EN / RU

Статьи

К интерпретации термина сакалиба в отчете Ибн Фадлана

Галкина Елена Сергеевна

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6

Научная статья » Исторический источник

 
Статья предлагает новую интерпретацию термина сакалиба, который Ахмад ибн Фадлан, арабский путешественник первой половины Х в., употребляет в своем отчете по отношению к населению Среднего Поволжья. Наиболее вероятно, что этот термин бытовал в данном регионе в означенный период как демоним, т.е. обозначение жителей определенной территории, вне зависимости от их генеалогии, особенностей материальной и духовной культуры. Генезис демонима связан с этносом носителей именьковской археологической культуры IV–VII вв., сходной с достоверно славянскими культурами; с VIII в. ее сменяют тюркские и финно-угорские культуры. Путем от этнонима к демониму могли стать ассимиляционные процессы. Волжская Булгария появилась не ранее конца IX – начала Х в. как объединение различных по происхождению этнополитических групп под началом предводителя булгар. В 920-х гг. Алмуш, правитель булгар, и вслед за ним Ибн Фадлан, обозначали термином сакалиба все подвластные Алмушу этнополитические объединения в совокупности. В ходе закрепления власти булгарских вождей на смену демониму сакалиба приходит термин булгары в трудах Ибн Русте, Мас‘уди, Истахри, Ибн Хаукаля и др.

Ключевые слова: Волжская Булгария, Восточная Европа, Ибн Фадлан, культурная идентичность, средневековая арабская география, средневековые мусульманские путешественники

Объем издания: С. 24–31

 
© Российская академия наук. © Редколегия журнала "Восток/Oriens"(составитель).