EN / RU

Статьи

Роль категории ши в теории китайской каллиграфии и живописи

Белозёрова Вера Георгиевна

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Научная статья » Философия и искусство на Востоке

 
В теории китайской каллиграфии и живописи широко использовались термины из других областей знания, а именно философии, медицины, военного дела, астрономии, фэншуй и др. Междисциплинарная универсальность ключевых для традиционной эстетики терминов создает значительные трудности при переводе старинных трактатов по искусству, которые связаны с пониманием китайских терминов и подбором их аналогов в европейских языках. В данной статье предпринимается попытка разобраться в значениях категории ши, часто встречающейся в трактатах по каллиграфии и живописи, но до сих пор мало изученной в современном западном искусствоведении. Стоит сразу оговорить, что исследование генезиса и исторической эволюции категории ши в теории китайского искусства является задачей весьма отдаленного будущего. Связано это в первую очередь с незначительностью числа переведенных на европейские языки трактатов по живописи и в особенности по каллиграфии.

Ключевые слова: категория ши, энергия (ци), энергопоток, принципы формообразования, взаимодействие (сян), сила нажима кисти, замысел произведения (и), энергетические каналы (цимай), динамические структуры пластических форм

Объем издания: С. 75–83

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).