Проблема внутрирегионального неравенства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая на современном этапе
В 2000-е гг. Китайская Народная Республика демонстрирует быстрый экономический рост, на фоне которого усиливается региональное неравенство [Wang, Shen, 2016, р. 671]. Традиционный разрыв в экономическом развитии наблюдался между восточными и западными провинциями Китая, разделёнными условной линией «Ху Хуаньюна»1. Восточные приморские провинции развивались быстрее, а внутриконтинентальные и особенно западные – отставали [Anwar, Sun, 2012]. С 1999 г. Цзян Цзэминь подчёркивает необходимость решения вопроса диспропорциональности регионального развития и необходимость реализовывать политику, направленную на сбалансированное экономическое развитие отстающих провинций, где сконцентрированы национальные меньшинства [Цзян, 1999]. Одним из её направлений становится стратегия «Развития Западного Китая». Решение об «освоении Запада» было принято на заседании Госсовета в январе 2000 г. и утверждено на сессии ВСНП в марте того же года. Программа была рассчитана на 3 этапа: предоставление кредитов и развитие инфраструктуры (2000–2010 гг.), интенсификация добычи энергоресурсов, развитие ветровой и солнечной энергетики (2010–2020 гг.), увеличение поставок электроэнергии и других ресурсов на восток и улучшение экологической обстановки (2020–2035 гг.) [Го, Лу, 2020]. На 16-м съезде КПК в 2002 г. Цзян Цзэминь отметил, что «необходимо интенсивно продвигать масштабное освоение запада страны, стимулировать гармоничное развитие региональной экономики» [Цзян, 2002]. Председатель КНР определил ряд мероприятий по модернизации западных регионов: предоставление инвестиционных и налоговых льгот, поддержка инвестиционных проектов. В 2004 г. был издан документ «Мнения Госсовета о развитии Западного региона», в котором говорилось о таких проблемах, как неразвитая инфраструктура, плохая экология, отставание в сферах образования и здравоохранения. Также в документе шла речь о необходимости создания региональных полюсов экономического роста, увеличения финансирования, в том числе за счёт иностранных инвестиций [Гоу юань, 2004]. Однако в развитии Западного Китая фактически не произошло значительных изменений в социальном и демографическом развитии. Как справедливо отмечает С.В. Мажинский: «за 20 лет осуществления Программы количественные изменения “Линии Ху Хуаньюна” составляют десятые процента» [Мажинский, 2023, с. 134]. По оценкам А.В. Островского в 2022 г. большая доля ВВП приходилась на восточные провинции, в то время как ВВП западных районов составлял 25,7 трлн юаней (21,2%) [Островский, 2023, с. 43].
Безусловно, определённый эффект от курса по развитию Западного Китая ощутили крупные города региона, в том числе и столица СУАР – Урумчи. В то же время многие средние и малые города и сельские районы по-прежнему продолжали отставать [Jianming, 2016, р. 89]. В дополнение к этим процессам в Синьцзян-Уйгурском автономном районе экономическое неравенство осложнялось этническими противоречиями. В свою очередь, экономическое региональное неравенство становилось причиной нестабильной обстановки, что вызвало опасения у центрального правительства по поводу безопасности и национального единства [Wang S., 2001, р. 256]. Однако в результате комплекса антитеррористических мер и общего экономического развития региона, за последние 15 лет значительно снизилась террористическая опасность.
Данное исследование опирается на работы отечественных и зарубежных исследователей, в том числе и китайских учёных. Кроме того, источниками исследования послужили постановления ЦК КПК, Государственного совета КНР, выступления Цзян Цзэминя, Си Цзиньпина, отчёты правительства СУАР, материалы Национального бюро статистики Китая, Китайский статистический ежегодник, Статистические бюллетени экономического и социального развития СУАР. В этих официальных документах отражены показатели социально-экономического развития автономного региона.
Ранее среди научных кругов пользовались популярностью сюжеты, связанные с развитием СУАР в контексте экономического развития КНР в целом. При этом внутрирегиональной специфике самого Синьцзяна, тем более в связи с местной этнической и религиозной обстановкой, уделялось незначительное место. Таким образом, целью исследования является социально-экономический анализ обстановки в Синьцзяне, определение истоков диспропорций в развитии между северной и южной частями региона.
Причины и характеристики регионального неравенства в СУАР
Программа развития Западного Китая, которая стала реализовываться с 2000 г., подразумевала развитие слабых периферийных районов, борьбу с бедностью и развитие человеческого потенциала [Jianming, 2016, р. 113]. Эта политика была направлена на повышение благосостояния местного населения, в том числе и национальных меньшинств. Денежные трансферты для правительства СУАР начали довольно быстро расти с 2000 г. В свою очередь, региональные власти стали направлять средства на социальное обеспечение тем социальным группам, которые находились в зоне риска (были настроены оппозиционно), в целях предотвращения национальных волнений [Jeong, 2015, р. 6; Tian, 2004, р. 612]. В то же время большая часть финансовых средств шла на развитие северных округов СУАР.
Хотя Синьцзян – это крупнейшая провинция КНР, исключительно богатая природными ресурсами, этот регион является достаточно бедной национальной окраиной, с низкой плотностью населения, средним уровнем ВВП, к тому же различающимся по субрегионам (табл. 1, рис. 1.). Социально-экономические проблемы СУАР характеризуются не только его отставанием от других регионов КНР, и особенно восточных провинций, но и внутренними региональными диспропорциями, а именно неравномерным развитием Севера и Юга СУАР. В территориально-административном плане СУАР состоит из 14 районов префектурного уровня (округов), из которых 9 располагаются на севере, а 5 на юге автономного района.
Таблица 1. Основные показатели развития СУАР (2022 г.)
Показатель | СУАР в целом | Север (натуральные показатели) | Север (%) | Юг (натуральные показатели) | Юг (%) | |
1 | Площадь (км²) | 1664897 | 601027,82 | 36,1 | 1063869,18 | 63,9 |
2 | Численность населения (млн человек) | 25,89 | 12,35 | 47,7 | 13,54 | 52,3 |
3 | Плотность населения (человек / км²) | 16 | 21,12 | 132 | 13,12 | 82 |
4 | ВВП (млрд юаней) | 1774,134 | 1101,018 | 62,1 | 673,116 | 37,9 |
5 | ВВП на душу населения (юаней) | 68530 | 89150 | 130 | 49700 | 72,5 |
6 | Доля этнических меньшинств | 14 954 000 (57,76%) | 4 785 300 | 32 | 10 168 700 | 68 |
Рис. 1. Рост ВВП на душу населения в СУАР и КНР (тыс. юаней) [China Statistical Yearbook, 2023]. Fig. 1. GDP growth per capita in the XUAR and the People's Republic of China (thousand yuan) [China Statistical Yearbook, 2023].
Темпы экономического роста в СУАР традиционно были ниже чем в целом по Китаю. ВВП на душу населения в Синьцзяне в 2022 г. составлял 76,9% от среднего по КНР. Располагаемый доход жителей автономного района на душу населения в 2022 г. составил 27 063 юаня, что стало на 3,8% больше, чем в предыдущем году. После вычета ценовых факторов фактический рост составил 2%. При этом располагаемый доход на душу населения у городских жителей составил 38 410 юаней, а у сельских жителей 16 550 юаней [Синьцзян вэйуэр цзычжи, 2022].
В 1990-е гг. в СУАР существовало два экономически успешных округа, расположенных в северной части автономного района, это были города Урумчи и Карамай. Большинство округов в северной части опережали в своём развитии южные округа и уезды. К 2010 г. многие северные уезды повысили свой экономический статус, достигнув уровня выше среднего, и стал наблюдаться ещё больший разрыв между севером и югом. С 2018 г. количество уездов и округов с низким уровнем экономического развития на юге СУАР стало сокращаться. И тем не менее на сегодняшний день все ещё наблюдаются диспропорции в развитии внутренних территорий СУАР, что безусловно осложняет комплексное развитие региона в целом, отчасти тормозит внешнеэкономическую стратегию КНР в Центральноазиатском регионе и делает южные округа Синьцзяна потенциальной базой для развития этноконфессиональных конфликтов.
Региональное неравенство в СУАР обусловлено комплексом факторов, к которым относится природно-экологическая обстановка, демографическая ситуация, уровень урбанизации и другие причины.
Экологический фактор неравенства
Климат Северо-Западного Китая относится к типу климата пустынь и полупустынь умеренного пояса. Почти две трети территории Синьцзяна занимают 2 пустыни, площадью более 1 млн км², что составляет 61,4% от общей площади автономного района, они приходятся в основном на центральную и южную часть. Синьцзян удалён от моря, находится в центре континента и весьма чувствителен к изменению климата. В этом регионе типичный засушливый и полузасушливый континентальный климат со скудными водными ресурсами, интенсивным испарением, сильной солнечной радиацией и хрупкой экологической средой [Chen, Dai, 2009, р. 927]. Особенно ярко эти природные условия проявляются на юге автономного района. Таким образом сложная природно-климатическая обстановка во многом обуславливает экономическое неравенство внутренних районов СУАР. Южные округа и уезды изначально находятся не в самых благоприятных условиях, в том числе 80% пашни приходится искусственно орошать.
В то же время в Северном Синьцзяне как более экономически развитом районе наблюдается ухудшение экологической обстановки в целом. Значительный «энергетический след» способствовал росту экологического дефицита. Экологический след2 в Синьцзяне с 2005 г. по 2020 г. вырос с 2,096 до 11,667 глобальных гектаров на человека [Jin et al., 2024]. При этом тенденция увеличения экологического давления в Северном Синьцзяне была выше чем на юге автономного района.
Представляет интерес сравнение округов Синьцзяна с точки зрения развития низкоуглеродной экономики. В условиях интенсивного экономического развития СУАР, в том числе его добывающей и перерабатывающей промышленности, становятся актуальными переход на энергосберегающие технологии, снижение уровня загрязнения окружающей среды, снижение рисков климатических изменений в результате хозяйственной деятельности. Как показывают исследования китайских учёных – в этом направлении субрегионы СУАР также различаются и оказываются в неравных условиях. Южные округа СУАР характеризуются более низкими коэффициентами низкоуглеродной экономики. При этом следует учитывать, что это обусловлено не повышением энергоэффективности, а скорее неразвитостью промышленности на юге. Крупные городские округа на севере, например, Урумчи и Карамай, наоборот, характеризуются более высокими коэффициентами и загрязнением окружающей среды (рис. 2).
Рис. 2. Коэффициенты низкоуглеродной экономики районов СУАР (2006-2020 гг.) [Ju et al., 2024]. Fig. 2. Coefficients of the low-carbon economy of the XUAR regions (2006-2020) [Ju et al., 2024].
Экономическое неравенство
Географические условия огромного по площади Синьцзян-Уйгурского автономного района способствуют развитию хозяйственно-экономических диспропорций и внутреннего регионального неравенства. На сегодняшний день Синьцзян является крупным логистическим центром откуда расходятся три торгово-экономических маршрута. Северный маршрут ориентирован на страны Европы и Россию, центральный маршрут связывает КНР со странами Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, а южный проходит через Пакистан [Баженова, Островский, 2016, с. 139]. Северный и центральный маршруты являются более приоритетными и экономически выгодными. При этом южное направление выполняет свою определённую роль в общей внешнеэкономической стратегии КНР, но не влияет значительным образом на повышение конкурентоспособности Южного Синьцзяна. В рамках хозяйственной специализации на юге Синьцзяна преобладает добыча полезных ископаемых и животноводство, а на севере автономного района осуществляются переработка ресурсов, промышленное производство и пашенное земледелие, включая бахчеводство. В конечном итоге это сказывается в разнице ВВП регионов СУАР, в том числе и по секторам экономики (табл. 2).
Таблица 2. ВВП регионов СУАР по секторам экономики (2023 г.)
ВВП (млрд юаней) | Увеличение в процентах по отношению к 2022 г. | Добыча сырья, с/х | Производство промышленных изделий | Сфера услуг | |
Северный Синьцзян | 1181,101 | 7,27 | 126,844 | 469,467 | 584,791 |
Южный Синьцзян | 731,49 | 8,6 | 263,139 | 301,56 | 282,549 |
Составлено по: [Синьцзян вэйуэр цзычжи, 2023].
Также наблюдается диспропорция в профессиональной структуре населения СУАР, отчасти обусловленная этническими факторами. Хотя, согласно статье 23 Закона КНР о районной национальной автономии, при трудоустройстве приоритет должен отдаваться представителям этнических меньшинств [Чжунхуа жэньминь, 2011], в реальности эта практика работает не всегда. Ханьское население автономного района преимущественно задействовано в сфере услуг, торговли, на предприятиях государственного сектора, преобладает среди высококвалифицированных технических специалистов. Подавляющее число сотрудников Синьцзянского производственно-строительного корпуса представлено ханьцами (86%) [State Council, 2014]. Профессиональная структура национальных меньшинств представляет противоположную картину. Так, в сельском хозяйстве, в котором заняты до 60% населения, преобладают представители национальных меньшинств. Среди сельскохозяйственных работников доля уйгуров и казахов достигает 80% [Цзинь, 2021]. Как отмечают китайские исследователи, ещё в первом десятилетии XXI в. Южный Синьцзян развивался по экстенсивному пути. И только после 2014 г. начинается переход к интенсивному варианту развития экономики [Zhang et al., 2020, р. 21].
Экономическое неравенство проявляется и в разнице располагаемого дохода городских и сельских жителей. Постепенно уровень реальных доходов населения, проживающего в сельской местности, начинает повышаться, однако он продолжает оставаться более чем в два раза ниже чем у горожан (рис. 3). При этом большая часть сельского населения представлена национальными меньшинствами. В целом более 60 уездов СУАР находятся в состоянии несбалансированного развития экономики, населения, окружающей среды и уровень их урбанизации продолжает оставаться низким [Abulimiti et al., 2022].
Рис. 3. Располагаемый доход на душу населения в СУАР (юани) [Синьцзян вэйуэр цзычжи, 2023]. Fig. 3. Disposable income per capita in the XUAR (yuan) [Sintszian veiuer tszychzhi, 2023].
Демографическая ситуация
Согласно 7-й переписи населения численность населения СУАР в 2020 г. составила 25,85 млн человек. Однако учитывая площадь автономного района этот показатель представляется явно недостаточным для успешного развития региона. Отмечая проблемные характеристики Синьцзяна, Е.С. Баженова акцентирует внимание на таких особенностях, как: «низкая плотность населения (8% средней плотности населения КНР), зона проживания большей части национальных меньшинств, более низкий уровень образования, чем в среднем по стране» [Баженова, 2017, с. 461]. Центральное правительство пытается решать эти проблемы за счёт поощрения ханьской миграции из центральных и восточных провинций, что, в свою очередь, усиливает недовольство национальных меньшинств района, среди которых преобладают уйгуры (рис. 4).
В географическом плане население распределено практически равномерно. В 2020 г. население Северного Синьцзяна составляло 13,31 млн человек (51,48%), а в Южном Синьцзяне проживало 12,54 млн человек (48,52%) [Xinjiang, China, 2023], большую часть из которых составляют уйгуры. Уйгуры в СУАР в основном расселены в округах Кашгар, Хотан, Аксу, Кызылсу-Киргизском автономном округе. В этих четырёх округах уйгуры составляют 83,74% населения или 74,01% от общей численности уйгурского населения Синьцзяна.
Рис. 4. Национальный состав СУАР (млн человек) [Синьцзян вэйуэр цзычжи, 2010; Синьцзян вэйуэр цзычжи цюй дицы, 2021; China Statistical Yearbook, 2023; Синьцзян дицюй жэнькоу, 2021]. Fig. 4. National composition of the XUAR (million people) [Sintszian veiuer tszychzhi, 2010; Sintszian veiuer tszychzhi tsiui ditsy, 2021; China Statistical Yearbook, 2023; Sintszian ditsiui zhenkou, 2021].
В СУАР наблюдаются значительные социальные различия между ханьцами и представителями национальных меньшинств, среди которых преобладают уйгуры. Последние находятся в менее выходных условиях с точки зрения пространственного размещения, профессионального статуса и прочих характеристик. Т.В. Лазарева отмечает: «Уйгуры проживают в наиболее бедных районах на юге Синьцзяна, а ханьское население живёт в районах с плодородными землями, имеет более высокооплачиваемую работу, имеет доступ к получению образования» [Лазарева, 2016, с. 65]. Более низкий социальный статус уйгуров обусловлен языковыми барьерами и низким уровнем образования [Фу, Лбова, 2022, с. 60].
Косвенно модель неравенства также проявляется в системе образования. Так, например, в 2015 г. правительство СУАР ввело систему преференций для четырёх южных округов, где выпускники могли получить 10 дополнительных баллов, если решали сдавать «гаокао» (вступительные экзамены в университеты) на китайском языке. При этом представители этнических меньшинств, сдающие «гаокао» на родном языке, не получают дополнительных баллов [Буяров, 2023, с. 146]. В целом развитие двуязычного образования в СУАР призвано повысить общий социальный уровень населения и социальную мобильность всех слоёв населения, в первую очередь представителей национальных меньшинств. Однако на практике многие из них не получают качественного современного образования, не осваивают программу на путунхуа, и как следствие наблюдается отставание в образовательном уровне населения южных округов.
Проблема регионального неравенства проявляется даже в общественном мнении граждан КНР. Помимо всего прочего, Синьцзян представляет интерес с точки зрения рекреационных ресурсов и является во многом привлекательным этно-туристическим регионом. Так, в 2023 г. СУАР посетили 265,44 млн китайских и зарубежных туристов [Xinijang, 2023]. А на 2024 г. губернатором провинции была поставлена задача принять уже 300 млн туристов [Тунияз, 2024]. Однако в сознании многих тех, кто хотел бы посетить автономный регион, существует миф об опасности Южного Синьцзяна. Причём это представление свойственно даже для части жителей Северного Синьцзяна [Xu et al., 2018].
В 2020 г. был издан документ «Руководящие мнения ЦК КПК и Госсовета о содействии развитию Западного региона в новую эпоху и формировании новой модели», в котором, наряду с успехами, отмечались и проблемы несбалансированного развития западных районов, проблема бедности, обеспечение национальной безопасности, отставание в развитии от восточных провинций. В документе было отмечено, что уровень жизни населения западных и восточных провинций сравняется только к 2035 г. [Чжунгун чжунъян, 2020]. Выступая на симпозиуме по развитию западных районов, Си Цзиньпин также обратил внимание на проблемы экологической безопасности, необходимость развивать экономику районов, учитывая их уникальные характеристики, поставил задачу распространения китайских национальных ценностей на этнические территории [Си Цзиньпин, 2024].
В отчёте за 2023 г. председатель правительства СУАР Эркин Тунияз обратил внимание на необходимость развития Южного Синьцзяна в 2024 г., в том числе ускорения подготовки плана развития Таримского экономического пояса, повышения качества образования, уровня занятости и доходов населения на юге Синьцзяна, использования специального фонда в размере 10 млрд юаней для развития южных округов [Тунияз, 2024]. Несмотря на колоссальные природные богатства, автономный район продолжает оставаться дотационным. Так, годовые доходы государственного бюджета СУАР в 2023 г. составили 217,97 млрд юаней, что на 15,3% больше, чем в предыдущем году, а общие расходы регионального бюджета составили 604,96 млрд юаней, увеличившись на 5,9% [Синьцзян вэйуэр цзычжи, 2023]. Правительство СУАР очень сильно зависит от дотаций центрального правительства КНР и ограничено в средствах для решения социально-экономических проблем.
Заключение
Важность Синьцзяна для Китая с точки зрения обеспечения безопасности, его транзитного и ресурсного потенциала трудно переоценить. СУАР является важным внешнеэкономическим и логистическим хабом в Центральноазиатском регионе и его роль в экономическом поясе Нового шёлкового пути невозможно игнорировать. Китайское правительство стремится превратить СУАР в экономически развитый, модернизированный регион. Во многих отношениях на пути решения этих задач удалось добиться успехов. Синьцзян-Уйгурский автономный район развивается форсированными темпами, отчасти даже быстрее, чем это было запланировано в программе освоения Западных районов. В регионе существуют современная нефтегазовая промышленность, хлопководство, овощеводство. В экономику автономного района поступают как дотации из центрального бюджета, так и иностранные инвестиции. И в то же время отдельные районы Синьцзяна развиваются неравномерно, следствием чего стала комплексная проблема внутреннего регионального неравенства.
Программа «Развития Западного Китая» безусловно способствовала повышению общего экономического уровня СУАР, но при этом большая часть средств распределялась неравномерно, преимущественно на развитие северных округов автономного района. Тем самым южные округа продолжают отставать от севера. С притоком инвестиций продолжился рост имущественного расслоения между городским и сельским населением, представителями частного бизнеса и наёмными рабочими. Ещё более явно обозначилась поляризация между ханьцами и этническими меньшинствами. Весьма заметно противоречия между представителями титульной нации и национальными меньшинствами проявляются в сфере занятости, уровне доходов, уровне образования. Сказанное позволяет выделить несколько векторов регионального неравенства внутри СУАР: природно-климатический, экономический, этнический.
Центральное правительство КНР и региональное правительство СУАР предпринимают шаги в решении этих проблем, в том числе за счёт дополнительного финансирования, развития инфраструктуры, введения различных льгот, совершенствования регионального законодательства. Однако назревшие проблемы не могут быть решены в короткие сроки в силу объективных факторов. Огромные территориальные пространства со сложным рельефом не позволяют экстраполировать на регион единую модель экономического развития, и как следствие сохраняется естественное хозяйственно-географическое зонирование, которое и в будущем будет оказывать влияние на сохранение регионального неравенства.
Кроме того, Синьцзян так и не стал в полной мере «плавильным котлом» наций. В нем сохраняется мультикультурализм, что, с одной стороны, делает его привлекательным для этно-туризма, а с другой стороны, способствует сохранению этно-религиозных противоречий, в том числе между двумя крупными этническими общностями – ханьцами и уйгурами, причём последние чувствуют себя ущемлёнными.
Региональное неравенство в СУАР проявляется в различном уровне урбанизации, в различной экологической обстановке, в доступе к образовательным услугам, в сложностях социальной мобильности. Постепенно некоторые из проблем нивелируются или частично решаются, как например это происходит в сфере двуязычного образования. Однако различия между районами Синьцзяна по-прежнему сохраняются, что вызывает опасения у центрального правительства КНР, заставляет решать проблему обеспечения стабильности в регионе как экономическими, так и внеэкономическими механизмами.