Статьи
Секстина и гексахорд, гексаграмма и гексанема, или о древних формах глобализации
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №4
Научная статья
» Восток – Запад
DOI: 10.31857/S086919080000432-2
В аспекте актуальной проблемы культурных, исторических и антропологических границ глобализации рассмотрена теория восточного Возрождения как ее предтечи. Для верификации данной теории, популярной в СССР в 1960–1980-е гг. в качестве альтернативы идеологически и политически дискредитированной “пятичленки” истмата, проанализирована история сложной поэтической формы – секстины, неожиданно появившейся в мультикультурной среде трубадуров Прованса в конце XII в. Ее нумерологическая структура и спиральный алгоритм, раскрытые лишь в XX в., очень напоминают систему построения гексаграмм “И-цзина”, изображения которых благодаря книгопечатанию именно в X–XII вв. стали широко распространяться в Китае и могли попасть в Европу с помощью арабов. С XI в. в теории и практике музыки и пения на Западе утвердилась еще одна схожая шестеричная структура – гексахорд, породивший ноты. Связующим звеном между этими шестеричными построениями могла быть универсальная для Евразии двумерная фигура – гексанема, производная от девятеричной эннеаграммы, которая также была реконструирована лишь в XX в.
Ключевые слова: секстина, гексахорд, гексаграмма, триграмма, гексанема, “И-цзин”, Великий предел, Тай-цзи, восточное Возрождение, глобализация
Объем издания: С. 31–54