» (两西) по аграрному развитию территории Динси и Хэси. В 1982 г. Госсовет КНР принял решение о реализации проекта сельскохозяйственного строительства «Три Запада» (三西) по развитию районов Динси, Хэси в провинции Ганьсу и района Сихай в Нинся-Хуэйском автономном районе. С 11 по 18 января 1983 г. в городе Ланьчжоу проходило заседание Руководящей группы Госсовета КНР по сельскохозяйственному строительству «Три Запада» [Ши Цзяньхуа, 2011, с. 209]. Представители всех экономических, финансовых, энергетических, научных и торговых ведомств китайского правительства обсуждали вопросы строительства аграрной инфраструктуры в северо-западных районах Динси, Хэси и Сихай.
В ходе социалистических преобразований в Ганьсу уделялось особое внимание развитию сельскохозяйственной науке и техники для решения проблем аграрного производства центральных засушливых районов провинции. Были созданы экспериментальные зерновые районы в Танцзябао, Чжанъе, Хуанъяне, Ланьчжоу и Юйчжуне. К научным экспериментам в области сельского хозяйства провинции было привлечено 1420 ученых [Хэ Чи, 1984, с. 29]. В 1978 г. первым научно-профессиональным птицеводом Китая был признан Гао Сюэлань из района Сигу города Ланьчжоу. В 1981 г. в районе Миньцинь города Увэй был построен первый в Китае ботанический сад пустынно-степных растений, который превратился в крупнейшую научно-исследовательскую базу изучения аграрных культур на северо-западе Китая. В результате преобразований в аграрном секторе к 1984 г. общий объем продукции сельского, лесного хозяйства, животноводства и рыболовства Ганьсу увеличился по сравнению с 1978 г. на 53,4% [Ганьсу шэн, 1992, с. 311].
Второй этап реформ с 1985 по 1991 гг. был связан с внедрением рыночных отношений в аграрном секторе Ганьсу. Китайское правительство отменило единую политику закупок зерна и заменило ее контрактными закупками, что повлияло на прекращение практики планового распределения зерна между провинциями. В Ганьсу была упразднена единая система распределения аграрной продукции, проведена массовая либерализация цен и достигнуто рыночное регулирование сельскохозяйственного сектора провинции. В условиях социалистической модернизации производство зерна в Ганьсу увеличилось, достигнув к 1983 г. 5 млрд кг. В ходе реформ с 1985 г. началось строительство коммерческой зерновой базы Хэси при финансовой поддержке Госсовета КНР. В связи с нехваткой зерна в восточных районах провинции Ганьсу был запущен проект по переброске зерна с запада на восток Ганьсу [Ганьсу шэн, 2009]. В результате внедрения рыночных отношений в аграрный сектор провинции к 1991 г. общий объем продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства, животноводства и рыболовства увеличился по сравнению с 1985 г. на 19,72% [Ши Цзяньхуа, 2011, с. 209].
На третьем этапе с 1992 по 1999 гг. завершился комплексный переход к этапу социалистической экономической системы в аграрном секторе Ганьсу. Были продлены сроки действия земельных договоров на 30 лет, усилилась сельскохозяйственная индустриализация. В аграрном секторе Ганьсу сформировалась пространственная структура, в которой район Хэси с его сухим климатом и ветрами стал зоной высушивания семян, район Динси с характерной весенней засухой и летне-осенними дождями превратился в территорию выращивания картофеля, горные районы Ганьсу стали идеальным местом для получения экологически чистой, органической и зеленой сельскохозяйственной продукции. С 1992 по 1999 гг. в Ганьсу было возведено 1715 аграрных предприятий [Фэньцзинь юй, 2009]. К 1999 г. общий объем аграрной продукции увеличился по сравнению с 1992 г. на 10,45% [Гао Ицюнь, 2008, с. 1521]. В народнохозяйственном комплексе КНР провинция Ганьсу заняла ведущее место как территория производства картофеля, китайских лекарственных растений, люцерны, кукурузы, ячменя и винограда.
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ С 1978 ПО 1999 ГОДЫ
Северо-западная провинция Ганьсу в рассматриваемый период являлась одной из провинций Китая, где наряду с ханьцами проживало наибольшее количество групп этнических меньшинств. Значительную часть населения провинции составляли ханьцы. По данным третьей всекитайской переписи населения в 1982 г. ханьцев в Ганьсу насчитывалось 18 020 286 человек. Четвертая перепись населения 1990 г. показала рост числа ханьцев до 20 514 989 человек. Статистические данные за 1999 г. демонстрировали увеличение ханьцев в провинции до 22 936 958 человек. В Ганьсу насчитывалось 54 группы национальных меньшинств, среди которых большинство составляли хуэйцы, тибетцы, маньчжуры, монголы, народности и, ту, мяо и др. Количество этнических меньшинств всех 54 групп в Ганьсу насчитывалось в 1982 г. 1 548 975 человек, в 1990 г. – 1 856 152 человек, а в 1999 г. – 2 488 842 человек. Проведением региональной политики в отношении этнических меньшинств в Ганьсу занималась провинциальная комиссия по делам национальностей, во главе которой работали У Эньхун с 1978 по 1985 гг. и Дань Дэчжэнь с 1985 по 1999 гг. [АПГ КНР, д. 113, л. 1].
Реализация политики «реформ и открытости» оказывала положительное влияние на демографическое развитие Ганьсу. К 1978 г. общее количество населения провинции составляло 18 млн 700 тысяч человек. По данным третьей переписи населения КНР в 1982 г. число жителей Ганьсу увеличилось до 19 млн 784 тысяч человек. В ходе проведения четвертой переписи населения в 1990 г. был зафиксирован рост числа жителей Ганьсу до 22 млн 547 тысяч человек. К 1999 г. численность населения Ганьсу достигла 25 млн 429 тысяч человек. Улучшение социально-экономических условий жизни обеспечивало ежегодный рост населения провинции в период с 1978 по 1999 гг. в среднем на 300 тысяч человек [Жэнькоу цзыжань, 2015].
Несмотря на увеличение количества жителей Ганьсу на 6 млн 729 тысяч человек за время с 1978 по 1999 гг., в провинции наблюдалось снижение темпов естественного прироста населения, по сравнению с периодом 1949–1978 гг., что было вызвано запуском в конце 1970-х гг. китайской общегосударственной политики по ограничению рождаемости. В марте 1982 г. в Ганьсу был создан провинциальный Комитет по планированию семьи, курировавший проведение демографической политики «одна семья – один ребенок». Во главе Комитета с 1982 по 1986 гг. работал Ци Юньхуэй, а с 1986 по 1999 гг. – Ян Юйлинь [АПГ КНР, д. 141, л 1]. Эффективность работы данного комитета можно проследить в показателях снижения естественного прироста населения Ганьсу. Самые высокие темпы прироста наблюдались в 1989 г. и составили 16,97%, а самые низкие темпы прироста населения пришлись на 1999 г. – 9,1%. В рассматриваемый период было зафиксировано постепенное снижение уровня рождаемости в Ганьсу с 19,30% в 1978 г. до 15,61% в 1999 г. Положительным следствием политики «»реформ и открытости» в Ганьсу выступало снижение уровня смертности, который в среднем за 1978–1999 гг. составлял 6%. При этом самый высокий уровень смертности был зафиксирован в 1993 и 1994 гг. (6,84%), а самый низкий в 1988 г. (5,06%), что свидетельствовало о социально-экономическом улучшении положения жителей Ганьсу, повышении качества медицинских услуг и обеспеченности продуктами питания всех категорий граждан провинции [Жэнькоу цзыжань, 2015].
Характеризуя возрастной состав населения Ганьсу с 1978 по 1999 гг. стоит отметить низкий уровень старения жителей провинции и преобладание количества населения трудоспособного возраста [Сунь Чжаньао, 2020, с. 299]. Согласно третьей переписи населения 1982 г. число жителей провинции в возрасте от 0 до 14 лет составило 36,32%, от 15 до 64 лет – 60,19%, от 65 лет и старше – 3,49%. Четвертая перепись населения за 1990 г. показала следующую возрастную структуру Ганьсу: от 0 до 14 лет – 27,97%, от 15 до 64 лет – 67,97%, от 65 лет и старше – 4,06%. Средняя продолжительность жизни в Ганьсу на момент начала политики «реформ и открытости» в 1978 г. составляла 65 лет, а к 1999 г. увеличилась до 67,47 лет, что свидетельствовало об улучшении состояния здоровья населения провинции.
Оценивая гендерный состав населения Ганьсу, необходимо отметить, что на протяжении всего периода наблюдалось преобладание мужского населения в количественном соотношении. Согласно третьей переписи населения 1982 г. количество мужчин в Ганьсу составило 10 млн 249 тысяч, а женщин 9 млн 535 тысяч. К 1990 г. число мужчин увеличилось до 11 млн 520 тысяч человек, а в 1999 г. достигло 12 млн 924 тысячи человек. Также наблюдалось увеличение количества женщин в 1990 г. – 11 млн 27 тысяч человек, а в 1999 г. – 12 млн 505 тысяч человек [Жэнькоу цзыжань, 2015]. Гендерный дисбаланс в Ганьсу был вызван историческими причинами. На протяжении длительного периода в китайских семьях рассматриваемой провинции основным видом деятельности являлось сельское хозяйство, поэтому потребность в рабочих мужских руках была острой и рождение мальчика являлось основной необходимостью для развития любого аграрного домохозяйства [Го Хоуань, 1988, с. 129].
В ходе реализации политики реформ в Ганьсу наблюдалось неравномерное распределение населения по всей территории провинции. Большая часть жителей Ганьсу проживала в сельской местности, что было обусловлено преобладанием аграрного сектора в народном хозяйстве Ганьсу, ускоренной механизацией сельскохозяйственного производства провинции в годы реформ. Рост числа сельских жителей наблюдался с 16 млн человек в 1978 г. до 16 млн 690 тысяч человек в 1982 гг. Усиление урбанизации и открытие новых промышленных городов с 1983 по 1989 гг. привели к оттоку населения из сельских районов Ганьсу в города. Поэтому наблюдалось снижение численности сельских жителей с 16 млн 146 тысяч человек в 1983 г. до 12 млн 806 тысяч человек в 1989 г. Рост населения сельских районов Ганьсу возобновился в период с 1990 по 1999 гг. За это время количество сельских жителей увеличилось на 6 млн 499 тысяч человек, достигнув к 1999 г. показателя 19 млн 305 тысяч человек.
Характеризуя развитие городских районов провинции с 1978 по 1999 гг., стоит отметить, что рост городов в Ганьсу на протяжении рассматриваемого периода был замедленным. Статистические данные свидетельствуют, что увеличение уровня урбанизации наблюдалось с 14,41% в 1978 г. до 23,72% в 1999 г. Медленный рост городских районов Ганьсу был зафиксирован с 1978 по 1984 гг. За это время число городских жителей увеличилось с 2 млн 694 тысяч человек до 4 млн 145 тысяч человек. За пять лет с 1984 по 1989 гг. число городских жителей Ганьсу возросло почти вдвое, достигнув показателя 8 млн 902 тысячи горожан к 1989 г. Следующее десятилетие с 1989 г. по 1999 г. количество городских жителей провинции снизилось до 6 млн 120 тысяч человек, что было вызвано эффективными преобразованиями аграрного сектора провинции и оттоком населения в сельские районы. [Жэнькоу цзыжань, 2015]. Одним из положительных последствий политики «реформ и открытости» в Ганьсу являлся рост заработной платы жителей провинции. Если в 1978 г. средняя заработная плата в Ганьсу составляла всего 708 юаней, то к 1999 г. она увеличилась до 6928 юаней [Ганьсу шэн, 2007, с. 56]. Демографические изменения в Ганьсу являлись главным отражением первых результатов перехода к политике «реформ и открытости» на уровне данной провинции.
***
Переход китайского государства к реализации политики «реформ и открытости» оказал существенное влияние на состояние народнохозяйственного комплекса и демографическое развитие северо-западной провинции Ганьсу. Внедрение рыночных отношений, трансформация форм собственности и реформирование предприятий позволили Народному правительству Ганьсу и провинциальному Комитету Коммунистической партии за короткие сроки организовать работу по сохранению потенциала провинции в качестве аграрно-промышленной северо-западной базы КНР и значительно улучшить социально-экономические условия жителей Ганьсу. Период реформирования с 1978 по 1999 гг. вошел в региональную историю Ганьсу как время социалистической модернизации машиностроительной, нефтеперерабатывающей, текстильной, пищевой отраслей промышленности провинции; время беспрецедентного роста сельскохозяйственного производства в сферах птицеводства, животноводства, зерноводства, овощеводства и выращивании фруктов на всей территории Ганьсу; время ежегодного увеличения числа жителей провинции, снижения смертности, низкого уровня старения населения, роста доходов и заработных плат, преобладания в количественном соотношении населения трудоспособного возраста. Несмотря на такие трудности как закрытие убыточных промышленных предприятий, снижение уровня рождаемости, сложности в развитии международных экономических связей из-за внутреннего центрального положения провинции, Ганьсу подошла к концу ХХ в. как важная китайская территория для дальнейших индустриально-инновационных преобразований на северо-западе Китая. Включение провинции Ганьсу в стратегическую программу «Западное развитие» с 1999 г. позволило нарастить темпы реформирования народнохозяйственного комплекса провинции и поддерживать положительные изменения в демографической динамике данной северо-западной территории КНР.