Развитие ИИ в странах БРИКС: синергия для снижения цифрового неравенства
Выпуск
2025 год
№ 1
DOI
10.31696/S086919080033712-0
Авторы
Страницы
182 - 194
Аннотация
Актуальность темы предопределяется ростом цифровых процессов и в целом цифровизации в мире и в странах БРИКС и их неоднозначностью. Целью исследования является выявление основных тенденций развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) на примере стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Поставлены задачи оценить влияние внедрения ИИ на изменение структуры рабочих мест и навыков, необходимых для успешной занятости, а также возможности использования ИИ для решения социальных проблем, таких как доступ к здравоохранению, образованию и социальной защите в «старых» странах БРИКС и попыток этой группы государств сократить проблемы цифрового неравенства. Страны БРИКС традиционно фокусируются на уменьшении всех форм неравенства и бедности в национальных экономиках, а также на повышении качества жизни своих граждан. Задача данного исследования – изучить влияние ИИ на занятость и экономический рост в странах БРИКС как основные элементы снижения уровня цифрового неравенства. Основные выводы исследования: в странах БРИКС уже имеет место внедрение ИИ, однако странам объединения необходимо разработать единую политику управления, благоприятную для более активного и широкого внедрения искусственного интеллекта в экономические и социальные процессы. Необходимо ускорить внедрение ИИ в сферу управления, которая способна обеспечить стимулирование занятости и экономического роста, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Кроме того, странам важно создавать совместные программы и инновационные проекты развития искусственного интеллекта и обеспечивать гражданам и субъектам хозяйствования БРИКС доступ к этим разработкам для устранения цифрового неравенства и повышения эффективности как национальных экономик, так и экономического и технического и цифрового сотрудничества стран БРИКС, в том числе и «новых» участников объединения.
Получено
07.05.2025
Статья
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобальных изменений и нестабильности страны БРИКС столкнулись с необходимостью решения новых задач, которые будут определять как внутренние отношения между государствами-членами, так и их положение в мире [Джиббури и др., 2022]. Объединение БРИКС крайне востребовано для укрепления мирового многополярного порядка и обеспечения баланса интересов различных участников на международной арене [Денисова, 2022], что обеспечивает и расширение группы до БРИКС+. Сегодня возрастает роль БРИКС в различных сферах, в том числе в развитии ИИ и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Практически все страны БРИКС на 2024 г. реализуют национальные стратегии или программы в области развития технологий ИИ [Cyman et al., 2021]. Национальная стратегия в области развития ИИ в Китае была принята в 2017 г. [Artificial Intelligence Development Plan, 2017], National Strategy for Artificial Intelligence в Индии [National Strategy, 2018] – в 2018 г., Национальная стратегия развития ИИ в России – в 2019 г. [О развитии, 2019], стратегия искусственного интеллекта Бразилии – в 2021 г. [Estratégia Brasileira, 2021]. В ЮАР стратегия развития технологий ИИ на 2024 г. находится на конечной стадии разработки.
Страны БРИКС-5, а именно Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, представляют собой достаточно разнородную группу экономик, характеризующихся быстрым технологическим прогрессом, различными уровнями занятости, роста и развития управления. БРИКС работают над решением целого ряда экономических проблем, продвижения свободной торговли и сотрудничества по таким глобальным вопросам, как изменение климата [Сахаров, 2024], устойчивое развитие [BRICS Countries, 2024], безработица [Declaration, 2024], цифровое партнерство [Ayodele, Petla, 2024].
Поскольку эти страны стремятся содействовать занятости, экономическому росту и развитию [Родионова, Шкваря, 2012], взаимодействие между ИИ и управлением, а также влияние технологий на занятость и рост становится темой, представляющей значительный научный интерес и практическую важность для выработки эффективной политики и стратегий, направленных на использование преимуществ достижений ИИ в экономике стран БРИКС.ъ
В данном исследовании акцент сделан на следующих гипотезах: 1) развитие и внедрение ИИ способно изменить системообразующие аспекты современного общества, такие как занятость, экономический рост и др.; 2) задача БРИКС по достижению Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) 8 направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, продуктивной занятости и достойной работы для всех. Учитывая важность данного вопроса, наше исследование нацелено на устранение существующих пробелов в научной литературе по вопросам взаимосвязи ИИ, занятости и экономического роста, которые требуют внимательного изучения.
Сегодня ученые изучают роль ИИ и возможности его влияния на общество и экономику. ИИ включает в себя ряд потенциальных преимуществ в таких областях, как автоматизация, анализ данных и принятие решений, что делает его мощным инструментом для повышения производительности, эффективности и благосостояния людей [Makridakis, 2017; Saba, Pretorius, 2024]. ИИ ускоряет и трансформирует человеческое взаимодействие и деловые практики [Lu, 2021; Shkvarya, Hailing, 2021], может привести к тому, что традиционные факторы производства, такие как физический капитал и труд, могут перестать быть основными движущими силами роста [Acemoglu, Restrepo, 2018]. Преобладает мнение, что ИИ будет играть ключевую роль в обеспечении занятости и роста в будущем [Acemoglu et al., 2020]. Например, исследование экономики США показало, что НИОКР играют значительную роль в экономическом росте страны, а потенциал ИИ способен в определенной степени заменить работников и может способствовать будущему росту [Fernald, Jones, 2014].
Методология. В статье авторы использовали системный подход, что позволило рассмотреть объединение БРИКС как союз, взаимодействие в котором зависит от многих факторов; были выявлены характерные черты и инструменты взаимодействия. Анализ основан на первичных исследованиях, чтобы обеспечить актуальность, надежность и точность данных о цифровом неравенстве стран. Основным методом исследования стал контент-анализ официальных документов, нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие ИИ и цифрового неравенства. Мы проанализировали подходы к определению «цифрового разрыва», связанные с измерениями неравенства в цифровом пространстве. В процессе исследования проблемы цифрового неравенства в условиях развития ИИ также использовались методы логического, сравнительного и статистического анализа.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИИ В СТРАНАХ БРИКС
В XXI в. ИИ стал важным фактором роста и преобразований, повышающих эффективность и открывающих новые возможности в различных секторах. Для оценки уровня развития ИИ в настоящее время применяется Индекс готовности правительств к внедрению ИИ, согласно которому в 2023 г. было оценено 193 страны, что на 13 стран больше, чем в 2022 г. Индекс ранжирует страны на основе 39 показателей по 10 измерениям, которые объединяются в 3 основных направления: государственный, технологический сектор и сектор данных и инфраструктуры. Высокие места в мировом рейтинге занимают рассматриваемые страны БРИКС (табл. 1).
Таблица 1. Позиции стран БРИКС в мировом рейтинге индекса готовности правительств к внедрению ИИ, 2023.
Источник: [Government AI Readiness Index, 2023].
Из 193 государств мира, представленных в рейтинге, Китай занимает 16-е место, Бразилия – 32-е, Россия – 38-е, Индия – 40-е, а ЮАР – 77-е. По уровню развития государственного сектора страны БРИКС, кроме ЮАР, имеют достаточно высокие показатели. Уровень инфраструктуры у всех также выше среднего, но сохраняется отставание по уровню развития технологического сектора (табл. 2).
Таблица 2. Позиции стран БРИКС в рейтинге индекса готовности правительств к внедрению ИИ по основным критериям, 2023 г.
Источник: [Government AI Readiness Index, 2023].
Как видно из табл. 2, Китай лидирует практически по всем показателям. Китай, Бразилия и Индия занимают ведущие места в рейтинге по количеству ИИ-«единорогов», извлекая выгоду из огромного количества потребителей, способных стимулировать инвестиции в стартапы в этих странах. Страны БРИКС также входят в Топ-20 по показателю «Исследовательские работы по ИИ» (где Индия впервые в 2023 г. обогнала США и заняла 2-е место после Китая) и «Качество инженерно-технологического высшего образования». Эти результаты подтверждают, что большая часть населения БРИКС, за исключением ЮАР, имеет доступ к качественным образовательным и исследовательским учреждениям, что имеет решающее значение для высокого качества человеческого капитала и эффективности исследований в области ИИ в перспективе.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИИ
Стремительное развитие ИИ привлекает внимание современных исследователей с точки зрения проблемы цифрового неравенства. Термин «цифровое неравенство» стал популярен в середине 1990-х гг. Исследователи включают в это понятие прежде всего неравномерное распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обществе. Поскольку технологии ИИ продолжают развиваться и распространяться, появились опасения относительно потенциального обострения цифрового неравенства. Более того, доступ к технологиям ИИ различается в разных регионах, социально-экономических группах и демографических категориях, что приводит к цифровому неравенству.
Пересечение ИИ и цифрового неравенства поднимает критические вопросы социального, экономического, правового и этического плана. ИИ может стимулировать экономический рост, создавать новые рабочие места и повышать производительность, что обеспечивает широкомасштабные выгоды для отдельных лиц и предприятий [Mindell, Reynolds, 2023]. Инновации на основе ИИ в здравоохранении, образовании, финансах и других областях обеспечивают улучшение качества жизни, повышают эффективность соответствующих сфер и призваны решать сложные общественные проблемы. Но преимущества ИИ распределены неравномерно, внедрение технологий ИИ может усилить существующее неравенство в различных аспектах [Farahani, Ghasemi, 2024].
Одной из ключевых проблемных областей остается влияние ИИ на занятость. Поскольку системы ИИ автоматизируют рутинные задачи и расширяют возможности человека, растет спрос на работников с навыками, которые дополняют технологии ИИ, такими как анализ данных, программирование и цифровая грамотность. Эта тенденция приводит к сдвигу на рынке труда в сторону более квалифицированных, основанных на знаниях профессий, которые требуют креативности и адаптивности. Чтобы преуспеть в экономике, основанной на ИИ, работникам необходимо постоянно обновлять свои навыки с помощью программ непрерывного обучения, чтобы оставаться конкурентоспособными к технологическим сбоям. Существует риск исчезновения рабочих мест для низкоквалифицированных работников и поляризации на рынке труда. Низкоквалифицированные работники, в частности, могут столкнуться с трудностями при адаптации к меняющимся требованиям цифровой экономики, что потенциально угрожает ростом разрыва в доходах и обострением социального неравенства [Kong et al., 2023].
Влияние ИИ на рынок труда поднимает сложные политические и нормативные проблемы. Политикам в странах БРИКС необходимо решать такие проблемы, как перемещение рабочих мест, неравенство доходов, защита работников и этическое использование технологий ИИ. Политика, способствующая образованию и непрерывному обучению, инвестирование в цифровую инфраструктуру и обеспечение сетей социальной защиты могут помочь смягчить негативное воздействие ИИ на работников и способствовать инклюзивному росту.
Адаптация к меняющемуся рынку труда требует проактивных мер по подготовке работников к рабочим местам будущего, продвижения инклюзивных методов трудоустройства и использования потенциала ИИ на благо общества в целом [Rjab et al., 2023].
Помимо последствий применения в сфере занятости, ИИ также может усилить дискриминацию, особенно маргинальных слоев населения, так как не все члены общества в равной мере (даже в одной и той же стране) могут иметь доступ к надежной цифровой инфраструктуре и качественному интернет-подключению [Min, 2023].
Доступ к технологиям ИИ тесно связан с цифровой грамотностью и развитием навыков. Некоторые группы имеют ограниченный доступ к образованию, приобретению необходимых навыков для взаимодействия с технологиями ИИ, что увеличивает цифровой разрыв.
Несмотря на эти ограничения, существуют также возможности для ИИ в решении проблемы неравенства и содействии цифровому социальному равенству. Используя технологии ИИ для улучшения доступа к образованию, здравоохранению, финансовым услугам и другим важным ресурсам, можно сократить неравенство и способствовать инклюзивному росту [Mannuru et al., 2023]. Для снижения уровня цифрового неравенства можно предложить использование ИИ для кадрового прогнозирования [Гуртов и др., 2022].
В таких секторах, как здравоохранение, финансы и образование, технологии ИИ помогают профессионалам в принятии решений, анализе и обработке информации, что приводит к более эффективным результатам, улучшению качества жизни населения, а в ведущих отраслях экономики – промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и др. – применением ИИ обеспечивается рост эффективности, экономического, инновационного, транспортного потенциала.
Необходимо отметить, что пересечение ИИ и цифрового неравенства представляет собой сложную и многогранную проблему, которая требует тщательного рассмотрения и принятия мер для снижения рисков, максимизации возможностей, с тем чтобы использовать потенциал ИИ для создания более справедливого общества для всех.
Прежде всего государствам необходимо устранять ряд барьеров, таких как социально-экономические, и в первую очередь инфраструктурные барьеры, и таким образом содействовать равноправному доступу к технологиям ИИ и уменьшить цифровое неравенство.
Также необходимы системное образование и развитие цифровых навыков населения, что играет ключевую роль в уменьшении социально-экономического неравенства и формировании возможностей для отдельных лиц и сообществ [Abulibdeh, et al., 2024]. В эпоху ИИ доступ к навыкам цифровой грамотности и технологической инфраструктуре имеет решающее значение для участия в цифровой экономике.
Меры государственной политики, такие как увеличение финансирования образования, целевые инициативы по ликвидации цифрового неравенства и поддержка программ непрерывного обучения, могут снизить риск усугубления неравенства и гарантировать, что все люди получат возможность воспользоваться возможностями, предоставляемыми ИИ.
Преодоление цифрового неравенства за счет обеспечения равного доступа к технологиям и ресурсам, необходимым для участия в цифровой экономике, включает расширение широкополосной инфраструктуры, предоставление доступа к цифровым устройствам и предложение программ обучения цифровой грамотности.
По нашему мнению, действия по устранению или, как минимум, сокращению цифрового неравенства и его негативного влияния на различные социальные сферы, включая занятость, могут быть более эффективными в рамках не только отдельных стран, но и объединения БРИКС в целом, участники которого весьма дифференцированы по цифровым показателям.
ВОЗМОЖНОСТИ СТРАН БРИКС В СНИЖЕНИИ УРОВНЯ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА
Нами было проведено сравнение цифровых ресурсов участников БРИКС. Очевидно, что по большинству показателей Китай превосходит всех остальных участников объединения вместе взятых. В национальной стратегии КНР «План развития ИИ следующего поколения» [China’s New, 2017] поставлена амбициозная задача стать технологическим лидером. Стоит отметить, что 2-е место по «цифровому потенциалу» в БРИКС занимает Индия, будучи членом Global Partnership on Artificial Intelligence (GPAI).
В ситуации очевидного «цифрового неравенства» БРИКС необходимо найти и осуществить баланс интересов. Началом пути можно считать принятие в 2016 г. странами БРИКС «Совместной программы развития и плана действий по ИКТ» [The BRICS, 2016].
Далее было принято решение о создании в 2017 г. «Института будущих сетей БРИКС» [BRICS Leaders, 2017], ключевыми задачами этого проекта были: поддержка совместных НИОКР стран БРИКС в области ИКТ; «установление международно-применимых правил обеспечения безопасности инфраструктуры ИКТ и защита данных и Интернета». Важное решение по развитию ИИ, было принято в 2019 г., это создание альянса для внедрения единых стандартов и формирование «центров компетенций». В 2023 г. страны БРИКС создали исследовательскую группу по ИИ. Благодаря ее работе страны объединения увеличат доступ к инфраструктуре для создания и внедрения ИИ.
С расширением состава БРИКС, в который вошли такие страны, как Иран, ОАЭ, Египет, Эфиопия, у группы возникает возможность переработать свою стратегию в области инноваций, особенно в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Несмотря на то, что БРИКС, вероятно, не сможет конкурировать с ведущими мировыми центрами ИИ, такими как США, он способен создать значительное количество стартапов, а также развивать «компании-единороги» — стартапы, которые достигли высокой оценки капитала. Но эти и другие страны не смогут увеличить «цифровую капитализацию» в одиночку.
Для достижения успеха в развитии ИИ некоторые государства предусмотрели в своих национальных ИИ-стратегиях диффузию инноваций. Так, Индия разработала платформу открытого кода India Stack, однако эти усилия не позволят догнать цифровых лидеров – США и КНР. В табл. 3 приведены области внедрения ИИ в странах БРИКС+, ведущие отрасли и сферы применения ИИ-стартапов.
Таблица 3. Основные направления развития ИИ в странах БРИКС
Источник: [OECD AI, ]
Как видно из приведенных данных, страны БРИКС значительно уступают по венчурным инвестициям Китаю, хотя в этих странах области внедрения ИИ представлены достаточно широко.
Китайские НИИ и производственные структуры вносят значительный вклад в развитие соответствующих технологий [Решетникова и др., 2021]. Технологические достижения Индии позиционируют страну как один из центров инноваций в области ИИ [Сингх, Подольская, 2022; Lazanyuk, Modi, 2021].
Создание единого цифрового рынка и системы BRICS Pay представляет собой не только шаг к экономическому взаимодействию между участниками, но и стратегическую инициативу, направленную на создание самостоятельной и устойчивой финансовой экосистемы.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИИ В СТРАНАХ БРИКС
В рамках БРИКС страны обладают различным уровнем технологического развития, что создает уникальные возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Китай как ведущий игрок в области искусственного интеллекта и цифровых технологий действительно имеет значительные преимущества, которые могут быть полезны как для него самого, так и для других участников группы. Тем более, что трансфер технологий в целом достаточно характерное для стран БРИКС явление [Соловьёва, 2015].
Создание согласованной межгосударственной цифровой структуры в рамках БРИКС является перспективным направлением для достижения взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития. Это позволит снизить зависимость от западных рынков и создать более устойчивую экономическую основу для всех стран группы, в том числе Индии [Петров, Николаева, 2024] и Китая [Русакович, 2023].
Объединенная исследовательская группа БРИКС по ИИ обладает огромным потенциалом для преобразования альянса. Возможности, которые открываются перед странами БРИКС с учетом применения ИИ и больших языковых моделей (БЯМ), огромны. Эпоха трансформации может обеспечить не только экономическое развитие, но и улучшение качества жизни граждан, способствуя созданию более инклюзивного общества. Для достижения этих целей важно наладить межгосударственное сотрудничество, а также разработать стратегии и инициативы, которые помогут интегрировать ИИ в образовательные и профессиональные структуры. Создание общей БЯМ для стран БРИКС представляет собой инновационное решение, способное кардинально изменить подход к обучению, исследованиям и обмену знаниями.
ВЫВОДЫ
В заключение, для решения проблем цифрового неравенства, вызванного ИИ, требуется комплексный и совместный подход, включающий инвестиции в образование и обучение, справедливый доступ к инструментам ИИ, сотрудничество и обмен знаниями. Реализуя эти рекомендации, странам БРИКС+ необходимо работать над использованием потенциала ИИ, смягчая его неблагоприятное воздействие на цифровое неравенство.
Совместная работа стран БРИКС+ в сфере образования, разработки инфраструктуры и поддержки инноваций станет актуальным шагом для снижения уровня цифрового неравенства. Это не только повысит конкурентоспособность отдельных стран, но и создаст крепкое сотрудничество на международной арене.
Проведенный анализ показал, что для снижения уровня цифрового неравенства можно предложить следующие рекомендации: создание совместных программ и инновационных проектов по развитию и внедрению ИИ; обеспечение правовой и инфраструктурной поддержки для развития технологий ИИ; разработка стратегий по переквалификации и переобучению работников, которые могут быть заменены автоматизацией и роботизацией; поддержка и развитие стартапов и инновационных компаний, работающих в области ИИ; сотрудничество между странами БРИКС в области разработки и внедрения новых технологий ИИ.
В условиях глобальных изменений и нестабильности страны БРИКС столкнулись с необходимостью решения новых задач, которые будут определять как внутренние отношения между государствами-членами, так и их положение в мире [Джиббури и др., 2022]. Объединение БРИКС крайне востребовано для укрепления мирового многополярного порядка и обеспечения баланса интересов различных участников на международной арене [Денисова, 2022], что обеспечивает и расширение группы до БРИКС+. Сегодня возрастает роль БРИКС в различных сферах, в том числе в развитии ИИ и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Практически все страны БРИКС на 2024 г. реализуют национальные стратегии или программы в области развития технологий ИИ [Cyman et al., 2021]. Национальная стратегия в области развития ИИ в Китае была принята в 2017 г. [Artificial Intelligence Development Plan, 2017], National Strategy for Artificial Intelligence в Индии [National Strategy, 2018] – в 2018 г., Национальная стратегия развития ИИ в России – в 2019 г. [О развитии, 2019], стратегия искусственного интеллекта Бразилии – в 2021 г. [Estratégia Brasileira, 2021]. В ЮАР стратегия развития технологий ИИ на 2024 г. находится на конечной стадии разработки.
Страны БРИКС-5, а именно Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, представляют собой достаточно разнородную группу экономик, характеризующихся быстрым технологическим прогрессом, различными уровнями занятости, роста и развития управления. БРИКС работают над решением целого ряда экономических проблем, продвижения свободной торговли и сотрудничества по таким глобальным вопросам, как изменение климата [Сахаров, 2024], устойчивое развитие [BRICS Countries, 2024], безработица [Declaration, 2024], цифровое партнерство [Ayodele, Petla, 2024].
Поскольку эти страны стремятся содействовать занятости, экономическому росту и развитию [Родионова, Шкваря, 2012], взаимодействие между ИИ и управлением, а также влияние технологий на занятость и рост становится темой, представляющей значительный научный интерес и практическую важность для выработки эффективной политики и стратегий, направленных на использование преимуществ достижений ИИ в экономике стран БРИКС.ъ
В данном исследовании акцент сделан на следующих гипотезах: 1) развитие и внедрение ИИ способно изменить системообразующие аспекты современного общества, такие как занятость, экономический рост и др.; 2) задача БРИКС по достижению Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) 8 направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, продуктивной занятости и достойной работы для всех. Учитывая важность данного вопроса, наше исследование нацелено на устранение существующих пробелов в научной литературе по вопросам взаимосвязи ИИ, занятости и экономического роста, которые требуют внимательного изучения.
Сегодня ученые изучают роль ИИ и возможности его влияния на общество и экономику. ИИ включает в себя ряд потенциальных преимуществ в таких областях, как автоматизация, анализ данных и принятие решений, что делает его мощным инструментом для повышения производительности, эффективности и благосостояния людей [Makridakis, 2017; Saba, Pretorius, 2024]. ИИ ускоряет и трансформирует человеческое взаимодействие и деловые практики [Lu, 2021; Shkvarya, Hailing, 2021], может привести к тому, что традиционные факторы производства, такие как физический капитал и труд, могут перестать быть основными движущими силами роста [Acemoglu, Restrepo, 2018]. Преобладает мнение, что ИИ будет играть ключевую роль в обеспечении занятости и роста в будущем [Acemoglu et al., 2020]. Например, исследование экономики США показало, что НИОКР играют значительную роль в экономическом росте страны, а потенциал ИИ способен в определенной степени заменить работников и может способствовать будущему росту [Fernald, Jones, 2014].
Методология. В статье авторы использовали системный подход, что позволило рассмотреть объединение БРИКС как союз, взаимодействие в котором зависит от многих факторов; были выявлены характерные черты и инструменты взаимодействия. Анализ основан на первичных исследованиях, чтобы обеспечить актуальность, надежность и точность данных о цифровом неравенстве стран. Основным методом исследования стал контент-анализ официальных документов, нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие ИИ и цифрового неравенства. Мы проанализировали подходы к определению «цифрового разрыва», связанные с измерениями неравенства в цифровом пространстве. В процессе исследования проблемы цифрового неравенства в условиях развития ИИ также использовались методы логического, сравнительного и статистического анализа.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИИ В СТРАНАХ БРИКС
В XXI в. ИИ стал важным фактором роста и преобразований, повышающих эффективность и открывающих новые возможности в различных секторах. Для оценки уровня развития ИИ в настоящее время применяется Индекс готовности правительств к внедрению ИИ, согласно которому в 2023 г. было оценено 193 страны, что на 13 стран больше, чем в 2022 г. Индекс ранжирует страны на основе 39 показателей по 10 измерениям, которые объединяются в 3 основных направления: государственный, технологический сектор и сектор данных и инфраструктуры. Высокие места в мировом рейтинге занимают рассматриваемые страны БРИКС (табл. 1).
Таблица 1. Позиции стран БРИКС в мировом рейтинге индекса готовности правительств к внедрению ИИ, 2023.
Страна | Общий балл | Место в мировом рейтинге | Государственный сектор | Технологический сектор | Данные и инфраструктура |
Китай | 70,94 | 16 | 77,32 | 60,76 | 74,75 |
Бразилия | 63,70 | 32 | 72,44 | 45,08 | 73,57 |
Россия | 62,92 | 38 | 74,13 | 43,38 | 71,26 |
Индия | 62,58 | 40 | 75,18 | 49,39 | 63,17 |
ЮАР | 47,28 | 77 | 37,82 | 40,22 | 63,79 |
Из 193 государств мира, представленных в рейтинге, Китай занимает 16-е место, Бразилия – 32-е, Россия – 38-е, Индия – 40-е, а ЮАР – 77-е. По уровню развития государственного сектора страны БРИКС, кроме ЮАР, имеют достаточно высокие показатели. Уровень инфраструктуры у всех также выше среднего, но сохраняется отставание по уровню развития технологического сектора (табл. 2).
Таблица 2. Позиции стран БРИКС в рейтинге индекса готовности правительств к внедрению ИИ по основным критериям, 2023 г.
Страна | Управление и этика | Цифровой потенциал | Адаптивность | Зрелость | Инновационный потенциал | Человеческий потенциал | Инфраструктура | Доступность данных | Репрезентативность данных |
Китай | 70,39 | 82,29 | 56,60 | 57,25 | 70,08 | 54,95 | 76,89 | 60,24 | 87,13 |
Брази-лия | 69,28 | 72,03 | 48,47 | 34,01 | 49,71 | 51,52 | 62,37 | 71,01 | 87,33 |
Россия | 70,01 | 71,38 | 55,13 | 21,51 | 50,81 | 57,81 | 56,59 | 73,75 | 83,45 |
Индия | 79,50 | 69,45 | 51,76 | 33,35 | 62,92 | 51,90 | 51,72 | 61,75 | 76,04 |
ЮАР | 57,77 | 55,64 | 37,88 | 25,51 | 48,18 | 46,97 | 54,42 | 60,19 | 76,78 |
Как видно из табл. 2, Китай лидирует практически по всем показателям. Китай, Бразилия и Индия занимают ведущие места в рейтинге по количеству ИИ-«единорогов», извлекая выгоду из огромного количества потребителей, способных стимулировать инвестиции в стартапы в этих странах. Страны БРИКС также входят в Топ-20 по показателю «Исследовательские работы по ИИ» (где Индия впервые в 2023 г. обогнала США и заняла 2-е место после Китая) и «Качество инженерно-технологического высшего образования». Эти результаты подтверждают, что большая часть населения БРИКС, за исключением ЮАР, имеет доступ к качественным образовательным и исследовательским учреждениям, что имеет решающее значение для высокого качества человеческого капитала и эффективности исследований в области ИИ в перспективе.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИИ
Стремительное развитие ИИ привлекает внимание современных исследователей с точки зрения проблемы цифрового неравенства. Термин «цифровое неравенство» стал популярен в середине 1990-х гг. Исследователи включают в это понятие прежде всего неравномерное распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обществе. Поскольку технологии ИИ продолжают развиваться и распространяться, появились опасения относительно потенциального обострения цифрового неравенства. Более того, доступ к технологиям ИИ различается в разных регионах, социально-экономических группах и демографических категориях, что приводит к цифровому неравенству.
Пересечение ИИ и цифрового неравенства поднимает критические вопросы социального, экономического, правового и этического плана. ИИ может стимулировать экономический рост, создавать новые рабочие места и повышать производительность, что обеспечивает широкомасштабные выгоды для отдельных лиц и предприятий [Mindell, Reynolds, 2023]. Инновации на основе ИИ в здравоохранении, образовании, финансах и других областях обеспечивают улучшение качества жизни, повышают эффективность соответствующих сфер и призваны решать сложные общественные проблемы. Но преимущества ИИ распределены неравномерно, внедрение технологий ИИ может усилить существующее неравенство в различных аспектах [Farahani, Ghasemi, 2024].
Одной из ключевых проблемных областей остается влияние ИИ на занятость. Поскольку системы ИИ автоматизируют рутинные задачи и расширяют возможности человека, растет спрос на работников с навыками, которые дополняют технологии ИИ, такими как анализ данных, программирование и цифровая грамотность. Эта тенденция приводит к сдвигу на рынке труда в сторону более квалифицированных, основанных на знаниях профессий, которые требуют креативности и адаптивности. Чтобы преуспеть в экономике, основанной на ИИ, работникам необходимо постоянно обновлять свои навыки с помощью программ непрерывного обучения, чтобы оставаться конкурентоспособными к технологическим сбоям. Существует риск исчезновения рабочих мест для низкоквалифицированных работников и поляризации на рынке труда. Низкоквалифицированные работники, в частности, могут столкнуться с трудностями при адаптации к меняющимся требованиям цифровой экономики, что потенциально угрожает ростом разрыва в доходах и обострением социального неравенства [Kong et al., 2023].
Влияние ИИ на рынок труда поднимает сложные политические и нормативные проблемы. Политикам в странах БРИКС необходимо решать такие проблемы, как перемещение рабочих мест, неравенство доходов, защита работников и этическое использование технологий ИИ. Политика, способствующая образованию и непрерывному обучению, инвестирование в цифровую инфраструктуру и обеспечение сетей социальной защиты могут помочь смягчить негативное воздействие ИИ на работников и способствовать инклюзивному росту.
Адаптация к меняющемуся рынку труда требует проактивных мер по подготовке работников к рабочим местам будущего, продвижения инклюзивных методов трудоустройства и использования потенциала ИИ на благо общества в целом [Rjab et al., 2023].
Помимо последствий применения в сфере занятости, ИИ также может усилить дискриминацию, особенно маргинальных слоев населения, так как не все члены общества в равной мере (даже в одной и той же стране) могут иметь доступ к надежной цифровой инфраструктуре и качественному интернет-подключению [Min, 2023].
Доступ к технологиям ИИ тесно связан с цифровой грамотностью и развитием навыков. Некоторые группы имеют ограниченный доступ к образованию, приобретению необходимых навыков для взаимодействия с технологиями ИИ, что увеличивает цифровой разрыв.
Несмотря на эти ограничения, существуют также возможности для ИИ в решении проблемы неравенства и содействии цифровому социальному равенству. Используя технологии ИИ для улучшения доступа к образованию, здравоохранению, финансовым услугам и другим важным ресурсам, можно сократить неравенство и способствовать инклюзивному росту [Mannuru et al., 2023]. Для снижения уровня цифрового неравенства можно предложить использование ИИ для кадрового прогнозирования [Гуртов и др., 2022].
В таких секторах, как здравоохранение, финансы и образование, технологии ИИ помогают профессионалам в принятии решений, анализе и обработке информации, что приводит к более эффективным результатам, улучшению качества жизни населения, а в ведущих отраслях экономики – промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и др. – применением ИИ обеспечивается рост эффективности, экономического, инновационного, транспортного потенциала.
Необходимо отметить, что пересечение ИИ и цифрового неравенства представляет собой сложную и многогранную проблему, которая требует тщательного рассмотрения и принятия мер для снижения рисков, максимизации возможностей, с тем чтобы использовать потенциал ИИ для создания более справедливого общества для всех.
Прежде всего государствам необходимо устранять ряд барьеров, таких как социально-экономические, и в первую очередь инфраструктурные барьеры, и таким образом содействовать равноправному доступу к технологиям ИИ и уменьшить цифровое неравенство.
Также необходимы системное образование и развитие цифровых навыков населения, что играет ключевую роль в уменьшении социально-экономического неравенства и формировании возможностей для отдельных лиц и сообществ [Abulibdeh, et al., 2024]. В эпоху ИИ доступ к навыкам цифровой грамотности и технологической инфраструктуре имеет решающее значение для участия в цифровой экономике.
Меры государственной политики, такие как увеличение финансирования образования, целевые инициативы по ликвидации цифрового неравенства и поддержка программ непрерывного обучения, могут снизить риск усугубления неравенства и гарантировать, что все люди получат возможность воспользоваться возможностями, предоставляемыми ИИ.
Преодоление цифрового неравенства за счет обеспечения равного доступа к технологиям и ресурсам, необходимым для участия в цифровой экономике, включает расширение широкополосной инфраструктуры, предоставление доступа к цифровым устройствам и предложение программ обучения цифровой грамотности.
По нашему мнению, действия по устранению или, как минимум, сокращению цифрового неравенства и его негативного влияния на различные социальные сферы, включая занятость, могут быть более эффективными в рамках не только отдельных стран, но и объединения БРИКС в целом, участники которого весьма дифференцированы по цифровым показателям.
ВОЗМОЖНОСТИ СТРАН БРИКС В СНИЖЕНИИ УРОВНЯ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА
Нами было проведено сравнение цифровых ресурсов участников БРИКС. Очевидно, что по большинству показателей Китай превосходит всех остальных участников объединения вместе взятых. В национальной стратегии КНР «План развития ИИ следующего поколения» [China’s New, 2017] поставлена амбициозная задача стать технологическим лидером. Стоит отметить, что 2-е место по «цифровому потенциалу» в БРИКС занимает Индия, будучи членом Global Partnership on Artificial Intelligence (GPAI).
В ситуации очевидного «цифрового неравенства» БРИКС необходимо найти и осуществить баланс интересов. Началом пути можно считать принятие в 2016 г. странами БРИКС «Совместной программы развития и плана действий по ИКТ» [The BRICS, 2016].
Далее было принято решение о создании в 2017 г. «Института будущих сетей БРИКС» [BRICS Leaders, 2017], ключевыми задачами этого проекта были: поддержка совместных НИОКР стран БРИКС в области ИКТ; «установление международно-применимых правил обеспечения безопасности инфраструктуры ИКТ и защита данных и Интернета». Важное решение по развитию ИИ, было принято в 2019 г., это создание альянса для внедрения единых стандартов и формирование «центров компетенций». В 2023 г. страны БРИКС создали исследовательскую группу по ИИ. Благодаря ее работе страны объединения увеличат доступ к инфраструктуре для создания и внедрения ИИ.
С расширением состава БРИКС, в который вошли такие страны, как Иран, ОАЭ, Египет, Эфиопия, у группы возникает возможность переработать свою стратегию в области инноваций, особенно в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Несмотря на то, что БРИКС, вероятно, не сможет конкурировать с ведущими мировыми центрами ИИ, такими как США, он способен создать значительное количество стартапов, а также развивать «компании-единороги» — стартапы, которые достигли высокой оценки капитала. Но эти и другие страны не смогут увеличить «цифровую капитализацию» в одиночку.
Для достижения успеха в развитии ИИ некоторые государства предусмотрели в своих национальных ИИ-стратегиях диффузию инноваций. Так, Индия разработала платформу открытого кода India Stack, однако эти усилия не позволят догнать цифровых лидеров – США и КНР. В табл. 3 приведены области внедрения ИИ в странах БРИКС+, ведущие отрасли и сферы применения ИИ-стартапов.
Таблица 3. Основные направления развития ИИ в странах БРИКС
Страна | Стратегия развития ИИ, год принятия | Область внедрения | Ответственная организация в сфере ИИ | Венчурные инвестиции в стартапы в сфере ИИ | Ведущие отрасли и сферы применения ИИ-стартапов |
Россия | Национальная стратегия развития ИИ, 2019 | Образование Промышленность Оборона Сельское хозяйство Транспорт Промышленность, Здравоохранение Строительство Жилищно-коммунальное хозяйство Топливно-энергетический комплекс | Национальный центр развития ИИ при Правительстве Российской Федерации | >120 млн долл. | Чат-боты Глубокое обучение ИТ-инфраструктура и хостинг Наноиндустрии Финансовые и страховые услуги |
Китай | План развития ИИ следующего поколения, 2017 | Сельское хозяйство Оборона Цифровая экономика Образование Здравоохранение Промышленность и предпринимательство, Транспорт | Китайская ассоциация ИИ | >230 млрд долл. | Большие данные Производство Мобильные приложения Здравоохранение, лекарства и биотехнологии ИТ-инфраструктура и хостинг |
Индия | Национальная стратегия по ИИ, 2018 | Сельское хозяйство Образование Здравоохранение Инвестиции | Национальный институт трансформации Индии | >15 млрд долл. | Программное обеспечение как услуга Мобильные приложения ИТ-инфраструктура и хостинг Бизнес-процессы и службы поддержки Медиа, социальные платформы, маркетинг |
Бразилия | Бразильская стратегия ИИ, 2021 | Оборона Образование Промышленность и предпринимательство Инновации Государственное управление Наука и техника | Министерство науки, технологий и инноваций | >3,3 млрд долл. | Программное обеспечение как услуга Мобильные приложения ИТ-инфраструктура и хостинг Финансовые и страховые услуги Медиа, социальные платформы, маркетинг |
ЮАР | Президентская комиссия по VI промышленной революции, 2019 Стратегия развития технологий ИИ (в стадии разработки) | Образование Здравоохранение Наука и техника Инновации Государственное управление | Департамент науки и инноваций | >600 млн долл. | Мобильные приложения Финансовые и страховые услуги Здравоохранение, лекарства и биотехнологии ИТ-инфраструктура и хостинг Медицинские технологии |
ОАЭ | Национальная стратегия ОАЭ по ИИ, 2019 | Государственное управление Промышленность и предпринимательство Наука и техника Туризм Логистика и транспорт Ресурсы и энергия Здравоохранение Кибербезопасность | Офис ИИ ОАЭ | >850 млн долл. | Мобильные приложения Программное обеспечение как услуга Электронная коммерция Финансовые и страховые услуги Бизнес-процессы и вспомогательные услуги |
Иран | Национальная стратегия ИИ, 2024 | Оборона Кибербезопасность Промышленность и предпринимательство Образование | Национальная организация по ИИ | - | Здравоохранение Финансы Образование Мобильные приложения Программное обеспечение как услуга |
Египет | Национальная стратегия ИИ, 2019 | Разработка Цифровая экономика Экономика Образование Промышленность и предпринимательство Наука и техника Социальные и социальные вопросы | Министерство связи и информационных технологий; Национальный совет по ИИ | >138 млн долл. | Мобильные приложения Финансовые и страховые услуги Бизнес-процессы и службы поддержки Инфраструктура процессинга и платежей Программное обеспечение как услуга |
Эфиопия | Национальная политика в области ИИ, 2024 | Финансовый сектор Агропромышленный комплекс Здравоохранение Исследования и инновации Образование Туризм | Министерство инноваций и технологий Эфиопии | - | Чат-боты Робототехника Машинное обучение Мобильные приложения Программное обеспечение как услуга |
Как видно из приведенных данных, страны БРИКС значительно уступают по венчурным инвестициям Китаю, хотя в этих странах области внедрения ИИ представлены достаточно широко.
Китайские НИИ и производственные структуры вносят значительный вклад в развитие соответствующих технологий [Решетникова и др., 2021]. Технологические достижения Индии позиционируют страну как один из центров инноваций в области ИИ [Сингх, Подольская, 2022; Lazanyuk, Modi, 2021].
Создание единого цифрового рынка и системы BRICS Pay представляет собой не только шаг к экономическому взаимодействию между участниками, но и стратегическую инициативу, направленную на создание самостоятельной и устойчивой финансовой экосистемы.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИИ В СТРАНАХ БРИКС
В рамках БРИКС страны обладают различным уровнем технологического развития, что создает уникальные возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Китай как ведущий игрок в области искусственного интеллекта и цифровых технологий действительно имеет значительные преимущества, которые могут быть полезны как для него самого, так и для других участников группы. Тем более, что трансфер технологий в целом достаточно характерное для стран БРИКС явление [Соловьёва, 2015].
Создание согласованной межгосударственной цифровой структуры в рамках БРИКС является перспективным направлением для достижения взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития. Это позволит снизить зависимость от западных рынков и создать более устойчивую экономическую основу для всех стран группы, в том числе Индии [Петров, Николаева, 2024] и Китая [Русакович, 2023].
Объединенная исследовательская группа БРИКС по ИИ обладает огромным потенциалом для преобразования альянса. Возможности, которые открываются перед странами БРИКС с учетом применения ИИ и больших языковых моделей (БЯМ), огромны. Эпоха трансформации может обеспечить не только экономическое развитие, но и улучшение качества жизни граждан, способствуя созданию более инклюзивного общества. Для достижения этих целей важно наладить межгосударственное сотрудничество, а также разработать стратегии и инициативы, которые помогут интегрировать ИИ в образовательные и профессиональные структуры. Создание общей БЯМ для стран БРИКС представляет собой инновационное решение, способное кардинально изменить подход к обучению, исследованиям и обмену знаниями.
ВЫВОДЫ
В заключение, для решения проблем цифрового неравенства, вызванного ИИ, требуется комплексный и совместный подход, включающий инвестиции в образование и обучение, справедливый доступ к инструментам ИИ, сотрудничество и обмен знаниями. Реализуя эти рекомендации, странам БРИКС+ необходимо работать над использованием потенциала ИИ, смягчая его неблагоприятное воздействие на цифровое неравенство.
Совместная работа стран БРИКС+ в сфере образования, разработки инфраструктуры и поддержки инноваций станет актуальным шагом для снижения уровня цифрового неравенства. Это не только повысит конкурентоспособность отдельных стран, но и создаст крепкое сотрудничество на международной арене.
Проведенный анализ показал, что для снижения уровня цифрового неравенства можно предложить следующие рекомендации: создание совместных программ и инновационных проектов по развитию и внедрению ИИ; обеспечение правовой и инфраструктурной поддержки для развития технологий ИИ; разработка стратегий по переквалификации и переобучению работников, которые могут быть заменены автоматизацией и роботизацией; поддержка и развитие стартапов и инновационных компаний, работающих в области ИИ; сотрудничество между странами БРИКС в области разработки и внедрения новых технологий ИИ.